Реферат по предмету "Педагогика"


Половое воспитание детей дошкольного возраста

Лекция покурсу дошкольной педагогики
Тема:Половое воспитание детей дошкольного возраста

Определениепонятий и значение полового воспитания
Для усвоениязнаний по изучаемой теме необходимо осмыслить несколько наиболее важныхпонятий.
Пол — комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных признаков,определяющих индивида как мужчину (мальчика) или женщину (девочку) (В.Е.Каган).
Половоевоспитание — комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка,направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей ивзаимоотношений между полами в общественной и личной жизни (см.: Российскаяпедагогическая энциклопедия. Т. 2. М., 1999. С. 166).
Полоролевоевоспитание — составная часть полового. В результате его осуществленияребенок-дошкольник должен в значительной мере овладеть культуройвзаимоотношения полов, в основе которой — доброта, взаимоуважение иделикатность, адекватной полу моделью поведения, правильно понимать рольмужчины и женщины в обществе.
Родители ипедагоги стремятся развить у детей прежде всего положительное эмоциональноеотношение к своему полу, чувство гордости за принадлежность к нему,соответствующие полу предпочтения и интересы; начальные качества мужественностии женственности и, конечно же, добрые взаимоотношения между мальчиками идевочками. Для достижения такого результата важно формировать как нравственныечувства и представления, нравственные мотивы поведения, так навыки и умения,необходимые для реализации полученных представлений, усвоенных знаний (Т.А.Репина, Н.К. Ледовских).
Отношениеисследователей, впрочем как и практиков, к половому воспитанию детейдошкольного возраста, к используемой при этом терминологии, неоднозначно.(Заметим, что в данной теме вообще очень много спорных вопросов.) Одни из них,в частности В.Е. Каган, О.К. Лосева и др., высказываются за половое воспитание,признавая важным сообщение ребенку соответствующей информации в разумныхпределах, хотя и она шокирует отдельных педагогов и родителей. Другие, преждевсего Т.А. Репина и представители ее научной школы, считают целесообразнымобсуждать вопросы полоролевого воспитания, исключая сексуальное просвещение — сведения о сексуальных отношениях полов и о репродуктивных функциях человека.Свою позицию они объясняют тем, что данные представления пробуждают у детейнездоровый интерес к теме, тогда как сам по себе дошкольный возраст — наиболее«спокойный» период в сексуальном развитии.
До сих порученые полемизируют: какое понятие шире — полоролевое или половое воспитание.Одни считают полоролевое воспитание составной частью полового, другие убежденыв том, что оно (полоролевое) — более широкая область воспитания по сравнению ссексуальным. Но те и другие едины во мнении: психосексуальное развитие ребенканачинается с первых месяцев его жизни (а то уже и в утробе матери), даннаяобласть воспитания — важная, неотъемлемая часть нравственного воспитания (В.Д.Колесов, И.С. Кон, В.А. Сухомлинский и др.), хотя сводить ее только кнравственному было бы неверным (В.Е. Каган), и заниматься ею надо с раннеговозраста. Ведущая роль в половом воспитании детей принадлежит семье, котораяопирается на значительную помощь дошкольного образовательного учреждения.
Значениеполового воспитания в жизни человека очень велико. Не случайно, по утверждениюисследователей этой проблемы, человечество никогда не позволяло себе забывать оважности подготовки мальчиков и девочек к взрослой жизни. Дело в том, чтополовое воспитание освобождает от ложного чувства стыда, мешающего любитьдругого человека, от неверного отношения к одной из важнейших сторон жизни — взаимоотношениям между мужчиной и женщиной, помогает осознать и освоитьнекоторые обязанности, чрезвычайно важные для предстоящей семейной жизни. Тогдакак распространенное сейчас «бесполое» воспитание («девочковое» поведениепоощряется, а «мальчиковое» — порицается) приводит к формированию «усредненногосущества»: фемининного (женственного) мальчика, а потом и мужчины, имускулинной (мужественной) девочки, а потом и женщины, что служит одной изсерьезных причин многочисленных разводов, поскольку представителипротивоположного пола оказываются неспособными выполнять надлежащие имсоциальные роли.
 
Причиныотсутствия дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек
 
Современнаяпедагогическая наука и практика зачастую относятся к полу как к несущественнойхарактеристике ребенка, хотя, по мысли И.С. Кона, почти все онтогенетическиехарактеристики личности являются не просто возрастными, а половозрастными. Ктому же самая первая категория, в которой дети осознают себя, — половаяпринадлежность.
Тем болееудивительно, что недооценка, игнорирование пола происходит в условиях, когдадоказано наличие целого ряда психических и психофизиологических половыхособенностей, проявляющихся в дошкольные годы. Так, первыеанатомо-физиологические различия между мальчиками и девочками замечены уже вэмбриональный период их развития. Под воздействием половых гормонов, считают физиологи,формируются различия не только в анатомических особенностях пола, но и внекоторых особенностях развития мозга. У новорожденных девочек по сравнению смальчиками почти всегда меньше масса тела, сердца и легких, удельный весмускулатуры. Но уже через четыре недели девочки начинают опережать мальчиков вобщем развитии, а в дальнейшем — раньше ходить и говорить. Их организмотличается большей сопротивляемостью к заболеваниям. У них лучше развитатактильная чувствительность и чувствительность к запахам. Можно привести инекоторые другие примеры. Мальчики лучше обучаются с помощью зрения, девочки — с помощью слуха.
Хотя случаизадержки умственного развития (а также гемофилии, заикания, неврозов) чащевстречаются у мальчиков, их мозг, по данным исследований Т.П. Хризман, посравнению с девочками, — «более прогрессивная, более дифференцированная, болееизбирательная функциональная система, работающая экономней и целенаправленней».У мальчиков шести-семи лет уровень вербального мышления значительно выше, чем удевочек. Однако в плане социальных контактов последние более «продуктивны иактивны». Дети разного пола по-разному воспринимают и обрабатывают позитивнуюинформацию, включая разные корковые системы. А это определяет разноеэмоциональное отношение к воспринимаемому миру, его осмыслению. Эмоциональнойсфере девочек свойственны более яркие и частые проявления сочувствияокружающим. У них выше сопротивляемость стрессовым ситуациям, они успешнейадаптируются к новым условиям. Мальчики и девочки отличаются также интересами ипредпочтениями, что наиболее ярко проявляется в содержании, характере их игр ирисунков.
Половоеразвитие — результат не столько биологических особенностей пола, хотя нельзяпринижать роль физиологии и генетики, сколько социальных требований к мальчиками девочкам со стороны самых близких людей — членов семьи, а также воспитателейдошкольных образовательных учреждений и сверстников, с которыми они себяидентифицируют, поощрения соответствующих полу детей форм поведения и раннегоосознания ими своей половой роли.
 
Развитиеполоролевого самосознания
 
Уже вшесть-семь месяцев ребенок отличает мужчин от женщин, то есть пол людей, повнешнему виду, фиксируя их различия в том числе и по половому признаку. Навтором году жизни, еще не выделяя себя среди окружающих, не называя себя «Я»,знает, кто он: мальчик или девочка. Но в этом возрасте, а зачастую и в болеестаршем, ребенок еще затрудняется правильно объяснить, в чем различие мальчикови девочек. Чаще всего он апеллирует к их одежде, лицу, голосу и длине волос.Старшие дошкольники ищут объяснение в наличии силы, характере игр.
 
Полоролеваясоциализация в дошкольном возрасте
 
Половоевоспитание происходит по типу отождествления ребенком себя с родителем своегопола и подражания ему. Сын в поведении отца находит образец своей собственнойполовой роли, в образе матери — прообраз своей будущей избранницы. Отношенияродителей служат для него моделью взаимоотношения полов. То же самое можносказать и о дочери: образцом поведения для нее служит мать, прообразом будущегоизбранника — отец. Поэтому оптимальный вариант для полоролевого развитияребенка — наличие в семье обоих родителей, т.е. полная семья, живущая позаконам любви и взаимоуважения. В таком случае у детей формируются начальныеидеалы семьи и своей социальной роли, нравственные представления о ролипротивоположного пола. При отсутствии одного из родителей, например отца,важно, чтобы в той или иной мере его замещал другой взрослый — родственник,друг, воспитатель. В связи со сказанным понятно стремление общественностимногих стран, например США, Венгрии, иметь в детском саду мужчин в качествевоспитателей своих детей.
Эмансипацияженщин, борьба за равноправие полов, активное участие женщин в трудовой,общественной и политической деятельности наложили отпечаток на социальные ролипредставителей обоего пола. Произошло их смещение. Изменился традиционныйстандарт мужественности (мужчине предписывались активность, сила, уверенность,властность, сдержанность, предприимчивость) и женственности (от женщины ожидалимягкости, слабости, покладистости, зависимости, пассивности, эмоциональности).Если раньше распределение ролей и набор «мужских» и «женских» качеств былиполярными (властность — подчинение), то сейчас все большую роль играютвзаимопонимание, взаимозависимость и взаимопомощь. Поэтому родителям ипедагогам, осуществляя половое воспитание, необходимо иметь в виду следующее.Для того чтобы девочки и мальчики в будущем были счастливыми женами и мужьями,у тех и других надо формировать множество «общих», т.е. свойственных обоимполам, нравственных качеств. Честность, трудолюбие, доброта, справедливость,решительность, любовь к родному дому, культура поведения, несомненно, должныбыть присущи как женщинам, так и мужчинам. Но степень выраженности, интенсивность,удельный вес проявления определенного «набора» нравственных качеств у мальчикови девочек должны быть разными (Т.А. Репина).
Для развитияу мальчиков начал мужественности следует усилить внимание к воспитанию у нихэмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности,великодушия, рыцарского отношения к представительницам женского пола, и впервую очередь желание и способность защищать. Если мы хотим, чтобы девочкиросли женственными, то особое внимание уделим воспитанию нежности, заботливости,скромности, аккуратности, терпимости, стремлению к мирному разрешениюконфликтов.
Но все нашипедагогические старания, усилия не увенчаются успехом, если родители детей небудут служить образцом, соответствовать своей половой роли. Так, вряд ли умальчиков в семье, где мама — лидер, обладает властным характером, а папапассивен, не способен взять на себя трудности, решить семейные проблемы, будутформироваться мужские черты характера.

Формированиеначал мужественности и женственности
 
Половое воспитаниедетей, как уже отмечалось, направлено на формирование у представителейпротивоположного пола начал мужественности и женственности. Разработкасоответствующих методик осуществлялась в исследованиях Л.В. Градусовой(полоролевое воспитание мальчиков), Е.В. Кудрявцевой (полоролевое воспитаниедевочек), Л.А. Арутюновой, Н.К. Ледовских, выполненных под научным руководствомТ.А. Репиной, других ученых, а также практическими работниками. Дляформирования представлений о мужественности и женственности широко используютсяустное народное творчество и художественная литература. Так, из сказок,произведений на основе былин, к примеру «Богатырская застава» (текст В.И.Калиты), рассказов о защитниках Отечества, в частности о А.В. Суворове иззамечательной книги А.О. Ишимовой «История России для детей», дети узнают отаких качествах мужественности, как смелость, стойкость, ответственность,готовность помочь слабым, рыцарство, присущих не только взрослым мужчинам, но имальчикам. О мужественных поступках людей в мирное время повествуют рассказы истихи С.Я. Маршака «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» и другие.
С помощьюсказок, стихов и рассказов формируются представления о заботливости, миролюбии,терпимости к недостаткам других. Кстати сказать, существует мнение, будто такиеволшебные сказки, как «Аленький цветочек», «Царевна-лягушка», «Снежнаякоролева», воздействуют на детей на подсознательном уровне, являясьсвоеобразным учебником полового воспитания для самых маленьких. Ведь каждая изназванных сказок — воспитательный шедевр, настоящий гимн творческой силе любви(см.: Комарова Е. Лягушка-царевна // Учительская газета. 1990. № 43. С. 31).
Работа,проводимая в детском саду, поддерживается и продолжается родителями. Оченьважно, чтобы отец, старший брат подчеркивали в девочке ее женское начало, былик ней по-особому внимательны: букет маме в день 8 марта и маленький букетикдочурке, сестренке. Если сын одевается самостоятельно, то дочери в егоприсутствии можно подать пальто или предложить самому это сделать, поухаживатьза сестренкой: «Смотри, сын, какая красивая девушка растет в нашей семье».
Во времяэтических бесед уточняются представления о мужественности и женственности.Беседы могут проводиться индивидуально с ребенком. Вот какой разговор состоялсяу известного артиста, режиссера, общественного деятеля Р.А. Быкова со старшимсыном:
Мужчина
Олегу
Вчера сказалмне папа,
Что я ужемужчина.
Мужчины небоятся
Без мамыоставаться,
Мужчинызакаляются
И самиодеваются.
Мужчина — очень гордый –
Он не грубитсоседу,
Он дветарелки каши
Съедает заобедом,
Он не боитсябуки,
Что можетвдруг прийти.
Мужчина знаетбуквы
И счет додесяти.
Но еслиочень-очень
По маме ятоскую,
Мне папаразрешает
Пролить слезумужскую.
Одну и сразувытереть,
А то ещепольются,
И, чтоб никтоне видел,
Сейчас жеотвернуться.
А так нельзямне плакать,
Есть важнаяпричина –
Вчера сказалмне папа,
Что он и я — мужчины.
Целесообразнопроведение бесед как с мальчиками и девочками отдельно в форме «секретныхсовещаний», «разговора по душам», так и со всеми детьми вместе, например оласковых и сильных руках, о красоте и пользе труда народных мастеров имастериц, подчеркивая необходимость определенных мужских и женских качеств длятого или иного ремесла. Литературная викторина «Добры молодцы и красны девицы»помогает обобщить полученные детьми представления.
Те жесредства и методы, сопровождающиеся рассматриванием иллюстраций и репродукцийкартин художников, используются позже для развития у детей представлений осчастливых семьях, о добрых взаимоотношениях между родителями, сестрами ибратьями, их взаимной помощи.
Сформироватьпредставления, какими должны быть мужчины и женщины, очень важно, ноограничиться этим нельзя. Надо помочь ребенку реализовать их. Для этого преждевсего используются естественные и создаются проблемные ситуации, близкиежизненному опыту детей. Воспитатель рассказывает о том, что однажды произошло всоседнем детском саду или там, где он работал раньше, и спрашивает, как в томили ином случае поступили бы мальчики и девочки их группы. Создаются такжетеатрализованные проблемные ситуации, когда сказочные персонажи — феи, рыцари — демонстрируют несколько моделей поведения, а дети выбирают из них самуюправильную, то есть социально одобряемую (Н.К. Ледовских).
Дляреализации представлений о полоролевом поведении необходимо такжеорганизовывать различные виды деятельности, для чего важно сформировать у детейопределенные трудовые навыки и умения. При участии и под контролем взрослогомальчиков можно научить: разрезать плотный картон; пользоваться лобзиком приработе с фанерой; использовать молоток и гвозди, сколачивая ящик для рассады;скреплять детали кукольной мебели с помощью специального клея или шурупов;чинить игрушки; выполнять посильную им физическую работу, например принеобходимости перенести столы и стульчики из одной комнаты в другую или вынестиих на веранду. Для мальчиков старшего дошкольного возраста должно статьпривычным уступить место матери в транспорте, помочь нести сумку с продуктами.И пусть это будет не столь тяжелая ноша, но ребенок должен почувствоватьнагрузку. Тогда его труд будет не игрой в помощь, а помощью реальной. А словаматери: «Как я рада, что в семье растет настоящий мужчина!» — воспримутся сыномкак настоящая награда.
Девочекследует обучать шитью, вязанию (потом они с удовольствием будут играть вателье), сервировать стол, привлекать к оформлению интерьера, формироватьумение ухаживать за малышами. В семье они учатся домашнему труду: пылесосить,мыть посуду, печь пироги.
Одно и то жетрудовое задание, к примеру привести участок детского сада в порядок,желательно дифференцировать для мальчиков и девочек, чтобы оно сталопривлекательным для тех и других: девочки сгребают опавшие листья, накладываютих на тачку, а мальчики отвозят ее в установленное место, разгружают.Приобщаясь к народным ремеслам, девочки учатся прясть, а мальчики — выпиливатьрезные наличники для окон. Программу детских праздников (дома и в дошкольномучреждении), вечеров досуга оживляют аттракционы, конкурсы на лучшую хозяйку,на умелого помощника.
Но кромеполученных представлений, приобретаемых навыков и умений у детей должна бытьсформирована необходимая мотивация, когда присвоенные эталоны мужского иженского поведения становятся внутренними регуляторами. Поэтому так важнывоздействия взрослого на эмоциональную сферу ребенка, одобрение и положительнаяоценка его социально ценного полоролевого поведения. Ребенок испытает большуюрадость, чувство удовлетворения, если его наградят самодельным значком илиорденом «За доброту и богатырскую силу», «За помощь прекрасному полу» или «Заблагородный поступок».
Значительноеместо в половом воспитании принадлежит различным видам игр, среди нихигры-драматизации, строительно-конструктивные. По инициативе детей и с помощьюпедагога развертываются сюжетно-ролевые игры героической тематики (Л.В.Градусова). Дети обоего пола участвуют в играх, отражающих интересную,насыщенную жизнь семьи: «Семья в турпоходе», «Ждем гостей», «Идем в гости»(Н.К. Ледовских), «Родился малыш». Их вовлекают в знакомые нам с детстварусские народные игры «Верба-вербочка», «Прялица», «Яша», где мальчики выбираютсебе «невесту» из играющих девочек, иногда целуют ее. В русской народнойкультуре всегда предусматривалось воспитывать у девочек и мальчиков добрые,нежные чувства друг к другу. С удовольствием дети играют в аналогичные игры,распространенные в культурах других народов.
Половоевоспитание ориентировано на то, чтобы сегодняшние дети, став взрослыми людьми,смогли создать счастливую гармоничную семью. Одно из важнейших условийреализации столь далекой цели — преодоление разобщенности мальчиков и девочек вдошкольные годы, формирование у них дружеских отношений, культуры общения,уважения друг к другу. Для этого организуется интересная для детей обоего поласовместная деятельность (игровая, трудовая, художественная), используются ранееназванные средства и методы.
Вповседневной жизни мальчиков и девочек приучают оказывать знаки взаимноговнимания, в частности дарить «сувениры» в Международный женский день или Деньзащитника Отечества, обмениваться комплиментами. Представителей сильного полаприучают замечать «проблемы» девочек, предлагать им свою помощь, уступатьдорогу, открывать перед ними дверь; девочек — воспринимать внимание сблагодарностью; заметив неполадки в костюме своего товарища, пришитьнедостающую пуговицу, — тогда у «молодых людей» не пропадет желание заботитьсяо «слабом поле». На музыкальных занятиях в детском саду мальчики и девочкиобучаются танцевальному этикету.
Ответы наострые вопросы. На протяжении многих веков люди рассматривали все, что связанос полом, как постыдное, не подлежащее обсуждению. И по сей день, по даннымнаучных исследований, дети получают интересующие их сведения преимущественновне дома, в большинстве случаев от старших «хорошо информированных» ребят водворе. А ведь приобретенная таким образом информация может отрицательносказаться на отношении ребенка к полу, вызвать негативную реакцию, породитьневерное представление о взаимоотношениях полов как о чем-то грязном.Следовательно, всю информацию по вопросам пола родители и педагоги должныдавать детям своевременно. Детей может интересовать очень многое: примерно стрех лет они задают вопросы об анатомических различиях полов, выясняют, откудаберутся дети, примерно с четырех — как они попали в мамин животик и как имудалось выбраться из него. Может появиться интерес к участию отца вдеторождении. Обычно первые вопросы ребенка еще просты и забавны, вызваны несексуальными мотивами, а характерной для него любознательностью. Эту ихособенность подметил К.И. Чуковский в своей книге «От двух до пяти»:
Мама, ктораньше родился: ты или я?
Папа, а когдаты был маленький, ты был мальчик или девочка?
Мама родитдевочек, а папа мальчиков?
Когда яродился, откуда ты узнала, что я Юрочка?
Мама, ктоменя родил? Ты? Я так и знала. Если бы папа, то я была бы с усами.
А петух можетсовсем-совсем забыть, что он петух, и снести яичко?
Отвечать надетские вопросы, даже если они оказались для родителей неожиданными илипоказались «возмутительными», надо в спокойной обстановке, не повышая голоса ине прибегая к наказаниям за любопытство, а возможно, и неприличные выражения,используемые ребенком. Рекомендуется говорить не все, что знают сами взрослые.Объяснения должны быть простыми, ясными, доступными пониманию ребенка и неискажать истину. На вопрос «Откуда берутся дети?» первоначально можно ответитьтак: «Детей рожают мамы. Я родила тебя и твоего братика. Анютку, твою подружку,родила ее мама». В дальнейшем, когда ребенок подрастет, ответ на подобныйвопрос, возможно, более сложный, должен быть и более обстоятельным,развернутым.
Исследователиобсуждаемой проблемы, педагоги-практики высказывают полярные мнения натехнологию ответа: по мнению одних, объяснять следует без иносказаний и подменыпримерами из жизни животных и растений (В.Е. Каган, О.К. Лосева); по мнениюдругих, аналогии с жизнью животных и растений вполне уместны (Т.А. Куликова идр.). Педагоги и родители вправе выбрать, по-видимому, тот вариант объяснения,который они считают для себя более приемлемым. Главное, чтобы он не содержал«голой физиологии», натурализма, позволил бы детям составить представление одобрых взаимоотношениях родителей, их любви, уважении друг к другу и взаимнойответственности, о том, что рождение ребенка — большая радость и к этомусобытию вся семья готовится заранее. Дайте ребенку почувствовать своюсобственную ценность, радость и благодарность оттого, что он родился и любим.
Отвечая на «острые»вопросы детей, надо говорить правду, и только правду, на доступном их пониманиюуровне. Недопустимы ответы типа: тебя в капусте нашли, купили в магазине, аистпринес. Это важно для сохранения доверия ребенка ко взрослым, созданияиммунитета против искаженных и опошленных «уличных» сведений, выработкиздорового и естественного отношения к полу. Содержание ответа должно бытьинтересным ребенку, побуждающим его и в следующий раз обратиться с вопросом кблизким ему людям. Желательно, чтобы до поступления в школу ребенок ужерасполагал информацией о различиях полов и продолжении рода, полученной отродителей или воспитателей.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Понятие и значение государственного кредита
Реферат Алогічний вимір дзен-буддійського вчення
Реферат Аллергены
Реферат Пирамида, как символ египетской культуры. Религия Древнего Египта
Реферат Філософські погляди Григорія Сковороди та ідея чистої ("сродної") праці
Реферат Адани уп
Реферат Русский либерализм XIX века
Реферат Виды безналичного расчета
Реферат Россия в ее иконе
Реферат «Культурология»
Реферат Людина в космосі
Реферат Монархия как форма правления история и современность
Реферат Администрация костромской области постановление от 26 апреля 2010 г. N 133-а об областной программе "качество, безопасность, конкурентоспособность и защита прав потребителей на территории костромской области на 2010-2014 годы"
Реферат Дивидендная политика компании
Реферат Финансовые результаты деятельности предприятия и методы их анализа