Реферат по предмету "Педагогика"


Психолого-педагогический анализ процесса развития мышления у детей шестого года жизни посредством игр

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития мышления удетей шестого года жизни посредством занимательных задач
Глава 2. Педагогические условия развития мышленияу детей шестого года жизни посредством занимательных задач
2.1 Особенности развития мышления у детей шестогогода жизни посредством занимательных задач
2.2 Педагогические условия развития мышленияпосредством игровых занимательных задач у детей шестого года жизни
Заключение
Библиография

Введение
 
«Научныепонятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, авозникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности егособственной мысли». [8; 5]
Мышлениеотражает предметы и явления действительности в их существенных признаках,связях и отношениях. Оно опирается на данные чувственного познания, но выходитза его пределы, проникая в суть явлений, постигая те свойства и отношения,которые непосредственно в восприятии не даны.
Познавательнаядеятельность начинается с ощущений и восприятий. Умственное развитие человеканеобходимо совершается в процессе усвоения знаний, выработанных человечеством входе общественно-исторического развития.
В дошкольномвозрасте ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи,требующие выделения и использования связей и отношений между предметами,явлениями, действиями. По мере развития любознательности, познавательныхинтересов мышление все шире используется детьми для познания окружающего мира,которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практическойдеятельностью.
Формированиюи развитию основных структур мышления способствуют игры, насыщенные логическими математическим содержанием. Эти игры не требуют от детей каких–нибудь особыхзнаний. В них моделируются такие логические и математические конструкции, а впроцессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорениюформирования и развития у дошкольников шестого года жизни простейших логическихструктур мышления и математических представлений.
Исследованиемданной проблемы занимались такие отечественные психологи как: Выготский Л.С.,Венгер Л.А., Мухина В.С., Леонтьев А.Н., Поддъяков Н.Н.
Поэтому цельюнашего исследования является поиск эффективных педагогических условий,способствующих развитию мышления у детей шестого года жизни посредством игровыхзанимательных задач.
Объектисследования: процесс развития мышления у детей шестого года жизни посредствомигровых занимательных задач.
Предметисследования: педагогические условия, способствующие развитию мышления у детейшестого года жизни посредством игровых занимательных задач.
Гипотеза: развитие мышления у детейшестого года жизни посредством занимательных задач будет эффективным, если:
1. Использоватьв работе с детьми шестого года жизни занимательные и доступные по возрасту игровыематематические задачи.
2. Игровыезанимательные задачи вводить в обучение детей постепенно, в порядке усложнениятрудности их решения.
3. Учитьдетей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая готовыхобразцов.
4. Детибудут решать занимательные задачи не только на занятиях, но и вне занятий.
Задачиисследования:
1. Проанализироватьпсихолого-педагогическую литературу по проблеме развития мышления детей шестогогода жизни.
2. Выявитьособенности развития мышления детей шестого года жизни посредством игровыхзанимательных задач.
3. Разработатьэффективные педагогические условия, способствующие развитию мышления у детейшестого года жизни посредством игровых занимательных задач.
Методыисследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы попроблеме; педагогический эксперимент; качественный и количественный анализэкспериментальных данных.

Глава1. Теоретические основы развития мышления у детей шестого года жизнипосредством занимательных задач
Мышление – одно из высших психическихпроявлений; процесс познавательной деятельности человека, характеризующийсяобобщенным и опосредованным отражением действительности. Мышление как процесснеразрывно связано с мышлением как деятельностью личности. Термин охватываетразличные виды деятельности (творчество, интеллектуальные упражнения, решениепроблем). Считается, что в каждом случае человек пользуется мышлением. Видымышления имеют следующие особенности:
· Мышлениесимволично (в нем участвуют слова и образы).
· Процессмышления не поддается наблюдению, но его существование выводится черезлогические умозаключения.
· Впроцессе мышления происходит манипуляция с неким смысловым содержанием. [6;180]
Мышлением называется отражениесвязей и отношений между предметами и явлениями действительности, ведущее кполучению новых знаний. [1; 169]
Поопределению Леонтьева А.Н.: « Мышление – процесс отражения объективнойреальности, составляющий высшую степень человеческого познания».
Отличиемышления от других психических процессов состоит в том, что оно почти всегдасвязано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую надо решить, и активнымизменением условий, в которых эта задача задана.
Мышление вотличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой.
На практикемышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримоприсутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании,воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны смышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет ихуровень развития. [13; 182]
В чем же сутьмышления? Во-первых: мышление есть опосредованное познание. К опосредованномупознанию человек прибегает в следующих случаях:
1. когданепосредственное познание, невозможно из-за совершенства наших анализаторов;
2. когданепосредственное познание невозможно в силу временных, пространственных,технических ограничений, так как мышление радикально расширяет возможностичеловека в его стремлении к познанию всего окружающего мира, вплоть доневидимого и не представляемого, поскольку оно оперирует не только первичными ивторичными образами, но и понятиями.
3. когданепосредственное познание возможно, но не рационально.
Во-вторых:мышление есть познание отношений и закономерных связей между предметами иявлениями окружающего мира. Благодаря мышлению мы можем понять причинно –следственные связи, как в природе, так и в обществе.
В-третьих:мышление есть обобщенное познание действительности.
Функциямышления– расширение границ познания путем выхода за предмет чувственного восприятия.
Задачамышления– раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их отслучайных совпадений. [3; 31]
Одной изнаиболее распространенных в психологии является классификация видов мышления взависимости от содержания решаемой задачи. При этом выделяют следующие видымышления:
Наглядно-действительноемышление — процесс мышления представляет собой практическую преобразованнуюдеятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами.
Наглядно-образноемышление– один из видов мышления. Связано с представлением ситуаций и изменений в них.С помощью этого вида мышления наиболее полно воссоздается все многообразиеразличных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксированоодновременно виденье предмета с нескольких точек зрения.
Функцииобразного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которыечеловек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию.
Словесно — логическое мышление – это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемоемышление, это мышление путем рассуждений.
Теоретическоепонятийное мышление — это такое мышление, пользуясь которым человек в процессерешения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме,непосредственно, не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств.Он обсуждает и ищет решение задачи сначала до конца в уме, выраженное впонятийной форме, суждениях, умозаключениях.
Понятие – это форма мышления, вкоторой отражаются общие и существенные свойства предметов и явлений. [11; 485]
Суждение – это форма мышления,при которой что–то утверждается или отрицается. [11; 676]
Умозаключение – это форма мышления,позволяющая сделать вывод из ряда суждений. [11; 723]
Теоретическоеобразное мышление — отличается тем, что материалом, который здесь используетчеловек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, аобразы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творческивоссоздаются воображением.
Дискурсивноемышление (рассудочное) — мышление, носящее рассудочный характер основанное на системеумозаключений, имеющее последовательный ряд логических звеньев, каждая изкоторых определяется предыдущим и обусловливает последующее звено.Дискуссионное мышление приводит к выводному знанию.
Алгоритмическоемышление — осуществляется в соответствии с установленной последовательностьюэлементарных операций, необходимых для решения задач данного класса.
Эвристическоемышление — творческое решение нестандартных задач.
Мышлениепрактическое – мышление связано с постановкой целей, выработкой планов,проектов и часто развертывается в условиях дефицита времени.
Мышлениетеоретическое – мышление направлено на открытие законов, свойств объектов.
Мышлениетворческое– характеризуется созданием субъективно нового продукта и новообразованиями всамой познавательной деятельности по его созданию. [12; 225-226]
В процессемыслительной деятельности человек познает окружающий мир с помощью особыхумственных операций. Эти операции составляют различные взаимосвязанные,переходящие друг в друга стороны мышления. Основными мыслительными операциямиявляются:
Анализ - это расчленениепредмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы споследующим их сравнением. [11; 24]
Синтез - есть построение целогоиз аналитически заданных частей. [11; 624]
Анализ даетответ на вопрос: какая часть целого обладает определенными признаками.Результаты анализа объединяются, синтезируются. Синтез объединяет элементы,части, на основе установления существенных в определенном отношении связеймежду ними.
Классификация– заключаетсяв отнесении единичного объекта или явления к соответствующей общей группе наоснове существенных и общих признаков. [11; 238]
Абстракция — этовыделение какой либо стороны или аспекта явления, которые в действительностикак самостоятельные не существуют. Абстрагирование выполняется для болеетщательного их изучения и, как правило, на основе предварительно произведенногоанализа и синтеза. [11; 17]
Обобщение выступает как соединениесущественного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений.Понятие становится одной из форм мысленного обобщения. [11; 369]
Конкретизациявыступаеткак операция обратная обобщению. Она проявляется в том, что из общего определения– понятия — выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явленийопределенному классу. [11; 249]
Болееглубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия их внутренних связей,закономерностей и существенных свойств. Оно выполняется при помощи операциймышления – анализа и синтеза.
На анализе исинтезе основаны все ступени мыслительного процесса.
Мыслительныйпроцесс классификации также играет важную роль в развитии познавательнойдеятельности дошкольников: он закрепляет представления об отдельных предметах вих признаках и свойствах, об общих группах предметов, тем самым способствуетразвитию логического мышления, приводит знания в определенный порядок,подготовляя к систематическому школьному обучению. [7; 72]
Висторическом развитии мышления и в развитии мышления ребенка различаются трисменяющие друг друга стадии — виды мышления:
1. наглядно- действенное (сенсомоторное) 0-4 лет
2. наглядно- образное 2-7 лет
3. абстрактно-логическое.5-10лет
.Работа надразвитием мышления ребенка, начиная с раннего детства, будет эффективной тогда,когда воспитатель включает подлинную умственную активность детей в любой вид ихдеятельности, в занятия и труд, в игры и наблюдения природы, в обсуждениепоступка героя книги и в рисование с натуры или по представлению. Этаразнообразная деятельность детей требует всегда основного и общего процесса –анализа – синтеза.
Первый шаг вразвитии основного мыслительного процесса: анализ – синтез. Все дальнейшееразвитие умственной деятельности ребенка – усложнение и совершенствование этогопроцесса. Он становится все более и более дробным, тонким и обобщенным. [14;194]
Развитиемышления (в плане освоения самого процесса) сказывается в том, что:
1. анализстановится все более дробным, а синтез все более обобщенным и точным;
2. одини тот же предмет подвергается анализу в разных направлениях;
3. ребеноковладевает анализом – синтезом как общим методом умственной деятельности. [14; 195]
Так же однойиз форм мышления является речь. В речи мысль не толькоформируется, но и развивается.
Такимобразом, мышление является процессом производства умозаключений с логическимиоперациями над ними.
Существуютразличные методы, с помощью которых человек производит мыслительные операции идействия:
Методпроб и ошибок зарождается в раннем детстве, когда ребенок начинает познаватьмир: трогает руками, пробует, смотрит – накапливает образы и понятия, ищетсвязи между своими действиями и их результатами.
Методфокальных объектов – метод наделения обычных предметов совершенно необычнымисвойствами. Для тех, у кого развито воображение и фантазия.
Методконтрольных вопросов:
Осведомительные– цель: получение новойинформации.
Контрольные– направленные на проверкузнаний.
Наводящие–нарешение проблемы, вопросы, помогающие найти сильную идею или понять ситуацию.
Проблемныеили развивающиевопросы, побуждающие думать.
Занимательные вопросы провоцируютинтерес у детей к ответу, к мыслительной деятельности.
Детскоемышление проходит определенные этапы в своем развитии. Первым средством решениязадач для маленького ребенка является практическое действие. Совершая различныеманипуляции с предметом, ребенок либо получает желаемый результат, либообращается за помощью к взрослым или вообще отказывается от дальнейших проб.Подобное мышление получило название наглядно – действенного, или практического:задача дана наглядно и решается руками, то есть практическим действием.«Мышление руками» не исчезает по мере взросления, а остается в резерве даже увзрослых, когда какую – то задачу они не могут решить в уме и начинаютдействовать путем проб и ошибок. К среднему дошкольному возрасту появляютсязадачи нового типа, где результат действия будет не прямым, а косвенным и дляего достижения ребенку необходимо будет учитывать связи между двумя или несколькимиявлениями, происходящими одновременно или последовательно. При решении задач скосвенным результатом дети четырех – пяти лет начинают переходить от внешнихдействий с предметами к действиям с образами этих предметов, совершаемым в уме.Так развивается наглядно – образное мышление, которое опирается на образы:ребенку необязательно брать предмет в руки, достаточно отчетливо представитьего. В процессе наглядно – образного мышления идет сравнение зрительныхпредставлений, вследствие чего задача решается. Возможность решения задач в умевозникает благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, приобретаютобобщенный характер. То есть в них отображаются не все особенности предмета, атолько те, которые существенны для решения определенной задачи. То есть всознании ребенка возникают схемы, модели. Овладение моделями выводит на новыйуровень способы получения детьми знаний. Если при словесном объяснении ребенокне всегда может понять, например, некоторые первичные математические действия,звуковой состав слова, то с опорой на модель он это сделает легко. Образныеформы обнаруживают свою ограниченность, когда перед ребенком возникают задачи,которые требуют выделения таких свойств и отношений, которые нельзя нагляднопредставить. При решении задач без наглядного перехода действий, ребенок неможет независимо рассмотреть наглядно происходящие с объектом перемены,например изменение формы, площади. Ведь для этого требуется переход от сужденийна основе образов к суждениям на основе словесных понятий. Словесно –логическое мышление самое сложное, оно оперирует не конкретными образами, асложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. К шести годам понятиядетей становятся глубже, полнее, обобщеннее, в них включаются все болеесущественные черты предмета, явления. Чтобы слова превратились в понятия,требуется специально организованное обучение ребенка со стороны взрослого.Систематическое овладение понятиями начинается в процессе школьного обучения. Встаршем дошкольном возрасте начинается овладение действиями с числами иматематическими знаками. Важно управлять этим и стремиться формировать у детейотвлеченное понятие числа как характеристики любых предметов, математическихдействий, без опоры на образы. Также ребенок овладевает некоторыми абстрактнымипонятиями: о временных отношениях, причине и следствии, пространстве. При этомпонятия о конкретных предметах образуются легче и быстрее. На протяжениидошкольного возраста получают развитие и такие формы мыслительной деятельности,как суждение и умозаключение. В работе над развитием у детей логическогомышления воспитатель должен своими вопросами, указаниями и пояснениями вестидетей к выделению существенных частей и элементов целого соответственно тойзадаче, которую поставил перед собой. Показывая детям сразу же взаимосвязи,существующие между этими частями, воспитатель завершает свою работу обобщением,т.е. возвратом снова к целому, но уже понятому детьми более глубоко и полно.Это движение от целого к частям и их связям, а от них снова к целому – характернейшаячерта высших форм мышления. [14; 200-205]
Получениезнаний – обязательное условие развития мышления детей. Одни знания детиполучают из общения со взрослыми, другие из собственной деятельности. Основуразвития мышления составляет формирование и совершенствование мыслительныхдействий. Овладение мыслительными действиями в дошкольном возрасте происходитпо принципу внешних ориентировочных действий. В зависимости от того, каковы этивнешние действия, формирующиеся мыслительные действия ребенка принимают либоформу действия с образами, либо форму действия, то есть наглядно – действенноемышление, либо со знаками – словами, числами, то есть логическое мышление. [9; 205]
Словоначинает использоваться как самостоятельное средство мышления по мере усвоенияребенком выработанных человечеством понятий – знаний об общих и существенныхпризнаках предметов и явлений действительности, закрепленных в словах. Для тогочтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления,позволяющее решать умственные задачи без использования образов, ребенок долженусвоить понятия, закрепленные в словах. [4; 30]
Обучение вдетском саду должно быть направлено на воспитание у детей привычки полноценнойлогической аргументации окружающего. Опыт обучения свидетельствует о том, чторазвитию логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствуетизучение начальной математики. Для математического стиля мышления характернычеткость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умениепользоваться символикой. [2; 45]
Подматематическим развитием дошкольников понимают качественные изменения в формахпознавательной активности ребенка, которые происходят в результате формированияэлементарных математических представлений и связанных с ними логическихопераций. [15; 5]
Занятиематематикой приобретает особое значение в связи с развитием у детейпознавательных интересов, умений проявлять волевые усилия в процессе решенияматематических задач.
На занятияхпо математике в детском саду формируются простейшие виды практической иумственной деятельности детей.
Видыдеятельности – способы обследования, счет, объективные последовательныедействия, которые должен выполнить ребенок для усвоения знаний: поэлементноесравнение двух множеств, накладывание меры.
На основепрактических действий у детей формируются такие мыслительные операции, каканализ, синтез, сравнение, обобщение. Важной задачей является развитие у нихмышления и речи (овладение математической терминологией). Развитие начальныхумений индуктивного и дедуктивного мышления. [15;5]
Любаяматематическая задача на смекалку, для какого бы возраста она нипредназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, котораязамаскирована занимательным сюжетом, внешними данными и условием задачи. [8; 3]
Различныеумственные задачи: (составление фигур и их видоизменение, нахождение путьрешения) – реализуются средствами игры в игровых действиях. Смекалка,находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности,основанной на непосредственном интересе. [15; 4]
Занимательностьматематическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждойзадаче, логическом упражнении, развлечении.
Разнообразныйэлементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в немусловно 3 основные группы:
· Развлечения
· Математическиеигры и задачи
· Развивающиеигры и упражнения (дидактические)
Математическиеразвлечения: головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственноепреобразование и др. они интересны по содержанию, занимательны по форме,отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата.
Математическиеигры:это игры, в которых смоделированы математические построения, отношения,закономерности. Для нахождения ответа необходим предварительный анализ условий,правил, содержания игры или задачи. По ходу решения требуется применениематематических методов и умозаключений. Разновидностью математических игр изадач являются логические игры, задачи и упражнения. Они направлены натренировку мышления при выполнении логических операций и действий.
Дидактическиеигры и упражнения: они направлены на развитие у детей разного возраста логическогомышления, пространственных представлений, дают возможность упражнять ребят всчете, вычислениях. [8; 5-6]
Используетсязанимательный материал с целью формирования представлений, ознакомления сновыми сведениями. При этом непременным условием является применение системыигр и упражнений.
Когдазанимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительноеэмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Приэтом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия вперекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода, предугадываниерезультата, предположение решения). В ходе поиска гипотез, решения детипроявляют и догадку, т.е. приходят к правильному решению. Практическими пробамипользуются дети 5 – 6 лет, а дети 7 лет осуществляют поиск путем сочетаниямысленных и практических проб. [15; 6]
Н.А.Непомнящая определила следующие задачи математического развития детей старшегодошкольного возраста:
1. обучениеобобщенным способам, формирование простейших абстрактных математическихпредставлений, использование моделей и знаков.
2. передачаопределенных знаний и способов решения задач.
3. формированиепсихологических механизмов, которые обеспечивают в максимальной степениуспешность обучения, возможности самостоятельности в дальнейшей учебнойдеятельности и практике применения знаний.
4. формированиепромежуточного уровня знаний и действий, который и должен обеспечить связьматематических абстракций с конкретной действительностью. [10; 182]
Такимобразом, ребенка дошкольного возраста необходимо научить сравнивать, обобщать,анализировать, организуя различные виды деятельности. Когда дошкольникапобуждают подробно, развернуто объяснять явления и процессы в природе,социальной жизни, то рассуждение превращается в способ познания и решенияинтеллектуальных задач. Усвоение системы знаний также позволяет дошкольникуболее эффективно решать интеллектуальные проблемы.
Игрыматематического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес,способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умениеучиться. Необычная, с элементами проблемности, присущая занимательной задаче,интересна детям. Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задачзаключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать ее невозможнобез сосредоточенности, напряженного обдумывания, постоянного сопоставления целис полученным результатом.

Глава2. Педагогические условия развития мышления у детей шестого года жизнипосредством занимательных задач
 
2.1Особенности развития мышления у детей шестого года жизни посредствомзанимательных задач
 
С цельювыявления особенностей развития мышления у детей шестого года жизни посредствомзанимательных задач нами был проведен констатирующий эксперимент.
Задачи констатирующегоэксперимента:
1. Выявитьуровень интереса к игровым занимательным задачам по математике у детей шестогогода жизни.
2. Выявитьуровень развития мыслительных процессов: обобщения, классификации, анализа удетей шестого года жизни.
3. Выявитьуровень развития наглядно – образного и зачатков словесно-логического мышленияу детей шестого года жизни.
Исследованиепроводилось на базе МДОУ № 3, в группе детей шестого года жизни с 23. 03. 2009по 25.03. 2009 г. В эксперименте участвовало 10 человек (см. Таблицу 1).
Таблица 1.
Список детейэкспериментальной группы№ Имя ребенка Возраст 1 Данил К. 5 лет 3мес. 2 Гоша И. 5 лет 3мес. 3 Ваня Б. 5 лет 1мес. 4 Денис Ш. 5лет 5мес. 5 Евгений Н. 5лет 5мес. 6 Катя П. 5лет 3мес. 7 Полина В. 5лет 3мес. 8 Алина К. 5лет 4мес. 9 Зоя Р. 5лет 5мес. 10 Настя Д. 5лет 5мес.

Для решенияпоставленных задач нами был проведен трехсерийный эксперимент.
В первойсерии эксперимента у детей выявляли уровень интереса к игровымзанимательным задачам. Для этого нами была использована методика «Выбор»(Н.Соколовой). Ребенку предлагалось в течение трех дней выбрать, чем онхочет заниматься: играть в настольную игру, читать или решать задачи. Каждыйвыбор оценивался в 1 балл. Затем подсчитывалось количество выборов по каждомувиду деятельности.
Высокийуровень интереса к игровым занимательным задачам – ребенок выбирает занятияматематическими задачами 3 раза.
Среднийуровень интереса к игровым занимательным задачам — ребенок выбирает занятияматематическими задачами 2 раза.
Низкийуровень интереса к игровым занимательным задачам — ребенок выбирает занятияматематическими задачами 1 раз или не выбирает ни разу.
Результатыисследования по методике «Выбор» представлены в таблице 2, протокол вПриложении 1.
Таблица 2.
Уровеньинтереса к занимательным математическим задачам№ п/п Имя ребенка Настольная игра Чтение Занимательные задачи уровень 1 Данил К. 1 Низкий 2 Гоша И. 2 Низкий 3 Ваня Б. 1 1 1 Низкий 4 Денис Ш. 3 Низкий 5 Евгений Н. 3 Высокий 6 Катя П. 1 2 Низкий 7 Полина В. 2 Низкий 8 Алина К. 3 Низкий 9 Зоя Р. 3 Высокий 10 Настя Д. 1 1 1 Низкий
детскиймышление игровой задача

/>
Рис.1.Уровень интереса к занимательным математическим задачам у детей шестого годажизни
Проведенноеисследование показало (Рис.1), что:
Низкийуровень интересак занимательным математическим задачам наблюдается у 80 % детей; среднийуровень не выявлен; высокий уровень – у 20% детей.
Во второйсерии констатирующего эксперимента у детей выявляли уровень развитиямыслительных операций: обобщения, классификации, анализа.
Для оценкиумственных операций анализа, обобщения и классификации использовалась методика «Лишнийпредмет» (Л.Парамоновой).
Ребенкупоследовательно предъявляли 6 карточек, на которых изображены различныепредметы: по четыре на каждой карточке (см. Приложение 1). Вначале ребенкупоказывали первую (тренировочную) карточку и объясняли, что из четырехпредметов один – лишний. Необходимо определить его и объяснить свое решение.После этого предлагали ребенку подумать и сказать, как можно назвать оставшиесятри предмета одним словом.
Результатыоценивались в баллах (по каждому критерию отдельно):
Анализ:
3 балла –ребенок смог самостоятельно определить лишний предмет и объяснить свое решение;
2 балла –ребенок определил предмет с подсказки взрослого, в объяснении решения былизатруднения;
1 балл –ребенок не смог определить лишний предмет и обосновать решение.
Обобщениеи классификация:
3 балла –ребенок смог самостоятельно обобщить и сказать правильный ответ;
2 балла –ребенок обобщил и сказал ответ с подсказки взрослого;
1 балл –ребенок не смог обобщить и сказать правильного ответа.
Полученныерезультаты развития мыслительных процессов представлены в таблице 3, протокол вПриложении 2.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Должностное лицо как субъект преступления
Реферат Реализация личностно-ориентированного обучения на занятиях физической культурой в вузе
Реферат Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXI веков. Антиглобализм
Реферат Метод лінгвістичної географії. Зіставний метод. Структурний метод у лінгвістичних дослідженнях
Реферат Інститут енергетики та систем керування hапрям: Електромеханіка
Реферат 1. Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности Центра патологии речи и нейрореабилитации
Реферат Налоговая политика Японии
Реферат Генезис тестирования в истории отечественного образования
Реферат The Giver By Joe Smith Essay Research
Реферат Ахметзаки Валиди Туган 1890-1970 - всемирно известный учёный востоковед и крупный общественный
Реферат ТЕПЛОВОЙ РАСЧЕТ И ЭКСЕРГЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПАРОГЕНЕРАТОРОВ ХИМИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Реферат Эффективность оптимизации параметров систем безопасности движения автотранспортных средств
Реферат Российская ментальность в контексте событий Великой Отечественной войны (1941-45 гг.)
Реферат Электрохимические и физико-механические закономерности формирования оксидноникелевых электродов
Реферат Организация эффективной работы прядильного производства