Реферат по предмету "Педагогика"


Выжигание и работа с природными материалами

Материалыи инструменты для выжигания по дереву
 
Цель:Познакомить детей с историей возникновения эл. выжигателя, его составнымичастями, техникой безопасности. Видами древесины и ее качествами.
Оборудование:
Зрительный ряд:на стенах кабинета и доске образцы работ, технологические карты, схемы,иллюстрации, «волшебный сундучок», кукла Домовенок.
Литературный ряд:С. Пул «Выжигание по дереву», Д.Райт «Искусство выжигания по дереву».
Музыкальный ряд:Шопен «Фантазия №4».
Материалы:эл. выжигатель, фанера, эскиз рисунка, карандаш, копировальная бумага, кнопки.
Ходзанятия.
Дети входят в кабинет,педагог встречает их и предлагает занять свои места.
Здравствуйте, моидорогие. Сегодня у нас с вами будет необычное занятие. Я хочу познакомить вас сДомовенком, который живет в этом кабинете. Что вы слышали или знаете о Домовых?(ответы детей).
Считалось, что Домовой– это душа избы, покровитель живущих в ней людей. Домовой обычно устраивалсяжить в подполе над печью. Домового обычно представляли себе в виде маленького,заросшего старичка. Люди старались поддерживать с Домовым хорошие отношения, незабывали обратиться к «дедушке-суседушке» с ласковым словом, оставить немноговкусной еды и Домовой платил добром за добро: помогал содержать дом в порядке,предупреждал о грозящей опасности.
Раньше, давным-давно,когда еще не было электричества, наш Домовенок жил в деревянном доме у одногоМастера, который славился тем, что умел выжигать на деревянной посудеразнообразные узоры. А как вы думаете, ребята, при помощи чего выжигал рисункиМастер на деревянной посуде? Не забывайте что электричества еще небыло.
При помощи раскаленнойкочерги. Типичный набор Мастера состоял из переносного горшка или жаровни сотверстиями вдоль верхнего края и кочерег. Через отверстие кочерги вставлялисьв жаровню, где подогревались на раскаленных древесных углях.
На кочергу надевалсяспециальный заостренный наконечник, необходимой формы, которых у Мастера былонесколько.
Затем, когда появилосьэлектричество, был изобретен прибор для выжигания, в основу которого былаположена конструкция паяльника.
Домовенок очень любиттворческих людей, которые с интересом, желанием занимаются каким-либо ремеслом.И поэтому он теперь поселился в нашем кабинете. Периодически он будет приходитьк нам в гости со своим Волшебным сундучком.
Давайте посмотрим, чтосегодня находится в его сундучке? (Показ иллюстраций работ выполненных кускамираскаленного металла и работ, выполненных при помощи эл.выжигателя). А еще вВолшебном сундучке Домовенка находится современный прибор для выжигания,который можно купить в магазине. Давайте посмотрим, как работает нашэл.выжигатель, который состоит из вилки, трансформатора, регулятора напряжения,ручки и насадки из проволоки. Как только мы вставляем вилку в розетку эл.ток попроводу поступает в трансформатор, а затем к насадке из проволоки. При помощирегулятора накаливания можно регулировать степень нагрева насадки:вправо-больше, влево-меньше. Домовенок хочет познакомить вас с некоторымиправилами пользования эл.выжигателем, чего нельзя делать:
-не пробовать пальцемнагрелась насадка или нет,
-не подноситьраскаленную насадку к лицу,
-не вскрывать коробкутрансформатора,
-не скручивать и несгибать эл.провод,
-не допускайте контактараскаленной насадки с проводом,
-не допускайтеперегрева насадки, периодически отключайте прибор.
Ребята, а как выдумаете, от чего еще (кроме эл.выжигателя) зависит качество выполненной работы?Конечно от древесины, которая должна соответствовать выбранному рисунку.Выжигать можно практически на любой деревянной поверхности, но лучше всегоподходит бук (деревянные ложки, лопатки, разделочные доски), идеальнымматериалом можно считать фанеру, которая сделана из срезов березы. Средисортовсветлой твердой древесины наиболее популярны, платан, липа иклен. Они обладают гладким волокном, а их светлый тон хорошо контрастируетс рисунком. Самое главное чтобы заготовка, на которую мы будем наноситьрисунок, была гладко отшлифована. Для этого используется наждачная бумага.
Давайте посмотрим, чтоеще находится в Волшебном сундучке у Домовенка? Вот наждачная бумага, а это копировальнаябумага, как вы думаете, для чего она? Правильно, для того чтобы перевестирисунок с бумаги на древесину. А чем лучше обводить рисунок? Молодцы, правильно,карандашом. А вот в Волшебном сундучке еще какие-то кнопки,интересно, а они для чего? Умники, для того чтобы рисунок вместе скопировальной бумагой приколоть к фанере.
А теперь, давайте,ребята, попробуем выжечь не большую картину.
Практическая работа.
Зачистка фанеры,перевод рисунка при помощи копировальной бумаги. Выжигание по контуру.
Заключительная часть.
По окончании работыпредложить детям организовать свою первую выставку и придумать ей название.Обратить внимание детей и Домовенка на работы, которые выполнили дети.Сфотографировать детей вместе с Домовенком на фоне первых детских работ.

ТЕХНИКАВЫЖИГАНИЯ
 
Силуэт.
Цель:Познакомить с особенностями силуэтного выжигания, с понятиями тон, контур,силуэт.
Оборудование:
Зрительный ряд:на доске и стенах кабинета развешаны иллюстрации картин с силуэтнымизображением и детские работы, кукла Домовенок.
Литературный ряд:С.Ариарский «Сто удивительных поделок», А.Г.Гусева «Нетканый гобелен», Д.Райт«Искусство выжигания по дереву».
Музыкальный ряд:П.И.Чайковский «Сладкая греза».
Материалы:фанера, эл.выжигатели, карандаши, копировальная бумага, наждачная бумага,кнопки, эскизы рисунков.
Ходзанятия.
В кабинете оформлена небольшая выставка. Педагог приветствует детей и предлагает им занять свои места.
Здравствуйте ребята,сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Домовенок пригласил наспосетить выставку необычных картин. А чем они необычны? Обратите внимание, чтофигуры на этих картинах изображены в виде темных силуэтов. А кто знает, чтообозначает понятие –силуэт? Силуэт – это очертание рисунка.
Силуэт создается засчет контура, который затем заполняется внутри. Контур – этолиния, очерчивающая форму изображенного предмета.
Силуэт должен всегдавыглядеть слегка преувеличенным. Обратите внимание на силуэтные рисунки, на нихфигуры изображены в профиль,- с резко очерченным носом и лбом. Портретноесходство передается за счет контура. Вот почему для силуэта так важна точная линия.Обратите внимание, силуэтный портрет изображается только в профиль. А теперьвнимательно посмотрите на картины и расскажите, кто изображен на них. Для вас,ребята, Домовенок приготовил загадки. Вы должны отгадать их и рассказать,какими отличительными чертами обладает тот или иной герой.
Подскажите, что застранный
Человечек деревянный.
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует ондлинный.
Кто же это? — Буратино.
Стал он каждомудружком,
Мальчик с чубчикомторчком,
Очень просто и недлинно
Он зовется…Чиполино.
Для него прогулка –праздник,
А на мед – особый нюх,
Этот плюшевый проказник
Медвежонок…Вини Пух.
Практическаяработа.
А теперь вспомнитепоследовательность подготовки древесины к выжиганию. Правильно, зачищаем фанеруи аккуратно переводим рисунок, с помощью копировальной бумаги, на фанеру. Послеэтого прибором для выжигания обведем рисунок ровной одинаковой по цвету линией.В тех местах, где линия контура меняется, иногда удобнее повернуть не перо, асаму фанеру. Прочертив контур, заполним его темным тоном. Для достижениятакого эффекта ведите перо медленно, и в случае необходимости обработайтеповерхность несколько раз.
Заключительнаячасть.
Повторение значениетерминов силуэт, контур, тон.
Дополнить выставкувыполненными работами детей. Обратить внимание детей и Домовенка на качествовыполненных ими работ. Поделится с Домовенком своими впечатлениями, ответивкаждому на вопросы: что узнал нового; что понравилось, а может, и нет; какиечувства испытывал. Игра «Домовой». (Приложение).
 
Бордюры
 
Цель:Познакомить детей с видами и значением орнаментов, используемых в изображениибордюров.
Оборудование:
Зрительный ряд:на доске образцы работ и виды бордюров, «волшебный сундучок», кукла Домовенок.
Литературный ряд:Н.Голубева«Аппликация из природного материала», Е.А.Белявская-Ерныхова «Этно-творческаялаборатория».
Музыкальный ряд:П.И.Чайковский «Времена года».
Материалы:фанера, эл.выжигатель, эскизы орнаментов, копировальная бумага, кнопки.
Ходзанятия.
Педагог вместе сДомовенком встречает детей и предлагает им занять свои места.
Здравствуйте ребята,сегодня у нас опять в гостях Домовенок. Сегодня он расскажет и раскроет намсекрет Волшебного узора.
Был холодный зимнийвечер. В доме Мастера, где жил Домовенок, было тепло и уютно. Мастер сидел застолом и занимался своим любимым делом, — выжигал на деревянной посуде, аДомовенок сидел за печкой и наблюдал за ним. На столе горела свеча, отражаясь воконном стекле. Мастер ненадолго задумался, глядя в морозное окно, которое былоразукрашено необычными узорами. Середина окна оттаяла из-за тепла, исходившегоот свечи. Глядя на узор по краям окна, Мастер подумал: какие красивые инеобычные узоры вывел мороз на стекле, а ведь можно наверно придумать,нарисовать и выжечь узоры и на дереве. Взял Мастер лист бумаги и сталпридумывать и рисовать разнообразные узоры, которые можно наносить по краямизделия.
Прошло много времени илюди придумали множество разнообразных узоров и орнаментов, они сталиназываться бордюрами. Бордюры могут служить рамкой для картин илисамостоятельным декоративным элементом. Бордюр – это украшение покраям какого-либо предмета.
В Волшебном сундучкеДомовенка находятся образцы этих бордюров. Давайте посмотрим. Обратитевнимание, что одни узоры состоят из листочков, цветов, веточек – это цветочныйорнамент. Другие из квадратов, кругов, ромбиков. Как вы думаете, это какойорнамент? Правильно, геометрический. А третьи узоры из каких-то драконов,зверей, птиц. А как бы вы назвали этот вид орнамента? Конечно, животный. А чтотакое орнамент? Орнамент это – узор, построенный наритмическом чередовании предметов.
А еще в Волшебномсундучке есть необычные орнаменты. Посмотрите и скажите, где вы их видели и длячего их используют? (ненецкие национальные орнаменты). А вы знаете, что каждый орнаментимеет свое название? Например, чум, локоть лисицы, мамин узор и т.д.
Практическаяработа.
В Волшебном сундучке уДомовенка находятся образцы бордюров, которыми он предлагает украсить вашиработы. Бордюры можно наносить с четырех сторон, с двух противоположных сторон,по углам. Внимательно посмотрите и подумайте, где лучше расположить бордюры навашей работе, и приступайте к работе.
Заключительнаячасть.
Теперь, когда работазакончена, я предлагаю поменяться между собой своими работами, и пусть каждыйохарактеризует работу своего товарища. Какой орнамент он выжег, чтопонравилось, а что-то, может быть не очень. В заключении поиграть с Домовенкомв игру «Паутинка» (Приложение).

Штриховкаи ее виды
 
Цель:Познакомиться с видами и способами выполнения штриховки.
Оборудование:
Зрительный ряд:образцы работ, образцы видов штриховок, технологические карты, «волшебныйсундучок», кукла Домовенок.
Литературный ряд:С. Пул «Выжигание по дереву», Д. Райт «Искусство выжигания по дереву», Р.В. Паранюшкин«Техника рисунка», Д. Чиварди «Рисунок».
Музыкальный ряд:Э. Денисов «Пение птиц».
Материалы:фанера, наждачная и копировальная бумага, карандаш, кнопки, технологическаякарта.
Ходзанятия.
Дети входят в кабинетпод музыку, педагог встречает их, предлагает занять свои места и сообщает, чтосегодня она – Сказочница.
Здравствуйте, дорогиеребята. Я рада вновь видеть вас в нашей Волшебной стране. Сегодня я, вместе сДомовенком, расскажем вам сказку, которая называется «Цветной мир природы».
Мастер очень любилпутешествовать. Однажды он, вместе с Домовенком, решил отправиться в горы,чтобы полюбоваться их красотой. Собираясь в дорогу, Мастер взял с собойВолшебный сундучок, бумагу и карандаш. Не забыл он и про свою любимую собачку.Дорога была долгая – через поля, леса, реки. Собачка носилась по полям забабочками и кузнечиками, вспугивал незнакомых птиц, лаял на пробегавших зайцев.Она то – скрывалась в высокой траве, то выпрыгивал высоко вверх, веселопомахивая хвостиком. Когда все устали, то решили передохнуть возле могучегодерева. Они сели в тени его ветвей и стали наблюдать за тем, что происходитвокруг. Птицы не боялись Мастера и Домовенка, они садились им на плечи, зверибрали из их рук еду, вокруг них порхали бабочки, а кузнечики весело прыгали втраве. Мастер заметил бабочку, которая села на цветок. Она раскрыла свои крыльяи стала хоботком пить цветочный нектар.
-Какая же это красота!- подумал Мастер. – Надо это зарисовать, а по возвращении перевести рисунок надерево и выжечь. Так он и сделал. А для того чтобы передать убьем и красотубабочки, Мастер придумал различные виды штриховок. Давайте рассмотримэтапы создания бабочки, которую Мастер разукрасил, используя штриховку.(Технологическая карта создания бабочки).
Как видно на рисунках,крылья бабочек изображены с помощью, идущих в различных направлениях тонкихлиний. Обратите внимание на то, что штриховка крыльев бабочки не одинакова поинтенсивности цвета линий, что позволяет начать наложение различных тонов,светлых и темных. Продумано здесь и направление линий, расходящихся от телабабочки.
На следующем этапеработы была добавлена штриховка. Для того чтобы варьировать глубину тона, надопрожигать линию то быстрее, то медленнее, а также то ослаблять, то усиливатьнажим на перо. Наконец на заштрихованные участки были добавлены дополнительныелинии. В результате, для создания бабочки, были использованы три вида штриховки– неоднородная штриховка, косая штриховка и размытая косая штриховка.
Практическаяработа.
А теперь я предлагаювам стать Волшебниками. В Волшебном сундучке находятся эскизы разнообразныхбабочек, вы можете выбрать любую, перевести ее на свою фанерку, выжечь ее,используя полученные знания о штриховке. Если хотите, вы можете сами придуматьи нарисовать бабочку, вы ведь Волшебники.
Заключительнаячасть.
По окончании работыпредложить детям придумать небольшой рассказ о своей бабочке и рассказать ееДомовенку. Как ее зовут, откуда она прилетела и т.д.

КОМПОЗИЦИЯ
 
1) Эскиз композиции.
Цель:Познакомить с сюжетной композицией, правилами расположения предметов наплоскости, понятием перспектива.
Оборудование:
Зрительный ряд:образцы работ, иллюстрации, технологические карты, «волшебный сундучок», куклаДомовенок.
Литературный ряд: В.Бялик «Пейзаж», Н. Голубева «Аппликации из природного материала, В. Запаренко«Большая энциклопедия рисования».
Музыкальный ряд:Шопен «Вальс №10»
Материалы:бумага, карандаши, шаблоны разнообразных предметов, клей.
Ходзанятия.
Дети входят в кабинет,педагог приветствует их и предлагает сесть на стулья, которые расставлены покругу. Звучит спокойная музыка.
Здравствуйте, ребята,сегодня Домовенок хочет рассказать историю, которая приключилась с ним, когдаон жил у Мастера.
Домовенок очень любилпутешествовать, был наблюдательным, старался замечать разные мелочи. И вот однаждызадумал Домовенок нарисовать эскиз и выжечь картину, как Мастер. Ребята,вы знаете, что называется эскизом? Эскиз – это предварительный рисунок.Он долго думал, какой ему выбрать сюжет. Сюжет – это предметизображения, т.е., то, что будет изображено на его картине: городской,деревенский или морской пейзаж, а может просто пейзаж?В переводе сфранцузского языка — пейзаж обозначает «местность, страна», но этим, же словомобозначают и изображение природы в искусстве. Думал, думал Домовенок ирешил нарисовать эскиз деревенского пейзажа.
А какое время года,состояние погоды – ведь это тоже важно при разработке эскиза. Решил Домовенок,что это будет яркий солнечный день.
Следующий этап всоздании эскиза – это подбор элементов композиции: деревья, кустарники, дома,мосты, мельница – все, что будет изображено на картине. А как правильнорасположить все эти предметы на эскизе? Ведь в создании эскиза учитывается все:кол-во изображаемых предметов,их взаимное расположение на плоскости,в зависимости от их удаления от наблюдателя, т.е. перспектива, идаже от линии горизонта. Ведь если линия горизонта находится внизу, то всепредметы расположены на одной линии, а если в середине, то предметы расположеныне только на переднем плане, но и на среднем и заднем. Если линия горизонтанаходится вверху, то предметы также располагаются на переднем, среднем идальнем плане с учетом перспективы, чем дальше, тем предметы становятся меньше.
Теперь я предлагаю вамрассмотреть эскиз будущей картины, которую придумал и нарисовал Домовенок.
Практическая работа.
Давайте посмотрим, чтонаходится в нашем Волшебном сундучке? Здесь какие – то шаблоны предметов:деревья, кустарники, цветы, дома разных размеров и форм, разнообразные видытранспорта. Я предлагаю, разделится на две команды, каждая из которых, припомощи предложенных шаблонов составит картину, придумает ей название и краткийрассказ (10-15мин.).
Заключительная часть.
После того, как работабудет закончена, предложить детям поменяться работами и оценить работу другдруга. Предложить детям дома попробовать нарисовать эскиз своей комнаты, улицы,города. Игра «Карусель» (Приложение).
 
Цветоведение
 
Цель:Познакомить детей с цветовым спектром, основными и дополнительными цветами,холодными и теплыми тонами.
Оборудование:
Зрительный ряд:образцы работ, технологическая карта, схемы, кукла Домовенок.
Литературный ряд:С.Смит «Рисунок», В.Запаренко «Большая энциклопедия рисунка».
Музыкальный ряд:П.И.Чайковский «Вальс цветов».
Материалы:краски, кисточки, бумага.
Ходзанятия.
Педагог встречаетдетей, предлагает занять свои места.
Здравствуйте, моидорогие, помните, на прошлом занятии мы с вами рассматривали эскиз картины,которую нарисовал Домовенок? А сегодня, мы отправимся в Волшебную страну Цветаи Красок. Попасть туда не очень просто. Для этого нам необходимо пройти поВолшебному мосту. А что это за мост, мы узнаем, выполнив несколько заданий.Сначала отгадайте загадку.
На минутку в землю врос
Разноцветный чудо –мост.
Чудо – мастер смастерил
Мост волшебный безперил?
Конечно, это радуга.Когда солнечные лучи проходят через капельки дождя, на небе получается радуга –дуга. Радуга не одноцветная, она состоит из многих цветов, которыерасполагаются всегда в одном и том же порядке.
Вышла радуга – краса,
Разноцветная коса,
Ленты пестрые в косе
А всего их ровно.…Семь.
Знаменосец – красныйцвет.
Ярче в мире цвета нет!
Цвет оранжевый – огонь.
Этот цвет рукой нетронь.
Желтый цвет – егососед.
Это урожая цвет.
Цвет зеленый – цветвесенний.
Он любимый цветрастений.
Если в небе тучек нет,
Голубой у неба цвет.
В синем цвете нам видна
Глубина и высота.
Фиолетового цвета
Гребни гор в часырассвета.
А вы знаете, ребята,что из этих семи цветов только три считаются основными – красный, синий ижелтый, а все остальные – дополнительные. Они образовались путем смешиванияосновных цветов: красны + синий, = фиолетовый; синий, + желтый = зеленый;красный + желтый = голубой. Но цвета еще делятся на теплые и холодные тона. Ктеплым тонам относятся цветовые сочетания, где преобладают желтые – оранжевые –красные цвета, к холодным сочетание различных оттенков синего цвета.
Посмотрите на эскиз,который нарисовал Домовенок, как вы думаете, какие цвета должны преобладать наего картине? Правильно, цвета теплых оттенков.
Молодцы, вы справилисьсо всеми заданиями, и попали в Страну Цвета и Красок и сами становитесьВолшебниками.
Практическая работа.
И как Волшебники, выпопробуете, путем смешивания, создать новые цвета.
Заключительная часть.
Составить панно«Цветная мозаика».

Росписьпо дереву
 
Цель:Познакомить с художественной росписью изделий из дерева, мастерами народноготворчества, со способами покраски изделия гуашью и акварелью, цветными мелкамии карандашами.
Оборудование:
Зрительный ряд:образцы работ, фотографии, иллюстрации, карта народных промыслов, кукла Домовенок.
Литературный ряд:Клиентов «Народные промыслы», А.Миловский «Народные промыслы», А.Мартенсон«Начинаем мастерить из дерева».
Музыкальный ряд:Шопен «Вальс №10», «Прелюдия №6,20».
Материалы:краски, кисточки, палитра, цветные карандаши и мелки.
Ходзанятия.
Приветствие педагогом иДомовенком детей. Дети садятся по кругу.
Мы рады приветствоватьвас, сегодня мы отправимся в путешествие по миру расписного дерева России, апоможет нам в этом карта (Приложение).
Древний – древо –дерево – деревня…Цепочка слов, звучащая стихами и выявляющая суть. Деревня –это древний мир дерева. А как вы думаете, почему? Как писал известныйисследователь крестьянского искусства В.С. Воронов: Изба, телега, скамья,укладки (сундук, короб), скобари (старинная деревянная посуда для питья в видеводоплавающей птицы), прялки и игрушки, пряничные доски – от зыбки до гроба инамогильного креста сопутствовало дерево народной жизни. Мир расписного дереваРоссии, такой же большой и разнообразный, как и она сама.
Пожалуй, ни одно орудиекрестьянского труда не украшалось так многообразно и любовно, как прялка.Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но исогревал душу неутомимой пряхе, скрашивал монотонный труд. Прялка была ценнымподарком: отец дарил дочери, жених — невесте, муж – жене. Почти все народныеросписи по дереву пришли к нам с прялок. Основными центрами по изготовлениюпрялок являлись Пермская и Архангельская области. (Найти на карте).
Городец – старинныйрусский город на левом берегу Волги славился не только прялками, но изнаменитой сюжетной живописью, где барыньки гуляют под зонтиками и делаютличики кавалерам. В самом названии слышатся слова «город», «гордый», как бынапоминая о своем искусстве изображать все больше городскую жизнь, одинаковогордых людей, птиц и лошадок. Подлинной легендой и славой Городца стали мастераФ.С. Краснояров, И.К. Лебедев, И.А. Мазин. (Найти на карте).
Шли матрешки подорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, триМатрешки
И еще Матрешечка!
Матрешка –один из самых популярных русских сувениров – появилась лишь в конце 19века вимении Абрамцево, что неподалеку от Сергиева Посада. Массовое производстваначалось с 1890года, а уже в 1900году игрушка из России на международнойвыставке была отмечена золотой медалью. Вскоре матрешек стали изготовлять и вдругих районах страны, например в г. Семенове, в селе Полхов – Майдан, наВятской земле, в Башкирии и Воронеже. (Найти на карте).
В своих работах, помимовыжигания, вы будете использовать элементы раскрашивания. Очень простой идоступный прием – подкрашивание выжженного рисунка цветными карандашамис последующим закреплением цвета бесцветным лаком. Штрих карандаша не долженбыть виден, его наносят легко и растушевывают ваткой, лоскутком материи, иликончиком плотно свернутой в трубочку бумаги. Кроме карандашей, цвет в выжиганииможно вводить цветными мелками, тщательно растушевывая штриховку, а длясветлых пород дерева – слабо разведенной акварелью. Также для покраскивыжженных работ используют гуашь – закрепляя затем бесцветным лаком.
При раскрашивании своихработ старайтесь, чтобы цвет не преобладал надвыжиганием. Лучше стремится к выжиганию, чем к рисунку сэлементами выжигания.
Наносить краску надоскупо, тонким слоем, основательно разводя ее водой. Должной насыщенности цветаможно добиться, наложив несколько слоев.
Практическая работа.
Раскрасить раннеевыжженную работу, используя или цветные карандаши, цветные мелки, или акварель,или гуашь.
Заключительная часть.
Вместе с детьмирассмотреть и проанализировать работы, выполненные детьми с использованиемраскрашивания. Поделится с Домовенком своими впечатлениями о занятии. Игра«Фанты». (Приложение).
АППЛИКАЦИЯВ ВЫЖИГАНИИ
 
1)Виды аппликации.
Цель: Познакомить свидами и способами выполнения аппликации из кожи, бисера и природногоматериала.
Оборудование:
Зрительный ряд:Образцы работ, иллюстрации, «волшебный сундучок», кукла Домовенок.
Литературный ряд:Н. Голубева «Аппликация из природного материала, М. Синеглазова «Кожа», В. Стецюк«Картины из цветов», АСТ — пресс «Сухие цветы», К. Митителло «Золотая коллекцияаппликации»,
Музыкальный ряд:П.И.Чайковский «Вальс цветов».
Материалы:Бисер, кожа, природный материал (сухие листья, цветы, береста), фанера,эл.выжигатель, наждачная и копировальная бумага, карандаш, кнопки.
Ходзанятия.
Под музыкуП.И.Чайковского «Вальс цветов» дети входят в кабинет, педагог приветствует их ипредлагает занять свои места.
Давайте вместе с вамивспомним какие приемы мы использовали в выжигании для того чтобы выделить ипоказать красоту нашей работы? (ответ детей). Правильно, мы использовалиштриховку, которая создает, убьем, и предмет как будто оживает, мелки и краски.А при помощи чего еще можно выделить выжженную работу? (ответ детей). Ну,конечно же, бордюры, которые служат украшением нашей работы. Используя этиприемы, мы хотим сделать нашу работу красивей. Есть, ребята, еще один способукрасить нашу выжженную работу. (Раздается стук).
Посмотрите, ребята, кток нам пришел? (достает из шкафа Домовенка – постоянный персонаж занятий). Онсегодня расскажет нам очередную историю. Дело было так, как вы помните, давным-давноДомовенок жил у Мастера, который очень любил выжигать. И вот однажды, сидя запечкой Домовенок наблюдал за тем, как Мастер выжигал женский силуэт. Мастерсидел у открытого окна, так как на улице было очень тепло и душно, как передгрозой. Вдруг на улице поднялся сильный ветер, который обрывал с деревьевлиству, лепестки с цветов и разносил это в разные стороны. Часть этого залетелов комнату. Мастер быстро встал и закрыл окно, а когда вернулся, то увидел, чтонесколько листочков и лепестков цветов упали на его выжженную работу, и отэтого она стала еще более прекрасной. Он не стал убирать их с работы, анаоборот приклеил их к ней. Я хочу показать вам, что получилось. (Показ картины).Ребята, может быть кто – то знает, как называется эта техника? Это –аппликация. Аппликация – это старинная техника, включающая в себявырезание различных форм, если необходимо, и закрепление их на фоне.
Ребята, обратитевнимание, на доске расположены ксерокопии, и образцы работ в которыхиспользовались элементы аппликаций. Посмотрите внимательно и скажите, какиематериалы, в качестве аппликации, использовались в этих работах? (ответыдетей). Правильно, ребята, и бисер, и кожа, и природный материал.
А как вы думаете, чтоотносится к природным материалам? (ответы детей). Сухие листочки, цветы,трава, береста, солома – это все природный материал, который дает нам кто?Правильно, природа, и за это мы должны бережно и уважительно к ней относится.Все выбранные материалы должны гармонично сочетаться с выжиганием, они должныдополнять работу, не заглушая ее. Все необходимые предметы сначаларасполагаются на деревянной основе, а затем, при помощи клея ПВА,приклеиваются.
Кожаиспользуется в выжигании для создания объема и обязательно на переднем плане.Это может быть деталь украшения, крона или ствол дерева, забор или крыша дома,кустарники.… Ту часть рисунка, которую вы задумали сделать при помощи кожи,переводить на деревянную основу нельзя, ее переводят на бумагу, которая вдальнейшем служит выкройкой, и накладывая выкройку на выбранную вами кожу,обводят фломастером, вырезают и приклеивают на заранее обозначенное место.
Бисерчаще всего используют в выжигании, при создании рельефной композиции, т. е неровной. Прекрасно передает бисер кроны деревьев. При правильном подборе бисераможно передать время года. Необходимая зона, на деревянной основе, обводитсякарандашом, намазывается клеем (лучше «Момент») и засыпается бисером. Бисер,который не приклеился, аккуратно ссыпают в емкость, в которой он находился.
Возможностьиспользования элементов аппликации должна обдумываться заранее, и приклеиваютсяэлементы аппликации только после того, как работа будет выжжена полностью
Сейчас Домовенокпредлагает нам поиграть в игру, которая называется «Крестики – Нолики».
Ход игры.
Участники делятся надве команды: «Крестики» и «Нолики». Соответственно, каждая имеет свой знак,чтобы потом проставлять его в клетках: «Х» и «О». Каждая команда в течение 1минуты должна выбрать капитана, который будет ставить свой знак в клетку, иотбирать правильный ответ. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. Дляигры понадобится таблица, состоящая из девяти клеток начерченная либо на доске,либо на листе ватмана. Ведущий задает вопрос, если ответ верный, капитан пишетв клетке свой знак, если нет, отвечает и ставит свой знак – командапротивников. Выигрывает та команда, которая первой выставит три своих знака наодной линии или получит больше баллов.
ВОПРОСЫ.
1.Что называетсяаппликацией?
2.При помощи чего можноукрасить выжженную работу?
3.Что относится кприродным материалам?
4.Как выполняетсяаппликация из природного материала?
5.Как выполняетсяаппликация с использованием бисера?
6.Как выполняетсяаппликация с использованием кожи?
7.Что выполняется вначалеаппликация или выжигание рисунка?
8.Назовитепоследовательность подготовки фанеры к выжиганию?
9.Техника безопасностипри работе с электровыжигателем.
5.Практическаяработа.
Дети самостоятельновыбирают эскиз будущей работы, обдумывая какие элементы, будут выполнены припомощи аппликации, и из какого материала.
6.Заключительнаячасть.
По окончании работыформируется выставка, на которой обсуждаются все работы, каждый ребенокпрезентует свою работу. Детьми и педагогом делается сравнительный анализвыполненных работ. Затем все ребята становятся в круг и, передовая Домовенкадруг другу высказываются о том: что понравилось или не понравилось на занятии,что узнали нового, какие чувства испытывали и почему, какие ощущения испытывалина занятии

СУВЕНИРЫ
 
1) Выполнение работ кпраздникам и мероприятиям.
Цель:Познакомить детей с народной культурой, ее обрядовыми праздниками, сувенирами.
Оборудование:
Зрительный ряд:иллюстрации, разнообразная одежда, образцы работ, «волшебный сундучок», кукла Домовенок.
Литературный ряд:Д. Райт «Искусство выжигания по дереву», С.Пул «Выжигание по дереву».
Музыкальный ряд:П.И. Чайковский «Времена года».
Материалы:разнообразные по форме деревянные заготовки, эскизы изображений, эл. выжигатель,карандаш, копировальная и наждачная бумага, кнопки.
Ходзанятия.
Педагог встречает иприветствует детей, вместе с Домовенком, в русском национальном костюме. Звучитмузыка П.И. Чайковского «Времена года».
Сегодня у нас будетнеобычное занятие. Мы совершим экскурсию по всем зимним обрядовым праздникам. Ачто такое обряд?..Обряд – это развернутое условно – символическоедействие, освещенное многовековой традицией, включающее песни, хороводы,ряженье, гадания. Скажите, пожалуйста, какие обрядовые праздники вы знаете?
За неделю до Рождестваначинались новогодние праздники – Святки (Святые дни). Ходили ряженые,гадали, колядовали, катались на горках, на расписных санях. Как вы понимаете,что такое ряженье? Ряженый – одетый чудно, необычно, смешно – радишутки. В старину рядились в различных животных, которые окружали человека,девушки, рядились в парней, парни в девушек. Домовенок приготовил вамразнообразную одежду, давайте нарядимся и представим, что мы тоже ряженые. Ряженыесобирались группами, ходили от одного двора к другому и пели колядки. Коляда– это Бог пиршества и мира (Карамзин).
Коляда, коляда,накануне Рождества
Везде поспевай, с Новымгодом поздравляй!
Кто даст пирожок – томурожь густа, умолотиста.
С колоска – полмешка, сзернышка – пирог,
С полузернышка –блинок.
Но не во всех домахприветливо встречали колядовщиков, если ничего не подавали, могли пропеть итакое:
У скупого мужика,родилась рожь, хороша:
Колоском пуста,соломкой густа.
 И сейчас некоторыеребята ходят и колядуют, а за это их угощают сладостями и дают деньги. Какиеколядки вы знаете?
Девушки на Святкигадали: кто, когда и за кого выйдет замуж. Также молодежь собиралась, иустраивали игры. Давайте и мы поиграем, игра называется «Петушиный бой».Играющие стоят на одной ноге друг против друга, толкают друг друга плечом,стараясь заставить противника стать на обе ноги.
За Святками идет Рождество– день, когда родился Иисус Христос (7 января). Бог – Отец послал в земноймир своего сына Иисуса Христа, чтобы спасти человечество от гибели. И со дняРождения Спасителя на земле наступило новое время.Рождество в разныхстранах и даже районах встречают по – разному. С праздником Рождества связанонемало радостных обычаев. На Рождество всегда зажигали елку. На ее верхушкуприкрепляли звезду – символ Вифлиемской звезды, под которой был рожден ИисусХристос. В ночь накануне Рождества также гадали и ходили ряженые. СРождества до Крещения (19 января), продолжаются Святки. В это время, было,принято веселится и развлекаться. Сейчас мы с вами тоже поиграем, игра называется«Ведьма и метелка». Все встают в круг и передают веник, украшенный бантом, покаиграет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, томузагадку загадывать, песню спеть, читать стихотворение и т.д. В ночь передРождеством в дома, где есть дети, приходил Дед Мороз, чтобы подарить подарки.Раньше дети вешали у кровати чулки, чтобы утром найти в них сюрпризы. Откудапошел этот обычай? Оказывается, когда-то давно святой Николай Угодник –прообраз Деда Мороза – бросил в трубу дома, где жили три бедные сестры,серебряные монетки. И упали они в чулки, которые сушились у печки. Это оченьхороший обычай, и я предлагаю вам выжечь и подарить своим близким небольшиесувениры. А что такое сувенир – это подарок на память. Обычно они не большихразмеров, это может быть и брелок, и подвеска, и вешалка для ключей, ималенькие картинки.…Изображают на них небольшие объекты.
Практическая работа.
В волшебном сундучке уДомовенка находятся разнообразные эскизы сувениров, вы можете выбрать любой,понравившийся вам, а можете нарисовать свой собственный.
Изготовление сувенировиз разнообразных по форме заготовок.
Заключительная часть.
Рассказ о своемсувенире, для кого он сделан. Игра «Волшебная котомка». (Приложение).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.