Реферат по предмету "Педагогика"


Развитие электронного обучения в высших учебных заведениях

Реферат по теме:
Развитие электронного обучения в высшихучебных заведениях

Термин «электронноеобучение» появился в России сравнительно недавно. Он интегрирует ряд инновацийв сфере применения современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)в образовании, таких как компьютерные технологии обучения, интерактивныемультимедиа, обучение на основе веб-технологий, он-лайн обучение, и т.п.Постепенно этот термин вытесняет широко известный и модный ныне термин«дистанционное обучение» (ДО). Связано это с применением ИКТ в современныхсистемах ДО и с широким внедрением этих технологий в традиционныхуниверситетах. Таким образом, стираются грани между обучением на расстоянии инепосредственно внутри вуза. Эту интеграцию дистанционной и традиционнойорганизации учебного процесса на основе ИКТ и отражает термин «электронноеобучение».
Развитие современнойсистемы образования в России, Германии, Австрии и других странахобуславливается влиянием и внедрением информационных и коммуникационныхтехнологий (ИКТ) во все сферы деятельности учебных заведений и во многомобязано появлению свободного доступа к средствам Интернет-технологий. Этипроцессы предопределяют значительные изменения в традиционных подходах кобразовательному процессу.
Современные ИКТ открываютучащимся и преподавателям доступ к нетрадиционным источникам информации,повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новыевозможности для творчества, проявления и выявления своих способностей,обретения и закрепления различных навыков, позволяют реализовать принципиальноновые формы и методы обучения. Это такие средства доступа как, локальные иглобальные информационные сети, телеконференции, электронная почта, форум, чати т.д.
В настоящее время во всеммире на первый план в образовании выходит применение технологий e-learning.Наиболее актуальным это является в условиях вузовского обучения, гденаблюдается процесс преобладания современных педагогических технологий, в томчисле технологий электронного обучения, над традиционными.
Возможно, это являетсяданью моде, но нам представляется, что современные условия постоянного повышенияуровня информатизации общества определяют направления движения и развития егонаиболее значимой и базовой структуры — образования.
В последние годы все чащеотмечается снижение эффективности традиционного обучения, как на уровне среднейшколы, так и на уровне вуза, проявляющееся в авторитарности педагогическихтребований, в учении, слабо связанном с потребностями обучающегося, с егоиндивидуальными ресурсами. Жесткая регламентация деятельности обучающихся назанятиях, принудительность обучающих процедур, зачастую приводит к непониманиюстудентами целей своих действий, к отсутствию осознания необходимостиизучаемого материала и его практической значимости. В связи с чем, у студентовнаблюдается отсутствие учебной мотивации, несформированность навыков планированиясвоей деятельности.
Современныепедагогические технологии, и в большей степени технологии электронного обученияявляются личностно-ориентированными, и направлены на развитие индивидуальныхресурсов обучающихся.
В отличие отпредставления знаний в готовом виде при традиционном обучении, в отсутствиивозможности развития обучающихся выше их «зоны ближайшего развития», впреобладании объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения,e-learning технологии предусматривают повышение уровня самостоятельной работыобучающихся в индивидуальном темпе с одной стороны, предоставляя возможностидля широкого общения с другими обучающимися и совместного планирования своейдеятельности с другой.
Что касаетсяпсихологического аспекта оценивания знаний обучающихся, то электронныетехнологии обучения предоставляют возможность снизить роль стрессоров впроцессе сдачи студентами зачетов и экзаменов, а также повысить уровеньпсихологического комфорта на занятиях. Снижение тревожности при прохождениистудентами аттестации, отсутствие страха перед наказанием и получениемнеудовлетворительной оценки, позволяет повысить мотивацию к учебе иинициативность студентов. Применение электронных методов обучения в вузепозволяет повысить уровень обучения и улучшить качество предоставляемых вузомобразовательных услуг, а также обеспечивает большую гибкость в реализацииобразовательных целей вуза.
Решающую роль в развитииэлектронного обучения, конечно, сыграл Интернет. Электронное обучение даетвузам возможность повысить продуктивность, снизить уровень затрат, связанных спроведением очных занятий, улучшить процесс обмена знаниями и довести доминимума расходы на обучение.
Применение электронныхтехнологий обучения в вузе позволит:
·          расширить спектробразовательных услуг высокого качества предоставляемых вузом и обеспечить егопостоянство с момента планирования учебного курса до его завершения;
·          повыситьрезультативность при прохождении студентами экзаменов;
·          повыситьпривлекательность изучаемого материала за счет улучшения условий полученияобразования;
·          расширитьвозможности профессионального роста и повышения квалификации педагогов вуза;
·          предоставитьпедагогам вуза больший простор для изучения опыта коллег и прохожденияпереподготовки;
·          повыситьколичественный состав студентов вуза, проходящих обучение одновременно;
·          снизить учебнуюнагрузку студентов;
·          обеспечить болееэффективное и своевременное обновление и распространение обучающих ресурсов, атакже увеличить их доступность;
·          обеспечитьнепрерывность обучения студентов за счет снятия пространственных и временныхограничений;
·          обеспечитьперсональный график работы студентов и перечень учебных курсов с учетом ихинтересов в рамках образовательного стандарта;
·          проводитьпромежуточную и итоговую аттестацию в форме тестирования;
·          повыситьэффективность обратной связи для педагогов вуза и студентов и т.д.
Исходя из вышесказанного,можно сделать вывод о том, что применение в высших учебных заведенияхэлектронных технологий обучения благоприятно сказывается на психолого-педагогическомаспекте образовательного процесса, в том числе способствует развитиюиндивидуальных ресурсов студентов и преподавателей, формирует навыкицелеполагания, самостоятельного мышления, инициативность и ответственность завыполняемую работу, а также снижает психологические нагрузки на студентов ипреподавателей в процессе взаимного обмена знаниями.
Развитие и реализацияэлектронного обучения (e-learning) осуществляется через интеграцию различныхформ обучения (очное, заочное, компьютерное, сетевое), которое направленно насистематический, организованный процесс наращивания знаний, умений и навыковпри помощи электронных средств обучения. Развитие электронного обучение, вомногих европейских странах, обуславливает необходимость развития системыповышения квалификации работников образования, такие же тенденции наблюдаются вРоссии. Повышение квалификации работников образования в областиИнтернет-технологий, использования различных форм электронного обученияспособствует развитию международного сотрудничества в образовательной среде.
Возможность образованияпроисходит через электронного обучение, так как значение обучения в векинформации раскрывается через фактор соревнования, как ключ к карьере исамовыражению. Электронное обучение определяется следующими возможностями вобучении: комфортные условия (рабочее место, свобода выбора времени наобучение), эффективность (мультимедиа, интерактивность, коммуникативность),незначительная стоимость обучения.
Организационный компонентпри реализации образовательных сетевых проектов является наиболее актуальным внастоящее время, так как он определяется нетрадиционными подходами.Организационный компонент определяется тремя основными факторами:
·          видомобразовательных принципов;
·          влияниемокружающей среды;
·          целями людей,вовлеченных в образовательный процесс.
Эти факторы определяюткритерии: возможность индивидуализировать образование, соотнести потребности,способности, намерения обучающегося с образовательными принципами; способностьк более углубленному образованию; способность совершенствовать образование,изменяя и развивая его всесторонность.
Основные задачи, решаемыев рамках различных проектов:
·          обогатитьсодержание конкретных учебных дисциплин новыми дидактическими материалами,которые получены коллегами за рубежом;
·          по-новомувзглянуть на саму структуру наших учебных планов и стандартов, чтобы онисоответствовали общепринятым в мировой практике;
·          повыситьквалификацию части преподавателей в ведущих вузах мира, что позволяет вдальнейшем использовать приобретенные ими знания другими преподавателямикафедр;
·          активновключиться ученым вуза в совместные научно-исследовательские проекты,использовать фонды крупнейших научных библиотек мира;
·          организоватьобмен преподавателями и студентами на постоянной основе, особенно в страныизучаемого языка;
·          обеспечитьакадемическую мобильность преподавателей и студентов.
В последнее времяспециалисты обсуждают вопрос: как относиться к электронному обучению – как ктехнологиям или как к парадигме?
Парадигма — исходнаяконцептуальная схема, модель постановки проблем и их решений, методовисследования, господствующих в течение определенного исторического периода внаучном сообществе.
Таким образом, парадигма– это основное, базовое понимание, на котором кристаллизируются новые знания.
Почему мы сегодняпостепенно начинаем переосмысливать роль ИКТ в образовании и рассматриватьэлектронное обучение как новую образовательную парадигму?
Исследования в областиобразовательных технологий охватывают проблемы обучения, познания,использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), а такжепроблемы общественных наук. Всем, кто работает в данной сфере, необходимообладать знаниями как в области психолого-педагогических наук, так и в областиинформационно-технологических наук. Общие задачи, стоящие перед научнымсообществом, заключаются в том, чтобы развивать инновационные подходы кприменению современных ИКТ, что поможет сделать образование непрерывным (втечение всей жизни), личностно-ориентированным, всесторонним, гибким ипродуктивным.
Если общество будетотноситься к электронным технологиям всего лишь как к инструментам, то они неоправдают наших ожиданий, более того, негативные последствия их применения незаставят себя долго ждать. Необходимо заметить, что чрезмерная информатизацияучебного процесса может привести к тому, что диапазон приобретаемых учебныхнавыков сузится в пользу технических умений, и индивид, обладая знаниями поработе с современными устройствами, не будет владеть навыками анализа, презентации,общения и т.д.
Понятно, время требуетадекватности используемых технологий обучения современным средстваминтеллектуальной деятельности. В век компьютеров, Интернета «стук мелом подоске», диктовка лекций под запись воспринимается как анахронизм.
При традиционнойорганизации учебного процесса действия его участников жестко синхронизируются впространственно-временных рамках имеющегося аудиторного ресурса. Прииспользовании же сетевых (дистанционных) образовательных технологий появляетсявозможность существенно ослабить пространственно-временную зависимостьучастников педагогического взаимодействия при сохранении требуемого уровнякачества учебного процесса. Студенты получают возможность учиться в удобноевремя и в удобном темпе. Однако дистанционная форма обучения предполагаетпреимущественно самостоятельное освоение учебного материала.
Учащиеся, получиввозможность выбора (университета, курса, преподавателя, учебных материалов),становятся по-настоящему ответственными за свое обучение. Преподаватель уже неявляется главной фигурой в учебном процессе, он перестает быть носителем знанийи становится всего лишь тьютером, помощником учащихся при выбореобразовательной траектории и консультантом по изучаемому материалу.
Вместе с тем,исследования, посвященные определению эффективности использованияинформационных и коммуникационных технологий, свидетельствуют о том, чтогарантом успешности внедрения ИКТ в учебный процесс является в первую очередьпреподаватель.
Потенциал новыхтехнологий остается пока недостаточно реализованным, поскольку лишь малая частьпреподавателей использует компьютер и другие средства информации и связи вполном объеме.
Основу качества знаний всистеме электронного обучения определяют три основных компонента: качествоучебно-методических материалов (обучающий контент); профессиональнаякомпетентность преподавателей; качество информационной насыщенности иматериально-технической оснащенности образовательной среды, включающейнеобходимый спектр предоставляемых образовательных услуг. Необходимо помнить ио студентах с их желанием самостоятельно обучаться, их мотивации к такомуобучению.
Основные ошибки приразработке электронных курсов заключаются в том, что они порой содержат много«пассивного» содержания и мало интерактивных элементов. Мы пускаемся вобъяснения вместо того, чтобы нарисовать анимацию. В этом случае у человекавозникает ощущение, что лучше взять и прочитать книгу.
Успешность внедренияэлектронного обучения, кроме вышеизложенного, во многом определяется мотивациейстудентов и профессорско-преподавательского состава.
Общей проблемойэлектронного обучения является создание и эффективное использованиеинформационно-образовательной среды на основе ИКТ.
Рассматривая электронноеобучение как парадигму, целесообразно изучать соответствующую проблематикучерез призму различных наук (политологии, экономики, социологии, психологии,педагогики и др.), чтобы получить системное, целостное представление об этомфеномене. Не претендуя на такой всеобъемлющий анализ, далее обсудим лишьнекоторые дидактические аспекты электронного обучения.
Частные проблемыинформационно-коммуникативной среды (ИКТ) электронного обучения:
·          организациясамостоятельной когнитивной деятельности учащихся;
·          организацияиндивидуальной поддержки учебной деятельности каждого учащегосяпреподавателями;
·          организациягрупповой учебной работы учащихся (дискуссий, совместной работы над проектами ит.д.
Существуют три наиболееважные частные проблемы, связанные с разработкой и использованиеминформационно-коммуникационной среды электронного обучения. Они касаютсяорганизации:
·          самостоятельнойкогнитивной деятельности учащихся;
·          индивидуальнойподдержки учебной деятельности каждого учащегося преподавателем;
·          групповой учебнойработы учащихся (дискуссий, совместной работы над проектами и др.).
Определяющую роль врешении первой из указанных дидактических проблем электронного обучения –организации самостоятельной когнитивной деятельности учащихся – имеетучебно-методическое обеспечение или, как его порой называют, электронныеобразовательные ресурсы (ЭОР). Номенклатура ЭОР для поддержки обучениядостаточно велика:
·          Электронные копииобычных печатных пособий
·          Электронныеинтерактивные учебники, реализующие дидактические схемы программированногообучения
·          Мультимедиа-презентацииучебного материала
·          Системыкомпьютерного тестирования
·          Обзорные лекциина аудио- и видеокассетах либо на компакт-дисках
·          Компьютерныетренажеры и виртуальные лаборатории, основанные на математических моделяхизучаемых объектов или процессов
·          Интеллектуальныеобучающие системы
·          Учебные пакетыприкладных программ и т.п.
·          Учебныемультимедиа-комплексы
Наиболее эффективным вдидактическом плане является применение учебных мультимедиа-комплексов,обеспечивающих поддержку самостоятельной учебной работы учащихся на всех этапахпознавательной деятельности – от первоначального знакомства с учебнымматериалом до решения нетиповых профессионально-ориентированных задач.
Впечатляющий прогресс вразвитии аппаратных и программных средств ИКТ предоставляет хорошие техническиевозможности для реализации различных дидактических идей.
Проблема состоит вкачестве многих ЭОР.
Можно выделить два важныхфактора, предопределяющих низкий уровень дидактических и потребительскиххарактеристик многих разработок в сфере электронного обучения.
Во-первых, методическиеаспекты электронного обучения отстают от развития технических средств.
Второй фактор связан сзакрытостью большинства из них, что не позволяет преподавателям и учащимсявносить изменения и использовать какие-либо фрагменты для собственныхразработок.
Учебный процесс – это неконвейер автоматизированного производства. Преподаватели, даже пребывая в ролитьютеров, всегда настроены вносить какие-либо изменения в содержание готовыхучебных материалов и методику обучения в зависимости от контингента учащихся,конкретных условий учебного процесса, собственных представлений о нем. К томуже известно, что вероятность успешного внедрения любой инновации в существенноймере зависит от степени вовлеченности в нее и от соавторства конкретныхисполнителей.
Организацияиндивидуальной поддержки учебной деятельности каждого учащегосяпреподавателями.
Важнейшим достоинствомтрадиционных (face-to-facе) методик обучения, начиная от репетиторства догрупповых лекционных занятий, является воспитывающее-стимулирующий характервоздействия личности преподавателя. Об опасности утери такого воздействиясправедливо говорят скептики.
Многочисленные примерысвидетельствуют, что порой только одна публичная лекция может определить деловсей жизни для кого-то из слушателей. А подражание Учителю? Оно нередко неосознается самими учащимися, но его значимость в учебно-воспитательном процессетрудно переоценить.

Список использованнойлитературы
 
1.     Борзых А.А.,Горбунов А.С. Виртуальные миры, информационные среды и амбиции e-Learning // Образовательные технологии иобщество (Educational Technology & Society). — 2009. — Т. 12. — № 2. — С. 423-437.
2.     Буханцева Н.В.,Дудина И.А. Модель e-Learning как инструмент управления электроннымиресурсами вуза // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). — 2009. — Т. 12. — № 2. — С. 438-444.
3.     Оганесянц Н.Конструктивистские подходы в e-Learning // Высшее образование в России. — 2008.- № 9. — С. 125-127.
4.     Хортон У., ХортонК. Электронное обучение: инструменты и технологии. – М.: КУДИЦ-Образ, 2005.
5.     Электронноеобучение. Рекомендации руководителям библиотечных и информационных служб / Подредакцией Мэксин Меллинг. – М.: Омега-Л, 2006.

Приложения
 
/>
Рис. 1 — Государственныеинициативы в области индустрии электронного обучения
/>
Рис. 2 — Структураиндустрии электронного обучения

/>
Рис. 3 — Системауправления электронным обучением
/>
Рис. 4 — Формы e-Learning, сегментированные по группам

/>
Рис. 5 — Выгода длякомпании от использования электронного обучение
/>
Рис. 6 — Обучение припомощи мультимедийной платформы  CD-ROM или DVD (off-line обучение)

/>
Рис. 7 — Модельприменения симуляций и «серьезных игр» в электронном обучении
/>
Рис. 8 — Система электронногообучения


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Страхование и его роль в рыночной экономике
Реферат Парламент РФ
Реферат Вода - энергоноситель
Реферат Взаємодія митних органів з іншими державними органами та підприємствами, установами, організаціями
Реферат Внутренний таможенный транзит
Реферат Виды виз, их значение и содержание
Реферат Внешняя торговля и таможенная политика Российской империи в конце XIX-начале XX века
Реферат Досмотровая рентгеновская техника
Реферат Документування управлінської діяльності митних органів та участь в ній юридичних служб
Реферат Всемирная таможенная организация
Реферат Загальна характеристика митних режимів України
Реферат Анализ системы взаимодействия таможенных органов Федеральной службы по надзору РФ
Реферат Запреты и ограничения, связанные с перемещением культурных ценностей через таможенную границу РФ
Реферат Закон РФ "О таможенном тарифе".
Реферат Делящиеся радиоактивные материалы как объект специального таможенного регулирования