Реферат по предмету "Налоговое право"


Правовое регулирование налогового контроля

ПЛАН


Министерство образования и науки Республики Казахстан

Казахская Государственная Юридическая Академия





Кафедра финансового права




КУРСОВАЯ РАБОТА


На тему:Правовое регулирование налогового контроля



Выполнила: студентка

3 курса МП-302

Локтева Юлия


Проверил: Сабиров И.А.







г.Алматы, 2001

ПЛАН.



Введение.


Налоговый контроль как вид налоговой деятельности и как институт налогового права.


Правовое регулирование налоговых проверок.



Организация проведения налоговых проверок в соответствии с действующим законодательством.


Виды налоговых проверок и порядок их осуществления согласно Налоговому кодексу.



Заключение.

Список использованной литературы.









Введение.

В условиях рыночной экономики налоги являются основным источником финансирования деятельности государства. Основное назначение налога — это обеспечение государства необходимыми ему денежными средствами. Именно в этом заключается сущность налога. Выражением данной сущности является фискальная функция налога. Отметим попутно, что сама по себе фискальная функция, безусловно, несет в себе и определенное регулирующее значение.

Реализация функций налогов, как и само их установление, проводится государством посредством издания соответствующих правовых норм, которые в своей совокупности и образуют налоговое право. Нормами налогового права обеспечиваются также контроль за полной и своевременной уплатой налогов, принудительное их взимание в случае уклонения от уплаты, привлечение лиц, нарушающих налоговое законодательство к юридической ответственности.

Происходящие серьёзные перемены в экономике страны стимулируют рост общественного интереса к налоговым отношениям. Активные поиски законодателями и экономистами работающей модели налоговой системы всё больше выявляют связанные с нею новые (а зачастую и старые) проблемы законодательства. Этому способствует и прямая зависимость государственного бюджета от налоговых поступлений, которая сделала налоговый метод государственного управления одним из главных в системе управления рынком и социально-экономическим развитием общества.

Результаты налоговых и аудиторских проверок приводят к неутешительному для налогоплательщиков выводу: практически нет ни одного предприятия, в учёте хозяйственной деятельности которого полностью отсутствуют ошибки. Причин этому достаточно много. Одна из них — постоянные изменения отечественного законодательства в области налогообложения. В данной курсовой работе я и хотела бы раскрыть сущность налогового контроля, организацию проведения налоговых проверок в соответствии с действующим законодательством, а также рассмотреть, как законодатель освещает этот вопрос в проекте Налогового кодекса.


Налоговый контроль как вид налоговой деятельности и как институт налогового права.


Неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства является финансовый контроль. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присуще не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности. Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово-правовых институтах и закрепленные соответствующим законодательством.Что можно заметить в налоговом законодательстве. Но здесь нужно отметить, что государственное управление налогообложением и налоговый контроль как часть государственного управления и финансового контроля в целом отличаются от других форм управления и контроля тем, что их объектом являются различные виды налогов, организация функционирования системы уплаты налогов и налоговые правоотношения в целом.

Для того чтобы обеспечить себя необходимыми денежными средствами в виде уплаченных налогов, государство осуществляет налоговую деятельность, которая является составной частью его финансовой деятельности.

«Налоговая деятельность — это деятельность государства, выступающего в целом или в лице уполномоченных на то органов, по установлению налогов и обеспечению их поступления в доход государства.

Основными направлениями налоговой деятельности являются:

установление налогов;

формирование налоговой структуры государства и обеспечение ее нормального функционирования;

осуществление контроля за исполнением налоговых обязательств (налоговый контроль);

обеспечение уплаты налогов, включая их принудительное взимание;

установление юридической ответственности за нарушение налогового законодательства и привлечение к ней лиц, допустивших эти нарушения».

Налоги представляют собой основной источник существования государства и поэтому вполне объяснима его заинтересованность в том, чтобы все его предписания, заложенные в соответствующих актах налогового законодательства, были выполнены надлежащим образом. Это же касается не только налогоплательщиков, обязанных точно и своевременно исполнять свои налоговые обязательства, но и всех других лиц, участвующих в сложных и многообразных операциях по организации и осуществлению налогообложения (налоговых агентов государства, банков и др.), и конечно же собственных органов (в первую очередь налоговых). Поэтому было бы ошибочным сводить налоговый контроль к контролю за полной и своевременной уплатой налогов. Это понятие как мы видим намного шире. В своём широком значении налоговый контроль — это контроль за исполнением налогового законодательства. Контроль за соблюдением налогового законодательства — это общая функция государства, которая распространяется на любые отрасли законодательства. Через данный контроль государство обеспечивает режим законности и правопорядка. А следовательно, контроль за соблюдением налогового законодательства не представляет собой какого-либо исключения по сравнению с любыми другими отраслями законодательства. Осуществляя контроль за соблюдением законодательства в целом, государство выступает в качестве беспристрастного арбитра в случае возникновения спора между ними. В то же время нельзя не заметить и того, что контроль за соблюдением налогового законодательства является средством обеспечения сбора налогов, которые являются имущественным доходом государства. То есть в этом контроле заложен материальный интерес государства, которое одновременно является и стороной налогового правоотношения (в целом или в лице своего уполномоченного органа), и субъектом, осуществляющим правовое регулирование этого отношения, осуществляя деятельность по изданию актов налогового законодательства. Таким образом, если в обычной ситуации государство, регулируя общественные отношения, находится вне его, то в налоговом правоотношении государство находится как бы и одновременно и внутри его (как властвующий субъект этого отношения и одновременно как управомоченная сторона налогового обязательства), и как бы вне его, осуществляя правовое регулирование данного отношения. В итоге налоговый контроль, как правило, является одним из наиболее хорошо организованных видов государственного контроля. Теперь из всего вышесказанного я бы хотела подчеркнуть характерные особенности налогового контроля как вида налоговой деятельности государства и института общей части налогового права.

«Налоговый контроль характеризуется следующими признаками:

является разновидностью государственного контроля, то есть он осуществляется уполномоченным на то государственным органом, реализующим контрольную функцию государства. При этом данный орган наделён этим государством определёнными односторонне-властными полномочиями, дающими возможность реализовать указанную функцию.

Налоговый контроль является видом финансового контроля. В процессе осуществления налогового контроля осуществляется реализация такого направления финансовой деятельности государства, как сбор доходов, идущих на формирование денежных фондов, входящих в состав этого государства.

Налоговый контроль относится к специализированным видам государственного контроля. Это выражается в том, что налоговый контроль осуществляется органами, которые специально уполномочены на это. Причём государство, как правило, стремится к концентрации налогового контроля в руках либо вообще одного органа или, по крайней мере, ограничивает их количество, не допуская другие контрольно-надзорные органы к осуществлению такого контроля. Об этом прямо говорит и ст.137 п.1 Закона «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» «Проверка юридических и физических лиц по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других платежей в государственный бюджет республики Казахстан осуществляется исключительно органами налоговой службы».

Специализированность налогового контроля определяет его функциональность. Это означает, что сами органы налогового контроля не вправе выходить за его рамки. Что также отмечается в Законе «О налогах…» в ст.142 «налогоплательщик имеет право не представлять информацию и документы, не относящиеся к налогообложению». Функциональность также проявляется и в том, что его объектом выступают любые, несущие налоговые обязанности, юридические и физические лица, независимо от их формы собственности, вида деятельности и организационно-правовой формы. Налоговый контроль представляет собой довольно сложную организационную систему и состоит из следующих элементов: субъект контроля, (т.е. кто проверяет), объект (кого проверяют), предмет (что проверяется), цели контроля (для чего проверяется) и методы осуществления контроля (как проверяется)».Теперь я постараюсь раскрыть содержание каждого элемента. Что касается субъектов, то ими могут быть, как уже отмечалось, пользующиеся исключительным правом на проведение налоговых проверок органы налоговой службы государства. Объектами налогового контроля являются лица, на которых налоговым законодательством возложены юридические обязанности. В их числе можно выделить несколько основных групп: 1) налогоплательщики; 2) налоговые агенты; 3) банки; 4) лица, которые располагают информацией о налогоплательщике. «Предметом налогового контроля выступает исполнение проверяемым лицом обязанностей, возложенных на него налоговым законодательством. Целью налогового контроля является: выявление фактов нарушения налогового законодательства или некачественного исполнения участником налогового правоотношения своих обязанностей; выявление виновных и привлечение их к установленной юридической ответственности; устранение нарушений налогового законодательства; защита материальных интересов государства в виде принятия мер по взысканию недоимки; предупреждение нарушений налогового законодательства».

Под методами налогового контроля понимаются способы, приёмы его осуществления. Так как налоговый контроль это разновидность финансового контроля, то логично, что и методы у них общие. Поэтому я не буду их освещать в данной работе, а остановлюсь на характерных чертах, присущих лишь налоговому контролю. «По форме своего осуществления налоговый контроль подразделяется на: 1)непосредственный контроль; 2) опосредованный контроль. Непосредственный контроль — это налоговый контроль, проверка на котором ведется на самом объекте контроля, а проверяющие лица изучают и анализируют первичную документацию, относящуюся к налоговому учёту. Опосредованный налоговый контроль характеризуется, во-первых, тем, что субъект контроля и его объект не вступают в непосредственный контакт, т.е. проверка носит заочный характер. Во-вторых, проверяющие лица, (т.е. работники органов налоговой службы), имеют дело главным образом с отчётной документацией.

По времени своего осуществления налоговый контроль подразделяется на: предварительный, текущий и последующий. Предварительный налоговый контроль осуществляется до совершения какого-либо финансового мероприятия. В ходе этого контроля выясняется вопрос, будет ли предполагаемое действие законным. Задача предварительного налогового контроля — не допустить нарушений налоговой дисциплины, поэтому иногда этот вид налогового контроля называют превентивным (предупредительным). Текущий налоговый контроль осуществляется в процессе производства какого-либо финансового мероприятия. В ходе его выясняется вопрос, является ли производимая операция законной. Задача текущего налогового контроля состоит в том, чтобы пресечь нарушения налоговой дисциплины. Иногда это вид контроля называют оперативным. Последующий налоговый контроль осуществляется после истечения срока, предоставленного для исполнения той или иной налоговой обязанности. В ходе его выясняется вопрос, была ли эта обязанность выполнена. Налоговый контроль может носить внутренний и внешний характер. Внутренний контроль — это когда субъекты объект контроля являются звеньями одной организационной системы. Внешний контроль осуществляется в отношении организационно неподчинённых субъектов. Такой контроль характерен для проверок, осуществляемых органами налогового комитета. Ведомственный контроль осуществляется органом налогового контроля определённого министерства (ведомства) в рамках возглавляемой системы, а надведомственный — органами налоговой службы в лице территориальных органов Налогового комитета и подразделений Департамента налоговой полиции. Применительно к внутриведомственному контролю обычно выделяют внутрихозяйственный налоговый контроль, который осуществляется в конкретной организации её руководителем и функциональным структурным подразделением (бухгалтерией, финансовым отделом, отделом налогов и т.п.). Но в этом случае этот контроль нельзя назвать государственным, так как налогоплательщик контролирует себя сам. Налоговый контроль — это такой контроль, который осуществляется государством в лице уполномоченного органа. Здесь же проверка производится руководителем организации или её функциональными службами, которые не являются государственными органами. А из этого следует, что он не является и налоговым контролем. В силу того, что налоговый контроль является разновидностью государственного контроля, к нему нет оснований относить и, так называемый, «общественный финансовый контроль». По этим же причинам не является налоговым контролем аудиторские проверки, несмотря на то, что они приобрели весьма широкое распространение. Аудиторы могут осуществлять проверки всякого рода налоговых вопросов по заказам тех же самых налогоплательщиков, однако эти проверки не будут выражать собой налоговый контроль, поскольку аудитор (аудиторская организация) не является государственным органом, и отношение между ним как субъектом проверки и налогоплательщиком носят не налогово-правовой, а гражданско-правовой характер».Я так же считаю, что различие между аудиторским контролем и налоговым можно провести и относительно целей и методов их осуществления. Что касается целей налогового контроля, то они были перечислены выше, и с основными целями аудиторской деятельности они совпадают не по всем пунктам. Ведь аудит призван на основе независимой проверки и изучения финансовой отчётности дать собственнику предприятия информацию о состоянии дел в финансах его предприятия, определить при необходимости направления по обеспечению принятия точных и адекватных решений в использовании финансовых ресурсов. Поэтому на практике значительный вес в деятельности аудиторов занимает оказание консультационных услуг. Существует также мнение, что между независимым аудитом и ревизией различий практически нет. С чем также трудно согласится. У аудита и ревизии задачи различны, хотя методы проверки документации схожи во многом. Ведь ревизия должна дать ответ о сохранности имущества и законности проведения финансово-хозяйственных операций, тогда как аудит определяет финансовое состояние, платежеспособность, а также факторы, влияющие на достоверность финансовых результатов. Также существует и ещё одно различие: акт аудиторской проверки существенно различается от акта ревизии, в нём отражаются не только недостатки, но и пути их устранения. Проведение аудита, как правило, сопровождается и оказанием консультационных услуг. Об этом также говорит и Указ Президента РК от 07.11.1999г. «Об упорядочении государственных контрольных и надзорных функций»: «В целях упорядочения государственных контрольных и надзорных функций…установить, что государственные контрольные и надзорные функции осуществляются только государственными органами. Запретить передачу контрольных и надзорных функций государственным предприятиям и иным организациям, не имеющим статуса государственного органа».

«В связи с этим следует различать налоговый контроль как разновидность финансовой деятельности государства и всякого рода налоговые проверки (проверки ведения налоговых дел на проверяемом объекте), которые производятся на гражданско-правовой основе. С позиции разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, взаимодействующие между собой с использованием системы сдержек и противовесов, финансовый контроль подразделяется на: контроль, осуществляемый органами представительной власти, контроль, осуществляемый органами исполнительной власти; судебный контроль. Переводя данные положения на собственно налоговый контроль, можно отметить, что в силу специфических особенностей нашей республики, где Парламент не обладает какими-либо значительными контрольными полномочиями, налоговый контроль представительных органов не получил достаточно широкого распространения и реально он может иметь место разве что при утверждении отчёта Правительства и Счётного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета о его исполнении, где Парламент может коснуться вопроса о сборе налогов в связи с анализом исполнения доходной части бюджета.

В основном же налоговый контроль реализуется через деятельность органов исполнительной власти, а конкретный — через деятельность налоговой службы государства. Отрицать существование судебного налогового контроля также нельзя. Суд выступает в качестве органа налогового контроля при рассмотрении следующих дел: а) о взимании налоговой задолженности с неисправных налогоплательщиков по заявлениям налоговых органов; б) при рассмотрении жалоб налогоплательщиков на действия налоговых органов; в) при рассмотрении заявлений налогоплательщиков о возмещении убытков, причинённых в результате неправомерных действий работников налоговой службы; г) при обжаловании налогоплательщиком решений налоговой службы о привлечении этих налогоплательщиков к финансово-правовой или административно-правовой ответственности; д) при рассмотрении уголовных дел, связанных с нарушением налогоплательщиками налогового законодательства либо с неправомерными действиями работников органов налоговой службы, образующими состав преступления. Во всех указанных случаях суд даёт оценку поведения лиц (ответчиков, правонарушителей и т.д.) с точки зрения соответствия этого поведения налоговому законодательству чем и осуществляет косвенно налоговый контроль.

В зависимости от характера налогового отношения, в рамках которого осуществляется налоговый контроль, его можно подразделить на материальный и организационный. Предметом материального налогового контроля является исполнение налогового обязательства, т.е. полнота и своевременность уплаты налога, а также сопутствующих этому исполнению элементов (ведение учёта объекта налогообложения, правильное исчисление налогооблагаемой базы и. т.п.). Предметом организационного налогового контроля, который осуществляется в рамках организационного налогового правоотношения, выступает исполнение налоговых обязанностей организационного порядка. Наиболее типичным видом организационного налогового контроля, выступает проверка, производимая органом налоговой службы (субъект контроля), правильности исчисления, удержания и перечисления источником выплаты дохода (налоговым агентом государства) подоходного налога (объект контроля), а также проверка деятельности банков по исполнению распоряжений налогоплательщиков по перечислению суммы налога в бюджет.

В.И. Гуреев выделяет оперативный и периодический контроль. По его мнению, оперативный контроль представляет собой проверку, которая осуществляется внутри отчётного месяца (например, за каждую декаду, каждый день и т.д.) по завершении контролируемого процесса, операции или действия в соответствии с его качественной или количественной характеристикой. Источником данных для оперативного контроля служат оперативно-техническая и бухгалтерская документация. Периодический контроль- это проверка за определённый отчётный период по данным планов, норм и нормативов, первичных документов, производственных, материальных и других отчётов, записей в учётных регистрах, отчётности и другим источникам. Задача такой проверки — установить, соблюдаются ли требования налогового законодательства, правильно ли, своевременно и целесообразно совершаются хозяйственные операции и процессы, выявить нарушения и недостатки в работе проверяемого объекта (юридического, физического, должностного лица) и принять меры по их устранению. Данная классификация повторяет более традиционное деление налогового контроля на текущий и последующий. Кроме того, здесь ставится знак равенства между понятиями «контроль» и «проверка». Между тем проверка является методом осуществления контроля, а, следовательно, это разноплановые категории.

Подводя итоги рассмотрению этого вопроса, мне хотелось бы провести различие между такими понятиями как надзор и контроль. Эти два термина очень похожи друг на друга. Под контролем обычно понимают проверку, а также наблюдение с целью проверки. Под надзором — наблюдение с целью присмотра, проверки. Однако, изучая наше законодательство и следуя законам логики, можно заметить, что разница между этими двумя терминами всё же есть. Контроль — понятие шире, чем надзор. Контроль предполагает также изучение рациональности и эффективности объекта, надзор — только законность.



Правовое регулирование налоговых проверок.

Налоговый контроль — это всегда проверка или наблюдение с целью проверки. Осуществление налогового контроля имеет три стадии: 1)сбор информации; 2) оценка информации; 3) реагирование на собранную информацию. В процессе сбора информации субъект налогового контроля должен


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.