Реферат по предмету "Педагогика"


Русские народные сказки как средство развития художественно-творческих способностей младших школ

--PAGE_BREAK--Уровень ремесленного исполнения.     — Творческой деятельностью занимается из послушания, рисует то, что       предлагают, так как привык покорно следовать чужой воле и разумным доводам.
— Творческие задачи подменяет ремесленными, нарабатывает автоматизм исполнения, слепо копируя образец и натуру.

— Способен к использованию ограниченного числа заученных приемов и знаний, которые даются ему с большим трудом, но осваивает их он прочно и надежно.

— Старается быть незаметным, боится наказания.

Диагностика уровня развития проводилась в марте 1999 г., январе 2000 г. и в январе 2001 г.

Таблица 1


Уровни творчества
1999

2000

2001

Гармоничный

3 %

5 %

7 %

Имитаторский

9 %

9 %

7 %

Ремесленный

2 %

-

-



По ее результатам можно сделать следующие выводы:

1.      За годы работы кружка изобразительного искусства ремесленный уровень развития творчества исчезает совсем, так как цели работы кружка направлены на реализацию творческих способностей детей.

2.      Увеличивается гармоничный уровень развития творчества за счет побуждения глубинных творческих механизмов ребенка.

3.      Имитаторский уровень развития снижается, но достаточно медленно. Это объясняется тем, что часть детей часто пропускала занятия по болезни и другим причинам.

2) Диагностика результатов художественно-творческой деятельности через детский рисунок на тему русских сказок.


Диагностика результатов художественно-творческой деятельности через детский рисунок на тему русских сказок проводилась в январе 2005 г, далее в январе 2006г. и в январе 2007 г. в младшей школьной группе кружка изобразительного искусства.
Суть исследования заключается в следующем. Детский рисунок – как результат художественно-творческой деятельности очень важен. В чем зачастую проявляется гораздо больше индивидуальности, чем в словесных ответах детей.

В своей практической работе ученик идет от искусства к жизненным темам, поэтому его работа – показатель того, как глубоко он усвоил содержание темы и сумел слить ее со своими внутренними переживаниями. В данном случае представлено по три детских рисунка на каждый момент проведения диагностики. Чем это обусловлено?

Для установления результативности в группу исследования вошли дети с разными уровнями творческих способностей.

Н. Саина (1) — рисует смело, свободно, обладает высоким уровнем творческих способностей. Её работы отличаются правильной компоновкой, многообразием цветовых оттенков, яркостью и сочностью сказочных героев и у неё свой оригинальный творческий почерк.

Э. Яша (2)  — обладает средним уровнем способностей. Он не способен самостоятельно увидеть красоту в жизни, хотя обладает сильным и подвижным изображением. Нуждается в постоянных подсказках со стороны учителя и учащихся.

В. Костя (3) – на момент начала исследования обладал низким уровнем способностей. У него преобладает автоматизм исполнения, творческие задачи ему не под силу.

Мы уже говорили о том, что творческие работы учащихся анализируем по пятибалльной системе. По рисункам детей мы можем проследить творческий рост каждого из представленных в группу исследований детей.

                                                                                                                                           Таблица 2


Учащиеся
1

2

3
                     Виды работ

          Анализ работ
образец

натура

композиция

образец

натура

композиция

образец

натура

композиция

1. Компоновка

 4

 5   

   5

  3

  4

  4

 2

  1

  3

2. Построение

 3

 4

   5

  2

  3

  5

 1

  2

  3

3. Цвет

 4

 5

   5

  3

  3

  4

 2

  1

  3

4. Мазок

 3

 4

   4

  3

  3

  4

 1 

  2

  3

5. Штрих

 4

 4

   5

  3

  4

  5

 3

  3

  4

6. Перспектива

 4

 4

  5

  3

  3

  3

 3

  2

  3

7. Пропорции человека

 4

 5

  5

  2

  3

  4

 2

  2

  3

8. Составление композиции

 4

 4

  5

  4

  3

  4

 3

  3

  3

9. Наложение красок

 4

 4

  4

  4

  3

  3

 2

  1

  3

10. Степень образности

 4

 4

  5

  3

  4

  4

 3

  3

  4



На основании вышеуказанной таблицы можно определить уровень творческих способностей детей: 

Н. Саина (1) – усовершенствование высокого уровня творческих способностей;

Э. Яша (2) –  повышение уровня творческих способностей;

В. Костя (3) – повышение уровня творческих способностей.
    продолжение
--PAGE_BREAK--                                       Диагностика результатов качеств ученика в самостоятельной творческой работе

1. Проявление познавательной активности ученика в самостоятельной деятельности сверх учебной программы.

Активен – сам находит тему для занятий или просит ее у учителя, т.е. проявляет инициативу в выборе работы и полную самостоятельность в ее выполнении.

Пассивен – самостоятельно тему выбрать не может и не проявляет инициативы, чтобы получить задание. Такой ученик не начинает работать до тех пор, пока ему не будет предложена тема. А качество и сложность их работы не ниже, чем у «активных».
2. Уровень самоорганизованности учеников, устойчивость, стремление к самостоятельной и творческой работе.

Устойчивость – работает ровно, систематически, доводит начатое до конца.

Неустойчивость – работает несистематически, от случая к случаю, но работу доводит до конца.

                                   3. Характер выполнения работ.

Творческие – оригинальные работы, которые не являются копиями и могут быть выполнены по любому разделу науки, техники и искусства.

Полутворческие – работы, которые, являясь копиями каких-то образцов, содержат оригинальные элементы.

Нетворческие – копии других работ, выполненные уже усвоенным способом.

4.     
 Сложность работ.

Сложные – превышающие требования школьных программ для данного возраста.

Средние – отвечающие требованиям школьных программ в момент их выполнения.

Простые – ниже требования школьной программы в момент их выполнения.

5.     
Объем затраченного труда на выполнение каждой работы.

Большие – требуют значительных затрат времени, отмечаются большим количеством изучаемого материала, заметно превышающим установленные нормы записи в творческую книжку.

Средние – отвечают нормам записи в творческую книжку.

Малые – ниже норм  для записи в творческую книжку.

6.     
Качество выполнения работы.

Высокое – равноценное оценке «5».

Среднее – равноценное оценке «4».

Низкое — равноценное оценке «3».

Работы, выполненные на двойку, в творческую книжку не записываются.
Результаты качеств учащихся в самостоятельной творческой работе.

                                                                                                                            Таблица 3



 п/н 

уч-ся

Познава тельная акт.

Самоорганизован ность

Характер работы

Слож ность работы

Объем затраченного труда

Качество работы

активен

пассивен

устойчивость



неустойчивость

творчес кий

полутворческий

нетворческий

сложный

средний

простой

большой

средний

малый

высокое

среднее

низкое

2 кл.

































   1

 5



 5

 



 4



 5









 5

 5





  2

 4



 4





 4





 4





 4





  4



  3

 5





 3

 5





 5







 4



 5





  4

 4



 4





 4





 4





 4





  4



  5

 4



 4





 3







 3



 4





  4



3 кл.

































  1

 

 3

 4





 4





 4



 3







 4



  2

 5



 5





 4





 4





 4





 4



  3

 5



 5



 5





 5





 3





 5





  4

 4



 4





 4





 4







 5

 5





  5

 4



 4





 4





 4





 4





  4



  6

 5



 4



 5





 5









 5

 5





  7

 4



 5



 5







 4





 4





  4



  8

 5



 5



 5





 5







 4



 5





  9

 5



 5



 5





 5







 4



 5






Такой содержательный анализ работ по пятибалльной системе позволяет достаточно объективно определить не только нравственность интересов, но и личностные качества, проявляющие в том или ином виде деятельности, позволяет оценивать творческие возможности по трем уровням: высокий, средний, низкий.

                                                                                                              Таблица 4    



                         Уровни
               развития



Эксп                                                            Экспериментальные классы  

                II класс

              Ш класс

     Начало      года

Конец    года

Начало года

Конец      года

Высокий



40%

22,3%

44,4%

          Средний

         40%

40%

66,6%

       55,6%

          Низкий

 60 %

20%

11,1%

-



По результатам трех экспериментальных методик установлено, что у учащихся, занимавшихся в  художественном кружке, в конце года уровень развития творческих способностей возрос, суммарные показатели достоверно увеличились после проведенного обучения. Специальное обучение положительно повлияло на развитие оригинальности мышления и на тщательность обработки идеи. Учащиеся художественного класса отличаются быстротой и гибкостью мышления. На основе русских народных сказок у учащихся развиваются воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Уровень художественно-творческого развития учащихся выявил, что учащиеся обладают качествами, из которых складываются творческие способности.          продолжение
--PAGE_BREAK--
2.3. Организационно – педагогические условия развития художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе внеклассной деятельности
С целью осуществления разностороннего художественно-творческого развития детей в общеобразовательных учреждениях создаются художественные студии, кружки, эстетические центры. Руководство развитием художественного детского творчества требует не только знания законов художественного творчества, но и знания психолого-педагогических основ развития детского творчества, и знания психологии ребенка, его индивидуальных особенностей, и учета возможностей работы с детьми в условиях студии или кружка. Поэтому, каждому, кто хотел бы работать с детьми в этих условиях, целесообразнее пройти подготовку на специальных курсах, где художники получат знания в области педагогики и психологии ребенка и познакомятся с условиями развития детского творчества. Педагоги, наряду с пополнением своих знаний, получат навыки и умения в художественной деятельности. Руководителям кружков, студий и центров необходимо постоянно повышать свою психолого-педагогическую культуру. Эффективность деятельности работы кружков по изобразительному искусству во многом зависит от творческой работы педагога и от условий, созданных для развития творчества детей.

Изобразительная деятельность – художественно-творческая деятельность. Основная задача заключается в том, чтобы развить эстетические чувства, эстетические представления, эстетические взгляды на мир, научить детей создавать своими руками рисунок, аппликацию, лепку, конструирование и т.п., предоставить детям возможность познать радость созидания, радость творчества, получить удовлетворение от творческой деятельности.

       Сказка универсальна по своей структуре и функции. Она развивает как познавательную, сферу школьника: мышление, воображение, речь, так и личностную. Раскрывает взаимосвязь поколений, отношение человека к природе. Поэтому универсальную методику  оценки эффективности подобрать достаточно сложно. При проведении занятий по мотивам русских народных сказок мы отслеживали методом наблюдения активность учащихся на занятиях, а также проводили тест-диагностику настроения, оценивая тем самым степень удовлетворенности детей собственной работой на занятии, успешностью занятия в целом.
План внеклассной работы кружка по изобразительному искусству с учащимися
II –
III классов на основе русских народных сказок



№ четверти

№ урока

Вид и содержание занятия

Цели и задачи занятия

Материал к занятию

1

2

3

4

5

I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть


      
      1.
   
 

2.
    
3.
   
4.
 

5.
  
6.
     

7.
    
  
8.
  

  9.
 
 1/10
 
2/11
 
 

3/12
 
4/13
 

 

5/14
 
 

6/15
  1/16
 2/17
3/18
 4/19
 
5/20
 
6/21
 

 7/22

  8/23
   
9/24
 

 1/25

  2/26
 3/27
 4/28

 5/29
 

6/30
 
7/31
 

I.Рисование с образца.

«Сказочное дерево».
Коллективная работа.

«Сказочные цветы для царевны Несмеяны».
Аппликация.

«Сказочные птицы» — картина-панно.
«Сказочные животные».
Аппликация.

«Сказочные рыбки».
«Сказочные герои».
Аппликация.

«Сказочный дворец».
III.Рисование с натуры.

«Злые сказочные герои».
«Добрые герои сказок».
Лепка.

Волшебные герои.
Русский орнамент.
Русские костюмы по мотивам русских народных сказок.
«Волшебный лес».
III.Работа над композицией.

Коллективная работа.

«Сказочное царство».
«Маска, ты кто?»
Иллюстрация к русской народной сказке «Лисичка-сестричка и волк».
Коллективная работа.

Иллюстрация к русской народной сказке «Царевна-лягушка».
«Моя любимая сказка».
«Мой любимый сказочный  герой».
Конструирова

ние.

«Подводный сказочный мир».
Натюрморт к русской народной сказке.
«Моя сказочная книжка».
«Авторская сказка».
Иллюстрирова

ние сказки «Лисичка со скалочкой» (се

рии открыток).
Лепка.

Сказка «Лиса, заяц и петух».
Конструирова

ние из природного материала.

Свободная тема.
Коллективная работа.

«Карта страны русских народных сказок».
Выставка работ учащихся.



Уметь передавать форму, величину и цвет предмета, компоновку на листе, построения, штрих, технологию наложения красок; учить передавать красоту русского пейзажа; учить детей отражать в рисунке впечатления от прочтения отрывков, описывающих сказочные пейзажи.

Формировать эстетический вкус, развивать творчество и воображение; совершенствовать приемы работы с красками, способы получения дополнительных цветов и оттенков; формировать умения работать коллективно.

Развивать мышление, предлагая детям выделять сходство и различия форм реальных птиц; развивать воображение при создании сказочного образа птицы; технические навыки работы ножницами и клеем, выполнить панно в рамке.
Уметь передавать образы животных и их в движении; учить самостоятельно применять навыки и правила рисования.
Закреплять навыки вырезывания деталей различными способами, вызывая потребность дополнять основное изображение деталями по усмотрению ребенка; соблюдать технику безопасности.
Учить передавать в рисунке сказочных героев в движении; закрепить навык работы с карандашом (делать эскиз), затем оформлять изображение в цвете, уметь расписывать костюмы героев.

Учить видеть красоту, изящество, оригинальность, формы и деталей дворцов; расширять представления детей о сказочных дворцах, замках и домах.
Передать выражения лиц злых героев сказок, их костюмы, особенности изображения; развивать творчество и воображение учащихся.

Учить передавать особенности изображения добрых героев сказки; дополнять основное изображение деталями по усмотрению ребенка.
Знакомство с волшебными героями; передача формы и величины героя; добиваться воплощения замысла, используя разнообразные приемы лепки.

Знакомство с русским орнаментом, узором; создать учащимися свой произвольный орнамент или узор; учить замечать сочетание цветов, расположение элементов узора; воспитывать детей на русских народных традициях; знакомство с работами мастеров народных промыслов.
Создать по выбору мужской или женский костюм. Выделять в костюмах основные средства выразительности: яркость, нарядность, цвета, декоративность, разнообразие элементов русского орнамента.

Формировать эстетическое отношение к окружающему миру; учить передавать красоту русского пейзажа, сказочного сада; самостоятельность и творчество в воплощении замысла; совершенствовать технические умения и навыки работы кистью.
По мотивам русских сказок создать сказочное царство, где живут герои любимых

 сказок; каждый должен самостоятельно выполнить свою композицию и приклеить к общему листу; расширять представления детей о сказочных дворцах, замках и домах; воспитывать у детей интерес к русской культуре.

Учиться видеть и рисовать разные выражения лица; роспись масок; свой эскиз веселой маски для новогоднего сказочного представления.

На основе знакомства с творчеством художников-иллюстраторов учить самостоятельно создавать красочные иллюстрации; развивать творчество и воображение; воспитывать чувство взаимопомощи.

Уметь передать образы героев сказки и сказочных героев в движении; самостоятельно применять навыки и правила рисования; выполнить работу самостоятельно, выбрав сюжет из сказки, потом коллективно создать сказочную панораму.

Нарисовать, что больше понравилось или запомнилось в любимой сказке; учить задумывать содержание своей работы по мотиву русской народной сказки; развивать воображение и творчество учащихся.

Нарисовать самую смешную сцену, в которой ученик больше сочувствовал любимому герою; воспитывать инициативу, самостоятельность; составить композицию на основе знаний правил рисования.

Знакомство детей с техникой конструирования; создать свою композицию; учить складывать из бумаги разные рыбки, подводные растения, камни и приклеить к общему листу.

Ознакомить с терминологией; самостоятельно выбрать сказку и придумать сюжет; развивать художественный вкус, интерес к искусству; повторить правила рисования.

После просмотра мультфильмов русских народных сказок создать книжку-самоделку; применять полученные знания и умения в изобразительной деятельности; учить правилу соблюдения последовательности приемов выполнения работы.

Придумать и нарисовать свою сказку; развивать фантазию и логическое мышление; закреплять навыки рисования по памяти и представлению.

Развивать у учащихся наблюдательность, внимание, логическое мышление; совершенствовать композиционные навыки – умение выделять главное; взаимозависимость и подчиненность всех элементов композиции.

Самостоятельно составлять композицию, развивать творчество и воображение, закрепить примы  лепки.

Выбрать сказку и, применяя природный материал, создать панно;

 обдумывать замысел; выполнять эскиз в виде рисунка на бумаге; решать оформление панно.

Дать представление об условности изображения на картинах; сравнить виды карт; знакомить с особенностями графики; составить по группам карту страны  знакомых русских народных сказок и разместить их на плотный лист.

Учить детей сравнивать между собой разные работы учащихся; находить сходства и различия; отметить и поощрять лучшие работы учащихся; дать им стимул, новые идеи для продолжения развития их творческих способностей.


Книги со сказкой «Гуси-лебеди», «Хаврошечка», «Царевна-лягушка», иллюстрированные разными художниками. Образцы силуэтов деревьев.
Книги со сказкой «Царевна-Несмеяна», слайды «Цветы», натюрморты художников, репродукции художников-живописцев.
Книги со сказкой «Финист – ясный сокол», «Лиса и журавль», «Гуси-лебеди», «Журавль и цапля», «Петушок – золотой гребешок», «Жар-птица», «Царевна-лягушка».  Иллюстрации художников, образцы сказочных птиц, выкройки разных птиц.

Книги с иллюстрациями к сказкам «Волк и семеро козлят», «Лисичка со скалочкой», «Три медведя», «Напуганные медведи», «Сивка-бурка» и др. Изображения животных у художников Е.Чарушина, Ю.Васнецова.

Таблицы-образцы сказочных животных, образец золотой рыбки, сказка «По щучьему велению».

Сказки с иллюстрациями «Репка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка», «Елена Премудрая» и др. Образцы сказочных героев.

Сказки с иллюстра

циями «Сивка-бурка», «Царевна-лягушка», «Заюшкина избушка». Образцы сказочных дворцов.
Сказки с иллюстрациями «Баба Яга», «Кощей Бессмертный». Образцы злых героев сказок.

Сказки с иллюстрациями художников «Хаврошечка», «Морозко» и др. Образцы добрых героев сказок.

Сказки «Про глупого змея и умного солдата», «Леший», «Чудо-юдо» и др. Образцы Чудо-юдо, дракона.
Сказочные книжки, оформленные на традициях русского

народа. Серии открыток «Орнаменты», «Узоры», «Народные промыслы». Элементы народных росписей художников-иллюстраторов Ю.Васнецова, Г.Скотина.

Сказки «Царевна-лягушка», «Елена Премудрая», «Иван царевич и Серый волк», «Сивка-бурка» и др. Образцы узоров, орнаментов, русских  костюмов по мотивам сказок.

Сказки «Гуси-лебеди», «Теремок», «Морозко», «Маша и медведь», «Сестрица  Аленушка и братец Иванушка» и др. Образцы деревьев, работы художников русского пейзажа.
Иллюстрации любимых сказок, сказки с иллюстрациями, где нарисованы дворцы, замки, русские избы. Серии открыток «Русская деревянная архитектура».
Лица сказочных героев в иллюстрациях художников, карнавальные маски.
Книги со сказкой «Лисичка-сестричка и волк». Образцы героев сказок, работы художников-иллюстраторов.
Книги со сказкой  «Царевна-лягушка», иллюстрированные разными художниками; нарисованная пейзажная панорама к сказке.
Книжки со сказочными иллюстрациями, принесенные из дома.
Любимые сказки учащихся, иллюстрации художников к ним.
Книги с иллюстрациями художников о подводном мире.
Сказки «Царевна-лягушка», «Лиса и журавль», «Маша и медведь», «Три

 медведя» и др.

 Репродукции художников-живописцев.

Видеокассеты с мультфильмами русских народных сказок, работы художников-иллюстраторов.
Книжки-сказки, серии таблиц.
Сказка «Лисичка со скалочкой» в работах  разных художников- иллюстраторов.
Сказка «Лиса, заяц и петух» в разных работах художников-иллюстраторов.

Книжки-сказки разных художников-иллюстраторов,

образцы героев сказок.
Русские народные сказки; репродукции художников-графиков.
Все  индивидуальные и коллективные работы учащихся; грамоты, призы для учащихся; материалы к оформлению выставочного зала.



Итоговая работа по сказкам заключалась в составлении энциклопедической странички на слово «сказка». Цель данной работы: после проведения серии уроков, часов общения, родительских собраний, направленных на развитие творческих способностей детей младших классов, выявить какова с точки зрения ребёнка роль сказки в формировании активной жизненной позиции, расширения границ познания, в интеллектуальной и духовной сфере.

Работа была организована в парах после предварительной беседы о том, что мы много обращались к сказкам на разных уроках, а теперь представим себя учёными, которые создают мудрую книгу, энциклопедию. Каждая страница в энциклопедии объясняет какое-нибудь понятие. Попробуем рассказать, что такое сказки, кем они были созданы и для чего, о чём говорится в сказках, для чего они необходимы. А ещё сделаем предположение: наверное, через тысячу лет мир сильно изменится. Останутся ли в нем сказки ?

По итогам данного дипломного исследования мы предлагаем рекомендации для родителей и педагогов по использованию сказки как средства активизации обучения и воспитания на принципах гуманности.

— Читая или рассказывая ребёнку сказку, учитывайте особенности  формы и содержания. То есть, предлагайте ребёнку поразмыслить, почему герой поступает так, а не иначе, что побуждает его к этому выбору.

-Акцентируйте внимание на познавательном аспекте сказки: например, если встречаются элементы счёта, вовремя переспросить: двенадцать суток летела булава, это сколько примерно времени? Сколько добрых дел сделал серый волк Ивану? А сколько плохих волк делал в других сказках? Почему жир в тарелке бедной хозяйки расплылся на много мелких глазков, а в тарелке скупой слился в один большой и т.д. Отвечайте, на возникающие по ходу сказки вопросы ребёнка, расширяя тем самым границы его познания.

— Развивайте при помощи сказки умение ребёнка моделировать знакомую ситуацию в новых условиях: а может ли произойти такая же ситуация в современном мире, в нашем классе? Как мы её решим?

-Используйте  аксиологический аспект сказок в формировании этических ориентиров ребёнка, воспитании уважения к сверстникам и старшим, толерантности.

-При помощи философского аспекта сказок развивайте у ребёнка основы логического мышления, творческого воображения.

-Используйте сказочные ситуации, поступки героев в качестве положительного  или отрицательного примера в ситуации повседневного общения с ребёнком.

-Придумайте сказки вместе с детьми, выявляя и корректируя при этом трудности и страхи вашего ребёнка.

Нами составлен далеко не полный список рекомендаций по использованию сказки в обучении и воспитании младших школьников. Читайте сказки вместе с детьми и дополняйте его своими предложениями, помня, что сказка есть основа народной мудрости и этического самосознания народа.

Чтобы узнать творческие способности детей, родителям надо с малых лет постараться узнать, в чем наиболее одарён их ребёнок. И, чтобы узнать о художественных способностях ребёнка надо построить графический профиль его интересов. Это можно выяснить с помощью анкеты, созданной американскими учёными де Хааном и Кафом.

У ребенка художественные способности, если он:

1.      В своих рисунках и картинах изображает большое разнообразие разных предметов, ситуаций, людей.

2.      Серьёзно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьёзным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.

3.      Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-то события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок, открыток  и т.д.)

4.      Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.

5.      Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создаёт композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.)

6.      Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

7.      Интересуется  произведениями искусства, созданными другими людьми. Может высказать свою собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

8.      Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того, чтобы изображать события или вещи в трех измерениях и пространственно.

Надо ответить на вопросы анкеты и  дать оценку в баллах (по пятибалльной системе). Если характеристика присуща ребенку в наивысшей степени, ставьте пять баллов, если она выше средней – четыре и т.д. Оценка «два балла» — самая низкая. Суммируйте баллы по всем характеристикам. Общее количество набранных баллов внутри одной области надо делить на количество вопросов и полученное число откладывайте на пересечении оценки в баллах по оси Х и той области способности, которую вы проверяете.

Построенный графический профиль способностей ребенка может оказаться полезным и в том случае, когда ребенок имеет склонность к новым, оригинальным идеям, но стесняется эту способность демонстрировать и старается ее не проявлять в детском саду или школе. Можно подбодрить ребенка, сказав, например: «Молодец, ты умеешь творчески мыслить!»
                                                          Заключение
В наше время в образовании со всей очевидностью и глубиной выявились два существенных противоречия.

Первое из них — это противоречие между творческостью и технологичностью. С одной стороны, требования современной ситуации таковы, что простого обладания некоторой суммой знаний недостаточно; необходима постоянная готовность к изменению, готовность к творчеству. Развитие творческих способностей должно стоять во главе современного образования. С другой стороны, образование – это всегда определенная технология, а творческое развитие таинственным образом ускользает из рамок технологии.

Второе противоречие – это противоречие между необходимостью индивидуального подхода и массовостью обучения. Возможности индивидуального подхода в школе настолько  ограничены, что чаще всего он сводится к варьированию объема усваиваемой информации и скорости ее усвоения.

Разрушение этих проблем школа пытается искать на путях гуманизации образования. А гуманизация образования тесно связана с творчеством. Творчество – привнесение чего-то нового. Человеческая индивидуальность всегда неповторима, а следовательно, появление в мире каждой человеческой индивидуальности – это появление чего-то нового; реализация этой неповторимости, уникальности – это и есть творческий акт.

Понимание термина «творчество» не ограничивается созданием нового продукта. Знания, выведенные из самостоятельного наблюдения, из эксперимента, сравнения предметов, явлений тоже называется творчеством.

Учащиеся, занимающиеся творчеством, когда сами добывают базовую информацию, «изобретают» правила, открывают для себя новые понятия.

Ученик – творец, когда он чувствует себя ведущим в познавательном процессе, хотя бы в малом.



В начальных классах каждый из предметов школьного цикла изобразительное искусство имеет громадные возможности для развития творческих способностей. Но хочется особо обратить внимание на занятия кружка изобразительного искусства во  внеурочное время. Возможности этих занятий в развитии творческих способностей  младшего школьника еще недостаточно изучены.

В теоретической части нашей работы мы проанализировали труды зарубежных  и  отечественных   психологов  и  педагогов,  как   А. Адлер,        К. Бюлер,       М.  Вертгеймер,     Р. С.  Немов,     В. А.  Сухомлинский,              К. Д.  Ушинский, Л.С. Выготский и др. В своей работе использовала опыт педагогов-новаторов И.П.Волкова, Т.С.Комаровой, М.А.Абрамовой. Теоретически неизвестно, что развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста совершается в трех основных видах деятельности: учебной, игровой и трудовой. Важно подчеркнуть, что специфика каждого вида деятельности приводит к особенностям проявления детского творчества и к активизации его под руководством  педагога.

Творческая деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, подчеркивает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны. Осознавая эти проблемы, мы предложили в экспериментальной части своей дипломной работы пути развития творческих способностей младших школьников на занятиях по изобразительному искусству. Свидетельство тому – творческие работы учащихся.

Основной метод анализа получения результатов – это метод сравнения, т.е. постоянно сравниваем полученные результаты с прежними успехами и неудачами детей.

Подводя итог, следует отметить, что использование заданий творческого характера способствуют:

·        понять и почувствовать эстетическую ценность сказок;

·        преодолеть стереотипность мышления;

·        думать нестандартно, овладевать богатством фантазии и речи;

·        развитию детского творчества.

При этом повышается:

·         уровень развития каждого ребенка, его самооценка и внутренние предпосылки продуктивной творческой деятельности;

·        учитываются психо-физические особенности предлагаемой школьникам учебной деятельности;

·        развивается у детей интерес к внеклассному чтению, соответственно и повышается качество и техника чтения учащихся.

Таким образом, благодаря творческим заданиям, все это повышает качество учебы и повышает интерес к обучению.

Итак, выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась, на занятиях кружка изобразительного искусства действительно можно эффективно развивать творческие способности детей посредством использования русских сказок.

Необходимость изучения и решения данной проблемы и послужило толчком для написания дипломной работы на тему «Русские народные сказки как средство развития творческих способностей младших школьников во внеклассной деятельности».

Материалы и результаты экспериментального обучения были заслушаны на методическом объединении учителей начальных классов и общешкольном родительском собрании.

                                         Библиография
1.      Абрамова М.А. Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе ознакомления с изобразительным искусством. /Под ред. проф. Н.Д.Неустроева/. – М.: Академия. – 1999. – 192 с.

2.      Алексахин Н.Н.  Волшебная глина: Методика работы преподавания лепки в детском рисунке. – М.: Агар. – 1998. – 47 с.

3.      Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа.  – М.: Просвещение. – 1984. – 160 с.

4.      Альтшуллер Г.С.  Найти идею. – Новосибирск: Наука. – 1986. – 154 с.

5.      Аникин В.П. К мудрости ступенька. – М.: Педагогика. – 1988. – 49с.

6.      Аникин В.П. Русская народная сказка. – М.: Учпедгиз. – 1959. – 256 с.

7.      Белинский В.Г.О народных сказках.// Русский фольклор. Хрестоматия исследований. — М.: Наука. — 1998.

8.      Белозерских Г.М. Развитие творческого потенциала личности.// Начальная школа. — 2000. — №3 — 25 с.

9.      Богоявленская Д.В. Пути к творчеству. – М. – Просвещение. – 1979.– 136 с.

10.  Вертгеймер М.Продуктивное мышление: Пер.с англ. – М.: Прогресс. – 1987.- 335 с.

11.  Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М.: Изд-й центр «Академия».- 1999.- 168 с.

12.  Волков И.П. Много ли в школе талантов? –М.: Знание.- 1989.-78 с.

13.  Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. – М.: Знание. – 1982.- 136 с.

14.  Волков И.П. Учим творчеству. – М.: Педагогика. – 1988.- 96 с.

15.  Волков И.П. Художественная студия в школе. – М.: Просвещение. – 1993.- 127 с.

16.  Волков И.П. Цель одна — дорог много. – М.: Просвещение. – 1990.- 159 с.

17.  Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк.- М.: Просвещение.- 1991.-90 с.

18.  Выгодский Л.С. Психология искусства. — М.: Педагогика.- 1987.-341 с.

19.  Ганкина Э.З. Русские художники детской книги. М.: «Советский художник».–1963.-278 с.

20.  Ганкина Э.З. Художники в современной детской книгу: Очерки Э.З.Ганкиной. — М.: «Советский художник». – 1977.- 215 с.

21.  Громов Е.С. Природа художественного творчества.- М.: Просвещение. – 1986.-237 с.

22.  Демченко Ю.Н. Городок «Сказка».- Одесса: Маяк.- 1985.- 63 с.

23.  Детская литература./ Учебно-методический комплекс./ Сост. Спиридонова Г.И.- Якутск: — 2001.- 124 с.

24.  Запорожец А.В. Психологическое восприятие сказки ребёнком-дошкольником// Дошкольное воспитание.- 1948. -№9. – с.34-41.

25.  Зенкевич –Евстигнеева Т. Основы сказкотерапии.// Школьный психолог.-2001.- № 26.-с.7.

26.  Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников.- М.: Педагогика. – 1983.- 111 с.

27.  Казакова Т.Г. Развивайте у  дошкольников творчество.- М.: Просвещение. – 1985.- 192 с.

28.  Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности.-М.: Изд-во Акад.пед.наук.- 1959 .- 304 с.

29.  Киреенко В.И. Целостность восприятия и художественные способности.//Вопросы психологии.- 1956 .- №6.

30.  Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психологические особенности человека.Т.2. Способности.- Изд-во ЛГУ.- 1960.-304 с.

31.  Колякина В.И. Возрастные особенности учащихся и коллективная изобразительная деятельность. — М.: Гуман. изд. Владос.- 2002.- 176 с.

32.  Комарова Т.С. Дети в мире творчества.- М.: Мнемозина. – 1995.- 160 с.

33.  Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество.- М.: Педагогика. – 1990. – 142 с.

34.  Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. – М.: Педагогика. – 1984. – 120 с.

35.  Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Изд-во «Российское пед. Агенство». – 1997. – 208 с.

36.  Комарова Т.С. Учитесь рисовать и лепить. – М.: Просвещение. – 1968.

37.  Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. – М.: Агар. – 1998. – 154 с.

38.  Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1 – 3 классах. – М.: Просвещение.- 1983. – 191 с.

39.  Лабунская Г.В. Внешкольная работа с детьми по изобразительному искусству. – М.: Учпедгиз. – 1946.

40.  Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. – М.: Просвещение. – 1965. – 207 с.

41.  Лабунская Г.В. Роль обучения в развитии изобразительного творчества детей. – М.: Учпедгиз. – 1947.

42.  Михайлова А.Я. Ребенок-художник и театр кукол.// Начальная школа.–1991.-№12. – с. 81.

43.  Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности.- М.: Педагогика. – 1981. – 96 с.

44.  Неменский Б.Н. Мудрость красоты.-  М.: Просвещение. – 1981. – 192 с.

45.  Неменский Б.Н. Память сердца. – М.: Советский художник. – 1980.

46.  Неменский Б.Н., Фомина Н.Н., Гросул Н.В. и др. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 – 4 кл. – М.: Просвещение. – 1991.

47.  Никитин Б.П. Развивающие игры. – М.: Просвещение. – 1976. -  130 с.

48.  Николаев Е.М. Образование – основа будущего. – Якутск. – 1999.

49.  Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Просвещение. – 1987. – 630 с.

50.  Перекатьева О.В., Подгорная С.Н. /авт.-сост./ Современная работа с родителями в начальной школе. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д; Изд. Центр «МарТ». – 2004. – 192 с.

51.  Петровский А.В. Способности и труд. – М.: Педагогика. – 1966. – 189 с.

52.  Поддъяков А. Ты гений или просто умный?// Знание – сила. – 2002. — №9. – с.78 .

53.  Полуянов Е.Л., Глущенко Е.Л. Картина и иллюстрация на уроках литературы: Из опыта работы в 4 – 10 кл. – М.: Просвещение. –1985. -128 с.

54.  Понамарев Я.А. Психология творчества. – М.: «Наука». – 1976. – 303 с.

55.  Прядехо А.Н., Прядехо А.А. Формирование технического интереса и развитие творчества школьников в процессе внеклассной работы. – Смоленск: СГПИ. – 1986. – 79 с.

56.  Роджерс Н. Творчество как усиление себя.// Вопросы психологии. – 1990. — №1. – 72-74 с.

57.  Родари Джанни. Грамматика фантазий. – И.: Прогресс. – 1990. – 143 с.

58.  Русские народные сказки. Обработка А.Н.Афанасьева. Т. 2. – М.: Детская литература. – 1986.

59.  Селиверстова Е.А. Творческие задания для раскрытия индивидуальных способностей учащихся.// Начальная школа. – 2002. — №1. -54 – 56 с.

60.  Сотников А.Т. Художественная иллюстрация на уроках литературы. – М.: Просвещение. – 1970. – 104 с.

61.  Степанов С. О натурах творческих.// Школьный психолог. – 2001. — №46. – с. 11.

62.  Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М.: Просвещение. – 1981.–192 с.

63.  Творческий метод. Сборник статей. Под ред. В.А.Разумного /. – М.: «Искусство» — 1960.

64.  Теплов Б.М. Способности и одаренность: Психология. – М.: — 1948. – 42 с.

65.  Тупичкина Е.А. Игры со словами и буквами.// Начальная школа. – 1989. — №3. – 8 – 12 с.

66.  Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. — Харьков: Фолио.- 2000.

67.  Художественное творчество и ребёнок./Под ред.Н.А.Ветлугиной/.- М.: 1972.-287 с.

68.  Шорыгина Т.А. Красивые сказки: Эстетика для малышей.-М.: Книголюб.- 2003.- 132 с.

69.  Щиряков Н.Н. Книжная иллюстрация на уроках русской литературы. 4-7 кл.- Минск: «Народная асвета».- 1975.- 112 с.

70.  Эльконин Д.Б. Психология детской игры.- М.: Педагогика.- 1978.

71.  Энциклопедический словарь юного художника./Сост Н.И.Платонова, В.Д.Синюков.- М.: Педагогика — 1983.- 415 с.

72.  Яковлев А. Возвращение к сказке или первый шаг по дороге к действительности // Первое сентября.- 2001. — 22 дек.- с.6.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Конспект занятий
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.