Реферат по предмету "Педагогика"


Ручные операции на уроках технологии резьбы по дереву

--PAGE_BREAK--Н. А. Корф поддерживал идею создания при школах «педагогически-ремесленных» мастерских, но в то же время, ошибочно отождествляя ручной труд и обучение ремеслам, рассматривал их введение в народной школе как сокращение времени для общего образования народа.
Наиболее часто встречавшимися аргументами против введения нового предмета были следующие:
принципиальное отрицание возможности преподавания физического труда в общеобразовательной школе;
сомнения в воспитательном значении ручного труда;
необходимость затрат на оборудование и материалы;
излишне жесткие требования системы О. Саломона к точности и качеству работ.
Попытка последовательного критического анализа шведской системы была предпринята В. В. Девелем, который пришел к выводу, что ни одна из поставленных О. Саломоном задач не может быть полностью решена. В. В. Девель, будучи сторонником идеи свободного воспитания, считал, что деятельностью ребенка должны управлять его воля и фантазия. Систему О. Саломона он оценивал как средство подавления самостоятельности и творчества детей и утверждал, что в семье и школе ручной труд может быть использован лишь как средство удовлетворения естественных потребностей ребенка и самообслуживания.
Даже среди сторонников введения ручного труда в русских школах отношение к известным системам и, в частности, О. Саломона было не всегда положительным. Об этом свидетельствуют дискуссии, развернувшиеся на трех съездах русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в России (I съезд состоялся в конце 1889 — начале 1890 г., II съезд — в конце 1895 — начале 1896 г., III съезд — в конце 1903 — начале 1904 г.). При этом педагогические принципы, предложенные О. Саломоном, фактически не пересматривались, а лишь дополнялись и развивались. Например, важными следует считать постановку вопроса о дополнении курса теоретическими занятиями, о соблюдении дидактических принципов, о роли и значении ручного труда для нравственного и физического развития детей, о целенаправленном формировании в процессе обучения волевых качеств учащихся.
Наиболее обоснованной критике подверглась практическая часть системы О. Саломона, а именно — его «коллекция моделей». Многие известные специалисты России — К. Ю. Цируль, Н. В. Касаткин, Д. И. Загребин, И. Л. Шаталов — приняли активное участие в пересмотре практической части и предлагали собственные программы. Так, Д. И. Загребин утверждал, что «коллекция моделей» О. Саломона не соответствует быту и потребностям русского крестьянина, отличающимся от быта крестьян Щвеции. Поэтому часть предметов никак не может найти применения в реальной жизни. Д. И. Загребин разработал и предложил «коллекцию моделей», которая, по его мнению, была более пригодна для школ России. Собственные программы предложили также Н. П. Столпянский, С. М. Солошенко и другие.
Действительно, система О. Саломона имела серьезные недостатки. К ним следует отнести ориентацию исключительно на столярные работы, преобладание в «коллекции» мелких однотипных работ, преувеличение роли ножа как главного инструмента. Вместе с тем полное отрицание развивающего и воспитательного значения шведской системы нельзя считать обоснованным. К тому же критики часто отождествляли обучение ремеслам и ручному труду. Тем не менее критические выступления в адрес нового предмета способствовали ускорению создания российской системы обучения.
Особенности российской системы обучения ручному труду. Создание этой системы потребовало значительных усилий со стороны российских мануалистов К. Ю. Цируля (1857 — 1924), Н. В. Касаткина (1866 — 1928), Н. П. Столпянского (1834- 1909), В. И. Фармаковского (1842 — 1922), К. К. Сент-Илера (1834 — 1901).
Благодаря стараниям К. Ю. Цируля признанным центром распространения нового предмета в школах России стал Санкт-Петербургский учительский институт. К. Ю. Цируль столкнулся с серьезными затруднениями при использовании «моделей» О. Саломона и постепенно пришел к выводу о том, что они дают далеко не лучшие результаты. Необходимы показ учителем приемов работы, объяснения, сообщение ученикам элементарных теоретических и технологических сведений. В итоге от системы О. Саломона в ходе апробации остался лишь один принцип — «исполнение задач на законченных, практически полезных предметах, расположенных по степени трудности».
К. Ю. Цируль разделял точку зрения многих прогрессивных педагогов о возможности эффективного интеллектуального развития лишь в единстве с физическим. Он являлся сторонником широкого применения чертежей и постепенного отказа от «моделей», которые впоследствии рекомендовал использовать лишь в качестве наглядных пособий. Он был убежден в том, что именно в процессе совместной деятельности педагога и ученика, где педагог выступает как старший товарищ, наиболее полно реализуется самое главное назначение дисциплины ручного труда — воспитательное. При этом К. Ю. Цируль особо подчеркивал, что в этом отношении важна не собственно задача, а «метод и процесс ее исполнения» [1, с. 51]. Отметим, что этот педагог, по данным С. М. Шабалова, обучал ручному труду царских детей — Михаила и Алексея.
Вторым по значению центром распространения ручного труда в России стал Московский учительский институт, где преподавал Н. В. Касаткин. Составленная им программа работ по бумаге и картону была удостоена в 1912 г. Большой золотой медали на международной выставке, посвященной устройству и оборудованию школ. Преимуществами занятий с бумагой и картоном Н. В. Касаткин считал дешевизну инструментов и материалов, возможность обучения в обычном, не оборудованном специально для уроков труда, помещении, легкость организации и возможность работы с 40 — 45 учащимися. С педагогической стороны, по его мнению, работы по бумаге и картону ничуть не хуже столярных, так как развивают те же качества — внимательность и аккуратность, сообразительность и сноровку, воспитывают волю и настойчивость.
Особое внимание Н. В. Касаткин уделял в процессе обучения применению приемов черчения и установлению межпредметных связей. Черчение он называл международным языком, который легко понимает каждый образованный человек. Без чертежей смысл педагогического ручного труда утрачивается, поскольку работа учащихся должна быть осмысленной и строго последовательной. Н. В. Касаткин рассматривал ручной труд как важнейшее средство общей подготовки к будущей технической и профессиональной деятельности, начальную ступень технического образования. В этой связи педагог высказывался за сообщение учащимся доступных по возрасту технологических сведений.
Проблемы методики обучения ручному труду разрабатывались главным образом преподавателем Харьковского учительского института Н. П. Столпянским. Он был убежден в том, что именно методика обучения предмету в общеобразовательной школе играет главную роль в достижении поставленных целей. Проводя аналогию уроков труда с уроками грамоты и арифметики, Н. П. Столпянский утверждал, что они должны давать столь же скорый и очевидный результат. А для этого нужно сначала изучить теорию процесса труда, а потом упражняться в выполнении конкретных приемов и операций. Поскольку наибольшее распространение получила обработка древесины, то должна изучаться теория ее ручной и механической обработки. Например, следует четко представлять, какую силу и в каком направлении необходимо приложить к инструменту и как он должен воздействовать на обрабатываемый материал. Здесь целесообразно использование элементарных сведений из курса физики. Вместе с тем Н. П. Столпянский преувеличивал роль отработки техники отдельных операций и приемов, соглашаясь тем самым с приверженцами французской системы обучения.
Немалое влияние на процесс популяризации и распространения ручного труда и формирование российской системы оказал директор Санкт-Петербургского учительского института К. К. Сент-Илер. Признавая пригодность шведской системы в качестве образца на начальном этапе, он высказывался за ее усовершенствование, за введение работ по металлу, за обеспечение тесной связи этой дисциплины с черчением и рисованием, за введение элементов украшения предметов из «коллекции моделей» с целью эстетического развития детей. Одним из первых он оценил роль ручного труда в выборе будущей профессии, указав на то, что новый предмет в немалой степени будет способствовать осмысленному выбору ремесла в дальнейшем.
К началу XX в. в результате совершенствования системы О. Саломона, в частности, введения обработки не только дерева, но и других материалов, в России сложилась собственная, так называемая российская система обучения ручному труду как самостоятельному предмету общеобразовательной школы. Она представляла собой синтез различных элементов европейских систем обучения и разработок отечественных педагогов. Ее отличительными особенностями стали:
повышенное внимание к процессу труда, стремление к максимальному использованию возможностей педагогического влияния на ученика в процессе выполнения им задания;
изготовление учащимися предметов не по готовым моделям, а по самостоятельно выполненным эскизам и чертежам;
корректировка учебных программ с учетом региональных особенностей и возможностей конкретного учебного заведения;
введение в процесс обучения работ по бумаге и картону, начальных работ по металлу;
сообщение учащимся первоначальных сведений о свойствах материалов и их обработке;
использование фронтального обучения и специальных теоретических уроков.

1.2 Методика обучения технологии

1.3 Методика обучения школьников ручным операциям
    продолжение
--PAGE_BREAK--Повседневная, будничная педагогика включает в себя заботу о нравственном воспитании наших детей, об их физическом и умственном развитии, о воспитании трудолюбия, о расцвете технических способностей и эстетических дарований.
И, пожалуй, не будет ошибкой сказать, что ребенку для полноценного развития занятия творчеством необходимы как воздух. На уроках технологии при ручных операциях идет освоение и постижение окружающего мира, красоты, гармонии.
Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность маленького человека, чтобы он развивался всесторонне. Занятия ручным трудом призваны воздействовать на ум, волю, чувства учащихся, побуждать их к творческому самовыражению. А также решают психологическую задачу – состояние эмоционального комфорта, ощущения радости детства.
Обучение ручным операциям является важным средством умственного, физического, творческого и эстетического развития.
Специфика обучения позволяет обеспечить большое разнообразие ручных операций. Чем шире круг операций, тем лучше и многостороннее развита координация движения, тем проще ребенку овладеть новыми видами деятельности.
На уроках учащиеся знакомятся с такими операциями как, резание, скручивание, складывание, сгибание, плетение, вышивание, выпиливание и т.д. Разнообразие операций помогает поддерживать высокий интерес. Уроки направлены на развитие творческих способностей и фантазии учащихся, расширение кругозора и совершенствование технологических навыков. Это помогает детям стать мастерами своего дела – изготавливать свои авторские работы.
Программа «Умелые руки» модифицирована на основе программ Лауреатов V Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей, Москва ТОУ ЦР СДОД, 2003 г. и программы «Художественный труд» Т.Н. Просняковой, рекомендованной МО РФ, 2003 г.
Цель данной программы: приобщение детей к миру искусств, как эффективного средства творческого развития личности ребенка. Для реализации цели необходимо решение ряда конкретных задач:
·      Расширение знаний и представлений о традиционных и современных материалах для творчества, о технологиях их обработки;
·      Развитие ручной умелости через овладение многообразными ручными операциями;
·      Знакомство с разными свойствами одного материала и одинаковыми свойствами разных материалов;
·      Выработка жизненно важных качеств личности:
·      Трудолюбие,
·      Усидчивость,
·      Аккуратность,
·      Умение доводить начатое дело до конца.
·      Развитие изобретательности, воображения, образного мышления;
·      Возможность проявлять и развивать в процессе индивидуальной и коллективной деятельности личностные качества;
·      Достижение оптимального для каждого ребенка уровня развития за счет возможности работать в персональном темпе.
На уроках учащиеся знакомятся с многообразием ручных операций, совершенствуют их, расширяют свой кругозор.
В содержание программы включены следующие разделы:
ü  художественная обработка материалов (бумага, природные материалы, текстильные материалы, древесина, пластичные материалы);
ü  декоративно-оформительская графика (открытки, приглашения);
ü  моделирование и конструирование;
ü  свободное творчество.
Актуальность включения разных разделов в содержание программы ориентировано на возраст и пол ребенка. В уроках найдут занятия по душе и девочки, и мальчики. У каждого ребенка должен быть широкий выбор приемов, технологий, чтобы он сам мог комбинировать материалы, выбирать цвет, только так вырабатывается вкус.
Творческая деятельность на уроках технологии при ручных операциях представляет собой единство теории и практики. Теоретическая сторона включает в себя познание, восприятие предмета или явления, изучение его происхождение, видов, свойств, которыми он обладает, с целью использования этой информации для создания собственных образов. Для освоения теоретических знаний собирается необходимый для уроков материал и формируется в папки.
Практическая сторона подразумевает освоение учащимися средств художественного изображения и технологических приемов обработки разнообразных материалов, а также самостоятельное их применение.
На уроках используются разнообразные методы:
·         Репродуктивная деятельность (копирование технологического приема с целью его освоения, выполнение объекта по образцу, устные ответы по теоретическим вопросам).
·         Репродуктивная деятельность с элементами творческой (поиск альтернативных материалов, инструментов).
·         Творческая деятельность (получение новых знаний опытным путем, достижение одного и того же результата разными путями).
·         Выполнить абсолютно новую поделку, основанную на изученной технологии).
Творческие задания требуют особого подхода к учащимся. Здесь необходимо принимать во внимание и индивидуальный темп работы, и достигнутый уровень креативности, и эмоциональные склонности, и психологические качества личности. Творчески активным детям предлагать такие задания в качестве дополнительных или альтернативных. Более способным подсказать новое, оригинальное решение, с более слабыми вместе разработать порядок создание работы, помочь в подборе материала.
Для учащихся ручной труд имеет обшеукрепляющее и развивающее значение. Наши руки являются как бы вынесенным на периферию головным мозгом, а пальцы органически связаны не только с мозговыми центрами, но и с внутренними органами. Сторонники лечебного массажа через воздействие пальцами и на пальцы считают, что каждый палец руки связан с каким-либо внутренним органом. Поэтому физическая тренировка рук повышает функциональную деятельность мозга и других органов тела, благотворно влияет на весь организм.
Ручная умелость развивается в процессе обработки различных материалов. Чем шире круг операций, которыми овладевают дети, тем лучше и многосторонней развита координация движения рук, тем проще ребенку осваивать новые виды деятельности. Поэтому на уроках ручного труда придается большое значение разнообразию материалов, с которыми учащиеся работают, и разнообразию операций, с помощью которых эти материалы обрабатываются (вырезание, обрывание, сгибание, складывание, скручивание, плетение, скатывание, вытягивание пластилина, вязание, работа иглой). При возникновении затруднений в операционных умениях учитель может применять приемы, помогающие ученику овладеть этими умениями: повторный показ операции, сопровождаемый инструкцией; контроль за руками ученика при выполнении им операции; прием синхронных движений рук учителя и ученика; подготовительные упражнения, направленные на расчлененную обработку компонентов умения.
Самостоятельная практическая деятельность невозможна без овладения общетрудовыми умениями. Самостоятельность выполнения задания означает, что ученик понял задание, мысленно построил образ того объекта, который должен быть изготовлен, подобрал орудие труда, материалы, определил способы обработки, спланировал последовательность действий, контролировал работу в процессе ее выполнения. Одна из типичных трудностей для детей в том, что до начала практических действий некоторые ученики не усваивают во всей полноте заданную цель, у них не формируется в сознании полный и точный образ конечного результата работы. Одна из причин неточного усвоения цели деятельности — затруднения в пространственной ориентировке. Коррекция этапа ориентировки возможна в следующих направлениях.
Необходимо постепенно усложнять объекты как по количеству операций, требующихся для их изготовления, так и по доступности анализа (сначала плоский, затем объемный образец; сначала детали ясно видны, затем частично скрыты; сначала натуральный образец, затем рисунок, фотография, чертеж).
Важно учить учащихся технике восприятия: включать в процесс активного восприятия разные органы чувств (плоский образец ученики воспринимают не только зрительно, но и с помощью осязания: объемный образец берут в руки, поворачивают, заглядывают внутрь, переворачивают, заглядывают с разных сторон); систему вопросов учителя для наблюдения направлять на формирование расчлененного восприятия образца (Из каких частей состоит? Сколько их? Какой они формы? Как расположены? Как соединены между собой? Из какого материала сделаны?).
Значительное место в ручной работе занимает обучение планированию предстоящих действий, вычленению этапов работы, установлению последовательности осуществляемых действий. Возможны следующие пути организации деятельности учащихся на этапе планирования: коллективное планирование после анализа образца, в котором принимает участие весь класс, ученики совместно вырабатывают план действий; послеоперационное планирование во время исполнительского этапа, когда внимание учеников направляется на выявление связи между отдельными частями объекта и способами их соединения, на выявление причинно-следственных зависимостей между отдельными операциями; использование дополнительной наглядности в виде инструкционных карт, в которых дается предметный план изготовления изделия, план изготовления изделия в рисунках или чертежах. Работа, направленная на развитие общетрудовых умений, способствует преодолению импульсивности, необдуманности действий, воспитывает произвольное внимание, стимулирует развитие речи, нормализует взаимодействие речи и деятельности.

Глава 2. Методика проведения уроков по ручным операциям при изучении раздела «Резьба по дереву» 6 класс
2.1 Методика обучения раздела «Резьба по дереву»
Резьба по дереву — древний вид народного декоративного искусства. В нашей стране, богатой лесами, дерево всегда было одним из самых любимых материалов. Понимание его пластических свойств, красоты текстуры развивалось в творческом опыте многих поколений народных мастеров. Искусством плотницкого ремесла издавна славились русский Север, Поволжье, Вологодская, Ярославская, Новгородская и другие области. В неразрывной связи с деревянным зодчеством развивалось искусство деревянной утвари и игрушки. Высокий уровень исполнительского мастерства, образная выразительность резных деревянных изделий всегда соединялись с их утилитарным назначением. Во многом это определяло и способы художественной обработки, и характер орнаментального декора, сохраняющий единство, как в монументальных произведениях, так и в оформлении домашней утвари, деревянной посуды и детской игрушки.
Каждому центру народной резьбы по дереву присущи свои ярко выраженные художественно-стилистические черты, основанные на особенностях культурного развития, географических и природных условий, экономики края.
Издавна сложившиеся способы художественной резьбы по дереву в наши дни развивают художники и мастера предприятий народных художественных промыслов. Настоящая программа предназначена для преподавания предмета «Искусство резьбы по дереву» на занятиях декоративно прикладного искусства в школах. При составлении программы учитывались традиции художественной резьбы по дереву таких известных центров народного декоративного искусства, как Архангельская, Вологодская, Ярославская, Кировская, Горьковская, Московская области, а также искусство художественной обработки дерева в Карельской, Коми, Башкирской, Мордовской, Марийской, Якутской республиках.
Цель программы познакомить учащихся школ с наследием художественной обработки дерева, привить любовь к данному традиционному художественному ремеслу, обучить практическим навыкам резьбы по дереву, умению создавать собственные творческие композиции в традициях местного художественного промысла.
Задачи программы.
Обучающие:
·        обучить практическим навыкам резьбы по дереву, техническим приемам геометрической резьбы, умению создавать собственные композиции в традициях художественного промысла;
·        обучить владению инструментом для резьбы по дереву;
·        сформировать представление о народных художественных промыслах, расположенных на территории России;
·        научить правилам безопасности при обработке художественных изделий;
Развивающие:
·        развить навыки самостоятельного составления несложных композиций резьбы по дереву на основе традиций народного искусства;
·        развить художественный вкус, общую культуру личности;
·        развить умение давать оценку своей работе.
Воспитывающие:
·        приобщить детей к истокам русской народной культуры;
·        воспитать высокую коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению;
·        привить любовь к традиционному художественному ремеслу.
Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить учащимся, развитие у них с первых занятий не только навыков технического ремесла, но и творческого начала.
Она построена таким образом, что учащиеся знакомятся со всеми основными традиционными видами художественной резьбы по дереву, получают знания по технологии изготовления резных изделий из дерева и их отделке, сведения об инструментах для выполнения художественной резьбы, знакомятся с правилами безопасности при работе с режущими инструментами и т.д.
Важным этапом на пути создания учащимися самостоятельных композиций является копирование образцов народной резьбы по дереву в местных художественных и краеведческих музеях. Копирование позволяет понять и усвоить не только разные виды и технику, но и типовые композиции резьбы по дереву. Зарисовки, созданные во время копирования произведений народных умельцев, должны рассматриваться как ценный методический фонд, на основе которого учениками разрабатываются собственные творческие композиции.
После окончания курса обучения, предусмотренного программой, учащиеся должны знать:
·        о народных художественных промыслах, расположенных на территории России;
·        об истории возникновения и развития местного промысла художественной резьбы по дереву;
·        о коллекции произведений народного декоративно-прикладного искусства и, в частности, об образцах художественной резьбы по дереву
·        о характерных особенностях местной художественной резьбы по дереву;
·        о полном процессе изготовления резных художественных изделий на предприятии народных художественных промыслов;
·        правила безопасности при обработке художественных изделий;
Учащиеся должны уметь:
·        делать зарисовки с образцов народного декоративно-прикладного искусства;
·        разрабатывать самостоятельно несложные композиции резьбы по дереву на основе традиций народного искусства;
·        владеть инструментом для резьбы по дереву;
·        владеть техническими приемами геометрической резьбы;
·        выполнять все стадии резьбы по дереву, включая операции отделки готовых изделий.
Преподаватель должен использовать программу творчески, исходя из конкретных условий работы и уровня подготовки учащихся.
Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
Всего
Теоретич.
Практич.
Введение
2
2
Раздел 1. Знакомство с художественно-техническими приемами геометрической резьбы
1.1.
Древесина и ее свойства. Измерительный инструмент резчика по дереву. Инструменты для резьбы, подготовка инструментов к работе. Техника безопасности.
2
2
1.2.
Основные виды геометрической резьбы, приемы их выполнения. Простейшие композиции.
16
2
14
1.3.
Резной геометрический орнамент. Создание несложных изделий в технике трехгранно-выемчатой резьбы
24
24
1.4.
Резьба несложного изделия в технике контурной или скобчатой резьбы (форма готовая).
24
24
Итого за 1 год обучения
68
6
64
    продолжение
--PAGE_BREAK--Содержание занятий
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Введение
Народное декоративное искусство. Резьба по дереву в России. Особенности народного искусства. Творчество народных мастеров-резчиков по дереву русского Севера, Поволжья, Богородска, Хотькова. Производственный цикл. Технологический процесс изготовления художественных изделий из дерева. Оборудование и инструменты рабочего места резчика, токаря. Техника безопасности при работе с режущими инструментами.
Раздел 1. Знакомство с художественно-техническими приемами геометрической резьбы.
Тема 1.1. Древесина и ее свойства. Измерительные инструменты резчика по дереву. Инструменты для резьбы. Подготовка к работе. Техника безопасности.
Природная текстура древесины. Расположение и характер рисунка волокон древесины при резьбе по дереву. Свойства хвойных и лиственных пород древесины по твердости. Влажность и сушка древесины. Рабочее место резчика по дереву и его оборудование.
Подготовка рабочего места резчика по дереву в зависимости от характера выполняемых резных работ.
Назначение измерительных инструментов. Краткая характеристика каждого из них.
Инструменты для резьбы по дереву. Выбор инструмента для различных видов резьбы. Хранение инструментов. Подготовка инструментов для резьбы по дереву.
Освоение учащимися навыков заточки и правки инструментов. Техника безопасности при заточке и правке инструментов для резьбы.
Тема 1.2. Основные виды геометрической резьбы, приемы их выполнения, простейшие композиции.
Художественно-технические приемы геометрической резьбы по дереву. Художественные изделия из дерева, украшенные геометрической резьбой. Образцы народного искусства, современные изделия художественного промысла.
Приемы резьбы параллельных линий вдоль и поперек волокон Начальные приемы геометрической контурной и скобочной резьбы. Приемы резьбы «шашечек», «сетки». Создание вариантов композиций освоенных приемов резьбы на дощечках.
Техника безопасности при работе с режущими инструментами.
Трехгранно-выемчатая резьба.
Техническая и художественная стороны трехгранновыемчатой резьбы. Приемы резьбы равнобедренных треугольников. Узор «трехстороннее сияние со срезкой», узор «розетка с сиянием». Приемы резьбы узора трехгранно-выемчатое «четырехстороннее сияние». Выполнение узоров: «куличок», «змейка», «витейка», «бусы», «елочка», «сколышек», «чешуйка», «шишки», «лесенки», «кубики», «решетка».
Создание на дощечках из липы или осины вариантов узоров, образуемых благодаря техническим приемам трехгранновыемчатой резьбы.
Техника безопасности при работе с режущими инструментами.
Тема 1.3. Резной геометрический орнамент. Создание несложных изделий в технике трехгранно-выемчатой резьбы.
Копирование типовых несложных композиций. Понятие о композиции (ритм, симметрия, выявление центра, равновесие и т.д.) в резьбе на прялках, на наличниках окондомов, в украшении бытовой утвари.
Создание эскизов геометрических узоров для оформления разделочной доски, крышки коробочки, пенала. Перевод узоров геометрического орнамента на поверхность изделий из дерева.
Выполнение резьбы несложного изделия.
Основные виды отделки художественных изделий с резьбой. Отделка готового изделия.
Тема 1.4. Резьба несложного изделия в технике контурной или скобчатой резьбы (форма готовая).
Искусство резьбы на пряничных досках, ярославских и северодвинских прялках. Современные изделия народных художественных промыслов, украшенные контурной и скобчатой резьбой. Копирование образцов народной резьбы по дереву. Сбор материала для собственной композиции.
Обсуждение с учащимися зарисовок, отбор рисунков для разработки с собственных композиций.
Разработка эскизов композиций в технике скобчатой и контурной резьбы для оформления несложных изделий.
Инструменты для скобчатой и контурной резьбы. Подготовка инструментов к работе.
Выполнение созданных композиций в материале и отделка изделий.
2.2 Развернутые сценарии уроков технологии
УРОК № 1-2
Раздел программы: Художественная обработка древесины
Тема: Древесина и ее свойства. Измерительные инструменты резчика по дереву. Инструменты для резьбы. Подготовка к работе. Техника безопасности.
Класс: 6 класс
Время работы: 90 минут
Цели урока:
Образовательная: ознакомить учащихся свойствами древесины, измерительными инструментами резчика по дереву, инструментами для резьбы; получение новых и систематизация ранее полученных знаний по теме “Технология обработки древесины ”, формировать у учащихся начальные трудовые знания и умения, развить их техническое мышление и творческие способности, используя ИКТ для лучшего восприятия материала.
Развивающая: совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь. Развитие умения правильно выбрать заготовку, прострогать базовую кромку и разметить заготовку по шаблону.
Воспитательная: развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач; развивать мотивацию изучения этапов изготовления объектов труда, используя разнообразные приёмы деятельности, сообщая интересные сведения.
Тип урока: урок изучения нового материала
Основной метод проведения урока:
Оборудование: проектор, компьютер, верстаки, наборы столярного инструмента, измерительный инструмент, технологические карты, образцы изделий, заготовки.
Дидактический материал к учебному занятию: презентация в Power Point “Художественная резьба по дереву”,“Технология обработки древесины”, плакат техника безопасности, таблица инструментов резчика.
Место проведения: учебная мастерская
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. (2 мин.)
- Здравствуйте! Садитесь! (Ученики стоят у своих мест и садятся после слов преподавателя).
— Дежурный кто сегодня отсутствует? (Дежурный класса сообщает об отсутствующих, если они есть).
II. Повторение ранее изученного материала. (7 мин.)
Учащиеся отвечают на следующие вопросы:
·                     что называется древесиной;
·                     на какие два вида делятся все древесные породы, приведи примеры;
·                     как подразделяется древесина по твердости, приведи примеры;
·                     что такое текстура дерева;
·                     какие пороки бывают у древесины;
·                     разметочный инструмент, инструмент для пиления.
Затрагивается тема “Материаловедение”, где рассматриваются понятия о строении древесины, породы и их применение. Тема “Пиломатериалы и древесные материалы” позволяет изучить сорта материалов и способы их производства… Тема “Графическая документация” содержит понятия в техническом изображении изделия, видах графических документах их построении и чтении. Тема “Строгание”, “Пиление”, “Разметка”, “Сверление”, “Зачистка”знакомят с этапами изменения формы, размеров, и чистоты поверхности заготовки с применением столярных инструментов.
III. Изучение нового материала. (39 мин.)
Итак, тема сегодняшнего урока «Древесина и ее свойства. Измерительные инструменты резчика по дереву. Инструменты для резьбы. Подготовка к работе. Техника безопасности.», обратите внимание на доску, где она записана. Запишите в тетрадях дату и тему урока.
Во время объяснения нового материала идет демонстрация слайдов презентации “Художественная резьба по дереву”. [Слайд 1, 2]
И в наши дни нас окружает большое количество изделий из древесины: мебель, музыкальные инструменты, детские игрушки и т.д. Своеобразная красота обработанной поверхности изделия из древесины всегда привлекает взгляд. Изучив основы технологии обработки древесины, и вы сможете самостоятельно сделать кухонную разделочную доску.
Древесина – один из самых распространенных материалов, который человек научился обрабатывать еще в глубокой древности. С помощью топора, ножа и других инструментов люди изготавливали дома, мосты, ветряные мельницы, крепостные сооружения, орудия труда, посуду и многое другое.
Дерево хранит тепло Солнца, тепло человеческих рук, работавших с ним. [Слайд 3]
Дерево капризно и неповторимо. Невозможно получить две одинаковые вещи из дерева: они будут отличаться цветом и фактурой, направлением прожилок – и движением руки Мастера…
Именно необходимость тонкой ручной работы делает деревянные сувениры такими дорогими, и такими редкими. [Слайд 4]
Мы имеем честь представить совершенно новую технологию обработки дерева. Теперь Художник не занимается тиражированием своей работы: но при этом изобретённая нами технология позволяет в точности передать тончайшие детали прихотливой авторской резьбы.[Слайд 5]
Деревянные изделия сохраняют индивидуальность и неповторимость авторской работы и живого материала – но при этом становятся серийными. И, в отличие от ручной работы, стоят тем дешевле, чем больше их нужно изготовить.[Слайд 6]
Мы не преувеличиваем, говоря об изобретении: патентный поиск показал, что такой технологии нет нигде в мире. [Слайд 7]
Далее материал включает в себя сведения о ручной и механической обработке древесины, применяемых материалах, инструментах и станках; основных заготовительных, обработочных, контрольно-измерительных и отделочных операциях. Учебный материал имеет политехническую направленность.
Так, знания по планированию, контролю, измерению и другие, дают представления об общих закономерностях и процессах, характерных для ручного производства изделия из древесины.
Процесс изготовления изделия. Технологическая карта.
В школьных мастерских на верстаках изготавливают детали и сборочные единицы.[Слайд 8]
Деталь является изделием из однородного материала без применения сборочных операций (например, шип, шкант, винт и т.п.). В детали можно выделить элементы, имеющие определенное значение, например отверстия, выступы, углубления и др.
Сборочная единица состоит из нескольких деталей. Процесс соединения деталей между собой называется сборкой.
Каждое изделие имеет свою конструкцию, т.е. определенное устройство. Материалы, из которых изготовлены изделия (древесина, металлы, пластмассы и др.), называют конструкционными.
Перед изготовлением изделия надо внимательно изучить его конструкцию: уяснить форму, размеры, число деталей и способы их соединения, число элементов и др.
При изготовлении изделия используют рабочие и контрольно-измерительные инструменты.[Слайд 9]
Рабочие инструменты предназначены для обработки материалов (например, ножницы, молоток). Контрольно-измерительные инструменты служат для определения размеров и проверки точности изготовления изделия (например, линейка, угольник). При обработке материалов используют также приспособления – устройства, которые облегчают работу. Например, при пилении древесины применяют упор.
Для изготовления каждого изделия необходим технологический процесс, т.е. часть производственного процесса по превращению заготовки в готовую продукцию. Он состоит из технологических операций.
Операция является законченной частью технологического процесса, выполняемой на одном рабочем месте.
Разработка технологического процесса начинается с изучения чертежа детали. Изучая чертеж, определяют форму и размеры заготовок, материал, из которого изготавливают деталь, припуски (дополнительный слой поверхности заготовки, подлежащий удалению при обработке). Затем определяют последовательность обработки, подбирают необходимые инструменты и приспособления.
Технологический процесс оформляется в виде технологической карты, т.е. документа, в котором указана последовательность выполнения операций, дано графическое изображение технологической операции, перечислены инструменты и приспособления, необходимые для выполнения данной операции. Правильно составить технологическую карту — значит выбрать наиболее правильный путь изготовления изделия, сэкономить время, материал.
Изготовление изделия начинают с выбора заготовки, т.е. материала (доска, брусок, фанера и т.п.), который будут обрабатывать для получения детали. На детали выбирают базовую сторону, т.е. наиболее ровную поверхность, от которой затем ведут разметку и обработку. [Слайд 10]
Работа у верстака. Короткая беседа о необходимости выполнения правил техники безопасности.
Добрый совет – не трогай того, о назначении чего имеешь слабое представление!
IV. Практическая работа. (30 мин.)
Проведение практического занятия сопровождается презентацией в Power Point “Технология обработки древесины”.
Ученики самостоятельно выполняют творческую практическую работу, согласно своим технологическим картам, соблюдая правила техники безопасности. Учитель проводит текущий инструктаж и проверяет ход их творческой работы.
Если ошибки присущи большинству учащихся, то необходим фронтальный инструктаж с повторной демонстрацией приемов работы. Ребятам, которые допустили брак в работе, предлагают другую заготовку. Учитель оказывает помощь в ее обработке. В текущем инструктаже необходимо подчеркнуть, что невнимательная и неаккуратная работа приводит к браку, большому расходу материала, непроизводительным затратам учебного времени. Качественно обработанной считается заготовка, имеющая правильную геометрическую форму, гладко отшлифованная, без сколов и ворсистости на лицевой поверхности.
В конце урока учитель оценивает работу класса, демонстрирует лучшие изделия, т.е. те, которые выполнены в срок в соответствии с техническими требованиями, сообщает, обобщает типичные ошибки, вскрывает их причины и рассматривает способы их предупреждения.
Рекомендуемая литература.
V. Закрепление материала. (7 мин.)
Ученики повторяют последовательность выполнения работы.
Учитель. Практические и теоретические знания, которые вы получили на уроке, вам помогут лучше выполнить проект, а деталь, выполненная вами, является материалом для творческого проекта.
VI. Итог урока. (5 мин.)
Рефлексия, самооценка, взаимооценка учащихся, обсуждение ошибок.
Выставление оценок. Выполненная деталь является материалом для творческого проекта учащихся.
— На этом наш урок закончен. До свидания.
УРОК № 3-4
Раздел программы: Художественная обработка древесины
Тема: Резной геометрический орнамент. Создание несложных изделий в технике трехгранно-выемчатой резьбы.
Класс: 6 класс
Время работы: 90 минут
Цели урока:
Образовательная: ознакомить учащихся образной и смысловой русской национальной художественной культуры через декоративно-прикладное искусство; формировать знания учащихся о народном орнаменте; дать представление о видах орнамента, его композиции, построении, символике; приобретение учащимися навыков построения орнаментальной композиции, умения выделить основные ритмические моменты и творчески представить их в самостоятельной работе.
Развивающая: Развитие эстетического вкуса и творческих способностей учащихся; развивать творческое воображение детей средствами изобразительного искусства методом глубокого погружения в материал.
Воспитательная: формировать у детей представление о том, что все народы на нашей планете являются носителями своих традиций, своего искусства – самобытного и неповторимого, а так же формировать осознанное видение связи прошлого и настоящего времени.
Тип урока: комбинированный
Основной метод проведения урока:
Оборудование: тетрадь в клетку; кисти № 2; гуашь “гамма”; карандаш; ластик.
Дидактический материал к учебному занятию:: Подборка иллюстраций работ народных мастеров; работы учащихся прошлых лет.
Место проведения: учебная мастерская
Ход урока
I. Организационный момент. (2 мин.)
- Здравствуйте! Садитесь! (Ученики стоят у своих мест и садятся после слов преподавателя).
— Дежурный кто сегодня отсутствует? (Дежурный класса сообщает об отсутствующих, если они есть).
Эмоциональный настрой коллектива. Проверка степени готовности к уроку.
II. Изучение нового материала. (43 мин.)
Итак, тема сегодняшнего урока «Резной геометрический орнамент. Создание несложных изделий в технике трехгранно-выемчатой резьбы.». Запишите в тетрадях дату и тему урока.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.