Реферат по предмету "Политология"


Роль политических технологий в проведении избирательных кампаний

Содержание
 
Введение
1. Публичные выступленияв ходе выборов
2. Организация ипроведение листовочной кампании
3. Организация агитации вСМИ: печать, телевидение, радио, Интернет
4. Наружная и уличнаяреклама
5. Технология адреснойагитации
6. Организация проведениякампании «От человека к человеку»
7. Агитация спривлечением «известных людей»
8. Избирательная агитацияна улице
9. Организация проведениякампании «От двери к двери»
10. Организация массовыхпубличных акций: митинги, демонстрации, забастовки, пикеты, хепенинги иперфомансы
Заключение
Список литературы

Введение
 
В настоящеевремя общепризнанна важная роль политических технологов в проведенииизбирательных кампаний и достижение победы на выборах.
Хорошиетехнологи свободно оперируют десятками эффективных избирательных технологий.Поэтому исследуемая тема является актуальной.
Часто приразработке стратегии наличие в арсенале команды особенно эффективныхизбирательных технологий может кардинально изменить всю конфигурацию ходаизбирательной кампании.
Поэтомузадачей исследования является система выступлений, агитация в СМИ, разработкарекомендаций по их эффективному использованию в рамках закона.

1.Публичные выступления в ходе выборов
 
Наиболеераспространенным методом политической агитации с древнейших времен являетсяпубличное выступление. Умение хорошо и образно говорить, увлекать слушателя –это один из основных ресурсов политика, неотъемлемая составляющая его имиджа.Именно через личное общение, через умение говорить и слушать, убеждать ивдохновлять собеседника начинается карьера политика, формируется командаединомышленников, которая в дальнейшем сможет привести кандидата к победе визбирательной кампании.
В ходепубличных дебатов с несколькими оппонентами кандидату желательно определитьсвоего основного оппонента и создать у избирателей представление о противникекак о лице, нарушающем основные этические правила: честность, скромность,доброжелательность, предупредительность1.
Главнымметодом борьбы с оппонентами является метод доведения до абсурда его основныхидей. Любого «экологиста» можно представить «антииндустриалистом», демократа –экстремистом, партиста – шовинистом, управленца – бюрократом и т.д. Главное – впубличных выступлениях кандидат не должен допускать выпадов личного характерапротив оппонента.
 
2.Организация и проведение листовочной кампании
 
Ни однасовременная избирательная кампания не обходится без листовок. Листовка – этонадежное, недорогое, оперативное и достаточно эффективное средство ведения избирательнойборьбы, обладающее большим потенциалом творческого самовыражения для ееавторов. Опыт показывает, это грамотно организованная и профессиональноподготовленная листовочная кампания по эффективности воздействия на избирателейсопоставима, а в ряде случаев превосходит как электронные, так и печатные СМИ.
3.Организация агитации в СМИ: печать, телевидение, радио, Интернет
 
Важнейшимканалом влияния на избирателей в кампании любого уровня являются СМИ. Хорошоспланированная реклама в прессе или на телевидении может в кратчайший срокпривлечь к кандидату внимание избирателей, готовых оказать ему кредит доверия.
Эффективнаяработа со СМИ предполагает тщательное планирование такой работы, координацию сдругими агитационными технологиями. Надо помнить, что любая реклама можетостаться незамеченной или стать антирекламой, если ее подать в соответствующемокружении и оформлении. Необходимо определить популярность и охват аудиториижителей СМИ в регионе, найти наиболее грамотные и эффективные подходы к работникамСМИ. Как правило, агитация разбивается на несколько этапов: к примеру,агитационные материалы в СМИ на этапе «обеспечения узнаваемости» должныосновной акцент делать именно на имени и личности кандидата, на этапе «созданияимиджа» агитация должна быть нацелена на создание и укрепление имиджа кандидатаи т.д.
Задача штабаконкретного кандидата состоит в том, чтобы подать, информация о своей кампаниитак, чтобы она получила статус новостей или сенсации2.
4.Наружная и уличная реклама
 
Использованиенаружной рекламы – один из самых распространенных способов доведения обращенийкандидата до широкой публики. При этом под наружной рекламой понимается нетолько реклама, расположенная на улице, но и в общественных местах, например,стадионах, в метро.
5.Технология адресной агитации
 
Успехизбирательной кампании любого уровня во многом зависит от того, насколько полносодержание агитационных материалов связано с насущными нуждами избирателей,насколько глубоко воздействуют они на их чувства и эмоции. Чем к более узкой исплоченной группе обращено рекламное сообщение, тем более конкретные проблемыоно может затронуть и, соответственно, больше уверенности, что она достигнетсознания и чувств избирателей. Именно поэтому американские организаторы выборовсравнивают прямую агитацию с «винтовкой», противопоставляя ее «дробовику».Прямая политическая агитация позволяет добиваться точного попадания информацииименно к тем людям, для которых она предназначена. Адресная политическаяагитация еще более конкретизирована. Она предполагает наличие базы данных обизбирателях и ее постоянное наполнение. Подобная информация совершеннонеобходима для составления личного обращения.
6. Организацияпроведения кампании «От человека к человеку»
 
Сущностьданной технологии выражена в ее названии. Агитационная работа осуществляется вовсех местах, где присутствуют избиратели: на рабочем месте, в поликлинике,магазине, на улице и т.д. Общий принцип такой кампании – сделать незнакомого –знакомым, превратить знакомого в сторонника и агитатора.
Наиболееподходящие для такой кампании люди: социальные и медицинские работники,продавцы, учителя, почтальоны, дворники, то есть те, кто в процессе своей ежедневнойдеятельности контактирует со многими людьми, имеет определенный уровень влиянияна них, пользуется доверием. Этот метод агитации во многом пересекается стехнологией слухов. Однако в последнее время разрабатываются новые технологииагитации «от человека к человеку», основанные на принципе многоуровнегомаркетинга, что может реализовать их потенциальные возможности.
7.Агитация с привлечением «известных людей»
 
Привлечениеизвестных людей для агитации за кандидата – один из классических способов веденияпредвыборной борьбы.
Нужносказать, что участие известных людей в избирательных кампаниях, ихположительные отзывы о кандидате не всегда напрямую приносит голосаизбирателей. Но их участие в избирательной кампании создает необходимыйположительный фон кампании, повышает интерес к ней избирателей, оказываетсущественное влияние на имидж кандидата («скажи, кто твой друг, и я скажу, ктоты»).
К примеру, вовремя выборов губернатора Краснодарского края А. Лебедь пригласил французскогокиноактера Алена Делона, а его соперник В. Зубов – певицу Аллу Пугачеву; важнымэлементом предвыборной шоу-кампании президента Казахстана в 1999 году былароссийская группа «На-На».
Подобныетехнологии «засветки» на фоне известных людей составляют необходимый элементпрактически любой крупной избирательной кампании.
8.Избирательная агитация на улице
 
Труднодобиться того, чтобы люди приходили и встречались с кандидатом – нужно, чтобы кандидатсам приходил к ним3. существует множество способоворганизации таких встреч. Наиболее эффективная агитационная кампания проводитсяпрямо на улице, например, с использованием следующих вариантов.
Посещениепредприятий торговли – кандидат посещает магазины и пожимает руки покупателям иработникам торговли. Рекомендуется заранее предупредить местных торговцев оприезде кандидата. Нужно организовать сопровождение кандидата его помощниками,раздачу агитационных материалов. Этим способом широко пользовался Б. Ельцин в1989, 1990, 1996 годах. Осенью 1998 года он повторил этот прием, чем опятьвызвал большой энтузиазм у населения.
Посещениепредприятий – может быть очень эффективной формой проведения кампании. Приэтом следует избегать сопровождения начальниками, которых рабочиенедолюбливают. Можно организовать сопровождение кандидата лидером профсоюза илисторонниками, работающими на данном предприятии.
Посещениевузов и школ – хороший способ поговорить с молодежью и потенциальнымидобровольными помощниками.
Домапрестарелых, больницы и др. – люди, живущие в домах престарелых, чутко реагируют наличное внимание и обычно участвуют в голосовании.
Местаотдыха, дискотеки – могут стать хорошими местами для встречи с молодыми избирателями.Обычно в таких заведениях не привыкли к появлению кандидатов, поэтому встреча скандидатом может дать неплохой агитационный эффект. В то же время чаще всеготакие встречи оказываются бесполезными для окончательного результата, т.к.молодые редко голосуют.
Спортивныемероприятия – в тех случаях, когда кандидат собирается присутствовать натаких мероприятиях, нужно заранее «обработать публику». Использованиекандидатом для этого помощников более эффективно, чем деятельность самогокандидата.
Собранияобщественных организаций – на таких собраниях обычно требуется выступление, поэтомукандидат должен быть хорошо информирован о проблемах организации.
Агитационныепоходы или поездки – являются эффективным способом привлечения внимания избирателей.Агитпоезда позволяют кандидату «вырваться на простор» и одновременно не даютему «увязнуть» в полемике с избирателями. Особенно активно такие формыиспользует ЛДПР. Для успеха поездок необходимо массовое сопровождениекандидата. Тщательная выверка маршрута и плана встреч. На каждой встрече нужноиметь «основное ядро толпы», состоящее, по меньшей мере, из 10-20 человек.
 
9.Организация проведения кампании «От двери к двери»
 
Кампании «Отдвери к двери», которые часто еще называют «от дома к дому», «с глазу на глаз»,являются неотъемлемой частью избирательной кампании любого уровня. Обходы поквартирам обеспечивают личные контакты агитаторов, помощников кандидата сизбирателями. Обычно агитаторы делают обходы в доме или районе, где они самипроживают.
Анализпоказывает, что эта кампания эффективна лишь при грамотной организации,тщательном подборе и обучении агитаторов, скрупулезной работе со спискамиизбирателей и т.д.
Там, гдекампания проходит по принципу «лишь бы отчитаться», ее результаты обычноотрицательны. Особенно результативны такие кампании на региональном и местномуровне, где они часто заменяют все другие виды агитации.
Обязательноеусловие проведение эффективной кампании – согласование ее со стратегией итактикой избирательной кампании, другими методами проведения агитации, прежде всего,агитацией на территории4.
Наиболееэффективна кампания «от двери к двери» проводит КПРФ. Грамотная работа ихактивистов дает значительный агитационный эффект.
10.Организация массовых публичных акций: митинги, демонстрации, забастовки,пикеты, хепенинги и перфомансы
 
Одной изэффективных форм предвыборной политической борьбы являются массовыепредвыборные акции: митинги, демонстрации, встречи политиков с избирателями,посещение политиками массовых мероприятий, пикеты, забастовки, перфомансы ит.д.
Массовыеакции являются традиционным способом политической борьбы. Они создают иллюзиюнепосредственного участия масс в политической жизни, в ходе них частоозвучиваются идеи, которые по различным причинам нецелесообразно озвучиватьсамому кандидату или партии. Массовые акции могут принимать различные формы,менять свою форму в период их проведения и трансформироваться в иную формупротеста, например, митинг – в демонстрацию, забастовку, голодовку, блокадутранспортных магистралей, общественные беспорядки.
Одной изразновидностей массовых акций является митинговая «волна», т.е. практическиединовременная организация митингов по всей стране. Такой стратегией частопользуется ЛДПР, а также коммунисты в дни памятных годовщин. Наибольшееразнообразие стратегических приемов при организации массовых акцийдемонстрируют «левые» организации.
Митинги, какправило, проводятся для создания в среде сторонников психологического подъема,что позволяет «взбодрить» сторонников, влить в них дополнительную энергию,преодолеть «усталость» от лобовой агитации в среде избирателей накануневыборов.
Участие вмитингах надолго откладывается в памяти людей и благотворно влияет на ихмотивацию участия в избирательной кампании.
В случае еслимитинг легальный, разрешенный властями, его участники могут получитьудовлетворение от безопасного для них лично «разрешенного бунта», отустроенного ими беспорядка. Это создает «митинговую эйфорию», в которойучастники находятся довольно долгое время – до 10 дней после митинга.
Для тогочтобы митинг достиг своей цели, необходима четкая организация и подготовка,решение вопросов: где и когда проводить митинг, кто должен в нем участвовать,какие требования и лозунги необходимо предъявить, какую подготовить атрибутику.У организатора митинга существуют две «заповеди»:
1.обеспечение иерархии участников;
2.обеспечение эмоционального вовлечения участников в митинг.
Без хорошегосценария и ораторов нет митинга.
Забастовка,т.е. сознательное нарушение обычного трудового процесса с целью измененияусловий производства или производственных отношений – неотъемлемый атрибутроссийской политики. Забастовки эффективно применяют и власть, и оппозиция.
Существуетоколо двадцати видов забастовок. Например, можно вообще не выходить на работу,можно выходить. Но ничего не делать.
Забастовкаможет трансформироваться в митинг, в голодовку, а также в другие формыпротеста.
Посколькуэкономическое положение предприятий и страны в целом в неудовлетворительномсостоянии. Забастовки будут случаться чаще, при этом политики и политическиепартии будут использовать их для формирования своего имиджа.
За последниедесять лет по России прокатилась волна митингов, демонстраций, забастовок,голодовок. Эти формы общественной активности уже никого не удивляют. К нимстала «нечувствительна» местная и федеральная администрация. Ими «пресытилась»пресса и телевидение. Во многом агитационный эффект таких акций во времяпроведения выборных кампаний стал снижаться.
Можнопривести несколько примеров нашумевших акций подобного плана. Так, обществомдураков в Самаре 22 апреля 1991 года было организовано возложение венка кпамятнику Ленину с надписью «Ленину от дураков». Произошло столкновение«дураков» с ветеранами КПСС, проводившими там свой митинг. В этом случаехепенинг носил характер антикоммунистического действия. В результате был сорванмитинг коммунистов, который превратился в составную часть хепенинга –потасовку.
Суть политическогохепенинга – проведение серьезной политической акции в несерьезной,юмористической форме.
Эффективностьхепенингов может быть значительной, о них много говорят. Хорошо подготовленнаяакция послужит основой многих информационных событий кампании. Главное, чтобыони отражали общую стратегию избирательной кампании и были скорректированы сдругими агитационными акциями.

Заключение
 
Такимобразом, существует множество технологий, способных привести к победе визбирательной кампании. Важно, чтобы технологии учитывали местные особенностикампании и своевременно адаптировались к конкретной ситуации и учитывализаконодательство.
Иногда знать«что надо делать» еще недостаточно: «надо уметь это делать». Например, всезнают о так называемых юридических технологиях: затруднениях в регистрациикандидатов и проведении ими кампаний, снятии основных соперников с выборовчерез суд и т.д. но использовать это в своей кампании может не каждый кандидат– нужны знания, наработанные и отлаженные связи, деньги.
Избирательнаякампания – это во многом творческий процесс и попытки пройти все кампании содним и тем же технологическим багажом неизменно приводят к проигрышу. Ведьсоперники не дремлют!
“Грязныетехнологии”- это всегда нарушение закона. Поэтому в избирательном процессеважно не нарушать законодательство, а использовать его в интересах предвыборнойкомпании.

Списоклитературы
 
1.   Капперуд Рой, Нельсон РойПол. Как преподносить новости. — М.: Виоланта, 1998. 325с.
2.   Мартин М. Дэвид.Манипулирование встречами. Как добиться того, чего вы хотите, когда вы этогохотите. — Минск: Амалфея, 1999. 230с.
3.   Полуэктов В. От двери кдвери. Полевые технологии в избирательных кампаниях. — М.: Русская панорама,2002. 253с.
4.   Цуладзе А.М. Политическиеманипуляции или покорение толпы. — М.: Университет, 1999. 276с.
5. Политология:учебник/Отв.ред. В.М. Утенков.-М.: редакционно-издательский центр МГОПУ, 2000.
6. Политология: учебник/Под ред. В.И.Буренко, В.В.Журавлева.-М.: издательство «Экзамен, 2005.
7. М.В. Прокопов.Политология: курс лекций. Учебное пособие.-М.: издательство РДЛ, 2000.
8. Пронин Э.А.Политология. Конспект лекций.-М.: МИЭМП, 2005.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.