Реферат по предмету "Налоги, налогообложение"


Основные черты построения налоговой системы Франции

Министерство  образования Российской  Федерации
Государственное  образовательное учреждение
«ОРЕНБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра  Финансов
Контрольная  работа
по  дисциплине
«Налоги  и  налогообложение зарубежных  стран»
Тема: Основные  черты  построения налоговой  системы   Франции.
Выполнила :    Студентка факультета заочного
                                                                                    обучения
                                                       Группы 99 ФК – 4
                                                                         Каплина  НатальяВасильевна
                                                     Проверил :    Андреева  Ольга  Владимировна
Оренбург, 2003

План
1.  Особенности налоговой  системы   Франции.
2.  Характерные черты построения  налоговой системы Франции.2.1   Налог надобавленную стоимость.
2.2   Подоходныйналог.
2.3  Местные налоги.
2.4  Налог наакционерные общества.
3.  Другиеособенности французского налогообложения.
3.1     Региональныевопросы налогообложения.
Список использованной  литературы
1.  Особенности  налоговой  системы   Франции.
Налоговая система Франциипредставляет собой очень своеобразную совокупность налогов и сборов. Онаформировалась многие десятилетия, отражая исторические и культурные особенностистраны. В настоящее время система обладает стабильностью в отношении перечнявзимаемых налогов и сборов, правил их применения. Ставки же налогов ежегоднопересматриваются с учетом экономической ситуации и направленииэкономико-социальной политики государства. Среди главных черт французскойналоговой системы следовало бы выделить такие, как социальная направленность,преобладание косвенных налогов, особая роль подоходного налога, учет территориальныхаспектов, гибкость системы в сочетании со строгостью, широкая система льгот искидок, открытость для международных налоговых соглашений. Рассматриваяналоговую систему Франции в сравнении с российской, можно говорить о ее большейэффективности. Многие ее достоинства почти зеркально проецируются в областьпроблем российской налоговой системы: слабый территориальный аспект, низкаясобираемость, слабо выраженные социальные функции, противоречивость многихналогов. Но здесь следует учитывать период времени, в течение которогоразвивались системы. Российская налоговая система только формируется. Еепреимущества в том, что в собственном развитии она может использовать опытмногих стран мира. И французский опыт также был бы полезен. Среди черт, которыеможно позаимствовать у французской налоговой системы, я бы в первую очередьназвал социальную направленность и территориальный аспект. Рассматривая налогиФранции в международном аспекте, можно отметить значительное количествомеждународных налоговых соглашений. При всей самобытности своей системы странастремится к сближению с налоговыми системами других стран мира. Это являетсяположительной тенденцией в контексте мировой налоговой гармонизации.
Налоги и сборы формируютоколо 90% бюджета государства. Сборы осуществляются единой службой. Основныевиды налогов — косвенные, прямые, гербовые сборы. Преобладают косвенныеналоги. 50% от косвенных налогов составляют НДС. Существует строгое деление наместные налоги и налоги, идущие в центральный бюджет. Основные Федеральныеналоги: НДС, подоходный налог с физических лиц, налог на прибыльпредприятий, пошлины на нефтепродукты, акцизы (кроме обычных продуктов какцизным относят: спички, мин. вода, услуги авиатранспорта), налог насобственность, таможенные пошлины, налог на прибыль от ценных бумаг и др.Основные местные налоги: туристский сбор, налог на семью (состоит из трехналогов: на жилье, земельный налог на здания и постройки, налог на землю),налог на профессию, налог на уборку территории, налог на использованиекоммуникаций, налог на продажу зданий. В целом, местные налоги составляют 30%общего налогового бремени, они же наполняют 40% местных бюджетов.
Налоговая система Франции интереснатем, что именно в этой стране был разработан и впервые в 1954 г. внедрен налогна добавленную стоимость.
Налоговая система нацелена в основномна обложение потребления.
Налоги на доходы и на собственностьявляются умеренными.
Отличительная черта налоговой системыФранции — высокая доля взносов в фонды социального назначения (ФСН). Так, суммавзносов в ФСН в структуре обязательных отчислений составляе6т 43,3 %, чтозначительно превосходит крупнейшие развитые страны. так, в Германии — 37,4 %,Великобритании — 18,5 %, США — 29,7 %.
Налоговые поступления в доход бюджетацентрального правительства Франции составляет более 93 %.
Основной налог, дающий большую частьпоступлений НДС — 45 %. Стандартная ставка НДС в стране — 18,6 %, льготныеставки 2,1; 4 и 5,5 %, повышенная — 22%.
Льготные налоги составляют чуть болееодной трети от суммы налогов, поступающих в центральный бюджет.
Местные налоги составляют около 40%доходной базы местных органов управления. Преобладают два вида местных налога:налог на предприятия и налог на семью. Налоговая система страны вырабатываетсяи осуществляется с целью развития экономики.
Эластичность налоговой системызаключается в том, что ежегодно в соответствии с изменениями политической иэкономической конъюктуры законодательно уточняются ставки налогов. Правила жеприменения налогов обычно стабильны в течение ряда лет.
Налогоплательщику предоставляетсяправо выбора налога или налоговой ставки.
2.  Характерные черты построения   налоговойсистемы Франции.
Характерными  чертами  построения  налоговой системы Франции являются :
— стимулирующее воздействие наповышение эффективности экономики;
— социальная направленность;
— учет территориальных аспектов.
Все меры поналогообложению находятся в компетенции Парламента (Национальная Ассамблея).Там ежегодно уточняются ставки. Для французской системы характерны жесткаязаконодательная регламентация, сочетающаяся, вместе с тем, с гибкостью. Правилаприменения налогов стабильны в течение ряда лет. Французские налогивзаимоувязаны в целостную систему, в которой существует механизм защиты отдвойного налогообложения. Местные органы имеют достаточно широкие права в этойобласти, но ограничены рядом условий.
В течение ряда последнихлет наблюдается тенденция снижения ставок с одновременным расширением базы засчет отмены льгот и привилегий. Организацией налогообложения в странезанимается налоговая служба, функционирующая в составе Министерства экономики,финансов и бюджета. Ее возглавляет Главное налоговое управление. В егоподчинении находится 80 000 служащих. Они сконцентрированы в налоговых центрах(их 830) и в 16 информационных центрах. Налоговые центры рассчитывают налоговуюбазу по каждому налогу, собирают платежи и контролируют правильность уплаты.
Налогообложениеосновывается на декларации о доходах и контроле за ее правильным составлении. Существуетконтроль двух видов:
— по данным документов;
— детальный контроль — по имеющимся уинспектора документам, если выявляется несоответствие в декларации.
В случае укрытиясуществует жесткая система ответственности:
— при ошибке заполнения налогвзимается в полной сумме и налагается штраф в размере 0,75% в месяц или 9% вгод;
— если нарушение умышленное, налогвзимается в двойном размере;
— при серьезном нарушении возможнотюремное заключение.
Налогообложение опираетсяна государственную систему бухучета, которая является обязательной. Существуети упрощенная система. 2.1     Налог на добавленную стоимость.Ведущимзвеном  бюджетной  системы выступает  налог  на  добавленную  стоимость.Налог на добавленную стоимость обеспечивает45% всех налоговых поступлений. Он взимается методом частичных платежей.Существует 4 вида ставок НДС:
18,6% — нормальная ставка на все видытоваров и услуг;
33,33 — предельная ставка на предметыроскоши, машины, алкоголь, табак;
7% — сокращенная ставка на товарыкультурного обихода (книги);
5,5% — на товары и услуги первойнеобходимости (питание, за исключением алкоголя и шоколада; медикаменты, жилье,транспорт).
Сейчас наблюдаетсятенденция к снижению ставок и переходу к двум ставкам — 18,6% и 5,5%. ЗаконамиФранции предусмотрено два вида освобождения от НДС:
Окончательное:компенсация НДС по экспорту и в результате различных ставок при покупке ипродаже. От уплаты НДС освобождается три вида деятельности:1) медицина имедицинское обслуживание; 2) образование; 3) деятельность общественного иблаготворительного характера. Так же освобождаются все виды страхования,лотереи, казино.
Существует список видовдеятельности, где предусмотрено право выбирать между НДС и подоходным налогом:1) сдача в аренду помещений для любого вида экономической деятельности; 2)финансы и банковское дело; 3) литературная, спортивная, артистическаядеятельность, муниципальное хозяйство.
Во Франции 3 млн.плательщиков НДС. Расчет ведется самими предприятиями; при упрощенном учете — налоговой службой. Мелкие предприятия (с товарооборотом менее 3 млн. франков именее 0,9 млн. франков в сфере услуг) могут заполнять декларацию в течение годарасчетно. НДС вносится в бюджет ежемесячно, на основе декларации. Предприятияпредоставляют в налоговые центры декларацию и чек на уплату налога. Существуютквартальные и годовые сроки уплаты НДС в зависимости от товарооборота.Компенсация НДС в случае экспорта происходит ежемесячно. Для остальных видовдеятельности — ежеквартально. Если предприятие имеет товарооборот менее 300 000франков, то НДС платится. Предприятия вносят в бюджет постоянную сумму. Еслисумма НДС меньше 1350 франков, то подобные предприятия освобождаются от егоуплаты. Скидка предоставляется мелким ремесленникам, если НДС меньше 20000франков.
Льготы по НДС имеютпредприятия, делающие инвестиции. Они заключаются в вычете из НДС сумм,направляемых на инвестиции. В целом, французский НДС представляет собой болеегибкую структуру, нежели российский. Это проявляется в широкой системе скидок ильгот. Во много эти льготы идентичны российским, например, как в случаеосвобождения от уплаты НДС экспортной деятельности, медицины, страхования. Ноесть и отличительные черты: это освобождение от уплаты НДС предприятий снезначительным оборотом, льготы по уплате, предоставляемые мелкимремесленникам. Важная особенность французского НДС — это возможность егоуменьшения на сумму, направленную на инвестиции. Но при всей своей гибкостифранцузский НДС обеспечивает 45% всех налоговых поступлений, что говорит о егоэффективности.
Рассматривая этот налог сточки зрения мировой налоговой гармонизации, нужно отметить положительнуютенденцию к его снижению, т. е  переходу от использования 4-х ставок киспользованию 2-х.
2.2     Подоходный налог.
Данный налог составляет20% налоговых доходов бюджета. Это связанно с историческими особенностями, стем, что правительство использует подоходный налог для проведения своейсоциальной политики: в условиях неразвитости общественных фондов потребленияподоходный налог является инструментом стимулирования семьи, оказания помощималоимущим. На подоходный налог возложены функции стимулирования вкладовнаселения в сбережения, недвижимость, покупку акций. Все это создает сложнуюсистему расчета налога и применения многочисленных льгот и вычетов. Так, из 25млн. плательщиков фактически платят налог только 15 млн. (52%). Потенциальнымиплательщиками являются все физические лица страны, а так же предприятия икооперативы, не являющиеся акционерными обществами. Налог, в принципе, единый,высчитывается по единой прогрессивной шкале, но вместе с тем он принимает вовнимание экономические, социальные, семейные условия и возраст каждогоплательщика. Ставки прогрессии — от 0 до 56,8% в зависимости от доходов. Ежегодношкала уточняется, позволяя учесть инфляционные процессы.
 Подоходный налог должныуплачивать все проживающие во Франции с доходов, полученных в стране изаграницей с учетом соглашений. Принципиальная особенность — обложению подлежитдоход не физического лица, а семьи. Если плательщик холост, для налога этосемья из одного человека. Налог уплачивается, начиная с 18 летнего возраста.Обложение осуществляется по совокупному доходу, заявленному в декларации, котораясоставляется самим плательщиком один раз в год по доходам за предыдущий год.Это усложняет контроль за полнотой изъятия, замедляет оборот поступления налогав бюджет. Кроме того, если в течение года доходы упали, могут возникнутьпроблемы с уплатой. Доходы налогоплательщика делятся на 7 категорий:
Плата по труду при работепо найму.
Земельные доходы (отсдачи в аренду земли и зданий).
Доходы от оборотногокапитала (дивиденды и проценты).
Доходы от перепродажи(*зданий; *ценных бумаг).
Доходы от промышленной иторговой деятельности предприятий, не являющихся АО.
Некоммерческие доходы(доходы лиц свободных профессий).
Сельскохозяйственныедоходы. Для каждой из 7 категорий своя методика расчета. Общим правилом вычетовдля определения чистого дохода является то, что вычитаются все производственныерасходы, обеспечившие доходы. Вычитаются расходы на содержание престарелыхродителей и на благотворительность. Для расчета налога чистый доход семьираспределяется на части. Затем определяется сумма налога по соответствующимставкам на каждую часть. Общий размер налога определяется сложением сумм налогапо каждой части. Такая схема позволяет смягчить налоговое бремя и создатьльготы многодетным семьям. После расчета величины он может быть сокращен на 25%сумма расходов, связанных с содержанием детей в дошкольных учреждениях,оказанию помощи престарелым, уплатой процентов за кредит, страхованием жизни,покупкой акций.
2.3     Местные налоги.
 
Важное  место  в налоговой  системе  Франции  занимают  местные  налоги. Местные  органы представляют  около  80 тыс. самостоятельных  бюджетов (коммуны, департаменты,регионы  и  т.д.). Общая  часть  местных  бюджетов  доходит  до  60% государственного  бюджета  страны.Их  динамика  характеризуется  быстрым  ростом.
Из  системы  местных налогов  следует  выделить  4  основных :
земельный  налог  на застроенные  участки;
земельный  налог  на незастроенные  участки;
налог  на  жильё;
профессиональный  налог. 
Ставки   этого  налога определяется  местными  органами  власти  при  определении  бюджета  на будущий  год. Причем  ставки  не  могут  превышатть  законодательно установленного  максимума.
Земельный  налог  на застроенные  участки  взимается  с  обустроенных  участков. Налог  касается всей  недвижимости – здания, сооружения, резервуары и  т.д., а  так  же участков, предназначенных  для  промышленного  или  комерческого использования.
Налогооблогаемая  часть равна  половине  кадастровой  арендной  стоимости  участка.
От  данного  налога освобождается  государственная  собственность; здания, находящиеся  за пределами  городов  и  предназначенные  для  сельскохозяйственного использования. Освобождены  от  этого  налога  физические  лица  в  возрасте старше  75  лет, а  также  лица, получающие  специальные  пособия  из общественных  фондов, или  пособия  по  инвалидности.
Налог  на  незастроенные участки  затрагивает  поля, луга, леса, карьеры, болота, солончаки, участки под  застройку  и  т.д. Кадастровый  доход, служащий  базисом  налога,установлен  равным  80%  кадастровой  арендной  стоимости  участка. От  налога освобождены  участки, находящиеся  в  государственной  собственности. Могут временно  освобождаться  от  налога  искусственные лесонасаждения, участки,предназначенные  под  развитие  сельскохозяйственного  производства.
Налог  на  жилье взимается  как  с  собственников  жилых  домов, так  и  с   арендаторов.
Малообеспеченные  лица могут  быть  освобождены  целиком  или  частично  от  уплаты  данного  налога в  части  их  основного  места  приживания.
 Профессиональный  налог вносится  юридическими  и  физическими  лицами, постоянно  осуществляющими профессиональную  деятельность, не  вознаграждаемую  заработной  платой. Для расчетов  налога  берется  сумма  двух  элементов, умножаемая  на установленную  местными  органами  власти  налоговую  ставку. Эти  два элемента:
арендная  стоимость недвижимости, которой  располагает  налогоплатильщик  для  нужд  своей профессиональной  деятельности ;
некоторый  процент заработной  платы  (обычно  18%), уплачиваемой  налогоплатильщиком  своим сотрудникам, а  также  полученного  им  дохода (обычно  10%).
Рассчитанный   по  этим элементам  размер  налога  не  должен  превышать  3,5 %  произведенной добавленной  стоимости. Это  законодательное  ограничение.

2.4     Налог наакционерные общества.
 
Доля налога на прибыль АОв обществе сумме налоговых поступлений составляет 10% и имеет тенденцию кснижению. Это связано с постоянным снижением ставки. Данный налог применяетсятолько к АО. Доход юридических лиц, не являющихся АО, облагается по правиламналогообложения физических лиц. АО облагаются не зависимо от видаответственности. Объектом обложения выступает чистый доход по всем видамдеятельности. Налогооблагаемая прибыль определяется по данным бухучета путемвычета из выручки от продажи текущих затрат. Ставка составляет 39% к сумменалогооблагаемого дохода и 42%, если этот доход идет на выплату дивидендов, ане на развитие. Уплата осуществляется пять раз в год: четыре раза — авансовые платежипо специальной форме, исходя из данных прошлого года, пятый — по фактическимрезультатам за год на основе декларации. Во Франции существует налог на АО,имеющие самостоятельные филиалы. Он обусловлен правилом полной ответственностифилиала фирмы за конечный результат. В соответствии с этим правилом доходкаждого филиала фирмы облагается в отдельности независимо от результатов вцелом по фирме. С 1988 г. фирмы получили право платить налог с сальдо доходов ипотерь по своим филиалам. Это право действует для фирм, владеющих не менее 95%акций филиала. Для вновь образованных АО существуют определенные льготы. Доходытаких АО льготируются в течение пяти лет. В зависимости от временисуществования скидки изменяются: для АО возрастом 2 года скидка 100%, 3 года — 75%, 4 года — 50%, 5 лет — 25%, 6 и более лет — 0%. Убыточные предприятия, АО ине АО, платят налог исходя из объема товарооборота: налог в 4 тысячи франковпри обороте менее 1 млн. франков, 6 тыс. франков при обороте от 1 до 2 млн.франков, 8500 франков при обороте от 2 до 5 млн. франков, 11500 франков приобороте 5-10 млн. франков, 17000 франков при обороте выше 10 млн. франков.
3.  Другиеособенности французского налогообложения.
 
Налоговый авуар.Представляет собой компенсацию двойного налогообложения держателей акций,которые облагаются подоходным налогом как физические лица с доходов отдивидендов и также облагается налогом доход АО. Размер налогового авуара равенполовине стоимости распределяемых дивидендов. Стимулирование роста вложений внауку. Предусматриваются налоговые кредиты в размере 50% от ежегодного прироставложений на НИОКР. При снижении вложений налог возрастает на 50% от суммыуменьшения. Недостаток: риск потери доходов при уменьшении инвестиций в НИОКРпо объективным причинам. С 1988 г. произошли положительные изменения: базойотсчета прироста вложений служит не предыдущий год, а год в котором этивложения были меньше текущего.
Налогообложение доходовот перепродажи имущества. Разница между продажной и покупной ценой представляетсобой базу обложения. К ней применяются две разные ставки: 1) 42%, если актпродажи произошел в течение двух лет владения; 2) 15%, если акт продажипроизошел после двух лет владения. Затраты на профессиональную подготовку. Отналогообложения освобождаются 25% от суммы прироста затрат на профессиональнуюподготовку.
Предприятие может бытьполностью освобождено от налогообложения затрат на подготовку кадров в районахс высоким уровнем безработицы. Стимулирование экспорта. Прямой механизм льгототсутствует, т.к. это противоречило бы ГАТТ.
Есть льготы для фирм,создающих филиалы за границей. Фирма имеет право откладывать в течение шестилет затраты на риск в состав расходов будущих периодов, что ведет к уменьшениюразмеров налогообложения. Затем, в последующие 6 лет эта скидка компенсируетсягосударству. Предприятие, экспортирующее продукцию, может получить дотацию.
 
3.1     Региональныевопросы налогообложения.
 
Административно-территориальнаяструктура Франции включает 22 региона, 95 департаментов и 36 000 коммун. Это определяетналичие различных бюджетов и источников их поступлений. К прямым местнымналогам относятся: один налог на предприятия (налог на профессию) и три налогана семью (на жилье, на землю и на здания). Доля налогов в местном бюджете — 40%, дотации государства — 30%, остальные 30% — собственные поступления изаймы. Основной источник налоговых поступлений местных бюджетах (43%) — налогна профессию, который уплачивается всеми предприятиями. База налога — стоимостьзданий, сооружений, машин, оборудования и фонд з/п. Рассчитывается следующимобразом:
стоимость здания: 8% отпервоначальной стоимости, ежегодно делается переоценка;
стоимость оборудования и имущества:16% от первоначальной стоимости, 18% от фонда оплаты труда.
В зависимости отэкономической конъюнктуры государство может компенсировать предприятию частьналога двумя методами: 1) на прямую компенсируют коммуне сокращение выплатпредприятия; 2) компенсация выплачивается предприятию, а предприятие вноситполный налог. Коммуны для создания рабочих мест могут уменьшить или отменитьэтот налог для конкретного предприятия. Налог на профессию не связан срезультатами деятельности предприятия, в определенной мере сдерживаетинвестиции в основные средства, ограничивает прирост численности занятых, всвязи с чем и критикуется. Три налога на семью уплачивают все проживающие натерритории местного органа управления. Каждая коммуна голосует за свои ставкиналога. Налог на здания и постройки, в основе которого их стоимость,уплачивается всеми владельцами этого вида собственности. Он вносится подифференцированным ставкам в бюджет коммуны (большая часть), департамента (0,5взноса в коммуну) и региона (3% от ставки коммуны). Базой расчета налога нажилье является оценка жилищного фонда (проводилась в 70 году). Выделяют 8категорий жилья. Налог слагается из тарифа за один кв. метр, надбавок задополнительные удобства и поправочного коэффициента, связанного стерриториальным расположением. В стране насчитывается 25 млн. человек — плательщиков этого налога. Около 20% из них получают государственную помощь наоплату этого налога путем снижения подоходного налога. Налог на землю платятвсе землевладельцы. База расчета — оценка стоимости 1 га земли или возможнаястоимость арендной платы. Местные налоги выполняют перераспределительныефункции, однако бюджеты каждой территориальной единицы независимы друг отдруга. Местное управление имеет ограничения. Степень свободы в принятии решенийбазируется на законных актах по налогообложению и директив республиканских ирегиональных органов.
Самофинансированиерегионов основано на принципе бюджетного равновесия, то есть местный бюджет неможет быть принят с дефицитом или излишком. Поэтому первичным в бюджетномпланировании регионов является определение расходов. Перераспределение средствмежду коммунами осуществляется департаментами, а из госбюджета выделяютсяцелевые субсидии для выравнивания экономического положения отдельныхтерриторий. Помощь государства осуществляется путем предоставления льгот поуплате налогов.

Список  использованной  литературы
 
1.        Налоги.Учебноепособие./Под ред. Д.Г. Черника. – 2-е издание.-
М :  Финансы  и  статистика, 2000г. – 688 с.
2.   Налоги  и  налогообложение. 2 – е  издание./Под  ред.М.В.Романовского, О.В. Врулевской – СПб: Питер, 2001. – 544 с.
3.  Налоговые системы зарубежных стран: СодружествоНезависимых Государств. БобоевМ.Р. и др., "Гелиос" — 2002, 624 стр.
4.  Налоговые системы зарубежных стран Авторы: Князев В.Г., Черник Д.Г.Издательство:«ЮНИТИ»: 1998, 191 стр.
5.  Финансово-кредитные системызарубежных стран.К.В. Рудый. ISBN: 2003.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.