Реферат по предмету "Политология"


Сущность, структура и субъекты политических процессов

Сущность, структура и субъектыполитических процессов

1. Политическиепроцессы: сущность и структура
В энциклопедическихсловарях есть два толкования понятия «процесс»:
а) последовательная сменаявлений, состояний в развитии чего-либо;
б) совокупность последовательныхдействий для достижения результатов.
Данные определенияпроцесса характерны и для политического пространства.
Существуют два аспекта втолковании действий: субъективный (мотивационный) и объективный.
Субъективный аспектсвязан с реальными интересами граждан и деятельностью властных структур.
Объективный аспект являетсобой результат этой деятельности.
С учетом изложенногополитический процесс квалифицируется в политологической литературе какпоследовательная смена состояний социально-политической действительности,происходящая в результате совокупной деятельности социально-политическихсубъектов. Это воспроизводство или изменение существующей совокупности отношений.
Структура политическогопроцесса идентична структуре политической власти. Ее основными элементамиявляются:
– субъекты – носителивласти,
– объекты – те, на когонаправлена власть,
– средства (то естьметоды, ресурсы осуществления процесса).
Перечислим подробно фазыполитического процесса: формирование политических интересов, их пропаганда,представление политических интересов институтам, принимающим решения, выработкаполитических решений, принятие решений, реализация решений и контроль за ихвыполнением, политическая мобилизация граждан, распределение и перераспределениересурсов власти.
Более обобщенно – этоформирование политических проблем, выдвижение проблем на авансцену (повесткудня) политики, принятие политических решений, оценка принятых решений, механизмреализации решений. И еще более обобщенно политический процесс можно подразделитьна два этапа: принятие решений и их реализация.
В процессе выработки ипринятия решений задействовано большое количество участников: институты власти,группы интересов, общественность, СМИ. Центральную роль играют институты государственнойвласти (президент, парламент, правительство), поскольку именно они распределяютчерез бюджет полномочия между социальными группами, определяют целиполитического развития.
От характера и формата ихдеятельности зависят и циклы политического процесса. Так, в демократическихгосударствах пик политической активности населения приходится на периодизбирательной кампании. В дореформенных условиях (в СССР) ритм политической жизнизадавали решения правящей партии, съезда КПСС, на которых определялись задачина пятилетку.
Решение – это выбородного из нескольких возможных вариантов действий. Субъектами решений выступаютиндивиды (политические лидеры), представители органов власти, социальные группыи слои, вплоть до всего общества в ходе референдумов. Политические решениядолжны быть понятны и близки широким массам людей.
Выделяются следующие фазыпринятия решений: анализ проблем, обсуждение вариантов предложений, принятиерешений.
На первой ступени вполитическую систему представляются интересы социальных слоев. В этом случаебольшое значение играют такие институты, как депутатский корпус, СМИ, политическиепартии и т.д., которые призваны артикулировать и представлять государству интересымасс. Государственные органы изучают сформулированные пожелания, обсуждаютварианты решений. Для этого государственные институты могут располагатьгруппами, даже целыми советами экспертов, консультантов, аналитиков, которыеизучают и готовят необходимый материал.
Далее наступает стадияпринятия решений, то есть выбор наиболее подходящего варианта. Эффективностьпринятия решений зависит во многом от слаженности действий институтов власти,от взаимодействия центральных и местных органов, ветвей власти и т.д.
Выделяют два основныхметода принятия решений: рационально-универсальный и метод последовательныхограничений.
Первый – это оптимальныйвариант, когда результат принятого решения может наиболее полно соответствоватьпоставленной цели.
Однако в жизни приходитсяисходить из реальных обстоятельств, и тогда политики прибегают к методу последовательныхограничений, то есть к постепенному достижению цели. Учитывая плюсы и минусыобоих методов, ученые предлагают смешанный метод принятия решений, которыйпредполагает четкое определение цели, вычленение наиболее значительных ееаспектов и поэтапное движение к намеченным ориентирам. Успех в реализациирешения зависит от целого ряда факторов, включающих в себя наличие устойчивойправовой базы, четкое взаимодействие ветвей власти и управленческих структур,чувство ответственности за доверенный участок работы. Исключительно важно наэтом этапе уметь активизировать само общество на достижение поставленных задачи исключить противодействие со стороны оппозиции.
В политической литературедается следующая типология политического процесса.
Внешнеполитический ивнутреннеполитический процесс.
Первый развивается вмеждународном политическом пространстве. На него оказывает влияние внешняяполитика, регулирующая взаимодействие государства с другими странами.
Содержаниевнутриполитического процесса имеет свои качественные характеристики внутрикаждой страны. Оно зависит от форм государственного правления и устройства, политическихрежимов, характеристик правящей элиты, менталитета самих обществ и т.д.
Эволюционный иреволюционный процесс.
Эволюционный – это последовательныйпроцесс развития, для которого характерны легитимность власти, правовоеобеспечение, устойчивые политические ориентиры и т.д.
Революционный тип –радикальные преобразования за сравнительно короткое время, которые часто имеютобвальный характер. В данном случае используются как мирные средства, так и насилие.
Стабильный и нестабильныйполитический процесс.
Стабильный основываетсяна устойчивости социальных структур, повышающемся жизненном уровне населения,преемственности власти, эффективности взаимодействия государства и общества.Общественные силы консолидированы.
При нестабильномполитическом процессе характерна частая смена массовых настроений. Причины дляэтого могут быть самые различные: от спада производства до этнических конфликтов.
Различают также несколькорежимов существования политического процесса: функционирование, развитие иупадок.
В режиме функционированияполитическая система воспроизводит сложившиеся, повторяющиеся отношения междуобществом и государством. Традиции преобладают над новациями. Изменения в социальнойструктуре практически не происходят.
Режим упадка представляетсобой распад политической целостности. Власть утрачивает контроль надситуацией. Центробежные тенденции преобладают над интеграцией.
В условиях режима развитияобщественно-политическое пространство приобретает новое качественное состояние.Адекватно обновляемому содержанию жизни формируются и новые структуры государственногоуправления. Эта положительная динамика может, тем не менее, сопровождатьсяборьбой различных тенденций. В этой ситуации очень важно не допуститьобщественного противостояния, консолидировать общество вокруг государства.
В режиме развитиянаходится Республика Беларусь, начиная с референдума 1996 года. В материалах,опубликованных недавно Институтом социально-политических исследований приАдминистрации Президента Республики Беларусь, представлена динамика развитиястраны и основные ориентиры государственной социальной политики, начиная сячейки государства – семьи.
В Беларуси сложиласьдостаточно развитая система социальных гарантий семьям с детьми – одна излучших на постсоветском пространстве. Она регулируется Законом РеспубликиБеларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» и другимидирективными документами, среди которых Указ Президента Республики Беларусь «Обосновных направлениях государственной семейной политики», президентскаяпрограмма «Дети Беларуси».
В системе материальнойпомощи семьям с детьми государство использует льготы по налогообложению, оплатеза содержание детей в детских дошкольных учреждениях, оплате за учебники иучебные пособия, предоставление бесплатного питания для детей первых двух летжизни.
Материальную помощь вреспублике получают около 900 тысяч детей, или 41,5 % от их общего количества,причем независимо от доходов родителей, а в возрасте до трех лет пособиями охваченысвыше 90 % всех детей».
Образование – важнейшийприоритет государственной политики. Выбор стратегии развития средней и высшейшколы позволил определить параметры реформирования всех уровней образования ина этой основе разработать «Основные направления развития национальной системыобразования». В соответствии с утвержденными программными документами в периоддо 2010 г. предполагается проведение следующих мероприятий. В системедошкольного образования: обеспечение постепенного перехода к полному охватудетей пятилетнего возраста подготовкой к школе; дальнейшее развитиегосударственной сети дошкольных учреждений, особенно на селе.
В системе школьного образованияк 2008 г. будет завершен переход к обязательному десятилетнему образованию при4-летней начальной и 6-летней базовой школе, а к 2010 г. – полному среднему образованию. Поэтапное снижение наполняемости классов создаст оптимальныеусловия для обучения и охраны здоровья учащихся.
В сферепрофтехобразования и среднего специального образования получит развитие сетьпрофессиональных лицеев и профессионально-технических колледжей.
В ближайшие 5 лет каждомувыпускнику базовой и средней общеобразовательной школы предоставитсявозможность продолжить образование в профессионально-техническом, среднемспециальном или высшем учебном заведении.
Заботой государства былои остается здоровье граждан. Главным приоритетом остается профилактическоенаправление.
На реализацию этой задачинацелена Государственная программа по формированию здорового образа жизнинаселения Республики Беларусь на 2002–2006 гг., которая предусматриваетснижение заболеваемости, нетрудоспособности и смертности от основныххронических неинфекционных заболеваний, улучшение качества и продолжительностижизни населения страны.
В Беларуси работают 6областных учебно-методических центров физического воспитания, более 100городских и районных физкультурно-спортивных клубов, свыше 700 клубов поспортивным интересам, действует более 23 тысяч спортивных сооружений.
В республике разработаныи реализуются: «План действий по улучшению качества и повышению безопасностипитания», подпрограмма «Развитие индустрии детского питания» Президентской программы«Дети Беларуси», Государственная программа «Качество», главная цель которых –обеспечение населения республики рациональным, сбалансированным, лечебнымпитанием за счет технического перевооружения и реконструкции существующихпредприятий, разработка и внедрение прогрессивных технологий и оборудования,создание сырьевой базы для изготовления экологически чистой продукции,расширение ее ассортимента.
Большое вниманиеуделяется и вопросам создания таких условий труда, которые обеспечивали бысохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.Именно с целью их реализации постановлением Совета Министров РеспубликиБеларусь была одобрена Республиканская целевая программа по улучшению условий иохраны труда на 2002 – 2005 гг.
Медицинскую помощьнаселению республики оказывают 817 (2000 г. – 830) больничных, 1856 (2000 г. – 1843) амбулаторно-поликлинических учреждений с общей численностью больничныхкоек на 100 тысяч населения 125,8 (2000 г. – 126,1) и мощностью амбулаторно-поликлинических учреждений 236,3 посещений в смену (2000 г. – 231,4). Для оказания необходимой помощи престарелым, немощным больным и инвалидам созданыотряды милосердия из учащихся и студентов медицинских учебных заведений. Вреспублике успешно функционируют 13 научно-исследовательских институтов, 4медицинских вуза, 17 медицинских училищ, 3 научно-практических центра, Академияпоследипломной подготовки специалистов.
Стратегия развитияматериально-технической базы здравоохранения на перспективу определенаГосударственной программой укрепления материально-технической базы учрежденийздравоохранения на 2000–2002 гг. и на период до 2005 г. Всего к 2005 г. отечественное здравоохранение получит 63 новых либо реконструированных объекта.
По сравнению с другимистранами СНГ в экономике страны немалое место занимает жилищно-строительныйкомплекс.
В отличие от большинствагосударств СНГ в Беларуси не допущен развал строительной отрасли. Благодарягосударству стране удалось усилить строительный комплекс. Его доля в составевалового внутреннего продукта (ВВП) выросла с 4,7 % в 1996 г. до 5,7 % в 2000 г. и 5,3 % в 2001 г. Доля инвестиций в жилищное строительство в общем объемеинвестиций увеличилась с 22,2 % в 1990 г. до 26,1 % в 2000 г. и 26,2 % в 2001 г.
О том, как жилищноестроительство выглядит по сравнению с другими странами СНГ, свидетельствуютпоказатели ввода жилья в расчете на 1000 человек населения. К примеру,показатели 2000 г. (близки к среднестатистическим за последние 5 лет) выглядятследующим образом. В Республике Беларусь на 1000 человек населения введено 353 кв. м общей площади жилых домов, в России – 206, в Украине – 108, в Киргизии – 91, в Казахстане –81.
Такой результат сталвозможен благодаря мерам государственной поддержки этой сферы, кредитованиюжилищного строительства, внедрению новых строительных технологий.
Важнейшими задачамисоциально-экономической политики в последние годы являются:
– повышение уровняденежных доходов населения и заработной платы в целях расширения внутреннегопотребительского спроса на отечественную продукцию, усиление адресностисоциальной защиты граждан на основе формирования единой системы социальной помощи;
– преодоление тенденцииувеличения износа активной части основных фондов;
– активизациядеятельности на всех уровнях государственного и хозяйственного управления,направленной на привлечение прямых иностранных инвестиций и внешнего финансирования;
– улучшение финансовогоположения субъектов хозяйствования и расширение их возможностей для обновленияи развития производства путем реструктуризации, снижения налоговой нагрузки,создания стабильных макроэкономических условий, сокращения бартера,осуществления системы мер по преодолению платежного кризиса и укреплениюфинансовой дисциплины;
– закреплениеположительных тенденций, достигнутых в денежно-кредитной сфере и на валютномрынке (снижение инфляции до 1,5 – 2 % в месяц, обеспечение девальвацииобменного курса белорусского рубля к доллару США в пределах 1,2 – 1,5 % вмесяц);
– развитие малого исреднего предпринимательства на основе расширения его государственнойподдержки, создания условий для привлечения частного капитала, упрощенияусловий регистрации и формирования конкурентной среды;
– трансформация аграрныхотношений на основе реализации Программы совершенствования развития АПКРеспублики Беларусь на 2001 – 2005 гг.;
– расширение внешних(рост экспорта не менее чем на 6 %) и внутреннего рынков реализации продукции иуслуг белорусских производителей на основе поддержания эффективного обменногокурса белорусского рубля, налогового и других видов стимулирования экспорта, созданияэкспортопроводящих каналов для белорусских производителей, развитияэкономического механизма защиты внутреннего рынка, поддержки отечественныхтоваропроизводителей, импортозамещения;
– развитие транспортных икоммуникационных услуг и соответствующей инфраструктуры, включая проходящие потерритории страны общеевропейские транспортные коридоры;
– обеспечениеоптимального сочетания административных и рыночных подходов и методовуправления и регулирования социально-экономическими процессами, реализация мерпо совершенствованию управления государственной собственностью.
Реализациявышеперечисленных задач будет способствовать более рациональному использованиюресурсов, улучшению социально-экономической ситуации в стране и повышениюпараметров экономической безопасности государства и соответственно стабильномуразвитию политического процесса и устойчивому состоянию власти».
2. Деятельностьсубъектов политического процесса
Если политологияподразделяет субъектов политического процесса на классовые, территориальные,индивидуальные, коллективные и т.д., то в политике они зачастую действуютвместе: лидер и массы, элита и ее среда.
Политическая элита – этоорганизованное меньшинство, контролирующая группа, которая является частьюкласса или социального слоя и обладает реальной политической властью,возможностью воздействовать на функции и политические действия данного общества.
Первым, кто сделалполитическую элиту предметом пристального внимания, был В. Парето. Являясьродоначальником элитологии, он разработал ценностный подход в теории элит:элита – лучшие, наиболее характерные представители своей среды. Они обладаютнаиболее яркими способностями и в силу этого приходят к власти. Для того чтобыэлита оставалась жизнеспособной, она должна подпитываться свежими силами.
Итальянский ученый Г.Моска, не отвергая ценностный подход, обратил внимание на факторорганизованности элиты. С его точки зрения, меньшинство именно потому способноуправлять, что оно хорошо организовано, а путь к формированию элиты – выборы.
Организационный подходМоска развил в своих работах Р. Михельс, который считал, что самиорганизационные условия способствуют формированию правящего меньшинства.
Политическая элитаподразделяется на наследственную, властную, функциональную (к последней относятпрофессионалов-управленцев). Различают также правящую элиту и «контрэлиту»(т.е. оппозицию), открытую элиту (т. е. избранную из народа) и закрытую(воспроизводящую из своей среды, например, дворянство). Некоторые политологиподразделяют элиту на высшую и среднюю (к последней относят примерно 5%населения, выделяющихся по трем признакам – доходу, профессиональному статусу иобразованию.
К основным функциямполитической элиты относят:
– представление наполитическом уровне интересов и запросов своей среды (слоя, класса);
– участие в формированиии проведении в жизнь государственной политики;
– достижение консенсуса вполитических кругах на основе общезначимой цели.
Здесь, с нашей точкизрения, уместно проанализировать циркуляцию элит в отечественной истории XX столетия,которая выстраивалась в следующей динамике: разрушение дворянской («закрытой»)элиты в результате революции 1917 г. – формирование большевистскойидеологической элиты – кризис большевистской элиты в результате разоблачений«хрущевской оттепели» – новая попытка формирования гуманитарной элиты в 60-хгодах – противостояние между гуманитариями и технократами – оттеснение ипервых, и вторых административно-хозяйственным активом, опиравшимся на промышленныйкомплекс – распад управленческого корпуса в период «горбачевской перестройки» –формирование новых элитных слоев.
Характерными чертамибелорусской правящей элиты настоящего времени являются:
– народность (практическивсе представители высшего эшелона власти Беларуси знают жизнь изнутри исоответственно могут понять простого человека);
– высокий образовательныйи профессиональный уровень;
– открытый форматбелорусской элиты – глава государства, депутатский корпус избраны наальтернативной основе. Правительственный кабинет постоянно подпитываетсясвежими силами, в том числе из белорусских регионов;
– о преемственности вбелорусской элите свидетельствует, к примеру, состав Национального СобранияРеспублики Беларусь, определенная часть депутатов которого избрана на второйсозыв.
В Беларуси установлендемократической режим, соответственно есть и оппозиционно ориентированныеполитики. Однако термином «контрэлита» охарактеризовать их невозможно, преждевсего, в силу отсутствия у них социальной поддержки.
При формировании вБеларуси представительной демократии сама жизнь показала, что отечественномументалитету присущи ориентации, прежде всего, на персонифицированную власть.
Политическую властьперсонифицирует собой феномен лидерства. В лидере – как в субъектеполитического процесса – проявляется способность конкретного лица оказыватьвоздействие на политический процесс и общество в целом. Причем, если вобщественной среде фигурируют как «формальный», так и «неформальный» лидеры, тов политической практике понятие лидерства и должностного статуса обычно тесновзаимоувязаны. Лидером конкретной страны является глава государства.
Функции политическоголидерства (по классификации, в частности, американского ученого Р. Такера).
Диагностическая функциязаключается в том, что лидер изучает и оценивает ситуацию, определяя наиболееважные проблемы и задачи.
Директивная функция – этоопределение ориентиров: как и что необходимо предпринять в конкретный моментдля решения конкретной проблемы.
И, наконец,мобилизационная функция предполагает приведение в движение политических иобщественных сил на выполнение необходимых решений, интеграцию в политическуюдеятельность тех, кто сможет этому способствовать.
По мнению целого рядаученых, с появлением лидера приобретают и качественную определенность ориентирысоциальной среды, то есть лидер способствует политической самоидентификациисоциальных слоев и индивидов. (В качестве примера может служить характеристикаЛенина по отношению к народу в поэтической формулировке С. Есенина: «Он – вы»).
В политологии существуютразличные классификации политических лидеров:
– Дихотомический(упрощенный) подход – противопоставление двух контрастных типов лидеров,например, у Н. Макиавелли это типы «льва» и «лисы», у Р. Такера – «реальныелидеры» и «менеджеры» .
– Классификация посклонности лидера к определенной модели поведения: Г. Ласуэлл выделял лидеров –агитатора, организатора и теоретика. (Совмещение этих качеств ученые находили уВ. Ленина).
– Классификация лидерствапо степени воздействия на события и способности управлять. (С. Хук относит кэтой группе Ленина и Наполеона).
– М. Вебер выделял три«идеальных» типа лидера: традиционный, харизматический и лидер рациональноготипа. Традиционный лидер – это лидер, приходящий по наследству на престол примонархическом правлении. Лидер рационального типа – это лидер, избранный позакону. Харизматический лидер – это вождь, часто фигурирующий во времяреволюций (тогда он не имеет ни правовой, ни традиционной легитимности иопирается только на свою харизму). Однако харизматические качества нередкобывают присущи как традиционному, так и лидеру рационального типа. Онипроявляются в умении убедить массы, повести их за собой, воздействовать налюдей силой личного примера. Исходя из вышеизложенного, субъективное в политическомпроцессе можно определить как деятельность его субъектов, а объективное – какрезультат этой деятельности.
Политические действия.
Политические действиянаправлены на реализацию интересов определенных социальных групп. Эти интересынередко выражаются в теоретических, идеологических концепциях и доктринах.
Политические действияследует рассматривать в определенном социально-политическом контексте.
Характеристикиполитических действий достаточно полно изложены в политологической литературе.
– Позитивное политическоедействие означает действие для достижения поставленной цели.
– Негативное действие –это прекращение действия.
– Абстенционизм-отстраненность,непрепятствие событиям развиваться своим путем.
– Рациональное действие –осознанное, имеющее целенаправленный характер. (Обратное ему – иррациональноедействие).
– Инерционное действиевоспроизводит принятые нормы поведения в рамках существующей политическойсистемы.
– Творческие действияпридают политике динамику.
– Организационныедействия осуществляются на основе разработанной стратегии и тактики элиты.Однако в любом политическом действии может быть и доля стихийности.
Виды политическихдействий зависят от характера политических сил и общественных отношений,определяющих тип происходящих преобразований.
I. Революция – результатобострившихся до предела общественных противоречий. Она означает резкий,скачкообразный переход от одного состояния к другому, от одного качества кдругому, от прежнего уклада к новому.
Контрреволюция – борьбапротивостоящих революции социальных групп и общественных элит с цельюпротивостояния ее нарастанию или с целью ее подавления для восстановленияпрежних порядков.
II. Реформа –преобразование, изменение, переустройство, имеющие постепенный характер.Реформа считается наиболее рациональным путем преобразований в современныхусловиях.
III. Политическиеперевороты: государственный переворот, путч, дворцовый переворот, военныйзаговор – авантюрная попытка захвата власти или захват ее насильственным путем,нередко имеет персонифицированный характер.
Рассмотрение политическихдействий было бы неполным без определения понятия политическое поведение. В немотображаются явления, связанные с реагированием субъектов политики на предъявляемыевнешней средой стимулы или требования.
В политологии выделяютследующие типы политического поведения:
– автономный тип – сутьнезависимый выбор субъектом цели и средств к ее достижению;
– мобилизационный тип –предполагает вовлеченность субъекта в политическую деятельность;
– открытый тип поведения имеетхарактер прямого политического действия, например, участие в выборах;
– закрытый типподразумевает уклонение от гражданских обязанностей, например, неучастие в выборах(абсентеизм);
– нормативный типповедения – ориентирует субъекта на соблюдение правил и норм, господствующих вобществе;
– противоположныйнормативному – девиантный тип;
– традиционный тип –повторение постоянно воспроизводящихся мотивов и действий граждан;
– инновационный тип –использование творческих форм политической активности.
В политическом поведенииследует выделить:
1) формы рациональныхполитических действий;
2) формы бессознательногополитического поведения. Разграничительным критерием при этом оказываетсяпринцип: по мнению политологов, поведение, не контролируемое сознанием, неявляется подлинным политическим действием, а его характер определяется иными психическимисвойствами субъекта и особенностями конкретной ситуации (психология «толпы»).При сопоставлении классификаций политического поведения вышеобозначенныйосновной принцип разграничения политического поведения может сочетаться сразличными другими критериями. Так, в политологической литературе называютсяследующие иные основания для систематизации политического поведения:
– по субъектам поведения(человек, социальная группа, класс);
– по склонностям кпсихическим состояниям – поведение импульсивное, инстинктивное, эмоциональное ит.д.;
– по ситуационномуконтексту (ситуации бывают стабильные, кризисные, революционные);
– по организационнымформам и нормам поведения (оно бывает организационное, институциональное,неформальное);
– по продолжительностиповедения (единичный акт или развивающийся процесс);
– по степеницелесообразности и успешности функционирования.
Осознанной формойполитического поведения является политическое участие. Это включение индивидовили общественных групп в процесс политико-властных отношений. Это – одно изсредств выражения и достижения ими своих интересов.
Политическое участиезависит от политического режима. В демократическом обществе – это свободноеучастие на правовой основе, которое институируется, например, в выборах, вдеятельности представительной власти, политических партий и т.д. Приавторитарном режиме возможно отчуждение части населения от участия в политике.В тоталитарном обществе участие приобретает ритуальный характер.
Формы политическогоучастия: прямое и опосредованное.
Прямое, то естьнепосредственное участие имеет место, например, на собраниях, где решенияпринимаются большинством голосов. В качестве масштабных примеров могут служитьреферендумы (всенародное голосование, выносящее решение относительнопоставленного вопроса).
Опосредованное участиепроявляется в том, что массы выбирают своих представителей, которым делегируютполномочия, для осуществления политической власти.
Типы политическогоучастия:
– реакция (она может бытькак позитивной, так и негативной);
– участие в делегированииполномочий (в выборах) являет собой электоральное поведение;
– участие в деятельности организаций,например партий;
– политическаядеятельность в структурах государственных институтов представляет собойпрофессиональное участие в политике. Речь идет в данном случае о работедолжностных лиц, депутатов.
Некоторые политологи ктипам политического участия относят прямое действие (участие в митингах, демонстрацияхи т.д.).
Все эти формы участиязависят от конкретной социально-политической обстановки, уровня развитиястраны, состояния общества.
В Беларуси, в условияхдемократического режима, политическое участие людей свободно, легитимно ипроявляется практически во всех вышеизложенных формах и типах.
Так, прямое участие имеломесто в судьбоносносные для страны моменты (яркий пример тому – всенародноеголосование в ходе референдума 1996 г.).
В ходе президентских ипарламентских выборов проявляется участие в делегировании полномочий.Традиционная активность избирателей позволяет говорить о том, что политическаязрелость в белорусском обществе достаточно высокая.
В Беларуси действуют 18политических партий, так проявляется возможность участия в деятельностиполитических организаций.
Федерация профсоюзовБеларуси в последнее время возрождает былое доверие и авторитет среди населения(пошатнувшиеся в связи с излишней политизацией руководства ФПБ в периодпрезидентских выборов 2001 г.). Все больше сторонников приобретает молодая общественнаяорганизация БРСМ.
Обобщая все сказанное,можно утверждать, что уровень политической деятельности государственныхинститутов оценивается самим белорусским народом. Наиболее точной и говорящейоценкой становятся результаты выборов: Президент А. Лукашенко был избран навторой президентский срок подавляющим большинством голосов. Депутатский корпусвторого Созыва Национального Собрания Республики Беларусь уже во многом приобрелчерты преемственности, что свидетельствует также об авторитете белорусского парламента.

Список использованныхисточников
1. Баранова Е.В. Политология: Курслекций / Баранова Е.В. – Мн., 2003. – 112 с.
2. Политология: Учебник / Под ред.проф. М.А. Василика. М., 1999.
3. Политология: Учеб. пособие длястудентов вузов / Н.П. Денисюк, Т.Г. Соловей, Л.В. Старовойтова и др. Мн.,1996.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Предпринимательская деятельность граждан
Реферат Предмет, метод и функции ТПГ
Реферат Предмет, метод, система и основные принципы трудового права
Реферат Почему позицию Аввакума можно назвать изоляционистской и национально-консервативной?
Реферат Предмет, метод, система, принципы и источники трудового права
Реферат Предпринимательское право как наука
Реферат Предмет, метод цивільного права
Реферат Common Threads In Shirley Jackson Essay Research
Реферат Предмет преступления
Реферат Предмет, метод и источники хозяйственного права
Реферат Предмет, метод, система, источники финансового права
Реферат Предмет, система та основні поняття курсу "Організація судових та правоохоронних органів"
Реферат Предмет, метод и задачи курса истории государства и права
Реферат Ecological Techniques Essay Research Paper 45Ecological Techniques
Реферат Где наше милосердие?