Реферат по предмету "Педагогика"


Компетентностный подход в образовании

Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО«Российский государственный
профессионально-педагогическийуниверситет»
Институт психологии
Кафедра педагогики
контрольная работа
по дисциплине «основы общеЙ педагогики»
«КОМПетентностный подход в образовании»
Выполнил студент гр._ДЗПП-112с
Минниахметова К.А.
Проверил________
Екатеринбург2008

Содержание
Введение
1. Основные понятия
2. Обучение в рамкахмодульного подхода, основанного на компетенциях
3. Организация учебногопроцесса и методы обучения
4. Заключение
Литература

Введение
В связи с введением с2008 года нового Федерального Государственного Образовательного стандарта, воснове которого лежит компетентностный подход, возникает проблема, а как жевнедрять это новшество и что это такое? Для меня, преподавателя общеобразовательныхдисциплин, данная проблема является актуальной, поэтому именно она легла воснову моей самостоятельной работы по курсу «Общей педагогики».
Данная контрольная работапосвящена рассмотрению вопроса компетентностного подхода к обучению и воспитанию,так как именно процесс обучения и воспитания является основным вопросом наукипедагогики, важно рассматривать этот вопрос в рамках именно этой науки.
На сегодня четко определяется разрыв между теорией и практикой, в томсмысле, что компетентностный подход документационно обеспечен только в сферепрофессионального образования в данном случае – начального. Но как бытьпреподавателям общеобразовательных дисциплин, ведь они работают в разрыве смастерами производственного обучения, которые имеют возможность реализовыватькомпетентностный подход в ходе обучения. По моему мнению, данный разрыв иявляется основной проблемой (не считая демографической) в сфере начального исреднего профессионального образования.
Цель работы – рассмотрение основных принципов компетентностногоподхода в обучении.
Задачи:
· определитьосновные понятия подхода, основанного на компетенциях
· выявитьособенности компетентностого подхода, и его значимость для социализацииличности выпускника профессионального лицея.
В результате важносделать следующий вывод – компетентностный подход необходим и в преподаванииобщеобразовательных дисциплин в ходе профессионального образования.

Основные понятия.Компетенция В методической литературе,как российской, так и зарубежной, существует множество определений понятия«компетенция», но остановимся на одном из них. Компетенция – способностьосуществлять какую-либо деятельность, как привычную, так и новую, на основеорганического единства знаний, умений, опыта и отношений, а также это способностьприменять знания, умения отношения и опыт в знакомых и незнакомых трудовыхситуациях[1].
Основные составляющиепонятия компетенции.
Знания – осваиваются в ходе познавательнойдеятельности. Следует подчеркнуть, что подход, основанный на компетенциях, ни вкоей мере не принижает роль знания. Наоборот, знания необходимы как дляосуществления деятельности, так и для дальнейшего обучения, что является неотъемлемымфактом в жизни в обществе, основанном на знаниях в которых предстоит жить.
Умение – предполагает целенаправленноевыполнение действия, задания.
Отношение – под ним понимается к объекту ипредмету деятельности, отношения между субъектами деятельности, а такжеотношение работника к самому себе к своему личному и профессиональному развитиюи карьере.
Опытом становится тожизненное и профессиональное содержание, которое осмыслено и проработаночеловеком и стало частью его внутреннего мира. Профессиональным и управленческимопытом работник начинает обладать тогда, когда он анализирует результаты своейдеятельности и делает правильные выводы.
Следует обратить особоевнимание на необходимость использования термина «компетенция», а некомпетентность, поскольку предлагаемый подход основывается именно накомпетенциях, понимаемых как совокупность знаний, умений, отношений и опыта,которые эффективно используются как в знакомых, так и новых трудовых ситуациях,а не на компетентности работника, понимаемой как адекватное поведение ворганизации. Различают три основных типа компетенций: 1.Профессиональные 2.Мобильные 3. Ключевые.
Так как рассматриваетсякомпетентностный подход в аспекте общеобразовательных дисциплин, более подробнорассматриваются мобильные и ключевые компетенции.
Мобильные – социальные, коммуникативные,методические и иные, которые необходимы для эффективной трудовой деятельности врамках различных профессий.
Ключевые — необходимые для получения новыхзнаний и адаптации имеющихся знаний к новым требованиям, к ним относятся:
· грамота и счет;
· использованиетеоретических знаний в практических целях;
· умение учиться;
· умениеосуществлять поиск и интерпретацию информации;
· умениесотрудничать и работать в команде;
· умение решатьпроблемы;
· ответственностьза собственное обучение;
· коммуникативныеумения;
· ответственностьза качество труда и обучения;
· инициативность,творчество и т.д.
Здесь важно подчеркнуть,что данные компетенции актуально развивать не только в профессиональном курсе,но и общеобразовательном.
Обучение, основанноена компетенциях — подобучением, основанном на компетенциях, понимается «обучения на определении,освоении и демонстрации знаний, умений, типов поведения и отношений,необходимых для конкретной трудовой деятельности[2]»

2. Обучение в рамках модульного подхода,основанного на компетенциях
Обучение в рамкахмодульного подхода, основанного на компетенциях, принципиально отличается оттрадиционного.
Основные характеристики
Обучение, основанное на компетенциях
Традиционное обучение Методы обучения
Активные, ориентированные на обучающегося, основанные на самостоятельной и практической деятельности, включая проектную работу.
Преподаватель становится организатором процесса обучения и консультантом в ходе выполнения работ учащимися; он заинтересован быть в курсе изменений и тенденций развития предметной области.
Лекции, демонстрации, объяснение.
Преподаватель является транслятором знаний, излагающим информацию, предложенную учебникам; у преподавателя отсутствует стимул обновлять программу обучения, повышать собственную квалификацию. Оценка
«Умеет/еще не умеет делать что-то» — оценка освоенных компетенций.
Может быть проведена с участием внешних экспертов. Отметки, зачеты, «неуды», оценка посещаемости занятий.
По оценкам учебныхзаведений, приступивших к реализации модульных программ, основанных накомпетенциях, преимущества данных программ для учебного заведения очевидны. Нокак показывает опыт, разработка и реализация компетентностного подхода представляетсерьёзные трудности для преподавателей

3. Организация учебного процесса иметоды обучения.
Как было сказано выше,основная идея предполагаемого подхода заключается в предоставлении обучающемусямаксимально широких возможностей обучаться. Такое обучение позволяет оптимальноадаптироваться к реальной действительности во всем ее многообразии ицелостности и применять на практике ключевые компетенции в многообразиисоциальных ситуаций. Реализация компетентностного подхода выдвигает серьёзныетребования к методике обучения, которая должна из «обучения делать что-то»трансформироваться в «оказание помощи научиться что-то делать». В основепредполагаемой методики лежит обучение посредством деятельности. По моемумнению, использовать такой подход в преподавании общеобразовательных дисциплинпросто необходимо, что бы не было разрыва между теорией и практикой, то естьпреподавателям нужно научиться доверять обучающимся и позволять им учитьсясамим через собственную практику и ошибки. При организации учебного процессанеобходимо обеспечивать интеграцию теории и практики. Способность «учитьсятому, как учиться»
Означает формированиеумений обучаться в рамках многообразных ситуаций и используя различные стилиобучения. Другими словами, обучающиеся должны научиться осознавать, как оничему-то научились и как можно интенсифицировать собственное обучение.
Принципы методикиобучения
1. Весь учебныйпроцесс должен быть ориентирован на достижение задач выраженных в формекомпетенций, освоение, которых является результатом обучения.
2. Формирование такназываемой «области доверия» между обучающими и обучаемым
3. Обучающиесядолжны сознательно взять на себя ответственность за собственное обучение, чтодостигается созданием такой среды обучения, которая формирует эту ответственность.Для этого обучающиеся должны иметь возможность активно взаимодействовать.
4. Обучающимсядолжна быть предоставлена возможность учиться поиску, обработке и использованиюинформации. Необходимо отказаться от практики «трансляции знаний».
5. Обучающиесядолжны иметь возможность практиковаться в освоенных компетенциях в максимальнобольшом количестве реальных и имитационных контекстов.
6. Обучающимсядолжна быть предоставлена возможность развивать компетенцию, которая получиланазвание «учиться тому, как нужно учиться», то есть нести ответственность засобственное обучение.
7. Индивидуализацияобучения: предоставление каждому обучающемуся возможность осваивать компетенциив индивидуальном темпе
Всё вышесказанноепредставляет ту методическую, дидактическую, педагогическую и ценностную базу,на которой строится процесс обучения, основанный на компетентностном подходе.
Планируя организациюучебного процесса и методы, следует всегда помнить, что мы запоминаем:
· 20%услышанного;
· 40%увиденного;
· 60% увиденного+ услышанного;
· 80% увиденного+ услышанного + сделанного нами самими
Эффективная организация учебногопроцесса должна:
· быть основана напотребностях обучающихся и учитывать их уровень;
· привлекатьобучающихся к процессу принятия решений на всех уровнях процесса обучения;
· иметьпрактическую направленность и ориентироваться на решение проблем;
· быть основана наактивных методах обучения и опыте;
· учитывать впроцессе обучения задачи, которые ставят перед собой обучающиеся;
· использоватьобсуждения и групповые формы работы для создания поддерживающей образовательнойсреды;
· показывать, гдемогут практически использованы приобретаемые умения и знания;
· использоватьлогику и последовательность заданий, обеспечивающую закрепление полученногонового опыта;
· обеспечиватьвозможность для поведения самооценки, использования полученных умений, а такжеобратную связь с преподавателем.

Заключение
В заключение работыследует заметить, что данный подход к обучению относится только к профессиональнымобластям обучения, общеобразовательные предметы преподаются традиционнымиметодами и остаются в рамках традиционного подхода, хотя, на современном этаперазвития образования остро стоит проблема введения компетентностного подхода иобучению общеобразовательным дисциплинам (ФГОС 2008). То есть, анализируя всевыше сказанное, можно сделать следующий вывод – между теорией и практикойсуществует разрыв.
Как показывает опыт,вопрос соотношения теории и практики – это самый острый вопрос, который связанс однозначной ориентацией компетентностного подхода на освоение компетенций, тоесть на осуществление трудовой деятельности и на комплексное целостное освоениенеобходимых компетенций. Создается впечатление, что теоретическому обучению неуделяется достаточного внимания. Такой подход требует ломки стереотипов, а это– самое трудное. Любые инновации вызывают сопротивление, поскольку возникаетнеобходимость устоявшиеся мыслительные и поведенческие стереотипы. Я считаютакже, что внедрение такого подхода не должно быть односторонним, в этомпроцессе должны принимать участие все те, кто состоят в педагогическомсообществе: преподаватели, учащиеся, родители, социальные партнеры. Тольковзаимодействие и взаимопонимание приведет к желаемому результату.
По моему мнению,преподаватель общеобразовательных дисциплин может содействовать эффективномуобучению уже на этапе проектирования модульного курса, в сотрудничестве смастером ПО. Ключевыми принципами педагогического планирования являются:
· участие;
· обратная связь;
· реальность;
· внимание.

Литература
 
1. Глоссарий ЮНЕСКО2004
2. Концепцияразвития образования в Российской федерации до 2010г
3. Материалысеминаров проекта Тасис Делфи
4. Приоритетыразвития образования в Российской Федерации.
5. Разработкамодульных программ, основанных на компетенциях. Методическое пособие. М., 2005
6. Интернет-ресурсы


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :