Реферат по предмету "Педагогика"


Методика ознакомления дошкольников с трудом

Методика ознакомления дошкольников с трудом

Оглавление
1.Условия воспитания дошкольников в труде. 3
2.Формирование основ экономического воспитания. 5
3.Средства трудового воспитания дошкольников. 8
4.Практическая часть. 13
Литература. 15

1. Условия воспитания дошкольниковв труде
Для того, чтобы дети трудились с удовольствием необходимосоздавать эмоционально-положительную атмосферу. Когда ребенок видит, чтовзрослые трудятся с удовольствием, не «ропщут» на трудности, радуются удаче,результату, ему хочется трудиться так же. Важно, чтобы сам процесс трудадоставлял детям радость. Для этого хорошо использовать музыку. Во время труда,не требующего большой умственной нагрузки, воспитатель включает магнитофон,проигрыватель с любимыми песнями детей или со спокойной красивой мелодией (еслидети заняты ручным трудом), или с веселой бодрой музыкой (если идет уборкагрупповой комнаты перед праздником). Музыка не должна звучать громко. Онадолжна быть фоном для создания хорошего настроения. К сожалению, воспитателинедооценивают этот важный фактор при организации труда детей.
Эмоциональный накал повышается, когда вместе с детьмитрудятся взрослые, особенно родители. Поэтому приглашение родителей для участияв уборке помещения, озеленении участка, изготовлении елочных игрушек имаскарадных костюмов всегда желательно. И совсем необязательно, чтобы всякийраз приходили родители всех детей. Важно, чтобы каждый ребенок знал, что и егомама и папа когда-то будут трудиться вместе с ним.
Хорошую эмоциональную атмосферу создают и обсуждениерезультатов труда, вручение наград. Награда за труд может быть моральной, номожет быть и материализованной. Например, все, кто очень хорошо трудился,получают значок «Золотые руки», кто по своей инициативе помогал товарищам — значок «Кому помочь?» и т. п. Воспитатель может вместе с детьми придумать исделать множество подобных наград. Наградой для всех может быть и общее чаепитие.Красиво расставленные и сервированные столы, цветы и вкусные булочки, которые«специально для нас испекла повар Татьяна Михайловна» создадут атмосферупраздника.
Условием, обеспечивающим воспитательный успех трудовойдеятельности, является организация материальной среды и трудового оборудования.Существуют определенные требования к трудовому оборудованию — к их размеру,материалу, окраске — и к организации труда дошкольников. Следовать требованиямобязательно, так как это является гарантией здоровья детей, а иногда и жизни. Сточки зрения нравственного воспитания правильный подбор оборудования такжеважен. Это обстоятельство способствует более четкой организации труда,своевременному включению в труд. Оборудования должно хватать для всех детей.Конечно, можно сказать ребенку: «Подожди, сейчас Сережа покопает, а потомотдаст лопату тебе. И ты будешь копать». Но лучше, чтобы воспитатель заранееотбирал нужное количество оборудования, а если его мало, продумывал, чем будутзаниматься остальные дети. Неорганизованность расхолаживает детей и снижаетинтерес к труду. Надо, если это возможно, использовать бытовую технику. Преждечем дети начнут применять оборудование, следует обучить их соответствующимспособам и приемам: дать возможность подержать в руках, даже обыграть, затемпоказать способ действия. и только после этого объявлять о начале работы.
Очень важно учитывать нагрузку, которую может испытатьребенок, выполняя трудовые задания. Опасно перегружать детей. Недопустимо, чтобыребенок поднимал слишком тяжелые для него ведра с водой, песком, долго и многокопал, продолжительный отрезок времени находился в одной позе и т. п. Утомлениене только снижает интерес к труду, но и вредит здоровью. Однако плохо иобратное, когда ребенку предлагаются слишком легкие для него задания или дают «детские»инструменты, такие, которые пригодны только для самых маленьких или игрушечныеи не подходят для серьезной работы.
Условием, поддерживающим у детей желание трудиться,является учет индивидуальных интересов, склонностей к тому или иному видутруда. Этот вопрос всегда был и остается предметом дискуссий для специалистов.Нужно ли принимать во внимание интересы детей, ведь важно научить их любой трудвыполнять охотно и с интересом? Ответ на этот вопрос может быть разным в зависимостиот исходной методологической позиции. Если мы реализуем личностно-ориентированнуюмодель воспитания, то учитывать интересы детей обязательно. Правда, при этомнужно показывать ребенку преимущество, которым обладает человек, умеющий многоеи не отказывающийся от любого труда. Нельзя насильно заставлять ребенкаработать. Тонкость воспитательных воздействий как раз и заключается в уме_ИИпедагога создавать такие условия, в которых он сам захочет работать.
Трудом нельзя наказывать. Это правило ввел еще А.С.Макаренко, но оно не утратило актуальности и сегодня.
Труд для дошкольника – полезная и важная деятельность.Она оказывает влияние на общее развитие ребенка: на познавательную сферу,волевое, эмоциональное развитие; способствует воспитанию эстетических чувств,нравственных качеств, влияет на развитие самооценки.
2. Формирование основ экономическоговоспитания
Исследования в отечественной науке последних лет (А.Д.Шатова) свидетельствуют, что трудовое воспитание служит фундаментом дляформирования основ экономического воспитания. Об экономическом воспитаниидошкольников в прежние времена речи не было. И лишь в последнее десятилетиевстал вопрос о том, что современный человек должен обладать экономическиммышлением, деловыми качествами, способностью к предпринимательству. Этитребования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже иприменительно к дошкольному возрасту. Ребенок с малых лет соприкасается сэкономическими категориями, такими, как деньги, вещи, труд, стоимость. Вразработанной А.Д. Шатовой программе выделено четыре раздела, вокруг которыхавтор группирует содержание знаний и методическую работу с детьми:«Труд-продукт», «Реклама», «Деньги», «Полезные навыки и привычки в быту». Впроцессе работы по формированию у детей экономического образа мышления уточняютпредставление о том, что в основе благополучия жизни человека лежит труд.Человек своим трудом создает вещи не только для себя, но и для всех. Создаваячто-то, люди получают за свою работу деньги, чтобы на эти деньги покупатьнеобходимые вещи, сделанные для них другими людьми.
Указанная выше программа построена на нескольких важныхтеоретических положениях, связанных с развитием личности ребенка: всякаяличность развивается в деятельности; базовой деятельностью человечестваявляется труд; сущность экономического воспитания заключается в формированииразумных потребностей и бережного отношения к окружающей природе и миру вещей.
Программа «Дошкольник и экономика» ориентирована настарший дошкольный возраст, но работу по формированию основ экономическогообраза мышления можно и нужно начинать значительно раньше. На первом ее этапесоциальный опыт ребенка обогащают примерами, характеризующими отношение к миру:взрослый учит не пачкать одежду, не ломать игрушки, не выбрасывать продукты.Обучение осуществляется не посредством этических бесед, а в повседневной жизни,в конкретных ситуациях. Важно, чтобы так же, на конкретных примерах, взрослыйучил детей исправлять ситуацию: «Поломалась игрушка? Это плохо, но мы ее можем,с тобой починить, а потом ты больше не будешь дергать, мишку за лапу, правда?»;«Испачкалось платье? Жаль, но мы его постираем. Девочка всегда должна бытьчистой и аккуратной» и т. п. Взрослый при этом решает сразу несколько задач:подчеркивает необходимость бережного отношения к вещам и показывает ребенкуспособ такого отношения; вселяет в него уверенность в своих силах, внушает, чтотрудом можно исправить случившееся. Уже в младшем возрасте дети могут видеть(если взрослый привлекает к этому их внимание), как родители бережно относятсяк воде, электричеству: «Давай выключим в этой комнате свет, там же сейчасникого нет» и т. п. Так, еще до начала систематического, осознанного приобретениязнаний об экономической стороне действительности у малыша, складываютсяпредставления о нормах и правилах отношения к миру. Чем больше единичныхпримеров накопится в опыте ребенка, тем больше у него будет материала дляобобщения и выводов, когда, он станет постарше.
Серьезная проблема – воспитание разумных потребностей.Она связана с нравственным, волевым, умственным, трудовым и экономическимразвитием личности. Чем старше становится ребенок, тем больше он видитпредметов, вещей, которые ему нравятся, которые он хотел бы иметь. И передвзрослыми, прежде всего перед родителями, бабушками, дедушками, стоит задача —научить ребенка ограничению своих желаний. Надо, чтобы ограничение былоразумным и осознавалось ребенком постепенно. Не стоит категорично заявлять: «Мысейчас зайдем в магазин, ни о чем меня не проси, у меня нет денег». Результатполучается обратный – ведь запретный плод всегда сладок. Лучше приучать малышак разумному подходу: «Мы купим то, что тебе действительно необходимо, не стоитпокупать случайные плохие вещи». Можно иногда устраивать день покупок.Предварительно надо сказать ребенку, сколько денег можно будет потратить ивместе с ним определить, какие покупки будут сделаны.
Связь между трудом, деньгами и возможностью удовлетворятьсвои потребности дети могут усваивать и через собственные игры. Так, в старшихгруппах можно иногда проводить игру «магазин». В магазине будут «продаваться»сделанные детьми вещи. Платить за вещи можно «детсадовской валютой» — изготовленными детьми деньгами. Можно придумать деньгам название (ведь в каждойстране деньги называются по-разному), например «садики». Дети изготавливают(дома или в детском саду) поделки, игрушки, рисуют картины. Качество товарадолжно быть высоким. Воспитатель принимает его и выплачивает изготовителямопределенную сумму. Потом всё выставляют в витринах магазина, и дети самиопределяют и рассчитывают, что они могут купить сейчас или сколько нужно ещезаработать. Дети с большим интересом участвуют в этой игре и постепенноначинают осознавать зависимость между качеством и стоимостью, вложенным трудоми возможностью удовлетворять свои потребности.
Экономическое воспитание – новая область в воспитаниинаших детей, особенно дошкольников. В его теории и практике еще многопротиворечий и нерешенных вопросов. Но актуальность такого воспитания бесспорна.Она вызвана требованиями времени.
 
3. Средства трудового воспитания дошкольников
Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощьюряда средств: собственной трудовой деятельности детей' ознакомления с трудомвзрослых, художественных средств.
Собственная трудовая деятельность детей являетсянеобходимым средством трудового воспитания. Это естественно. Нельзя научитьсячему-либо, не делая этого. Как можно сформировать у ребенка умение трудитьсявне трудовой деятельности? Однако в практике можно встретиться с такимифактами, когда воспитатель решает задачи трудового воспитания не в труде, а вигре. Например, планируя игру в парикмахерскую, воспитатель пишет: «Формироватьу детей умение пользоваться расческой, аккуратно причесываться». В даннойзаписи сразу две педагогические ошибки. Во-первых, воспитатель не знает природыи особенностей детской игры: в игре ребенок действует «как будто» — он какбудто причесывается, как будто делает красивую прическу. Игра исходно появиласьиз потребности ребенка выполнять трудовые действия взрослых, которые в реальнойжизни ему недоступны. Если же он начнет делать все всерьез – игра пропадет.Во-вторых, всякое «формирование умений» всегда требует показа, объяснения,упражнений, повторений. Можно ли это делать в процессе игры? Конечно, нет.
Трудовая деятельность является ведущим средствомтрудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям инавыкам, добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в реальномприобщении к миру взрослых. С помощью этого средства решаются прикладные,практические задачи трудового воспитания.
Ознакомление с трудом взрослых. Это средство позволяетрасширить представления ребенка о содержании деятельности человека, обобщественной значимости труда, об отношении к труду. Таким образом,ознакомление с трудом взрослых направлено на решениеинтеллектуально-нравственных задач трудового воспитания. В дошкольнойпедагогике существует несколько разных подходов к проблеме ознакомления детей струдом взрослых. Одни авторы (В.И. Логинова, М.В. Крулехт) считают, что ребенканужно знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разныхпродуктов труда. В результате у детей будет формироваться представление осодержательной части трудовой деятельности взрослых, станет воспитыватьсяуважение к труду. Другие авторы (С.А. Козлова, А.Ш. Шахманова) полагают, чтонужно знакомить дошкольников с человеком-тружеником, с его отношением к труду,формировать представление о том, что профессия появляется в ответ напотребность людей в ней – врач нужен, чтобы лечить людей, учитель – чтобы учитьдетей. Ознакомление же с процессом труда должно служить фоном, содержанием, накотором можно конкретизировать деятельность человека.
Когда ознакомление с трудом взрослых рассматривается каксредство трудового воспитания дошкольников, возможен как первый, так и второйподход. Когда решается группа задач, связанная с обучением конкретным трудовымнавыкам, можно опираться на первый подход. В том случае, когда решается втораягруппа задач трудового воспитания, связанных с формированием отношения к трудуи нравственных качеств личности, более адекватен второй подход.
Рассматриваемое средство воспитатель может использоватькак пример для подражания, образец, на который ребенок будет ориентироваться.Однако, знакомясь с трудом взрослых, ребенок может столкнуться не только сположительным, но и с негативным отношением к труду, с недобросовестностью и еепоследствиями. Подобные случаи педагог может использовать для формирования удетей представления о необходимости ответственного отношения к труду.
Важно обращать внимание детей на творческое отношениевзрослых к своему труду.
Художественные средства: художественная литература,музыка, изобразительное искусство. С помощью данной группы средств у детейформируются представления о содержании труда, об отношении людей к труду, отом, как оценивают окружающие труд других людей и др. Эти средства служат длявоспитания нравственных чувств и отношений.
Роль художественных средств в трудовом воспитаниидошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку,рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И тем не менее, именно спомощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание бытьпохожим на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость трудалюдей.
В работе с детьми каждодневно воспитатель использует пословицыи поговорки. Эти «жемчужины народной мудрости» помогают ему в лаконичной формепохвалить и подбодрить ребенка («Маленький, да удаленький», «Глаза боятся, рукиделают»), высказать отношение к лени («У лодыря Федорки всегда отговорки», «Трудкормит, а лень портит», «Ленивые руки чужие труды любят», «Умелые руки не знаютскуки»), подчеркнуть важность труда («Не тот хорош, кто лицом пригож, а тотхорош, кто на дело гож», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи»). Пословица невоспринимается ребенком как нотация, и поэтому она эффективнее как средствовоспитания.
Моральная ценность труда утверждается и в сказках. Вомногих народных сказках положительный герой, как правило, трудолюбив, готовпомочь другому и поэтому в конце концов вознаграждается любовью, богатством,признанием.
В авторских художественных произведениях отраженоотношение к труду как важной деятельности человека («Кем быть?» В. Маяковского,«А что у вас?» С. Михалкова), показан процесс труда («Как печатали вашу книгу»С. Маршака, «Про чай», «Как вата на кусте растет» А. Ивича и др.),рассказывается об отношении человека к труду, любви к своей профессии,самоотверженности и добросовестности («Какие они, полярники» А. Членова,«Сквозь буран» И. Винокурова). Важна и энциклопедическая литература, из которойдети узнают и о происхождении разных профессий, и о процессе изготовлениявещей, предметов, и о знаменитых людях, чей труд оказал влияние на прогрессчеловечества. С помощью художественного произведения можно сделать обобщение опользе труда, взаимосвязи и взаимопомощи людей разных профессий.
Читая детям художественные произведения о труде,воспитатель решает сразу несколько важных обучающих и воспитательных задач:дети узнают о разных профессиях, у них появляется интерес к еще одной сторонедеятельности взрослого человека, формируется отношение к ней, по крупицам складываетсяобраз, к которому ребенок начинает стремиться, создавая себя. Правда, это можетпроизойти лишь при условии, если воспитатель использует художественную литературукак средство решения педагогических задач, сам убежден в важности труда иналичии в личности качеств человека-труженика, является для детей примером вэтом и умеет сочетать чтение художественных произведений с организациейсобственной трудовой деятельности и деятельности детей.
Средством воспитания детей выступают и произведенияизобразительного искусства. Рассматривая картины мастеров-художников, дети нетолько видят процесс труда, но, что более важно, проникаются настроениемкартины. В одном случае – это радость, эмоциональный подъем («Хлеб» Т.Яблонской), в другом – тихая, спокойная передышка («Ужин трактористов» А. Пластова),наслаждение своим трудом («Кружевница» В. Тропинина). Но труд не всегда легок ипрост. Дети должны знать это, чтобы научиться относиться к людям, которыетрудятся, с уважением, сочувствием. Поэтому со старшими дошкольниками можнорассматривать и такие картины великих мастеров, как, например, «Кочегар» Н.Ярошенко или «Ремонтные работы на железной дороге» К. Савицкого и др.Воспитатель может порекомендовать родителям сходить с детьми в картиннуюгалерею или посмотреть репродукции дома и побеседовать о содержании картин сосвоим ребенком.
К группе художественных средств трудового воспитанияотносятся диа- и видеофильмы, слайды. К сожалению, особенно в последние годы,мало создается таких средств на тему труда людей. Однако в прежние годы их былодостаточно, и они не утратили своей актуальности. Так, например, диафильм «Кактрудятся колхозники в разное время года» несовременен лишь словом «колхозники»,все же остальное – содержание труда, его процесс вполне современны и диафильмможно показывать детям и проводить по нему беседу о труде людей в сельскомхозяйстве.
Помогает воспитанию желания трудиться музыка. В опытенаших болгарских коллег уже давно используется музыка как сопровождение трудадетей. Магнитофонные записи можно использовать и в группе, и на участке. Музыкаповышает настроение, придает работе определенный ритм. Под музыку физическийтруд становится легче и приятнее. Ее полезно использовать во время коллективнойуборки групповой комнаты, во время ручного труда, труда на пришкольном участке.Дети могут тихонько подпевать исполнителю. Хорошо, если и воспитатель вместе сдетьми тихонечко поет спокойную песню и работает. Конечно, это возможно в техслучаях, когда не идет прямое обучение трудовым действиям.
Все названные художественные средства эффективны впедагогическом процессе, если используются систематически, во взаимосвязи другс другом и с организацией трудовой деятельности дошкольников.
4. Практическая часть
Игра-инсценировка «Учимся готовить творожную запеканку».
Цель: показать детям, как готовят творожную запеканку,активизировать в их речи слова творог, яйца, сахар, мука, изюм, уточнитьзначения слов разбивает, мешает, добавляет; вызвать у малышей симпатию кчеловеку, который готовит для них еду, воспитывать уважение к его труду;способствовать возникновению игр на тему «Готовим обед».
Ход занятия.
Все участники занятия удобно сидят вокруг детских столов,на которых разложены продукты. Здесь же присутствует повар детского сада.
«Мы с вами уже умеем варить суп из овощей, — напоминаетдетям воспитатель. — А сегодня Анна Николаевна (повар) научит нас делатьзапеканку». Дети повторяют слова повар, запеканка.
Повар показывает всем творог на блюде, дает 2 — 3 детямпопробовать его. Дети обращают внимание на то, что творог не сладкий.
«В творог надо добавить сахарный песок, а затем всеперемешать», — рассказывает и показывает повар.
Воспитатель просит детей рассказать, как сделать кислыйтворог сладким.
Повар добавляет в творог яйца. Воспитатель приглашаетдетей посмотреть на творог, поверх которого лежат яичные желтки.
Повар тщательно перемешивает продукты, затем добавляет вних муку. Опять перемешивает. Воспитатель привлекает внимание детей к тому, какодет повар (белый халат, чтобы не запачкать одежду; белый колпак или косынка,чтобы волосы не мешали работать, не попадали в пищу).
Повар берет изюм, обсыпает мукой, чтобы ягоды не слиплисьдруг с другом, выкладывает в тесто. Называет все свои действия, дети повторяютглаголы. Повар смазывает сковороду маслом, выкладывает в нее смесь,разравнивает. Объясняет: «Сковороду я поставлю в духовку. Творог запечется, ибудет вам к полднику творожная запеканка с изюмом. Запеканка непременно должнаполучиться с румяной корочкой».
Дети благодарят повара. Обещают приготовить куклам такуюже запеканку с изюмом.
Воспитатель приглашает всех в игровой уголок, где дети,используя предметы-заместители, готовят запеканку.
В полдник дети пробуют запеканку, вспоминают, из какихпродуктов она приготовлена. Если повар еще на работе, воспитатель приглашаетего посмотреть, с каким аппетитом дети едят.
«Только крошечки остались, — говорит педагог. — Акрошечками мы воробьев угостим. Пусть знают, какой вкусной запеканкой кормятнас в детском саду».
Если повар уже ушел, на полдник приглашают заведующую иливоспитателя соседней группы.
Дети рассказывают своим гостям, как повар готовилзапеканку, а взрослые обещают передать ему, что малыши ели с аппетитом.

Литература
1. Нравственно-трудовоевоспитание детей в детском саду / Под ред. Р.С. Буре. — М., 1987.
2. ГербоваВ.В. Занятия по развитию речи с детьми 4 – 6 лет. – М., 1987.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.