Реферат по предмету "Право"


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ЗАЩИТЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ЗАЩИТЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение 2. Общие положения 3. Выбор темы дипломной работы 4. Структура и содержание дипломной работы 5. Оформление дипломной работы 6. Научный руководитель дипломной работы 7. Рецензирование дипломной работы 8. Документы, представляемые на защиту 9.

Подготовка к защите и защита дипломной работы 1. ВВЕДЕНИЕ Настоящие Методические указания предназначены студентам факультета очного, вечернего и заочного обучения, профессорско-преподавательскому составу МНЮИ и членов Государственной аттестационной комиссии в качестве руководства по подготовке и защите дипломных работ. 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Подготовка специалиста с высшим образованием завершается итоговой государственной

аттестацией. Студенты, успешно выполнившие учебный план и сдавшие государственные экзамены, должны подтвердить свою квалификацию во время защиты дипломной работы. Написание итоговой квалификационной работы – трудоемкий процесс, требующий от студента глубоких знаний, умения анализировать, обобщать, разбираться в сложных вопросах юридической теории и практики. Выполнение и защита дипломной работы наряду с итоговыми экзаменами являются необходимыми элементами

подготовки специалистов в высшем учебном заведении. Дипломная работа юриста представляет собой теоретическое или экспериментальное исследование одной из актуальных тем в области юриспруденции, в которой выпускник демонстрирует уровень овладения необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, позволяющими ему самостоятельно решать профессиональные задачи. Дипломная работа юриста показывает уровень освоения выпускником методов научного

анализа сложных социальных явлений, умение делать теоретические и практические выводы, обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в изучаемой области. Дипломная работа является важным этапом итоговой квалификационной аттестации. Цели написания дипломной работы: - формирование навыка проведения исследовательской работы; - проведение самостоятельной работы по оценке существующих научных позиций, умение обосновать правильность некоторых

из них на основе собственной аргументации; - систематизация, расширение теоретических и практических знаний; - сочетание теоретического и практического изучения проблемы. При этом важно показать взаимодействие теории и практики применения законодательства, влияние теоретических исследований ни его развитие. - оценка конкретных нормативных актов с точки зрения общеправовых принципов, потребностей реальной жизни; - историческое и сравнительное исследование действующего законодательства,

выделение закономерностей его развития, формулирование предложений по его совершенствованию. Готовясь к написанию дипломной работы, студент должен относиться к ней не только как к обязательному этапу на пути получения квалификации «юрист», но и к возможности удовлетворить свои научные интересы, самостоятельно найти ответы на конкретные практические вопросы, подробно изучить законодательство и научную литературу, связанную с направлением будущей работы.

Необходимо сознавать, что реальная работы юриста порой не позволяет возвращаться к изучению тех или иных вопросов из-за недостатка времени, а работодатель предъявляет высокие требования к молодому специалисту с самого начала работы. В конечном итоге, дипломная работа - это конкретная задача по формированию собственной правовой позиции на основе имеющегося багажа знаний, только в развернутой форме. В реальной практической работе такую выработку позиции приходится проводить ежедневно, обосновывая

ее в судах и в иных государственных органах. Дипломная работа юриста должна: - носить творческий характер с использованием действующих нормативных правовых актов и актуальных статистических данных; - отвечать требованиям логичного и четкого изложения материала, доказательности и достоверности фактов; - отражать умение студента пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, способности работать с нормативно-правовыми актами; - правильно оформлена (четкая структура, завершенность,

правильное оформление библиографических ссылок, списка литературы и нормативно-правовых актов, аккуратность исполнения); - содержащиеся в работе факты должны быть достоверны, теоретические положения – доказаны; - быть результатом самостоятельного исследования, связанного с разработкой теоретических вопросов и практических задач, содержащих анализ конкретных проблем, а также выводы и рекомендации по их разрешению. Критериями оценки дипломной работы являются: - ее научный уровень, степень освещенности в ней вопросов

темы, значение для юридической практики; - использование специальной научной литературы, нормативных актов, материалов производственной и преддипломной практик; - творческий подход к разработке темы; - правильность и научная обоснованность выводов; - стиль изложения; - аккуратность оформления дипломной работы; - степень профессиональной подготовленности выпускника, проявившаяся как в содержании дипломной работы, так и в процессе ее защиты. В основе выполнения дипломной работы лежит тщательный анализ фактологического

материала на основе объективного изучения истории и состояния объекта исследования в процессе его развития, а также статистической или другой информации и специальной литературы. Дипломная работа юриста оформляется в виде текста с приложением графиков, таблиц, чертежей, карт, схем и других материалов, иллюстрирующих содержание работы. Дипломник несет полную ответственность за научную самостоятельность и достоверность результатов проведенного

исследования. Дипломная работа не должна обязательно отличаться концептуальной научной новизной, однако студенту-выпускнику вполне по силам провести самостоятельный поиск и анализ уже выработанных наукой положений и на основе собственных доказательств присоединиться к одной из точек зрения. А эти доказательства, в свою очередь, формируются на основе изучения различных источников, в том числе практических, а также логического мышления самого студента.

Студент должен самостоятельно обобщать полученную информацию, анализировать практику применения законодательства, формулировать выводы на основе собственной позиции. Чтобы достичь общих целей написания дипломной работы, указанных выше, важно придерживаться этапов подготовки дипломной работы, а также настоящих рекомендаций. Последовательность мероприятий по подготовке дипломной работы, порядок и сроки их выполнения приведены в «Технологической карте подготовки выпускниками дипломной

работы». 4. ВЫБОР ТЕМЫ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ Тема дипломной работы должна быть актуальной, учитывать потребности юридической практики и науки. По учебным дисциплинам специализации, по которым полагаются дипломные работы, выпускающие кафедры составляют перечень примерных тем дипломных работ. Студентам предоставляется право выбора темы дипломной работы. Он осуществляется исходя из интереса к проблеме, возможности получения фактических данных, а также

наличия специальной научной литературы. При выборе темы студент руководствуется примерным перечнем тем дипломных работ, разработанных выпускающими кафедрами. Студент выбирает тему дипломной работы, основываясь, как правило, на материалах своих курсовых работ. Выбирая тему, студент должен знать, что интересной может быть любая из предлагаемых тем. Однако необходимо учитывать собственные предпочтения.

Некоторым студентам ближе темы, имеющие преимущественно теоретический характер, например, темы, связанные с предметом и методом отрасли права. Безусловно, такая тема предполагает изучение значительного объема учебной и научной литературы. При этом необходимо выделить исторические закономерности развития взглядов на предмет отрасли, начиная с этапа его формирования. Но, в то же время, подобную тему нельзя рассматривать в отрыве от законодательства, так как предмет

отрасли на каждом этапе закреплен в законодательстве, а метод отражает приемы и способы правового регулирования, которые также выводятся из правовых норм. В такой работе может и судебная практика, которая связана с отнесением конкретных отношений к предмету и методу той или иной отрасли. Существуют и преимущественно практические темы, например, конкретный состав преступления. Данная работа предполагает значительное привлечение практического материала, связанного с квалификацией

преступления. Однако сам состав является теоретической разработкой, поэтому его характеристика требует тщательного изучения теоретических источников. Студент также должен оценить тему по объему. Одна из наиболее распространенных ошибок при написании дипломной работы – несоответствие заявленной темы и ее содержания. Это возможно по двум причинам. 1. Слишком широкая тема. Например, формулировка «Трудовой договор» обязывает рассмотреть все аспекты

правового регулирования трудового договора, начиная с его понятия и заканчивая расторжением. А объем дипломной работы – 50-60 страниц – не позволяет раскрыть тему полностью, в результате – несовпадение темы и содержания. А попытка все же затронуть все аспекты широкой темы приводит к тому, что работа сводится к изложению законодательства, и то не полностью. При этом назначение дипломной работы как исследования теряется, на что правомерно укажет рецензент. 2. Слишком узкая тема.

Например, при рассмотрении темы «Способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов» возможна ситуация, когда возникает другая распространенная ошибка – совпадение названия работы и одной из глав. Это объясняется тем, что сама тема обязывает уделить значительное внимание структуре нормы права, а потом выявлять соотношение структуры нормы и структуры статьи. Следует отметить, что понимание темы как узкой зачастую возникает в связи с неподготовленностью студента

к ее исследованию, когда он не представляет, какие аспекты заявленной темы необходимо освятить. Поэтому студент должен выбирать ту тему, о которой он имеет определенное начальное знание. Ошибка совпадения темы работы и названия одной из глав заслуживает отдельного рассмотрения, так как может быть обусловлена неправильным составлением плана, о чем подробнее будет сказано в разделе о структуре дипломной работы. Выбрав тему, студент, обращается с письменным заявлением на имя ректора-президента,

в котором просит утвердить тему, а также указывает возможного руководителя дипломной работы. На заседании кафедры утверждаются темы дипломных работ, научные руководители. Тема дипломной работы согласовывается с будущим научным руководителем. После утверждения дипломной темы на заседании кафедры студент согласовывает с научным руководителем план работы. Заведующий кафедрой обеспечивает равномерность распределения нагрузки по руководству дипломными

работами. Списки студентов с указанием утвержденных тем, научных руководителей передаются в Учебно-методическое управление. Полученные от кафедры сведения оформляются приказом. Приказ об утверждении тем дипломных работ и научных руководителей издается не позднее трех месяцев до начала итоговой государственной аттестации. После издания приказа об утверждении тем дипломных работ дипломных работ и научных руководителей каждому студенту выдается план-задание на подготовку дипломной

работы. После издания приказа и выдачи плана-задания на подготовку дипломной работы темы дипломных работ изменению не подлежат. 4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ Написание дипломной работы – это систематизированное, обстоятельное, отвечающее ее плану изложение студентом основных сведений по теме, содержащие анализ научных концепций, юридической практики, отражающее понимание и оценки студентом соответствующих проблем, его предложения по их решению.

Составление плана дипломной работы: Основное требование к плану работы – логическое совпадение объема заявленной темы и объема содержания работы. Например, тема «Заключение трудового договора» не должна содержать самостоятельного структурного элемента о расторжении трудового договора, хотя влияние пороков заключения трудового договора на его расторжение должно быть освещено. Здесь важно понимать, что при рассмотрении конкретной проблемы, заявленной в теме исследования, необходимо

обращаться к общей характеристике соответствующего правового явления. Например, при анализе срочного трудового договора необходимо обратиться к рассмотрению трудового договора как теоретического явления, и лишь потом рассмотреть специфические признаки срочного трудового договора, а потом – его виды. При этом и каждый структурный элемент работы должен быть озаглавлен в соответствии с его содержанием. Такой подход объясняется тем, что дипломная работа, как правило, построена по модели

дедуктивного исследования – от общего к частному. При этом структурные элементы работы необходимо формировать так, чтобы совпадение названия всей работы и одной из глав было исключено. Этого можно избежать и текстуально. Так, в указанном примере после теоретической части о трудовом договоре в целом возможна глава: «Понятие и признаки срочного трудового договора» или «Понятие и особенности срочного трудового договора», или «Срочный трудовой договор как вид трудового договора».

Необходимо также не допускать логических ошибок, нарушающих правила деления понятия. Первое правило: необходимо перечислить все виды делимого понятия. Объем членов деления должен быть равен всему объему делимого понятия, то есть суммарный логический объем глав и параграфов должен охватываться названием темы. Например, при характеристике судебной системы необходимо исследовать каждое ее звено.

Второе правило логического деления: избранный признак деления должен оставаться одним и тем же и не подменяться другим признаком. Например, к разряду военных преступлений нельзя относить неуставные отношения, так как, совершенные в армейской среде, они все равно являются преступлениями против личности и должны караться на основании соответствующих статей Уголовного кодекса РФ. Третье правило определяет, что члены деления должны исключать друг друга, а не соотноситься как

часть и целое. То есть главы должны быть построены таким образом, чтобы одна глава (параграф) не являлась частью другой главы (параграфа). Например, глава «содержание трудового договора» не может существовать наряду с главой «Трудовая функция работника». Четвертое правило: деление должно быть непрерывным, то есть в процессе деления нужно переходить к ближайшим видам, не перескакивая через них. Ошибка при нарушении этого правила называется «скачок в делении».

Примером такой ошибки - следующая градация звеньев судебной системы: Суды конституционной юрисдикции, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, военные суды. Ошибка проявляется в том, что военные суды являются судами общей юрисдикции, а, значит, должны быть рассмотрены в соответствующей главе. В целом, план работы должен быть сбалансирован, главы должны быть сопоставимы друг с другом по объему информации. Следует отметить, что на начальном этапе формируется

общая идея плана. Первичное изучение материала должно сформировать у студента представление о том, что именно следует писать в конкретной работе. В ходе работы, особенно после подготовки первого чернового варианта, становится ясно, какая из предполагаемых структурных частей работы освещена полнее, а какая напротив, рассмотрена не очень подробно. С учетом общего объема выполненной работы студент должен расширить один, сократить другой структурный элемент, или из предполагаемой главы, к примеру, сделать параграф.

Подобная ситуация обусловлена творческим характером дипломной работы, постепенным познанием темы, в результате чего изначальный план может корректироваться. При этом, конечно, нужно исходить из того, чтобы цели и задачи дипломной работы были достигнуты. Структуру работы нужно подчинять содержанию, а не наоборот. Работая над дипломной работой, выпускник должен: - всесторонне изучить определенную юридическую проблему,

ее теоретические и практические аспекты; - проанализировать научную литературу и нормативно- правовой материал по теме; - собрать и обобщить с учетом темы юридическую практику (судебную, нотариальную и др.) - выработать собственное суждение по соответствующей проблеме, отношение к существующим научным позициям, точкам зрения, юридической практике; - по возможности сформулировать свои предложения по совершению юридической практики и законодательства. Собирать исходный материал и изучать источники удобно в следующей

последовательности. 1. Необходимо изучить законодательство по выбранной теме. При этом изучается не только основной нормативный акт (например, Гражданский кодекс РФ), но и иные, связанные с ним акты. Например, при изучении договора социального найма центральным нормативным актом является Жилищный кодекс РФ, однако этому договору посвящен и ряд статей

Г К РФ. Кроме того, необходимо изучать и ранее действующее законодательство по изучаемой проблеме, потому что, во-первых, сравнительный анализ обогащает исследование, а во-вторых, может быть полезна и судебная практика, сформированная на основании предшествующего законодательства. Если не известно точное количество нормативных актов, в которых может быть затронут исследуемый вопрос, необходимо в правовой базе выбрать необходимое слово или словосочетание (например, исковая давность)

в названии документа (первый поиск), а потом – в тексте документа (второй поиск). 2. Изучение учебной литературы по теме, а также комментариев законодательства. Основная задача – закрепить имеющиеся у студента знания по исследуемой проблеме, обратить внимание на структуру изложения материала в различных учебниках (читать нужно все доступные). На данном этапе выявляются узловые вопросы исследуемой темы, а также имеющиеся в науке дискуссии.

3. Подбор и изучение научной литературы. Как правило, первые сведения о научных источниках по выбранной теме студент получает из учебников, которые ссылаются на работы ученых либо содержат списки рекомендуемой литературы. Желательно ознакомиться со всеми этими источниками. Причем научная литература может быть и монографического, и периодического характера. Первый вид источников, как правило, содержит концептуальные научные положения избранной проблемы, наиболее

глубокие по содержанию. Второй вид (статьи) содержит обобщенный анализ конкретного вопроса, постановку новой проблемы либо актуальные вопросы правоприменения. В свою очередь, и монографии, и статьи также имеют ссылки на необходимые работы, которые также нужно изучить. Не стоит избегать и традиционного способа поиска литературы по теме – с помощью каталогов различных библиотек. Здесь можно найти ценные, хотя и нечасто цитируемые, источники.

При этом нужно понимать, что для научного исследования, которым является дипломная работа, актуальна литература независимо от года ее издания. Источники советского периода, несмотря на устаревшее законодательство и идеологические положения, содержат ценные идеи, которые лишь трансформировались в современных условиях. Например, известные ранее государственно-правовые и цивилистические отрасли сейчас называют публичным и частным правом. 4. Практика судов и иных органов, если это необходимо.

В ходе изучения предыдущих источников студент, безусловно, столкнется и со ссылками на судебную практику. Кроме того, необходимо провести и специальный ее поиск. При этом помимо опубликованной судебной практики, которую легко обнаружить с помощью правовых баз, в дипломной работе должна быть и местная, неопубликованная практика. Для этого студент должен обратиться в соответствующий суд или иной орган, изучить дела, обобщить нужную

информацию и сформулировать выводы. Собранный на данном этапе материал может стать основой приложения к дипломной работе. В ходе поиска источников нужные сведения нужно переписывать или копировать с обязательным указанием точного библиографического описания источника и конкретных страниц, либо источника первоначального опубликования нормативного акта. Это важно для оформления сносок и списка использованных источников и литературы. Дипломная работа состоит из введения, нескольких глав (как правило, двух или трех), списка

использованной литературы и приложений. Объем дипломной работы, как правило, составляет 60-70 страниц текста, подготовленного на компьютере в формате Word. Объем приложений не ограничивается. В нормируемый объем не входят приложения и список использованной литературы. Выводы в конце каждой главы (раздела) дают возможность сформулировать итоги по отдельным этапам исследования и освободить общие выводы по работе в целом от второстепенных подробностей в заключении.

Стройность и логичность построения текста, целеустремленность изложения содержания обеспечиваются строгим целевым назначением каждой главы (раздела) или параграфа, когда они являются развитием общего содержания работы. Заголовки к главам (разделам) и параграфам являются кратким выражением содержания этих частей. Заголовок должен отражать сущность содержания, быть четки и немногословным, грамотно сформулированным и недвусмысленным в своем словесном выражении. Правильное выделение глав (разделов) и параграфов, умелое

композиционное построение текста, тщательное продумывание заголовков и оформление выводов – все это в самом лучшем виде может характеризовать дипломную работу. Введению следует уделить особое внимание при подготовке дипломной работы. Введение должно строго соответствовать формальным требованиям. Введение выполняет функцию программы всей работы, является его теоретическим обоснованием, выявляет

актуальность, формирует цель и задачи исследования, определяет предмет изучения, показывает степень изученности темы, новизну работы и ее структуры. Схема введения: 1. обоснование темы: актуальность, степень ее разработанности, 2. определение объекта и предмета исследования; 3. определение цели и задач исследования, 4. новизна проводимого исследования, 5. методическая основа работы,

6. структура работы: количество глав (разделов), логика их построения. Во введении дается общая характеристика дипломной работы. Во-первых, производится обоснование актуальности выбранной темы, которая, как правило, определяется наличием новейшего законодательства либо изменений в нем. Однако актуальность может быть вызвана напротив, изменением общественных отношений, потребностями практики

в новых нормах права. Наконец, существуют извечно актуальные темы, обусловленные важностью исследуемого вопроса, частотой обращения к нему на практике, распространенностью в реальной жизни (Договор купли-продажи, например). К таким относятся и теоретические темы. Введение должно отражать новизну дипломной работы, то есть должны содержаться разработанные дипломником и неизвестные науке теоретические положения и выводы, либо предлагается принципиально иной подход к

изучению проблемы, либо автором вводятся в оборот новые, ранее не используемые источники. Во введении обосновывается необходимость проведения исследования и уровень научной разработанности темы (насколько широко и подробно она освещена в различных источниках). В этом разделе упоминаются и авторы, работы которых легли в основу исследования студента. При этом необходимо, в первую очередь, упоминать авторов, специально обращавшихся к соответствующей

теме. Как правило, эта часть введения оформляется после написания работы, когда научные источники уже изучены. Введение должно содержать указание на цели и задачи работы. При этом цель – это конечный результат исследования, а задачи, частные вопросы, решение которых способствует достижению этой цели. Далее необходимо указать используемые методы исследования, которые определяются целями и задачами работы. Традиционно используется формально-юридический метод, логические методы, исторический,

метод системного анализа, сравнительного правоведения, статистические методы. Введение также должно содержать информацию о теоретической и практической значимости исследования. Объем введения – 3-5 страниц. Во введении целесообразно раскрыть структуру дипломной работы, то есть кратко указать содержание глав, параграфов и последовательность их расположения. Первая глава, как правило, носит теоретико-методологический характер.

Здесь можно рассмотреть историю вопроса, показать степень его изученности на основе обзора соответствующей отечественной и зарубежной литературы. Теоретическая часть является обязательной в работе, она дает исходные начала, на которых строится дальнейшее исследование. В теоретической части возможет сравнительный анализ рассматриваемого и смежных явлений. Например, раскрывая понятие перевода на другую работу, необходимо отграничить его от перемещения.

В первой главе должны быть раскрыты понятие и сущность изучаемого явления или процесса, уточнены формулировки и др. Кроме того, в первой главе можно остановиться на тенденциях развития тех или иных процессов, для чего целесообразно использовать справочные и обзорные таблицы, графики (если они имеются). Содержит материал преимущественно теоретического характера. В ней раскрывается суть проблемы, состояние ее разработки в теории изучаемой отрасли права, дается

краткая характеристика имеющихся научных работ по данной теме (показывается исторический аспект ее исследования), проводится сравнение ранее существующих норм законодательства с ныне действующим. В конце главы дипломник раскрывает содержание сформулированных во введении задач и указывает порядок их решения в последующих главах. По объему первая глава, как правило, не должна превышать 30% всей работы. Содержание второй и последующих глав носит более конкретный характер.

В этих главах реализуется основной замысел работы. Здесь автор проводит подробный анализ предмета исследования. Содержание глав должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Любой вопрос должен состоять из тех же частей, что и сама работа (введения – основная часть – вывод). В этой части работы дипломник должен показать умение сжато и аргументировано излагать материал, учитывая

при этом следующее: 1. из собранной информации необходимо использовать только ту, которая содержит данные, позволяющие раскрыть предмет исследования; 2. материал следует излагать своими словами, дословное переписывание источников не допускается; приводимые в тексте цитаты необходимо сопровождать сносками. В последующих главах обязательны практические ссылки, причем возможно различное формирование практической части. Первый вариант – ссылки на практику по ходу рассмотрения того или иного вопроса.

Второй вариант – самостоятельная глава или параграф с формулировкой «Практические вопросы…», «Практика применения законодательства…» и др. Во второй и последующих главах производится самостоятельный правовой анализ проблемы, собранного материала, его обобщение, формулируются выводы. При этом студенту не стоит пытаться сформировать свою позицию только ради позиции. Любой вывод, даже если он является присоединением к существующей точке зрения, должен быть аргументирован.

Здесь самостоятельность может выражаться и в наличии собственных доказательств: студент показывает, почему он из всех позиций выбирает только одну. При этом не стоит безосновательно критиковать иные мнения, в любом случае, их авторы тоже исследователи данный вопрос, важно оценить их аргументацию. В основной части работы излагается критика законодательства (если она обоснована), а также формулируются выводы и предложения по его совершенствованию. Здесь студент также может присоединиться к существующей

позиции и к ее аргументации. При работе над основной частью работы студент должен помнить и следовать поставленным целям и задачам. Необходимо следить за отсутствием чрезмерных отступлений от основной идеи работы, которые бросаются в глаза рецензенту. При написании основной части фиксируются итоги поиска необходимых источников. При этом недопустимо формировать работу только на основе одного или нескольких учебников и, тем более, только за счет текста закона.

Такая работа не будет признана соответствующей требованиям. Если в работе имеются расчеты с применением вычислительной техники, их следует вынести в приложение. Объем этой части дипломной работы – 50-60% общего объема. Заключение должно содержать выводы, обобщенное изложение основных рассмотренных проблем, авторскую оценку работы с точки зрения решения задач, поставленных в дипломной работе, данные о практической эффективности

внедрения рекомендаций. Могут быть указаны перспективы дальнейшей разработки темы. Выводы в заключении должны строго соотноситься с общей целью и конкретными задачами, обозначенными во введении. Важно доказать, что поставленные задачи решены и цель достигнута. Если проведенное исследование не достигло цели, необходимо отметить насколько автору удалось приблизиться к решению данных задач и имеется ли возможность решить их полностью или частично.

Вывод в заключении не должен представлять собой механического суммирования резюме, содержащихся в конце глав. В заключении должен содержаться общий итог всего исследования, его конечный результат. Важно также помнить о том, что именно в этой части должны быть представлены те элементы, которые составляют научную новизну, и практическую значимость работы, составляющие ее основную ценность. К ним относятся: 1. самостоятельно разработанные автором теоретические положения;

2. предложения по совершенствованию правового регулирования тех или иных общественных отношений, устранению имеющихся пробелов в законодательстве; 3. указание на возможность и способы использования материалов работы в различных видах практической деятельности и т.п. Заключение должно придать работе завершенный характер. Оно оформляется в последнюю очередь и ценно еще и тем, что в ходе его написания студент сам оценивает,

насколько его работа соответствует заявленной теме по содержанию, какие теоретические и практические проблемы изучены и разрешены, обоснованы ли сделанные выводы. Заключение не должно просто повторять цели и задачи, указанные во введении. Необходимо охарактеризовать решение задач и лишь потом сформулировать вывод о достижении целей. Примерный объем заключения 5-10% от общего объема работы.

После заключения дается список использованных источников и литературы. При этом под источниками понимается нормативный и практический материал, а под литературой – учебные и научные издания. Список нормативных источников должен называться «Нормативно-правовые акты» формироваться по их юридической силе: - Конституция РФ; - Международные акты. - Федеральные конституционные законы. - Федеральные законы, в первую очередь, кодифицированные; -

Указы Президента РФ; - Постановления Правительства РФ; - Акты федеральных органов исполнительной власти, - Конституции или уставы субъектов РФ - Законы и иные нормативные акты представительных органов субъектов РФ; - Акты исполнительных органов субъектов РФ; - Акты представительных органов местного самоуправления; - Акты исполнительных органов местного самоуправления. -

Судебная практика - Монографическая и учебная литература - Статьи - Диссертации и авторефераты - Архивные материалы (с указанием названия архива, номера фонда, описи, дела); - Документы текущего делопроизводства организации, на базе которой подготовлена дипломная работа. Специальная научная и учебная литература оформляется в алфавитном порядке. В описании статей обязательно указываются названия журнала или собрания законодательства, где опубликованы,

год, номер и страница. В библиографии указываются все использованные автором источники, а не только те, на которые есть ссылки в дипломной работе. Список литературы, как правило, включает в себя не менее 20-30 источников. Приложения помещают после списка использованных нормативно-правовых актов и научной литературы в порядке их упоминания в тексте. В приложениях помещаются использованные в работе вспомогательные материалы: графики, схемы, таблицы, копии документов. Приложения следуют после списка литературы, нумерация должна

быть сквозной и продолжать нумерацию основного текста, включая литературу. Каждое приложение следует начинать с нового листа, в правом верхнем углу которого пишется слово «Приложение» и номер, обозначенный арабской цифрой (без знака №). Например, «Приложение 3». В качестве приложений помещаются проекты нормативно-правовых документов, статистические и социологические анализы и обзоры, переводы, подготовленные автором.

Кроме того, приложениями могут выступать копии судебных постановлений и иные неопубликованные практические документы. В конце дипломной работы ставится подпись студента и дата окончания работы. Подпись ставится на последней странице текста после заключения (до списка использованной литературы). 5. ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ После согласования окончательного варианта дипломной работы с научным руководителем работу, аккуратно и четко перепечатанную, брошюруют в специальной папке или переплетают.

Оформление дипломной работы должно производиться по общим правилам ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно исследовательской работе. Структура и правила оформления». Согласно абз. 1. п. 1 данного Стандарта он может применяться для тех случаев, когда единая процедура оформления будет содействовать обмену информацией, совершенствуя обработку в информационной системе.

Безусловно, четкое и единообразное оформление дипломной работы не только способствует обмену информацией, но и является проявлением научного характера работы и самостоятельной эффективной работы студента. Очередность расположения структурных элементов дипломной работы следующая: - титульный лист; - содержание; - введение; - основная часть; - заключение; - список использованных источников; - приложения. Титульный лист является первой страницей работы (хотя номер страницы на нем не ставится).

Он оформляется студентом самостоятельно и содержит: - наименование вышестоящей организации; - реквизиты Института; - реквизиты кафедры, где выполнена дипломная работа; - указание на вид работы – Дипломная работа; - наименование темы дипломной работы; - фамилию, имя и отчество автора работы с указанием курса и формы обучения (очная, заочная, очно-заочная); - должность, ученую степень, фамилию и инициалы научного руководителя и рецензента; - графу «дата защиты и оценки»; - место защиты работы.

Содержание включает введение, наименование всех глав, параграфов, пунктов (если они имеют наименование), заключение, список использованных источников и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинается каждый структурный элемент работы. Дипломная работа должна быть оформлена на одной стороне листа бумаги формата А4. Допускается представлять таблицы и иллюстрации на листах бумаги формата не более

А3. Текст следует печатать через 1,5 интервала (размер шрифта – не менее 12, оптимально - 14). Жирный шрифт в работе не применяется. Размеры полей следующие: левое 30 мм, правое - 10 мм, верхнее и нижнее - 20 мм. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, заголовках. Для этого используются шрифты различной гарнитуры. Например, если необходимо выделить термин в тексте работы, то можно использовать курсив.

Подчеркивания для акцентирования внимания нежелательны. Исполнение работы должно быть четким, отвечать требованию контрастности и ясности изображения. Небольшие описки, опечатки и графические неточности могут быть исправлены подчисткой или закрашиванием белой краской (корректором) и нанесением на том же месте нужного текста машинописным способом или черными чернилами, пастой или тушью рукописным способом. Повреждения листов, помарки и следы не полностью удаленного

прежнего текста (графики) не допускаются. При отсутствии возможности работы на ПЭВМ допускается печатание на машинке (через 2 интервала). Построение работы Наименования структурных элементов работы «Введение», «Содержание» и т.д. служат заголовками структурных элементов работы. Они должны располагаться в середине строки без точки в конце и печататься прописными буквами, не подчеркивая. Основную часть работы следует делить на разделы, подразделы

и пункты либо на главы, параграфы и пункты внутри параграфов. Главы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста работы, за исключением приложений. Нумерация производится арабскими цифрами без точки. В конце номера каждого структурного элемента работы точка не ставится. Пример – 1,2,3 и т.д. Параграфы можно также нумеровать арабскими цифрами без точки со знаком параграфа

- §, либо нумерация с указанием номера главы и номера пункта, разделенных точкой. При этом после номера самого пункта точка не ставится. Пример – 1.1 Понятие сделки, 1.2, 1.3, и т.д. Параграфы должны иметь нумерацию в пределах каждой главы, а главы – в пределах всего текста работы. Если глава содержит только один параграф (что нежелательно) то нумеровать его не нужно. Главы и параграфы должны иметь заголовки, а пункты внутри параграфов заголовков

не имеют. Любой заголовок печатается с абзацного доступа, прописными буквами, не подчеркивая. Нумерация страниц. Страницы дипломной работы должны нумероваться арабскими цифрами, нумерация должна быть сквозная, по всему тексту работы. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц работы, однако номер страницы на нем не ставится! Если в работе имеются иллюстрации и таблицы на отдельном листе, то они включаются в общую нумерацию

страниц работы. Каждую главу работы следует начинать с нового листа. Иллюстрации и таблицы. Если в работе имеются схемы, таблицы, графики, диаграммы, фотоснимки, то их следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией (то есть по всему тексту) – 1,2,3, и т.д либо внутри каждой главы – 1.1,1.2, и т.д.

При наличии работе таблицы ее наименование (краткое и точное) должно располагаться над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с номером через тире. Таблицу, как и рисунок, располагать непосредственно после текста, в котором она упоминаются впервые, или на следующей странице. Таблицы в тексте следует нумеровать сквозной нумерацией арабскими цифрами по всему тексту или в рамках главы (2.1, и т.д.). Если таблица вынесена в приложение, то она нумеруется

отдельно арабскими цифрами с добавлением перед номером слова «Приложение» - Приложение 1. Если таблица имеет заголовок, то он пишется с прописной буквы, и точка в конце не ставится. Разрывать таблицу и переносить часть ее на другую страницу можно только в том случае, если целиком не умещается на одной странице. При этом на другую страницу переносится и шапка таблицы, а также заголовок "Продолжение таблицы". Сноски. Они применяются при необходимости дать дополнительную информацию

к основному тексту работы, например, пояснение термина. Кроме того, в виде сносок оформляются, во-первых, ссылки на источник опубликования нормативного акта, при этом указывается источник первого опубликования, например: СЗ РФ 2006 № 1 С. 221. Во-вторых, в качестве сноски оформляются ссылки на использованные в тексте работы заимствования. Отсутствие таких ссылок является грубой ошибкой.

Заимствования могут быть двух видов. Первый вид – прямое цитирование. В этом случае сноска должна содержать работу, из которой заимствуется цитата, с указанием точной страницы оригинального текста. Если же позиция автора пересказывается в свободной форме (при этом пересказ не должен искажать смысл оригинального высказывания!) допустимо оформлять сноску начиная со слов «Смотри» - См а дальше после двоеточия работа автора, возможно без указания точной страницы.

При этом указание литературного источника должно производиться в соответствии с правилами библиографического оформления, которые будут приведены ниже. В любом случае сноска располагается в конце страницы, с абзацного доступа отделяя от текста короткой горизонтальной линией слева. Знак сноски ставится непосредственно над тем словом или в конце предложения, к которому сноска относится. Знак сноски ставится перед знаком препинания, а не после него – законодательство1.

Сноски могут иметь сквозную нумерацию по всему тексту, либо нумероваться по главам. Возможно (но не желательно) и следующее оформление ссылки. Она делается сразу после окончания цитаты или изложения чужой мысли в тексте с указанием номера источника из списка литературы и страницы в скобках, а подробное описание выходных данных источника делается в списке литературы в конце дипломной работы. Следует немного добавить о цитировании.

Цитировать предложение можно как полностью, так и излагая основную для данной работы информацию, в этом случае допускается исключение из оригинального предложения нескольких слов и замена их многоточием. Слишком много цитат в работе приводить не следует, цитирование используется как прием аргументации. Излагать материал в дипломной работе следует четко, ясно, применяя научную терминологию, избегая повторений и общеизвестных положений. Пояснять надо только малоизвестные или разноречивые понятия, делая ссылку

на авторов, высказывающих разные мнения по одному и тому же вопросу. После заключения, начиная с новой страницы, необходимо поместить список использованной литературы. В список включается вся научная литература по теме, с которой студент ознакомился при написании работы. Список литературы должен содержать подробную информацию о каждом использованном источнике. Такая информация различна в зависимости от вида источника.

В любом случае, основой оформления списка использованных источников является библиографическое описание источников. 1. Применительно к нормативно-правовым актам в списке литературы используется указание источника первого опубликования документа, а также перечень внесенных в документ изменений. Такие сведения имеются в разделе «справка» к документу в электронной правовой базе. Пример: Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (с изм. и доп. от 15 ноября 1997 г 27 июня 1998

г 2 января 2000 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – №1. – Ст. 16. Если изменений и дополнений к нормативному акту очень много, то можно указывать, по состоянию на какую дату использовался данный документ в работе. Пример: Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (по состоянию на 09.05.2005) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – №1 (ч. 1). –

Ст. 3. Нельзя при описании нормативного акта использовать реквизиты книги, даже если студент использовал этот нормативный акт как отдельную брошюру. Описания опубликованной судебной практики также должны включать источник его опубликования, например, Бюллетень Верховного суда РФ. При этом наименование источника опубликования должно применяться без сокращений. Пример: Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда:

Постановление № 10 Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1995. – №3. – С. 9-11. 2. При описании учебников и монографий используются следующие сведения: - автор (если авторов более четырех, указываются три с пометкой «и другие» (и др.), - основное заглавие, - место издания, - издательство (если место издания – г. Москва, то издательство не указывается), - общее количество страниц.

Пример: Авдюков М.Г. Принцип законности в гражданском судопроизводстве. – М 1970. – 204 с. Безина А.К. Вопросы теории трудового права и судебная практика. – Казань : Изд-во Казанского ун-та, 1976. – 176 с. Необходимо учесть, что при указании места издания сокращенно может указываться лишь Москва (М) и Санкт-Перербург (СПб). Остальные города необходимо писать полностью (Новосибирск).

Кроме того, как показано, можно сокращать слово издательство. При описании многотомных изданий указывается общее количество томов и конкретный использованный том. Пример: Агарков М.М. Избранные труды по гражданскому праву : в 2-х т. – М 2002. – Т. I.– 490 с. Если издание перерабатывалось и дополнялось, то эта информация дополнительно включается в описание. Пример: Александров Н.Г. Советское трудовое право. – 3-е изд. испр. и доп. –

М 1963. – 416 с. Если издание написано несколькими авторами под общей редакцией, эта информация включается в описание. Пример: Гражданское право : в 2-х т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. – 2-е изд перераб. и доп. – М 2003. – Т. I. – 816 с. Следует внимательно изучить вышеуказанные примеры, и строго соблюдать последовательность изложения информации, а также знаки препинания и интервалы.

Например, непосредственно после названия указывается количество томов (после двоеточия), а потом указываются сведения о переработке издания (если она была) и с другими знаками препинания. 3. Описание периодического издания должно содержать следующие сведения: - автор статьи, - название статьи, - название периодичного источника, - год, - номер, - общее количество страниц статьи. Пример: Белоносов В.О Громов Н.А. Критерии допустимости аналогии в уголовном процессе //

Государство и право. – 2001. – №7. – С. 65–69. Обратите внимание на последовательность изложения сведений и знаки препинания! 4. Диссертации и авторефераты следует описывать так. Бондаренко Э.Н. Основания возникновения трудовых правоотношений : дисс. докт. юрид. наук – М 2004. – 291 с. Дресвянкин В.Б. Пробелы в российском трудовом праве: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Пермь, 2001. – 19 с. Указанные правила описания источников в списке использованных источников и литературы

являются обязательным требованием к дипломной работе студента МНЮИ и являются одним из существенных критериев итоговой оценки дипломной работы. Деление списка источников и литературы приведено выше в разделе «Структура и содержание дипломной работы». В папке или обложке, содержащей дипломную работу, не должно быть чистых листов бумаги. 6. НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ В целях оказания дипломнику теоретической и практической помощи

в период подготовки и написания дипломной работы ему назначается научный руководитель. Руководство выпускной квалификационной (дипломной) работой состоит в том, что научный руководитель: - оценивает предложенный студентом проект рабочего плана дипломной работы, по необходимости вносит коррективы; - уточняет примерные объемы работы и сроки ее представления в первом варианте; - рекомендует необходимую основную литературу: законы, справочные материалы, учебники, учебные пособия, монографии,

научные статьи и другие источники по теме; - проверяет подобранную студентом бузу источников (научная литература, правовые акты и т.п.), помогает выделить наиболее важное из них; - ориентирует студента на составление полной библиографии по теме, изучение практики; - беседует со студентами о ходе работы, о возникших затруднениях; - дает индивидуальное задание на практику, по сбору материалов и их использование при написании работы; - проводит консультации по дипломной работе; - проверяет выполнение дипломной

работы по частям и в целом; - принимает решение о готовности работы для научной экспертизы, - научный руководитель представляет законченную дипломную работу со своим отзывом для направления на защиту. Следует отметить, что научный руководитель не является ни соавтором, ни редактором дипломной работы, и студент не должен рассчитывать на то, что руководитель поправит имеющиеся в дипломной работе теоретические, методологические, стилистические и другие ошибки.

В то же время, научный руководитель должен объяснить студенту порядок подготовки дипломной работы, оптимальный подход к разработке темы, порекомендовать необходимые в работе методы исследования. Не являясь соавтором, руководитель не должен быть отстранен от процесса подготовки дипломной работы. Работа руководителя со студентом должна подчиняться графику подготовки дипломной работы, руководитель должен контролировать исправление объективных недостатков (использование устаревшего нормативного материала,

отсутствие ссылок на заимствования, нарушение логики изложения, отход от темы работы, отсутствие необходимых структурных элементов) и других подобных недостатков. Тем более, научный руководитель должен пресечь несамостоятельное выполнение работы студентом. В любом случае научный руководитель должен обеспечить соответствие работы минимальной положительной оценке. На различных стадиях подготовки и выполнения дипломной работы задачи научного руководителя изменяются.

На первом этапе подготовки дипломной работы научный руководитель консультирует по вопросу подбора и точной формулировке темы, рассматривает и корректирует план работы и дает рекомендации по поиску литературы. В ходе выполнения работы научный руководитель является оппонентом, указывая дипломнику на недостатки аргументации, композиции, стиля и т.д. и рекомендует, как их лучше устранить. К рекомендациям и замечаниям научного руководителя, имеющим дискуссионный характер, студент может относиться

критически и аргументировано присоединиться к иной точке зрения. Он может учитывать их или отклонять их по своему усмотрению, т.к. теоретически и методологически правильная разработка и освещение темы целиком и полностью относятся к ответственности дипломника. В то же время, замечания, касающиеся выполнения базовых требований к работе (которым и посвящены настоящие рекомендации), студент выполнять обязан. В противном случае научный руководитель выносит данные ошибки

работы в свой отзыв. После получения окончательного варианта дипломной работы научный руководитель выступает в качестве эксперта. Научный руководитель подписывает дипломную работу и составляет письменный отзыв, в котором указывается: - общая характеристика работы: Тема, автор (ФИО, форма обучения и курс), общее количество страниц работы, структуру работы, наличие иллюстраций и приложений. - соответствие содержания дипломной работы ее теме и поставленным целям; -

полнота и качество разработки темы и частей дипломной работы; - характеристика работы студента над дипломом, в том числе степень самостоятельности, личного творчества, инициативности выпускника при написании дипломной работы; - умение работать с литературой, анализировать, обобщать, делать обоснованные выводы; - систематичность и грамотность изложения, умение оформлять материалы; - практическая значимость авторских предложений и рекомендаций в дипломной работе (если они имеются).

При этом обращается внимание на недостатки работы, не устраненные дипломником, несмотря на наличие замечания руководителя по ходу ее выполнения. Кроме того, научный руководитель оценивает выполнение студентом графика подготовки дипломной работы, мотивирует возможность или нецелесообразность представления дипломной работы в ГАК. При этом руководитель не выставляет оценку дипломной работы, а только рекомендует или не рекомендует ее к защите в ГАК. Следует отметить, что и научный руководитель, и рецензент делают

выводы о соответствии работы предъявляемым требованиям и возможности допустить ее к защите, но у них разные задачи. Научный руководитель имеет непосредственное отношение к выполненной работе, поэтому при характеристике работы он должен обращать внимание на самостоятельные инициативные действия студента, характеризовать его отношение к работе, полноту и точность выполнения плана подготовки работы. Научный руководитель «выпускает» работу на защиту, поэтому отзыв должен отражать, почему он это делает.

Рецензент работы выступает в роли оппонента, он критически оценивает работу, начиная с плана и заканчивая правильностью оформления. Следовательно, замечания рецензента могут быть разнообразны и относятся они к работе и лишь опосредованно к характеристике студента. Вместе научный руководитель и рецензент определяют соответствие дипломной работы уровню выпускной квалификационной работы студента юридического факультете, который заслуживает присвоения квалификации «юрист».

Объем отзыва научного руководителя может варьироваться в пределах 1-3 страниц печатного текста. Текст отзыва научного руководителя может быть произвольным, однако должен соответствовать настоящим методическим рекомендациям. В приложении приведен примерный текст отзыва научного руководителя (Приложение 1). 7. РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ С целью получения дополнительной объективной оценки труда дипломника специалистами в соответствующей области проводится рецензирование дипломной работы.

В качестве рецензентов могут привлекаться специалисты государственных органов, сферы бизнеса, производства и НИИ, а также профессора и преподаватели других вузов или МНЮИ. Списки рецензентов подготавливает кафедра. В рецензии должно быть отмечено: - актуальность темы, качество и достоинства выполненной работы; - обоснованность авторских выводов и предложений, их теоретическая и практическая значимость; - широта использованных источников, умение выпускника анализировать и обобщать

информацию; - замечания и дополнительные вопросы по работе. Замечания бывают двух видов. Первый вид – дискуссионные замечания, они выражают различные позиции рецензента и студента по одним и тем же вопросом, причем эти позиции, как правило, уже явились предметом рассмотрения в науке. Второй вид – бесспорные замечания, которые являются – ошибки в работе. Ошибками является использование устаревшего законодательства, несоответствие заявленной темы содержанию

работы, отсутствие ссылок на заимствования, собственной позиции по рассматриваемым проблемам, неправильное оформление работы. Не следует в качестве замечания указывать описательный характер работы, ведь описание правового явления, выделение и характеристика его признаков не исключают исследовательский характер работы и имеют определенную научную ценность. Другое дело, если работа сводится к изложению положений нормативного акта, без характеристики, сравнительного анализа со смежными институтами и научного анализа.

Однако при этом речь идет не об описательном характере работы, а об отсутствии исследования как такового. В заключении рецензент излагает свою точку зрения об общем уровне дипломной работы и выставляет оценку, которая выносится на рассмотрение ГАК. Общий уровень дипломной работы определяется через соответствие дипломной работы предъявляемым требованиям, которые изложены в настоящих рекомендациях. Кроме того, рецензент указывает, допускается ли работа к защите и заслуживает ли положительной (или

высокой положительной) оценки. Рекомендуемый объем рецензии должен составлять 1-3 страницы печатного текста. Подписанная рецензентом рецензия представляется в ГАК вместе с дипломной работой в установленные сроки. В случае если руководитель или рецензент, исходя из содержания дипломной работы, не считают возможным допустить выпускника к защите дипломной работы в ГАК, этот вопрос рассматривается в деканате с участием

заведующего кафедрой, научного руководителя и автора дипломной работы. Текст рецензии может быть произвольным, однако в приложении к настоящим рекомендациям предлагаются примерные тексты рецензии, которые освещают необходимые для такого документа положения (приложение 2,3). 8. ДОКУМЕНТЫ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫЕ НА ЗАЩИТУ Выпускником представляются на защиту следующие документы: 1. Зачетная книжка. 2. Полностью оформленная дипломная работа, содержащая: - стандартный титульный

лист, подписанный дипломником, руководителем и рецензентом; - заполненный бланк плана-задания по дипломной работе; - текст дипломной работы с оглавлением, списком использованной литературы и приложениями; 3. Заявление на утверждение темы дипломной работы. 4. Отзыв руководителя. 5. Рецензия. 9. ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ И ЗАЩИТА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ Порядок защиты дипломных работ определен

Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации. Первый экземпляр дипломной работы вместе с отзывом научного руководителя и рецензий представляется в Государственную аттестационную комиссию по защите выпускных квалификационных работ. Для защиты выпускной квалификационной (дипломной) работы студент готовит выступление (доклад). Защита дипломной работы происходит на открытом заседании

ГАК, на котором могут присутствовать, задавать вопросы и обсуждать дипломную работу все желающие. Задачей ГАК является определение уровня теоретической подготовки выпускника, его подготовленности к профессиональной деятельности и принятия решения о возможности выдачи выпускнику диплома соответствующей квалификации. Поэтому задачей выпускника при защите является не пересказ того, как написано в литературе, а что сделано им самим при изучении проблемы. Защита дипломной работы происходит с соблюдением следующей

процедуры: краткое (5-7 мин.) сообщение студента об основном содержании работы, своих выводах и предложениях. В выступлении (докладе) необходимо отразить актуальность и практическую значимость работы, ее цели и задачи, результаты аналитического исследования проблем, подлежащих решению в ходе работы; - вопросы к студенту со стороны членов ГАК, других присутствующих на защите лиц и ответы на вопросы; - выступление рецензента или заслушивание его рецензии; - выступление других лиц, пожелавших высказаться по существу

вопроса; - заключительное слово студента, в котором он определяет свое отношение к замечаниям, сделанным в отзыве и рецензии, и может кратко высказаться по другим вопросам. Выпускник, получив отзыв о дипломной работе, рецензию и разрешение о допуске к защите, должен подготовить доклад (7-10 минут), в котором четко и кратко излагаются основные положения дипломной работы, при этом для большей наглядности целесообразно пользоваться проектирующим изображение аппаратом, подготовив заблаговременно

необходимый для этого материал (таблицы, графики), согласованным с руководителем. Можно также подготовить раздаточный материал для председателя и членов ГАК. Краткий доклад может быть подготовлен письменно, но выступать на защите следует свободно, "своими словами", не зачитывая текст. Выпускник вправе защищать дипломную работу и в случае отрицательного отзыва или рецензии. Подготовка к защите дипломной работы представляет собой важную и ответственную

работу. Важно не только написать высококачественную работу, но и уметь квалифицированно ее защитить. Высокая оценка руководителя и рецензента может быть снижена из-за плохой защиты. Для успешной защиты необходимо хорошо подготовить доклад. В докладе желательно указывать следующую информацию. В нем следует обосновать актуальность работы, уровень научной разработанности, перечень основных авторов,

работы которых использовались, использованные в работе методы, излагается одна центральная проблема исследования или несколько проблемных вопросов, а также результаты исследования, основные выводы. Эта общая схема доклада; более конкретно его содержание определяется дипломником совместно с научным руководителем. Доклад не должен быть перегружен цифровыми данными, которые могут приводиться только в том случае, если они необходимы для доказательства или иллюстрации того или иного вывода.

При этом самостоятельно полученную статистическую информацию можно и нужно приводить. Не следует стремиться «уместить» в докладе максимум информации, ведь цель доклада - не пересказать дипломную работу, а показать владение исследуемой темой. При этом в докладе не должно быть общих фраз, не имеющих четкой смысловой нагрузки и вызывающих вопросы у аудитории, например: «В законодательстве много недостатков».

Необходимо говорить в докладе только то, что можно охарактеризовать подробно на основании данных работы, если будет задан вопрос. В докладе должна быть использована необходимая юридическая терминология, при этом студент должен четко знать и уметь объяснить значение использованных терминов, формулировать четкие определения. Не стоит включать в доклад общеизвестную информацию. По окончании доклада дипломнику задают вопросы председатель, члены комиссии, присутствующие.

Вопросы могут относиться к теме дипломной работы, специального курса или теории государства и права, поэтому перед защитой целесообразно восстановить в памяти весь курс и особенно те разделы, которые имеют прямое отношение к теме дипломной работы. Дипломнику разрешается пользоваться своей дипломной работой. По докладу и ответам на вопросы ГАК судит о широте кругозора дипломника, его эрудиции, умении публично выступать и аргументировано отстаивать свою точку зрения при ответах на вопросы.

Оценивается работа по 4-х балльной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). Оценка защиты дипломной работы производится на закрытом заседании ГАК. При оценке принимаются во внимание соответствие дипломной работы предъявляемым требованиям, качество выполнения и оформления работы, а также содержательность доклада и ответов на вопросы. Оценка объявляется после окончания защиты всех работ на открытом заседании

ГАК. Секретарь комиссии заносит оценку защиты дипломной работы в зачетную книжку студента, на титульном листе дипломной работы отмечает прием защиты (номер протокола и дата защиты). Решение ГАК является окончательным и апелляции не подлежит. Защищенные дипломные работы студентам не возвращаются и хранятся в деканате, затем подлежат уничтожению по акту в порядке, определенном ректором. По особо отличившимся дипломным работам

ГАК принимает решение об их оставлении в фонде института в качестве учебного пособия. В этом случае работа хранится в библиотеке в течение двух лет и более, и используется в учебном процессе. Решение ГАК об оценке защиты оформляются протоколом и объявляются в тот же день, апелляции не подлежат. Результаты защиты определяются отметками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». При неудовлетворительном итоге защиты ГАК может признать целесообразным повторное проведение защиты

той же работы либо вынести решение о закреплении за выпускником новой темы и определить срок повторной защиты.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.