Реферат по предмету "Педагогика"


Педагогические ценности учителя физической культуры

Приднестровскийгосударственный университет им. Т.Г. ШевченкоФакультет физической культуры и спортаКУРСОВАЯ РАБОТАНА ТЕМУ:«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕЦЕННОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»Тирасполь – 2006
План
Введение
1. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и путиего освоения обществом и личностью
1.1 Ценности физической культуры испорта
1.2 Инновационные подходы к освоениюценностей физической культуры и спорта
2. Ценности профессиональногофизкультурного образования
2.1 Изучение понятия «ценность» втеории физкультурного образования
2.2 Педагогические ценности учителяфизкультуры
Заключение
Библиография

Введение
Сегоднянельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной сфизической культурой, поскольку физическая культура и спорт – общепризнанныематериальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека вотдельности.
Не случайновсе последние годы все чаще говорится о физической культуре не только как осамостоятельном социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности.Тем не менее феномен физической культуры личности изучен далеко не полностью,хотя проблемы культуры духа и тела ставились еще в эпоху древних цивилизаций.
Физическаякультура как феномен общей культуры уникальна. Именно она, по словам В.К. Бальсевича,является естественным мостиком, позволяющим соединить социальное ибиологическое в развитии человека [1]. Более того, как доказывает Н.Н. Визитей,она является самым первым и базовым видом культуры, который формируетсяв человеке [3]. Физическая культура с присущим, ей дуализмом может значительновлиять на состояние организма, психики, статус человека.
Историческифизическая культура складывалась прежде всего под влиянием практическихпотребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающегопоколения и взрослого населения к труду. Вместе с тем по мере становлениясистем образования и воспитания физическая культура становилась базовымфактором формирования двигательных умений и навыков.
Качественноновая стадия осмысления сущности физической культуры связывается с ее влияниемна духовную сферу человека как действенного средства интеллектуального,нравственного, эстетического воспитания. И если нет особой надобностидоказывать огромное влияние занятий физическими упражнениями на биологическуюсущность человека: на его здоровье, физическое развитие, морфофункциональныеструктуры, то ее влияние на развитиедуховности требует особых поясненийи доказательств.
Важнымаргументом в пользу значимости физической культуры для всестороннего развитиячеловека может стать осмысление ценностного потенциала этого феномена.
Объектисследования:аксиологический компонент физкультурного образования.
Предметисследования: педагогическиеценности учителя физкультуры.
Цельисследования:раскрыть содержание аксиологического компонента в физкультурном образовании.
Задачиисследования:
1)проанализировать литературу и раскрыть сущность понятия «ценность» вфизкультурном образовании;
2)охарактеризовать педагогические ценности учителя физической культуры.
Методы исследования. В исследовании применялись анализ иобобщение данных специальной литературы, методы сравнения, индукции, дедукции,контент-анализ.
 

1. Современныйценностный потенциалфизической культуры и спорта и пути его освоения обществом иличностью
 
1.1 Ценностифизической культуры и спорта
 
Ценность – это понятие, которое получилоширокое распространение в социологии при изучении личности и социальногоповедения. В ценностях воплощена значимость предметов и явлений социальнойсреды для человека и общества. Ценности являются социально приобретеннымиэлементами структуры личности, выступают как фиксированные, устойчивыепредставления о желаемом. Они существуют независимо от конкретной личности какэлемент культуры и становятся элементами духовной культуры личности, важнымирегуляторами поведения в той мере, насколько осваиваются ценности даннойкультуры. Каждый тип культуры, каждая эпоха, нация, этнос, группа имеют своюспецифическую систему ценностей [7].
В этой связи,говоря о ценностном потенциале физической культуры и спорта современногосоциума, необходимо иметь в виду два уровня ценностей: общественный иличностный – и представлять механизм преобразования общественных ценностей вличное достояние каждой личности [6].
Кобщественным ценностям физической культуры мы относим накопленные человечеством специальныезнания, спортивную технику, технологии спортивной подготовки, методикиоздоровления, лучшие образцы моторной деятельности, спортивные достижения – всето, что создано людьми для физического совершенствования, оздоровления иорганизации здорового образа жизни [I]. Особенно важно подчеркнуть значение дляобщества интенционных ценностей, которые определяют значимость ипрестижность физической культуры и спорта среди других социальных явлений.Финансирование, правовая основа, сформированность положительного общественногомнения – вот основные показатели, характеризующие уровень значимостиинтенционных ценностей физической культуры в данном социуме.
В то же времяпо данному показателю можно в значительной мере судить о степеницивилизованности общества, развития культуры страны в целом [2].
Личностныйуровень освоенияценностей физической культуры определяется знаниями человека в областифизического совершенствования, двигательными умениями и навыками, способностьюк самоорганизации здорового стиля жизни, социально-психологическимиустановками, ориентацией на занятия физкультурно-спор-тивной деятельностью.
Особоезначение для личности имеет освоение мобилизационных ценностейфизической культуры. Именно они помогают человеку выжить в экстремальныхситуациях, которые не столь ух и редки в жизни современного общества: болезни,травмы, экологические кризисы, аварии – вот тот неполный перечень ситуаций,когда человеку особенно нужны высокоразвитые двигательные качества испособности. Физкультурно-спортивная деятельность способствует мобилизациифункциональных, психологических и физических возможностей организма,опосредованно влияя на создание «запаса», своеобразного резерва для ответа на «нештатные»внешние воздействия, требующие срочной мобилизации функциональных сил человека[2].
Валеологическиеценности физическойкультуры в рассматриваемом аспекте так или иначе включают в себя все ееценностное содержание.
Так,квалеологическим ценностям физической культуры следует отнести накопленныетеорией и методикой знания об использовании физических упражнений дляэффективного физического развития человека, формирования его телосложения,закаливания, повышения работоспособности, психоэмоциональной устойчивости.
Интегративностьвалеологических ценностей обосновывается включением в их содержание ценностейдвигательного характера: умений и навыков, физической подготовленности,работоспособности – всех этих качеств, существенно определяющих состояниездоровья человека.
Мобилизационныеценности физической культуры также имеют явную валеологическую направленность:самоорганизация здорового стиля жизни, умение противостоять неблагоприятнымвоздействиям внешней среды – результат освоения валеологических ценностейфизической культуры.
И, наконец,валеологические ценности физической культуры – это возможности для формированиямотивации, интереса, потребности в бережном отношении человека к своемуздоровью.
Содержаниеценностей физической культуры и спорта во многом совпадает. Тем не менееследует учитывать их функциональное несовпадение. Физическая культура возникаети развивается как один из первых и наиболее существенных способов социализации,а спорт – как средство и форма выявления социального признания высшихспособностей человека.
Специфическиеценности спортаобладают высокой интегративностью и вариативностью. В первую очередь этоотносится к воспитательной ценности спорта. Мы часто называем спорт «школойхарактера», «школой эмоций», «школой воли», «школой честной игры», утверждаятаким образом эмоциональные, нравственные, эстетические ценности спорта. Врусле широкого олимпийского движения возрастает ценность спорта как факторасоциальной интеграции и укрепления международных связей. Спорт давно занялодно из самых видных мест в международном общении благодаря своимкоммуникативным свойствам. Язык спорта не требует перевода, он понятен идоступен, поскольку основан на общечеловеческой логике.
Говоря оценностном потенциале спорта, нельзя не отметить значение накопленного в спортеопыта познания резервных способностей человека. Осваивая все новые, неизведанные ранее рубежи, раздвигая границы человеческих возможностей,спортсмены наглядно демонстрируют реализацию этих возможностей и намечаюториентиры своих будущих рекордов. Таким образом, выполняя «пионерскуюфункцию» познания человеческих возможностей, спорт несет в себе одну изсамых важнейших и незаменимых социальных ценностей.
Прихарактеристике социальной ценности спорта важно иметь в виду его немалое экономическоезначение. Не зря сейчас развернулась такая ожесточенная борьба за правоорганизации и проведения олимпийских игр, чемпионатов и кубков мира, другихпрестижных соревнований. Экономическая значимость спорта уже давно доказана.Материальные вложения общества в развитие спорта многократно окупаются, начинаясо здоровья нации и кончая финансовыми доходами от коммерческой стороны спорта.
Содержаниеценностного потенциала физической культуры и спорта не исчерпываетсяотмеченными выше характеристиками. В ходе развития общества физическая культураи спорт наряду с другими социальными явлениями постоянно расширяют границысвоего влияния на жизнь людей. Однако структура современного ценностногопотенциала остается относительно стабильной, что и позволило нам сделать первуюпопытку его анализа и классификации.
 
1.2Инновационные подходы к освоению ценностей физической культуры и спорта
В основусовременной системы освоения ценностей физической культуры и спорта необходимозаложить теоретические концепции, определяющие инновационные подходы и новыепедагогические технологии, которые сформировались в теории физической культурыв последнее десятилетие.
Рассмотримподробнее каждое из инновационных направлений, определяющих содержательную ипедагогическую сущность физической культуры и спорта.
Физкультурноевоспитание. Целеваянаправленность современных педагогических программ совершенно определенноутверждает необходимость формирования физической культуры личности детей,учащихся, студентов, обосновывая тем самым философско-культурологический подходв организации учебного процесса по физическому воспитанию [4].
Нотрадиционно процесс физического воспитания сводился к физическому развитию,физической подготовке, формированию физических качеств, двигательных умений инавыков занимающихся, т.е. акцент делался на биологическом, двигательномаспекте развития индивида.
Физкультурноевоспитаниепреследует более широкие цели – воспитание личности через культуру посредствомосвоения ценностного потенциала физической культуры. Таким образом, физкультурноевоспитание – это прежде всего педагогический процесс формирования физическойкультуры личности.
Основнымипоказателями физической культуры как свойства и характеристики отдельногочеловека являются следующие: забота человека о поддержании в нормеусовершенствовании своего физического состояния, различных его параметров(здоровье, телосложение, физические качества и двигательные способности);многообразие используемых для этой цели средств, умение эффективно применятьих; одобряемые и реализуемые на практике идеалы, нормы, образцы поведения,связанные с заботой о теле и физическом состоянии; уровень знаний об организме,о физическом состоянии, о средствах воздействия на него и методах ихприменения; степень ориентации на заботу о своем физическом состоянии;готовность оказать помощь другим людям в их оздоровлении, физическомсовершенствовании и наличие для этого соответствующих знаний, умений и навыков[8].
В такомслучае реализовать целевую культурологическую направленность физкультурноговоспитания возможно при условии понимания человека в единстве его биологическихи социальных качеств [5]. В этой связи философским основаниемфизкультурного воспитания является утверждение целостного подхода к сущностичеловека, а также осознание человеком и обществом культурной ценностифизкультурно-спортивной деятельности.
Теоретическимоснованиемфизкультурного воспитания служат педагогические принципы его организации:гуманизация, поливариантность и многообразие, гармонизация содержанияфизкультурно-спортивной деятельности.
Основополагающимпринципом физического воспитания является единство интеллектуального,мировоззренческого и двигательного компонентов.
Технологическимоснованиемфизкультурного воспитания выступают деятельностный подход, новое пониманиеобразовательного подхода, приоритет эмоционального аспекта физкультурно-спортивныхзанятий, эффект удовольствия и успеха.
Содержаниефизкультурного воспитания включает в себя три основных направления: социально-психологическое,интеллектуальное и двигательное (телесное) воспитание.
Сущностьсоциально-психологического воспитания сводится к процессу формирования жизненной философии,убежденности, потребностно-деятельностного отношения к освоению ценностейфизической культуры. Положительный эффект социально-психологического воспитаниябудет достигнут, если личностные ценности физической культуры будутпрочувствованы человеком, поняты и осознаны как жизненно важные и необходимые,а ценностные ориентации будут подкрепляться активной физкультурно-спортивнойдеятельностью.
Содержаниеинтеллектуального воспитания предполагает возможность формирования у человека комплексатеоретических знаний, охватывающих широкий спектр философских, медицинских идругих аспектов, тесно связанных с физкультурным знанием [9].
Специфическаячасть физкультурного воспитания содержит решение двигательных задач: формированиефизических качеств, умений и навыков управления движениями, а такжевозможностей рационального использования физического потенциала.
Новый подходк формированию физической культуры общества и личности потребует кардинальныхизменений в организационных структурах, учебных заведениях, более высокойпрофессиональной подготовки учителей, тренеров, социальных педагогов,обновления методической документации, учебных планов, программ, пособий,обеспечивающих процесс нововведений.
Валеологическоевоспитание. В основувалеологического воспитания положены информационные и практические подходы кформированию здорового обpaзa жизни: ознакомление детей с многообразиемтрадиционных и нетрадиционных средств и методов сохранения и укрепленияздоровья, воспитание потребности в здоровом стиле жизни.
Здоровьечеловека – проблема, далеко вышедшая за пределы медицинской науки. Поутверждению ряда ученых, сохранение здоровья всецело зависит от отношениясамого человека к этому драгоценному дару природы, от его образа жизни,поведения. Никто и ничто не сможет помочь сохранить здоровье, приумножить егоили, наоборот, потерять, как это делают сами люди. Мы с удивлением наблюдаемпримеры девиантного поведения детей, казалось бы, из самых благополучных семей.Наркомания, алкоголизм, проституция процветают в благополучных по экономическимпоказателям обществах (им-то чего не хватает!).
Решениеданных проблем видится прежде всего в осознании человеком своей власти надздоровьем, которое, как справедливо утверждают, «не купишь в аптеке».Необходимо с детства учить ребенка внимательно, со всей осторожностью, какполную драгоценную чашу нести и без надобности не расплескивать тот потенциал,который закладывает природа в здоровье каждого человека.
И нет особойнадобности доказывать огромное значение регулярных занятий физическимиупражнениями для укрепления человека. Именно физическая культура позволяетпредставить человека как биосоциальное единство и вместе с тем предлагаетширокий спектр форм, средств и методов управления индивидуальным состояниемличности. Таким образом, можно утверждать, что по силе валеологическогопотенциала и способности воздействия на сохранение и приумножение здоровьячеловека данный феномен является по существу одним из самых значительных иэффективных, поскольку любая из ценностей физической культуры в той или иноймере «работает» на здоровье человека.
В связи сэтим возрастает роль валеологического воспитания, ключевой проблемой которогостановится процесс формирования физической культуры личности.
Программавалеологического воспитания помимо других разделов валеологии должна содержатьследующие приоритетные направления:
– воспитаниефизической культуры человека;
– воспитаниепотребности и навыков здорового стиля жизни;
– практическоеосвоение оздоровительных систем.
Олимпийскоевоспитание. Всодержании олимпийского воспитания, так же как и в других видахрассматриваемого нами процесса воспитания, приоритет должен отдаваться освоениюценностей физической культуры, в первую очередь в связи с познанием ихисторического и гуманистического потенциалов.
Одним изпутей реализации гуманитарного образования, проповедующего приоритетобщечеловеческих моральных и духовных ценностей, является использование всегосодержания идей олимпизма. Физическое и духовное совершенствование личности,полнокровная и активная человеческая жизнь, здоровье, здоровый стиль жизни, духсоперничества, уважения и сопереживания – вот те человеческие ценности, которыезаложены в основе физической и спортивной культур. Олимпизм обладает тойинтегрирующей силой, которая позволяет обогатить процессы физическоговоспитания и спортивной подготовки философией объединяющей, как указывается вОлимпийской хартии, «в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума».Олимпизм – социально-культурное явление, базирующееся на принципахдемократизма, гуманизма, либерализма, на общечеловеческих морально-этическихценностях. Он интегрирует в себе процессы образования, воспитания и культуры,создавая тем самым предпосылки для формирования олимпийской культуры,основанной на гуманитарных и гуманистических ценностях физической культуры испорта.
Олимпийскаякультура с ее мощнымгуманизирующим содержанием способна преодолеть уже сложившуюся практикуутилитарного отношения к физической культуре, наполнить процессы физическоговоспитания и спортивной подготовки культурным и духовным смыслом на основеидеалов, воплощенных в Олимпийской хартии.
Олимпийскаякультура – это специфическая философия жизни, включающая в себя духовноесодержание спорта. Она несет в себе исторический, мировоззренческий,аксиологический потенциалы. В связи с этим возрастает роль олимпийскогообразования, содержание которого, на наш взгляд, должно определятьсяосвоением ценностей олимпийской культуры.
Впрограмму олимпийского образования детей и молодежи необходимо заложить покрайней мере три основных направления: познавательное, мотивационное, практическое.
Iнаправление: формирование знаний об олимпийских играх, истории олимпийскогодвижения, о гуманистических идеалах и ценностях олимпизма;
IIнаправление: формирование интереса к спорту, потребности в спортивных занятиях,стремление к достижению спортивного результата;
IIIнаправление: формирование умений и навыков для практического освоения принципови ценностей олимпизма путем активного участия детей и молодежи в традиционных инетрадиционных моделях физкультурно-спортивной деятельности (спортивныхсоревнованиях, спартианских играх, культурно-спортивных мероприятиях).
Трансляцияолимпийской культуры через систему образования будет служить интеграции спорта,образования, здорового стиля жизни и сближению людей в духе олимпизма.


2. Ценностипрофессионального физкультурного образования
 
2.1 Изучение понятия«ценность» в теории физкультурного образования
На рубеже второготысячелетия для развития теории физической культуры и ее специфическогонаправления – теории физкультурного образования – возникла необходимостьсоздания новой методологической базы, основанной на разработкеценностно-гуманистических, интегративных аспектов физкультурной деятельности[16, 17]. Кроме того, решение проблемы выбора ценностей обусловлено тенденциямив мировом образовательном пространстве, в частности положениями,провозглашенными Болонской декларацией. В связи с этим разработка ценностейпрофессионального физкультурного образования становится особенно актуальной. Еерешение имеет значение не только для модернизации подготовки кадров, но и дляразвития теории физической культуры как вида культуры продолжения работынаучной школы профессора В.М. Выдрина, представителями которой являютсяавторы данной статьи.
Исследование литературныхисточников показало, что обычно ценностями называют явления материального идуховного порядка, обладающие особой значимостью для людей и удовлетворяющиекакие-либо человеческие потребности. Однако это не сами по себе объектыматериальной или духовной культуры, а их социальное качество, соотносимое сдеятельностью человека [8]. Они определяют свойства предмета, его значение иотношение человека к предмету. Не имея сами по себе реальной силы, ценностиначинают функционировать тогда, когда попадают в сферу потребностей человека ион включается в деятельность по их достижению. В последнее время наряду страдиционной трактовкой ценностей как значимых для человека предметов иявлений, высших социальных, духовных идеалов [5] развивается идея автономнойзначимости ценностей, не существующей в сути объекта [7]. Вместе с тембольшинство авторов сходятся в том, что определяющим фактором сущностиценностей является их значимость для субъекта.
В философии,культурологии ценности классифицируют по их отношению к природе, материальномупроизводству, социально-политической деятельности, духовной жизни,эстетической, нравственной, научной сферам.
На основекультурологического подхода теория ценности начинает развиваться в педагогике.Изучение и отбор педагогических ценностей определяют содержание образования. Помнению Н.Б. Крыловой [10], в педагогической сфере ценности оченьразнообразны, поэтому можно условно различать только группы базовых ценностей:ценности-добродетели (альтруизм, другодоминантность, терпимость, эмпатия) иценности жизнедеятельности (самореализация, свобода, интерес, взаимопонимание,сотрудничество, поддержка). В структуре профессионально-педагогической культурыбудущих учителей выделяют ценности-цели, ценности-средства, ценности-отношения,ценности-качества и ценности-знания [10]. В последние годы разрабатываетсяиерархия ценностей образования, в которой определены доминантные ценности(знания, познавательная деятельность, общение); нормативные (стандарты, нормы);стимулирующие (методики, технологии, способы контроля за качествомобразования); сопутствующие (умения, понимание изучаемых явлений) [18, c. 119].В педагогической области начинают возникать свои научные школы, исследующиекультурологические аспекты образования, вопросы теории ценностей [10],развивается педагогическая аксиология [18].
В сфере теории физическойкультуры пока не наблюдается связи с достижениями в педагогической аксиологии.Вместе с тем ценности исследуются на основе определения общекультурныхположений и специфики физкультурной деятельности. Количество работ в этомнаправлении пока невелико. В предлагаемых классификациях ценностей физическойкультуры рассматривают материальные, физические, психические, духовные,социальные, а также важнейшие ценности – человека и саму физическую культуру[4]; общесоциальные и специфические [15]; общественные и личностные [1];ценности двигательного характера, ценности педагогических технологий,интеллектуальные, мобилизационные, интенционные [2]. Имеющиеся классификациидают достаточно полное представление о физкультурных ценностях, хотя необходимостьв дальнейших исследованиях в этой области сохраняется. В этом направлении, вчастности, целесообразно изучать ценности отдельных компонентов физическойкультуры (спорта, физкультурного образования, физкультурной рекреации,физкультурной реабилитации, адаптивной физической культуры,профессионально-прикладной физической культуры).
Проблема ценностейфизкультурного образования еще не стала предметом глубокого изучения. Рядавторов лишь касались этих вопросов в своих работах. В физическом воспитании,например, в качестве ценностей рассматривается формирование двигательных навыков,умений, знаний, воспроизводство духовных и телесных сил, формирование личности,умственное развитие, эстетическое, нравственное воспитание и др. [17, c. 135].В исследовании М.А. Арвисто показано, что в физкультурно-спортивнойдеятельности студентов ведущее место занимают ценности, связанные сформированием физического «Я» (физические качества, здоровье, телосложение),функциональным содержанием деятельности (подвижность, физические нагрузки,эмоции), самоактуализацией (успех, самоутверждение, самовыражение),морально-волевыми качествами [20]. Однако фактически не проводилось специальныхисследований аксиологии профессионального физкультурного образования.
Для проведения такихисследований необходимо учитывать важнейшее методологическое положение, различающееспецифику профессионального (специального) и непрофессионального(неспециального) физкультурного образования. Оно заключается в том, что всистеме неспециального физкультурного образования личность осваивает ценностифизической культуры преимущественно для индивидуального потребления, посколькуготовится к иной сфере труда. В системе профессионального физкультурногообразования личность осваивает ценности не только для личного потребления, но иглавным образом для передачи этих ценностей другим людям.
 
Таблица 1. Общекультурный уровеньфункционирования ценностей в профессиональном физкультурном образованииНазвание группы ценностей Состав ценностей Главная ценность уровня Общечеловеческие ДОБРО, КРАСОТА, ИСТИНА ОБЩЕСТВО Ценности системы российского образования Нравственность, гуманизм, духовность, соборность, фундаментальность, всесторонность, целостность познания
 
Таблица 2. Специфический уровеньфункционирования ценностей в профессиональном физкультурном образованииНазвание группы ценностей Состав ценностей Главная ценность уровня Ценности ФК (по В.К. Бальсевичу, Л.И. Лубышевой, 1995) Интеллектуальные, двигательные, технологические, мобилизационные, интенционные СПЕЦИАЛИСТЫ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Ценности профессиональной (специальной) подготовки Основы профессионально-педагогического мастерства
 
Таблица 3. Личностный уровень функционированияценностей в профессиональном физкультурном ОбразованииНазвание группы ценностей Состав ценностей Главная ценность уровня Ценности мотивационно-нравственной сферы личности Нравственность, целесообразная деятельная активность ЛИЧНОСТЬ Ценности познавательной сферы личности Образованность, умение исследовать объекты и явления Ценности двигательной сферы личности Всесторонность, универсальность способностей, способность к самостоятельной творческой деятельности
В основу рассмотренияценностей положено представление о структуре культуры, построенной на проекциичеловеческой деятельности, и выделении в ней общего, особенного и единичного[6]. Соответственно этому определяются специфические субъекты деятельности – родовой,видовой и элементарный. Подобную идею выдвигает М.Я. Виленский [3],предлагая исследовать физическую культуру на всеобщем уровне (физическаякультура общества), специфическом (физическая культура социально – профессиональныхгрупп) и единичном (физическая культура личности). Отсюда вытекает один изосновополагающих принципов подготовки физкультурных кадров – принципвзаимосвязи, преемственности общекультурной, профессиональной подготовки,личностного совершенствования.
Подготовка специалистаобеспечивается посредством трех основных компонентов:мотивационно-нравственного (стимулирующего деятельность будущего специалиста),познавательного (обеспечивающего всю полноту овладения содержаниемобразования), двигательного (отражающего специфику профессии и обеспечивающегомеханизм познания). Все компоненты направлены на овладение ценностямипрофессионального физкультурного образования и достижение его цели – формированиекультуры личности специалиста [19].
В соответствии суказанными положениями на первом уровне выделяются общекультурные ценности,имеющие общечеловеческое значение, отражающие взаимодействие образования икультуры в русле нового педагогического мышления (табл. 1).
Выбор данных ценностейнеслучаен. ДОБРО, КРАСОТА и ИСТИНА имеют древние исторические корни,составлявшие основу античного мироощущения и выражавшиеся в понятии «калокагатия»– гармоничное сочетание в человеке нравственности, эстетики и знания. Внастоящее время они остаются актуальными, поскольку определяют человеческоеповедение, сознание, являются, по сути, центральным звеном ценностногокомплекса и критерием оценки деятельности человека и общества.
Кроме того, наобщекультурном уровне целесообразно учитывать ценности отечественной системыобразования – нравственность, гуманизм, духовность, соборность,фундаментальность, всесторонность и целостность познания окружающейдействительности, провозглашенные русскими педагогами, учеными, мыслителями М.В. Ломоносовым,А.Н. Радищевым, А.С. Хомяковым, Н.И. Пироговым, П.Ф. Лесгафтом,Л.Н. Толстым, В.С. Соловьевым и др.
Главной ценностью на этомуровне является общество, которое нуждается в высококвалифицированныхспециалистах, способных удовлетворить его разнообразные потребности в сферефизической культуры, обеспечить необходимый биопотенциал населения для активнойвсесторонней жизнедеятельности. В то же время общество хранит и воспроизводитценности.
На следующем уровневыделяются специфические ценности (табл. 2). Их особенности обусловлены тем,что подготовка кадров, с одной стороны, относится к системе образования, а сдругой – к системе физической культуры. Поэтому в подготовке специалистовфункционируют ценности физической культуры [2]. Наряду с ними актуальнымиявляются компоненты личности, которые создают предпосылки формированияважнейшей ценности специалиста – его профессионального педагогическогомастерства [9]. Основа данного комплекса специфических ценностей – специалистыв области физической культуры.
Ценности конкретизируютсяне только на специфическом, но и на личностном уровне (табл. 3). Здесь жеопределяются ценности, непосредственно относящиеся к конкретному человеку. Ихдостижение должно обеспечиваться мотивационной, двигательной иинформационно-познавательной сферами деятельности учащегося [12 – 14, 21 идр.]. В результате развития мотивационной сферы осуществляется достижение такихценностей, как нравственность личности, ее целесообразная деятельнаяактивность. Развитие познавательного компонента направлено на формированиеобразованности, умения исследовать и решать возникающие проблемы с научнообоснованной позиции. Двигательная сфера ориентирована на всесторонность,универсальность личности, ее способность к самостоятельной творческойдеятельности. Особо следует подчеркнуть такую ценность, как духовностьличности, имеющую неутилитарный, идеальный характер. Именно благодаря этойценности развивается «человеческое в человеке». В центре ценностей на данномуровне находится сама человеческая личность. Культура личности формируется приусловии образования ее целостности, то есть объединения, гармоничногосоотношения в человеке биологического и духовного начала, а также интеграциимотивационной, познавательной и двигательной сфер [17 и др.].
 
2.2Педагогические ценности учителя физкультуры
Особыепрофессиональные и общественные функции учителя, необходимость быть всегда навиду самых беспристрастных судей – своих воспитанников, заинтересованныхродителей, широкой общественности предъявляют повышенные требования к личностиучителя, его моральному облику. Педагогические ценности учителя физкультуры – этоимперативная система профессиональных качеств, определяющих успешностьпедагогической деятельности.
Преждевсего, следует иметь в виду, что практическая педагогическая деятельность лишьнаполовину построена на рациональной технологии. Другая половина ее – искусство.Поэтому первое требование к профессиональному педагогу – наличие педагогическихспособностей. При таком подходе мы сразу же вынуждены ставить вопрос – существуютли специальные педагогические способности? Видные знатоки педагогического трудаотвечают на него утвердительно.
Вопрос опедагогических способностях находится в стадии интенсивной разработки.Педагогические способности – качество личности, интегрирование выражающееся всклонностях к работе с детьми, любви к детям, получении удовольствия от общенияс ними. Часто педагогические способности сужаются до умения выполнятьконкретные действия – красиво говорить, петь, рисовать, организовывать детей ит.п. Выделены главные группы способностей.
1. Организаторские.Проявляются в умении учителя сплотить учащихся, занять их, разделитьобязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному и т.д.
2. Дидактические.Конкретные уменияподобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступно,ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить учебный материал,стимулировать развитие познавательных интересов и духовных потребностей,повышать учебно-познавательную активность и т.п.
3. Перцептивные,проявляющиеся в умении проникать в духовный мир воспитуемых, объективнооценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики.
4. Коммуникативныеспособности проявляются в умении учителя устанавливать педагогическицелесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами, руководителямиучебного заведения.
5. Суггестивныеспособности заключаются в эмоционально-волевом влиянии на обучаемых.
6. Исследовательскиеспособности, проявляющиеся в умении познать и объективно оценить педагогическиеситуации и процессы.
7. Научно-познавательные,сводящиеся к способности усвоения научных знаний в избранной отрасли.
Все лиспособности одинаково важны в практической деятельности педагога? Оказывается,нет. Научные исследования последних лет выявили «ведущие» и «вспомогательные»способности. К ведущим, по результатам многочисленных опросов педагогов,относятся педагогическая зоркость (наблюдательность), дидактические,организаторские, экспрессивные, остальные могут быть отнесены к разряду сопутствующих,вспомогательных.
Педагогическиеспособности (талант, призвание, задатки) мы должны принять важной предпосылкойуспешного овладения педагогической профессией, но отнюдь не решающимпрофессиональным качеством. Сколько кандидатов в учителя, имея блестящиезадатки, так и не состоялись как педагоги, и сколько поначалу малоспособныхокрепли, вознеслись к вершинам педагогического мастерства. Педагог – это всегдавеликий труженик.
Поэтомуважными профессиональными качествами педагога, выступающими в качествепедагогических ценностей, мы должны признать трудолюбие, работоспособность,дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути еедостижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерноеповышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышатькачество своего труда и т.д.
Черезэти требования педагог реализуется как работник, выполняющий свои обязанности всистеме производственных отношений.
На нашихглазах происходит заметная трансформация учебных заведений в производственныеучреждения, предоставляющие «образовательные услуги» населению, где действуютпланы, контракты, случаются забастовки, развивается конкуренция – неизбежныйспутник рыночных отношений. В этих условиях особую важность приобретаютчеловеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимымипредпосылками создания благоприятных отношений в учебно-воспитательномпроцессе. В ряду этих качеств человечность, доброта, терпеливость,порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность,объективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм,эмоциональная уравновешенность, потребность к общению, интерес к жизнивоспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность,достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость,эмоциональная культура и многие другие.
Обязательноедля учителя качество – гуманизм, т.е. отношение к растущему человеку каквысшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах ипоступках. Гуманные отношения слагаются из интереса к личности учащегося, изсочувствия ученику, помощи ему, уважения его мнения, состояния особенностейразвития, из высокой требовательности к его учебной деятельности иозабоченности развитием его личности. Учащиеся видят эти проявления и следуютим сначала неосознанно, постепенно приобретая опыт гуманного отношения к людям.
Учитель –это всегда активная, творческая личность. Он выступает организаторомповседневной жизни школьников. Пробуждать интересы, вести учащихся за собойможет только человек с развитой волей, где личной активности отводится решающееместо. Педагогическое руководство таким сложным организмом, как класс, детскийколлектив, обязывает воспитателя быть изобретательным, сообразительным,настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любыхситуаций. Педагог – образец для подражания, побуждающий учащихся следовать заним, равняться на близкий и доступный для подражания образец.
Профессиональнонеобходимыми качествами учителя являются выдержка и самообладание. Профессионалвсегда, даже при самых неожиданных обстоятельствах (а их бывает немало), обязансохранить за собой ведущее положение в учебно-воспитательном процессе. Никакихсрывов, растерянности и беспомощности воспитателя учащиеся не должнычувствовать и видеть. Еще А.С. Макаренко указывал, что учитель безтормозов – испорченная, неуправляемая машина. Нужно это помнить постоянно,контролировать свои действия и поведение, не опускаться до обид на учащихся, ненервничать по пустякам.
Душевнаячуткость в характереучителя – своеобразный барометр, позволяющий ему чувствовать состояниеучащихся, их настроение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней большевсего нуждается. Естественное состояние педагога – профессиональноебеспокойство за настоящее и будущее своих питомцев. Такой учитель осознает своюличную ответственность за судьбы подрастающего поколения.
Неотъемлемоепрофессиональное качество учителя – справедливость. По роду своейдеятельности педагог вынужден систематически оценивать знания, умения, поступкиучащихся. Поэтому важно, чтобы его оценочные суждения соответствовали уровнюразвития школьников. По ним учащиеся судят об объективности воспитателя. Ничтотак не укрепляет нравственного авторитета педагога, как его умение бытьобъективным. Предубежденность, предвзятость, субъективизм учителя очень вредятделу воспитания. Воспринимая учащихся сквозь призму собственных оценок,необъективный педагог становится пленником схем и установок. До обострения отношений,конфликта, невоспитанности, сломанной судьбы – рукой подать.
Воспитательобязан быть требовательным. Это важнейшее условие его успешной работы.Высокие требования учитель прежде предъявляет к себе, ибо нельзя требовать отдругих того, чем не владеешь сам. Педагогическая требовательность должна бытьразумной. Мастера воспитания учитывают возможности развивающейся личности.
Нейтрализоватьсильное напряжение, присутствующее в педагогическом процессе, помогаетвоспитателю чувство юмора. Недаром говорят: веселый педагог обучаетлучше угрюмого. В его арсенале шутка, прибаутка, пословица, удачный афоризм,дружеская подковырка, улыбка – все, что позволяет создать в классеположительный эмоциональный фон, заставляет школьников смотреть на себя и наситуацию с комической стороны.
Отдельноследует сказать о профессиональном такте педагога как особого родаумении строить свои отношения с воспитанниками. Педагогический такт – этособлюдение чувства меры в общении с учащимися. Такт – это концентрированноевыражение ума, чувства и общей культуры воспитателя. Сердцевинойпедагогического такта выступает уважение к личности воспитанника. Пониманиевоспитуемых предостерегает учителя от бестактных поступков, подсказывая емувыбор оптимальных средств воздействия в конкретной ситуации.
Чемближе к нашему времени, тем выше требования общества к учителю. В. Сухомлинский,творивший в 70-е годы, на первое место выдвигал воспитательный аспектдеятельности учителя. Каким бы «очищенным» от воспитания ни было обучение,считал он, оно является прежде всего нравственным формированием человеческойличности. Нет, не может и не должно быть обучения, «непричастного» квоспитанию. Учитель воспитывает не только идеями, заложенными в знаниях, но итем, как он их несет в класс. В обучении взаимодействуют не только умы. Душаучителя соприкасается с душой ученика.
Личностныекачества в учительской профессии неотделимы от профессиональных. К последнимобычно причисляются приобретаемые в процессе профессиональной подготовки,связанные с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методовдеятельности. Среди них: владение предметом преподавания, методикойпреподавания предмета, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкийкультурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиямипедагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт,педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство идругие качества.
Научнаяувлеченность – обязательноеучительское качество. Само по себе оно не может и не имеет непосредственногозначения, но без него невозможен процесс нравственного воспитания. Научныйинтерес помогает учителю формировать уважение к своему предмету, не терятьнаучной культуры, видеть и учить видеть учащихся связь своей науки с общимипроцессами человеческого развития.
Любовьк своему профессиональному труду – качество, без которого не может быть педагога. Слагаемыеэтого качества – добросовестность и самоотверженность, радость при достижениивоспитательных результатов, постоянно растущая требовательность к себе, к своейпедагогической квалификации.
Личностьсовременного учителя, воспитателя во многом определяется его эрудицией, высокимуровнем культуры. Тот, кто хочет свободно ориентироваться в современном мире,должен много знать. Эрудированный педагог должен быть и носителем высокойличной культуры. Хотим мы этого или нет, но учитель всегда являет собойнаглядный образец учащимся, образец этот должен быть своеобразным эталономтого, как принято и как следует себя вести.


Заключение
Проведенныйанализ ценностного потенциала физической культуры и спорта и новых путей егоосвоения обществом и личностью, а также педагогических ценностей учителяфизкультуры, надеемся, позволит получить представление о разных направлениях иподходах, которые формируются в современной теории и практике физическойкультуры.
Специалистам,работающим в сфере физической культуры и спорта, необходимо в первую очередьсамим осознать все богатство этих социальных явлений, а далее нести вобщественное сознание философское, а не утилитарное понимание, которое насегодняшний день еще господствует в обществе. Только таким путем можнодействительно поднять авторитет и престиж занятий физическими упражнениями испортом, добиться подлинной массовости физкультурно-спортивного движения иэкономического расцвета отрасли «физическая культура и спорт».


Библиография
1.  Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и длякаждого. – М.: ФиC, 1988. – 208 с.
2.  Бальсевич В.К., Лубышева Л.И.Физическая культура:молодежь и современность // Теория и практика физ. культуры. 1995, №4, с. 2–8.
3.  Визитей Н.Н. Физическая культура личности. – Кишинев:Штиинца, 1989.
4.  Виленский М.Я. Студент как субъект физическойкультуры // Теория и практика физ. культуры. 1999, №10, с. 2–5.
5.  Выдрин В.М., Николаев Ю.М. О ценностном аспекте физическойкультуры // Теория и практика физ. культуры. 1979, №5, с. 13–15.
6.  Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. – СПб.: СПбуниверситет, 1996. – 152 с.
7.  Каган М.С. Философская теория ценности. – СПб.:ТОО ТК «Петрополис», 1997. – 205 с.
8.  Крылова Н.Б. Культурология образования. – М.:Народное образование, 2000, с. 43–65.
9.  Лотоненко А.В. Педагогическая система формирования устуденческой молодежи потребностей в физической культуре: Докт. дис. Краснодар,1998. – 336 с.
10. Лубышева Л.И. Социальное и биологическое вфизической культуре человека в аспекте методологического анализа. // Теор.и практ. физ. культ., 1996, №1.
11. Лубышева Л.И.,Бальсевич В.К.Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни // Матер. междунар.конф. «Современные исследования в области спортивной науки». СПб.: НИИФК, 1994.
12. Лубышева Л.И. Концепция формирования физическойкультуры человека. – М.: ГЦОЛИФК, 1992.
13. Лубышева Л.И.Теоретико-методологическиеи организационные основы формирования физической культуры студентов: Автореф.докт. дис. М., 1992. – 58 с.
14. Матвеев А.П.Теоретико-методологическиеосновы формирования учебного предмета «Физическая культура» вобщеобразовательной школе: Докт. дис. в форме науч. докл. М., 1997. – 92 с.
15. Мергаутова Я.,Йоахимсталер Ф. Физическаякультура в структуре общества и жизнедеятельности человека. Очерки по теориифизической культуры / Под ред. Л.П. Матвеева. – М.: ФиС, 1984, с. 140–142.
16. Николаев Ю.М.К проблеме развития теориифизической культуры // Теория и практика физ. культуры. 2001, №8, с. 2–10.
17. Николаев Ю.М.Теоретико-методологическиеосновы физической культуры в преддверии ХХI века: Монография /СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта.1998. – 217 с.
18. Сластенин В.А.,Чижакова Г.И. Введениев педагогическую аксиологию: Учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений. – М.:Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
19. Собянин Ф.И.Профессиональнаяподготовка учителей физической культуры на основе культурологического подхода:Докт. дис., 2002. – 297 с.
20. Столяров В.И. Ценности спорта и пути егогуманизации. – М.: РГАФК, 1995.
21. Физическаякультура студента: Учебник /Под ред В.И. Ильинича. – М.: Гардарики, 2003,с. 24–25.
22. Чичикин В.Т.Социальная регуляцияпрофессиональной готовности преподавателя физической культуры. – Н. – Новгород:Изд-во «Китеж», 1998. – 174 с.
23. Эндрюс Д.К. Роль образования в пропагандездорового образа жизни в двадцать первом столетии // Теор. и практ. физ.культ. 1993, №1.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.