Реферат по предмету "Педагогика"


Психолого-педагогические условия развития креативности у старших дошкольников в процессе сюжетно

--PAGE_BREAK--Показатели уровня развития креативности у детей, составлявших контрольную группу примерно схожи с аналогичными показателями экспериментальной группы. Данные представлены в таблице 2.

Таблица 2. Показатели уровня развития креативности в контрольной группе на констатирующем этапе психологического эксперимента.



Уровень развития креативности

Количество

наблюдений

%

Низкий

6

30

Средний

11

55

Высокий

3

15



Показатели уровня развития креативности в контрольной группе на констатирующем этапе психологического эксперимента представлены на диаграмме 2.



Сравнение данных уровня развития креативности экспериментальной и контрольных групп на констатирующем этапе психологического эксперимента представлено в таблице 3.

Таблица 3. Уровни развития креативности экспериментальной и контрольных групп на констатирующем этапе психологического эксперимента

Уровень развития креативности

Экспериментальная группа, %

Контрольная

группа, %

Низкий уровень

20

30

Средний уровень

60

55

Высокий уровень

20

15



Показатели уровня развития креативности экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе психологического эксперимента представлены на диаграмме 3.



В ходе констатирующего эксперимента проведены беседы с воспитателями (см. приложение № 6), в ходе которых обращено внимание на то, что для психического развития ребенка сюжетно – ролевая игра является важнейшим условием.

В руководстве игрой отдают предпочтение как прямым, так и косвенным методам. Для развития сюжетно – ролевой игры создают предметную среду, обогащают игровые сюжеты. Воспитатели и педагоги считают, что у детей старшего дошкольного возраста следует развивать творчество в процессе игры. В своей работе по развитию креативности у детей используют как прямые, как и косвенные методы воздействия. Они согласны с тем, что окружающая ребенка обстановка, отдельные виды деятельности, случаи из жизни, художественная литература, мультфильмы, сказки и т. д. способствуют развитию воображения у ребенка.

Очень часто воспитатели являются прямыми участниками игры, так как у большинства детей интерес к новой задаче спадает без поддержки взрослого. Педагоги придерживаются мнения о том, что детям в сюжетно – ролевой игре следует предоставлять полную свободу и самостоятельность, что приведет к наилучшему развитию креативности у дошкольников.

Исходя из наблюдений за ролью воспитателей в игре и беседы с ними, можно сделать вывод о том, что:

Типичным для дошкольников является представление о сюжетно – ролевой игре как естественной, стихийной и самостоятельной деятельности дошкольников.

Знания о требованиях к организации педагогического руководства сюжетно – ролевой игрой сводятся к пониманию роли воспитателя как гаранта детской свободы и самостоятельности. Однако на практике эта позиция корректируется необходимостью поддержания дисциплины в группе, что приводит к частым случаям сдерживания игровых проявлений детей, прерыванию игры, прямому вмешательству в игру.

Характерным для воспитателей является представление об игровом творчестве как спонтанном процессе, оцениваемом по степени проявления самостоятельности в игре (фактически не учитывается качество игры).

В результате проведенного исследования на констатирующем этапе исследования установлено, что только для 15-20% детей характерен высокий уровень креативности. Это в равной мере относится как к экспериментальной, так и контрольной группам. Они могут предложить различные новые замыслы; быстро адаптироваться к игровой задаче; могут предложить не один вариант сюжета; способны по-новому использовать известные предметы и объекты. Большинство же детей (80%) не готовы к решению задач, требующих проявления творческих способностей. Интерес к игровой задаче у них падает без поддержки взрослого, а некоторые оказываются не способны решить новую задачу.

В процессе психологического эксперимента установлено, что воспитатели не всегда понимают значимость этой работы, и если даже понимают, то не всегда представляются возможности специального развития креативности в процессе сюжетно – ролевой игры, т. е. у воспитателя отсутствует знание методов развития творчества в игре и за ее пределами.

В группе преобладают авторитарные формы общения с ребенком, что вредит проявлению креативности. Не всегда осуществляется руководство игрой в целях ее развития. Поэтому выше указанные результаты уровня развития креативности оказываются оправданными.

Следовательно, результаты констатирующего этапа исследования требуют проведение формирующего этапа психологического эксперимента в соответствии с предложенными в гипотезе психолого-педагогическими условиями.

Целью формирующего этапа психологического эксперимента было создание психолого-педагогических условий по развитию креативности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

Психологический эксперимент проводился в естественных условиях групповой комнаты детского сада, где была создана обстановку, позволяющая ребенку чувствовать себя раскованно: детям разрешали свободно пользоваться игровым материалом и материалами для творческой деятельности; весь материал располагали в доступных местах; не допускали использования критики самостоятельных проявлений детей; создавали условия для налаживания партнерских отношений со взрослым в игровой деятельности.

Основные трудности при проведении эксперимента были связаны с принятием ребенком взрослого как партнера в деятельности. Так, дети, участвующие в эксперименте, первоначально недоверчиво относились к изменившейся позиции взрослого и воспринимали его поведение как игру, которая скоро закончится. Дети достаточно часто настороженно воспринимают любого водящего в группу взрослого, а тем более того, который идет на непосредственный контакт с ним. Выяснилось, что дети сдерживают свои проявления, боясь быть замеченным воспитателем.

Вхождение экспериментатора в детскую деятельность и развертывание в ней партнерских отношений постепенно меняло позицию детей. Мы заметили, что дети стали часто обращаться ко взрослому, искренность в общении, особенно в тех случаях, когда экспериментатор поддерживал беседу детей о героях мультфильмов, находился в курсе детских интересов, включался в обсуждение детского замысла, считался с мнением других детей, подчеркивал достоинства замысла ребенка. Экспериментатор реально оказывал помощь ребенку в случае его затруднений или обращений за советом.

В ходе формирующего этапа психологического эксперимента значительное место занимала индивидуальная работа с детьми, в которой стремились показать свою доброжелательность, заинтересованность в каждом, без исключения ребенке, особое значение такая работа имел для малоактивных, часто конфликтующих детей, замкнутых детей, которые не могли удовлетворить потребность в «принятии» их детьми и взрослыми.

Больших усилий, например, потребовало налаживание контакта с Вадимом Б., практически не принимавшим участия в совместной с другими детьми деятельности. С целью раскрепощения ему предлагалось поиграть с набором голышей, с игрушками из «киндер-сюрприза». Экспериментатор сам ненавязчиво вступал в игру; часто рассматривал с Вадимом иллюстрации имеющихся в группе книг (обычное занятие мальчика); предлагал обсуждать содержание иллюстраций; пытался в разговоре выяснить причины стремления ребенка к уединению. Выяснилось, что другие дети не принимают Вадима в свои занятия, а почему, он «не знает». Экспериментатор стал чаще предлагать мальчику поручения оказать помощь взрослому или детям, что-либо принести, к кому-либо обратиться с вопросом, подключал к деятельности детей. Внутри совместной деятельности старших дошкольников со взрослым экспериментатор высказывался о достоинствах Вадима, обращался к нему при обсуждении замысла, демонстрировал его достижения. Через некоторое время экспериментатор заметил, что мальчик стал проявлять большую активность в общении с другими детьми, начал самостоятельно подключаться к совместной деятельности, правда, предпочитал те занятия, в которых участвовал экспериментатор.

В эксперименте взрослый специально демонстрировал свой эмоционально-положительный настрой как в индивидуальном общении, так и по отношению к различным детским группа (объединенных, например, совместной деятельностью).

Для развития ролевого диалога вводился «телефонный» разговор персонажей. Видя, что игра угасает, экспериментатор брал на себя роль доктора, бабушки и звонил играющим по тому или другому поводу. В результате игра принимала иной оборот, развивалась, вовлекались другие персонажи. Дети радовались интересному повороту событий, увлекались совместной деятельностью.

Для развития сюжетосложения с детьми старшего дошкольного возраста была проведена игра-придумывание. Экспериментатор предлагал вспомнить известную сказку. Например: «Саша, Вика, вы какую сказку больше всего любите? Про Серого Волка? Что-то я ее немножко забыла. Давайте вместе ее вспомним: немножко расскажет Саша, потом Настя, потом – я, а затем Саша». Пересказ проходил в свободной обстановке, без оценок качества детской речи и требований полноты рассказа. Для нас было важным, чтобы ребенок передал общий смысл очередного события.

Затем экспериментатор предложил этим детям: «Давайте играть по-новому! Будем вместе придумывать одну общую сказку про Ивана Царевича и Серого Волка, но немного не такую».

По мере овладения умением совместно комбинировать разнообразные события, стимулировали детей к соединению сюжетосложения с ролевым взаимодействием (например, Баба-Яга звонит продавцу чтобы узнать, можно ли купить в магазине метлу, так как ее сломалась).

В процессе этих заданий дети были сориентированы на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера. В результате дошкольники смогли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно. Дети научились выстраивать новые последовательности событий и при этом ориентироваться на партнеров-сверстников: обозначать для них (пояснять), какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров (ведь они могут предложить другие события); умение комбинировать предложенные самим ребенком и другими участниками события в общем сюжете игры.

Эмоциональное поведение экспериментатора, его увлеченность, способность к импровизации, гибкому реагированию на любые предложения детей во многом повлияли на радость сотворчества, партнерских отношений, сотрудничества.

В поведении детей были замечены следующие изменения: появление доверия к взрослому, большая уверенность в себе в процессе участия в совместной деятельности.

Проявление экспериментатора, выражающееся отсутствием жестких оценок, резких обращений, желанием совместно действовать позволили ребенку увидеть взрослого как интересующего субъекта. Это выражалось в частых обращениях к воспитателю по поводу организации совместной деятельности, решения конфликтных ситуаций и т.д.

С целью снятия эмоционального напряжения у старших дошкольников создавалась обстановка разрешения. Для этого использовали метод мозгового штурма и метод гирлянд. Мозговой штурм возникал незапланированно при решении какой-либо задачи, при обсуждении поступка, случая или события из художественного произведения. Дети сами по ходу, обсуждая, корректировали высказанные идеи, анализировали их (что хорошего и что плохого в них, какую идею можно реализовать наиболее быстро, легко и т.д.). В такие моменты, наблюдая за детьми, можно было отметить более внимательное отношение их друг к другу в условиях совместной деятельности, что связано с появлением интереса к партнеру-сверстнику как носителю нового.

Гирлянды аналогий формировались в виде списка слов. Это могли быть все части речи, а также сочетания слов. Отталкиваясь от исходного слова, дети составляли цепочку, которая могла закончиться произвольно или тем словом, от которого «тянули» гирлянду. Например: дорога – извилистая – крутая – яйцо – скользкое – горка – снег – пустыня – сахар – вкусно – компот – фрукты – много – заболеешь – больница – лекарство – горькое – лук – грядка- огород – дорога.

Или: яблоко – сладкое – мороженое – холодное – снег – мокрый – дорога – длинная – сказка – Баба Яга – метла – улица – весело – день рождения – праздник – гости – вечер…

Метод гирлянд позволили дошкольникам творчески мыслить, проводить параллели между предметами, не отвлекаться от своих ассоциаций, выявлять сходства предметов по каким-либо свойствам или отношениям. Интерес к совместной деятельности толкал их к обсуждению ассоциаций. В результате проведенной работы на формирующем этапе психологического эксперимента, было установлено, что сократилась конфликтность между детьми, активизировался внутренний потенциал ребенка, было снято эмоциональное напряжение.

Для проверки эффективности формирующего этапа психологического эксперимента работы, было проведено контрольное обследование детей экспериментальной и контрольной группы. Методика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего обследования развития креативности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Результаты анализировались с привлечением данных констатирующего обследования уровня развития креативности детей.

Таблица 4. Показатели уровня развития креативности в экспериментальной группе на контрольном этапе психологического эксперимента.



Уровень развития креативности

Количество

наблюдений

%

Низкий

1

5

Средний

6

30

Высокий

13

65



Показатели уровня развития креативности в экспериментальной группе на контрольном этапе психологического эксперимента представлены на диаграмме 4.



Таблица 5. Показатели уровня развития креативности в контрольной группе на контрольном этапе психологического эксперимента.



Уровень развития креативности

Количество

наблюдений

%

Низкий

4

20

Средний

10

50

Высокий

6

30



Показатели уровня креативности в контрольной группе на контрольном этапе психологического эксперимента представлены на диаграмме 5.



Оценка динамики изменения уровня креативности в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах психологического эксперимента представлена в таблице 6 и на диаграмме 6.

Таблица 6. Показатели уровня креативности в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах психологического эксперимента.



Уровень развития креативности

Констатирующий этап (%)

Контрольный этап

(%)

Низкий

20

5

Средний

60

30

Высокий

20

65



Диаграмма 6. Сравнительный анализ уровня креативности в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапе.



Данные таблицы 6 и диаграммы 6 показывают, что создание эмоционально-положительной обстановки позволило в экспериментальной группе улучшить показатели креативности. Сравнение данных констатирующего этапа с данными полученными на контрольном этапе показывает, что количество детей с низким уровнем креативности уменьшилось в 4 раза, на 30 % уменьшилось количество детей, имевших средний уровень развития креативности… За счет уменьшения количества низкого и среднего уровня креативности на 45% увеличилось количество детей, показавших высокий уровень креативности. В целом, это доказывает, что содержание и приемы формирующего этапа психологического эксперимента были выбраны правильно и оказались эффективными для повышения уровня креативности у детей.

Нетрадиционные отношения взрослого с ребенком, нестандартная обстановка проведения эксперимента — все это способствовало легкости принятия детьми контрольных заданий, появлению эпизодических выходов за рамки стереотипических способов выполнения задания, желанию выполнить задание с положительным результатом.

Активизирующее вмешательство взрослого толкало детей к новым решениям возникающих в деятельности задач. Предоставление свободы в организации игровой деятельности способствовало налаживанию дружеских отношений между детьми. В таких условиях дети меньше конфликтовали друг с другом, более того, пытались участвовать в решении общих проблем. Их объединяла и общая идея создать интересную игру, и эмоциональный подъем, связанный с ощущением причастности к тому, чего невозможно достичь в индивидуальной деятельности.

Характеризуя творческие проявления детей при выполнении заданий на контрольном этапе исследования, необходимо отметить быстроту, как способность быстро адаптироваться в сложившейся ситуации, и гибкость, как способность предложить новое использование для известного объекта, свойственные большему количеству детей по сравнению с результатами констатирующего эксперимента.

У тех детей, чьи результаты на констатирующем этапе исследования были низкими, гибкость проявилась при выборе пути решения задач. Тем не менее, дети использовали привычные пути решения задач, что позволяет сказать о привязанности их к привычному, реалистичному. Проявления детей характеризовались эпизодическими выходами за рамки стереотипных сюжетов, способов деятельности. Так, оригинальность как способность находить свой собственный, самостоятельный путь выполнения задания, проявилась лишь у 5 детей экспериментальной группы, а вариативность, как способность придумывать несколько вариантов решения одной задачи проявилась у 4 детей.

Можно отметить повышение у детей активности, стремления при выполнении задания действовать самостоятельно, желание изменить привычный сюжет найти другой способ решения задач, действовать согласованно с другими детьми и взрослыми. И хотя специальной задачи – сформировать способы творческой деятельности — на этом этапе не ставилось, дети осваивали их в процессе совместной деятельности и общения ребенка со взрослым.

Контрольный этап исследования показал, что детям доступно освоение способов комбинирования предложенных идей. Так, в совместной деятельности можно было наблюдать попытки детей придумать новый сюжет, решить «сложную» задачу, использовать свой опыт для решения задачи по-новому и т.д.

Подобные творческие проявления можно было заметить и в самостоятельной деятельности детей, особенно ближе к концу эксперимента. Использовались такие способы решения задач, как воспоминание ситуаций из сюжетов, заимствованных из книг и мультфильмов и т.д.Уровни развития креативности у детей, составлявших контрольную группу на констатирующем и контрольном этапах психологического эксперимента, представлены в таблице 7 и на диаграмме 7.

Таблица 7. Показатели уровня креативности в контрольной группе на констатирующем и контрольном этапах психологического эксперимента.

Уровень развития креативности

Констатирующий этап (%)

Контрольный этап

(%)

Низкий

30

20

Средний

55

50

Высокий

15

30



Диаграмма 7. Сравнительный анализ уровня креативности в контрольной группе на констатирующем и контрольном этапе психологического эксперимента.     продолжение
--PAGE_BREAK--

Незначительные изменения уровня креативности контрольной группы, выявленные на контрольном этапе: уменьшение на 10% детей с низким и на 5% со средним уровнем креативности, 15% рост количества детей, показавших высоких уровень развития креативности подтверждает предположения, что без создания специальных психолого-педагогических условий достижение существенного изменения креативности весьма затруднительно.

Сравнительный анализ уровня креативности экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе психологического эксперимента представлен в таблице 8. и диаграмме 8.

Таблица 8. Показатели уровня креативности экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе психологического эксперимента.



Уровень развития креативности

Экспериментальная группа (%)

Контрольная

группа

(%)

Низкий

5

20

Средний

30

50

Высокий

65

30



Контрольный этап психологического эксперимента позволил прийти к выводу о том, что в сюжетно-ролевой игре у старших дошкольников необходимо использовать проблемные методы и методы активизации творческого мышления (введение игровой задачи, метод гирлянд и ассоциаций, метод мозгового штурма).

В результате подтвердилось предположение о том, что развитие креативности у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре возможно, если создаются следующие условия:

Игровая деятельность детей дошкольного возраста будет организована с учетом дифференцированного подхода к детям. Разработка средств индивидуализации важна для всех возрастов, но особенно актуальна она для системы дошкольного обучения, где закладывается фундамент школьной успеваемости, формируются основные стереотипы учебной деятельности, воспитывается отношение к учебному труду;

Созданы психологически комфортная среды и атмосфера эмоционального принятия ребенка;

Обеспечена самостоятельность и свобода выбора в игре у детей старшего дошкольного возраста;

В сюжетно-ролевой игре присутствует сопровождение со стороны педагога-воспитателя;

2.3. Психологическое консультирование по развитию креативности у старших дошкольников

Проводя психологическое консультирование по проблемам, связанным с развитием креативности старшего дошкольника, педагогам, воспитателям и родителям необходимо обязательно учитывать следующие знания о способностях, которыми располагает современная психолого-педагогическая наука:

Способности человека в их прогрессивном развитии зависят от двух основных факторов: от наличия у человека определенных и, как правило, врожденных задатков, а также от социальных факторов (условий психологического развития человека), влияющих на превращение соответствующих задатков в способности.

Науке до сих пор доподлинно не известно, что такое задатки на анатомо-физиологическом уровне. Однако жизнь и практика работы с людьми позволяют, постоянно и внимательно наблюдая за ними, обнаруживать задатки по внешним, психологическим признакам. Это, в частности, можно сделать, наблюдая за тем, как ребенок ведет себя и решает разного рода задачи в раннем детстве.

Особенно ярко задатки ребенка проявляются в ранние, дошкольные годы его жизни, в частности в возрасте от одного года до четырех-пяти лет. Их можно обнаружить, наблюдая, чем данный ребенок существенно и в положительную сторону отличается от других детей.

К возрасту примерно около четырех лет практически почти все имеющиеся у ребенка с рождения задатки, так или иначе, проявляют себя. Поэтому, заботясь о развитии задатков ребенка, об их как можно более скором превращении в способности, необходимо активно приступать к развитию способностей при самых первых проявлениях задатков.

5. Многие способности человека можно развивать и при отсутствии у него явно выраженных задатков. Однако в этом случае придется приложить гораздо больше усилий для развития способностей, и они, наверное, не достигнут в своем развитии достаточно высокого уровня.

Обучение и воспитание вносят не меньший вклад в развитие способностей, чем имеющиеся задатки. Сами задатки без обучения и воспитания никогда не превращаются в высокоразвитые способности человека.

Чем старше человек, тем труднее развивать его способности даже в том случае, если у него имеются явно выраженные задатки.

Психологическое консультирование как самих педагогов-воспитателей, так и родителей старших дошкольников, направлено на оказание эффективной помощи в целях формирования и развития креативности детей старшего дошкольного возраста, и, прежде всего с разъяснением возможностей сюжетно-ролевой игры для развития креативности.

Воспитателям и родителям следует понимать, что креативнось, это — способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Креативнось выделена в особый тип среди интеллектуальных способностей человека.

Среди основных свойств креативности можно выделить следующие:

Гибкость мышления, то есть переход от одного класса явлений к другому, подчас далекому по содержанию.

Свобода от шаблона, выражающаяся в поиске новых подходов к решению творческих задач.

Широта, определяющая возможность привлечения знаний из различных областей.

Критичность, характеризующаяся способностью, верно оценивать эффективность собственной деятельности.

Глубина, определяемая степенью проникновения мышления в сущность явлений.

Открытость — доступность мышления к различного рода привходящим идеям и суждениям.

Антиципация, или мышление с предвосхищением.

Независимость мышления, определяемая способностью самостоятельно и оригинально сформулировать и решить творческие задачи, не поддаваясь стороннему влиянию, и умением отстаивать свои творческие позиции.

Изобретательность, конструктивность.

Вместе с тем, нужно понимать, что вопрос о креативности как самостоятельном, независимом от интеллекта свойстве пока остается нерешенным. Несмотря на значительное число исследований посвященных данной вопросу, надежные способы измерения креативности и развития не найдены.

В дипломной работе для решения задачи по развитию креативности у старших дошкольников был разработан соответствующий алгоритм с привлечением для решения стоящей задачи такого средства как сюжетно-ролевая игра.

Алгоритм представляет психодиагностическую и развивающую систему по оценке, развитию креативности у детей старшего дошкольного возраста, контролю успешности примененных развивающих приемов. Алгоритм включает в себя 3 блока: набор диагностирующих методик, второй блок — развивающий (использование сюжетно-ролевой игры в качестве основного развивающего приема). Третий блок: блок оценки полученных результатов и эффективности применения сюжетно-ролевой игры как основного средства развития креативности у детей старшего дошкольного возраста. Применение третьего блока позволяет корректировать процесс и содержание сюжетно-ролевой игры, методические приемы по использованию сюжетно-ролевой игры как основного средства развития креативности. Этот блок выступает своеобразным средством самоконтроля для педагога-воспитателя в оценке эффективности проводимых развивающих методик.

Таким образом, в дипломной работе, помимо обобщения и анализа психолого-педагогической литературы, решения поставленных задач, была решена и прикладная задача: создан соответствующий алгоритм, который имеет ярко выраженную консультирующую направленность.

Заключение

При выполнении дипломной работы, как научного исследования на основе применения совокупных методов исследования (изучение, анализа педагогической, психологической и специальной литературы, опыта работы психологических служб по изучению психолого-педагогических условий развития креативности у старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры, анализа практики деятельности отдельных психологов по определению психолого-педагогических условий развития креативности у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры, проведения психологического эксперимента) решены поставленные задачи:

Определена сущность креативности в психолого-педагогической литературе;

Проанализирован опыт по эффективному развитию креативности у дошкольников;

Выявлено значение сюжетно-ролевой игры в развитии креативности дошкольников;

Диагностирован уровень развития творческого мышления в процессе сюжетно-ролевой игры;

Проведен психологический эксперимент по выявлению эффективных психолого-педагогических условий, необходимых для развития креативности старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре;

Задачи решалась путем создания в процессе практической работы с детьми положительной мотивации. В ходе игровой деятельности устанавливались доброжелательные отношения между психологом и детьми, заинтересовывали их за счет привлечения игровых приемов, внесения элементов новизны, необычности в традиционные формы организации игровой деятельности, разъяснения практической значимости выполняемой работы. Наряду с названными психологическими условиями, способствующими развитию креативности использовалось также словесное и наглядное поощрение.

Задача по разработке конкретных средств и методов, способствующих развитию креативности у старших дошкольников решена с применением следующих методик:

Для развития креативности у младших школьников в изобразительной деятельности использовались различные методики, упражнения, беседы и др. Среди них, такие как методика Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А., Л.Ю. Субботиной на развитие воображения; методика Мухиной В.С. Использование в работе с детьми занятий, объединяющих и обогащающих арсенал познавательных, оценивающих, исполнительских средств и средств формирования задачи приводит к значимым улучшениям в развитии креативности детей по сравнению с уровнем, зафиксированным на констатирующем этапе. Упражнения на развитие и обсуждение деталей и смысла игровой деятельности в сюжетно-ролевой игре с обсуждением — способствует организации активности ребенка, формированию механизмов его самостоятельной деятельности, механизмов самоуправления, активизации творческого потенциала.

В результате проведенного исследования подтвердилась гипотеза дипломной работы и решены поставленные задачи.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в разработке рекомендаций для работы психолога:

Результаты исследования могут использоваться для создания оптимальных психолого-педагогических условий, стимулирующих развитие креативности у детей старшего дошкольного возраста;

Разработаны и представлены психолого-педагогические приёмы, стимулирующие и развивающие креативность у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры.

Создан алгоритм по психологическому консультированию воспитателей и родителей по успешному развитию креативности у старших дошкольников.

Список литературы

Анастази А. Психологическое тестирование: книга 2; пер. с англ./ под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского.- М.: Пед-ка, 2002.-336 с., ил.

Богоявленская Д. Б. О предмете исследования творческих способностей // Психол. Журнал.- 1999. — т.16. — №5. — С.49-58.

Болотина Л. Р., Комарова Т.С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика. — М.: Академия, 1998.

Ветлугина Н. А. О теории и практике художественного творчества детей.// Дошкольное воспитание. – 2005. — №5.

Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Под ред.Т. А. Марковой. — М.: Просвещение, 2002. — 128 с., ил.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Изд. 2-е, М.,2001.

Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. – М., 1998.

Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. — М., 1998. — С.432-433.

Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психологическое развитие дошкольников. — М., 2001.

Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. — М.,2003.

Жуковская Р. И. Развитие интересов детей в творческих играх // Дошкольное воспитание. – 2001. — №10.

Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. т.I. Психологическое развитие ребенка. — М.: Педагогика, 1996. — 320 с., ил.

Запорожец А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры.// Дошкольное воспитание. – 1995. — №10.

Иванова Н. И. Воображение и творчество детей. // Дошкольное воспитание. – 2005. — №10.

Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2003.-192с., ил.

Косенко Н. Т. Формирование творческой активности в игре.// Дошк. восп.- 1999. — №12.

Крупская Н. К. Пед. соч. – М., 1989. — т. 6. — С.54-55.

Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок – дошкольник: к диагностике творческих способностей // Дошк. воспитание. – 1995. — №9.

Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. Изд. 2-е. — М., 2002.

Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры.// Психологическая наука и образование. — М., 1996. — №3.

Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. — М.: Просвещение, 2001.

Люблинская А. А. Очерки психологического развития ребенка. 2-е изд.-М.,2005. — С. 234-235.

Макаренко А. С. Игра. соч. — М., 1987. — т.IV. — С. 376.

Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Взаимодействие взрослых с детьми в игре.// Дошкольное воспитание. – 2003. — №4. — С.18-23.

Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. — М., 1998.

Одаренные дети: пер. с англ./общ. ред. Бурменской и Слуцкого. — М., 1999.

Основы психодиагностики./Под. ред. А. Г. Шмелева. – Ростов на Дону, 1999.

Панов В. И. Некоторые теоретические и практические проблемы одаренности.// Прикладная психология. – 1998. — №3. — С.33-48.

Педагогический словарь в 2-х томах. Том первый. — М.,2006.

Поздняков Н. А. Менджерицкая Д. В. – Исследователь игры детей дошкольного возраста.//Дошкольное воспитание. — 2004. — №12.

Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. — М.: Педагогика, 1998.

Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. /Под ред. Н. Н. Подьякова, Н. Я. Михайленко. — М., 2005.

Психология и педагогика игры дошкольника. /Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. — М., 1996.

Психологический словарь,/Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.; Научн. –исслед. Ин-т общей и педагогической психологии. – М.: Педагогика, 1993. – 448 с., ил.

Пчелкина В. Книга – источник детского творчества. //Дошк. восп. – 2001. — №6.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е. – М, 1999.

Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (из опыта работы) /Сост. Е. Н. Тверитина, Л. С. Барсукова; Под ред. М. А. Васильевой. –М.: Просвещение, 2004. – 112 с.

Савенков Л. И. Детская одаренность в познавательной сфере.//Дошк. восп. — 1998. — №5-6.

Сухомлинский В. А. Избр. Пед. соч. – М., 1999. — Т. I. — С.104.

Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум. – М., 1999.

Усова А. П. К вопросу о характеристике творческих игр детей и правилах руководства ими //Ученые записки ЛГПИ им. Герцена. — Л., 1997. — Т. 56.

Флерина Е. А, Эстетическое воспитание дошкольника. – М.,2001. — С.140.

Хазратова Н. В. Проблема измерения креативности детей 3-5-летнего возраста. //Индивидуальность и способности. — М. 2004. — С.93-114, Приложения (с.114-117).

Художественное творчество и ребенок./Под. ред. Н. А. Ветлугиной.-М.,1992.

Чернов А. В. Роль творческой игры в развитии моральных отношений у детей. – Ростов на Дону, 2002.

Эльконин Д. Б. Игра и психическое развитие ребенка – дошкольника // Труды всероссийской конференции по дошкольному воспитанию. — М., 1999.

Эльконин Д. Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей. // Дошкольное воспитание. – 1996. — №5.

Эльконин Д. Б. Основные вопросы теории детской игры./ В сб.: психология и педагогика игры дошкольника. – М.,1996.

Эльконин Д. Б. Психологические вопросы дошкольной игры./ В сб. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — М., 1999.

Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1998.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Экспериментальная группа

1. Артем. А. 5 лет 7 месяцев

2. Вадим. Б. 5 лет 2 месяца

3. Марк. Г. 5 лет 9 месяцев

4. Саша. Г. 6 лет 1 месяц

5. Рита. К. 5 лет 3 месяца

6. Саша. П. 5 лет 8 месяца

7. Вика. П. 5 лет 5 месяцев

8. Настя. С. 6 лет 2 месяца

9. Артем. С. 5 лет 4 месяца

10.Саша.Ф. 5 лет 11 месяцев

11.Дима. К 5 лет 7 месяцев

12.Серёжа. Т. 5 лет 2 месяца

13.Лена. И. 5 лет 9 месяцев

14.Даша. К. 5 лет 3 месяца

15.Надя. К. 5 лет 8 месяца

16.Света. П. 5 лет 10 месяцев

17.Вова. К. 5 лет 5 месяцев

18.Саша. Щ. 5 лет 4 месяца

19.Андрей. П. 6 лет 1 месяц

20.Игорь. Н. 5 лет 8 месяцев

Контрольная группа

1. Коля. А. 5 лет 3 месяца

2. Настя. Б. 6 лет 4 месяца

3. Настя. Е. 5 лет 9 месяцев

4. Лена. К. 6 лет 7 месяцев

5. Саша. К. 5 лет 11 месяцев

6. Витя. М. 6 лет 1 месяц

7. Коля. Р. 5 лет 4 месяца

8. Маша. С. 5 лет 5 месяцев

9. Максим. У. 5 лет 10 месяцев

10.Сережа. Ф. 5 лет 3 месяца

11.Вова. Л. 5 лет 8 месяцев

12.Олег. Т. 5 лет 3 месяца

13. Таня. Б. 5 лет 5 месяцев

14. Нина. К. 6 лет 3 месяцев

15. Павел. З. 5 лет 9 месяцев

16. Юля. Р. 5 лет 5 месяцев

17.Саша. Б. 5 лет 11 месяцев

18. Юра. Л. 5 лет 4 месяца

19. Илья. Ш. 6 лет 2 месяц

20. Галя. Д. 5 лет 2 месяца

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

ПРОТОКОЛ №1

«Школа»

Вика П.: — Давайте играть в школу. Я буду учительница.

Настя С.: — А я – ученица.

Рита К.: — Можно я тоже буду играть? Я буду ученицей.

Вика П.: — Ладно. Сейчас будем учиться. Садитесь за парты. У нас урок математики.

Настя С.: — А я не хочу урок математики. Пусть будет чтения!

Вика П.: Я учитель и я лучше знаю, какой должен быть урок. Сейчас мы будем решать примеры. (Задумывается.) Сколько будет 3+1?

Настя. (поднимая руку): — Четыре.

Вика П.: — А сколько будет 8-2?

Рита К.: — Я знаю, я знаю, можно я! Шесть!

Вика П.: Чтобы ответить, надо поднять руку.

Рита К. (поднимает руку и отвечает): 8-2=6.

Вика П.: — Молодец. Теперь будем решать задачу.

Настя С.: — А я хочу читать.

Вика П.: Хорошо, у нас звонок (звонит в колокольчик). Урок математики закончен. Следующий урок – чтение. А сейчас перемена. (Затем звонит в колокольчик.) Звонок на урок, звонок на урок!

Настя С.: Теперь я буду учительницей.

Рита К. (перебивая): — Нет, я!

Настя С.: Давай сначала я, а потом ты.

Вика П.: Раз так, то я с вами не играю. Играйте вдвоем.

Настя С.: Ну и я не буду. Пойдем лучше играть в куклы.

ПРОТОКОЛ №2

«Семья»

Рита К.: — Давайте играть в семью. Я буду мамой. А ты (показывает на Вику) будешь моя дочка. Согласна?

Вика П.: — Да.

Саша Ф.: — А я буду папой.

Марк Г.: — Ладно я тоже буду папой?

Рита К.: — Нет, ты будешь сыночком. Два папы не бывает.

Марк Г.: — Ну, хорошо, я буду сыночком. Мам, пойдем в магазин за игрушкой.

Рита К.: — У меня нет денег. Я пошла готовить обед.

Саша Ф.: — Я пойду на работу (делает вид, что одевается). Где мои ключи от машины?

Рита К.: — Посмотри на столе.

Вика П.: — Пап, я нашла твои ключи. Возьми меня с собой на работу.

Саша Ф.: — Нет, там надо работать. (Берет ключи и уходит.)

Рита К.: Дочка, или в спальню, играй в куклы, не мешайся под ногами.

Марк Г.:- Я тогда пойду на улицу играть в ребятами.

    продолжение
--PAGE_BREAK--Рита К.: — Подожди, надо поесть. (Накрывает на стол.) Ешь суп!

Марк Г.: — Не буду, я такой не люблю.

Рита К.: — Тогда не пойдешь гулять.

Вика П. (выходит): — Мам, я хочу есть.

Рита К. (ставит на стол еще одну тарелку): — Ешь.

Вика П. (делает вид, что ест): — Вкусно!

Марк Г.: Ну, если вкусно, то я немного съем (берет ложку и делает вид, что ест).

Рита К.: — Ну, что, поели?

Дети: — Да.

Вита К. – Тогда вместе идите гулять, а я буду мыть посуду и подожду вашего папу.

Саша Ф.: — Давайте, как будто я уде пришел домой.

Рита К.: — Давай, или садись на диван и читай газету.

Воспитатель: Дети, собираем игрушки и подходим ко мне.

ПРОТОКОЛ №3

«Дом»

Саша П.: — Давайте играть в дом (спрашивает у воспитателя, можно ли взять конструктор для постройки дома).

Вадим Б.: — Я буду с тобой строить дом. А потом буду работать строителем. Если сломается что-нибудь, говорите мне.

Вика П.: — В доме должны быть мама и папа. Ты (указывает на Настю) будешь моей сестрой. (Берет куклы). Это наши дочки.

Настя С.: — Я не буду сестрой. Я буду сторожить дом, я охранник (взяла пистолет и стоит в входа в дом).

Саша П. И Вадим Б.: — Дом готов. Заходите все, будем все в этом доме жить. (Зашли все дети – 5 человек.)

Вика П.: — Все живут в своей квартире. (Отделяет стульчиком квартиры). Садитесь и занимайтесь своими делами.

Саша П.: — Я работаю шофером, если что-то на работу пойдет, заходите ко мне, я вас подожду.

Вадим Б. (задумчиво): — Я строитель.

Вика П.: — Я ухожу в зоопарк с детьми (выходит, Настя ее пропускает и дает пропуск-листик).

Настя С.: — Это пропуск. Будете проходить в дом по нему.

Саша П.: — Я уезжаю на работу, буду возить грузы.

Артем А.: — Я с тобой буду их возить. Возьмем эту машину (показывает на самую большую) и погрузим кирпичи.

Настя С.: — Я библиотекарь (берет книги и раздает всем). Завтра принесите.

Вадим Б. (продолжает подстраиваться дом).

Саша П. И Артем А. (крича всем): — Теперь будет ночь. Все в дом.

Настя С.: — Да пора спать.

Все заходят в дом по квартирам и имитируют сон.

Воспитатель: — Ну, вот и поспали, теперь занятие.

ПРОТОКОЛ №4

«Больница»

Воспитатель: — Дети, поиграйте в больницу.

Артем С.: Я буду врачом (одевает халат, садится за стол). А кто будет медсестрой? Рит, будешь?

Рита К.: — Буду (тоже одевает халат). Я буду принимать больных.

Артем С.: — Медсестра, вызывайте больных.

Рита К.: — Входите, больной.

Заходит Саша Г., придерживая руку, и говорит: — Я сломал руку. Помогите, доктор.

Артем С.: — Садитесь, пожалуйста. Давайте посмотрим, что у вас (осматривает руку, нажимая на нее, говорит: «Где больно, скажите».)

Саша Г.: — Ой, больно.

Артем С.: — Да у вас не перелом, а вывих.

Саша Г.: — Нет, перелом.

Артем С.: — Я лучше знаю. У вас вывих.

Рита К.: — Да, больной. Не спорьте. У вас вывих.

Артем С.: — Медсестра, держите больного за плечи. (Берет руку и дергает ее.)

Саша Г.: — Ой, больно! Вы что? У меня не по-настоящему вывих!

Артем С.: — Терпите, больной. Медсестра выпишет таблетки, и вы будете их пить. А сейчас забинтую руку (бинтует руку). Походите с перевязкой недельку, а потом придете.

Рита К. (подает листок Саше): — Вот рецепт, по нему получите таблетки.

Артем С.: — Идите, больной.

Саша Г. выходит.

Рита К.: — Теперь я доктор (садится за стол).

Артем С. (снимает халат): — Я не хочу быть медсестрой. Играй одна. (Уходит).

ПРОТОКОЛ №5

«Строители»

Артем А.: — Ребята, давайте поиграем в строителей. Будем строить бензоколонку.

Саша Ф.: — Давай. Артем, ты будешь строитель, а я беде на «КамАЗе» возить кирпичи.

Настя С.: — А можно я буду играть с вами? Я буду работать в столовой и готовить вам обед.

Артем А.: — Ладно. Испеки нам пирог.

Настя С. (подходит к газовой плите и ставит в духовку форму).

Вика П. (подходит к телефону, берет трубку и набираем какой-то номер): – Строители, идите обедать.

(Заходят Артем А, Саша Ф. и Марк Г.)

Настя С.: — Ребята, обед готов, идите мыть руки и садитесь за стол.

Поев, ребята сказали «спасибо» и занялись своей работой.

Марк Г. (прилетел на вертолете): — Я тоже буду возить вам кирпичи. А вы мне за это построите гараж.

Артем А.: — Мы не строим для вертолетов гаражи. Мы строим для машин. Если хочешь себе гараж, то приезжай на машине.

Марк Г.: — Хорошо, приеду. Вот привезу еще кирпичей. Ой, за мной папа пришел! До свидания! (Уходит.)

Саша Ф.: — И за мной мама пришла. Завтра доиграем. (Убегает.)

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Экспериментальная группа



Критерии развития креативности

Дети Задания

Оригинальность

Быстрота

Гибкость

Вариатив-ность

Общ. балл

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1. Артем. А.

2

2

2

3

2

2

1

1

1

2

1

2

21

2. Вадим. Б.

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

13

3. Марк. Г.

2

2

3

3

3

3

2

1

1

2

1

1

24

4. Саша. Г

2

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

14

5. Рита. К.

2

2

2

3

2

2

2

1

1

1

1

1

23

6. Саша. П.

2

3

3

3

3

3

2

1

2

1

1

2

26

7. Вика. П.

2

2

2

3

3

3

2

2

2

2

3

2

28

8. Настя. Н.

3

2

2

3

3

3

2

2

1

1

2

1

25

9. Артем. С.

3

3

3

3

3

3

1

1

1

2

1

2

26

10.Саша. Ф.

3

3

3

3

3

3

3

2

3

2

3

3

34

11. Дима. К

2

2

2

3

2

2

1

1

1

2

1

2

21

12. Серёжа. Т.

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

13

13. Лена. И.

2

2

3

3

3

3

2

1

1

2

1

1

24

14. Даша. К

2

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

14

15. Надя. К.

2

2

2

3

2

2

2

1

1

1

1

1

23

16. Света. П.

2

3

3

3

3

3

2

1

2

1

1

2

26

17. Вова. К.

2

2

2

3

3

3

2

2

2

2

3

2

28

18. Саша. Щ.

3

2

2

3

3

3

2

2

1

1

2

1

25

19. Андрей. П.

3

3

3

3

3

3

1

1

1

2

1

2

26

20. Игорь. Н.

3

3

3

3

3

3

3

2

3

2

3

3

34
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Контрольная группа



Критерии развития креативности

Дети Задания

Оригинальность

Быстрота

Гибкость

Вариатив-ность

Общ. балл

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1. Коля. А.

2

1

2

3

2

2

2

2

2

2

2

2

24

2. Настя. Б

3

2

2

3

3

2

2

3

3

3

3

3

32

3. Настя. Е.

1

1

1

1

2

1

2

1

1

1

2

1

15

4. Лена. К.

2

2

3

3

2

2

2

1

2

2

1

2

24

5. Саша. К.

3

2

3

3

3

3

2

3

3

3

2

3

33

6. Витя. М.

2

3

2

3

2

3

2

1

2

3

2

2

27

7. Коля. М.

2

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

14

8. Маша. С.

2

3

3

2

2

2

2

2

2

2

2

2

26

9. Максим. У.

1

2

2

1

1

1

1

1

2

2

1

1

16

10Сережа. Ф.

2

2

2

2

3

2

2

2

2

2

2

2

25

11. Вова. Л.

2

1

2

3

2

2

2

2

2

2

2

2

24

12. Олег. Т.

3

2

2

3

3

2

2

3

3

3

3

3

32

13. Таня. Б.

1

1

1

1

2

1

2

1

1

1

2

1

15

14. Нина. К.

2

2

3

3

2

2

2

1

2

2

1

2

24

15. Павел. З.

3

2

3

3

3

3

2

3

3

3

2

3

33

16. Юля. Р.

2

3

2

3

2

3

2

1

2

3

2

2

27

17. Саша. Б.

2

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

14

18. Юра. Л.

2

3

3

2

2

2

2

2

2

2

2

2

26

19. Илья. Ш.

1

2

2

1

1

1

1

1

2

2

1

1

16

20. Галя. Д.

2

2

2

2

3

2

2

2

2

2

2

2

25



Низкий уровень = 1 баллу = 12-19 баллам

Средний уровень = 2 баллам = 20-27 баллам

Высокий уровень = 3 баллам = 28-36 баллам

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

«Способность оригинально обыграть игрушку»

(примеры протоколов)

1. Воспитатель (видя, что Вика сидит одна, подходит к ней и достает из-за спины игрушку Лису Алису и говорит:

— Вика, к нам в гости пришла Лиса Алиса, ей очень скучно, она хочет с тобой поиграть.

Вика П. (с интересом смотрит на новую игрушку, оживляется): — Пойдем, Алиса, я тебя покормлю. Сегодня я испекла очень вкусный пирог. Вот ты его и попробуешь. (Кормит лису.) Ой, Алиса, а что у тебя с лапой? Ты, наверное, ушиблась? Марк, давай ты будешь врачом и полечишь Алису?

Марк Г.: — Давай (одевает халат).

Вика П.: — Доктор, Лиса Алиса разбила лапу. Полечите ее.

Марк Г. (рассматривает лапу, делает вид, что мажет, выписывает рецепт лекарства): — Не переживайте, до свадьбы заживет.

Вика П.: — Спасибо, доктор. До свидания. А сейчас, Алиса, я уложу тебя спать. (Укладывает.) Спокойной ночи. (Уходит.)

2. Воспитатель: — Вадим, посмотри, какую я принесла игрушку. Ее зовут Лиса Алиса. Поиграй с ней.

Вадим Б. (рассматривает игрушку не торопясь, берет на руки, поглаживает, начинается ходить с ней по комнате. Затем подходит к столу, сажает лису на стул, ставит тарелку на стол, делает вид, что кормит. Покормив, укладывает спать. Уходит.)

3. Воспитатель: — К нам в гости сегодня пришла Лиса Алиса. Рита, ей очень скучно, она хотела поиграть с тобой.

Рита К. (медленно подходит к игрушке, неторопливо рассматривает ее, трогает уши, нос, хвост, берет на руки): — Ты будешь мой дочкой. (Несет в игровой уголок.). Я пойду на работу, а ты сиди, играй в комнате. Никуда не уходи. Я скоро приду. (Сажает лису на кровать и уходит. Приходит через несколько минут с покупками.) Алиса, я пришла, принесла много вкусненького. Иди скорее столу, будем ужинать. (Приносит игрушку, сажает за стол.) Вот торт, вот пирожки. Это все я тебе принесла. Кушай. (кормит лису.) О, уже очень поздно, тебе, наверное, пора домой. (Отдает игрушку воспитателю.)

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

«Придумай сюжет по условию»

(примеры протоколов)

8. Воспитатель: — Саша, как ты будешь играть, если в твою семью придет Доктор Айболит?

Саша П.: — Если ко мне в гости придет Доктор Айболит, то сначала я познакомлю его со своим медведем Мишей. Мы сядем к нему на спину (Это очень большой медведь. Он больше меня.) и поедем кататься. Сначала Миша отвезет нас ко мне в спальню, там мы поиграем в мои игрушки. Потом он нас повезет в зал. Там мы с Доктором Айболитом посмотрим мультфильм «Ну, погоди!» и сказку про Ивана Царевича. А когда мы устанем смотреть, то нас Миша отвезет в спальню, и мы ляжем спать.

9. Воспитатель: — Настенька, расскажи мне, как ты будешь играть, если в твою семью придет Доктор Айболит?

Настя С. (задумавшись): — Он будет меня лечить. У меня будет болеть животик, а он мне его посмотрит, помнет, потом даст таблетку. Я ее съем и выздоровею. Мама скажет ему «спасибо» и проводит до двери.

10. Воспитатель: — Артем, как ты будешь играть, если в твою семью придет Доктор Айболит?    продолжение
--PAGE_BREAK--

Артем С.: — Я буду шофером такси и буду возить Доктора Айболита к больным. Он их будет лечить. Сначала он вылечит мою собаку. У меня есть собака. Зовут ее Динга. У нее болит лапа. Вот, значит, Айболит вылечит ей лапу, потому он полечит птичку. У нас на крыше живет птичка. У нее сломано крыло, и она не летает. Я кормлю ее. Доктор Айболит вылечит птичку, и он снова станет летать. А потом я отвезу его домой, потому что будет вечер и ему пора будет спать.

7. Воспитатель: — Рита, представь себе, что в твою семью пришел Доктор Айболит. Как ты с ним будешь играть?

Рита К. (задумавшись): В семью. Он будет папой, я мамой, а Катя (кукла) – дочкой. Папа будет ходить на работу, он будет работать врачом и лечить больных. Я буду готовить обед, а потом кормить его и Катю. А когда Катя заболеет, мы приедем к нему на работу, и он полечит свою дочку. А потом наступит ночь, и мы пойдем спать.

ПРИЛОЖЕНИЕ №6



Вопросы

Ответы воспитателей

1. Считаете ли вы игру важной для психического и физического развития ребенка?

Да, конечно.

2. Каким методам в руководстве играми детей вы отдаете предпочтение? (прямые, косвенные)

В основном косвенными, но иногда используем и прямые.

3. Какие шаги вы предпринимаете для развития сюжетно-ролевой игры?

Создаю предметную среду, иногда играю сама, обогащаю игровые сюжеты.

4. Как вы думаете, следует ли развивать творчество у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры?

Да.

5. Считаете ли вы важным развитие творчества в игре?

Да.

6.Что способствует развитию воображения у ребенка?

Окружающая ребенка обстановка, отдельные виды деятельности, случаи из жизни, художественная литература, мультфильмы, сказки…

7. Какие методы и приемы вы используете в своей работе для развития творчества у детей?

Прямые, косвенные.

8. Как вы думаете, влияет ли игра на развитие креативности у дошкольников?

Да, влияет.



ПРИЛОЖЕНИЕ №7

Экспериментальная группа



Критерии развития креативности

Дети Задания

Оригинальность

Быстрота

Гибкость

Вариатив-ность

Общ. балл

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1. Артем. А.

2

2

2

2

3

3

3

3

3

3

2

3

31

2. Вадим. Б.

2

1

2

2

2

2

2

2

1

2

2

2

22

3. Марк. Г.

3

2

3

2

3

3

2

2

2

3

3

3

32

4. Саша. Г

2

3

2

2

2

2

3

2

3

2

2

2

26

5. Рита. К.

3

2

3

2

2

3

3

3

3

3

3

3

33

6. Саша. П.

3

3

3

3

2

3

3

3

3

3

3

3

35

7. Вика. П.

3

2

3

3

3

3

3

2

3

2

3

3

31

8. Настя. Н.

2

3

3

3

2

3

3

2

3

3

3

3

33

9. Артем. С.

3

3

3

3

2

3

3

3

3

3

2

3

34

10.Саша. Ф.

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

36

11. Дима. К

2

2

2

2

3

3

3

3

3

3

2

3

31

12. Серёжа. Т.

2

1

2

2

2

2

2

2

1

2

2

2

22

13. Лена. И.

3

2

3

2

3

3

2

2

2

3

3

3

32

14. Даша. К

2

3

2

2

2

2

3

2

3

2

2

2

26

15. Надя. К.

3

2

3

2

2

3

3

3

3

3

3

3

33

16. Света. П.

3

3

3

3

2

3

3

3

3

3

3

3

35

17. Вова. К.

3

2

3

3

3

3

3

2

3

2

3

3

31

18. Саша. Щ.

2

3

3

3

2

3

3

2

3

3

3

3

33

19. Андрей. П.

3

3

3

3

2

3

3

3

3

3

2

3

34

20. Игорь. Н.

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

36
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.