Реферат по предмету "Педагогика"


Формирование мотивации к учению в сельской школе

Курсовая работана тему:
«Особенностиформирования мотивации к учению в сельской школе»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Тула 2009 г

Содержание
Введение
Глава I. Спецификашкольного образования на селе
Глава II. Понятиемотивации
 2.1 Мотив и мотивация
2.2Пути формирования учебной мотивации
Заключение
Список литературы

Введение
Проблемаразвития учебной мотивации у младших школьников является предметом исследованияпедагогов, учёных на протяжении многих лет. Для современной сельской школы этапроблема в настоящее время остаётся актуальной. С каждым годом на фонеобострения социальных проблем на селе, самоустранения родителей от воспитаниядетей и отсутствия дошкольных образовательных учреждений в сельских населённыхпунктах всё более остро встаёт вопрос о низком уровне сформированностимотивации детей к учебной деятельности: отсутствие желания учиться илиположительная, но бессодержательная мотивация на уровне переживаний. Несмотряна большую работу, которая ведётся в образовательных учреждениях поформированию мотивации, в частности, у младших школьников, учителя с тревогойобращают внимание на «мотивационный вакуум», особенно на рубеже начального исреднего звена.
Удовлетворениепотребностей младших школьников влияет на их стремление учиться, что в своюочередь сказывается на успешности в учебной деятельности.
Учебнаямотивация — необходимое условие дальнейшего успешного обучения. Одной из задач,которые должны решаться в начальной школе, является создание условий дляформирования положительной учебной мотивации и дальнейшего её развития умладших школьников. Именно поэтому мной и была выбрана тема: «Особенностиформирования мотивации к учению в сельской школе»
Цель:показать значимость мотивации к учению для плодотворного обучения детей всельских школах.
Задачи:1. изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данномувопросу;
2.Выявить особенности по формированию мотивации к учению с сельском социуме.
3.определить пути и средства по формированию учебной мотивации.
Гипотеза:наиболее продуктивное и результативное обучение (в частности на селе) возможнотолько при сформированном на высоком уровне познавательном интересе у учащихся.
Принаписании курсовой работы использовались следующие методы:
1.Изучение и анализ литературы.
2.Наблюдение.
ГлаваI. Специфика школьного образования в селе
Насовременном этапе сложилась проблемная ситуация в сфере сельского образованиямежду:
заинтересованностьюсельской семьи в получении доступного и квалифицированного образования детей,способного обеспечить их дальнейшее профессиональное и индивидуальное развитиев качественно новых социально-экономических условиях, и неуклонносокращающимися реальными возможностями сельских школьников в полученииконкурентоспособного по качеству образования; усиливающейся вынужденнойинформационной замкнутостью сельских школ, их учителей и школьников ивозрастающей потребностью сельских школ в доступности каналов информации дляразвития сельского образования; потребностью сельского социума в сохранении егосамобытной социокультурной среды, общинной солидарности и культурно-духовногообмена, способствующих социальной адаптации и выживаемости сельских семей всложных условиях переходного периода, и долговременными негативными социальнымипоследствиями деформации культурно-образовательного пространства на селе,провоцируемой закрытием сельских школ, домов культуры, библиотек, дошкольныхучреждений.
Важнейшимсоциальным институтом, призванным обеспечить социализацию личности в сельскойместности, сохранение национальной культуры, традиций и обычаев, формированиегражданина своего Отечества, выступает сельская школа, где архиважная исистемообразующая роль принадлежит педагогическому коллективу.
Необходимостьподготовки будущего учителя к работе в сельской школе обоснована рядомобъективных причин: типологическими особенностями сельского ребенка; спецификойжизнедеятельности сельских школ; преимущественным количествомобщеобразовательных учреждений, расположенные в сельской местности (69,8% отчисла всех общеобразовательных учреждений России).
Особенностиличностного развития ребенка, проживающего в сельской местности, во многомопределяются окружающей его социокультурной средой. Воздействие факторов этойсреды на развитие личности ведет к формированию определенного типа, обладающегокак позитивными особенностями этого влияния, так и неблагоприятнымипоследствиями. Чтобы педагогическому коллективу правильно строить стратегиюсоциально-педагогического сопровождения сельского ребенка, необходимо учитыватьнаиболее типичные его особенности.
Пространственнаяограниченность сельской среды, узость и однообразие поведенческих, нравственныхи культурных образцов способствуют повышению уровня монотомии (психологическогопресыщения), связанного с ограниченным кругом общения; медленному темпукультурного развития, коммуникативных навыков, речевой культуры и общейобразованности; школьник младшего возраста медленнее, чем городской, овладеваетречевыми навыками родного языка. Бедность словаря обусловлены бедностьюстимулов среды, слабостью литературных влияний, отсутствием читательскихинтересов, своеобразием говора той или иной местности.
Однообразиесельской среды способствует выработке статического внимания, статического типаповедения, медленно переключающегося на новые раздражители, но обладающегообщей устойчивостью.
Вниманиеносит сравнительно пассивный характер. Раннее включение ребенка в трудовуюжизнь, с одной стороны, формирует ценностно-целевую установку на практическийрезультат, а с другой — идет за счет подавления и ослабления целого ряда другихфункций, способствующих его раннему развитию (игровой деятельности,художественному творчеству, интеллектуальной работе,физкультурно-оздоровительной деятельности). Постоянное пребывание взрослых наглазах ребенка способствует тому, что сельские дети быстро овладевают не тольконесложными трудовыми навыками взрослых, но усваивают и нормы поведения старших,нравственные ценности взрослых. Ассоциативное поведение взрослых служит мощнымстимулом для подражания. Близкое знакомство с природой позволяет сельскомушкольнику иметь обширный запас предметных представлений о явлениях природы иживотном мире, наблюдательность, устойчивость внимания, особый характермышления (недоразвитие анализирующего, логического мышления). Отличительнымсвойством живых, ярких представлений ребенка служит наглядность, предметность(городскому ребенку свойственна более сильно выраженная вербальность,сравнительно меньшая наглядность). Здесь, видимо, кроются и затруднениясельских школьников в восприятии отвлеченных, абстрактных понятий. Ум сельскогоребенка обладает сравнительно большей ясностью, полнотой, наглядностью. Емусвойственны созерцательность, отсутствие торопливости и сентиментальности,реалистичность, сдержанность в выражении чувств, непосредственность,открытость, отзывчивость, самостоятельность в быту, склонность к чувствительномувосприятию окружающего мира, он непривычен к быстрой ориентировке в новойситуации.
Специфическимисоциальными условиями функционирования сельской школы выступают:слаборазвитость социальной инфраструктуры, изолированность, отдаленность.Потребность своевременно реагировать на постоянно возникающие социальныепроблемы детей, а также взрослого населения обусловила необходимость выполненияшколой многочисленных социально-педагогических и культурных функций.
Современнаясельская школа выступает как селообразующий фактор,как фактор формирования духовных ценностей нации, как образовательный икультурный фактор, как фактор педагогического оздоровления сельской социальнойсреды, как фактор развития сельскохозяйственного производства.
Чтобывыжить и развиваться, школа на селе должна стать организаторомсоциально-педагогической и социокультурной работы в открытой среде, имея цельюоздоровление среды обитания ребенка, преодоления отчужденности детей иродителей, восстановления вековой крестьянской традиции воспитывать всем миром;инициатором социальной работы с детьми и их семьями; институтом поддержкидетских и молодежных объединений села; базовым институтом профильной идопрофессиональной подготовки учащихся.

Глава II. Понятие мотивации
2.1 Мотив и мотивация
Вповедении человека, есть две функционально взаимосвязанные стороны:побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию инаправленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается отначала до конца в конкретной ситуации.
Психическиепроцессы, явления и состояния: ощущения, восприятие, память, воображение,внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции — все этообеспечивает в основном, регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции,или побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации. Эти, понятия,включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях,стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которыезаставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью впроцессе ее осуществления и о многом другом. Среди всех понятий, которыеиспользуются для обеспечения и объяснения побудительных моментов в поведениичеловека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива. Рассмотримих.
Термин«мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово«мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: какобозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, вчастности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое) икак характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческуюактивность на определенном уровне.
Мотивационногообъяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение,продолжительность, устойчивость, направленность и прекращение после достиженияпоставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности,разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта.Кроме того, на уровне познавательных процессов мотивационному объяснениюподлежат их избирательность; эмоционально-специфическая окрашенность.
Представлениео мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это — поиски ответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «радичего?», «какой смысл?». Обнаружение и описание причин устойчивых измененийповедения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков.
Любаяформа поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами.В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступаютпсихологические свойства субъекта поведения, а во втором — внешние условия иобстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах,потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором — остимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все факторы, которые как быизнутри, от человека определяют его поведение; называют личностнымидиспозициями. Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационноймотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведениях.
Мотивацияобъясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивостьцелостной деятельности, направленной, на достижение определенной цели.
Мотивв отличие от мотивации — это то, что принадлежит самому субъекту поведения,является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершениюопределенных действий. Мотив, также можно определить как понятие, которое вобобщенном виде представляет множество диспозиций.
Извсех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Еюназывают состояние нужды человека или животного в определенных условиях,которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность каксостояние личности всегда связана с наличием у человека чувстванеудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется (отсюданазвание «потребность») организму (личности).
Второепосле потребности по своему мотивационному значению понятие — цель. Цельюназывают тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный моментнаправлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющейактуализированную потребность. Если всю сферу осознаваемого человеком в сложноймотивационной динамике его поведения представить в виде своеобразной арены, накоторой разворачивается красочный и многогранный спектакль его жизни, идопустить, что наиболее яркое в данный момент на ней освещено то место, котороедолжно приковывать к себе наибольшее внимание зрителя (самого субъекта), то этои будет цель. Психологически цель есть то мотивационно-побудительное содержаниесознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайшийожидаемый результат его деятельности.
Рассмотренныемотивационные образования: диспозиции (мотивы), потребности и цели — являютсяосновными составляющими мотивационной сферы человека.
Кромемотивов, потребностей и целей в качестве побудителей человеческого поведениярассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения. Интересом называютособое мотивационное состояние' познавательного характера, которое, какправило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный моментвремени потребностью. Интерес к себе может, вызвать любое неожиданное событие,непроизвольно привлекшее к себе внимание.
Любойновый появившийся в поле зрения предмет, любой частный, случайно возникшийслуховой или иной раздражитель.
Интересусоответствует особый вид деятельности, которая называетсяориентировочно-исследовательской. Чем выше на эволюционной лестнице стоиторганизм, тем больше времени занимает у него данный вид деятельности и темсовершеннее ее методы и средства. Высший уровень развития такой деятельности,имеющийся только у человека, — это научные и художественно-творческие изыскания.
Задачакак частный ситуационно-мотивационный фактор возникает тогда, когда в ходевыполнения действия, направленного на достижение определенной цели, организмнаталкивается на препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигатьсядальше. Одна и та же задача может возникать в процессе выполнения самыхразличных действий и поэтому так же нecпeцифичнa для потребностей, как иинтерес.
Желанияи намерения — это сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг другамотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиямвыполнения действия.
Интересы,задачи, желания и намерения хотя и входят в систему мотивационных факторов,участвуют в мотивации поведения, однако выполняют в ней не столькопобудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль,а не за направленность, поведения.
Мотивацияповедения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, чтоодни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другиенет. Многие психологические проблемы получают свое решение, как только мыотказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своихдействий, поступков, мыслей, чувств. На самом деле их истинные мотивынеобязательно таковы, какими они кажутся.
Любойучитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше. Впсихолого-педагогическом плане именно на развитие устойчивого познавательногоинтереса должны быть направлены развивающие программы по предметам. Решениюэтой задачи помогут четкое планирование структуры урока, использованиеразличных форм обучения, тщательно продуманные методы и приемы подачи учебногоматериала. Интерес играет важную роль в мотивации успеха. Чтобы воспитать уребенка здоровое стремление к достижению намеченной цели, учителя сами должныиспытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться куспехам и неудачам учеников. Поведение, ориентированное на достижение желаемогорезультата, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха.Известно, что учащиеся, мотивированные на успех, предпочитают средние потрудности или слегка завышенные цели, которые лишь незначительно превосходятуже достигнутый результат. Другими словами, они предпочитают рисковатьрасчетливо. Ученики с установкой на неудачу склонны к экстремальным выборам:одни из них занижают, а другие завышают цели, которые ставят перед собой. Послевыполнения серии задач и получения информации об успехах и неудачах в ихрешении те, кто мотивирован на достижение, переоценивают значение своих неудач,а неуверенные в успехе, напротив, склонны переоценивать свои успехи. В этойсвязи педагогу необходимо оказывать помощь ребенку в адекватном выборе цели идифференцированно подходить к оцениванию результатов выполнения поставленныхзадач. Оценивая результат, учитель обычно сравнивает достижения одних учениковс достижениями других. Основанием для сравнения служит определенный норматив.Психологически более оправданно сравнение сегодняшних собственных результатовребенка с предыдущими и только затем с общим нормативом. Познавательный интересформируется и становится устойчивым только в том случае, если учебнаядеятельность успешна, а способности оцениваются позитивно.
Направленностьучебной мотивации школьника и его статус как ученика в классном коллективевзаимосвязаны. В доброжелательной атмосфере у школьников развиваются позитивныенавыки общения. Однако часто случается так, что школьников сковывают страхперед плохой оценкой, критикой, боязнь скомпрометировать себя, быть не принятымв качестве «своего». Неспособность (по различным причинам) принимать участие вжизни класса, а также определять свои цели приводит к возникновению трудностейв школе чаще, чем невысокие интеллектуальные возможности. Специального вниманиязаслуживает анализ отрицательных отношений (ссоры, конфликты и т.п.) в группе,так как они ведут к задержкам в развитии личности, а в некоторых особонеблагоприятных условиях — и к ее деградации. В случае долгого пребывания втакой группе отрицательные отношения порождают тревожность и фрустрацию.Научное понятие «тревожность» в повседневном языке выражают такие слова, какбеспокойство, страх, опасение, боязнь, повышенная напряженность. Личностнаятревожность представляет собой базовую черту личности, которая формируется изакрепляется в раннем детстве. Она оказывает отрицательное влияние наформирование и развитие других свойств и особенностей человека, таких,например, как мотив избегания неудачи, стремление уходить от ответственности,боязнь вступать в соревнование с другими людьми. Учащийся, имеющий такой мотив,не прилагает максимума усилий в деятельности, а довольствуется минимумом,достаточным для того, чтобы его не наказали, хотя способен, как правило, набольшее. Учебная деятельность всегда полимотивирована. К внутренним мотивам учебнойдеятельности можно отнести такие, как собственное развитие в процессе учения;познание нового, неизвестного, понимание необходимости учения для дальнейшейжизни. Такие мотивы, как сам процесс учения, возможность общения, похвала отзначимых лиц, являются вполне естественными, хотя они в большей степениопределяются зависимостью от внешних факторов. Еще более насыщены внешнимимоментами такие мотивы, как учеба ради лидерства, престижа, материальноговознаграждения или избежание неудач.
Поэтомуодной из основных задач учителя должно быть повышение в структуре мотивацииучащегося «удельного веса» внутренней мотивации учения. Развитие внутреннеймотивации учения происходит как сдвиг мотива на цель учения. Каждый шаг этогопроцесса характеризуется наложением одного, более близкого к цели учения мотивана другой, более удаленный от нее. Поэтому в мотивационном развитии учащегосяследует учитывать, так же как и в процессе обучения, зону ближайшего развития.Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи,которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты,но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они стали значимыми для учащегося.
2.2 Пути формирования учебной мотивации
Наблюдениеза работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должноевнимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая,исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все, чторекомендует учитель. Встречаются и такие учителя, которые прежде всегоопираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихсядвижет желание избежать разного рода неприятностей: наказания со стороныучителя или родителей, плохой оценки и т.д.
Нередков первый же день пребывания в школе ученик узнает, что теперь он не может вестисебя так, как раньше: ему нельзя встать, когда хочется; нельзя повернуться кученику, сидящему сзади; нельзя спросить, когда хочется это сделать, и т.д. Втаких случаях у ученика формируется постепенно страх перед школой, страх передучителем. Учебная деятельность радости не приносит. Это сигнал неблагополучия.Даже взрослый человек не может длительное время работать в таких условиях.
Чтобыпонять другого человека, надо мысленно встать на его место. Вот и представьтесебя на месте ученика, который должен каждый день, как правило, не выспавшись,вставать и рано утром идти в школу. Он знает, что учительница снова скажет, чтоон тупой, несообразительный, поставит двойку. Отношение учителя к немупередалось ученикам класса, поэтому многие из них тоже относятся к нему плохо,стараются чем-нибудь досадить. Словом, ученик знает, что ничего хорошего его вшколе не ждет, но он все-таки идет в школу, идет в свой класс.
Еслианалогичная ситуация складывается у учителя, то он долго не выдерживает именяет работу. Учитель должен постоянно помнить, что человек не можетдлительное время работать на отрицательной мотивации, порождающей отрицательныеэмоции. Если это имеет место, то надо ли удивляться, что уже в начальной школеу некоторых детей развиваются неврозы.
Вэтой связи стоит вспомнить В.Ф.Шаталова. Его главная заслуга, по нашему мнению,не в конспектах и опорных пунктах, а в том, что он снял у детей страх передшколой, сделал ее местом детской радости. А ребенку школа должна обязательноприносить радость. К этому обязывает не только гуманное отношение к детям, но изабота об успешности учебной деятельности. В свое время Л.Фейербах писал, чтото, для чего открыто сердце, не может составить секрета и для разума.
Задачаучителя, прежде всего и состоит в том, чтобы «открыть сердце ребенка»,пробудить у него желание усваивать новый материал, научиться работать с ним.
Известно,что развитие мотивов учения идет двумя путями: 1) через усвоение учащимисяобщественного смысла учения; 2) через саму деятельность учения школьника,которая должна чем-то заинтересовать его.
Напервом пути главная задача учителя состоит в том, чтобы, с одной стороны,довести до сознания ребенка те мотивы, которые общественно незначимы, но имеютдостаточно высокий уровень действенности. Примером может служить желаниеполучать хорошие оценки. Учащимся необходимо помочь осознать объективную связьоценки с уровнем знаний и умений. И таким образом постепенно подойти кмотивации, связанной с желанием иметь высокий уровень знаний и умений. Это, всвою очередь, должно осознаваться детьми как необходимое условие их успешной,полезной обществу деятельности.
Сдругой стороны, необходимо повысить действенность мотивов, которые осознаютсяучащимися как важные, но реально на их поведение не влияют. Этот путьформирования учебной мотивации связан непосредственно с особенностямиорганизации учебного процесса. Уже выявлено достаточно много конкретныхусловий, вызывающих интерес школьника к учебной деятельности. Рассмотрим некоторыеиз них.
Исследованияпоказали, что познавательные интересы школьников существенно зависят от способараскрытия учебного предмета. Обычно предмет предстает перед учеником какпоследовательность частных явлений. Каждое из этих явлений учитель объясняет,дает готовый способ действия с ним. Ребенку ничего на остается, как запомнитьвсе это и действовать показанным способом. Примером может служить курсматематики. Так, при изучении сложения ребенок движется по множествуконцентрических кругов, отдельно осваивая сложение внутри первого десятка,второго, сотни и т.д. Внутри сотни отдельно учится складывать десяток сединицами, затем круглые десятки, затем два двузначных числа без перехода черездесяток и только в конце — с переходом через десяток. Множество механическихвычислений, а в результате смысл арифметического действия часто остаетсянеясным. Об этом красноречиво говорят ошибки учащихся. Так, например, изучаяподобным образом вычитание, ученик переносит особенности частного способа надействие в целом. Конкретно это выглядит так: после приобретения уменияработать с числами, где в уменьшаемом число десятков и число единиц больше, чемв вычитаемом, ученик, сам того не осознавая, «обобщает» этот случай в общееправило: «При вычитании из большего числа надо вычитать меньшее».
Притаком раскрытии предмета есть большая опасность потери интереса к нему.
Наоборот,когда изучение предмета идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основевсех частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам получает частныеявления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер, а темсамым и вызывает у него интерес к изучению данного предмета. При этом, какпоказало исследование В. Ф. Моргуна, мотивировать положительное отношение кизучению данного предмета может как его содержание, так и метод работы с ним.
Второеусловие связано с организацией работы над предметом малыми группами. В.Ф.Моргунобнаружил, что принцип подбора учащихся при комплектовании малых групп имеетбольшое мотивационное значение. Если детей с нейтральным отношением к предметуобъединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместнойработы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если жевключить учеников с нейтральным отношением к предмету в группу любящих данныйпредмет, то отношение к предмету у первых не меняется.
Вэтом же исследовании показано, что большое значение для повышения интереса кизучаемому предмету имеет групповая сплоченность учащихся, работающих малымигруппами. В связи с этим при комплектовании групп кроме успеваемости, общегоразвития учитывалось желание ученика. Спрашивали: «С кем бы ты хотел заниматьсяна уроках математтики в одной четверке?» Влияние групповой сплоченностиобъясняется тем, что при работе малыми группами на первый план выходят неотношения «учитель — учащийся», а отношения между учащимися.
Вгруппах, где не было сплоченности, отношение к предмету резко ухудшилось.Наоборот, в сплоченных группах интерес к изучаемому предмету существенновозрос. Так, число любящих данный предмет возросло с 12% до 25%.
Висследовании.А.К.Марковой обнаружилось, что успешно можно формировать такжеучебно-познавательную мотивацию, используя отношения между мотивом и цельюдеятельности.
Цель,поставленная учителем, должна стать целью ученика. Между мотивами и целямисуществуют весьма сложные отношения. Наилучший путь движения — от мотива кцели, т.е. когда ученик уже имеет мотив, побуждающий его стремиться к заданнойучителем цели.
Ксожалению, в практике обучения такие ситуации редки. Как правило, движение идетот цели, поставленной учителем, к мотиву. В этом случае усилия преподавателянаправлены на то, чтобы поставленная им цель была принята учениками, т.е.мотивационно обеспечена. В этих случаях важно прежде всего использовать саму целькак источник мотивации, превратить ее в мотив-цель. При этом следует учесть,что учащиеся начальной школы плохо владеют умением целеполагания. Дети обычноставят на первое место цель, связанную с учебной деятельностью. Они осознаютэту цель. Однако они не осознают частных целей, ведущих к ней, не видятсредства достижения этой цели.
Дляпревращения целей в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своихуспехов, продвижения вперед. С этой целью учителя, например, работающие подруководством М.В.Матюхиной, при введении новой темы составляют вместе с детьмиспециальную таблицу, где четко представлен состав предметных знаний и переченьумений, которыми должны овладеть учащиеся. В таблице предусмотрена специальнаяграфа, где дети сами отмечают, что они уже знают, чего еще не знают, в чемсомневаются. Естественно, что вначале дети еще не могут адекватно оценить себя,но постепенно привыкают это делать. Результатом систематической работы такогорода является не только повышение побудительной силы поставленных целей, но иформирование умения оценивать свои успехи, видеть конкретные недоработки.
Какбыло сказано, одним из эффективных средств, способствующих познавательноймотивации, является проблемность обучения.
Сравнениемотивов учения при традиционном обучении и обучении экспериментальном,основанном на деятельностном подходе, показало преимущества последнего.
Преждевсего, оказалось, что динамика мотивов в начальной школе не определяетсявозрастными особенностями. При традиционном обучении, как правило, к третьемуклассу наступает «мотивационный вакуум»: потеря познавательных мотивов,отсутствие интереса к учению.
Приэкспериментальном обучении (по программам В.В.Давыдова) этого не происходит.Наоборот, познавательная мотивация поднимается на более высокий уровень: умногих школьников появляется интерес не только к знаниям, но и к способам ихполучения.
Проведенныеисследования убедительно показали, что формирование мотивации прямым образомзависит от содержания обучения.
Втрадиционном обучении этих источников мотивации, как правило, нет, поэтомуформирование положительных мотивов составляет большую проблему.
Мырассмотрели пути, которые предназначены для всего класса. Но каждый ученикимеет свои особенности, в том числе — и в мотивационной сфере. В идеале путиформирования мотивов учения должны определяться с учетом исходного уровняучебной мотивации каждого учащегося и его индивидуальных особенностей. Ксожалению, это пока невозможно. Вместе с тем в любом классе имеется несколькоучеников, с которыми необходимо вести индивидуальную работу. Как правило, этоучащиеся с отрицательным отношением к учебной деятельности, а также школьники снизким уровнем мотивации. Прежде чем рассмотреть особенности работы с такимиучениками, обратимся к уровням учебной мотивации, установленным висследованиях. Знание возможных состояний мотивационной сферы учеников поможетучителю более уверенно выбирать пути индивидуальной работы с ними. А.К.Марковавыделила следующие уровни развития учебной мотивации у школьников.
Отрицательноеотношение к учителю. Преобладают мотивы избегания неприятностей, наказания.Объяснение своих неудач внешними причинами. Неудовлетворенность собой иучителем, неуверенность в себе.
Нейтральноеотношение к учению. Неустойчивый интерес к внешним результатам учения.Переживание скуки, неуверенности.
Положительное,но аморфное, ситуативное отношение к учению. Широкий познавательный мотив ввиде интереса к результату учения и к отметке учителя. Широкие нерасчлененныесоциальные мотивы ответственности. Неустойчивость мотивов.
Положительноеотношение к учению. Познавательные мотивы, интерес к способам добывания знаний.
Активное,творческое отношение к учению. Мотивы самообразования, их самостоятельность.Осознание соотношения своих мотивов и целей.
Личностное,ответственное, активное отношение к учению. Мотивы совершенствования способовсотрудничества в учебно-познавательной деятельности. Устойчивая внутренняяпозиция. Мотивы ответственности за результаты совместной деятельности.
Описанныеуровни мотивации показывают направление процесса формирования мотивов. Однакодостижение высоких уровней не обязательно предполагает прохождение всех болеенизких. При определенной организации учебной деятельности большинство учениковс самого начала работают на положительной познавательной мотивации, не проходяуровней отрицательной мотивации. Но если у школьника сложилась отрицательнаямотивация, то задача учителя -обнаружить ее и найти способы коррекции.
Длявыявления учеников, имеющих указанные уровни мотивации, следует использоватьнаблюдение. Учащиеся с отрицательным отношением к учению склонны пропускатьуроки под благовидным предлогом. Они небрежно выполняют домашнее задание, незадают вопросы учителю.
Учительможет использовать беседу с учеником во время проверки домашних заданий. В ходебеседы учитель спрашивает, какие задания вызвали интерес у ученика, какиезадания были для него трудны и т.д.
Послетого как учитель будет иметь объективные факты, говорящие об отрицательном илинейтральном уровне учебной мотивации школьника, встает вопрос о причинах этого.Прежде чем говорить о них, отметим, что учитель должен обеспечить гуманные,доброжелательные отношения с учеником. Полученные данные об ученике не должныбыть предметом обсуждения в классе. Ученику нельзя ставить в упрек его низкийуровень учебной мотивации. Надо установить причины такого положения вещей. Какпоказали исследования, довольно часто причиной является неумение учиться. Это,в свою очередь, приводит школьника к плохому пониманию изучаемого материала,слабым успехам, неудовлетворенности результатом и в итоге к низкой самооценке.
Путикоррекционной работы. Коррекционная работа должна быть направлена на ликвидациюпричины, приведшей к низкому уровню мотивации. Если это неумение учиться, токоррекция должна начинаться с выявления слабых звеньев. Поскольку в эти умениявходят как общие, так и специфические знания и умения, то необходимо проверитьи те, и другие. Для ликвидации слабых звеньев необходимо провести их поэтапнуюотработку. При этом обучение должно быть индивидуальным, с включением учителя впроцесс выполнения действий, заданий с занимательным сюжетом. В процессе работыучитель должен отмечать успехи школьника, показывать его продвижение вперед.Делать это надо очень осторожно. Если учитель похвалит ученика за решениепростой задачи, которая никакого труда для него не составила, то это можетобидеть его. Для ученика это выступит как низкая оценка учителем еговозможностей. Наоборот, если учитель отметит его успехи при решении труднойзадачи, — это вселит в него дух уверенности.
Приобретениеучеником необходимых средств учения позволит ему лучше понять материал, успешновыполнять задания. Это приводит к удовлетворению своей работой. У ученикапоявится стремление еще раз пережить успех на этом этапе работы. Важно датьученику нестандартные задания. Так, например, при коррекции математическихумений можно предложить составить небольшой задачник. Ученик должен оформитьобложку, написать свою фамилию как автора книги, а затем придумать задачисоответствующего вида. Учитель оказывает необходимую помощь. Задачи,составленные учеником, можно использовать при работе с классом. Если задачипонравятся детям, следует объявить их автора. Как правило, такая работа учителяпозволяет изменить отношение ученика к предмету, к учению в целом. Разумеется,мотивация не всегда будет внутренней. Но положительное отношение к предметуобязательно появится.
Взаключение отметим, что в ряде случаев необходимо использовать игровуюдеятельность для формирования у учеников недостающих средств учения. Такойметод применяется тогда, когда у ребенка учение еще не стало ведущейдеятельностью, не приобрело личностного смысла.
Играпомогает подготовить ребенка к учению. Постепенно учение приобретает личностныйсмысл, начинает вызывать положительное отношение к себе, что являетсяпоказателем положительных мотивов выполнения этой деятельности.

Заключение
Подведемитоги. Данная работа показала, что изучение проблемы по формированию учебноймотивации является актуальной и сегодня. Как было уже отмечено, современноеобразование должно ориентироваться на развитие личности учащихся, ихпознавательных и созидательных способностей; на формирование у школьниковглубокого личностного мотива, стимула к получению образования. Поэтому главнымизадачами являются: научить школьников учиться и хотеть учиться, развивать у нихпознавательный интерес и повысить его уровень. Для чего необходима подготовкаквалифицированных специалистов для работы с детьми, в частности с детьми вначальной школе. Поскольку именно здесь закладывается прочный фундаментдальнейшего обучения школьника. Но это не значит, что учебная мотивация встарших классах должна быть игнорирована. Очень важно не только сохранить ужесформированные учебные мотивы, но и закрепить их и даже приумножить. Толькотогда обучение будет результативно не только в рамках одной личности, но икласса, школы, города, государства
Списоклитературы
1.  Бардин,К.В. Как научить детей учиться. – М.: Просвещение, 1987г.
2.  Бардин,К.В. Чтобы ребенок успешно учился. М.: Педагогика, 1988г.
3.  Гин,А. А. Приёмы педагогической техники / А. А. Гин. — М.: Вита Пресс, 2003г.
4.  Гончарик,Л. В. Влияние групповой формы работы на формирование и развитие учебноймотивации / Л. В. Гончарик // Начальная школа. — 2004г.
5.  Маленкова,Л.И. Воспитание в современной школе: Кн. для учителя-воспитателя. – М.:Ноосфера, 1999г.
6.  Концепцияразвития УМБ сельской школы/ Под ред В.И. Козыря — М., 1991г.
7.  Краткийсловарь современных понятий и терминов  / Под ред. В. А. Макаренко. — М.:Республика, 1995г.
8.  Маленкова,Л.И. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для вузов и начинающихпедагогов-воспитателей./ Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. о-во России,2002г.
9.  Щукина,Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. –М: Педагогика, 1988г.
10.  Щукина,Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. — М.: Педагогика, 1971г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проектирование привода шнеков-смесителей для подачи флюса при беспрерывной сварке в механосборочном
Реферат Розвиток міжнародного туризму в Португалії
Реферат Свобода и ответственности в профессиональной деятельности провизора
Реферат Cultural Relativism Essay Research Paper The thesis
Реферат Організація та технологія виконання капітального ремонту колії
Реферат Николай Гумилев
Реферат Солнечные системы - средние века и современность
Реферат Оценка экономического потенциала Мурманской области
Реферат Affirmative Action 6 Essay Research Paper Affirmative
Реферат Толкование норм права 2 Аспекты толкования
Реферат Состояние конкуренции на рынке финансовых услуг в Дальневосточном федеральном округе
Реферат Принятие решений в страховой компании ОАО "Югория"
Реферат Организация работы железной дороги
Реферат Маркетинговая деятельность магазина Эксперт
Реферат Совершенствование механизма управления стрессом