Реферат по предмету "Педагогика"


Устный счет как средство повышения интереса к уроку математики

Санкт-Петербургский Педагогический колледж №7Выпускнаяквалификационная работа

Тема: “Использование различных видов устныхупражнений, как средство повышения познавательного интереса к урокуматематики”.
Учебная дисциплина: Математика
Студента 505 группы
 Беримца Владимира Ивановича
Руководитель выпускнойквалификационной работы:
 Кузьмина Тамара Владимировна
Санкт-Петербург
2004г
Оглавление.
Глава I.Анализ методической и психолого-педагогической литературы.
Введение…………………………………………………………………… с2
1.1  Понятие интерес………………………………………………………с4
1.2  Сущностьинтереса……………………………………………….…… с 6
1.3  Виды интересов……………………………………………………….с7
1.4  Уровни развитияинтересов………………………………………….с 8
1.5  Познавательный интерес, как особыйвид интересов……………… с 9
1.6  Стимуляция познавательных интересов уучащихся………………с 12
1.7  Устныевычисления…………………………………………………… с 16
1.8  Виды упражнений для устных вычислений………………………… с 19
1.9  Формы восприятия устногосчета……………………………………с 22
1.10    Организация занятий по устномусчету…………………………… с 23
 
Глава II.Экспериментальная часть…………………………….с25
2.1 Констатирующийэксперимент………………………………………с 27
2.2 Формирующийэксперимент………………………………………….с 38
2.3 Контрольныйэксперимент……………………………………………с 43
Заключение…………………………………………………………………с45
Список используемой литературы………………………………………… с46
Приложения………………………………………………………………… с48

         Я считаю, что эта тема актуальна, таккак проходя практику пробных уроков и наблюдая за уроками математики которые проводили мои одногрупники и которые проводил я сам мне показалось что детям неинтересен это предмет. В то время как математика является одной из важнейшихнаук на земле и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни.Именно поэтому учителю необходимо развивать у детей интерес к это науке. На нашвзгляд, развивать познавательный интерес к математике возможно с помощьюиспользования различных видов устного счета.
      Поэтому целью нашего исследования стало – доказатьрезультативность использования различных видов устного счета для повышенияпознавательного интереса к урокам математики. 
        Объект исследования – специально организованныйпедагогический процесс, в плане поиска эффективных методов обучения (вчастности устных упражнений).
       Предмет исследования – влияние различных видов устногосчета на повышение познавательного интереса к урокам математики у детей 1класса занимающихся по традиционной программе (1-4).
 
        Гипотеза исследования состоит в следующем: повышениепознавательного интереса к урокам математики у учащихся 1 класса, обучающихсяпо традиционной программе (1-4) в начальной школе может быть достигнуто, если вобучение будут включены систематически проводящиеся разнообразные виды устныхупражнений. 
 
Задачи:
1) изучить теорию данного вопроса в психолого-педагогическойи методической литературе.
2) подготовить и провести  различные виды устных упражненийдля повышения познавательного интереса к урокам математики.
3) сделать выводы, по использованию данных видов устныхупражнений.
Методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы; наблюдение;анкетирование; сравнительный анализ;
Глава I.Анализ методической и
психолого-педагогической литературы.
1.1 Понятие интерес.
       Одним из важнейших способоввоспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться является созданиеусловий, обеспечивающих ребенку успех в учебной работе, ощущение радости напути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению. Ещё на рубеже XIX века, известный методист С.И.Шохор-Троцкий в книге “Чему и как учить на уроках арифметики” писал, что для “…обогащения интеллекта учащихся математическими знаниями необходимо, чтобыучащийся испытывал живые эмоции интереса и удовольствия как по поводуудовлетворения этого интереса, так и по поводу движения работы вперёд ипреодолевания её трудностей.”
Интерес же является сложнейшимпсихическим образованием. Его нельзя свести к отдельному психическому акту. Неслучайно поэтому так разноречива трактовка понятия интерес в зарубежнойпсихологии. Философский словарь Лоланда определяет интерес как самопроизвольноевнимание, возбуждающее состояние легкой и приятной умственной активности, впсихологическом словаре Пьерона интерес представлен как качество вещей, котороепривлекает внимание человека и ориентирует его деятельность. Английский словарьпсихологических терминов рассматривает интерес как тенденцию заниматься вещамииз удовольствия, получаемого от самого процесса занятий. 
— Интерес выступает как избирательнаянаправленность человека, его внимания, его мыслей (Т. Рибо, Н.Ф. Добрынин, С.П.Рубенштейн)
— Интерес рассматривается какпроявление умственной и эмоциональной активности (Е.Стронг).
— Интерес трактуется как активатор разнообразных чувств и каксвоеобразная чувствительность (Ш. Бюлер, Д. Фрейд).
— В интересе видят тенденцию заниматься деятельностью,вещами, процессами занятий (Английский словарь психологических терминов).
— Интерес – это активное, познавательное,активно-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова, В.Г. Иванов).
— Интерес – это активная познавательная направленность,связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучениюпредмета с радостью познания, преодоления трудностей, с осознанием успеха, ссамовыражением и утверждением развивающейся личности (Метельский Н.В.) 
— Интерес – это одна из психических активностей,характеризующаяся как общая сознательная устремленность личности к объекту,эмоционально насыщенная и влияющая на повышение продуктивности деятельности(М.Ф. Беляев)
Такимобразом, психолого-педагогическое понятие интерес отображает множество значимыхпроцессов: от единичных (внимание), до их совокупности, он выражается втенденциях, потребностях, отношениях.                 
        Г.И. Щукина считает, что в действительности интересвыступает перед нами [8]:    
— и как избирательная направленность психических процессовчеловека на объекты и явления окружающего мира;  
— и как тенденция стремления, потребность личности заниматьсяименно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приноситудовлетворение;
— и как мощный побудитель активности личности, под влияниемкоторой все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, адеятельность становится увлекательной и продуктивной;
— и наконец, как особое избирательное отношение к окружающемумиру, к его объектам, явлениям, процессам.

1.2 Сущность интереса.
      Г.И. Щукина считает что интерес – это избирательноеотношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональнойпривлекательности.[8]
По мнению Г.И. Щукиной интересы возникают на основепотребностей, но не сводятся к ним. Потребность выражает необходимость, интересвыражает личную приязнь к какой-то деятельности.
       Формирование интереса не всегда начинается с осознанияпотребностей, призвания или общественного долга. Интерес может появитьсястихийно и не осознано вследствие эмоциональной привлекательности объекта, ауже потом осознается его жизненное значение, которое может определяться многимипричинами: потребностями, общественными требованиями. 
        Интересы имеют существенноезначение в жизни и деятельности человека. Поэтому и счастье жизни человекиспытывает тогда, когда у него есть интересы. Интересы побуждают кдеятельности, активизируют личность, И.П. Павлов рассматривал интерес как то,что активизирует состояние коры головного мозга. Работа, отвечающая интересам,осуществляется легко и продуктивно.
       К.Д. Ушинский писал: ”чтоучение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает вучении охоту к овладению знаниями. Вместе с тем, он указывал, что нельзя всёучение свести к интересу. Учение требует и черновой работы и волевого усилия ”.
 
1.3 Виды интересов.
        Интересы людей чрезвычайно разнообразны, какразнообразна человеческая деятельность. Интересы различают по их содержанию илинаправленности. В этом плане можно выделить математические, общественные идуховные интересы.
         Нас интересуют духовные интересы, так какони характеризуют высокий уровень развития личности. Это прежде всегопознавательные интересы          (в широком смысле слова) к математике, физике,химии, биологии и т.п. к ним также относятся познавательные интересы клитературе и различным видам искусства (музыке, живописи).
        Г.И. Щукина различает непосредственный иопосредованный интересы.[8]
Непосредственный интерес – это интерес к самому процессудеятельности: процессу познания, овладения знаниями, процессу труда.
Опосредованный интерес – это интерес к результатамдеятельности.
Наиболее благоприятными для активнойи продуктивной деятельности личности является правильное соотношениенепосредственного и опосредованного интересов.
По уровню действительности Щукинаразличает пассивные и активные интересы.[8]
Пассивные – это созерцательныеинтересы, при которых   человек.
 1.4Уровни развития интереса
       Г.И. Щукина, выделяетследующие уровни развития интереса [8]:
1) Интерес – любознательность– связанный с эмоциями удивления, изумления, смешного, любопытства. Этотинтерес отличается слабой устойчивостью, изменчивостью и недостаточнойглубиной.
2) Аффективный интерес –основанный на более сильных чувствах коллективизма, симпатии, долга. Этотинтерес отличается большой глубиной и устойчивостью, но недостаточнодифференцирован и генерализован.
3) Интеллектуальный интерес –связан с пониманием значения объекта, его связей с другими предметами. Онотличается большой сознательностью и возрастающим волевым характером.
4) Творчески-волевой интерес –здесь интерес планируется самой личностью и его устойчивость такова, что онвыдерживает трудности и преодолевает противодейственные влияния.
 
1.5 Познавательный интерес, как особый вид интересов.
        Г.И. Щукина, специально занимавшаяся исследованиемпознавательных интересов в педагогике, рассматривает познавательный интерес,как один из важнейших видов интересов, обладающий особыми свойствами, онаопределяет этот интерес следующим образом: “…познавательный интерес выступаетперед нами как избирательная направленность личности, обращенная к областипознания, к её предметной стороне и самому процессу овладения знаниями”.[10]
Таким образом, особое свойство этого интереса заключается втом, что его объектом может служить не только содержание предмета, но и процессовладения знаниями.
Познавательный интерес относится кразличным областям познавательной деятельности. Он может быть весьма широким,распространяющимся на получение информации вообще, на изучение нового оразличных сторонах предметного мира и углубленным в определенную областьпознавания (речь идет о процессе овладения учащимся научными истинами,закономерностями, системой знаний в школе).  
Познавательный интерес направлен напознавание, овладение знаниями, которые представлены в школьных предметах. Приэтом он обращен не только к содержанию данной предметной области, но и кпроцессу добывания этих знаний, к познавательной деятельности. Познавательныйинтерес может приобрести характер склонности, если человек усиленно и постояннозанимается определенным видом деятельности.
В интеллектуальной деятельности,протекающей под влиянием познаватель-ного интереса, проявляется: активныйпоиск, догадка, исследовательский подход, готовность к решению задач.
Эмоциональные проявления вплетенные впознавательный интерес: эмоции удивления, чувство ожидания нового, чувствоуспеха.
Ядром познавательного интереса являются мыслительныепроцессы. По выражению К.Д. Ушинского, это интерес полный мысли.
Также мы согласны с К.Д. Ушинским втом, что познавательный интерес составляет важнейший мотив учения, которыйлежит в основе положи-тельного отношения учащихся к школе, к знаниям, которыепобуждают                                                                                                                               учиться с охотой. Важнейшей особенностью познавательного интереса является ито, что центром его бывает такая познавательная задача, которая требует отчеловека активной поисковой или творческой деятельности, а не элементарнойориентировки на новизну и неожидан-ность.                                      
      “…интерес возникший в процессе обучения, …активизирует умствен-ную деятельностьне только в данный момент, но и направляет её к последующему решениюинтеллектуальных задач, т.е. способствует организации последующей деятельности”.                                                                                                                                                                                                                                                        Б.Г. Ананьев.
       Познавательный интересвыступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьников, и это наиболеесущественное его проявление. Он усиливает и углубляет другие познавательныемотивы, с которыми он переплетается и взаимодействует: возможность получатьзнания, узнавать новое, успехи в учении и др. 
      Также познавательный интересвзаимодействует и с моральными мотивами, главным образом с чувством долга иответственности. Познавательный интерес выступает не только как мотив и средствообучения, но и как устойчивое качество личности. Пытливость, любознательность,готовность к познавательной деятельности, “жажда знаний”, все это различныевыражения познавательной направленности личности, в основе которой лежитпознавательный интерес, определяющий активное отношение к миру и к процессу егопознания. Познавательный интерес определяет активность в учении, инициативу впостановке познавательных целей. Он определяет поисковый, творческий характерлюбого вида познавательной деятельности, благоприятствует формированиюспособностей к творчеству в самых разных видах деятельности. Проблемаформирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения – одна изцентральных. Решение её связано с двумя главными вопросами: во-первых,содействовать наиболее полноценному отражению в сознании учащихся явленийнауки, проникновению в их существенные взаимосвязи; во-вторых, на этой почвепробуждать, поддерживать и подкреплять такое отношение к знаниям, к учению вшколе, которое наполнено готовностью овладеть знаниями, стремлением нескользить по поверхности, а углубляться все более и более в процессепознавания.  
 

1.6 Стимуляция познавательныхинтересов у учащихся.
     Г.И. Щукина различает три группы условийстимулирующих развитие познавательных интересов [10]:
Первая — связана с содержанием учебногоматериала – к ней относится новизна содержания, обновление уже усвоенныхфактов, исторический подход к сообщаемому материалу.
Вторая – организация процесса обучения –различные формы самостоя-тельной работы, проблемное обучение, исследовательскийподход к изучаемому материалу, творческие работы.
Третья – определяется отношениями,складывающимися между учениками и учителем – сюда относят способности учащихся,увлеченность преподавания самого учителя, его готовность придти на помощьученикам, вера в их силы и возможности.
          Все условия, стимулирующие возникновение иразвитие математических интересов можно расположить в следующем порядке:
Первая группа – связанная с содержанием.
— задачи повышенной трудности и удовлетворение, получаемоепри решении.
— новизна и разнообразие материала школьного курсаматематики, сведения из истории науки, обогащение содержания предмета. 
— сила и изящество методов вычислений, исследований и доказательств.
Вторая группа – связана с организацией учебного процесса.
— разнообразные системы уроков, нешаблонное их построение,включение по возможности в каждый урок новых элементов.
— увлекательное проведение уроков, активизация деятельностиучащих-ся, организация творческих работ, соревнований, дидактических игр,использование Т.С.О.
Третья группа – связана с отношением личности.
— прирожденные математические способности.
— успех в изучении предмета и поощрение.
— влияние родных и близких.
        Действие практически всехэтих условий в значительной степени зависит от учителя, его знаний, умений имастерства. Учитель не определяет содержание математического образования, но онможет обогатить его, привлекая исторический материал, материал из смежных дисциплин,подчеркивая красоту и мощь методов математики. Что же касается организацииметодики занятий, а также отношений с учениками, то тут всё зависит от учителя.
        Задача учителя:сформировать познавательный интерес как устойчивый мотив познавательнойдеятельности, что составляет прочную основу и направленности личности и еёотношение к учению, к духовным ценностям.
        Учение – основаразвития познавательных интересов учащихся. В учебном процессе, организующем инаправляющем познавательную деятельность школьника, заключены важнейшие условияи возможности прямого и косвенного влияния на познавательный интерес. Этивлияния, выступающие как стимулы познавательного интереса систематически иповседневно формируют не только ситуативный интерес, но и содействуютстановлению его как самого значимого мотива познавательной деятельности.
        Стимуляция познавательныхинтересов в учебном процессе имеет разные источники и, чтобы управлятьформированием интереса, учитель должен ясно осознавать, что именно способствуетих возникновению и укреплению.
       По мнению Г.И. Щукиной существует три важнейшихисточника стимуляции познавательных интересов [10]:
1) Содержание учебного материала – вызывает удивление перед новымиоткрытиями, уважение к науке и её представителям, понимание значи-мости наукидля жизненной и общественной практики.
2) Организация познавательной деятельности – рациональная организация обучениярождает удовлетворение собственным продвижением, стремление к преодолениютрудностей.
3) Отношения, которые складываются в учебном процессе междуучителем и учащимися– учение с учителем, товарищами, в результате чего складываютсямногозначительные отношения, сопутствуют возникнове-нию иного строя моральных иинтеллектуальных переживаний, являющихся также сильными побудителямипознавательного интереса. Здесь возникают коллективные сопереживания, радостьза успех товарища, стремление оказать ему помощь.
        Повышение интереса на уроках математики можетдостигаться следующим образом:
1) Обогащение содержания материалом по истории науки.
2) Решение задач повышенной трудности и нестандартных задач.
3) Подчеркивание силы и изящества методов вычислений,доказательств, преобразований и исследований.
4) Разнообразием уроков, нешаблонным их построением, включениемв уроки элементов придающих каждому уроку своеобразный характер, использованиеТ.С.О., наглядных пособий, разнообразием устного счета.
5) Активизация познавательной деятельности учащихся на урокес использованием форм самостоятельной и творческой работы.
6) Используя различные формы обратной связи: систематическимпроведением опроса, кратковременных устных и письменных контрольных работ,различных тестов, математических диктантов наряду с контрольными работамипредусмотренными планом.
7) Разнообразие домашнего задания.
8) Установление внутренних и меж предметных связей, показом иразъяснением применения математики в жизни и в производстве.
        Большую роль для формирования интереса к изучениюматематики играет личность учителя, причем наиболее важной чертой в этомявляется его увлечённость предметом и преподаванием, желание учителя поверить ввозможности ученика, готовность придти ему на помощь. Учитель должен бытьсдержан и терпелив и никогда не допускать грубости по отношению к ученику.Благотворно влияет на формирование интереса поощрение учителя, его похвала.[11]
 
1.7 Устные вычисления.
        В методике математикиразличают устные и письменные приемы вычисления. К устным относят всеприемы для случаев вычислений в пределах 100, а также сводящихся к ним приемывычислений для случаев за пределами 100 ( например прием для случая 900·7 будетустным, так как он сводится к приему для случая 9·7 ). К письменным, относят приемы для всех других случаев вычислений над числами большими 100. [1]
        Устная работа на урокахматематики в начальной школе, а особенно в первом классе, имеет большоезначение – это и беседы учителя с классом или отдельными учениками, ирассуждения учащихся при выполнении тех или иных заданий и т.п. Среди этихвидов устной работы можно выделить так называемые устные упражнения. Ранее онисводились в основном к вычислениям, поэтому за ними закрепилось название“устный счет”. И хотя в современных программах содержание устных упражненийвесьма разнообразно и велико, за счет введения алгебраического игеометрического материала, а также за счет большого внимания к свойствамдействий над числами и величинами и других вопросов, название “устный счет” поотношению к устной форме проведения упражнений сохранилось до сих пор. Это помнению В.С. Кравченко, приводит к некоторым неудобствам, так как термин “устныйсчёт” используется, кроме того, и в своём естественном смысле, то естьвычисления, производимые устно, в уме, без записей. В связи с этим вместо термина“устный счёт”, удобнее пользоваться термином “устные упражнения”.
         Как пишетопытный педагог Зайцева О.П. в своей статье “Роль устного счета вформировании вычислительных навыков и развития личности ребенка” [5]: важность инеобходимость устных упражнений доказывать не приходиться. Значение их велико вформировании вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации,и в развитии личностных качеств ребёнка. Создание определённой системыповторения ранее изученного материала дает учащимся возможность усвоения знанийна уровне автоматического навыка. Устные вычисления не могут быть случайнымэтапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой иносить проблемный характер.           Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течении всех трех,четырех лет обучения на каждом уроке математики необходимо выделять 5 – 10минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренныхпрограммой каждого класса.
        Устные упражнения проводятсяв вопросно-ответной форме, все учащиеся класса выполняют одновременно одни и теже упражнения.                    Устные упражнения важны и ещё и тем, что ониактивизируют мыслительную деятельность учащихся; при их выполненииактивизируется, развивается память, речь, внимание, способность восприниматьсказанное на слух, быстрота реакции.[5]
        В сочетании с другими формамиработы, устные упражнения позволяют создать условия, при которых активизируютсяразличные виды деятельности учащихся: мышление, речь, моторика. И устныеупражнения в этом комплекте имеют большое значение.
        Так как устные упражнения или устный счёт это этапурока, то он имеет свои задачи:
1) Воспроизводство и корректировка определённых ЗУН учащихся,необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанноговосприятия объяснения учителя.
2) Контроль учителя за состоянием знаний учащихся.
3) Психологическая подготовка учащихся к восприятию новогоматериала.
         Так как уроки математики вначальных классах как правило имеют  кроме основной задачи, связанной сизучением текущего материала, еще ряд задач относящихся к закреплениюпройденного материала и подготовке к новым вопросам, а в нашем случае кповышению познавательного интереса, то с этой точки зрения и подбираютсяупражнения к уроку, продумывается вид устных упражнений.
        Для эффективногоиспользования устных упражнений, нужно правильно определить их место в системеформирования понятий и навыков.
1.8 Виды упражнений для устных вычислений.
Навыки устных вычислений формируются в процессе выполненияучащимися разнообразных упражнений. Рассмотрим основные их виды:[1]
1) Нахождение значений математических выражений.
Предлагается в той или иной формематематическое выражение, требуется найти его значение. Эти упражнения имеютмного вариантов. Можно предлагать числовые математические выражения и буквенные(выражение с переменной), при этом буквам придают числовые значения и находятчисловое значение полученного выражения, например:
— найдите разность чисел 100 и 9.
— найдите значение выражения С-К, если С = 100, К = 9.
        Выражения могут предлагаться в разной словеснойформе:                  
— из 100-9; 100 минус 9
— уменьшаемое 100, вычитаемое 9, найдите разность
— найти разность чисел 100 и 9
— уменьшить 100 на 9 и т.д. 
Эти формулировки использует не только учитель, но и ученики.
        Выражения могут включать однои более действий. Выражения с несколькими действиями могут включать действияодной ступени или разных ступеней, например:        
— 47+24-56
— 72:12·9
— 400-7·4 идр.                                                                                               
Могут быть со скобками или безскобок: (90-42):3, 90-42:3. Как и выражения в одно действие, выражения внесколько действий имеют разную словесную формулировку, например:
— из 90 вычесть частное чисел 42 и 3
— уменьшаемое 90, а вычитаемое выражено частным чисел 42 и 3.
        Выражения могут быть заданы вразной области чисел: с однозначными числами (7-4), с двузначными (70-40,72-48), с трехзначными (700-400, 720-480) и т.д., с натуральными числами ивеличинами (200-15, 2м-15см). Однако, как правило, приёмы устных вычисленийдолжны сводиться к действиям над числами в пределах 100. Так, случай вычитаниячетырехзначных чисел 7200-   -4800 сводится к вычитанию двузначных чисел(72сотни.-48сотен) и значит его можно предлагать для устных вычислений.
 Выражения можно давать и в форме таблицы:Уменьшаемое 12 14 15 17 28 Вычитаемое 10 10 10 10 10 Разность
    
Основное значение упражнений нанахождение значений выражений – выработать у учащихся твердые вычислительныенавыки, а также они способствуют усвоению вопросов теории арифметическихдействий.
2) Сравнение математических выражений.
Эти упражнения имеют ряд вариантов.Могут быть даны два выражения, а надо установить, равны ли их значения, а еслине равны, то какое из них больше или меньше. 6+4*4+6                 20+7*20+5
                                  20·8*18·10                  8·9*8·10
Вместо “*” поставить знак , = 
Могут предлагаться упражнения, укоторых уже дан знак отношения и одно из выражений, а другое выражение надосоставить или дополнить: 8·(10+2)=8·10+…
Выражения таких упражнений могут включать различный числовойматериал: однозначные, двузначные, трехзначные числа и величины. Выражениямогут быть с разными действиями.
        Главная роль таких упражнений– способствовать усвоению теоретичес-ких знаний об арифметических действиях, ихсвойствах, о равенствах, о неравенствах и др. Также они помогают выработкевычислительных навыков.
 
3) Решение уравнений.
Это прежде всего простейшие уравнения (х+2=10) и болеесложные (15·х-9=51)
Уравнение можно предлагать в разных формах:
— решение уравнения 24: х=3
— из какого числа надо вычесть 18, чтобы получить40?
— найдите неизвестное число: 73-х=73-18
— я задумал число, умножил его на 5 и получил 85. Какое числоя задумал?
        Назначение таких упражнений –выработать умение решать уравнение, помочь учащимся усвоить связи междукомпонентами и результатами арифметических действий.
4) Решение задач.
Для устной работы предлагаются ипростые и составные задачи.
        Эти упражнения включаются сцелью выработки умений решать задачи, они помогают усвоению теоретическихзнаний и выработке вычислительных навыков.
         Разнообразие упражнений ивозбуждает интерес у детей, активизирует их мыслительную деятельность. [1]
 
1.9 Формы восприятия устного счета.
1) Беглый слуховой (читаетсяучителем, учеником, записано на магнитофоне) – при восприятии задания на слухбольшая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются.Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память.
2) Зрительный (таблицы,плакаты, записи на доске, счеты, диапозитивы) – запись задания облегчает вычисления(не надо запоминать числа). Иногда без записи трудно и даже невозможновыполнить задание. Например, надо выполнить действие с величинами, выраженнымив единицах двух наименований, заполнить таблицу или выполнить действия присравнении выражений.
3) Комбинированный.
А так же:
— обратная связь(показ ответов с помощью карточек).
— задания повариантам (обеспечивают самостоятельность)
— упражнения вформе игры (молчанка, продолжи цепочку, стук-стук, хлопки).
 
1.10 Организация занятий по устному счету.
       Чтобы навыки устных вычисленийпостоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение вприменении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислятьписьменно только тогда, когда устно вычислять трудно.
       Упражнения в устныхвычислениях должны пронизывать весь урок. Их можно соединять с проверкойдомашних заданий, закреплением изученного материала, предлагать при опросе.Особенно хорошо, если наряду с этим, специально отводить 5-7 минут на уроке дляустного счёта. Материал для этого можно подобрать из учебника или специальныхсборников. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока ипомогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. Взависимости от этого учитель определяет место устного счета на уроке. Еслиустные упражнения предназначаются для повторения материала, формированиювычислительных навыков и готовят к изучению нового материала, то лучше ихпровести в начале урока до изучения нового материала. Если устные упражненияимеют цель закрепить изученное на данном уроке, то надо провести устный счетпосле изучения нового материала. Не следует проводить его в конце урока, таккак дети уже утомлены, а устный счет требует большого внимания, памяти имышления. Количество упражнений должно быть таким, чтобы их выполнение непереутомляло детей и не превышало отведенного на это времени урока.
       При подборе упражнений дляурока следует учитывать, что подготовительные упражнения и первые упражнениядля закрепления, как правило, должны формироваться проще и прямолинейнее. Здесьненужно стремиться к особенному разнообразию в формулировках и приёмах работы.Упражнения для отработки знаний и навыков  и особенно для применения их вразличных условиях, наоборот должны быть однообразнее. Формулировки заданий, повозможности должны быть рассчитаны на то, чтобы они легко воспринимались наслух. Для этого они должны быть чёткими и лаконичными, сформулированы легко иопределённо, не допускать различного толкования. В случаях, когда заданиявсё-таки трудны для усвоения на слух, необходимо прибегать к записям илирисункам на доске.
Вывод: Помимо того, что устный счет на уроках математикиспособствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений,он также играет немаловажную роль в привитии и повышении у детейпознавательного интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивовучебно-познавательной деятельности, развития логического мышления, и развитияличностных качеств ребенка. На наш взгляд, вызывая интерес и прививая любовь кматематике с помощью различных видов устных упражнений, учитель будет помогатьученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждать у них стремлениесовершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональныезаменять более совершенными. А это — важнейшее условие сознательного усвоенияматериала.    
 

Глава II.Экспериментальная часть.
        Для подтверждения нашей гипотезы и выполненияпоставленных нами соответствующих задач была проведена экспериментальнаяработа, которая проходила в три этапа: 1) Констатирующий эксперимент.
                                        2) Формирующийэксперимент      
                                        3) Контрольныйэксперимент.
       Цельнашего исследования: убедитьсяв эффективности
использования различных видов устныхвычислений для развития познавательного интереса на уроках математики.
        Наше исследование проходилона базе школы №301 Фрунзенского района. Были взяты два класса: 1а — экспериментальный и 1б – контрольныйХарактеристика экспериментального класса.
        Изучив документацию, мывыявили, что в данном классе всего 24 человека, 11 мальчиков и 13 девочек.Класс занимается по традиционной программе (1-4). В классе есть учащиеся,которые отличаются высокой работоспособностью и активностью на уроках(Ильинская, Манукян, Медведев, Муравьёва, Осипова, Полянский, Пукки, Гусевский,Соколов,         Степанов), остальные ученики средне активны на уроках, редкоучаствуют в обсуждении новой темы или решения задач, выражений и т.п. В классетакже есть дети, которые не участвуют в коллективной работе, не поднимают рукучтобы отвечать на вопросы (Заболотная, Соколов, Гасымова, Ожаренкова,). Классзанимается по учебнику Моро М.И., Бантова М.А. первый класс, часть вторая(1-4). Задания выполняются в тетрадях, которые систематически проверяются.

Характеристика контрольного класса.
        В данном классе 18 человек,10 мальчиков и 8 девочек. Класс занимается по традиционной программе (1-4), поучебнику Моро М.И., Бантова М.А. первый класс, часть вторая (1-4). Заданиявыполняются в тетрадях, которые систематически проверяются. В классе есть дети,которые отличаются высокой работоспособностью и активностью, и дети, которые неподнимают руку чтобы ответить, не участвуют в коллективной работе.

2.1 Констатирующий эксперимент.
         Цель: выявить, на сколько дети активны изаинтересованы на уроках математики на исходном этапе эксперимента.
Задачи: подобрать исследовательские методыдля экспериментального и контрольного классов; провести исследовательскиеметоды и выявить результат по данным исследования.
       
Нами были проведены следующие методы:
1) Анкетирование учащихся.
Учащимся была предложена следующая анкета:
Фамилия, имя………………………………………………………..
1) какой предмет в школе тебе больше всего нравятся?
………………………………………………………………………..
2) Какие задания ты любишь выполнять на уроках математики?
   (решать выражения,   задачи,   устные упражнения, никакие)
………………………………………………………………………..
3) Ты быстрее решаешь устно илиписьменно?…………………………………………………………..
4) Любишь ли ты устный счёт?
………………………………………………………………………..
5) Тебе больше нравиться выполнять задания по русскому языку,чтению
или по математике?
………………………………………………………………………..
6) На какой бы урок ты опоздал? (русский,  математика, чтение)
………………………………………………………………………..
    
 Основное внимание при анализе анкетучащихся уделялось на 1 и 6 вопросы, 2 и 5 вопросы дополняли ответ, а 3 и 4вопросы были дополнительными и не давали ответа на то интересна ли ученикуматематика или нет.Варианты ответа учеников:
Ученику интересна математика:
1 математика
2 любой вариант кроме “никакие”
3 —
4 -----
5 математика
6 русский (чтение)
Ученик средне заинтересован:
1 математика (никакой)
2 -----
3 -----
4 -----
5 любой вариант ответа
6 русский (чтение)
Ученику неинтересна математика:
1 любой предмет кроме математики
2 любой вариант ответа
3 -----
4 -----
5 русский язык (чтение)
6 математикаФамилия 1 вопрос 2 вопрос 3 вопрос 4 вопрос 5 вопрос 6 вопрос Александров Математика Устные упр Устно Да Математике Чтение Гасымова Изо Никакие Устно Да Чтение Математика Заболтная Мир вокруг Устные упр Устно Да Чтение Математика Ильинская Русский Задачи Устно Да Русскому Чтение Кривошеева Чтение Выражения устно Нет Чтение Русский Логинов История города Устные упр Устно Да Математике Русский Максимова Изо Никакие Письменно Нет Чтение Русский Манукян Мир вокруг Устные упр Устно Да Чтение Математика Медведев Русский Устные упр Устно Да Русскому Математика Муравьёва Математика Задачи Устно Нет Математике Русский Никитина Труд Выражения Письменно Нет Математике Чтение Ожаренкова История города Устные упр Устно Да Чтение Русский Осипова Математика Выражения Устно Да Математике Русский Павлова Чтение Задачи Устно Да Чтение Математика Пархоменко Русский Выражения Устно Нет Русскому Чтение Петровский Чтение Выражения Письменно Нет Чтение Русский Полянский Математика Задачи Устно Да Математике Чтение Пукки Математика Выражения Устно Нет Математике Русский Соколов Русский Задачи Письменно Нет Русскому Чтение Соколов Математика Устные упр Устно Да Математике Русский Степанов Мир вокруг Никакие Письменно Нет Русскому Математика Уколова Мир вокруг Устные упр Устно Да Русскому Чтение Шарангина История города Устные упр Устно Да Чтение Математика Гусевский Математика Задачи устно Да Математике Чтение
  Результаты анкетирования.                       Таблица №1
Диаграмма №1
/>
Анализ анкет учащихся показал, что математика — несамый любимый предмет среди учащихся. (См приложение №1)
2) Анкетирование Чистяковой Н.П. и Федотовой Г.Н. – классных учителей 1а 1б классов.
        Цель: выявить, как ведётся учителями работа по применению устныхупражнений.
Учителям была предложена следующая анкета:
 1) Проводите ли вы устный счет?
…………………………………………………………………………………
2) Если да, то как часто (ответ подчеркнуть)
а – на каждом уроке
б – 3-4 раза в неделю
в – если остается лишнее время
3) На каком этапе урока проводятся Вами устные вычисления?(ответ подчеркнуть)
а – при проверке домашнего задания
б – при подготовке к изучению нового материала
в – при ознакомлении с новым материалом и при закреплении
г – при контроле знаний, умений и навыков
4) В какой форме вы предпочитаете проводить устный счет?
…………………………………………………………………………………
5) Что такое по вашему мнению познавательный интерес кпредмету?
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
6) В чем задача учителя в повышении интереса у учащихся курокам математики?……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Анализ анкет показал, что учителяпользуются различными видами устных упражнений. Однако данная работа проводитсяне систематически из-за нехватки времени. (См приложение № 2)
3) Наблюдение за работой учащихся на уроке математики.
 Цель: провести наблюдение и выяснить, на сколько дети экспериментального иконтрольного классов активны и заинтересованы на уроках математики
Критериями являлось: активная работа, частота правильныхответов, быстрота реакции, стремление достичь положительных результатов.
В графу “активен” заносилисьте ученики, которые активно работали на всем протяжении урока, давали быстрые иправильные ответы,       
В графу “средне активны”заносились те ученики, которые работали только над теми заданиями, которые дляних были легче и интереснее, поднимали реже руку чтобы ответить, давалиневерные ответы.
В графу “пассивен” заносилисьте ученики, которые постоянно отвлекались, не поднимали руку чтобы ответить,неверно отвечали на вопросы.
Данные о результатах наблюдения мызанесли в таблицу.
                               Фамилия Активен на уроке Средне активен Пассивен Александров + Гасымова + Заболотная + Ильинская + Кривошеева + Логинов + Максимова + Манукян + Медведев + Муравьёва + Никитина + Ожаренкова + Осипова + Павлова + Пархоменко + Петровский + Полянский + Пукки + Соколов + Соколов + Степанов + Уколова + Шарангина + Гусевский + Итого: 17 % 33 % 50 % Таблица 2 Результат наблюдения по данным экспериментального класса. Диаграмма №2
/>
    Таким образом в исследованиипринимало участие 24 человека, в результате которого мы выяснили, что большаячасть класса, а именно 50% не проявляют интереса, 33% проявляют частичныйинтерес в различных видах деятельности и лишь 17% активно участвуют в работе науроках математики
Подобное наблюдение проводилось и контрольном классе. Данныео результатах наблюдения мы занесли в таблицу.Таблица 3  Результат наблюдения по данным контрольногокласса.Фамилия Активен на уроке Средне активен Пассивен Абдулганиев + Азаренкова + Барканов + Вербина + Гаврилова + Исаев + Савушкин + Краснов + Кольцов + Кумок + Курейко + Нихезин + Молотков + Федорова + Лебедева + Тарасова + Расторгуева + Потесова + Итого: 5 человек 6 человек 7 человек
Диаграмма №3
/>
Результаты наблюдения по даннымконтрольного класса: 39% не проявляют активность на уроке математики, 33%частично активны на уроке и только 28% активно работают на уроке математики.
       Проанализировав данныерезультаты обоих классов, мы занесли их в сравнительную таблицу.
Таблица 4 Сравнительная таблица 1а и 1б классов по даннымпроведенного наблюдения. Активны Средне активны Пассивны Экспериментальный 17% 33% 50% Количество человек 4 8 12 Контрольный 28% 33% 39% Количество человек 5 6 7
Диаграмма № 4
/>
На основании анкетирования инаблюдения учеников, мы можем сделать вывод, что интерес у экспериментального иконтрольного классов на уроках математики не очень высок. 
 
5) Контрольный срез
Цель: определитьуровень вычислительных умений и навыков в устных вычислениях в пределахдвадцати.
1 Обведи в кружочек двузначные числа: 1, 10, 2, 5, 20, 11
2 Обведи кружком самое маленькое число: 19, 15, 12, 17, 20
3 Среди данных чисел обведи кружком самое большое число: 11, 17, 13, 15
4 Обведи кружком число, которое состоит из 1 десятка и 3 единиц: 3, 13, 15, 4
5 Дополни числа до 1 десятка. 3 6 2 1 4 5 7 9 8
6 Подчеркни число, следующее за числом 15: 13, 16, 14, 17
7 Подчеркни число, которое стоит перед числом 19: 20, 17, 18, 16
8 Обведи кружком число, которое меньше 16: 17, 16, 13, 19
/>9 Обведи кружком число, которое больше 12: 10, 12, 14, 11
10 Зачеркни неправильные ответы: 10+6=                 15, 16, 17, 14
/>11 Зачеркни неправильные ответы:18-8=                 11, 10, 12, 8
12 Число 12 увеличим на 1. сколько получится? Подчеркни это число: 11, 12, 14, 13
13 Число 18 уменьшим на 1. подчеркни разность: 17, 18, 16, 15
14 К числу 7 надо прибавить 6. как разложить число? Подчеркни нужный вариант: 6=1+5         6=2+4        6=3+3
/>/>15 Какое число надо подставить в окошечко? Подчеркни его:12-    +8=12
3, 4, 2, 8, 12
16 Подчеркни примеры с ответом 14: 9+4; 8+6; 7+7; 9+8; 9+5
17 Зачеркни примеры ответ которых не 11: 9+3; 7+6; 7+4; 6+5; 8+7; 9+2
18 Какие числа надо подставить в окошечко: 13                15           17
                                                                                8             8             8
19 Зачеркни знак, который поставлен не правильно:19см>16, 10см>1дм, 2см
20 15 см перевели в дециметры и сантиметры. Подчеркни правильный ответ: 1см 5дм, 1дм 5см, 15дм
        Учащимся 1а и1б была предложена следующая проверочнаяработа  разработанная учителем:
                          
(См приложение № 3)

Критерии оценки проверки работ: Один балл дается за правильный ответи один снимается за не правильный: 40 баллов — отлично
                                                 39-37 баллов — хорошо
                                                 36-30 баллов  — удовлетворительно
                                                   ниже30 баллов – неудовлетворительно                    Данные по итогам проверочнойработы мы зафиксировали в сравнительную таблицу.
Таблица № 5
Сравнительнаятаблица анализа проверочной работы в экспериментальном и контрольном классе. Оценки 5 4 3 2 Экспериментальный 3человека 10 человек 9 человек 2 человека 13% 41% 38% 8% Контрольный 5 человек 8 человек 4 человека 1 человек 25% 40% 20% 15%
                  Диаграмма №5                                  Диаграмма № 6       
/>/>
       Таким образом в результатесравнения полученных данных проверочной работы, мы выявили, что контрольныйкласс находится на более высоком уровне сформированности устных вычислительныхумений и навыков, тогда как экспериментальный класс довольно отстает.
      
Вывод: Констатирующий эксперимент показал, что:
·    1а и 1б работаютпо одинаковой, традиционной программе (1-4)
·    классы примерноравны по возрастным показателям.
·    Интерес у классовна уроках математики не очень высок.
·    Уровнисформированности вычислительных умений и навыков разные (экспериментальныйкласс отстает от контрольного).
        На этой основе мы сделалиследующий вывод: что необходима коррекционная работа, направленная на повышениеуровня познавательного интереса к математике, а также уровня усвоения знаний,умений и навыков устных вычислений при помощи проведения систематической работыс устными упражнениями в различных их видах и на разных этапах урока.
1а – экспериментальный класс, где мыбудем проводить формирующий эксперимент, 1б – контрольный класс.
2.2 формирующийэксперимент.      Цель: повышение уровня познавательного интереса к урокам математики.Задачи: — подобрать различные видыупражнений для устных вычислений. — способствовать повышению познавательногоинтереса к уроку математики.
— провести данные виды устных упражнений в экспериментальномклассе.
        На основе ранее перечисленныхособенностей данного класса, с учетом содержания курса математики и возрастныхособенностей учащихся, нами были взяты следующие виды упражнений для устныхвычислений:                  1) нахождение значения математических выражений 2)сравнение математических выражений 3) решение задач.
Цель устныхупражнений: активизироватьвнимание детей на уроках математики, сделать процесс учения более интересным,повышать с помощью них познавательный интерес к уроку математики. Задания взанимательной форме более доступны и привлекательны для детей. Учащиесянезаметно для себя выполняют большее число арифметических действий, упражняютсяв устных вычислениях.
Устные упражненияпроводились чаще всего в начале урока, чтобы привлечь внимание детей иподготовить их к усвоению последующего материала, или в конце урока, как быподытоживая новый материал.
Использовалась безоценочная системазнаний, поощрялись быстрота и правильность.
 

                                         
Фрагменты проводимых уроков сиспользованием различных видов устных упражнений:
Урок № 1Тема: “Случаисложения вида а+7”
Цель: повышать уровень познавательного интереса к урокуматематики.
— Ребята, сегодня к нам в гости пришел Незнайка, но подороге, он уронил свою корзинку и рассыпал все грибы которые только чтонасобирал. Давайте поможем ему собрать их. Но для того чтобы подобрать грибокнадо сначала будет решить пример. 
(Открываю доску, на ней нарисованы грибочки, в которыхпримеры: 9+6, 8+6, 7+6, 6+6, 12=9 и , 13=7 и . Ученик дает ответ собъяснением решения, осле этого идет к доске и стирает грибок – кладет его вкорзину).
— Молодцы ребята, за то что вы помогли Незнайке он попросилменя показать вам фокус: 
— Задумайте число от 1 до 10. прибавьте к нему 1, еще 1,отнимите 1, еще 1, прибавьте 1. Теперь скажите результат, а я скажу сколько вызадумали. (для отгадывания нужно из результата вычесть 2). Если останется времяможно предложить разгадать фокус.
Урок № 2
Тема: “Случаи сложения вида а+8, а+9”
Цель: повышать уровень познавательного интереса к урокуматематики.
Сегодня на уроке мы с вами порешаем интересные задачки, но укаждой задачи есть ключ – это пример и для того чтобы я прочитал вам условиезадачи, вам сначала надо будет решить пример.
1) 9+7=
Задача: есть 2 бидона: в один входит 7л., а в другой – 3л.Как с помощью этих бидонов отмерить 4л. воды?
Первый кто отгадывает будет получать жетон.
2) 8+7=
шел человек в город и по дороге догнал трех своих знакомых.Сколько человек шло в город?
3) 7+7=
Ствол у дуба толще, чем ствол у сосны, а ствол у сосны толще,чем ствол у березы. Что толще: ствол дуба или березы?
 
Урок № 3
Тема: “Закрепление пройденного”
Цель: повышать уровень познавательного интереса к урокуматематики.
Игра “Продолжи цепочку” – я читаю пример, а затем кидаюмячик, тот кто его поймал должен назвать ответ и объяснить как решал: 7+4; 6+5;первое слагаемое 9, второе 4; первое слагаемое 7, второе 7; назовите сумму 8 и6; назовите сумму 8 и 8; 
В  следующем задании вам надо будет заменить число суммойдвух одинаковых слагаемых: 4, 6, 8, 10
Теперь откройте свои учебники на странице 70, найдитеупражнение № 9 [26]:
Давайте выполним это задание:Слагаемое 9 9 9 9 8 8 7 7 Слагаемое 9 8 7 6 6 5 5 4 Сумма
Не забывайте объяснять решение.
 
Урок № 4
Тема: “Вычитание вида 11-а”
Цель: повышать уровень познавательного интереса к урокуматематики.
— Ребята, сегодня к нам в гости пришел Незнайка, он хотелподарить нам шарики, но подул сильный ветер и он не смог их удержать, давайтепоймаем их. Но чтобы поймать воздушный шарик нам надо решить пример. (примерынаписаны на доске в воздушных шариках, ученик называет ответ и объясняет какрешал, затем идет и привязывает шарик): 13-5, 18-9, 14-7, 11-4, 15-8, 17-9,15-6, 16-7.11 2 3 4 5
— Молодцы! Ребята, посмотрите еще раз на доску, у нас здесьнарисован домик в котором живет число 11, но он не весь заселен и ей тамскучно, давайте заселим его: 11 это 2 и ?  и т.д.
 
Урок № 5
Тема: “Вычитание вида 12-а”
Цель: повышать уровень познавательного интереса к урокуматематики.
— Ребята, сегодня по дороге в школу, я встретил бобра. Онсейчас строит себе новый домик и совсем запутался в измерениях. Он попросилчтобы вы помогли ему, для этого нам надо сравнить выражения (выражения записанына доске): 1дм 2см * 13см             17 * 10+7               14 * 14+1
             1дм 5см * 20см        19 * 20-1                15 * 15+5
Молодцы ребята!12 3 4 5 6
Ребята, помните мы вчера заселяли домик для числа 11? Давайтесегодня заселим домик числа 12: 12 это 3 и? и т.д.
— Молодцы!
Урок № 6
Тема: “Вычитание вида 17-а, 18-а”
Цель: повышать уровень познавательного интереса к урокуматематики.
Ребята, я подготовил вам задание на доске, но кто-то стер всезнаки у примеров. Давайте попробуем их восстановить.
6*2*1=9, 10*3*4=3, 5*4*2=7, 6*3*4=5
Молодцы!
Сегодня с вами мы будем авиоштурманами. Нам надо проложитьпуть пилоту.
/>/>16-7=
/>19-9= 16-8= 14-7=
                                
/>13-6= 11-8
/>                                                                 
(Дети называют ответ и объясняют решение)
Молодцы! Наш самолет благополучно приземлился.

Вывод: Проводимые виды устных упражнений вызывали интерес у детей – они болееактивно работали на уроках, с готовностью выполняли задания учителя, стремилисьприйти к правильному результату. Особенный интерес вызывали у детей упражненияв занимательной форме.

2.3 Контрольный эксперимент.
        В качестве контрольного эксперимента мы использовалинаблюдения и проверочную работу, которые проводили в констатирующемэксперименте.
Цель контрольного экспериментасостояла в выявлении наличия или отсутствия повышения познавательного интересак урокам математики, а так же выявить, как это отразилось на уровне усвоениязнаний, умений и навыков в устных упражнениях. Результаты, полученные припроведении контрольного наблюдения и проверочной работы, мы зафиксировали вдиаграммах.
Диаграмма № 7
/>
Диаграмма №8                             Диаграмма № 9
/> />
Как видно на диаграммах, учащиеся 1акласса после проведенного эксперимента стали более интересоваться урокамиматематики, это обусловлено тем, что проводилась систематическая работа наповышение познавательного интереса с помощью устных упражнений.        
 
Вывод: таким образом было выявлено, чтонесмотря на проведенную работу, экспериментальный класс по уровню усвоениязнаний, умений и навыков в вычислительных упражнениях чуть ниже, чемконтрольный класс, однако заметно повышение познавательного интереса к урокуматематики, по сравнению с другим классом.
Следовательно система устныхупражнений на повышение познавательного интереса доказали свою эффективность –дети стали активнее и заинтересованнее заниматься на уроках математики. Дети,которые были пассивны на уроках, теперь с удовольствием вовлеклись в работу,активнее шли на контакт с учителем. Ученики теперь соревновались друг с другомв сообразительности и быстроте ума. С помощью устных упражнений учителю легчеработать с отстающими детьми (осуществляется индивидуальный подход) – в игровойобстановке ребенок не боится отвечать, даже если не знает правильного ответа.
Устные упражнения позволяютобеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянноподдерживая, сохраняя положительное отношение к математическому заданию.
                                         
Заключение.
В результате проделанной работы нами были выполнены следующиезадачи:
1)  Изученаметодическая и психолого-педагогическая литература по данному вопросу.
2)  Подготовлены ипроведены разнообразные виды устных упражнений для повышения познавательногоинтереса к урокам математики.
3)  Сделаны выводы ирекомендации по использованию данной системы
      Повышение познавательногоинтереса, это длительный процесс поэтому в ходе нашей экспериментальной работыне у всех учащихся повысился уровень познавательного интереса. Мы считаем чтопричиной этого является недостаточность количества времени. Но в целом нашаэкспериментальная работа прошла плодотворно и мы можем только предложить учителюпродолжать использовать на уроках устные упражнения для повышения уровняпознавательного интереса.
Математика — предмет настолькосерьезный, что воспользоваться каждой возможностью оживления уроков –чрезвычайно важно.
Учитель должен помочь ученику увидетьв серьезном – курьезное, в скучном -  занимательное, в обычном – необычное.Ведь интерес служит стимулом к дальнейшей работе ученика.
      
    Из результата экспериментальнойработы можно сделать вывод, что уровень познавательного интереса детейзначительно повысился и это свидетельствует о том, что предложенные нами видыустных упражнений оказались эффективными и выдвинутая гипотеза подтвердилась –если включать в урок систематически проводящиеся разнообразные виды устныхупражнений, то уровень познавательного интереса повышается. 
Списокиспользуемой литературы.
1) Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподаванияматематики в начальных классах. М.: Просвещение 1984-335с.
2) Борода Л.Я., Борисов А.М. Некоторые формы по привитиюинтереса к математике. //Математика в школе. 1990 – с.39-44
3) Бурлыга А.Я. Интересные приёмы устного счёта. //Н.ш.1985г. №5
4) Бурлакова Устный счёт на уроках математики. //Н.ш. 1969№10
5) Волошина М.И. Активизация познавательной деятельностишкольников на уроках математики. //Н.ш. 1992 №9 с15
6) Воспитание интереса учащихся начальных классов к учебнымпредметам. УФА: 1985г. — 83с.
7) Гебос А.И. Психология познавательной активности учащихся.Издательство “Штиинца” Кишинёв 1975г.
8) Жикалкина Т.К. игровые и занимательные задания поматематике для 1класса. М.: ”Просвещение” 1989г.
9) Зайцева О.П. Роль устного счёта в формированиивычислительных навыков и в развитии личности ребёнка //Н.ш. 2001г. №1
10) Зимовец К.А., Пащенко В.А. Интересные приемы устныхвычислений. //Н.ш. 1990 №6 с.44-46
11) Зимина С.В. Как развивается интерес к математике?
//Н.ш. 1999 №8
12) Иванова Т. Устный счёт. //Н.ш.1999г. с.11-14 
13) Истомина Н.Б. Методика обучения математики в начальныхклассах. Учебное пособие. М.: “Академия”, 1998г. – 288с.
14) Кравченко В.С. Устные упражнения по математике в 1-3классе. Пособие для учителя. М.: Просвещение 1979г.
15) Кузнецов Б.Н. Воспитание интереса к уроку математики вшколе. Иркутск 1989г.
 16) КуличковаО.П., Уланова К. Формирование вычислительных навыков в процессе игры. //Н.ш.1987 с31
17) Ковалёв А.Г., Мясищев В.Н. Психические особенностичеловека. Издательство: ЛГУ 1960г.
18) Липатникова Н.Г. Роль устных упражнений на урокахматематики. //Н.ш. 1998 №2 с.34-38
19)  Мишенева Т.С. Приемы организации устного счета. Изопыта. //Н.ш. 1987 №2 с30-32
20) Моро М.И., Пышкало А.М. методика обучению математики в1-3 классе. Пособие для учителя. М.: Просвещение 1975г.
21) Моро М.И.,Волкова С.И., Степанова С.В. Учебник для 1класса начальной школы. Часть 2(второе полугодие). М.: Просвещение 2003г.
22)Узорова О.В. Устный счёт и математические диктантыдля начальной школы 3кл.(1-3), 4кл.(1-4). М.: Просвещение 2001г.
23) Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельностиучащихся в учебном процессе. М.: Просвещение 1979 — 167с.
 24) Щукина Г.И. Пути формирования познавательных интересовучащихся на уроке в процессе сообщения новых знаний. “Учёные записи ЛГПИ им.Герцена”, том 106 55ч.
25) Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса впедагогике. М.: Педагогика, 1971г. 352с.
26)Эрдниев П.М. Обучение математике в начальных классах. М.: Столетие, 1995г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Повреждение и гибель клеток и тканей
Реферат События революционной эпохи в Москве
Реферат Коллизия брак консул конвенция
Реферат Клініко морфологічна характеристика періоду ремісії хронічних гастритів та гастродуоденітів у дітей
Реферат Just Learning Art Essay Research Paper Right
Реферат Великие музеи мира
Реферат Лекции по экологии
Реферат Понятие признаки виды правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления
Реферат Эрих Фромм - "Искусство любви"
Реферат Византийская империя. Феодальное государство и право
Реферат Обставини які можуть впливати на юридичну силу дій
Реферат Формування та використання природоресурсного та трудового потенціалу Луганського регіону
Реферат Письмо другу с размышлениями о Родине
Реферат Установочные лекции для ГосЭкзамена по специальности "общая психология"
Реферат Ризики інвестування в цінні папери. Міжнародний ринок позикових капіталів