Реферат по предмету "Педагогика"


Социализация подростков в сфере досуга

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ
ВЫСШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ (КОЛЛЕДЖ) № 8
ТЕМА:СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ
ВСФЕРЕ ДОСУГА
                                            Курсовая работа
Выполнила:
Студентка 2группы
Григорьева В.Г.
Руководительработы
Преподаватель:
Веткина О. Н.
САНКТ–ПЕТЕРБУРГ
2002 годСОДЕРЖАНИЕ стр
Введение.
I. Социализация как социально – педагогическое явление
1.1. Понятие «социализация».
1.2. Этапы социализации.
1.3. Функции социализации.
1.4. Уровни социализации.
1.5. Стадии и формы социализации.
II. Социализация подростков (11-15 лет)
2.1 Психолого-физиологическая характеристика подростков.
2.2 Сензитивные периоды актуализации сущностных сил подростков.
2.3. Типы досугового общения.
III. Досуг как среда социализации
3.1 Понятие досуга.
3.2 Характеристики досуга.
3.3. Функции, задачи и особенности досуга подростков.
3.4. Принципы досуга.
3.5. Досуговые социальные институты в социализации подростков.
Заключение.
Библиография.
3
6
6
8
9
10
11
14
14
18
20
24
24
26
27
30
32
41
44
ВВЕДЕНИЕ
 
Стержневой проблемойобщественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждойотдельно взятой личностью, то есть ее социализация. Особенно актуальной дляобщества является социализация подрастающего поколения. Именно в периоддетства, отрочества и юности складываются основные структуры личности,качественные характеристики которой, в существенной степени зависят от степенипедагогизации окружающей среды. Личность, с точки зрения психологии,- индивидкак субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Понятие,определяемое включенностью в общественные отношения. Системные качестваиндивида, формирующиеся в совместной деятельности  и общении.
Социальноесамоопределение человека одинаково актуально и для прошлого, и для настоящегостолетия, но оно существенно зависит от социально-политической и экономическойсистемы общества. Это процесс, непрерывно меняющийся по своему характеру.
Социализация подрастающихпоколений есть сложный непрерывный процесс, при котором, с одной стороны,потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным,но эта адаптация носит не пассивный характер, приводящий к конформизму, этоактивный творческий процесс присвоения общечеловеческих ценностей, когдаиндивид проявляет всю мощь своих сущностных сил, добровольно выстраивая своюроль в обществе, самоактуализируясь. С другой, общество формирует норму моралии поведения, педагогически целесообразных форм отношений между людьми в семье,в школе, в досуговых учреждениях, в иных окружающих человека социальных средах.
По истине могучим стимулом для творческого развитиядетей, подростков и юношества, расцвета их способностей, расширения диапазонаинтересов, гуманизации мыслей, чувств и поступков, созидательной активностиявляется досуг и, в частности, досуговые объединения, представляющиефеноменальную педагогическую систему, где процесс формирования и развитияиндивида не ограничивается «социальным заказом», а осуществляется на основе доминирующихпотребностей и мотивов поведения.
При всех положительныхсторонах досуга, можно отметить, что досуг ярко подвержен состоянию политике,экономики, идеологии, образованию и культуре. Примером является времякомандно-административного стиля. Как показывает практика, досуг подрастающегопоколения, при относительно низкой культуре его использования не только неприносит ожидаемого восстановления утраченных сил, расцвета творческихспособностей и тому подобное, а напротив превращается в криминогенный факторобщества.
В отечественной наукевопросом социализации подрастающего поколения в условияхкомандно-административной системе уделялось незначительное внимание.Фрагментарность существующих теоретических разработок и ограниченностьэмпирического материала по проблемам, связанным с социализирующим воздействиемдосуга и сведения его преимущественно к реализации воспитательной функции,существенно снижает эффективность практических мероприятий в сфере досуга, чтотакже обуславливает необходимость и актуальность данного исследования.
Проблемами и вопросамисоциализации занимались: Г. Салливан, Дж. Г. Мид, Т. Парсонс, Б. Скиннер, О.Брим, Шомбар де Лов, Б. Берксон, Г. Уолтер, Р. Борис, Л.С. Выготский, П.Л.Гальперин, А.П. Леонтьев, Ж. Пиаже, С.Л. Рубенштейн, И.С. Кон, Б.Д. Парыгин, М.Каплан, Д.Р. Келли, А. С. Макаренко, А.В. Мудрик, Д. Мунди, В.А. Сухомлинский идр.
Вместе с тем, несмотря настоль представительный круг ученых, исследовавших проблему социализацииподрастающего поколения, по настоящее время существует и мало исследованныеобласти, одна из таких проблем – социализация подростков в сфере досуга. Даннойтематике и будет посвящено это исследование.
Наиболее сложно процесссоциализации  протекает в подростковом возрасте, так как происходят большие измененияи в организме, и в сознании. Появляется большое разнообразие отношений (дружба,вражда, любовь и т. д.). На подростка сильное внимание оказывают микро и макросреды, а так же различные социальные институты. «Социализация подростков всфере досуга» — этому вопросу будет посвящена данная работа. На примере сферы досугаможно наиболее полно раскрыть проблемы подростка возникающие в процессесоциализации.
Объектом исследованияданной работы является непосредственно процесс социализации подростков, а предметом– влияние сферы досуга на процесс социализации подростков. Цель данной работы — определить роль досуга в процессе социализации, а также раскрыть трудности,возникающие у подростков в процессе  социализации.
Задачи работы:
-    анализ литературыпо данной проблеме;
-    раскрыть основныепонятия: социализация, досуг и охарактеризовать их;
-    изучитьособенности подросткового возраста;
-    выделитьтрудности в процессе социализации подростков;
-    изучение влияниядосуга на процесс социализации;
Хочется отметить, что актуальностьданной работы подтверждается состоянием семьи и детства в России (увеличениеколичества неблагополучных, неполных семей, беспризорных и безнадзорных детей),положением социально-досуговых центров (нехватка материальных средств,квалифицированных кадров), а также экономики и политики России на данном этаперазвития (наличие различных конфликтов, вопросы по использованию бюджета, иразработка программ по защите детства).

1. Социализация как социально-педагогическое явление1.1 Понятие «Социализация».
«Социализация личности» — одно из ведущих понятий социальной педагогики, будучи междисциплинарным, оноотражает достаточно сложное  социальное явление. В научной литературе можновстретить различные определения этого понятия, такие, как: социализация – этосложный многогранный процесс по:
             — усвоению индивидом напротяжении его жизни социальных норм и культурных   ценностей того общества, ккоторому он принадлежит;
            — усвоению и дальнейшемуразвитию индивидом социально-культурного опыта;
            — становлению личности,обучению и усвоению индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения,присущих данному обществу, социальной общности, группе;
           — включению человека всоциальную практику, приобретению им социальных качеств, усвоению общественногоопыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определеннойроли в практической деятельности и т. д. (25., с.23).
Общим для всех подходовявляется рассмотрение социализации как результата и механизма приобретенияличностью социального опыта в процессе жизнедеятельности.
В гуманитарные наукитермин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значениембыло «обобществление» земли, средств производства и т. п. Автором термина«социализация» применительно к человеку является американский социолог Ф. Г.Гиддингс, который в 1887 году в книге «Теория социализации» употребил его взначении близком к современному,- «развитие социальной природы или характераиндивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни».
К середине ХХ векасоциализация  превратилась в самостоятельную междисциплинарную областьисследований. Сегодня проблему социализации или ее отдельные аспекты изучаютфилософы, этнографы, социологи, психологи, криминологи, представители другихнаук.
Попутно отметим, чтопочти до 60-х годов ХХ века, говоря о социализации, почти все ученые имели ввиду развитие человека в детстве, отрочестве и юности. Лишь в последниедесятилетия детство перестало быть единственным фокусом интереса исследователей,а изучение социализации распространилось на взрослость и даже на старость.
Многогранный процесссоциализации включает в себя как биологические предпосылки (филогенез), так инепосредственно само вхождение индивида в социальную среду (онтогенез) врезультате активного взаимодействия между ним и окружающим социальным миром. Впроцессе этого взаимодействия осуществляется социальное признание; социальноеобщение; овладение навыками практической деятельности; активное переустройствоокружающего мира.
Социализацию нельзяотождествлять с развитием личности, которое происходит и вне общества.Социализацию также нельзя сводить и к воспитанию. Бесспорно, суть воспитаниясостоит в построении таких взаимосвязей детей с обществом, которые обеспечиваютих социализацию. Более того, в настоящее время воспитание рассматривается вдвух аспектах. Воспитание в узком смысле означает процесс целенаправленноговоздействия на развитие личности в целях подготовки его к производственной,общественной и культурной деятельности. Воспитание в широком смысле – этовоздействие на человека всей социальной действительности с целью усвоения имсоциального опыта. И в первом и во втором случае воспитание предполагаетодносторонний целенаправленный процесс. Социализация же основана на двустороннейактивности.
Резюмируя вышесказанное,попытаемся дать расширенное определение социализации. Социализация – этосложный непрерывный    процесс, протекающий на биологическом, психологическом исоциальном уровнях, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятойличности адаптируются к потребностям общественным (или отвергаются ею). Причемадаптация носит не пассивный характер, приводящий к конформизму, а активный,при котором индивид добровольно и творчески выстраивает свою роль в обществе,развивая и совершенствуя при этом человеческую природу на уровне генетическойпамяти. С другой, общество формирует нормы морали и поведения, педагогическицелесообразные формы общежития, отношения между людьми в семье, школе, вдосуговых учреждениях, в иной окружающей человека социальной среде. 1.2  Этапы социализации.
В ходе социализации можновыделить отдельные этапы. Для каждого из них характерно формирование новыхпотребностей, их осознание и перевод в систему ценностей. Новые потребностииграют роль ведущих на своем этапе развития. Можно выделить семь этапов.
 Первым этапомсоциализации является восприятие индивидом социальной информации на уровнеощущений, эмоций, знаний, умений и навыков. При этом следует непременноучитывать фактор своевременности подачи информации.
Вторым этапомсоциализации подростка является интуитивное соотнесение получаемой информации сгенетически заложенным кодом, собственным социальным опытом и формирование наэтой основе собственного к ней отношения. На этом этапе социализациипервостепенное значение приобретают глубинные переживания. Каждого человекабудоражат, а ребенка в особенности, часто необъяснимые чувства, позывысовершить то или иное деяние, причем как позитивное, так и негативное. Именно кэтим чувствам, к состоянию души неосознанно прислушивается человек привосприятии и оценке той или иной информации. Другой фактор, оказывающий сильноевоздействие на этом этапе социализации – микросреда, в которой преимущественнопребывает ребенок. Это может быть двор, друзья, класс, но чаще всего это семьяи, когда новая информация вступает в противоречие с установками, полученнымиребенком в этой среде, наступает внутренний конфликт, который ему предстоитразрешить.
Отсюда третий этап –выработка установки на принятие или отторжение полученной информации. Вкачестве факторов, оказывающих воздействие на данном этапе выступают дела, вкоторые включен ребенок и которые, так или иначе, поглощают его. В результате,каждому следующему источнику информации все труднее привести ребенка к своимценностям.
В качестве четвертогоэтапа выступает формирование ценностных ориентаций и установка на действие. Вкачестве ведущего фактора благоприятствующего положительному исходу этого этапавыступает идеал.
Основой пятого этапаслужат поступки, логически выстроенная система поведения. При этом следуетотметить, что в одних случаях поступки следуют сразу за получением информациисловно «взрывная реакция», и, только потом прорабатываются второй – четвертыйэтапы, в других они возникают лишь в результате неоднократного повторенияопределенных воздействий извне, проходя через этап обобщения и закрепления.
На шестом этапеформируются нормы и стереотипы поведения. Этот процесс происходит во всехвозрастных группах с той лишь разницей, что имеет разное качественноесостояние. В шесть лет усваивается норма не драться, а в шестнадцать –отстаивать свои и других честь и достоинство.
Седьмой этап выражается в осмыслениии оценке своей социальной деятельности.
Из данного пункта можно сделать следующий вывод. Социализациякак поэтапный процесс протекает в сознании и поведении детей во множествепараллелей по поводу каждой социальной информации, причем, придя к своему логическомузавершению – самооценке, на определенном этапе жизни этот процесс повторяетсявновь по тому же поводу, но уже на новом качественном уровне.             1.3 Функции социализации.
Социализация осуществляетосновополагающие функции развития индивида и общества:
— нормативно-регулятивная функция, формирующая ирегулирующая жизнедеятельность человека в обществе посредством воздействия нанего специальных социальных институтов, определяющих образ жизни данногообщества во временном контексте;
— личностно-преобразовательная функция, индивидуализирующая человека посредствомформирования потребностно — мотивационной сферы, идеалов и установок человека всистеме социальных отношений;
— ценностно-ориентационная функция, формирующая систему ценностей определяющихобраз жизни человека;
— коммуникативно-информационная, приводящая человека во взаимоотношения с другимилюдьми, группами людей, системой, насыщающая человека информацией с цельюформирования его образа жизни;
— прокреативная функция,порождающая готовность действовать определенным образом;
— творческая функция, впроцессе реализации которой рождается стремление творить, отыскивать выход изнестандартных ситуаций, открывать и преобразовывать мир вокруг себя;
— компенсаторная функция,восполняющая дефицит необходимых физических, психических и интеллектуальныхсвойств и качеств человека.
                  Функциисоциализации не только раскрывают, но и определяют процесс развития индивида иобщества. Функции направляют активность индивида, определяя более или менееперспективные пути развития личности. Они, реализуясь в комплексе, даютвозможность индивиду проявить себя в определенной сфере деятельности. 1.4 Уровни социализации.
Процесс социализациииндивида протекает на трех уровнях.
1. Биологический уровень.
Это связь организмачеловека с окружающей его средой. Человек, равно как и любое растение илиживотное является частью космоса. Человек подвержен влиянию погоды, фазам луныи другим природным явлениям.
2. Психологическийуровень.
В процессе социализациивыделяется две стороны личности – как субъекта, так и объекта общественныхотношений. Под субъектом понимается деятельное начало индивида, процессактивного воздействия на себя (самореализация) и на окружающую среду(преобразующая деятельность). Таким образом, процесс социализации человека всущественной мере выступает как результат двух процессов: первый из нихопределяется активностью самого человека, а второй – логикой развертываниявнешних, по отношению к нему, проблемных ситуаций.
3.Социально-педагогический уровень.
Это связь человека собществом в лице социальных институтов и отдельных групп, когда ребенок ищетновые социальные роли и выбирает стиль социального поведения, а общество даетему свои социальные предписания.
Уровни социализации демонстрируютоснову человеческой личности, влияние социальных институтов на ее формирование,рассматривая личность как объект, так и субъект воздействия личности на себя иобщество, а также  общественных институтов на личность.
Включенность вобозначенные выше уровни обуславливает пространственно- временную непрерывностьпроцесса социализации на протяжении всей  жизни человека.
Поскольку социальнаясреда есть явление динамическое, результатом социализации являются все новые иновые качества, приобретаемые в процессе социальной жизни, благодарязавязыванию все новых связей, отношений с другими людьми, общностями,системами.1.5. Стадии и формы социализации.
Стадии социализации можновыделить, проанализировав возрастную периодизацию. Так как каждому возрастномуэтапу соответствуют определенные потребности, нужды, ощущения, особенности и т.д., то можно выделить шесть стадий социализации. 
1.   Биоэнергетическая (пренатальная). С3-5 месяцев эмбрионального развития на уровне сенсорной системы (вкуса, кожнойчувствительности, слуха) происходит «освоение» ребенком мира.
2.   Идентификационная стадия (до 3-хлет). Этот период отождествления себя со всем, что окружает ребенка, от мебели,игрушек, до мамы, папы, животных, растительного мира. Это период становления ифункционирования так называемого «сенсомоторного,      доречевого,практического интеллекта» (Ж. Пиаже). Вся психическая деятельность ребенкасостоит из восприятий действительности и моторных реакций на него.
3.   Корреляционная стадия (3-5 лет). Дляданной стадии характерно предпонятийное интуитивное мышление ребенка. Этопериод зарождения целенаправленной совместной деятельности детей в процессекоторой приобретается опыт руководства другими детьми, а также опыт подчинения.
4.   Экспансивная стадия (6-10 лет).Характеризуется стремлением ребенка расширить свой социальный кругозор, аузнаваемое срочно распространить во все поры своего существования. Это периодконкретных операций. У ребенка формируется самооценка, отношение к себе и, какрезультат, требования к самому себе.
5.   Конвентивная стадия  (11-15 лет).Характеризуется «взрывоопасностью». Подросток ищет выход из постоянновозникающих конфликтных ситуаций. В поисках ответа он постоянно обращается кдрузьям, родителям, другим взрослым, устанавливается система социальныхвзаимоотношений с окружающими, среди которых наибольшую ценность представляетмнение товарищей. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этомвозрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое: он можетпоступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которыерасходятся с его моральными установками. Вместе с тем существенное значение дляподростков имеет его положение в семье, которое при благоприятномморально-психологическом климате может активно на него воздействовать.
6.   Концептуальная стадия (16-20 лет).Характеризуется выходом в самостоятельную жизнь. Перед юношеством возникаетнеобходимость самоопределения, выбора жизненного пути в профессиональном плане.Юношеский возраст выгодно отличается от всех предыдущих самостоятельностью вформировании целостной системы взглядов, оценок, ценностных ориентаций и установок.
На каждой стадиивоздействие на индивида осуществляется определенным образом, направленно илиспонтанно. Но чаще всего эти две формы воздействия дополняют друг друга,компенсируя недостатки предыдущей.
Выделяют две формы социализацииподрастающего поколения: направленная (целенаправленная) и ненаправленная(спонтанная).
Направленная формасоциализации – этоспециально разработанная определенным обществом система средств воздействия начеловека с тем, чтобы сформировать его в соответствии с целями и интересамиэтого общества.
Ненаправленная, илистихийная форма социализации – это автоматическое формирование определенных социальныхнавыков в связи с постоянным пребыванием индивида в непосредственном социальномокружении.
Резюмируя вышесказанноеможно отметить, что любой социальный институт, будь то школа, семья илилюбительское объединение могут воздействовать на ребенка как целенаправленно,так и спонтанно, все зависит от программы деятельности того или иного социальногоинститута.
2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ (11-15 ЛЕТ).2.1 Психолого-физиологическая характеристика подростков.
Особенности проявлений подросткового возраста определяютсяконкретными социальными обстоятельствами, и, прежде всего, изменением места ребенкав обществе, когда подросток субъективно вступает в новые отношения с миромвзрослых, что составляет новое содержание его сознания, формируя такое психологическоеновообразование этого возраста, как самосознание.
1. Характерной чертой самосознания является проявление уподростка способности и   потребности познать самого себя как личность, с ееспецифическими качествами. Это порождает у подростка стремление ксамоутверждению, самовыражению и саморазвитию. Этому способствуют и те новыеобстоятельства, которые отличают образ жизни подростка от образа жизни детеймладшего школьного возраста. Прежде всего это  повышенные требования кподростку со стороны взрослых, товарищей, общественное мнение которыхопределяется не столько успехами школьника в учении, сколько многими другимичертами его личности, взглядами, способностями, характером, умением соблюдать«кодекс нравственности», принятый среди подростков, все это порождает мотивы,побуждающие подростка обратиться к анализу самого себя и к сравнению себя сдругими. Так, у него постепенно формируются ценностные ориентации, складываютсяотносительно устойчивые образцы поведения, которые, в отличие от образцов детеймладшего школьного возраста, представлены уже не столько в виде образаконкретного человека, сколько в определенных требованиях, которые подростки предъявляютк людям и к самому себе.
2. На определенном этапе развития прежнее место, занимаемое ребенкомв системе окружающих его человеческих отношений, осознается им как не соответствующееего возможностям, и он стремится изменить его. Возникает открытое противоречиемежду образом жизни ребенка и его возможностями, уже определившими этот образжизни. В соответствии с этим его деятельность перестраивается.
3. В подростковом возрасте происходит известный «скачок» впсихофизиологическом развитии индивида. Главная железа внутренней секреции –гипофиз, наряду с гонадотрипинами, начинает в большом количестве секретироватьгормон роста – самототропин. В этот период резко ускоряется рост конечностей вдлину. В результате на смену специфически детскому телосложению с пропорциональнымразвитием туловища и конечностей приходит подростковый, голенастый тип, длякоторого характерна длиннорукость и длинноногость. Мальчики-подростки, даже сизбыточным жироотложением, худеют. Регулярные физические нагрузки и закаливаниев этот период могут предотвратить избыточное жироотложение у подростков, предрасположенныхк ожирению.
Появление первых признаков пубертата (у мальчиков в 12-13 лет,у девочек в 10-12 лет) влечет за собой ограничение в кровоснабжении, что отражаетсяне только на работе мышц, но и других органов, включая головной мозг. Так, подросткиэтого возраста отличаются снижением двигательной активности и общей выносливости,их интеллектуальная активность временно снижается.
В дальнейшем, на третьей стадии пубертатного развития (13-15лет у мальчиков и 12-14 лет у девочек) объемная скорость кровотокаувеличивается и соответственно отмечается некоторое увеличение физических иинтеллектуальных возможностей.
При этом заметно повышается кожная температура, особенно конечностей.Одновременно с этим за счет расширения кожных сосудов снижаются возможностифизической терморегуляции, что приводит к учащению простудных заболеваний.
В 15-16 летнем возрасте у мальчиков-подростков происходятсущественные изменения в строении гортани: развивается система гортанных хрящейи голосовых связок. У мальчиков эта перестройка выражена гораздо сильнее, чем удевочек, так как важнейшим регулятором ростовых процессов в гортани являетсямужской гормон – тестостерон. Результат этих морфологических изменений заметенпо мутации голоса у мальчиков-подростков: появляются низкие обертоны и постепенновытесняются высокие детские.
Свойственные подростку, на данном этапе адаптации,категоричность суждений, стремление во что бы то ни стало казаться взрослым, бравируяпри этом своей мнимой самостоятельностью, лишь подчеркивает маргинальную природуподросткового этапа социализации. Резкие изменения, происходящие в этот периодв организме и психике подростка, делают его раздражительным и легко ранимым. Онпытается сформировать собственную систему взглядов на мир, однако многое в нейеще не продумано до конца, основана лишь на случайных наблюдениях, и подростокдовольно легко меняет свои взгляды либо под влиянием новых впечатлений, либо входе дальнейшего более глубокого осмысления.
Подростков в это время характеризует импульсивность, эмоциональность,чувствительность, негативизм, критический склад ума, максимализм, мечтательность.Все эти качества делают подростков социально подвижной частью общества, однакои противоречивой. С одной стороны, несостоявшиеся социальные позиции,неусвоенные социальные роли, а с другой – стремление брать на себя самостоятельнойрешение вопросов. Этот возрастной этап часто называют «кризисным». Кризисподросткового возраста  обусловлен намечающимся разрывом между развитиемвнутреннего мира ребенка и теми отношениями с внешним миром, которыесформировались в предшествующей фазе.
4. В этом возрасте у подростков нередко падает успеваемость.Наблюдаются конфликты с окружающими, в том числе со старшими, сопровождаемыеболезненными и мучительными переживаниями.
5. Этот возраст отличается коренными сдвигами, обусловленнымиперестройкой ранее сложившихся психологических структур. Здесь закладываютсяосновы сознательного поведения, вырисовывается общая  направленность в  формированиинравственных представлений и социальных установок. Свертываются и отмирают прежние интересы подростка, но интенсивно формируются новые на основепроявления  положительных факторов – возрастает его самостоятельность, значительноболее многообразными содержательными становятся его отношения с другими людьми,взрослыми, он активно осваивает чужую социальную позицию, происходит переоценкаценностей.
6. Важнейшим средством художественного познания подростка становитсяего художественная деятельность, которая выступает и как усвоение, и как созданиехудожественных ценностей. Это активный процесс, требующий  творческих силличности, определенных знаний и умений, которые в этой деятельности и приобретаются,и проявляются.
Воспитание умения видеть, слышать, глубоко чувствовать ипонимать прекрасное – все это обеспечивает художественную деятельность,наиболее актуальным периодом, для которой является подростковый возраст. Ибо вподростковом возрасте художественная деятельность ребенка носит ограниченныйхарактер и почти невосполнима в зрелом возрасте.
Подросток стремится к активному действию в области искусства,его уже не удовлетворяют занятия лишь созерцательного характера. Развитие творческихспособностей в одном виде деятельности влияет на общее развитие личности.Привыкая приводить в движение все умения и умственные силы в процессе занятия искусством,подросток впоследствии распространяет эту способность   и на другие видыдеятельности.
7. В подростковом возрасте значительно расширяется объемдеятельности ребенка, качественно изменяется ее характер. Существенные сдвигипроисходят в интеллектуальной деятельности детей. Возрастает желаниезаниматься  сложными, требующими творческого напряжения видами деятельности,такими как оценка художественных произведений, дискутирование по поводу прочитаннойкниги и д. р.
К подростковому возрасту человек обладает достаточно зрелыммышлением, способностью анализировать те или иные явления действительности,способностью понимать их сложную противоречивость. Подростки стремятся понять логикуявлений, отказываются чего-либо принимать на веру, требуют систему доказательств.Основной особенностью интеллектуальной деятельности 10-16 летнего подросткаявляется нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению. Приактивизации абстрактного мышления подростков наглядные компоненты мышления нерегрессируют,  не исчезают, а сохраняются и развиваются, продолжая игратьсущественную роль в общей структуре мышления. Важной особенностью этого возрастаявляется формирование активного, самостоятельного, творческого мышления детей.
Внимание подростка характеризуется не только большим объемом иустойчивостью, но и специфической избирательностью. В эту пору развивается преднамеренноевнимание. Избирательным, целенаправленным, анализирующим становится ивосприятие. При значительной склонности к романтическому, воображение уподростков приобретает более реалистичный и критичный характер. Они болеетрезво оценивают свои возможности.
У подростков значительно увеличивается объем памяти, причем засчет не только лучшего запоминания материала, но и его логического осмысления.Память подростка, как и внимание, постепенно приобретает характер организованных,регулируемых и управляемых процессов.
В связи с учением, возмужанием, накоплением жизненного опыта и,следовательно, продвижением в общем, психологическом развитии у детей к началупереходного возраста формируются новые, более широкие интересы, возникаютразличные увлечения и появляется стремление занять иную, более самостоятельнуюпозицию.2.2 Сензитивные периоды актуализации сущностных сил подростков.
С вступлением ребенка в новую возрастную фазу – подростковую –существенно изменяется его социальное положение в школе, семье, на улице. Имизучаются новые дисциплины, в семье на него возлагают более сложные и ответственныеобязанности, он уже не играет в «эти детские игры с малышами», а стремитсяприбиться к юношеской «тусовке». То есть, он уже не ребенок, но еще и не взрослый.В этой связи возникает благоприятная атмосфера для воздействия на его социально-возрастноесамоопределение.
К подростковому возрасту у ребенка накапливается довольнобольшой объем самой разнообразной информации. С вступления в новую возрастнуюфазу он научается  выстраивать логические схемы, улавливать причинно-следственныесвязи. На этой основе количество полученного знания переходит в новое качество,а в купе с расширяющимся жизненным опытом у него возникает более высокий уровеньсамосознания, он обращает свой взор на внутренний мир и духовный облик другихлюдей и на этой основе выстраивает устойчивый нравственный идеал. Такимобразом, подростковый возраст сензитивен для формирования идеала.
Для подростков огромное значение имеет мнение, оценка сверстникови в то же время в подростковой среде существует своеобразный поведенческий устав,приоритет в котором принадлежит проявлению воли. Именно в этой связи подростковыйвозраст сензитивен для формирования сильной воли, в частности таких черт какцелеустремленность, самостоятельность, выносливость, решительность, смелость,инициативность, выдержка, мужественность и другое.
Заметим, что все эти черты так или иначе разовьются, а если неэти, то альтернативные и направлены будут если не на созидание, то наразрушение, поэтому обществу важно не упустить шанс «воспитать гражданина».
Нравственно этический стержень личности  также имеет пик своегоформирования. Конечно, нравственный стержень человека начинает формироваться сосознания своего «я», т.е. с трех лет, но в этот период детства он, в основном,направляется взрослым «можно» и «нельзя», чаще всего не аргументированным иработающим, в основном, за счет самоограничения ребенка.
В совершенно иное качественное русло процесснравственно-этического формирования индивида входит в подростковом периоде, когдаподросток оценивает себя через соотношения своего внутреннего мира с внутренниммиром других людей. У подростка формируется понятийное мышление, ему доступнопонимание связей между конкретным поступком и качествами личности, на основе чегои появляется потребность в самоусовершенствовании.
Подростка, в процессе накопления им жизненного опыта, а такжеобращения его взора к литературным и киногероям начинают волновать глубоко этическиевопросы о смысле жизни и человеческом счастье, о справедливости, чести идостоинстве, а также о его собственной роли в формированиинравственно-этической среды в его ближайшем окружении.
Нравственно-этические нормы подростка очень далеки от идеала,они фрагментарны и нестабильны, но они, и это более всего важно, впервые формируютсяосознанно и самостоятельно. Отличительной чертой этого процесса, впрочем, скороугасающей, вернее удушенной обществом является искренность и непримиримость,вот откуда берется непримиримость к тому, что он отрицает.
В подростковом возрасте происходят существенные биологическиеизменения – значительный рост мышечной силы, общей стойкости организма и работоспособности,причем как и у мальчиков, так и у девочек. Возникает естественная потребность«применить физическую силу». Обозначенное обстоятельство создает более чемблагоприятные условия для активных занятий спортом и физического труда какдома, так и за его пределами – труда общественного (причем не толькобезвозмездного, но и оплачиваемого).
В возрасте 13-15 лет у мальчиков и 12-14 лет у девочек-подростковформируется тот профиль энергетических возможностей и сократительных свойств скелетныхмышц, с которым человеку суждено прожить всю оставшуюся жизнь. Поэтому в этигоды у мальчиков эффективно развивать скоростные, силовые и скоростно-силовыекачества; можно целенаправленно готовить бегунов на средние дистанции испринтеров, штангистов и борцов, метателей и прыгунов. (Заметим, что болееранняя специализация во всех этих видах спорта нередко оборачивается нарушениемв развитии). Девочкам для сглаживания угловатости движений, формированияпластики и грации целесообразно заниматься всеми видами танца, шейпингом,художественной гимнастикой, легкой атлетикой. Заметим, однако, что организмподростка еще весьма далек от полного физического формирования.
Подростковый возраст характеризуется как пубертатный период,связанный с глубокой перестройкой эндокринной системы, появлением вторичных половыхпризнаков, а также полового влечения, вызываемого обильным выделением гормонов.Это период, когда вопрос принадлежности к полу следует подкреплять поведенческимиактами отношений между мальчиками и девочками, это наиболее благоприятное времяформирования мужественности и женственности.2.3. Типы досугового общения подростков.
 Каждый из нас живет среди людей. Влюбой ситуации, мы независимо от нашего желания, общаемся с людьми.Человеческое общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырехграней: мы обмениваемся информацией, взаимодействуем с другими людьми, познаемих и, вместе с этим, переживаем собственное состояние, возникающее в результатеобщения. Общение выступает как деятельность,  сфера, где человек может реализоватьсебя. Для социализации общение играет одну из важных ролей — это реализациякоммуникативно-информационной функции, приводящей человека во взаимоотношения сдругими людьми, группами людей, системой, насыщающей человека информацией с цельюформирования его образа жизни;
Так как мы рассматриваемдосуговую сферу, то тип досугового общения определяет сам процессвзаимодействия подростков. Можно выделить следующие типы досугового общения.
Позитивист.
Подростки этого типа способны творчески подходить кпоставленной задаче, взваливая при этом основной груз на себя. Ониприслушиваются к мнению родителей, педагогов и сверстников, изо всех сил пытаясьреализовать полезные советы. Их отличает настойчивость в достижении цели, атакже способность правильно оценивать собственные результаты и результаты своихтоварищей. Подростки- позитивисты обладают необходимыми трудовыми навыками,способы планировать свою работу и согласовывать ее с работой группы.
Своеобразная избирательная интуиция позволяет им сразу чувствовать,как к ним относятся окружающие, безошибочно, при первом контакте определяя, кток ним расположен, а кто безразличен. Ответное отношение, даже чересчур прямолинейное,возникает незамедлительно, без попыток его утаить.
Самооценка отличается искренностью и умением правильноподметить черты своего характера. Для них важен результат- признание состороны. Они стремятся приобрести вес в той общности, в которой прибывают надосуге, занять лидерские позиции.
Этот тип подростков отличается повышенным чувством ответственностиза себя, успехи в игре и тому подобное, которое со временем перерастает в чувствоответственности за других. Иногда это чувство гипертрофируется, и уверенностьподростка в себе переходит в страх не оправдать надежд, возложенных на него имсамим, друзьями, педагогами, родными. В этих случаях возможно проявление нервныхсрывов.
Способный.
Это тип подростка, отличающегося универсальным свойством проявлятьспособность ко всему и вся. Они проявляют успехи в учебе, хорошие дети и друзья,достигают больших успехов в художественной, технической и спортивной деятельности.
Такой тип подростков отличают глубокие чувства, искренняяпривязанность к тем от кого исходит любовь, забота и внимание. Привязанностьэта сохраняется, несмотря на легкость и частоту мимолетных ссор. Утратыпереносятся очень тяжело и переживаются долго.
Маломотивированные смены настроения могут создать впечатления поверхностностии легкомыслия, на самом же деле это преданные друзья. Они очень чутки ковсякого рода знакам внимания, благодарности, похвалам и поощрениям. Ониспособны активизировать и воодушевлять на реализацию творческой идеи большуюгруппу подростков, но как правило, их инициативу перехватывает активныйпозитивист. Формирование такого типа происходит при активной поддержкеродителей, их регулярном общении.
Меланхоличный тип(домосед).
Этот тип характеризуется вялостью. Общество егораздражает, компании он избегает, приключения и риск, так изобилующие в досугеих сверстников, для них не привлекательны. Они очень тяжело переживают дажемелкие неприятности и неудачи, болезненно реагируют на замечания и укоры каксверстников, так и взрослых. Представители этого типа предпочитают дружить стеми кто способен удовлетворить их потребность в сопереживании. Тяга кгруппированию со сверстниками, зависит от настроения. Практически никогда непретендует на роль лидера, вполне довольствуясь теневым положением.
Невротичный тип.
У подростков этого типа часто бывает хорошее, даже несколько излишнеприподнятое настроение, которое нередко омрачается вспышками раздражения игнева.  Им присущи такие черты характера, как тревожность, социальная беспомощность,негативизм. Подростки этого типа нетерпимы к проигрышу, вторым ролям и томуподобное, раздражаются, когда долго остаются в тени. Они в постоянномстремлении к самостоятельности и независимости. Плохо переносят строгуюдисциплину и строго регламентированный режим. Отсутствие навыков самоанализа итеплого дружеского общения, склонность к конфликтам порождают острое чувствоодиночества.
Неустойчивый тип.
Это лживые, дерзкие, недисциплинированные подростки с низкойтребовательностью к себе и неспособностью к адекватной самооценки. Они, какправило, отличаются эгоистической направленностью, не ориентированы на социальныенормы. В общении с друзьями мало внимательны к их запросам, интересам, в группеконфликтны. У такого типа даже положительные качества часто трансформируются вотрицательные. Главная их черта – крайняя изменчивость в настроении, котороеменяется слишком часто и чрезмерно круто от ничтожных и даже незаметных дляокружающих поводов.
Такие подростки часто инициируют асоциальное поведение сверстниковпри этом сами готовы совершить подлость, правонарушение, активно противодействуютв воспитательному на них воздействию. Для них характерна нестабильность, резкаяперемена привычных взаимоотношений с окружающими, конфликтность в сфередосугового общения.
3. ДОСУГ КАК СФЕРА СОЦИАЛИЗАЦИИ.3.1 Понятие «Досуг».
Плодотворное использование досуга человеком – важная задачаобщества, ибо, когда он осуществляет процесс своего досугового общения сискусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, важно, чтобыделал он это рационально, продуктивно и творчески.
Так что же такое детский досуг? До сих пор нет общепринятого определения этого понятия. Более того, в специальной литературе досуг имеетсамые разнообразные определения и толкования.
Досуг часто отождествляется со свободным временем (Ф. С. Махов,А.Т. Куракин, В.В. Фатьянов и д.р.), с внешкольной и внеклассной работой (Б. Э.Вульфов, Л. Н. Николаева, М. М. Поташник и д. р.), и даже с внеучебным временем(Л. К. Балясная, Т. В. Сорокина и д. р.). Но можно ли отождествлять свободноевремя с досугом? Нет, так как свободное время есть у всех, а досугом обладаетне каждый. Существует много интерпретаций слова «досуг». Досугом называетсядеятельность, отношения, состояние ума. Множество подходов осложняет попыткипонять, что значит досуг.
 Английское слово досуг (LEISURE) беретсвое начало из латинского языка (LIGERE), что означает«быть свободным». Из латинского языка во французский пришло (LOISIR),что означает «быть разрешенным», а в английский такое слово как (LICENSE), что означает «быть свободным» (свобода отклонятьправило, практику и т. д.). Все эти слова являются родственными, подразумеваявыбор и отсутствие принуждение. В древней Греции слово досуг (SCHOLE)означало «серьезная деятельность без давления необходимости». Английское слово(SCOOL) произошло от греческого слова SCHOLE,(досуг), что предполагает окончательное соединение между досугом и образованием.
Досуг способен объединить и отдых и труд. Большая часть досугав современном обществе   занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг»включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественнаяработа на добровольных началах.
Определение досуга распадается на четыре основных группы.
— Досуг как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры иинтеллекта; это состояние ума и души. В этой концепции досуг обычнорассматривается с точки зрения эффективности, с какой человек делает что-либо 
— Досуг как деятельность — обычно характеризуется какдеятельность не связанная с работой. Это определение досуга включает ценностисамореализации.
— Досуг, как свободное время, время выбора. Это время можетбыть использовано различным образом, причем оно может быть использовано длядеятельности связанной с работой или не связанно с ней. Досуг рассматриваетсякак время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью.
— Досуг интегрирует три предыдущих концепции, стирает граньмежду «работой» и «не работой» и оценивает досуг в терминах описывающих человеческоеповедение. Включает в себя понятия времени и отношения к времени.
Макс Каплан считает, что досуг- это гораздо больше, чем простосвободное время или перечень видов деятельности, направленных навосстановление. Досуг следует понимать как центральный элемент культуры, имеющийглубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи, политики.
Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми,подростками и юношеством фундаментальных человеческих потребностей. В процесседосуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личныенедостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг всущественной степени ответственен в части формирования характера ребенка, вчастности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность,мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и д. р.
Досуг при известных обстоятельствах может стать важным факторомфизического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональноездоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств, и,наконец, досуг признается значительным орудием в предупреждении умственнойотсталости и реабилитации умственно больных детей. Особая ценность досугазаключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше реализовать толучшее, что в нем есть.
Можно выделить реальныйдосуг (общественно полезный) и мнимый (асоциальный, личностно значимый)досуг.
Реальный досуг никогда не находится в разрыве как ссамой личностью, так и с обществом. Наоборот, это состояние деятельности,создание свободы из необходимых повседневных дел, время для отдыха,самоактуализации, развлечения.
Мнимый досуг-это, прежде всего насилие, любо надсобой, либо над обществом, и как результат разрушение себя и общества. Мнимыйдосуг, обусловлен неумением проводить свое время, это бесцельное времяпрепровождение,приводящее к асоциальным поступкам. 3.1. Характеристики досуга.
   Можно вывести следующие основныехарактеристики досуга детей, подростков и юношества:
-    досуг имеет ярковыраженные физиологический, психологический и социальный аспекты;
-    досуг  основан надобровольности при выборе рода занятий и степени активности;
-    досугпредполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
-    досуг формирует иразвивает личность;
-    досугспособствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности черезсвободно выбранные действия;
-    досуг формируетпотребность детей в свободе и независимости;
-    досугспособствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизниумений и навыков;
-    досуг стимулируеттворческую инициативу детей;
-    досуг есть сфераудовлетворения потребностей личности;
-    досугспособствует формированию ценностных  ориентаций;
-    досугдетерминирован внутренне и внешне;
-    досуг выступаеткак своеобразная «зона ограниченного вмешательства взрослых»;
-    досуг способствуетобъективной самооценке детей;
-    досуг формируетпозитивную «Я- концепцию»;
-    досугобеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;
-    досугспособствует самовоспитанию личности;
-    досуг формируетсоциально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе;
-    досуг-активность, контрастирующая с полным отдыхом;
-    природе детскогодосуга чужда оппозиция «учебное время» — досуг (как часть внеучебного времени);
-    детский досугподразделяется на собственно досуг и полудосуг;
-    детский досугширок в своем понимании.
Таким образом, можноконстатировать, что сущностью детско-юношеского досуга является творческоеповедение (взаимодействие с окружающей средой) детей, подростков и юношества всвободной для выбора рода занятий и степени активностипространственно-временной среде, детерминированный внутренне(потребностями,мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами,порождающими поведение). 3.3. Функции, задачи и особенности досуга.
Характерологические особенности детского досугаявляются основополагающими для определения его функций.
Творческое самоосуществление личности подростка – актуализациягенетически запрограммированных задатков, а также реализация сформированных впроцессе социальной деятельности способностей как нельзя лучше протекают вдосуговое время, сущностью которого является свободная творческая деятельность.Детский досуг это своеобразная «зона невмешательства» так необходимая для самопроверки,оценке собственного «Я». Досуг для подростков – это сфера, в которой, выступаяв новых ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно остро иполнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости,активной деятельности и самовыражении. Таким образом, детскому досугусвойственна самореализационная функция.
Творческая деятельность есть «родовая сущность человека»,реализуя которую «он преобразует мир» (К. Маркс). Творческие процессы во всейсвоей силе обнаруживаются в детской игре, в узнавании окружающего мира, вприсвоении детьми самых разнообразных социальных амплуа. Причем преимущественноэти процессы осуществляются в досуговое время. Через механизм эмоциональноговосприятия и переживания подростки максимально активно усваивают элементытворческой деятельности. Которые, закрепляются в их сознании и поведении иоткладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Стало быть, детскому досугусвойственна творческая функция.
Досуг – это зона активного общения, удовлетворяющая потребностиподростков в контактах. Такие формы досуга как самодеятельное объединение поинтересам, массовые праздники – благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств,достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми.
Такие формы досуга как самостоятельные объединения поинтересам, игровые программы, массовые праздники и другие – благоприятная сферадля осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении сдругими людьми. Дети оценивают себя, ориентируясь на социально принятыекритерии и эталоны, ибо самосознание социально по своему содержанию, по своейсути и невозможно вне процесса общения. Именно в условиях досуга формируются общности,дающие детям, подросткам и юношеству возможность выступать в самыхразнообразных социальных амплуа. Таким образом, можно обозначить еще однуфункцию детского досуга – коммуникативную.
В сфере досуга дети, подростки, юноши (девушки) более открытыдля влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, чтопозволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облики мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровожденияпроисходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулированиетрудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения вобществе.
Отличительной особенностью детского досуга является еготеатрализация. Художественные образы, воздействуя через эмоциональную сферу,заставляют его переживать, страдать и радоваться, их воздействие часто намногоострее жизненных коллизий. Иначе говоря, детский досуг благоприятен дляформирования возвышенных идеалов и выработки системы ценностных предпочтений.
Досуговое время подрастающего поколения оказывает огромноевлияние на познавательную деятельность детей, подростков и юношества. В досугепроисходит узнавание нового в самых разнообразных областях знания: расширяетсяхудожественный кругозор; постигается процесс технического творчества; происходитзнакомство с историей спорта и так далее; наконец, осуществляется вооруженностьдосуговыми видами деятельности. Это значит, что детскому досугу свойственнапросветительская функция.
Одна из важных задач детского досуга – помочь в выборе профессии.От первого периода детства до юношеского возраста все актуальней становится вопрособ избрании профессии. От тривиального: «Кем быть?» в детстве, до мучительногопоиска своего места в жизни в юношеские годы, вопрос выбора профессии волнуетвсе возрастные группы подрастающего поколения.
Большинство детей находят ответ на этот важный вопрос в сфередосуга. Во время досуга дети читают книги, смотрят кинофильмы, спектакли ителепередачи, где открывают для себя мир профессий. А наметив для себя профессиональныйпуть, преимущественно на досуге, приобретают знания и развивают способности, навыкиспецифические для того или иного вида деятельности. И, наконец, досуговыеучреждения целенаправленно осуществляют профориентационную деятельность, тоесть, детский досуг предполагает осуществление профориентационной функции. 
Жизнедеятельность современных детей, подростков и юношества предельнонасыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует большихзатрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне детскийдосуг, осуществляющийся преимущественно на основе игровой деятельности, помогаетснять создавшееся напряжение. Именно в рамках досугового времени происходитвосстановление и воспроизводство утраченных сил, то есть, реализуется рекреационнаяфункция.
Более того, заложенное от природы стремление человека кполучению удовольствия также преимущественно реализуется в сфере досуга. Дети,подростки и юноши получают наслаждение от самых разнообразных досуговыхзанятий: игры и победы в ней; узнавание нового и возможность творить на этойоснове модель самолета. Иными словами, детскому досугу свойственнагедонистическая функция.
Разнообразные по форме, содержанию и эмоциональной насыщенностидосуговые занятия детей, подростков и юношества вызывают широкий резонанс в ихдушах, в кругу друзей и знакомых, в классе и семье, порождая таким образомзаданное досуговым мероприятием общение на предмет услышанного, увиденного,совершенного. Как результат, осуществляются виды деятельности, которые самребенок не совершил бы не будь побуждения извне. То есть детский досуг предполагаетпрокреативную функцию.3.4. Принципы досуга.
Всякая деятельность зиждется наобщих закономерностях ее развития. Досуг детей, подростков и юношестваразвивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированнымна практике.
К ним относятся:
1.    Принципвсеобщности и доступности- то есть возможность приобщения, вовлеченности всехбез исключения детей, подростков и юношества в сферу деятельности досуговыхучреждений с целью удовлетворения творческих потенций подрастающего поколения,их досуговых запросов и интересов.
2.    Принципсамодеятельности – реализуется на всех уровнях детского досуга: отлюбительского объединения до массового праздника. Самодеятельность, каксущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любойиндивидуальной и коллективной деятельности. Принцип самодеятельности зиждетсяна творческой активности, увлеченности и инициативе детей.
3.    Принципиндивидуального подхода – предполагает учет индивидуальных запросов, интересов,склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей исоциальной среды обитания детей, подростков и юношества при обеспечении ихдосуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждогоучастника досуговой акции.
4.    Принципсистематичности и целенаправленности – предполагает осуществление этойдеятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывностии взаимозависимости  в работе всех социальных институтов, призванныхобеспечивать досуг детей, подростков и юношества. Важно направлять детей,подростков и юношество на дела общественно значимые, поскольку богатствотворческих сил индивида зависит от всестороннего и полного проявления этих силв жизни общества. Это процесс ограниченного превращения человека в общественноесущество, в активную и творческую личность, живущую полной жизнью в согласии ссамим собой и обществом.
5.    Принциппреемственности – в первую очередь предполагает культурное взаимодействие ивзаимовлияние поколений.  Необходимо активизировать деятельностьродителей, всех взрослых на передачу детям социального знания и опыта на проведениеразумного досуга, его философии. Принцип преемственности означает такжеподдержание норм и традиций при перемещении детей из одной возрастной общностив другую, из одного социально-воспитательного учреждения в другое.
6.    Принципзанимательности – заключается в создании непринужденного эмоционального общенияпосредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации, ибосухость, блеклость, отсутствие эмоциональной привлекательности способны обречьна неудачу любые формы и методы работы. Детский досуг должен быть красочнооформлен и дополнен самой разнообразной атрибутикой. Все это превращает досугдетей, подростков и юношества в праздник.
Реализация принципов организации детского досуга напрактике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамкидосугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, целькоторой – разностороннее развитие личности ребенка, подростка, юноши (девушки).3.5. Досуговые социальные институты в социализации подростков.
С целью социализации подрастающего поколения созданаспециальная система учреждений. Это, в первую очередь – детские сады и школы.Кроме того, существуют естественно сложившиеся учреждения и организации,функционирование которых направленно на «включение» индивидов в общество. Этокультурно-досуговые учреждения, спортивные комплексы, научно-технические центрыи т.п., функционирующие в сфере досуга, с расширением границ которых повышаетсяи социализирующее воздействие на детей, подростков и юношество.
Однако, сам по себе досуг не является показателемценностей. Самое главное заключается в характере его использования, степени егосоциальной насыщенности. Досуг может стать могучим стимулом для развитияличности. В этом заключены его прогрессивные возможности. Но досуг можетпревратить в силу, калечащую личность, деформирующую сознание и поведение,привести к ограничению духовного мира и даже к таким проявлениям ассоциальностикак пьянство, наркомания, проституция, преступность.
В этой связи особую актуальность приобретает вопрос осоотношении между направленным процессом социализации и количественнопреобладающим стихийным воздействием на индивида. К сожалению, чаще всегосоциализирующее воздействие на детей, подростков и юношество бывает случайным,мало организованным в целостную систему в различных сферах деятельности – всемье, в школе, в досуговых учреждениях. Случайными могут быть посещение кино,театра, выставки, выбора литературы для чтения и музыки для прослушивания. Случайнымможет оказаться окружение и дела осуществляемые в этой группе. И хорошо, еслислучайный выбор удачен, в противном случае он влечет за собой приобщение детей,подростков и юношества к ассоциальным явлениям.
Разрешение этого противоречия заключается вцеленаправленной формирующей деятельности различных социальных институтов,ориентированной на формирование соответствия между лично значимым и общественнозначимым, на формирование общечеловеческих ценностей подрастающего поколения.Особая роль в решении этих задач отводится семье, школе и досуговымучреждениям.
Семья, являясь источником первоначального развитияприродных свойств человека, где формируется основа для развития собственночеловеческих потенций, а также специфические роли и отношения в макро — имикрогруппах, могла бы оказать существенное воздействие на формирование иразвитие подрастающего поколения.
Весьма существенное значение в социализации детей,подростков и юношества имеет школа, где на различных этапах в программуобразования включены предметы, способствующие осуществлению этого процесса. Вотдельных школах факультативно преподаются предметы «человековедение», «основыэтики и эстетики», «риторика», «этика и психология семейных отношений» идругие, способствующие становлению человека. Этот процесс усиливается«внедрением» в школу специальных учебных телепередач, однако всего этогосовершенно недостаточно для полноценной социализации учащихся. Более активносоциализация школьников осуществляется через систему внеклассных мероприятий.Так, лекциями и беседами на нравственно-этические, экологические,искусствоведческие и другие темы охвачены все учащиеся средних школ.
Важное место в объеме школьной работы по социализацииучащихся занимают массовые мероприятия. Внутришкольные вечера, беседы, диспутыпо различным проблемам, недели музыки, детской книги и другие мероприятия способствуютсоциальному становлению и развитию учащихся.
Указанное выше во многом способствует процессусоциализации подрастающего поколения в условиях школы. Однако, внекласснаяработа не носит для школьников обязательного характера и поэтому не охватываетвсех учащихся. Кроме того, в этой деятельности не используется все многообразиеформ и методов работы, она не всегда целенаправленна, эпизодична и не имеетмассового характера по причине слабой оснащенности школы и недостаткаспециалистов для осуществления процесса социализации детей, подростков июношества.
Важным и эффективным фактором социализации детей,подростков и юношества является досуговое учреждение, которое по природе своейявляется учреждением полифункциональным и мобильным, способным объединять иактивно использовать все социальные институты, оказывающие социализирующеевоздействие на личность. Именно приложением сил творческих союзов и организацийопределяется многообразие форм и средств воздействия досугового учреждения надетей, подростков и юношество.
Возможность вбирать в себя функции всех социальныхинститутов, способствующих формированию и развитию подрастающего поколения,делает работу досуговых учреждений привлекательной, интересной исодержательной, а это, в свою очередь, способствует привлечению в нихшкольников. Досуговое учреждение дает возможность широким массам школьниковразвивать свои творческие способности и открывает пути самореализации личности.В своих высших формах досуговая деятельность служит целям воспитания,просвещения и самовоспитания подрастающего поколения. Причем решаются этизадачи в досуговом учреждении своеобразно, в ограниченном сочетании скультурным отдыхом и разумными развлечениями. Это вызывает благоприятныйпсихологический настрой  и облегчает процесс социализации подрастающегопоколения.
Досуговая деятельность базируется на принципе интереса.Если посетителю будет неинтересно в досуговом учреждении, то он не пойдет внего. Это обязывает их учитывать конкретные интересы и запросы своихпосетителей, формировать их, направлять в нужное русло и строить свою работу сих учетом. Направленный интерес создает благоприятную психологическую установкуу посетителей и делает процесс социализации более эффективным. На такой основебазируется досуговая деятельность.
Однако, в современных социально-экономических условиях,когда детский досуг недопустимо коммерциализируется и включенность в сферудеятельности досуговых  учреждений в силу отсутствия материальных средств,становится уделом избранных, говорить о масштабности сферы их влияния неприходится.
В результате, в обществе создается вакуум в сфересоциализации подрастающего поколения. Но природа, как известно, пустот нетерпит и все в большей и большей степени в источник социальной информациипревращается улица, определяя свои нормы поведения, формируя своеобразный«кодекс нравственности», диктуя свои условия общественного становления ивыживания. В конечном итоге улица все больше и больше превращается в одно изсамых действенных средств социализации подрастающего поколения. И, какрезультат – безудержный  рост детской преступности и страстное желание детейразбогатеть, не прикладывая при этом на физических, ни интеллектуальных усилий.
В условиях усиления тенденции сокращения вложенийгосударственных средств в развитие детско-юношеских досуговых учреждений,исходя из посылки вредоносности «растаскивания» личности ребенка по ведомствами сферам влияния, а также опираясь на международный опыт организации детскогодосуга, представляется целесообразным сконцентрировать материальные средства,кадровый потенциал и основную досуговую деятельность детей, подростков и юношествав детских садах и учебных заведениях. В результате чего, все без исключениядети, подростки и юноши (девушки) будут вовлечены в орбиту педагогическинаправленной культурно-досуговой деятельности.
Вместе с тем, параллельно с всеобщей системой можетсуществовать специальная или дополнительная система, обеспечивающаясоциализацию подрастающего поколения в сфере досуга. То есть, могутсуществовать два типа моделей социализации детей, подростков и юношества всфере досуга – общая и специальная, каждая со своим наполнением.

ТИПЫМОДЕЛЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА В СФЕРЕ ДОСУГА.
Общаямодель                                                                      Специальная модель
(обязательная)                                                                       (добровольная)
Типы социально-досуговых учреждений:
(основные)
семья, детский сад, учебныезаведения                          семья, парки,
средние школы,школы-интренаты,                               летние лагеря, библиотеки,
специнтернаты, ПТУ,колледжи,                                   технические станции,
техникумы, вузы ит.д.                                                 культурно-досуговые центры,
  физкультурно-спортивные комплексы,
музыкальные, хореографические,
художественные школы.
(вспомогательные)
средствамассовой информации, театры, кинотеатры, творческие союзы, технические испортивные общества, массовые добровольные организации.
Виды деятельности в сфере досуга
Программныевиды деятельности:                                Добровольные виды
Общественно-политическая,                                             деятельности
Художественная(музыка, изо,                                      (ориентацией на
Хореография,драма),                                                        склонности и способности).
Техническая, спортивная.                                                    
Направления деятельности
(общая и специальные модели)
-    этнография;
-    история;
-    эстетика;
-    экология;
-    человековедение;
-    профориентация;
-    техника.
Формы деятельности общей испециальной моделей
Индивидуальные, групповые, массовые.
Заметим, что общая модель социализации должнаосуществляться за счет государства в рамках детских садов и школьных досуговыхпрограмм, а также за счет самоорганизации семейного досуга (самодосуга).
Специальная модель социализации может осуществляться науровне коммерческих структур, и то, что она не будет доступна всем детям,существенно не отразится на социальном здоровье нации, ибо предполагается, чтообщая модель вбирает в себя необходимый минимум социальных знаний, умений инавыков для детей, подростков и юношества.
Рассмотрим функции социальных институтов, призванныхосуществлять становление и развитие индивида в сфере досуга, в рамках общей модели.
Семья, как институт социализации в большинстве случаевиграет решающую роль в деле формирования личности, ее ценностных ориентаций.Семья, формируя молодое поколение, приобщает детей к ценностям и нормамобщества. В определенном смысле семья может рассматриваться как своеобразныйинститут культуры, ибо семья обеспечивает многостороннее участие детей вкультуре общества.
Путь социализации ребенка, осуществляемый прежде всегопосредством активного и внимательного восприятия окружающего мира, начиная отприроды, общения людей, красоты, растворенной во всех формах жизни идеятельности человека, оказывает значительно более глубокое и серьезноевлияние, если он начинается в самом раннем возрасте, что возможно только всемье.
Целостный нравственно-этический подход к явлениям жизни –результат деятельности, кропотливой и индивидуальной работы с ребенком, которую,в первую очередь, выполняет семья с ее неповторимым в каждом случае опытом итрадициями воспитания, сложившимся бытовым укладом, духовными интересами ипотребности.
Предпосылкой художественного формирования ребенка являетсясовместная культурно-досуговая деятельность родителей и детей. Данные исследованияпоказывают, что совместная досуговая деятельность взрослых и детей в семье носитв целом относительно активный характер
Опыт наблюдения за природой в разные времена годаразвивает чувство гармонии, цвета, пространства, обогащает воображение иразвивает фантазию. Только внутреннее «чувство природы», сложившееся в детствеи отрочестве, может сформироваться в определенный психологический механизм,который будет реагировать всякий раз при взгляде человека на окружающий мирприроды. Пробуждение «чувства природы» и закрепление его в сознании ребенка –одна из главных задач социализации.
Таким образом, семья в любом обществе является той нишей,где подрастающее поколение получает первый социальный опыт знания норм и эталоновкультуры, знакомится с реальным повседневным поведением и общением людей. Семьявыступает и воспитателем детей, реализуя определенные идеалы, нормы, иценности, приобщая подрастающее поколение к исторически сложившимся формам и видамсоциальной деятельности, научая детей трудиться и познавать.
При этом следует отметить, что процесс социализации детей,подростков и юношества в каждой семье проходит по-разному и зависит отсовокупности факторов: условий субкультуры семьи; полноты семьи; степени, вкоторой семье удается оказывать влияние на ребенка; материального благополучиясемьи; количества членов семьи и места конкретного ребенка в ее структуре;продолжительности времени, уделяемого родителями ребенку в сфере досуга.Организация совместной досуговой деятельности родителей и детей это, конечноже, прежде всего, дело самой семьи.
Сегодня нет другого социального института кроме самойсемьи, который бы был ближе и территориально, и по времени проведения тамдетей, чем школа.
Более того, именно школа является тем основным звеномсистемы, которое обеспечивает освоение ребенком тех социальных ролей, которыеему предстоит выполнять как полноправному гражданину, то есть социализироватьподрастающее поколение.
При этом  следует отметить, что процесс воспитания,«возделывания» формирующейся, развивающейся личности предпочтительнееосуществлять не разрывая ребенка на части – в клуб, спортшколу, техническуюстанцию и т.п., а осуществлять всестороннее развитие личности ребенка в стенахсамой школы, но с привлечением всех сторон воспитательного процесса, а именно:педагог- ребенок- родители, ибо только педагогическое сотрудничество этих трехсторон может привести к успеху в деле социализации подрастающего поколения.
С целью целостного «возделывания» ребенка необходимодостичь органического единства учебной и внеучебной работы посредствомпредоставления каждому учащемуся в свободное  от учебы время возможности здесьже в стенах школы заниматься полезным делом с учетом его интересов, склонностейи способностей, превратив школу в центр культурно-досуговой деятельности семьи в микрорайоне. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. В средних школахвведены специальные должности педагога-организатора внеклассной и внешкольнойвоспитательной работы с детьми.
Опыт работы лучших организаторов внеклассной и внешкольнойработы убедительно показал своевременность и значимость этого шага. В школах,где еще недавно после занятий гасился свет, и закрывались двери актового и спортивногозалов, а также прекрасно оборудованные кабинеты физики, химии, географии ит.д., сегодня заметно повысилась активность школьников в самой разнообразной внеурочнойдосуговой деятельности.
Опытно-экспериментальная работа, осуществленная в рядешкол Санкт-Петербурга, показала, что даже на уровне теперешнего кадровогообеспечения школы, то есть без дополнительного привлечения финансовых средстворганизация досуга может осуществляться по следующим направлениям:
1.Организация художественно-массовой работы.
          2.Развитие прикладного искусства, художественногои технического творчества.
          3.Развитие физкультуры и спорта.
          4.Организация работы с родителями учащихся:
             А) по пропаганде педагогических знаний;
             Б) по организации семейного досуга.
А если канализировать все материальные средства и кадровыйпотенциал клубов по месту жительства, детских домов культуры и спортивных учреждений(в той части, в которой они занимаются организацией досуга детей, подростков июношества за счет финансирования из госбюджета) в школу, то она вполне в состояниибудет реализовать целевую комплексную программу организации досуга учащихся среднихшкол.
Реализация специальной модели социализации детей,подростков и юношества в сфере досуга может осуществляться культурно-досуговымицентрами, парками, физкультурно-спортивными комплексами, музыкальными,хореографическими и художественными школами, библиотеками, техническимистанциями, летними лагерями, экскурсионно-туристскими,спортивно-оздоровительными и санаторно-курортными учреждениями при активномучастии всей семьи ребенка. Деятельность обозначенных социальных институтов(при условии обеспечения общей модели) может быть основана на коммерческойоснове.
Существует бесконечное множество программно-методическихразработок функционирования культурно-досуговых учреждений второго типа, и заненадобностью мы не будем более подробно останавливаться на анализе ихдеятельности.
Заметим, что большей эффективности функционирования какобщей, так и специальной моделей для работы с детьми, подростками и юношествомцелесообразно использовать средства массовой информации, театры, кинотеатры,музеи, выставки, религиозно-культовые учреждения, массовые добровольные организации.
Заключение.
Резюмируя вышесказанное, социализация– это сложный непрерывный    процесс, протекающий на биологическом,психологическом и социальном уровнях, при котором, с одной стороны, потребностиотдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным (илиотвергаются ею). Причем адаптация носит не пассивный характер, приводящий кконформизму, а активный, при котором индивид добровольно и творчески выстраиваетсвою роль в обществе, развивая и совершенствуя при этом человеческую природу науровне генетической памяти. С другой, общество формирует нормы морали и поведения,педагогически целесообразные формы общежития, отношения между людьми в семье,школе, в досуговых учреждениях, в иной окружающей человека социальной среде.  Социализациякак поэтапный процесс протекает в сознании и поведении детей во множествепараллелей по поводу каждой социальной информации, причем, придя к своемулогическому завершению – самооценке, на определенном этапе жизни этот процессповторяется вновь по тому же поводу, но уже на новом качественном уровне.      
Функции социализации раскрывают,и определяют процесс развития индивида и общества. Функции направляютактивность индивида, определяя более или менее перспективные пути развитияличности. Они, реализуясь в комплексе, дают возможность индивиду проявить себяв определенной сфере деятельности.
Включение в уровни (биологический,психологический, социально- педагогический) обуславливает пространственно-временнуюнепрерывность процесса социализации на протяжении всей  жизни человека
Поскольку социальнаясреда есть явление динамическое, результатом социализации являются все новые иновые качества, приобретаемые в процессе социальной жизни, благодарязавязыванию все новых связей, отношений с другими людьми, общностями, системами.
Досуг являетсяблагоприятной почвой для испытания детьми, подростками и юношествомфундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздопроще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можнопреодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степениответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качествкак инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность,выносливость, настойчивость, искренность, честность и д. р.
Творческое самоосуществлениеличности подростка – актуализация генетически запрограммированных задатков, атакже реализация сформированных в процессе социальной деятельности способностейкак нельзя лучше протекают в досуговое время, сущностью которого являетсясвободная творческая деятельность.
Досуг – это зона активногообщения, удовлетворяющая потребности подростков в контактах.
В сфере досуга дети,подростки, юноши (девушки) более открыты для влияния и воздействия на них самыхразличных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностьювоздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессеколлективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувстватоварищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовойактивности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе.
Досуг может стать могучимстимулом для развития личности. В этом заключены его прогрессивные возможности.Но досуг может превратить в силу, калечащую личность, деформирующую сознание иповедение, привести к ограничению духовного мира и даже к таким проявлениямассоциальности как пьянство, наркомания, проституция, преступность.
В этой связи особуюактуальность приобретает вопрос о соотношении между направленным процессомсоциализации и количественно преобладающим стихийным воздействием на индивида.К сожалению, чаще всего социализирующее воздействие на детей, подростков июношество бывает случайным, мало организованным в целостную систему в различныхсферах деятельности – в семье, в школе, в досуговых учреждениях.
Возможность вбирать в себяфункции всех социальных институтов, способствующих формированию и развитиюподрастающего поколения, делает работу досуговых учреждений привлекательной,интересной и содержательной, а это, в свою очередь, способствует привлечению вних школьников. Досуговое учреждение дает возможность широким массам школьниковразвивать свои творческие способности и открывает пути самореализации личности.В своих высших формах досуговая деятельность служит целям воспитания,просвещения и самовоспитания подрастающего поколения. Причем решаются этизадачи в досуговом учреждении своеобразно, в ограниченном сочетании скультурным отдыхом и разумными развлечениями. Это вызывает благоприятныйпсихологический настрой  и облегчает процесс социализации подрастающего поколения.

БИБЛИОГРАФИЯ
1.   Андреев В.И. диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности.Казань. 1988 г.
2.   Анищук В.В. Рост социальной активности молодежи. Киев, Одесса. 1989г.
3.   Артемьев Т.И. Развитие личности и ее способностей. М., 1982г.
4.   Асеев В.Б. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976г.
5.   Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководстводля отчаявшихся родителей. М., 1991г.
6.   Белая Л.Л. Клуб в жизни ребенка. М., 1984г.
7.   Буева Л.П. Социальная  среда и сознание личности. М., 1968г.
8.   Бурменская Г.В. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1991г.
9.   Верб Л.А. Эстетические потребности и духовное развитие личности. Л.,1981г.
10. Вмире подростка. М., 1980г.
11. Внешкольныеучреждения. М., 1978г.
12. Воспитаниеувлечением: формирование и деятельность клубных объединений. М., 1978г.
13. ГилинскийЯ.И. Стадии социализации индивида. Человек и общество (проблемы социализациииндивида). Л., 1971г.
14. ЕреминВ.А. Улица-подросток- воспитатель. М., 1991г.
15. ЕрошенковИ.Н. Работа клубных учреждений с детьми и подростками. М., 1982г.
16. ЖугановА.В. Творческая активность личности: содержание, пути формирования иреализации. Л., 1991г.
17. Изопыта формирования эстетического отношения к искусству в подростковом возрасте.М., 1987г.
18. КолесовД.В., Мягков И.Ф. О психологии и физиологии подростка – учителю. М., 1986г.
19. КондрашенкоВ.Т., Чернявская А.Г. По лабиринтам души подростка. Минск., 1991г.
20. КраковскийА.П. О подростках. Содержание возрастного, полового и типологического вличности младшего и старшего подростка. М., 1970г.
21. МаховФ. С. Когда подростку интересно. Подросток в школе и в клубе. М., 1986г.
22. МаховФ.С. Подросток и свободное время. Л., 1982г.
23. МудрикА.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения. М., 1990г.
24. МудрикА.В. Социальная педагогика. Академия. М., 2000г.
25. ПлатоноваН.М. Основы социальной педагогики. СПб., 1997г.
26. СтрельцовЮ.А. Общение в сфере свободного времени. М., 1991г.
27. ТитовБ. А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. СПб, 1997 г.
28. ТрегубовБ.А. Свободное время молодежи: сущность, управление. СПб., 1991г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.