Реферат по предмету "Педагогика"


Развитие творческих способностей у детей

Министерствообразования Российской Федерации
          Самарскийсоциально-педагогический колледж
                                   Курсовая работа
по педагогике
Тема: Развитие творческих способностей у детей

Работа выполнена
студенткой 5Е группы
Руководитель:
Нестерова О.М.
Самара 2003
Оглавление
     I. Теоретическая часть
1.  Введение
2.  Значение периодадетства для развития
          творческих способностей
3.  Развитие интересак творчеству
4.  Виды творческойдеятельности
     5.  Методы развития творческих способностей у детей
    II.Практическая часть
      6. Заключение
      7. Приложение
      8. Список литературы 
Введение
Воли не удастся никогда создать
                                                                        мудрецов, если будете убивать 
                                               в детях шалунов.
Ж.-Ж. Руссо
    Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальныхпродуктов, имеющих общественное значение.
    Сущность творчества – предугадывании результата, правильно поставившего опыт,в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности, в том,что Склодовская называла чувством природы.
    Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных.И каждое дело – задача, то более, то менее трудная.
    При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь илисоздается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, какнаблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи изависимости-все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
    Нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями.
    Задача дополнительного образования – выявить и развить их в доступной иинтересной детям деятельности. Во многих случаях результаты были настольковпечатляющими, что те, кто видел работы учащихся, невольно восклицали: «Ну, этоудел одаренных, талантливых, способных!». Однако вызывающие восхищение работы внаших условиях выполняют обычные дети, и притом все. Просто я считаю, чторазвить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности,дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявленияи расцвета его одаренности.
    «Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются,расцветают в труде и гибнут в бездействие».
    Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит черезприобщение школьников к продуктивной творческой деятельности с 1-го класса.
    Кому нужны творческие способности?
    Ускорение научно-технического прогресса будет зависеть от количества икачества, творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстроеразвитие науки, техники и производства, от того, что теперь называют повышениеминтеллектуального потенциала народа.
    Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере,другие в большей, но обязательно все. Откуда же взять столько талантливых испособных? Природа, все знают, не щедра на таланты. Они как алмазы, встречаютсяредко….
    Объектом исследования данной курсовой работы является педагогический процесс,а именно процесс развития творческих способностей у детей. Цель данногоисследования:
1)  Изучение проблемы развитиякреативных способностей детей, а именно тех ее аспектов, значение которыхнеобходимо для практической деятельности в этом направлении педагогадополнительного образования.
2)  Выявить эффективные приемыразвития творческих способностей в условиях учреждения дополнительногообразования.
3)  Использовать специальные приемыдля развития творческих способностей детей.    
Входе работы, мы ставим перед собой следующие задачи:
1.  Выявление основных компонентовтворческих способностей на основе анализа литературы.
2.  Изучить и проанализироватьразработанную проблему в психолого-педагогической литературе.
3.  Выявить особенности творчествадетей в условиях кружка «Умелые руки».
              
Значение периода детства для развития творческихспособностей
    Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большойпуть развития.
    Первые годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего, и надо как можнополнее использовать их. Точнее говоря, первые толчки к развитию творческихспособностей.
    Это можно объяснить тем, какое количество связей «задействовано» междуклетками мозга. Каждый ребенок имеет при рождении богатейшую волокнистую сеть,соединяющую клетки мозга, но это только потенциальные, возможные связи.Реальными, действующими они становятся только тогда, когда запускаются в ходопределенные нервные структуры, когда начинают функционировать те или иныеспособности и по «линиям связи» начинают проходить биотоки. И чем моложеребенок, тем образование связей проходит легче, а с возрастом все труднее итруднее.
    Интересно, что ни у кого не возникает подобного вопроса, когда учат ребенкаразговаривать. Никто не задумывается, пора или не пора начинать говорить с ним.С ним просто говорят – со дня его рождения, когда он еще и не воспринимает,кажется ничего. Проходит пять, десять месяцев, наступает момент – произнесенопервое слово!
    Условия для того, чтобы это произошло, были обеспечены заранее, они опережалиразвитие речи, непрерывно стимулировали ее, и созревание соответствующихотделов мозга шло успешно.
    А что если и в развитии других способностей поступить подобным образом:насколько это, возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системойотношений, которые стимулировали самую разнообразную его творческуюдеятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующиймомент способно наиболее эффективно развиваться? Именно в этом и состоит важноеусловие эффективного развития творческих способностей.
    Но если жизнь ребенка сведена к убогости биологического существования, тореализуется лишь небольшая часть его возможностей, образуется ограниченноечисло связей между клетками мозга.
    Лишая ребенка, в силу незнания и традиций, своевременно и полноценногоразвития в младенческом и дошкольном детстве, мы тем самым обрекали его нанизкие темпы развития, на громадные затраты сил и времени и на низкий конечныйрезультат. И считаем такое развитие нормальным!
     Третье,чрезвычайно важное, условие успешного развития творческих способностей вытекаетиз самого характера творческого процесса, который требует максимальногонапряжения сил.
    Парадоксально, но это условие легче всего осуществляется тогда, когда ребенокуже ползает, но еще не начал говорить.
    Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно. И в это время малышбольше, чем когда-либо, вынужден заниматься творчеством, решать многие, длянего совершенно новые задачи.
    Наблюдая, как быстро развиваются наши ребятишки, насколько раньше обычногоовладевают разными умениями, мы еще и еще раз убеждаемся в том, что первые годыжизни характеризуются богатством, о котором ранее не подозревали, а точкаравновесия между рождением и взрослостью приходится на возраст 3 года.
    Вот почему надо начинать развитие как можно раньше, вот почему первые годыжизни – самое благодатное время, когда наши радужные заботы дадут самые богатыеплоды, плоды, которые останутся на всю жизнь.
Развитие интереса к творчеству
    Детские творческие игры – явление многообразное. Их содержание усложняется иразвивается в том случае, если они увлекают детей. С помощью творческой игрыможно достичь больших успехов в воспитательно-образовательной работе с детьми.
    Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях.Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации.Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. Втворческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для детейкачества: активность, самостоятельность.
    Руководство творческими играми приобретает важное значение, но встречаютсяопределенные трудности.
    Педагог должен учитывать многие факторы, которые развивают ребенка, — егоинтересы, личные качества, навыки общественного поведения.
    Формируя интерес к играм, необходимо читать и рассказывать детям произведенияхудожественной литературы, рассматривать иллюстрации к этим произведениям,показывать диафильмы.
    Нужно, чтобы педагог являлся активным участником игр. Также можно перед игройпоказать различные спектакли. Педагог должен поощрять инициативу детей,руководить игрой, включая в игру всех желающих. Это все нужно для привлечениявнимания детей, снятия у них напряжения.
  Сказанное позволяет сформулировать основные функции игры:
1.  Функция формирования устойчивогоинтереса, снятие напряжения;
2.  Функция формирования творческихспособностей;
3.  Функция формирования навыковсамоконтроля и самооценки.
  Организовать и провести игру – задача достаточно сложная.
  Можно выделить следующие основные условия проведения игр:
1.  Наличие у педагога определенныхзнаний и умений.
2.  Выразительность проведения игр.Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.
3.  Необходимость включение педагога вигру.
4.  Средства и способы, повышающиеэмоциональное отношение детей.
5.  Между педагогом и детьми должнабыть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.
6.  Использование в игре наглядности,что обеспечивает интерес у детей.
  Любые игры только тогда дают результаты, когда дети играют с удовольствием. Также и творчество – это всегда интерес, увлечение и даже страсть.
    Но этот интерес легко притупить не только небольшим нажимом, но даже просто«перебарщиванием», что она стала надоедать. Поэтому никогда не следует доводитьзанятие играми до пресыщения, до того, что дети не хотят играть. Заканчиватьигру нужно, как только промелькнет первый признак потери интереса к ней, нопообещайте, что завтра или в другой раз поиграем побольше, чтобы впереди былаприятная перспектива – завтрашняя радость, интерес.
Правила игры
1.  Игра должна приносить радость иребенку, и взрослому. Каждый успех малыша – это обоюдное достижение: и ваше; иего. Понаблюдайте, как довольны, бывают дети, если им удастся нас рассмешитьили обрадовать.
2.  Заинтересовывайте ребенка игрой,но не заставляйте его играть, не доводите занятия играми до пресыщения.
3.  Развивающие игры – игрытворческие.
4.  Увлечения детей приходят«воинами», поэтому, когда у ребенка остывает интерес к игре, «забывайте» обигре.
5.  Для самых маленьких оживляйте игрусказкой или рассказом, придумывайте, фантазируйте, пока ребенка не начнетувлекать сам процесс.
Виды творческой деятельности
    Творческая деятельность – специфический вид активности человека, направленныйна познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя.
    Существуют различные виды творческой деятельности.
Творческая
деятельность
/>/>
                   Декоративно-прикладная Художественно-эстетическая
             1. ИЗО                                        — музыка
             2. шитье                                      — вокал
             3. вязание                                    — хореография
             4. макраме                                   — драм. театр
    Среди декоративно-прикладного творчества дети любят заниматься больше всегоизобразительным искусством, в частности детское рисование.
    По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о еговосприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения,мышления.
    Большую роль в развитии творческих способностей детей занимают занятия пошитью, вязанию.
    Изучив основы вязания, дети сами комбинируют узоры, творчески подходят квыполнению изделия.
    Раскроив себе, изделие дети подбирают оформление для изделия, по принципуцветовой гаммы.
    В процессе таких занятий у детей развивается логическое мышление, творческоевоображение.
     Важноеместо в художественно-творческой деятельности детей занимает музыка. Детямдоставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений, повторениемузыкальных рядов и звуков на различных инструментах. В дошкольном возрастевпервые зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой, который в дальнейшемможет перерасти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкальногодарования. Дети учатся петь, выполнять разнообразные ритмические движения подмузыку, в частности танцевальные.
    Вокальные занятия также являются творческой деятельностью. Пение развиваетмузыкальный слух и вокальные способности.
    Для раскрытия творческих способностей, используются коллективно разыгрываемыеэтюды, музыкально-танцевальные импровизации.
Методы развития творческих способностей у детей
    Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающаязавесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины,известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец,стал открывать истины, никому еще не известные».
    Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развитияизобретательского и исследовательского таланта.
    Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.
    Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитиетворческих способностей.
    Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному.Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей.
    В процессе организации обучения развитию творческих способностей большоезначение придается общедидактическим принципам:
                                                    - научности
                                                     -систематичности
     — последовательности
                                                    - доступности
                                                    - наглядности
                                                    - активности
                                                    - прочности
                 — индивидуального подхода
    Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этогонужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своемразнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят изобщей идеи и обладают характерными творческими способностями.
1. Каждая игра представляетсобой набор задач.
2. Задачи дают ребенку вразной форме, и таким образом знакомит его с разными способами передачиинформации.
3. Задачи расположеныпримерно в порядке возрастания сложности.
4. Задачи имеют очень широкийдиапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многихлет.
5. Постепенное возрастаниетрудности задач — способствует развитию творческих способностей.
6. Для эффективности развитиятворческих способностей у детей необходимо соблюдать условия:
— развитие способностей нужноначинать с самого раннего возраста;
— задания-ступеньки создаютусловия, опережающие развитие способностей;
— творческие игры должны бытьразнообразны по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного ирадостного творчества.
     Наряду с принципамииспользуют и методы:
Методы
                         практические                                        наглядные
словесные
К практическим методам относятсяупражнения, игры, моделирование.
Упражнения — многократное повторение ребенком практических иумственных заданных действий.
Упражнения подразделяютсяна конструктивные,подражательно- исполнительские, творческие.
Игровой метод предполагает использование различных компонентовигровой деятельности в сочетании с другими приемами.
Моделирование — это процесс создания моделей и их использования.
К наглядным методам относитсянаблюдение — рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов,прослушивание пластинок.
Словесными методами являются:рассказ, беседа, чтение, пересказ.
В работе с детьми все этиметоды должны сочетаться друг с другом.
                                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Практическаячасть.
     Очень яркое развитиетворческих способностей проявляется на занятиях в д./о. В д./о, «Умелые руки»,руководителем, которого я являюсь, без творчества и способностей нельзядостигнуть высоких результатов. Именно благодаря этому создается своеобразныймикроклимат для развития творческих сторон.
Большая роль отводитсяколлективным работам, где каждый ребенок вносит в работу свою лепту, и врезультате получается единая картина, которая занимает одно из мест навыставке.
     В течение трех лет яиспользую в своей работе коллективный метод в развитии творческих способностейу детей. И намой взгляд это наиболее эффективный способ развития творчества.
     Дети не только делаюткартины, нот и сочиняют сказки к этим картинам. Великолепно переданы колорит идух сказки, разнообразие жестов, поз, выражений лиц, яркая и пышнаярастительность. И притом удивительное чувство композиции, пропорции. Также детиисполняют сложные, многофигурные композиции. Показывают детям мини-сценки детямиз других д./о.
     Важная роль в развитиитворческих способностей принадлежит педагогу. Педагог является инициаторомидей. К этому выводу я пришла, основываясь на опыт своей работы.
     Например, в начале своейтрудовой деятельности мне, хотелось достичь «все и сразу». Но как?
     На занятиях мы с детьмистали делать сразу большие картины, миновать начальные периоды. Но в процессезанятий я поняла, что дети еще к этому не готовы и тогда со следующего года мыс детьми стали работать по принципу от простого к сложному:
1. Выбор сюжета, картины;
2. Цветовая гамма;
3. Подбор материала;
4. Поэтапное выполнениекартины.
     В результате поэтапнойработы нам удалось достигнуть высоких результатов. Они заключаются в том, чтовзрослые дети стали моими помощниками, т.е. они могли без моей помощи обучатьмалышей.
Кто они — вундеркинды илипросто дети, способности которых вовремя замечены и своевременно развиты?
     Я выбирала разныенаправления работы с детьми, и всегда находились ученики, достигавшие оченьвысоких результатов в каждом из видов деятельности.  
     Таким образом: поэтапноевыполнение работы, благотворно влияет на эффективность развития творческихспособностей у детей.
Заключение.
     Универсальные творческиеспособности — это индивидуальные особенности, качества человека, которыеопределяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода.
     Детский возраст имеетбогатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, этивозможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, какможно эффективнее использовать их в младшем школьном детстве.
     Успешное развитиетворческих способностей возможно лишь при создании определенных условий,благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
1. Ранее физическое иинтеллектуальное развитие детей.
2. Создание обстановки,определяющей развитие ребенка.
3. Самостоятельное решениеребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до«потолка» своих возможностей.
4. Предоставление ребенкусвободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий однимделом и т.д.
5.Умная доброжелательнаяпомощь (а не подсказка) взрослых.
6. Комфортная психологическаяобстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
     Но созданияблагоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитымитворческими способностями. Необходима усиленаправленная работа по развитиютворческого потенциала у детей. К сожалению, традиционная существующая в нашейстране система воспитания почти не содержит мер, направленных напоследовательное систематическое развитие творческих способностей у детей.Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно и в результате, недостигают высокого уровня развития.
     Для  развития творческихспособностей можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей школьников:
1.Введение в программушкольного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческихспособностей.
2. На специальных занятиях порисованию, музыке, лепке давать детям задания творческого характера.
3. Управление взрослымидетской предметной и сюжетно-ролевой, игровой с целью развития в нейвоображения детей.
4. Использование специальныхигр, развивающих творческие способности детей.
5. Работа с родителями.
 Методикидиагностики универсальных творческих способностей для детей
8-9 лет (авторы: В. Синельников, В.Кудрявцев)
1. Методика"Солнце в комнате"
 Основание. Реализация воображения. 
Цель. Выявление способностей ребенка кпреобразованию «нереального» в «реальное» в контекстезаданной ситуации путем устранения несоответ­ствия. 
Материал. Картинка с изображением комнаты, вкоторой находится че­ловечек и солнце; карандаш.  
Инструкцияк проведению. 
Психолог, показываяребенку картинку: «Я даю тебе эту картинку. По­смотри внимательно и скажи,что на ней нарисовано». По перечислении деталей из­ображения (стол, стул,человечек, лампа, солнышко и т. д.) психолог дает следующее задание:«Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нари­совано в комнате.Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуйисправить картинку так, чтобы она были правиль­ной». 
Пользоваться карандашом ребенку необязательно, он может просто объ­яснить,  что нужно сделать для«исправления» картинки. 
Обработкаданных.
В ходе обследованиипсихолог оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данныхосуществляется по пятибалльной системе: 
1.      Отсутствиеответа, непринятие задания («Не знаю, как исправить», «Картинкуисправлять не нужно») — 1 балл. 
2.      «Формальноеустранение несоответствия (стереть, закрасить сол­нышко) -2 балла.
3.      Содержательноеустранение несоответствия: 
а)простой ответ (Нарисовать в другом месте — »Солнышко на улице") -3балла. 
б)сложный ответ (переделать рисунок — «Сделать из солнышка лампу») — 4балла.
4.      Конструктивныйответ (отделить несоответствующий элемент от дру­гих,  сохранив его в контексте заданной ситуации («Картинкусделать», «Нари­совать окно», «Посадить солнышко врамку» и т.д.) -5 баллов. 
2. Методика«Складная картинка»
О с н о в а н и е. Умениевидеть целое раньше частей. 
Ц е ль. Определениеумения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения. 
М а т е р и а л.Складывающаяся картонная картинка с изображением утки,  имеющая четыре сгиба(размер 10 * 15 см) 
Инструкцияк проведению. 
Психолог, предъявляяребенку картинку: «Сейчас я тебе дам эту кар­тинку. Посмотри, пожалуйста,внимательно и скажи, что на ней нарисовано?» Выслу­шав ответ, психологскладывает картинку и спрашивает: «Что станет с уткой, если мы сложимкартинку вот так?» После ответа ребенка картинка рас­правля­ется, сноваскладывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос. Всего при­меняется пятьвариантов складывания — «угол», «мостик»,«домик», «труба», «гармошка». 
Обработкаданных.
В ходе обследованияребенка психолог фиксирует об­щий смысл ответов при выполнении задания.Обработка данных осуществля­ется по трехбалльной системе. Каждому заданиюсоответствует одна позиция при сгибании рисунка. Максимальная оценка за каждоезадание — 3 балла.  Всего – 15 баллов. Выделяются следующие уровни ответов: 
1.      Отсутст­виеответа, не­принятие задания («Не знаю», " Ничего не станет", «Так не бы­вает») — 1 балл.
2.      Ответописательного типа, перечисление деталей рисунка, находя­щихся в поле зренияили вне его, т.е. утеря контекста изображения («У утки нет головы», «Утка сломалась», «Утка разделилась на части» и т. д.) — 2балла. 
3.      Ответыкомбинирующего типа: сохранение целостности изображения при  сгибании рисунка,включение нарисованного персонажа в новую ситуацию («Утка нырнула»,«Утка заплыла за лодку»), построение новых компози­ций («Какбудто сделали трубу и на ней нарисовали утку») и т. д. — 3 балла. 
Некото­рые дети даютответы, в которых сохранение целостного контекста изображения«привязано» не к какой-либо ситуации, а к конкретной форме,  кото­руюприни­мает картинка при складывании («Утка стала домиком»,«Стала по­хожа на мос­тик» и т. д.). Подобные ответы относятся ккомбинирующему типу и также оцениваются в 3 балла. 
3. Методика «Какспасти зайку»
Основание. Надситуативно-преобразовательныйхарактер творческих решений. 
Цель. Оценка способности ипревращениезадачи на выбор в задачу на прео­бразование в условиях переноса свойствзнакомого предмета в новую ситуацию. 
М а т е ри а л.Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка. сдутый воздушный шарик,лист бумаги.
Инструкцияк проведению.
Перед ребенком на столерасполагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый ша­рик и листбумаги. Психолог, беря в руки зайчика: «Познакомься с этим зайчи­ком.Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике поморю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут на­чался шторм, появились огромныеволны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем толькомы с тобой. У насдля этого есть несколько предметов), ихолог обращает внимание ребенка напредметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?»
Обработкаданных.
В ходе обследованияфиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются потрехбалльной системе.
Первыйуровень.Ребеноквыбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи, которой можно зайкуподнять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытаетсяиспользовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новуюситуацию. Оценка – 1 балл.
Второйуровень.  Решение с элементомпростейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку вкачестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случаеребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.
Третийуровень.Для спасениязайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Дляэтой цели нужно надуть шарик («Зайка на шарике может улететь») или сделать из листа кораблик.У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразованиепредметного наличного материала. Исходная задача на выбор самостоятельнопревращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует онадситуативном подходе к ней ребенка. Оценка – 3 балла.
 
4. Методика«Дощечка»
Основание. Детское экспериментирование.
Цель.Оценка способности к экспериментированию с преобразующимися объектами.
Материал. Деревянная дощечка, представляющая собой соединение на петляхчетырех более мелких квадратных звеньев (размер каждого звена 15*15 см)
Инструкция к проведению.
Дощечка вразвернутом виде лежит перед ребенком на столе. Психолог: «Давай теперь поиграем вот стакой доской. Это не простая доска, а волшебная: ее можно сгибать ираскладывать, тогда она становится на что-нибудь похожа. Попробуй этосделать». 
Как только ребенок сложилдоску в первый раз, психолог останавливает его и спрашивает: «Что у тебяполучилось? На что теперь похожа эта доска?»
Услышав ответ ребенка,психолог вновь обращается к нему: «Как еще можно сложить? На что она сталапохожа? Попробуй еще раз». И так до тех пор, пока ребенок не остановитсясам.
Обработка данных.
При обработке данныхоценивается количество неповторяющихся ответов ребенка (называние формыполучившегося предмета в результате складывания доски («гараж»,«лодочка» и т.д.), по одному баллу за каждое название. Максимальное количествобаллов изначально не ограничивается.
Системность мышления.
Игра «Теремок»
Детямраздаются картинки различных предметов: гармошки, ложки, ка­стрюли и т.д.Кто-то сидит в «теремке» (например, ребенок с рисунком гитары). Сле­дующийребёнок просится в теремок, номожет попасть туда, только если ска­жет, чем предмет на его картинке похож напредмет хозяина. Если просится ре­бёнок с гармошкой, то у обоих на картинкеизображен музыкальный инстру­мент, а ложка, например, тоже имеет дыркупосередине.
«Собери фигурки»
Ребёнкудается набор  вырезанных из плотного  картона небольших фи­гурок: кругов,квадратов, треугольников и т.д. (примерно 5-7 фигурок). Заранее изготав­лива­ются5-6 картинок с изображением различных предметов, которые можно сло­жить из этихфигурок: собачка, домик, машина. Ребёнку показывают кар­тинку, а он складываетнарисованный на ней предмет из своих фигурок. Пред­меты на картинках должныбыть нарисованы так, чтобы ребёнок видел, какая из фигурок, где стоит, то естьрисунок должен быть расчленён на детали.
«Нелепицы»
Рисуется картинка полюбому сюжету — лес, двор, квартира. На этой кар­тинке должны быть 8-10 ошибок,то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает.Например, машина с одним колесом, заяц с рогами. Некоторые ошибки должны бытьочевидны, а другие незаметны. Дети должны показать, что нарисовано неверно.
            Игры на развитиеассоциативности мышления
Игра «Что на что похоже „
3-4 человека(отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры догова­риваются, какойпредмет будет сравниваться. Отгадчики заходят и веду­щий на­чинает: “То,что я загадал похоже на ...» и даёт слово тому, кто первый нашел сравнениеи поднял руку: Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой,винтом вертолета, с цифрой «8», которая лежит на боку. Отгадав­шийвыбирает новых отгадывальщиков и предлагает следующий пред­мет для ассоциации.
 
 
«Сюрреалистическая игра „
 (рисунок в несколько рук)
Первыйучастник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи.Второй игрок, обязательно отталкиваясь от первого наброска, делает элементсвоего изображения и т.д. до законченного рисунка.
 
“Волшебные кляксы „
Перед игрой изготавливаютнесколько клякс: на середину листа вылива­ется не­много чернил или туши и листскладывают пополам. Затем лист разво­рачивают и теперь можно играть. Участникипо очереди говорят. Какие пред­метные изо­бражения они видят в кляксе или еёотдельных частях. Выигрывает тот, кто на­зовёт больше всего предметов.
Игра “Словоассоциации»
Взять любоеслово, например, батон. Оно ассо­цииру­ется:
-    схлебобулочными изделиями.
-    ссозвучными словами: барон, бекон.
-    срифмующимися словами: кулон, салон.
Создать какможно больше ас­социа­ций по предложенной схеме.
Ассоциативностьмышления можно развивать что называется «на ходу». Гуляя с детьмиможно вместе подумать, на что похожи облака, лужи на ас­фальте, ка­мушки наберегу.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.