Реферат по предмету "Педагогика"


Методы изучения экономических районов в курсе "География России"

Курсоваяработа
«Методикаизучения экономических районов в курсе „География России“

Введение
В связи с необходимостью обеспечения единства образовательногопространства Российской Федерации и сохранения национальных и региональныхмоделей образования в практике школы, в базисном учебном плане был выделеннационально-региональный компонент. Создание программ образования всоответствии с региональными географическими, социально-экономическими,культурно-демографическими условиями способствует повышению ролинационально-регионального компонента и обеспечивает развитие национальныхкультур, культурных региональных традиций и особенностей в условияхмногонационального государства.
Включение в базисный учебный план национально-региональногокомпонента не только стимулирует развитие региональных курсов географии, но ипридает им государственное значение.
Актуальность моей работы заключается в том, что изучениеэкономических районов детьми формирует целостное представление осоциально-экономической составляющей географической картины России, развиваетгеографическое мышление на основе теории взаимодействия общества и природы,экономики и размещения населения, мирового хозяйства и географическогоразделения труда, экономического районирования, раскрытия глобальных ирегиональных явлений и процессов, происходящих как в России в целом, так и вотдельных районах.
Методика изучения экономических районов призвана формироватьсистему знаний учащихся об экономических и социальных проблемах современногомира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном ирегиональном уровнях;
сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описанияи анализа природных, социально-экономических процессов и явлений;
развить познавательный интерес, интеллектуальные и творческиеспособности путем ознакомления с важнейшими географическими особенностями ипроблемами России, её районов;
сформировать географическую культуру и географическое мышлениеучащихся, воспитать чувство патриотизма;
Цель данной курсовой работы – рассмотреть методику изученияэкономических районов в курсе «География России».
Для достижения данной цели мной были реализованы следующие задачи:
1. Изучить подходы к экономическому районированию России.
2. Изучить общую структуру курса Экономическая география России вшколе.
3. Изучитьметоды обучения экономическим районам вкурсе «География России».
4.разработать несколько уроков по данному курсу.
Экономическое образование – одна из важнейших сторонобщеобразовательной подготовки школьников. Каждый учитель географии должениметь ясное представление о методологии науки экономической географии, исоответственно методике преподавания географии в школе.
Школьная география, благодаря своей многоаспектности и сложнойтерриториальной и отраслевой структуризации, обеспечивает уникальный ракурс вэкономическом образовании, что обусловлено спецификой географического подхода кизучению современного общества, включая его экономическую систему. Еговажнейшая черта – территориальность. Она позволяет вести комплексное изучениесоциальных, экономических и экологических компонентов в пределах даннойтерритории. При этом сам характер анализа может быть крайне разнообразным(отраслевым или районным, содержательным или формально-морфологическим,собственно экономическим или социально- и эколого-экономическим и т.д.). Крометого, географический подход дает возможность «игры масштабами»: от отдельногопредприятия до мирового хозяйства, позволяя сопрягать теоретические,экономические знания с реальными проблемами, возникающими на каждомиерархическом уровне.

1. Экономическое районирование в курсе «География России».
 
1.1 Экономическоерайонирование, подходы к экономическому районированию, перспективыэкономического районирования
районирование экономический курс учебный
Экономическоерайонирование – это выделение системы соподчиненных экономических районовстраны или крупного региона, объективно отражающих сложившееся географическоеразделение труда. Основная цель экономического районирования – созданиеоптимальных условий для территориального планирования, прогнозирования иосуществления социально-экономической региональной политики. Показателиэкономического состояния региона – совокупность количественных и качественныхпоказателей, характеризующих состояние экономики региона.
Экономическийрайон – территориальная часть народного хозяйства страны, характеризуетсятерриториально-хозяйственным единством, определенным экономико-географическимположением, своеобразием природных и экономических условий и историческисложившейся производственной специализацией, основанной на территориальностиобщественного разделения труда. Для учащихся школы дается более упрощенноеопределение: экономические районы – территории, отличные друг от другаспециализацией своего производства.[1]
Современный экономический район – это целостная территориальнаячасть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию,прочные внутренние экономические связи. Экономический район неразрывно связан сдругими частями страны общественным территориальным разделением труда какединое хозяйственное целое с прочными внутренними связями.
Современноеэкономическое районирование России включает три основных звена (таксономическиеединицы: высшее звено – крупные экономические районы; районы среднего звена –края, области, республики; низовые районы – административно-хозяйственныерайоны, городские и сельские районы). Каждый вид экономического районированияотвечает определенным задачам территориального развития.
Экономическийрайон имеет свою отрасль специализации, обусловленную экономико-географическимифакторами.
Экономическиерайоны образуются и развиваются на основе общественного территориальногоразделения труда. В связи с отраслевым разделением труда, расчленениемпроизводства на мелкие и более узкие отрасли, созданием специализированныхпроизводств оно ведет к расчленению хозяйственной территории на более дробныевзаимосвязанные регионы, к формированию специализированных экономических районов.
Образованиеэкономических районов является объективным процессом, выраженным развитиемтерриториального разделения труда.
Основныепринципы районирования:
· Экономический, рассматривающий районкак специализированную часть единого народнохозяйственного комплекса страны сопределенным составом вспомогательных и обслуживающих производств. Согласноэтому принципу специализацию района должны определить такие отрасли, в которыхзатраты труда, средств на производство продукции и ее доставку потребителю посравнению с другим районами будут наименьшими. Экономическая эффективностьспециализации района должна осуществляться как с точки зрения установлениянаиболее целесообразного территориального разделения труда в масштабе всейстраны, так и с точки зрения наиболее производительного использования имеющихсяресурсов района.
· Национальный, учитывающий национальныйсостав населения района, его исторически сложившейся особенности труда и быта.
· Административный, определяющий единствоэкономического районирования и территориального политико-административногоустройства страны. Этот принцип создает условия для эффективногосамостоятельного развития районов и укрепления их роли в территориальномразделении труда России.
Эти принципы являются основополагающими для современнойтеории и практики экономического районирования России. В современных условияхвыделение крупных экономических районов диктуется развитием научно-техническогопрогресса. [2]
Экономическое районирование является не застывшимпроцессом, оно может изменяться, совершенствоваться в процессе экономическогоразвития страны в зависимости от многих факторов. Научное обоснование экономическогорайонирования требует углубленного исследования многообразия факторов.Современный период отличается появлением новых объективных районообразующихфакторов и коренным изменениям прежних факторов.
Важными показателями районной комплексности становятсясоответствие хозяйства района его природным и экономическим условиям, рациональноесочетание отраслей на базе ведущих специализирующих производств и ихтерриториальной концентрации, относительное сходство отраслевой структурывходящих в район территорий.
Одним из важнейших факторов являются также регуляторы рынка,т.е. цены, тарифы, налоги, кредиты, инвестиции и т.д. Все эти факторы характерныдля рыночной экономике и представляют собой систему, которая отражается на принципахрайонирования разного значения – экономических, социальных, экологических,организационных.
Современная система экономических районов России сложиласьв результате коренных изменений в размещении производительных сил под влияниемсоциально-экономических преобразований, научно-технического прогресса итерриториального разделения труда.
Причины изменения обусловлены:
· сдвигом промышленности в восточныерайоны, где сосредоточились основные сырьевые базы и на их основе возникликрупные территориально-производственные комплексы;
· совершенствованиетопливно-энергетического баланса, создание предприятий наиболее эффективныхотраслей промышленности;
· рациональное разделение труда,преодоление несоответствия в размещении сырьевых и топливно-энергетическихресурсов, трудовых ресурсов;
· обеспечение стабилизации и оживлениеэкономики за счет старых промышленных районов европейской части России, гдесосредоточен производственно-технический и интеллектуальный потенциал страны;
· обеспечение выхода из кризиса с помощьюновых «точек роста» в виде свободных экономических зон.
Современный методический подход к разработке схемы экономическихрайонов должен основываться на качественном анализе:
· учете тенденции проявления общихрайонообразующих факторов, т.е. научно-технического прогресса территориальныхформ концентрации производства и т.д.;
· анализе конкретных узловыхрайонно-комплексных проблем, специфических условий районо образования наотдельных территориях.
Географы-экономисты выделяют 3 звена районирования:
Высшее звено районирования – крупные экономические районы –используются центральными республиканскими органами власти для общегосударственногоуправления экономкой в территориальном разрезе. Крупные экономические районы –это четко специализированные и относительно завершенные территориальныехозяйственные комплексы: играющие важную роль в общероссийском разделениитруда. Располагая значительной территорией, большой численностью населения,природно-ресурсным потенциалом, крупные экономические районы имеют четковыраженную специализацию (до 5–7 отраслей). Чем больше территория крупного экономическогорайона, тем шире его производственный профиль, сложнее хозяйственный комплекс.
Среднее звено районирования используется для руководстванекоторыми отраслями хозяйства в пределах области, края, республики. Велика егороль в руководстве сельским хозяйством и сферой услуг.
Низшее звено районирования – городские и сельские районыпредставляют собой первичные звенья в таксономии экономического районирования.На их основе образуются начальные специализированные территориальныепроизводственные комплексы. Низовые районы играют важную роль в разработке ивыполнении перспективных и годовых программ развития районного хозяйства исоциально-культурного строительства, в размещении и специализации предприятийпо производству и переработки сельскохозяйственной продукции, местнойпромышленности, бытового обслуживания, торговли и общественного питания.
Экономические районы могут объединяться в макро регионы илиэкономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертамиэкономики, тенденциями дальнейшего развития.
Главные принципы выделения экономических зон – уровеньхозяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами истепенью их использования.[3]
Территория Российской Федерации разделена на двеэкономические зоны – Западную (европейская часть России и Урал) и Восточную(Сибирь и Дальний Восток. В настоящее время в составе России находятся 11крупных экономических районов: Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный,Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский,Восточно-Сибирский, Дальневосточный и Калининградская область. Статуссамоуправления имеют Москва и Санкт-Петербург. Состав экономических районов иллюстрируеттаблица:
Таблица.Экономический район Состав
Площадь, тыс. км2 Население, млн. чел. Северный Архангельская с Ненецким автономным округом, Вологодская и Мурманская области Республика Коми и Республика Карелия 1466,3 5,9 Центральный Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская всего 12 областей и г. Москва 483,0 30,0 Волго-Вятский Нижегородская, Кировская области, Республика Марий Эл, Республика Мордовия и Чувашская Республика 265,4 8,5 Центрально-Черноземный Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая и Тамбовская обл. 167,7 7,9 Северо-Кавказский Ростовская обл., Краснодарский и Ставропольский края, Республика Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Ингушская и Чеченская 355,1 17,7 Северо-западный Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская, Псковская обл. 196,5 8,0 Поволжский Ульяновская, Саратовская, Самарская, Волгоградская, Астраханская, Пензенская обл., республика Татарстан и Калмыкия 536,5 16,9 Уральский Курганская, Оренбургская, Пермская (с Коми Пермяцким автономным округом), Свердловская, Челябинская обл., республики Башкортостан и Удмуртия 824,0 20,5 Западная Сибирь Алтайский край, Республика Алтай, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская (с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономным округами) обл. 2427,2 15,0 Восточно-Сибирский Красноярский край, Иркутская и Читинская обл., Республика Бурятия, Тува, Хакасия 4122,8 9,2 Дальне-Восточный Приморский и Хабаровский (с Еврейской автономной обл.) края, Республика Саха (Якутия), Амурская, Камчатская (с Корякским автономным округом), Магаданская (с Чукотским автономным округом) и Сахалинская обл. 6215,9 7,6 Калининградская Калининградская 15,1 936,0 тыс. чел.
Рассмотрим перспективы в экономическом районированииРоссии.
В настоящее время формируются свободные экономические зоны.
Свободная экономическая зона (СЭЗ) – территория, длякоторой устанавливается особый режим хозяйственной деятельности иностранных иотечественных инвесторов: льготное экспертно-импортное, налоговое, таможенное,валютное, банковское регулирование; высокий удельный вес (45–50%)приватизированных предприятий. Приняты два типа СЭЗ – экспортного производстваи свободной таможенной зоны.
Территории охваченные СЭЗ: Калининградская область –Янтарь, Московская область – Зеленоград, Санкт-Петербург, Новгородская область,Кемеровская область, Читинская, Алтай, Сахалин.
Так, предполагается, что в будущем с развитием рыночныхотношений можно будет выделить пять сельскохозяйственных районов России:
1. Фермерские регионы со значительной долей частнойсобственности – основная часть Нечерноземной зоны, земледельческие районы южнойчасти Восточной Сибири и Дальнего Востока;
2. Регионы, где сочетаются крупные хозяйства с фермерскими– Черноземный Центр, Поволжье, предгорье Северного Кавказа, Южный Урал, юг ЗападнойСибири;
3. Горные регионы – республики Северного Кавказа, Алтайскаяреспублика;
4. Регионы отгонно-пастбищного животноводства – Калмыкия, Тува,Бурятия, Читинская область;
5. Слабо освоенные территории с очаговым развитием земледелияи особым режимом землепользования – это основная часть зоны Севера.
Наиболее радикальные аграрные преобразования намечаются врегионах первого типа. Здесь предусматривается форсированное развитие фермерскиххозяйств за счет дополнительных государственных инвестиций и субсидий, а такжепереселение в эти регионы экономически активного населения – военнослужащих,русскоязычного населения из стран нового зарубежья, а также переселенцев изгородов.
Особенно уязвимы регионы нового освоения с суровымиэкстремальными условиями – зоны Севера, а также регионы со структурной безработицей,аграрным перенаселением (например, Северный Кавказ) и территории со слабойфинансово-экономической базой – Забайкалье, Тува, Калмыкия, Дагестан. Этирегионы будут поддерживаться из республиканских федеральных фондов.
Главная цель региональной политики в социальной сфере –обеспечение достойного уровня благосостояния в каждом регионе. Региональная политиканаправлена на ослабление внутреннего социального напряжения, сохранениецелостности и единства страны. Главная цель региональной политики в экономическойсфере – это рациональное использование природно-экономический возможностейрегионов, преимуществ территориального разделения труда и экономических связейрегионов.
1.2 Структура курса в учебной литературе различных авторов
Исходными документами для составления рабочей программыучебного курса являются:
· федеральный компонент государственного образовательного стандарта,утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года №1089;
· примерные программы, созданные на основе федерального компонентагосударственного образовательного стандарта;
· программа регионального курса «Краеведение»;
· Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РоссийскойФедерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03. 2004.
· Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) киспользованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,реализующих программы общего образования.
Программа определяет содержание изучаемого предмета, отражаеттребование к общеобразовательной географической подготовке школьников,познавательные интересы учащихся. Главным образом она призвана формироватьправильную ориентацию обучающихся в природных, социальных и экономическихпроблемах своей страны, помогать им в выборе путей рационального применения, приложениясвоих сил на благо Родины.
Учебно-воспитательныйпроцесс построен на сочетании урочной формы и модуля дистанционного обучения,направленного на развитие проектно-исследовательской деятельности школьников.Аттестация учащихся основана на системе тематических практических работ изащите творческих проектов, выполнение которых предусмотрено программой.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учрежденийРоссийской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебногопредмета «География», из расчета 2-х. учебных часов в неделю. Региональныйкомпонент на модульное изучение курса «Географическое краеведение» отводит 17часов. Резервное время, при этом, составляет 3 часа и предусматриваетвозможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов,или использования разнообразных форм организации учебного процесса, новыхпедагогических технологий, практических работ.[4]
Практические работы по курсу «Экономические районы».
1. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого иметаллоемкого машиностроения по картам.
2. Составление характеристики одного из нефтяных или угольныхбассейнов, одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.
3. Определение по картам основных районов выращивания зерновых итехнических культур, главных районов животноводства.
4. Сравнение географического положения и планировки двух столиц:Москвы и Санкт-Петербурга.
5. Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной изтерриторий Центральной России.
6. Определение факторов развития и сравнения специализации промышленностиЕвропейского Юга и Поволжья.
7. Определение по картам географического положения Нижегородскойобласти.
8. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Нижегородской области.
9. Оценить экологическую ситуацию в Нижегородской области ипредложить пути решения экологических проблем.
10. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района дляжизни и быта человека.
11. Составление характеристики Норильского промышленного узла.
12. Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровнясформированности каждого из них (Восточная экономическая зона).
Требованияк уровню подготовки учащихся, тематическое планирование:
Территориальнаяорганизация и районирование России (2 часа)Элементы обязательного минимума образования
Требования к уровню подготовки
Учащихся Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Проблемы экономического районирования Знать различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Объяснять проблемы экономического районирования.
Западныймакрорегион – Европейская часть России (13 часов)Элементы обязательного минимума образования
Требования к уровню подготовки
Обучающихся
Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов – Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг европейской части страны, Урал. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия.
Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения.
Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.
Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.
Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
 
Восточныймакрорегион – Азиатская Россия (5 часов)Элементы обязательного минимума образования
Требования к уровню подготовки
Обучающихся
Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия.
Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения.
Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.
Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.
Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
Все курсы по изучению экономических районов имеют своиотличительные особенности. Так, в программе Ю.Н. Гладкого и Е.Я. Черниховой«Экономическая и социальная география мира» раскрывается проблемавзаимодействия общества и природы, а региональный обзор представлен самымзначительным (не менее 29 стран) объемом изучения отдельных стран мира. Историко-географическийподход преобладает в программе А.П. Кузнецова «Население и хозяйствомира». Региональное содержание изучается на основе общих характеристиксубрегионов. В курсе предусмотрено изучение 8 стран мира.
Классическая структура курса заложена в базовой программе В.П. Максаковского«Экономическая и социальная география мира», в которой сочетаетсяэкономико-географическое страноведение с общей экономической географией. Врегиональной характеристике мира предусмотрено изучение 12 стран – характерныхпредставителей изучаемых регионов. Практически во всех программах, помимоизучения теоретического материала, предусмотрено значительное количествопрактических работ. Это позволяет учащимся в рамках одного курса применять напрактике свои знания и умения.
Авторы программ большое внимание уделяют оптимальному соотношениютеоретических и эмпирических знаний. Теоретические знания составляют базу дляосмысления целостной картины мира и понимания многообразия всехэкономико-социальных и политико-географических условий современного мира.
Особое место занимает работа со статистическими материалами. Н.Н. Баранскийсчитал освоение статистических характеристик приобретением «методическогопорядка», важного не только для усвоения школьного курса, но и для общегообразования учащихся. Статистические данные и иллюстрации тех или иных явленийи процессов в последних изданиях учебников по курсу географии 9 классапредставлены в достаточном объеме. При этом даются не только статистическиенаблюдения, группировка и вычисление обобщенных показателей, но и проводитсяанализ статистических материалов, по результатам которого строятся новыестатистические материалы (графики, диаграммы, таблицы). Использованиестатистических материалов в обучении целесообразно при следующих условиях:
–       в качестве самостоятельного источника экономико- исоциально-географических знаний для анализа статистических таблиц, построенияграфиков и диаграмм, проведения сравнений;
—дополнении теории изучаемого вопроса егостатистическими характеристиками;
—установлении межпредметных связей сматематикой при построении диаграмм и графиков;
—привлечении к работе со статистическимматериалом текста учебника, карт;
—изучении нового материала иконкретизации теоретических положений, а также базы для обобщений и раскрытияопределенных экономических понятий.
Экономическоерайонирование – это выделение системы соподчиненных экономических районовстраны или крупного региона, объективно отражающих сложившееся географическоеразделение труда.
Принципыэкономического районирования:
1. Производственныйпринцип.
2. Принцип единства экономического и административного делениястраны.
3. Национальный принцип.
4. Принцип перспективности.

2. Методические рекомендации по изучению экономических районов вкурсе «География России»
 
Основнаязадача экономической географии – изучение основных принципов и своеобразияразмещения народного хозяйства страны или экономического района, а такжехозяйственной деятельности человека.
Урок поэкономической географии – это главная форма организации учебно-познавательнойдеятельности. Он должен быть направлен на формирование у каждого ученикаустойчивых навыков в применении изученного материала на формирование ихмировоззрения, установление взаимосвязей с другими предметами, свободноевладение языком предмета, для описания процессов и явлений. С целью активизациипознавательной деятельности на уроках используются разные формы работы:
•индивидуальная,
•коллективная,
•фронтальная. [5]
Важнойчастью учебного процесса по географии в 9 классе является контроль, учет иоценка достижений учащихся всех компонентов содержания географическогообразования (знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности,эмоционально-ценностное отношение к миру), а также оценка динамики личностногоразвития учащихся (проявление познавательного интереса к предмету,самостоятельность, организованность, умение работать в группе, толерантность).
Задачинауки и её связь с другими дисциплинами.
Проанализироваввышеперечисленные определения разных авторов, можно обобщить, что методикаобучения географии – одна из педагогических наук, которая в соответствии сучебно-воспитательными задачами школы разрабатывает учебный предмет – школьныйкурс географии и изучает закономерности процесса обучения и воспитанияучащихся. Данная дисциплина направлена на:
1.Содержание школьной географии;
2.Образовательно-воспитательные задачи географии в школе;
3.Обучающую деятельность учителя;
4. Научнуюдеятельность ученика;
5.Воспитание и развитие учащихся в процессе обучения географии.
Приразработке теории обучения и воспитания, методика опирается на методологию исодержание научной географии, достижения всех отраслей педагогики ипедагогической психологии. Исследуя закономерности обучения и воспитанияучащихся, методика обогащает практику преподавания и оказывает учителям помощьв повышении качества учебной и воспитательной работы. Конкретно эта помощьпрактике выражается (задачи методики обучения географии):
1. В раскрытиизначения и задач географии в системе общего образования, трудового,нравственного и эстетического воспитания, и формирования научного мировоззренияучащихся.
2. Внаучном анализе и совершенствовании содержания курсов школьной географии.
3. В вооруженииучителя научно обоснованными и практически проверенными знаниями.
4. Вразработке форм организации обучения.
5. Враскрытии наиболее рациональных способов обучения ученика и его развития.
6. Вразработке требований к учебникам, хрестоматиям и книгам для внеклассногочтения по географии.
7. Вразработке учебного оборудования для географии и методики его использования.
8. Вознакомлении учителя с формами, содержанием и методами краеведческой ивнеклассной работы.
Методикагеографии не только устанавливает принципы и методы, которые способствуютповышению качества учебной и воспитательной работы, но и раскрывает путипреодоления затруднений в обучении географии.
В своихисследованиях методика обучения экономической географии исходит из общихзакономерностей и положений, установленных дидактикой. Вместе с тем, положенияи закономерности, исследуемые методикой обучения географии, (например обособенностях обучения ученика и обучающей деятельности учителя), обогащаютдидактику и в определённой мере оказывают положительное влияние на еедальнейшее развитие. Например, основные положения методики использованиягеографических карт в обучении прочно вошли в основы дидактики. В разработкетеории воспитывающего обучения, методика также опирается на общие закономерноститеории воспитания, которые в каждом учебном предмете имеют свою специфику(например, теорией воспитания разработаны основы формирования научногомировоззрения). Опираясь на общее, методика географии разрабатывает особенное,вытекающее из специфики содержания учебного предмета. Основные положения оформировании правильного научного понимания всеобщих связей в природе(например, разработанные общей теорией воспитания), в методике географииполучают свой специфический аспект – у учащихся формируются знания о законецелостности и неразрывности географической оболочки.
Методикаобучения экономической географии имеет связь с психологией, изучающейзакономерности психической деятельности школьников. Опосредованная связьосуществляется с использованием данных психологии в том виде, как ониотражаются в закономерностях общей дидактики. Например, методика обучениягеографии использует обще дидактические закономерности, касающиеся вопросовпсихологии понимания и запоминания. Вместе с тем, методика обучения географииприбегает и непосредственно к данным психологии. Это необходимо делать тогда,когда требуется установить специфические закономерности процесса обучениягеографии, например особенности усвоения пространственных соотношений объектовна географической карте.[6]
Анализнаучных работ по методике обучения географии показывает, что необходимо уделитьболее серьезное внимание установлению тесных и неразрывных связей с психологией.Многие важные положения психологии, касающиеся проблемы узнавания, понимания,запоминания, развития языка и мышления, формирования понятий, умений и навыков,до сих пор не находят должного отражения в методике обучения экономическойгеографии и, следовательно, в практике работы.
Дляовладения знаниями учащиеся применяют приемы логического мышления: анализ,синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение и т.д. В задачу методики входитопределение наиболее целесообразных сочетаний логических процессов в обучении иупражнений учащихся в их применении. Этим обуславливается необходимость связиметодики обучения экономической географии с логикой. Использование логическихпроцессов и законов в методических выводах – необходимое условие правильногомышления и, следовательно, познания действительности.
Связьметодики географии с географическими науками (по методологии и содержаниюшкольного предмета) определяет выделение двух ее разделов: 1) методикифизической географии и 2) методики экономической географии. При наличии общихчерт в содержании этих подразделений имеются и существенные особенности,обусловленные различием методологии, содержаниям методов научного исследованияфизической и экономической географии.
Важнейшуюзадачу методики при разработке содержания школьного предмета составляетдостижение тесной и неразрывной связи физической и экономической географии, таккак в школе нельзя изучать природу без людей, а человеческое общество безгеографической среды.
Цельчастных методик изучения экономической географии – разрабатывать задачи,содержание и методические основы обучения и воспитания учащихся применительно кконкретным курсам школьной географии, с учетом уровня подготовки и развитияучащихся, для которых они предназначены. К разделу частных методик относитсятакже разработка отдельных проблем, таких как формирование географическихпредставлений и понятий по ступеням обучения, практических умений и навыков,внеклассной работы и т.д.
Для тогочтобы обеспечить дальнейшее развитие методики географии как науки, необходимоповысить ее роль в совершенствовании уровня учебно-воспитательной работы школы,необходимо координировать деятельность методистов-географов, работающих всистеме педагогических наук, в педагогических институтах, университетах,институтах усовершенствования учителей, а главное – широко привлекать учителейк научно-исследовательской работе по методике обучения географии и внедрять ихдостижения в практику школ.
Какпоказывает анализ практики опытных учителей, одним из наиболее важных условий,обеспечивающих успешное усвоение учащимися географических понятий на всехступенях обучения, является четкое определение содержания формируемого понятия.Выполнение этого условия предполагает установление учителем существенныхпризнаков формируемого понятия, которые могут быть усвоены учащимися данноговозраста, с учетом их предшествующей подготовки и уровня развития ихпознавательной деятельности. При определении содержания географического понятиясущественные признаки выделяются с таким расчетом, чтобы каждый из них былнеобходим, а все вместе взятые, признаки были бы достаточны для того, чтобы сих помощью можно было отличить данный предмет от другого. Выявлениепредварительной подготовки учащихся позволяет заметить, какие представления изнания учащихся следует уточнить, конкретизировать, а при обнаружениинеправильных представлений – исправить, какие представления необходимосформировать заново (с помощью картин, опытов, тщательного разъяснения и пр.).
Кнеобходимости отбора материала из учебника для урока подводит дидактическоетребование единства содержания урока. Это требование означает, что должен бытьвыделен основной вопрос, содержание которого отражало бы главную идею всегоурока и служило бы «осью», скрепляющей весь фактический материал. Без такой«оси» урок никогда не будет цельным по своему содержанию. Этот вопрос долженбыть, очевидно, основным для материала темы, должен иметь большоеобразовательное и воспитательное значение, должен быть интересным для учащихся.Отбор необходим не только при изложении на уроке нового материала, но и припроверке знаний учащихся. Если учитель географии будет пытаться опроситьучащихся по всему материалу, изложенному в учебнике, они не смогут датьдостаточно глубоких объяснений ни по одному вопросу. Если же учитель будетуделять главное внимание при проверке знаний основному, то они позволятучащимся в своих ответах раскрыть материал полностью, глубоко и достаточнодетально.
Знанияучащихся только в том случае будут глубокими и прочными, если они научатсяприменять их в практической жизни. Для школьного курса географии это означает,прежде всего, умение применять географические знания для понимания окружающейих природы и жизни людей, а также современных событий, происходящих в мире.
Содержаниеэкономико-географического образования в целом определяется программамиМинистерства образования Российской Федерации подготовленными авторскимиколлективами географического факультета МГПУ (под редакцией И.В. Душиной),географическим факультетом СПбГПУ им. Герцена (под редакцией М.Я. Черниховой).Развитие творческих способностей осуществляется через разные формы организацииучебно-познавательной деятельности: уроки, факультативы, индивидуальные занятияс особо одаренными детьми, участие школьников в олимпиадах, выступление с докладамина научно-практических конференциях.
Основнаяцель и задача изучения экономической географии России – сформировать у учащихсясистему понятий о закономерностях размещения и развития отраслей хозяйстваРоссии, ее населения на всей территории России и в отдельных экономическихрайонах.
Ушкольников формируются общие понятия: об экономико-географическом положенииРоссии, принципах размещения производства, об экономическом районировании иэкономических районах, о специализации народного хозяйства различных районов, опроизводственно-территориальных комплексах, о типах городов. Большое значениепридается изучению природных и экономических ресурсов, изучению многообразияформ организации и проблем экономики при осуществлении реформ ее реорганизации.Изучение природных ресурсов и богатств нашей Родины способствует развитиючувства патриотизма. Задача состоит в правильном подборе материала для того, чтобыон имел воспитывающий характер.
Приизучении курса экономической географии учащиеся должны научиться читатьэкономические карты, уметь сопоставлять физико-географические и экономическиекарты, на основе анализа комплекса карт давать характеристики территорий.
Учащиесядолжны знать закономерности размещения основных отраслей хозяйства и пониматьсуществующие связи между ними и природно-экономическими условиями, а такжесвязи между разными отраслями хозяйства.
Учительгеографии в своей профессиональное деятельности должен иметь ясноепредставление о методологии науки географии, и соответственно методике преподаваниягеографии в школе. Основные положения методологии экономической графийразработаны Н.Н. Баранским в 50-х годах XX столетия и не утратили своегозначения до настоящего времени.
Методология – путь или метод добывания истины, а методика – путь испособ обучения истинам, уже ранее добытым.[7]
Методологияметодики экономической географии содержит следующие основные положения:
1. В основеметодики обучения экономической географии, равно как и других школьныхдисциплин, лежит материалистическая диалектическая теория познания, сущностькоторой состоит в том, что процесс познания идет от обобщения к практике.
Наиболеепрогрессивная дидактическая теория, разработана В.В. Давыдовым. Сущностьее состоит в том, что учащийся в процессе учебы рассматривается в качествесаморазвивающегося индивида. Задача учителя состоит в создании условий дляэтого саморазвития.
2. Важнейшееположение диалектического материализма о ведущей роли способа производства вразвитии и размещении отраслей хозяйства является основополагающим вэкономической географии. Это положение является исходным при обоснованииосновных принципов размещения отраслей хозяйства, важнейшего из них – пропорциональногоразвития отраслей хозяйства.
Существуютобщие методы обучения экономической и физической географии.
Методыобучения географии, основанные на источниках знаний: словесные, наглядные ипрактические.
Методыобучения географии, основанные на характере познавательной деятельностиучащихся: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное обучение,частично-поисковый и исследовательский.
Существуютспецифические методические приемы, применяемые лишь в экономической географии:работа с экономическими картами, установление экономико-географическогоположения и его оценка на карте, а отсюда и необходимость работы сэкономической картой.
Особеннобольшое внимание уделяется работе с цифровым материалом, работе состатистическими показателями. Следует отметить, что у экономических карт болееограниченные возможности для получения полной характеристики изучаемых объектови территорий, чем у физических. Умение сопоставлять различныефизико-географические карты дает возможность устанавливать существующиезакономерности.
Умениечитать экономико-географическую карту позволяет лишь в небольшой мере объяснитьэкономико-географические явления, и почти невозможно установить уровеньразвития промышленности и сельского хозяйства, обеспеченность страны сырьем,соотношение городского и сельского населения региона. Эти карты являютсяхорошими наглядными средствами.
Умение читатьэкономико-географическую карту приобретается благодаря следующим упражнениям:
– анализотдельных условных знаков;
– показ накарте положения объектов с установлением их многосторонних связей с другимиобъектами;
– составлениехарактеристик:
а) отраслейхозяйства.
б) городов.
в) экономическихрайонов и стран.
Составлениехарактеристики требует обязательного установления логических связей. Например,связь сельского хозяйства с почвенными и климатическими условиями.
При работес картами особенно важно сделать подбор физических и экономических карт длясравнения, а также выяснения взаимозависимости между природной средой иэкономикой. Такая работа развивает мышление, умение сравнивать, анализировать иделать выводы. Работа по совместному анализу карт закрепляется работой поконтурным картам.
Схематическиеграфики используются для выражения логических связей. Они имеют значение нетолько для наглядного выражения цифрового материала, но и для более наглядногопоказа связей – внутриотраслевых, отраслевых, межотраслевых и межрайонных.Работа со схематической графикой состоит в чтении, анализе и обоснованиивыводов.
Вметодических трудах Н.Н. Баранского уделено большое место характеристикесодержания ведущих географических понятий, таких, как «страна», «экономическийрайон», «экономико-географическое положение». В трудах А.А. Половинкинаглавное внимание уделяется анализу содержания и характеристике путей раскрытияэкономико-графических понятий, формируемых при изучении географии. Вопрос осистеме понятий в курсах школьной географии наиболее полно освещен в работах А.В. Даринского.Предложенная им классификация географических понятий находит применение во всехметодических работах.
Основноепонятие «экономический район» было дано В.И. Лениным в работе «Развитиекапитализма в России» (1899 г.). Экономический район рассматривается вкачестве общественно-исторической категории, неразрывно связанной со способомпроизводства материальных благ. Это положение В.И. Ленина получилодальнейшее развитие в трудах экономистов-географов и, прежде всего, Н.Н. Баранского.
Планхарактеристики географических районов сходен с планом описания экономическогорайона, но в него включены вопросы экономической оценки природных условий иресурсов, а также вопросы исторического развития.
Присоставлении экономико-географической характеристики района или объектанеобходимо выполнить:
– изучениесовременных тенденций экономического развития. Следовательно, необходимо использованиесовременного экономического и политического материала;
– работу состатистическими данными.
Методическийприем изучения экономико-географического положения экономического районасодержит следующие вопросы:
– положениена территории государства (центральное, окраинное, пограничное);
– экономическоеокружение (соседние районы, государства);
– положениепо отношению к топливно-энергетическим и сырьевым базам;
– положениепо отношению к транспортным магистралям;
Прихарактеристике экономического района применяется составление картограмм (возрастнаяструктура населения) или точечные карты, изображающие абсолютные количественныепоказатели (численность населения, сбор сельскохозяйственных культур, поголовьескота).
Одной изглавных методик изучения экономических районов является необходимостьразъяснение учащимся основных принципов экономического районирования.
1. Производственныйпринцип, основанный на учете специализации и особенностей комплексного развитияэкономических связей и транспортного тяготения.
2. Принципединства экономического и административного деления страны. В выделенииэкономических районов административные границы не нарушаются: все хозяйственныемероприятия должны выполняться в конкретных административных областях, всестатистические данные даются по административным единицам.
3. Национальныйпринцип, по которому в один крупный экономический район не может быть включеначасть территории республики.
4. Принципперспективности – учет возможных изменений, которые могут произойти в развитииТПК.
«Экономико-географическаяхарактеристика района или страны должны опираться «ногами» в землю – геологию,геоморфологию, климатологию и ландшафтоведение, «туловищем» должна проходитьчерез историю, а «головой» – упираться в политику и идеологию», – такоеопределение дал Н.Н. Баранский. Это значит, что элементы природы,хозяйства должны быть прочно увязаны, взаимосвязаны между собой (видживотноводства, растениеводства от рельефа, климата). [8]
Приизучении учащимися экономических районов необходимо:
– проследитьтесную взаимосвязь между отраслями народного хозяйства. Это особенно необходимопо отношению к районам России, где эта связь происходила не стихийно, а врезультате развития хозяйства, формирования производственно-территориальныхкомплексов (ПТК).
– датьхарактерные для данного района отрасли, т.е. дать тип хозяйства. Характеристикустраны или района надо обязательно увязывать с особенностями природы игеографического положения, экономикой и историческим прошлым.
– показыватьспециализацию района в системе общероссийского хозяйства.Экономико-географическая характеристика должна завершаться не толькодостигнутым уровнем развития, а также включать основные пути перспективного ростарайона или страны в целом.
– широкоиспользовать сравнительный метод для установления видов различий районов и ихпричины. Сравнение должно быть проведено по нескольким ведущим признакам,имеющим существенный характер.
Основныепредложения Н.Н. Баранского по борьбе с формализмом в преподаваниигеографии: «использовать чертежи, схемы, выполненные цветными мелками на доске:хорошо тренируется и привлекается зрительная память; вести рабочие тетради погеографии, представляющие наборы контурных карт по школьному курсу географии. Внастоящее время это реализовано в большинстве школ».
Понятие обэкономическом районе является центральным в экономической географии как внауке, а также и в школьном предмете.
Усвоениепонятия «экономический район» включает следующие элементы.
1. Географическое разделение труда. Учитель объясняет, чторазличные территории нашей страны отличаются друг от друга природными иэкономическими условиями.
2. Специализация территории – производство какой-либо продукции.Специализация – форма общественного разделения труда, выраженная в делениистарых и новых отраслей промышленности. Выделяются предметная, подетальная, технологическаяспециализации. Следовательно, географическое разделение труда выражается в специализацииотдельных территорий, которое дает стране экономию общественного труда испособствует повышению производительности труда.
3.Комплексное развитие экономического района обычно выражается в формированиинескольких территориально-производственных комплексов (ТПК).Территориально-производственный комплекс – взаимосвязанное сочетаниепредприятий на общей территории, при котором достигается значительнаянароднохозяйственная экономия и повышается производительность труда.
В связи сэтим рассматриваются образовательные задачи при изучении экономического района:
– Показатьспецифику экономического района в географическом разделении труда междурайонами.
– Сформироватьобщее понятие «экономический район» как территориально-производственногокомплекса или нескольких ТПК со специализацией в общероссийском масштабе.
– Основываясьна знаниях, полученных при изучении отраслей народного хозяйства, необходимозакрепить понятие ЭПЦ (энерго-производственный цикл).
На примереконкретного района учитель показывает состав цикла и последовательность стадийпри производстве конечной продукции, состав вспомогательных отраслейпроизводства, возникающих на основе отходов. В результате такого анализаучащиеся подводятся к пониманию производственно-территориального комплекса каксочетания разнообразных производств на определенной территории, составляющихоснову, экономического района. Необходимо показать тесную связьадминистративного деления территории с экономическим.
Важнаязадача состоит в овладении учащимися умением давать характеристикуэкономических районов по типовому плану и картам. Типовой план характеристикиэкономического, района включает:
1. Экономико-географическоеположение (ЭГП) района.
2. Оценкаприродных ресурсов.
3. Населениеи трудовые ресурсы.
4. Хозяйство:
– промышленность(отрасли специализации и вспомогательные отрасли;
– сельскоехозяйство (отрасли специализации);
– транспорт.
5. Города.
6. Экологическиепроблемы.
7. Перспективыразвития.
1. Учащиесядолжны знать об экономико-географическом положении района:
1)положение в части страны (окраинные, пограничные, центральные);
2)положение по отношению к другим районам;
3)положение по отношению к транспортным путям;
4)положение по отношению к топливно-энергетическим и сырьевым базам; 5) выводы овлиянии ЭГП района на развитие хозяйства.
Такой планнадо иметь в виде наглядного настенного пособия.
2. Поналичию ресурсов определенных типов следует изучить, какие отраслипромышленности будут иметь здесь благоприятные условия для развития. Важнооценивать природные условия (рельеф, климат и почвы) при изучениисоответствующих отраслей сельского хозяйства.
3. Раздел«Население и трудовые ресурсы» включает вопросы:
– примернаячисленность населения (использование статистических данных);
– национальныйсостав населения;
– урбанизацияи особенности сельского расселения.
– численностьгородского населения (использование статистических данных);
– обеспеченностьрайона трудовыми ресурсами. Такой порядок изучения представляет собой типовойплан. Но при этом необходимо обучать учеников отбирать такие данные, которыехарактеризуют особенности района, его своеобразие через труд людей.
4. Разделтипового плана «Хозяйство» включает следующие знания:
1) Отраслиспециализации хозяйства и ее причины. Вспомогательные отрасли и местные отрасли(схема в учебнике и на доске).
2) Особенностиразвития хозяйства в советское время.
3) ПТКрайона.
4) Перспективыразвития хозяйства.
5) Экологическиепроблемы района.
К пониманиюхозяйственной специализации района можно подвести учащихся индуктивным путеманализа экономико-географического положения природных и трудовых ресурсов.Например, при экономико-географической характеристике Западной Сибири,основываясь на богатствах нефти и газа, каменного угля, железной руды и лесныхбогатств, вполне возможно подвести к специализации.
Другаяметодика определения специализации дедуктивным путем состоит в том, что учительсам формулирует ведущие отрасли и специализацию района, а затем предлагает ееобосновать. Этот прием можно считать дедуктивным.
Взаимосвязимежду отраслями производства рассматриваются в двух аспектах:
– Территориально-производственныесвязи по технологической линии по стадиям производства в системе ведущейотрасли;
– Территориально-производственныесвязи между отраслями разных ЭПЦ.
5. Городарассматриваются в двух аспектах: города как центры отраслей специализации иопределяющие сочетания ведущих отраслей. Изучаются при характеристикесоответствующих отраслей промышленности; города – транспортные и культурныецентры. Необходимо показать внешний вид города, особенности планировки,архитектуры и т.п.
Приизучении городов целесообразна беседа по карте, а также объяснение учителя. Вкачестве опережающих заданий можно использовать доклады учащихся. Целесообразноприменение видеофильмов.
Одним изосновных методических приемов при изучении экономических районов является приемсравнения, который может применяться при изучении всех основных тем курса. Входе сравнения можно применять эвристическую беседу для создания проблемнойситуации и усиления познавательного интереса.
Наиболеесложные вопросы желательно задавать в качестве опережающих заданий, чтобыучащиеся имели время для нахождения ответов в различных источниках. Науроках-семинарах заранее подготовленные сообщения учащихся на основе выполнениязаданий могут быть поискового характера.
Важнымусловием организации целенаправленного восприятия учащимися того или иногообъекта является сочетание показа объекта, с пояснениями учителя. Этообеспечивает в сознании ученика установление связи между образом и словом.Слово приобретает определенную значимость, наполняется конкретным содержанием.При восприятии объекта в натуре или его изображения на картине учащиеся должныпривлекаться к рассказу о том, что они видят. Это содействует упрочнению связиобраз – слово. Тем самым достигается развитие речи школьников.
Контроль,учет, оценка достижений учащихся при изучении экономических районов в курсе «ГеографияРоссии» выполняет несколько функций:
–контролирующую (на каком уровне усвоен материал);
– обучающую(что усвоено в курсе);
–констатирующую (как занимался ученик по курсу);
–уведомляющую (какой балл получил ученик);
–стимулирующую (поощрение к регулярным занятиям).
Важноеместо отводится в курсе самооценке. Главный смысл самооценки заключается вразвитии умений самоконтроля у ученика, самостоятельной экспертизы собственнойдеятельности.
Основнымифункциями самооценки являются:
–констатирующая (что я знаю хорошо, а что недостаточно);
–побудительная (мне многое удалось выяснить, но в этом вопросе я не разобрался);
–проектированная (что мне еще необходимо изучить).
Основу длясамооценки учащихся создает умелая организация их самостоятельной работы,развитие у них критического отношения к полученным результатам.
Процедурасамооценки по курсу «Экономические районы» включает ряд элементов:
– созданиенеобходимого эмоционального настроя учащихся на анализ собственных результатов.Этому способствуют учебник и тренажер, которые уже с первых страниц нацеливаютшкольников на оценку собственных достижений;
– сопоставлениерезультатов самооценки учащимися через диалог с учителем и одноклассниками;
– созданиеучителем эталонов для самооценивания.
Вопросы изадания, помещенные в учебнике и конструируемые учителем при подготовке куроку, можно разделить на следующие уровни познавательной деятельностиучащихся:
I уровень –задания на воспроизведение учебного материала так, как он изложен в учебнике.
II уровень –задания, в которых усвоение содержания применяется по образцу в повторяющейсязнакомой ситуации. Задания этого уровня позволяют выяснить пониманиевзаимосвязей между объектами и явлениями, стимулируют мыслительнуюдеятельность, направляя мыслительный процесс на анализ, синтез, сравнение,выявление причинно-следственных связей;
III уровень– творческое применение усвоенного содержания в новой учебной ситуации. [9]
Проверкаусвоенного содержания по курсу «Экономические районы» подразделяется нафронтальную (для всего класса) и индивидуальную, проводимую на различных этапахурока. Различают текущий и итоговый учет достижений учащихся. Текущийиндивидуальный учет проводится в письменной и устной форме. В устной формеучащиеся могут отвечать на вопросы учителя или своих товарищей. Следуетпрактиковать задания в игровой форме. Письменный текущий опрос осуществляетсяпо вопросам учебника, тренажера, по компьютерным заданиям. Вопросы и заданиямогут быть в форме теста, кроссворда, индивидуальной карточки, открытыхвопросов.
Фронтальныйопрос, проводимый как в устной, так и в письменной форме, позволяет провестиучет достижений у большинства учащихся в течение небольшого промежутка времени.Формулировать вопросы необходимо с учетом уровней познавательной самостоятельностиучащихся.
Следуетотметить, что наряду с классификацией заданий по уровню познавательнойсамостоятельной деятельности учащихся необходимо применять систему заданий,отражающих формирование у учащихся опыта эмоционально-ценностного отношения кдействительности. Выделяются пять групп задании:
– Перваягруппа – задания, воссоздающие у учащихся образы, эмоциональные переживания.
– Втораягруппа – задания, раскрывающие значимость объектов и явлений для природы(общества) и человека (себя лично).
Третья группа– задания оценочно-рефлексивные.
Четвертаягруппа – задания на разрешение ценностных противоречий.
Пятаягруппа – задания коммуникативной позиции в ситуациях поиска, диалога.
Основнаяцель контроля, учета и оценки достижений учащихся – подведение итогов ипроверка уровня усвоения учащимися учебного материала, который определяетстепень готовности учащихся к изучению следующей темы курса. По результатамконтроля учитель может объективно оценить применяемую им методику обучения.
Усвоениепонятия «экономический район» включает следующие элементы:
1. Географическоеразделение труда.
2.Специализация территории – производство какой-либо продукции.
3. Комплексноеразвитие экономического района обычно выражается в формировании несколькихтерриториально-производственных комплексов (ТПК)
Приизучении экономического района необходимо выполнять следующие методическоерекомендации:
– Необходимоиспользовать современный экономический и политический материал;
– Необходимоработать со статистическими данными;
– Большоевнимание уделять работе с цифровым материалом, работе со статистическимипоказателями.
– Составлениехарактеристики экономических районов требует обязательного установлениялогических связей
– Приработе с картами особенно важно сделать подбор физических и экономических картдля сравнения, а также выяснения взаимозависимости между природной средой иэкономикой. Такая работа развивает мышление, умение сравнивать, анализировать иделать выводы.
– Схематическиеграфики используются для выражения логических связей.

3. Примеры готовыхуроков для изучения курса
Урок. «Северо-запад: хозяйство.»
Цели урока:
Образовательная: учащиеся должны знать специфику хозяйстварайона, должны знать как повлиял распад СССР на положение и переориентациюпроизводства хозяйства России;
Развивающая: продолжить формирование знаний обСеверо-западе; развить представления об особенностях сельской местности района.
Воспитывающая: развитие чувства патриотизма за городфедерального значения Санкт – Петербург, являющегося «второй» столицей России.
Оборудование: учебник, карта, тетрадь, слайды.
Ход урокаЭтап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Мотивационно-организационный этап Ребята, кто был в Санкт-Петербурге? Вы видели множество красивейших зданий различных эпох, вы знаете большое количество музыкантов из этого города. Но несмотря на эти факты, Санкт – Петербург остаётся городом, специализирующимся на производстве военной продукции, оборудовании.
Слушают учителя. Смотрят слайды
о Санкт-Петербурге. Проверка домашнего задания.
Что такое промышленный центр? Дайте определение.
Установите соответствие между городом и его специализацией:
I. Нижний Новгород       
1. В городе находится автомобильный завод.
II. Чебоксары    
2. Это крупнейший город ЦЧР.
III. Саранск       
3. Здесь имеется производство судов «река-море».
IV. Йошкар-Ола               
4. Город-столица Мордовии.
V. Воронеж        
5. Здесь производят тракторы.
VI. ТПК КМА    
6. До революции назывался Царевококшайск.
7. Здесь была создана русская эскадра.
8. Это столица Марий-Эл.
9. Город назывался «карманом России».
10. Столица республики, расположена на Волге.
11. Город расположен при слиянии Оки и Волги.
12. У города находится ГЭС.
13. В районе крупное месторождение железной руды
Выполняют домашнее задание на листочках.
Транспортным узлом называют:
сочетание промышленных предприятий, объединенных между собой тесными производственными и производственно-технологическими связями, единой производственной инфраструктурой, общностью транспортно-географического положения в пределах одного или нескольких близко расположенных населенных пунктов.
Изучение нового материала.
1. Положение северо-запада после распада СССР.
Ребята, район имеет приморское положение, он омывается Финским заливом Балтийского моря. Имеет морские порты Санкт-Петербург и Калининград. После распада СССР роль порта Санкт-Петербурга возросла, т. к. Россия потеряла незамерзающие порты Эстонии, Латвии, Литвы. И остались два порта Санкт-Петербург и Калининград (показать на карте).
Через систему каналов имеет выход в Волгу и в Белое море (показать точно через какие каналы и назвать их).
Назовите соседей Северо-запада и как это влияет на хозяйство района?
Выпишите, дети из учебника информацию о Киришах, Приморске и Усть-Луге.
Соседи района – Северный (Европейский север) и Центральный районы (показать на карте).
Район имеет приграничное положение – он граничит с Финляндией, Эстонией, Латвией, Белоруссией, а Калининградская область с Литвой и Польшей (показать на карте).
Приморск-это самый крупный новый порт по грузообороту, специализирующийся на транспортировке нефти (100 млн. т. нефти в год.).В городе Кириши располагается большой нефтеперерабатывающий завод. Город Усть-Луга специализируется на перегрузке угля. 2. Основа промышленного роста Санкт-Петербурга.
Санкт-Петербург является крупнейшим промышленным городом России, специализирующимся на: машиностроении, судостроение и военном производстве станков (артиллерийское оружие, танки, спутники, турбины и генераторы электростанций).
Энергия в город поступает с Ленинградской АЭС и Волховской ГЭС, а металл поставляет Череповецкий металлургический комбинат, который выпускает большей частью военную продукцию.
Все турбины в России изготавливаются только в С.-Петербурге, как и генераторы.
Ребята смотрят презентацию о северной столице и слушают учителя.
Санкт-Петербург – самый северный из крупнейших городов мира. Построенный в устье Невы и Финского залива, на стыке морского и речного пути, Санкт-Петербург является вторым после Москвы промышленным и транспортным узлом, центром науки и культуры. Структура Санкт-Петербурга не могла получить радиально-кольцевой характер, как у Москвы, кольца не замыкаются – они упираются в Финский залив. Поэтому в Санкт-Петербурге сформировалась радиально-дуговая структура. 3. Проблемы развития хозяйства на Северо-Западе.
Санкт-Петербург имеет проблемы и перспективы развития. Выпишите из учебника их характер.
Действительно, для предприятий Санкт-Петербурга, которые выпускают большей частью военную продукцию, остро стоит проблема конверсии, Город должен перестроить структуру своей промышленности.
Перспектива развития района: обеспеченность района металлом улучшилась после строительства крупного завода в Череповце. Проблемы энергетики были решены за счёт постройки АЭС в Сосновом Бору.
Наводнения – одна из важных проблем города, чаще случающиеся осенью из-за нагонных явлений. Вода затопляет улицы, первые этажи домов Санкт-Петербурга. Для защиты от наводнения была построена дамба высотой 6–7 метров над уровнем моря. Дамба не дает водам Финского залива подниматься к Неве.
Следующая проблема конверсия: это переход с военного производства на гражданское.
Необходимо улучшить экологическую ситуацию: уменьшить уровень сбросов промышленных вод в Финский залив, Ладожское озеро.
Реконструкция – Санкт-Петербург имеет многочисленные памятники архитектуры, большинству из которых более 200 лет. Необходима реконструкция, восстановление уникальных зданий, дворцов города и его пригородов. 4. Калининградская область.
Калининградская область это анклав. (часть территории страны, окруженная со всех сторон территорией других государств). Калининградская область является еще и Свободной Экономической Зоной. Что это такое?
В области находится единственный в мире карьер по добыче янтаря. Ежегодно здесь добывается более 1000 т янтаря. Из прозрачных экземпляров этой окаменевшей древней смолы деревьев изготавливают ювелирные украшения. Это самостоятельные территориально-географические анклавы, полуанклавы, обособленные от остальной территории страны. СЭЗ представляются льготы (таможенные, налоговые) для привлечения иностранного капитала с целью организации производств с новейшими технологиями. Рефлексивно-оценочный этап.
Ребята, какие ведущие отрасли специализации Северо-Западного района?
В тетрадях выполните практическую работу на основе ранее изученного материала.
«Сравнение ЭГП и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга».
План.
1. Географическое положение.
2. Положение окраинное, центральное.
3. Положение приморское, сухопутное.
4. Транспортное положение.
5. Положение на реке.
6. Планировка города.
7. Год основания и кем основан.
– Машиностроение (судостроение, судоремонт).
– Рыбная (лов и переработка рыбы)
– Целлюлозно-бумажная (на древесине привозной с Севера России)
– Легкая.
Выполняют практическую работу.
Ключ к практической работе
Москва
1. Расположена в центре европейской части России.
2. Центральное положение.         
3. Сухопутное положение.
4. Крупнейший транспортный узел от города расходятся много автомобильных и железных дорог, авиалинии.
5. Находится на реке Москве. Через реки и каналы (им. Москвы, Волго-Донской, Волго-балтийский и Беломоро-Балтийский) имеет выход в 5 морей: Азовское, Черное, Каспийское, Белое, Балтийское.
6. Радиально-кольцевая.               
7. Год основания 1147 г. – Юрий Долгорукий.      
Санкт-Петербург
1.  Находится на северо-западе европейской части России.
2.  Центральное положение.
3. Приморское положении, на берегу Финского залива.
4. Крупнейший транспортный узел, от города расходятся веером автомобильные и железнодорожные магистрали. Это город порт.
5. Находится в устье реки Невы. Через судоходную Неву и Волго-Балтийский канал имеет выход в Белое море, в Волгу.
6. Радиально-дуговая.
7. Год основания 1703 г. Петр 1.
Домашнее задание. Нанесите на контурную карту порты набалтийском море, которые лишилась Россия после распада СССР. Нанесите сохранившиесяи вновь построенные порты. Подготовить доклад про Калининградскую область.
Урок «Центральная Россия: освоение территории и население»
Цели урока:
Образовательная: совершить общий обзор по ЦентральнойРоссии, закрепить знания о районах входящих в состав Центральной России,познакомиться с теоретическими аспектами особенностей населения.
Развивающая: развить знания о культуре, быте и этапахзаселения Центральной России. Развивать умение работать с текстом, находитьпричинно-следственные связи.
Воспитательная: содействовать своемунравственно-эстетическому воспитанию.
Оборудование: учебник, карта, тетрадь.
Ход урокаЭтапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Мотивационно-организационный этап
Не богатства недр привели к развитию промышленности, а промышленность «потащила» за собой из-под земли различные полезные ископаемые и особенно минеральное топливо.
Н.Н. Баранский.
Сегодня на уроке мы будем изучать тему, которая очень интересна для вас: население и освоение Центрального района. Слушают учителя. Проверка домашнего задения.
Вопросы на листочках.
1 вариант
1. В каком районе доля русских более 95%?
2. Какими полезными ископаемыми богата Центральная Россия?
3. Каковы особенности природы Центральной России?
2 вариант
1. Всемирное культурное наследие Центральной России – это….
2. Что такое экономико-географическое положение?
3. В какой из областей самая высокая распаханность полей?
Изучение нового материала.
1. Особенности населения.
Для всех жителей Центральной России присущи опрелелённые черты характера и физиология:
1. Терпеливость
2. Нетребовательность к условиям жизни.
3. Непритязательность.
4. Выносливость.
5. Предприимчивость.
6. Сотрудничество, изворотливость.
7. Большая работоспособность.
8. Нет выдержки в труде.
9. Склонность к безделью и отдыху.                (Короткое лето, переменчивость погоды,
длинная зима.).
Физиология:
1. Средний рост.
2. Сильное тело.
3. Широк в плечах.
4. Тонкие черты лица.
5. Прямой нос, голубые глаза.
6. Скуластость, широкий нос.
Выпишите из учебника, какие народы живут в этом районе?     
В Центральной России большинство составляют русские, а на востоке региона картина более пёстрая. Волго-Вятский район состоит частично из национальных республик (Мордовии, Чувашии и Марий Эл).От некоторых Угро-Финских племён остались только названия: меря, мурома, мищера.
Сезонность сельскохозяйственных работ определила особый ритм жизни. Короткое лето с неустойчивой погодой заставляло работать быстро, напрягая все силы, сообща «всем миром». Долгая зима, давая продолжительный досуг, позволяла заниматься разнообразными ремеслами. Неблагоприятные природные условия учили выживать, поэтому население с давних пор отличалось предприимчивостью, энергией и подвижностью. Благодаря этим качествам в Великороссии больше, чем в каких-либо других местах, развивались промышленность, как крестьянская кустарная, так и фабричная, и торговля. 2. Кустарные промыслы.
Скажите, ребята, в деревнях Нижегородской области можно встретить народные промыслы?
В действительности Центральный район-место контрастных видов творчества его жителей.
В лесном Заволжье – изделия из древесины (Абрамцево-кудринская резьба).
В южных районах – из железа (Жостковский поднос).
В районе г. Кимры – коженная обувь.
В Гжельском районе – глиняная посуда.
Павловский Пасад – шаль.
Палех в Ивановской области – иконопись, изготовление шкатулок
Чтение стихотворения о Палехе.
Вывод: Население Ц. р. Было подвижно, имело высокий профессиональный уровень и способность к усвоению новых видов деятельности. Отвечают учителю. Смотрят презентацию о народном творчестве жителей Центрального района. 3. Города Центральной России. Посмотрите на карту и назовите города, входящие в состав Центральной России. В состав Центральной России входят: Москва (более 10 млн. человек), Нижний Новгород (1,3 млн. ч.), Ярославль (600 т. ч.).Многие малые города Центра привлекают туристов. Особенно известно Золотое Кольцо: Москва-Сергиев Посад-Переславль-Зелесский-Ростов-Ярославль-Кострома-Плес-Суздаль-Владимир-Москва. Рефлексивно–оценочнй этап.
Почему Иваново называют городом невест?
Каков национальный состав населения Центральной России?
Назовите физиологические черты населения, проживающего в Центральной России.
-В текстильной промышленности преобладает женский труд.
– В Центральной России большинство составляют русские, а на востоке региона картина более пёстрая. Волго-Вятский район состоит частично из национальных республик (Мордовии, Чувашии и Марий Эл).От некоторых Угро-Финских племён остались только названия: меря, мурома, мищера.
Физиология:
1. Средний рост.
2. Сильное тело.
3. Широк в плечах.
4. Тонкие черты лица.
5. Прямой нос, голубые глаза.
6. Скуластость, широкий нос. Домашнее задание.
Организуйте в классе импровизированную выставку «Народные промыслы Центральной России».
Заполните таблицу.
Центры народных промыслов Центральной РоссииНазвание промысла Центр промысла Виды изделий промысла Время возникновения промысла Влияние природных условий и ресурсов на развитие промысла.
«Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем трудписателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращаетсяк душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, какхудожник, а впрямую. Воспитывает личность своими знаниями и любовью, своимиотношением к миру».
Д. Лихачев.

Заключение
В процессеизучения экономических районов в курсе «География России», у учащихсяформируются экономические и политико-экономические понятия рыночной экономики,которое осуществляется по мере изучения межотраслевых комплексов народногохозяйства, трудовых ресурсов, эффективности общественного производства,национального дохода, себестоимости и производительности труда. Учащиеся нетолько усваивают экономические понятия, но и приобретают некоторыеэкономические умения и навыки. Например, умения использовать статистическиеданные для экономических доказательств, приучаются давать оценкуэкономико-географического положения, формировать личное эмоционально-оценочноеотношение к миру.
Такимобразом, в процессе написания курсовой работы, мной были реализованы следующиезадачи:
1. Изучить подходы к экономическому районированию России.
2. Изучить общую структуру курса «Экономическая география России»в школе.
3. Изучитьметоды обучения экономическим районам вкурсе «География России».
4. Разработатьнесколько уроков по данному курсу.
Несомненно, важнейшей методической задачей курса являетсяформирование у учащихся представления о народном хозяйстве как определеннойсистеме с четко выраженной структурой, развивающейся по определенным законам,системе, в которой процессы самоорганизации и самоуправления сочетаются сгосударственными управленческими механизмами. Реализация подобного подходаочень важна, ибо она закладывает верную мировоззренческую ориентацию ипозволяет еще на уровне школы преодолеть широко распространённое в странеупрощенное понимание сути формируемой рыночной экономики.
Поскольку региональный раздел – квинтэссенция школьногогеографического курса, его изучение необходимо направить на выполнениеуникальной образовательной функции географии – научить ученика видеть ивоспринимать территориальные системы в целом, мыслить территориями, а не ихкомпонентами.

Список литературы
1. А.И. Алексеев, С.И. Болысов, В.В. Николина.География. Россия. 9 класс. — М.: Просвещение, 2009.
2. Алаев Э.Б. Социально-экономическаягеография. Понятийно-терминологический словарь. – М.: Мысль, 1993.
3. Атлас. Экономическая исоциальная география России. 9 класс – М.: Дрофа,2008;
4. Баранский Н.Н. Методикапреподавания экономической географии. – М., 2000.
5. Баринова И.И. ГеографияРоссии. 8–9 кл.: Метод. пособие /И.И. Баринова, В.Я. Ром. – 6-е изд.,перераб. – М.: Дрофа, 2002.
6. Белоусов И.И. Основыучения об экономическом районировании. М.: Издательство МГУ, 2002.
7. В.П. Дронов.География. Рабочая тетрадь. Население и хозяйство России. К учебнику В.Я. Рома,В.П. Дронова, География России. Население и хозяйство». 9 класс – М.:Дрофа, 2002.
8. Греханкина Л.Ф. Модели включения регионального содержания в учебный процесс //География в школе. – 2010. – №5.
9. Даринский А.В. Региональный компонент содержания образования // Педагогика. –2006.– №1.
10. ЗаконРоссийской Федерации «Об образовании».
11. Интерактивныегеографические карты.
12. Методикапреподавания региональной географии в школе: учеб, пособие для учителей географиии студентов географ, спец. высш. пед. учеб, заведений / под ред. М.А. Никоновой.– М., 2008.
13. Максаковский В.П. Методическое пособие поэкономической и социальной географии мира. – М., 2004.
14. Максаковский В.П. Географическаякартина мира. В 2 ч. Ч. 2. – М., 2008.
15. Методикаобучения географии в школе / под ред. Л.М. Панчешниковой. – М., 1997.
16. Методика обучения географии/ Душина И.В., Пятунин В.Б. –М. Дрофа, 2007
17. Методика обучения географии/ Д.П. Финаров – М. Астрель,2007
18. Никонова М.А., Бахчиева О.А.,Родзевич Н.Н. и др. Методика преподавания региональной географии в школе.М.: АСТ, Астрель, 2009.
19. Никонова М.А. Практикумпо географическому краеведению. – М., 1995.
20. Основы конструктивнойгеографии / Под ред. И.П. Герасимова и В.С.
21. Панчешникова Л.М. идр. Методика обучения географии в средней школе, М.: «Просвещение», 1983, 1987.
22. Петрова Н.Н. Методикапреподавания географии в дифференцированной школе. – М., 2010.
23. Планирование учебного процесса по курсу экономической исоциальной географии мира / А.П. Кузнецов. – М., 2001.
24. Понурова Г.А. Проблемныйподход в обучении географии в средней школе. – М.: Просвещение, 2004.
25. Региональнаяэкономика: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Т.Г. Морозовой – 2-е изд.перераб. и доп. – М.: ЮНИТА, 2004.
26. Ром В.Я., Дронов В.П. ГеографияРоссии. Население и хозяйство. – М.: Дрофа, 2002, 2008.
27. Сиротин В.И. Рабочаятетрадь по географии, 9 класс. – М.: Дрофа, 2007
28. Поурочные разработки погеографии. Население и хозяйство России. 9 класс – М.: «ВАКО», 2005;
29. Экономическаягеография России: Учебник/ Под ред. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П.– М.: Гардарика, 2001.
30. Экономическаягеография России: Учебник / Под ред. Т.Г. Морозова, М.П. Победина, С.С. Шишков. –М.: ЮНИТИ, 2003.
31.www.1 september.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.