Реферат по предмету "Право"


Крестьянская реформа 1861г

Содержание с. Введение 1 Политико-правовые предпосылки крестьянской реформы 1.1 Правовое положение крепостных крестьян 2. Подготовка проектов отмены крепостного права в России 2. Крестьянская реформа и её правовое обеспечение 1. Правовые акты и их реализация 2. Изменение правового статуса крестьянства 26 Заключение 34 Список использованных источников 36 Введение

Представленная работа посвящена теме «Крестьянская реформа 1861 года» и её провидение. Актуальность темы исследования: Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы

проблемы. Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы. Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы реформы и её реализация определяют несомненную новизну данного исследования. Дальнейшее внимание к вопросу этой проблемы необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования. Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Крестьянская

реформа 1861 года» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. Цель и задачи исследования. Цель курсовой работы исследования отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования. Задачи курсовой работы: 1. Изучить предпосылки возникновения крестьянской реформы 2.

Рассмотреть ситуацию в стране накануне реформы 3. Рассмотреть суть реформы 4. Определить значение реформы для страны Методология исследования. Процесс научного познания представляет собой решение различных задач, возникающих в ходе практической деятельности. Решение возникающих при этом проблем достигается путем использования особых методов, позволяющих перейти от того, что уже известно, к новому знанию, подвести итоги.

Метод - это совокупность приемов и операций практического и теоретического познания различных процессов и явлений. При написании курсовой работы использовались следующие методы исследования: Формально-юридический метод представляет собой анализ текста правовых норм. С помощью данного метода изучалась источниковая база курсовой работы. Исторический метод - предполагает анализ происхождения и развития различных явлений и процессов.

Данный метод использовался при изучении правовой базы реформы. Сравнительно-правовой метод - имеет важное значение в методологии государствоведения и правоведения. Реформирование и совершенствование государственно-политической и правовой практики невозможно без сопоставления сходных объектов познания, существующих одновременно или разделенных известным периодом времени. Сравнению могут быть подвергнуты государства или правовые системы различных исторических типов, стран,

одной и той же страны на разных этапах ее существования, при этом для поиска истины необходимо анализировать количественные и качественные стороны объекта, теоретические и эмпирические его характеристики. Конкретно-социологический метод - может быть эффективно использован при изучении различных сфер деятельности правовых и государственно-политических институтов, результативности принимаемых ими решений, а также своевременности и надежности правового регулирования или правовой охраны.

Данный метод позволяет не только глубоко, с учетом запросов общественной практики, подойти к решению многих традиционных государственно-правовых вопросов, но и поставить ряд новых проблем. Структурно-функциональный анализ и системный подход - Этот анализ предполагает рассмотрение политики как некоторой целостности, системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное значение и выполняет специфические функции ,направленные

на удовлетворение соответствующих потребностей системы и ее ожиданий. Системный подход - это рассмотрение политики как целостного ,сложно организованного, саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через "вход" и "выход" системы. В середине 19 в. в России были проведены исторические преобразования, кардинально изменились общественные условия развития страны, в том числе правовые, были созданы предпосылки для

развития капитализма. Первой и ведущей реформой стала ликвидация крепостного права, освобождение крестьянства. Ее проведение было предопределено всем предшествующим ходом развития страны, существовали экономические и социальные предпосылки. Подготовка реформы проходила несколько лет. Проведение реформы затянулось на десятилетия. Ее ход был определен 17 законодательными актами, которые были изданы 19 февраля 1861г:  Общее положение, 

Положение об устройстве дворовых,  Положение о выкупе,  Положение о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях,  Правила о порядке приведения в действие Положений,  Местное положение о поземельном устройстве крестьян 29-ти великороссийских, трех новороссийских и двух белорус¬ских губерний,  Местное положение о поземельном устройст¬ве крестьян трех малороссийских

губерний, составлявших Левобережную Украину,  Местное положение о поземельном устройстве крестьян трех губерний Правобережной Украины,  Местное положение о поземельном устройстве крестьян Литвы и части Белоруссии,  Дополнительные правила о крестьянах мелкопоместных владельцев,  Дополнительные правила о приписанных к частным горным заводам людях

Министерства финансов,  Дополнительные правила о кре¬стьянах. отбывающих работы на помещичьих фабриках,  Дополнительные правила о крестьянах и работниках, отбы¬вающих работы на Пермских частных горных заводах и соля¬ных промыслах,  Дополнительные правила о крестьянах и дворовых людях Области войска Донского,  Дополнительные правила о крестьянах и дворовых людях

Ставропольской губернии,  Дополнительные правила о крестьянах и дворо¬вых людях Сибири,  Правила о людях, вышедших из крепо¬стной зависимости в Бессарабской области. Отмена крепостного права была необходима для феодальной России. Оно стало непреодолимым тормозом для дальнейшего развития страны. Подневольный труд крепостных стал крайне неэффективен, помещики в погоне за прибылью безмерно усиливали

их эксплуатацию. Это вело к деградации хозяйства, ожесточению крестьян. Крепостничество сдерживало развитие промышленности, медленно шло накопление капитала. Разрыв в уровне промыш¬ленного развития России и передовых стран Запада (Англия, Гол¬ландия, Франция) оказался большим. Россия, могла перейти в разряд второстепенных государств.

Причины отставания очевидны. Крепостничество налагало от¬печаток на все стороны жизни страны. Сельское хозяйство было сковано крепостным режимом и не могло развиваться. Разные формы крепостничества сохранились и в промышленности, тор¬мозили ее развитие. В центрах крепостного хозяйства посевные площа¬ди оставались неизменными на протяжении целых 60 лет. В 21 губернии нечерноземной полосы посевы зерна увеличились с 17,9 до 23 млн. дес. в основном за счет

прироста крестьянской запашки. Экономическое банкротство феодального поместья сказывалось в низкой урожайности. Происходило оскудение дворянства. В 1858 г. удельный вес заложенных имений достиг в Калужской губернии 93 %, Нижего¬родской—78 %, Московской—62 %. Выход из кризиса дворяне искали в углублении географического размежевания барщины и оброка, но главным образом в общем их увеличении. Вводили они и различные виды фабричного производства, но введение новых

форм хозяйства далеко не всегда удавалось: помещичьи фабрики обычно не выдерживали конкуренции с купеческими, более богатыми и технически оснащенными. Вся тяжесть усиленного землепашества и новых форм труда пало на крепостное крестьянство и истощало его физические силы. Происходили и другие изменения в формах и методах эксплуатации крепостных. Увеличивалось число дворовых, которые работали на огородах, ходили за скотом, занимались ремеслом,

пере¬возили грузы. С конца XVIII в. большое распространение получала месячина, при которой крестьяне переводились на положение дворовых, однако использовались круглый год на полевых работах, получая господские «харчи» (месячину). Важнейшим проявлением кризиса крепостного сельского хо¬зяйства явилась социальная дифференциация в деревне: среди крестьян формировалась зажиточная прослойка — «капиталистических крестьян». Перед реформой в помещичьих имениях нечерноземной по¬лосы оброк составлял 80 %.

Помещики избегали расширять гос¬подскую запашку, гнали крестьян на всякого рода промыслы. Создание прибавочного продукта все больше переносилось за пределы феодального поместья. На оброке состояли все удель¬ные крестьяне. Однако в поместьях черноземной полосы на долю оброчников перед реформой 1861 г. приходилось только 28,8 % крепостных крестьян. В Левобережной Украине оброчники составляли до 0,7%.

За первую половину XIX в. оброки увеличились в 2—3 раза. Одновременно увеличивалась барщина, которая выходила за рамки трех дней. Крепостным приходилось работать на господ¬ском поле целую неделю. Но подневольный барщинный труд оказывался непригодным для улучшенных способов производства: один из ученых хозяев того времени справедливо заметил, что барщиной обычно называлось то, что "медленно,

нерадиво, без всякой охоты делается". Поэтому среди крепостных владельцев к середине XIX века выросло разочарование в успехе их земельного и фабричного хозяйства. Недовольны положением дел были даже те помещики, которые в черноземной полосе вели барщинным трудом примитивное полевое хозяйство. Плотное крепостное население черноземного района, не уходившее в отхожие промыслы и не имевшее кустарных, умножилось настолько, что не все могли быть использованы на пашне.

Некуда было девать рабочие руки. Это, естественно, порождало мысль о необходимости коренных хозяйственных перемен и даже о преимуществах наемного труда. Затрудненность хозяйственной обстановки помещиков усложнялась их долгами. По некоторым подсчетам, к середине XIX века в среднем задолженность помещиков государству составляла более 69 рублей с души крепостных, что составляло более 2/3 их средней стоимости. Столь огромная задолженность была вызвана как тяжестями военного времени, так и хозяйственными неудачами

и неумением жить соответственно своим доходам. Кризис крестьянства являлся одной из причин поражения в Крымской войне (1853-1856 гг.), которая показала военно-техническую отсталость России. Была подорвана финансовая система; крестьяне разорялись из-за рекрутских наборов, роста повинностей. Началось массовое бегство крестьян от помещиков. Росло число крестьянских волнений (в 1860г. произошло 126 выступлений крестьян), что создавало реальную угрозу для самодержавия.

Наконец, крепостное право, как форма рабства, обсуждалась всеми слоями населения. Самые разномыслящие круги интеллигенции сходились в своем отношении к крепостному порядку, и Чернышевский с большой выразительностью указывал на это в печати, говоря, что между самыми различными направлениями русской общественной мысли "согласие в сущности стремлений так сильно, что спор возможен только об отвлеченных вопросах; как только речь переносится на твердую почву действительности… тут нет

разъединения между образованными русскими людьми: все хотят одного и того же". Осознание хозяйственного кризиса угнетало помещиков; настроение недовольной крепостной массы их пугало; недостаток денежных средств приводил к мысли о несовершенствах и устарелости крепостного порядка. Даже те помещики, которые не были захвачены высокой освободительной идеей, думали, что скоро конец старому порядку, и не сомневались в том, что нужна его реформа; они только боялись, что реформа окончательно

их разорит. С. Любош, в книге «Последние Романовы», писал «В деревнях только и говорили, что о воле, только ее и ждали. Жить стало помещикам неспокойно. Дворовые о чем-то шептались, крестьяне смотрели как-то загадочно и, как казалось госпожам Коробочкам и Пульхериям Ивановнам, — дерзко. В каждом движении Прошки или Плашки усматривалось нечто подозрительное, чуть ли не опасное.

И в ожиданий надвигающейся «катастрофы» помещики нервничали. Иные пугливо уходили в себя и кротко молились Богу и заступнице всех обиженных святой Богородице, чтобы миновала чаша сия и не была отнята от них «крещеная собственность», другие выходили из себя, свирепели и в каждом взгляде раба улавливали злорадство, крамолу, и новыми жестокостями старались изгнать мерещившийся им везде и во всем дух буйства и своеволия.

По всем Обломовкам распространился какой-то помещичий бред. Чуялось, что надвигается что-то страшное, жуткое, небывалое, ждали не то светопреставления, не то новой пугачевщины. За каждым мужицким голенищем (где у мужиков водились сапоги) чуялся спрятанный нож, каждый мужицкий топор казался нарочито отточенным. Люди, которые из поколения в поколение вырастали на мужицких хлебах, на даровой барщине, никак не могли вообразить себе, что же будет, когда всего этого не станет.

Волновались и крестьяне — и в ожидании воли, и по поводу земли.» 1. Политико-правовые предпосылки крестьянской реформы Правовое положение крепостных крестьян В начале XIX в. рост производства хлеба на продажу привел к значительным изменениям в землепользовании. В черноземной полосе помещики увеличивали собственные запашки и за полвека отняли у крестьян половину земель, бывших в их пользовании.

Наступление помещиков вызвало резкий отпор со стороны крестьян. В нечерноземных губерниях земля давала низкие урожаи, помещики были менее заинтересованы в увеличении своих посевов, они больше могли получить дохода за счет оброка. К моменту отмены крепостного права в черноземной полосе у помещиков было 72% всех земель, в Среднем Поволжье-62%, в нечерноземной полосе-48%. В первых двух зонах преобладала барщина, и она увеличивалась,

в последней рос оброк. В феврале 1855 г. на престол вступил Александр II. В манифесте 19 марта 1856 г в котором описывались неблагоприятные для России условия Парижского мира, была сделана первая заявка правительства на предстоящие реформы. Через несколько дней после этого в речи перед предводителями дворянства в Москве император, говоря об освобождении крестьян, произнес: «Гораздо лучше, чтобы это произошло свыше,

нежели снизу». Появились большое число проектов и предложений об отмене крепостного права. Первый секретный комитет для выработки положения «об устройстве всех людей», т.е. решения крестьянского вопроса, был образован 1826 г затем последовала череда специальных комитетов, обсуждавших проблемы крепостного права и перспективы его отмены. Первым результатом работы таких комитетов стала реформа управления государственными крестьянами. Она должна была послужить образцом для будущего устройства крепостных крестьян.

Предполагалось, что помещики на добровольных соглашениях с крестьянами уступят им часть своих земель в постоянное и наследственное пользование. Условия, на которых будет произведена эта сделка, должны установлены правительством и оставаться без изменений. Тем самым крестьяне будут прикреплены к земле, но станут свободными. Помещики сохранят за собой право собственности на землю, к которой прикреплены крестьяне.

Помещик сохранял судебную власть над крестьянами, но терял власть над их трудом и имуществом. Отработки и платежи крестьян в пользу помещика должны были нормироваться в первоначальных условиях сделки. Помещик освобождался от ответственности за своих крестьян. Проект превратился в закон в апреле 1842 г. сразу же был издан циркуляр, в котором подчеркивалось, что права дворянства на крепостных остаются неприкосновенными и дворянство не потерпит ущерба, если

в силу закона не пойдет на сделки с крестьянами. Подчеркивался сугубо добровольный характер освободительной акций. Закон не произвел сколько-нибудь существенных изменений в системе крепостничества. Последовавшие за «киселевской реформой» акты лишь частично затронули проблему. Не были определены ни размеры обязательственного крестьянского надела, ни объемы обязательственных отработок крестьян в пользу помещика (положения закона 1797 г. о трехдневной барщине не действовали)

В 1827 г. был принят закон, установивший порядок, согласно которому помещичье крестьяне, оставшиеся с земельным наделом, размеры которого были меньше 4,5 десятин, переходили под государственное управление или зачислялись в свободные городские сословия. Согласия помещиков при этом не требовалось. В 1827 г. помещикам было запрещено уступать своих крепостных для работы в шахтах, тогда же запрещено ссылать крестьян в Сибирь. В 1833 г. запрещалось сдавать в аренду поместья, на которых проживали крепостные,

в 1854 г. последовал запрет помещикам передавать некоторые свои права (в отношении крестьян) приказчикам. Все эти акты имели целью ограничить власть дворян над крепостными, что способствовало некоторому улучшению правового положения крестьян. В 1841 г. запрещало продавать крестьян в розницу, в 1843 г. безземельным дворянам было запрещено покупать крестьян. В 1847 г. Министерство государственных имуществ начало приобретать за счет казны население дворянских имений.

Был разработан проект, по которому в течение 10 лет предполагалось выкупить всех крестьян, принадлежащих однодворцах (эти последние, уплачивая подушную подать, как крестьяне, владели крепостными, как помещики). В 1847 г. принят закон, разрешавший крестьянам, проживавшим в имениях и продававшимся за долги, выкупаться на волю с землей. В 1848 г. закон разрешал приобретать недвижимую собственность. Однако это осуществлялось с согласия помещика, при его отказе крестьяне не имели права предъявлять

иск. Все эти изменения в законодательстве расширили права крестьян, и в то же время ограничили права помещиков над крепостными. 1.2 Подготовка проектов отмены крепостного права в России У Александра II было две возможности: проводить преобразования сверху, опираясь на чиновничество и планы, выработанные в тиши министерских кабинетов; или обратиться к поддержке дворянского общественного мнения и попытаться выяснить, что предпочитает или большинство помещиков, или передовая их часть.

После чего согласовать свои действия с предложениями этой части населения. Александр II начал с того, что лично ему уже было знакомо по опыту: в традициях николаевской системы учредил очередной Секретный комитет по крестьянскому делу. 3 января 1857 года Александр II лично открыл заседание этого комитета. В члены комитета вошли 11 вельмож: председатель Государственного совета

А.Ф. Орлов, министр внутренних дел М.А. Ланской, министр императорского двора В.Ф. Адлерберг, шеф жандармов В.А. Долгоруков, министр финансов О.М. Брок, государственных имуществ М.Н. Муравьев и ряд членов Государственного совета, среди которых: Я.И. Ростовцев, П.П. Гагарин, Д.Н. Блудов. Александр II поставил следующий вопрос перед присутствующими: следует ли

принять какие-либо решительные меры по освобождению крестьян? Ответ был негативным. Многие считали, что время еще не пришло и не стоит так торопиться. Осенью 1857 года в Петербург прибыл необычайно решительно настроенный виленский генерал-губернатор В.И. Назимов, который доставил в столицу долгожданную “инициативу” дворянства своих губерний – всеподданнейший адрес с просьбой об освобождении крестьян, правда, без земли.

Но для Александра II важен был сам факт подачи адреса. Он поручил Министерству внутренних дел, как можно быстрее, подготовить рескрипт с изложением основ, на которых предлагалось отмена крепостного права в северо-западных губерниях. Товарищ министра внутренних дел А.И. Левшин за 48 часов написал документ, в котором крестьянам предоставлялась личная свобода, усадьба за выкуп и полевые наделы (за исполнение определенных обязанностей).

Неспособное сопротивляться монарху министерство одобряет рескрипт на имя Назимова: Ланской уговорил Александра II разрешить разослать этот рескрипт губернаторам “для ознакомления и подражания”. Вырвав у императора согласие, министр вызвал писателя П.И. Мельникова и поручил ему заняться печатанием и рассылкой документа в ночь с 5 на 6 декабря 1857 года. 6 декабря курьер отвез 75 экземпляров рескрипта на вокзалы для отправки их по губерниям.

В тот же день Секретный комитет потребовал от министра внутренних дел, чтобы он повременил с рассылкой документа, но было уже поздно. Поскольку после опубликования рескриптов дело освобождения крестьян получило огласку, 20 января 1858г. Секретный комитет был переименован в “Главный комитет по крестьянскому делу для рассмотрения постановлений и предложений и крепостном состоянии.” Председателем его стал князь А.Ф. Орлов, а несколько позднее – великий князь

Константин Николаевич. 21 апреля 1858 года Александр II утвердил программу Главного комитета по крестьянскому делу на принципах рескрипта Назимову. Основные вопросы, рассматривавшиеся в губернских комитетах (дворянских местных учреждениях, основанных в 1858 г. специально для разработок проектов крестьянской реформы), сводились к определению размера наделов, повинностей за землю и установлению предела вотчинной власти.

При этом большая часть комитетов высказать за сокращение крестьянских наделов. Повинности же предлагалось сохранить прежними, а в отдельных губерниях – даже увеличить. Министерство внутренних дел сделало ответный ход, подготовив свое наставление губернским дворянским комитетам, включавшее в себя следующее: 1) Освобождение крестьян с землей. 2) Определение размера повинностей крестьян в пользу помещиков.

3) Выкуп усадьбы и полевого надела. 4) Полная личная независимость крестьян от помещиков, право их переходить на другие земли и прочее. Главный комитет не принимает этот документ и поручает Я.И. Ростовцеву составить проект, более защищающий интересы помещиков. По мнению Ростовцева, дело лучше всего было передать губернским дворянским комитетам, потребовав лишь, чтобы они сделали крестьян лично свободными и предоставили им право бессрочно владеть усадьбой.

Выкуп же полевого надела должен был стать правом, но не обязанностью крестьян. Эту записку Комитет принял, император утвердил, и она была разослана на места для руководства к действию, при составлении губернских проектов крестьянской реформы. К концу 1858 года в столицу начинает поступать проекты реформы от губернских комитетов. При всей разнице во мнениях обсуждение проектов реформы в губерниях было едва ли не первым опытом обсуждения

в России в выборных органах вопроса государственной важности. В этой сложной ситуации, когда по стране бродили десятки частных проектов отмены крепостного права, Министерство внутренних дел предложило создать две комиссии: одну – для выработки общего положения о реформе; другую – для подготовки конкретных условий освобождения крестьян по местности или полосам (нечерноземной, черноземной и степной). Александр II одобрил эту идею, и комиссии, получившие название

Редакционных, начали свою работу в начале 1859 г. Они были составлены из чиновников и членов-экспертов из поместного дворянства. Люди из крестьянских сословий в комиссиях представлены не были. Однако вскоре комиссии были соединены в одну, хотя название во множественном числе сохранилось. Они имели четыре отделения: юридическое, административное, хозяйственное и финансовое. Редакционные комиссии оказались небывалым в России учреждением.

Они были призваны выработать важнейшие для жизни страны законодательные акты. В нарушение всех традиций, комиссии оказались поставлены вне всякой зависимости от главных законодательных учреждений – Государственного совета и Главного комитета по крестьянскому делу. Председателем комиссии Александр II назначил Ростовцева. Уже в августе 1859 года проект “Положения о крестьянах” был закончен.

Начали вносить в него поправки по замечаниям депутатов от губернских комитетов. Ситуация неожиданно осложнилась печальным событием – в феврале 1860 года скончался Я.И. Ростовцев. На пост председателя Редакционных комиссий назначается граф В.Н. Панин, многолетний противник преобразований. Это назначение вызвало в российском обществе бурю эмоций и оценок. Люди думали, что Александр пошел на попятную, принял точку зрения консерваторов.

Но это было не так. С осени 1860 года реформа вступает в решающую стадию. В конце сентября появляется указ, говорящий о том, что 10 октября Редакционные комиссии прекращают свою работу, и председателем Главного комитета назначается брат императора. На этой стадии было продолжено ужесточение проекта по линии уменьшения крестьянских наделов и увеличения повинностей.

В январе 1861 года проект Редакционных комиссий поступил на утверждение в Государственный совет. С 28 января по 17 февраля 1861 года проект обсуждался в Государственном совете. О значении, которое придавалось реформе, говорит то, что впервые за всю историю Государственного Совета в нем реально председательствовал сам император, который ранее лишь числился его председателем. После этого начались слушания проекта.

Голосовался он по параграфам, и подавляющего преимущества не имела ни одна из сторон. Здесь решающее значение имела уже не позиция, а голос императора, присоединенный к меньшинству, тем самым, давая последнему преимущество. Наконец, 19 февраля 1861 года Александр II начертал на первой странице принятого закона: ”Быть по сему”, а председатель Государственного Совета граф Блудов, сменивший Орлова, заверил своей подписью подлинность

Высочайшей резолюции. Но даже после утверждения Положения императором еще не все было ясно. Дело в том, что документ должен был быть утвержден Сенатом. По закону, данному еще при Петре I, Сенат имел право приостановить обнародование всякого царского указа или манифеста и лишь в случае повторного утверждения законопроекта государем Сенат был обязан безоговорочно подчиниться и принять его.

Безобразов вместе с несколькими сенаторами сговорились возбудить вопрос о неудобстве



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.