Реферат по предмету "Мировая экономика"


Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества

--PAGE_BREAK--Потребность в резервах — идея не новая. К ней постоянно обращено внимание экономистов, правомерно считающих, что сознательно устанавливаемые обществом пропорции лишь в том случае обеспечивают действительно планомерное развитие, если общество располагает достаточными резервами.
Различие между понятиями «потенциал» и «резервы» заключается в том, что «потенциал» содержит как сущее, так и потенциальное, а «резервы» — только потенциальное, неиспользованное. Используемые резервы, таким образом, есть существенная часть потенциала. При этом уместно напомнить, что функции резервов шире, чем сглаживание стихийных бедствий или учет изменений международной обстановки. Важнейшей функцией резервов является предотвращение нарушений хода воспроизводства вследствие ускорения научно-технического прогресса, внедрения инноваций. Чтобы добиться полного и рационального использования резервов, каждый коллектив должен хорошо знать свой потенциал, иметь необходимое представление о его уровне.
В каждом определенном периоде на предприятии или в его подразделениях образуются отклонения между созданными возможностями и их действительным использованием. Принимая форму неиспользованных возможностей, они выступают в виде производственных резервов, которые, в конечном счете, отражают степень использования производственного и трудового потенциала.
«Резерв» — термин французского происхождения, означающий «запас». В словаре русского языка отмечается, что резерв — это запас, откуда черпают новые силы, ресурсы. Но чтобы иметь резервы, необходимо их создавать. В этом и состоит принципиальный вопрос формирования производственного и трудового потенциала.
Потенциал, выступая в единстве пространственных и временных характеристик, концентрирует в себе одновременно три уровня связей и отношений:
во-первых, отражает прошлое, т.е. представляет собой совокупность свойств, накопленных системой в процессе ее становления и обусловливающих ее способность к функционированию и развитию. В этом плане понятие «потенциал» фактически принимает значение понятия «ресурс»;
во-вторых, характеризует настоящее с точки зрения практического применения и использования наличных способностей. Это позволяет провести различие между реализованной и нереализованной возможностями. В этой своей функции понятие «потенциал» отчасти совпадает с понятием «резерв». Рассматривая структуру потенциала с этих позиций, следует учитывать, что в первом случае оставшиеся в нереализованном виде структурные элементы потенциала ведут к снижению эффективности его функционирования (например, неиспользуемые в работе трудовые навыки утрачиваются, нереализованные личностные способности разрушаются), а во втором случае «избыточный» запас сил и способностей работника обеспечивает гибкость и маневренность развития системы по отношению к меняющимся условиям труда; в-третьих, ориентирован на развитие (будущее): в процессе трудовой деятельности работник не только реализует свои наличные способности, но и приобретает новые силы и способности. Представляя собой единство устойчивого и изменчивого состояний, потенциал содержит в себе в качестве «потенции» элементы будущего развития.
Уровень потенциала, характеризуя наличное состояние системы, обусловлен тесным взаимодействием всех трех вышеперечисленных состояний, что и отличает его от таких, на первый взгляд, близких ему понятий, как «ресурс» и «резерв».
Подход к рабочей силе как к ресурсу означает, во-первых, отказ от представлений о рабочей силе как «даровом богатстве», освоение которого не требует денежных средств и организационных усилий со стороны государства и предприятий, и, во-вторых, признание проблемы нехватки отдельных категорий квалифицированных работников по сравнению с потребностями производства, что делает необходимым управление процессом использования наиболее важных и дефицитных их категорий. Таким образом, отличие концепции «трудовой потенциал» от концепции «рабочая сила» состоит в признании экономической целесообразности капиталовложений, связанных с привлечением на производство лучшей по качеству рабочей силы, ее обучением, поддержанием в трудоспособном состоянии и созданием условий для ее дальнейшего совершенствования.
3.2 Трудовой потенциал общества: сущность, показатели и структура   Слово «потенциал» означает средство, закон, источники, которые могут быть использованы в экономике как «ресурсный потенциал». Понятие «трудовой потенциал» появилось в науке (экономической литературе) и средствах массовой информации в 70-е годы, а в научный оборот вошло в 80-е годы. В 90-х годах термин «трудовой потенциал» стал использоваться в государственных и правительственных документах. Так, в 1994 году было принято постановление «О целевом проекте “Формирование трудового потенциала для наукоемкого производства”», нацеленное на поддержание и развитие космической отрасли промышленности России. Во всем мире пришли к признанию решающей роли главной производительной силы человека. «Человеческий потенциал» получил признание как главный капитал рыночного хозяйства. Трудовой потенциал – это интегральная характеристика количества, качества и меры совокупной способности к труду, которой определяются возможности отдельного человека, различных групп работников и трудоспособного населения в целом по участию в общественно полезной деятельности. Трудовой потенциал имеет количественную и качественную характеристику. Количественно он определяется величиной трудовых ресурсов и рабочего времени, которое может быть отработано в тот или иной период. Наряду с количественной, может быть дана и качественная оценка трудового потенциала, по степени его соответствия характеру и уровню решаемых субъектом управления задач. Величина отклонения от нормального состояния, принимаемого за 100 % (когда имеющиеся в наличии трудовые ресурсы точно соответствуют потребности в них), может быть определена следующим образом:

где Rlr— имеющиеся в наличии трудовые ресурсы, человек;
Nlr — трудовые ресурсы, необходимые для решения данных задач, человек;
D — величина отклонения от идеального состояния, в процентах, с соответствующим знаком; знак “плюс” свидетельствует о дефиците работников требуемого качества (трудонедостаточности), “минус” — об их избытке (трудоизбыточности); если D = 0, то качество трудового потенциала является оптимальным.
Качественная сторона трудового потенциала включает степень физической дееспособности персонала их образовательный и квалификационный уровень. Существует 4 уровня:
v    Уровень физического состояния
v    Интеллектуальный уровень
v    Технологический уровень
v    Социальный уровень
– физической – это показатель эффективной работоспособности, состояния здоровья;
– интеллектуальной – это показатель системы знаний и опыта подготовки квалифицированных кадров (образовательный и квалификационный состав трудовых ресурсов);
– социальной – это показатель социального, психологического и нравственного состояния общества (социальная среда, справедливость и защищенность);
– технико-технологической – этот показатель зависит от технической вооруженности.
Количественная и качественная характеристика трудовых ресурсов, выраженная в статистических данных по отдельным регионам или в целом по стране, составляет основу развития региональной статистики. Носителями этой информации являются:
§     Государственные службы занятости
§     Отделы статистики и демографии при региональной администрации
Анализ данных характеристик позволяет оценить трудовые ресурсы и трудовой потенциал региона или предприятия и характеризовать резервы труда на основе совокупности качеств определяющих трудоспособность людей.
Качества, определяющие трудоспособность людей:
·                   Физическое состояние (здоровье, уровень заболеваемости)
·                   Психологический потенциал (по наличию антиобщественных явлений, стачек, забастовок)
·                   Нравственный потенциал (по уровню преступности, семейности, разводимости)
Трудовой потенциал – это совокупность различных качеств людей, определяющих их трудоспособность, или возможное количество и качество труда, которыми располагает общество при данном уровне развития науки и техники. Различают трудовой потенциал человека, предприятия, поколения и страны. Трудовой потенциал человека (как отдельного лица) – совокупность его различных качеств: состояние здоровья, выносливость, тип нервной системы, т. е. его физические, умственные и интеллектуальные возможности.
Трудовой потенциал предприятия – предельная величина возможного участия трудящихся в производстве с учетом их психофизиологических особенностей, уровня профессиональных знаний и накопленного опыта.
Трудовой потенциал региона, муниципального образования – совокупный трудовой потенциал людей разных поколений, проживающих на территории региона.
Трудовой потенциал поколения, страны – сводная экономико-географическая характеристика трудовой активности людей (чел.-лет). Трудовой потенциал – это ресурсная категория. Он включает в себя источники, средства, ресурсы труда. В качестве главного показателя объема применяется численность, а показателя использования – человеко-год. Однако ряд исследователей в качестве общего показателя предлагают использовать человеко-час, т. к. среднесписочная численность предприятий при неполной занятости не может быть эталоном при оценке величины потенциала (15% – величина отработанных человеко-часов среднесписочной численности). При этом можно выделить суммарную величину используемого рабочего времени, в которое входит три показателя: – число часов, на которое сокращается продолжительность рабочего дня; – число дней дополнительных отпусков; – число дней по общей заболеваемости. Определение величины трудового потенциала Применительно к обществу трудовой потенциал определяется:   ,   гдеФп.общ – потенциальный фонд рабочего времени общества, ч. Он определяется: – численность населения, способного участвовать в общественном производстве, по группам; Тр – законодательно установленная величина времени работы по графику работников в течение календарного периода (год, квартал, месяц). Она представляет собой произведение количества рабочих дней в периоде на установленную задолженность рабочего дня в часах. В 1990 году в международной лексике появилось новое определение – ИРЧП (индекс развития человеческого потенциала), или сокращенно ИЧР (индекс человеческого развития). Среди ведущих показателей, определяющих ИРЧП, выделяют три: Пж – ожидаемая продолжительность жизни (годы жизни); Уобр –уровень образования (годы обучения); ВВП – реальный душевой внутренний валовой продукт (ВВП). Они отражают три главных качества: а) здоровую жизнь; б) уровень знаний; в) уровень жизни. Таким образом, трудовой потенциал можно определить как трудовые ресурсы в качественном измерении. 3.3 Место трудового потенциала в системе оценок общественного производства Количество и качество трудового потенциала определяют количественное значение двух важнейших микро- и макроэкономических показателей за известный период времени (как правило, год) — соответственно максимально возможных объема выпуска продукции предприятия (отрасли) и валового национального продукта, в наиболее общем виде указанные показатели изменяются прямо пропорционально количеству и качеству трудового потенциала.
Так как на макро-уровне трудовой потенциал количественно равен совокупности занятых и безработных, или рабочей силе (при этом доля занятых в составе рабочей силы называется уровнем занятости, а доля безработных — уровнем безработицы), то при прочих равных условиях валовой национальный продукт увеличивается пропорционально росту уровня занятости и снижается пропорционально росту уровня безработицы.
Действительно, в мультипликативной модели факторной системы изменение валового национального продукта (ВНП) можно рассматривать как результат влияния двух факторов: трудового потенциала и производительности труда, что позволяет рассчитывать для экономики каждой страны присущие ей “коэффициенты пропорциональности”. Так, например, широко известный закон Артура Оукена указывает для экономики США конца 80-х годов соотношение 1:2,5 (рост фактического уровня безработицы на 1 % против “естественного” уровня, составлявшего 6 %, вызывал падение объема ВНП на 2,5 %).
 Российским законодательством допускается прием на работу в свободное от учебы время учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений по достижении ими 14-летнего возраста с согласия одного из родителей или заменяющего его лица, при условии выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения (в рамках неполного рабочего времени). Численность трудовых ресурсов может изменяться (увеличиваться или уменьшаться) за счет естественного прироста или убыли, соответственно, населения в трудоспособном возрасте, изменения доли нетрудоспособных среди лиц трудоспособного возраста, пересмотра возрастных границ трудоспособности.
В 21 веке в России наблюдается заметное сокращение общей численности населения и доли населения в до рабочем возрасте, стабилизация доли населения в пенсионном возрасте, возрастание доли населения в рабочем возрасте, т.е. наблюдается старение населения, что в более далекой перспективе приведет к сокращению численности населения в трудоспособном возрасте.
Знания о количественном и качественном составе трудовых ресурсов и трудовом потенциале необходимы для организации воспроизводства рабочей силы, экономическим содержанием которого являются отношения, складывающиеся по поводу ее формирования, распределения (перераспределения) и использования.

Заключение Одним из элементов производительных сил являются трудовые ресурсы общества. Они выражают отношение человека к природе и в тоже время наделены определенным общественным социально-экономическим содержанием и могут рассматриваться как самостоятельная категория, в которой производительные силы и производственные отношения взаимно проникают и взаимно обуславливают друг друга.
Распределение и использование трудовых ресурсов необходимо исследовать в достаточной связи с техническим прогрессом. В настоящее время нет республики, где бы проблемами трудовых ресурсов не занимались крупные научные коллективы.
Интерес к этим проблемам не случаен. Он обусловлен тем, что в основе всех экономических процессов, совершающихся в обществе, лежит труд. Труд и рабочее время, которыми располагает общество, в конечном итоге являются регуляторами общественного производства.
Многочисленные исследования проблемы трудовых ресурсов показывают, насколько мы еще далеки от того, чтобы полностью овладеть методами контроля за использованием ресурсов труда, которыми располагает общество, насколько ложны задачи науки и практики, чтобы приблизить общество к идеалу — полному и рациональному использованию трудовых ресурсов

Список используемой литературы
1. Адамчук В.В., Кокин Ю.П., Яковлев Р.А. Экономика труда. М.: Финстатинформ, 2004.237с. 2. Горелов Н.А. Экономика трудовых ресурсов. М.: Высш. шк., 2007. 207 с. 4. Кураков Л.П., Марков Ю.К., Степанова Р.Г. Трудовые ресурсы и занятость населения. М.: Пресс-сервис, 2006. 345с. 5. Новицкий А.П. Население и трудовые ресурсы М.: Мысль, 2005. 338с. 6. Меликьяна Г.Г., Колосовой Р.П… Экономика труда и социально-трудовые отношения М.: Изд-во МГУ, 2006. 256с. 7.Россия в цифрах. М.: Госкомстат РФ 8.Жуков Л.И., Горшков В.В. Справочное пособие по труду и заработной плате. — М.: Финансы и статистика, 2007.428с. 9. Гурьянов С.Х., Поляков И.А., Ремизов К.С. Справочник экономиста по труду. — М.: Экономика, 2002.124с. 10. Кунельский Л.Э. Повышение эффективности использования трудовых ресурсов. — М.: Экономика, 2000.254с. 11. Хорин А.Н. Трудовые ресурсы. — М.: Финансы и статистика, 2006. 396 с. 12. Демичева А.И. Экономика и организация промышленного производства — М.: Мысль, 2004.533с. 13.Корнейчук Б.В. Экономика труда-М.: Гардарика,2007. 286с. 14.Кокин В.А. Экономика труда — М.: Экономика,2009. 559с. 15.Мумладзе Р.Г., Гужина Г.Н.Экономика и социология труда — М.: КноРус,2009.328с.
УРОВЕНЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И УРОВЕНЬ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ВОЗРАСТЕ 15-72 года
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :