Реферат по предмету "Мировая экономика"


Сущность функции и задачи розничной торговли в условиях рынка

--PAGE_BREAK--В зависимости от ассортимента реализуемых товаров и размера торговой площадимагазины подразделяют на типы (универмаг, универсам и т. п.), а внутри каждого типа (в зависимости от величины торговой площади) — на типоразмеры.
По формам обслуживанияразличают салонное обслуживание покупателей, индивидуальное обслуживание через прилавок или продавцом-консультантом в магазине самообслуживания, Форма торгового обслуживания — организационный прием, представляющий собой сочетание методов обслуживания.
С учетом типа здания и особенностей его объемно-планировочного решенияпредприятия розничной торговли подразделяют на отдельно стоящие, встроенно-пристроенные и торговые комплексы, они также бывают одноэтажные, многоэтажные, с подвальными помещениями или без них.
По функциональным особенностямрозничные торговые предприятия делятся на стационарные, передвижные, сезонные, посылочные и комиссионные.
Завершая комплексный торгово-технологический процесс товародвижения, магазины выполняют ряд торговых (коммерческих) и технологических функций.
Основные торговые функции магазинов следующие:
·                   изучение покупательского спроса на товары;
·                   составление заявок на завоз товаров;
·                   формирование ассортимента товаров;
·                   реклама товаров и услуг.
К технологическим функциям (операциям) относят:
·                   прием поступивших в магазин товаров по количеству и качеству;
·                   обеспечение хранения товаров;
·                   выполнение операций, связанных с производственной доработкой товаров (фасовка, упаковка и др.);
·                   внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка товаров в торговом зале;
·                   продажа товаров (предложение товаров и оказание помощи покупателям в их выборе, выполнение расчетных операций).
Кроме того, магазины выполняют функции, связанные с оказанием покупателям дополнительных услуг (предварительный прием заказов на товары, доставка купленных в магазине товаров на дом покупателю и т. д.).
Объем и характер выполняемых магазином функций будут зависеть от его типа и размера, хозяйственной самостоятельности, технической оснащенности, места расположения и других факторов. Например, магазин, обладающий полной хозяйственной самостоятельностью, кроме перечисленных выше функций выполняет также функции, связанные с оптовыми закупками товаров и расчетами за них, осуществляет управление и хозяйственное обслуживание подчиненных ему торговых единиц. Здесь, как правило, имеется больше возможностей для оказания широкого круга дополнительных услуг.
1.2. Специализация и типизация розничного торгового предприятия
Одно из перспективных направлений совершенствования розничной торговой сети — ее специализация.Она способствует облегчению труда торговых работников и росту его производительности, более эффективному использованию материально-технической базы торговли и оказывает положительное влияние на качество обслуживания покупателей.
Специализация магазинов может осуществляться по:
·                   товарному профилю (признаку);
·                   формам торгового обслуживания;
·                   функциональной роли.
Ведущим направлением специализации является специализация магазинов по товарному признаку, предусматривающая ограничение их деятельности торговлей отдельными видами или группами товаров при одновременном расширении ассортимента каждой группы.
Необходимость специализации розничных торговых предприятий — следствие постоянного изменения ассортимента товаров, который нуждается в глубоком расчленении всей товарной массы на группы. В специализированных магазинах имеются лучшие условия для более тщательного изучения покупательского спроса, повышения квалификации торговых работников. Здесь имеется больше возможностей для предложения покупателям широкого ассортимента товаров в пределах одной или нескольких родственных товарных групп, для более эффективного воздействия на производство товаров.
В то же время чрезмерно узкая специализация магазинов может отрицательно сказаться на торговом обслуживании населения, так как она может привести к территориальному удалению их от потребителей, что, в свою очередь, вызовет увеличение затрат времени на приобретение товаров. Кроме того, рассредоточенность товаров по нескольким магазинам усложняет совершение единой комплексной покупки.
С учетом товарной специализациимагазины делят на следующие группы:
·                   универсальные — реализующие универсальный ассортимент продовольственных или непродовольственных товаров (универсам, универмаг и т. п.);
·                   специализированные, в основу построения ассортимента которых положены товары одной товарной группы пли ее части (узкоспециализированные);
·                   комбинированные — реализующие несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности (мясо-рыба, трикотаж-галантерея), а также специализирующихся на продаже потребительских комплексов (товары для женщин, для детей, для дома и т. д.).
·                   смешанные, ведущие торговлю как продовольственными, так и непродовольственными товарами, К этой группе относят магазины «Товары повседневного спроса».
Специализация магазинов по товарному признаку нашла более широкое распространение в городах, где довольно высокий уровень концентрации предприятий розничной торговли.
В потребительской кооперации специализированные магазины создаются, как правило, на основе использования или реконструкции действующих торговых предприятий. Рост их численности сдерживается из-за рассредоточения магазинов по небольшим населенным пунктам.
Для определения уровня специализации розничной торговой сети рассчитывают коэффициент специализации (Ксп)по формуле:
Ксп = Qсп/Qо
где Qсп —количество специализированных магазинов в населенном пункте (районе);
Q0— общее количество магазинов в населенном пункте.
Уровень специализации может быть определен и путем отношения торговой площади специализированных магазинов к общей торговой площади магазинов:
Ксп = Sт.сп/Sт.о
или отношения  розничного товарооборота специализированных магазинов к товарообороту всех магазинов
Ксп =Vт.сп/Vт.о
Рассчитав этот показатель приведенными тремя способами, можно составить более четкое представление об уровне специализации розничной торговой сети в населенном пункте, районе и т. д.
На рациональное развитие розничной торговой сети, ее построение и размещение большое влияние оказывает типизацияпредприятий розничной торговли.
Под типизацией понимают систему мероприятий, направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективным типов магазинов.
Типизация позволяет устранить излишнее многообразие типов магазинов и способствует более рациональному управлению розничной торговой сетью. Благодаря ей можно шире применять типовые решения по таким направлениям, как формирование товарного ассортимента, выбор торгово-технологического оборудования, внедрение рациональной организации труда и т. д.
К основным признакам, определяющим тип магазина, относятся ассортиментный профиль и размер торговой площади.
В зависимости от применяемых форм торгового обслуживания и размера торговой площадипредприятия розничной торговли можно разделить на несколько групп, каждая из которых включает в себя различные типы магазинов:
·                   универсальные магазины (Гипермаркет, Универсам (супермаркет), Универмаг, Универмаг «Детский мир», Магазин-склад, Гастроном и т. п.);
·                   специализированные продовольственные магазины (Рыба, Мясо, Сыры, Минеральные воды и т, п.);
·                   специализированные непродовольственные магазины (Одежда, Обувь, Мебель, Хозяйственные товары и т. п.);
·                   магазины прочей товарной специализации (Природа, Семена, Книги и т. п.);
·                   неспециализированные продовольственные магазины (Продукты и т. п.);
·                   неспециализированные непродовольственные магазины (Дом торговли, Все для дома, Товары для женщин, Промтовары, Комиссионный магазин и т. п.).
При организации сети магазинов в городах и поселках городского типа пользуются Номенклатурой типов магазинов. Она включает основные и дополнительные типы магазинов.
Основные типы магазиновпредставляют собой предприятия, на основе которых и перспективе должна быть создана рациональная система торгового обслуживания населения. Магазины этой группы создаются за счет нового строительства и реконструкции действующих предприятий с изменением в случае необходимости их ассортиментного профиля.
Дополнительные типы магазинов предназначены для применения при реконструкции и использовании действующих торговых помещений.
Действующая номенклатура типов продовольственных и непродовольственных магазинов предусматривает не только магазины с универсальным ассортиментом соответствующих товаров (универсамы и универмаги), но и достаточно широкий перечень специализированных и узкоспециализированных магазинов, подразделяющихся и зависимости от размеров торговой площади на типоразмеры. Так, например, универсамы, расположенные в городах, могут иметь размеры торговой площади 400, 650, 1000, 1500 или 2000 м2, универмаги — 3500, 4500, 6500, 8500, 11000, 15500 или 22000м2.
Кроме того, номенклатура предусматривает соответствующие типоразмеры магазинов для городов с численностью населения до 50 тыс. человек, от 50,1 до 100, от 100,1 до 250, от 250,1 до 500 и от 500,1 до 1000 тыс. человек.
Сеть магазинов потребительской кооперации представлена широкой номенклатурой, включающей основные типы магазинов для проектирования и нового строительства и типы магазинов для переспециализации действующих предприятий.
Типы магазинов для проектирования и нового строительства также делятся на типоразмеры.К группе ведущих типов здесь следует отнести магазин с универсальным ассортиментом непродовольственных товаров — «Универмаг» и магазин с универсальным ассортиментом продовольственных товаров и отделом непродовольственных товаров повседневного спроса — «Универсам». Наиболее массовый тип предприятия этой группы — магазин по продаже товаров повседневного спроса. В эту же группу включены магазины «Продукты», «Промтовары», торгующие соответственно продовольственными и непродовольственными товарами различных групп, а также специализированные магазины по торговле продовольственными или непродовольственными товарами, комиссионные магазины и магазины-заготпункты различной торговой площади.
Еще более разнообразна номенклатура типов магазинов для переспециализации, которая не предусматривает деление по размерам торговой площади и включает в основном магазины по продаже отдельных продовольственных товаров (молоко и молочные продукты; мясо и мясопродукты и т. д.), а также магазины по продаже отдельных групп непродовольственных товаров (обувь, ткани, бытовые электротовары и т. д.).
В отдельные группы розничных торговых предприятий выделены мелкорозничные предприятия; павильоны, киоски и передвижные предприятия торговли (автомагазины, суда-магазины и т. д.).
Типы торговых предприятий не являются неизменными. Они совершенствуются под влиянием процессов, связанных с переходом к рыночной экономике, а также научно-технического прогресса и других факторов. Так, в последние годы в городах появились супермаркеты — крупные магазины самообслуживания с широким ассортиментом преимущественно продовольственных товаров и большим объемом товарооборота. Магазины оснащены современной торговой мебелью и торгово-тсхнологическим оборудованием. В них применяется прогрессивная технология.
В зарубежной торговле все более широкое распространение получают гипермаркеты. В них, как и в супермаркетах, применяется самообслуживание. Главное отличие гипермаркетов от других магазинов — очень большие (не менее 5000м2) торговые площади и огромные объемы продаж. Кроме того, в них применяется политика низких цен и небольших наценок. Оплата за товары производится в едином контрольно-кассовом узле магазина при выходе. У гипермаркетов устраиваются большие стоянки для автомашин покупателей. Их удобно посещать всей семьей и совершать закупки продуктов па длительное время. Первые гипермаркеты уже появились и в крупных городах России.
В кооперативной торговле в перспективе могут получить распространение кооперативные торговые центры, состоящие из трех интегрированных предприятии бизнеса: супермаркета с торговой площадью не менее 600м2 и ба­зовым ассортиментом из 300 наименований товаров; кафе быстрого питания и пекарни, реализующей свою продукцию через сумермаркет и другие предприятия торговли.
1.3.Основные принципы размещения розничной торговой сети
Постоянное развитие и обновление розничной торговой сети, совершенствование ее структуры требует рационального размещения предприятий торговли. К размещению торговой сети предъявляется ряд требований и методов.
Методы размещения розничной торговой сети:
·                   равномерный — с целью максимального приближения к населению;
·                   концентрический или ступенчатый — общегородской тип, тип жилых районов;
·                   групповой — создание торговых улиц, торговых центров.
Факторы, влияющие на размещение розничной сети:
·                   градостроительные — величина города, функциональное зонирование территории, плотность населения, размещение мест приложения труда, административных, культурных и спортивных центров;
·                   транспортные — направление и интенсивность основных потоков движения общественного и индивидуального транспорта;
·                   социальные — возможность снижения затрат времени на посещение предприятий розничной торговли, достижение высокого уровня обслуживания;
·                   экономические — эффективность капитальных вложений, оптимальный уровень их доходности.
Рациональное размещение розничной торговой сети, всех ее видов, с учетом развития, обновления, совершенствования ее структуры, ее специализация и типизация позволяет сократить затраты на строительство я реконструкцию, упорядочить ассортимент, обеспечить высокий уровень обслуживания.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Показатели, характеризующие качество розничной торговой сети:
·                   плотность торговой сети — количество торговых единиц, приходящихся на 10 000 жителей;
·                   обеспеченность населения розничной торговой сетью — торговая площадь, приходящаяся на 100 жителей;
·                   доля полустационарной сети в общем количестве розничной торговой сети;
·                   уровень специализации розничной торговой сети — отношение количества специализированных предприятий торговли к общему количеству предприятий торговли;
·                   общая численность торговых предприятий;
·                   средняя торговая площадь магазина;
·                   соотношение торговой к неторговой площади магазина.
Итак, характеристику розничной торговой сети определяют термины и определения.
Розничная торговая сеть — это совокупность розничных торговых предприятий и других торговых единиц, размещенных на определенной территории с целью продажи товаров и обслуживания покупателей.
Функции розничной торговой сети: закупка товаров; продажа товаров; транспортировка; хранение; принятие риска; финансовая деятельность; маркетинговая деятельность; подсортировка, подработка, приведение к товарному виду.
Классификация розничной торговой сети по двум признакам:
·                   по стационарности;
·                   по товарно-ассортиментному профилю.
Специализация розничной торговой сети — это ограничение деятельности отдельных предприятий по торговле отдельными группами товаров.
Типизация торговых предприятий — это система мероприятий, направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов, используя следующие показатели: торговую площадь, товарный ассортимент, форму продажи товаров.

2.ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ – ОСНОВНОЕ ЗВЕНО РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ
Торговое предприятие на современном этапе рыночной экономики является самостоятельным хозяйствующим субъектом, который с целью удовлетворения потребностей рынка и получения прибыли осуществляет закупку, хранение и реализацию покупателям товаров.
Сущность предприятия торговли рассматривается в трех аспектах: юридическом, хозяйственном и отраслевом.
Юридический аспект имеет наиболее общий характер, присущий всем предприятиям независимо от отраслевой принадлежности. Все торговые предприятия являются юридическими лицами с правовой точки зрения. Значение законодательного оформления торгового предприятия проявляется в том, что оно:
·                   позволяет определенным образом организовать, упорядочить внутренние отношения между участниками (учредителями) предприятия, объединить интересы каждого в общую цель;
·                   является оптимальной формой для долговременного объединения капиталов;
·                   позволяет ограничить имущественный риск участни­ков суммой вклада в капитал конкретного предприятия;
·                   создает основания для гибкого управления капиталом.
Все юридические лица в России должны проходить государственную регистрацию, иметь печати и открывать счета в банках. Но эти внешние атрибуты не отражают сущности торгового предприятия как юридического лица. Выделяются четыре основополагающих признака, на основании которых торговое предприятие признается юридическим лицом:
·                   первый признак — организационное единство, которое предполагает наличие определенной иерархии, соподчиненности органов управления предприятием (единоличных или коллегиальных), составляющих его структуру, четкую регламентацию отношений между его участниками;
·                   второй признак — имущественная обособленность, которая создает материальную базу деятельности торгового предприятия, т. е. для организации торгового процесса требуется наличие материальных, финансовых и других ресурсов, принадлежащих только данному предприятию;
·                   третий признак — самостоятельная гражданско-правовая ответственность юридического лица означает, что каждое торговое предприятие самостоятельно несет гражданско-правовую ответственность по своим обязательствам на основе имеющегося обособленного имущества, которым оно может отвечать перед кредиторами (статья 56, ГК РФ);
·                   четвертый признак — выступление в гражданско-правовом обороте от собственного имени означает возможность приобретать и осуществлять гражданские права, нести обязательства, выступать истцом и ответчиком в суде.
Юридическое лицо приобретает гражданские права и обязательства через свои органы управления. Оно может иметь как один орган (директор), так и одновременно несколько органов (директор и дирекция) управления. Органы управления могут назначаться, если у предприятия единственный учредитель, или избираться, если участников (учредителей) несколько.

3.ПРАВИЛА РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
В целях улучшения работы розничных торговых предприятий и усиления защиты интересов покупателей с учетом региональных особенностей на территориях крупных городов, областей и т. п. утверждены и действуют правила работы предприятий, осуществляющих розничную торговую деятельность. Они определяют в соответствии с действующим законодательством, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также постановлениями и распоряжениями региональных органов власти порядок розничной торговли на предприятиях, осуществляющих торговую, деятельность на соответствующей территории независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности и форм торговли.
В общих положениях этих Правил определены основные задачи предприятий розничной торговли, их обязанность иметь лицензию на право торговли определенными группами товаров. Торговое предприятие должно иметь вывеску с указанием товарного профиля и его организационно-правовой формы, фирменного наименования.
Правилами работы предприятий розничной торговли установлено, что товарный профиль и тип предприятия определяются его уставом. Изменение товарного профиля должно осуществляться по согласованию с органами местной администрации. По согласованию с последними устанавливается и режим работы муниципальных предприятий.
При закрытии предприятия на обеденный перерыв или по окончании рабочего дня кассиры прекращают работу в точном соответствии с установленными часами работы торгового предприятия, но покупатели, имеющие на руках кассовые или товарные чеки, должны быть обслужены.
В магазине самообслуживания все покупатели, находящиеся в торговом зале при закрытии их на обед или по окончании работы, должны быть обслужены.
Закрытие предприятия на санитарный день, ремонт, переоборудование и т. п. должно согласовываться с органами местной администрации, о чем покупатели заблаговременно (обычно за 5 дней) оповещаются специальным объявлением, в котором следует указать адрес ближайшего предприятия, торгующего аналогичным товаром.
Средства измерений в соответствии с установленными требованиями и в установленном порядке должны подвергаться обязательной поверке органами Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии не реже одного раза в год и удостоверяться специальным клеймом и свидетельством о поверке на каждый прибор. Соответствующие документы должны нахо­диться у администрации магазина и предъявляться по первому требованию покупателей, а также лиц, уполномоченных для проверки.
В магазине должна быть представлена следующая информация:
·                   указатели расположения отделов, секции или продаваемых товаров;
·                   фамилии и инициалы работников торгового зала на рабочих местах или нагрудных знаках;
·                   перечень и стоимость оказываемых покупателям услуг;
·                   текст Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»;
·                   правила, регламентирующие торговую деятельность и продажу отдельных видов товаров;
·                   о внеочередном обслуживании отдельных категории граждан;
·                   адреса и телефоны местных органов администрации.
На доступном для покупателей месте должна находиться книга отзывов и предложений, пронумерованная, прошнурованная, заверенная соответствующей подписью и печатью.
В правилах работы розничных торговых предприятий следует также определить:
·                   основные положения, связанные с приемкой, хранением и подготовкой товаров к продаже;
·                   порядок продажи товаров;
·                   требования, предъявляемые к продавцам;
·                   контроль за работой розничных торговых предприятий.
Принятые по количеству и качеству товары приходуются в день их поступления по фактическому наличию. В случае невозможности оприходования товара датой его фактического поступления из-за вызова эксперта, проверки цены, качества в товарном отчете должна быть сделана отметка о поступлении товара с указанием поставщика, посредника (продавца), общей стоимости товара в отпускных (оптовых) или закупочных ценах, а также причины невозможности оприходования.
Хранение товаров должно быть организовано с учетом строгого соблюдения основных принципов товарного соседства, санитарных и других правил, а также соответствующих режимов.
Перед поступлением в торговый зал товары должны быть подготовлены к продаже.
Продажа товаров должна осуществляться всем гражданам па общих основаниях. Отдельные категории населения должны обеспечиваться льготами, предоставленными законодательством.
Запрещается продажа несовершеннолетним алкогольных напитков, пива, табачных изделий и игральных карт.
Продажа продовольственных и непродовольственных товаров, для которых установлены специальные правила торговли, должна осуществляться с соблюдением этих правил.
В магазинах самообслуживания (кроме специализированных хлебных и овощных) отбор товаров покупателями должен производиться только в инвентарные корзины и тележки, размещаемые при входе в зал самообслуживания.
Работникам магазина или отдела самообслуживания не разрешается требовать от покупателей предъявления при входе в торговый зал товаров, приобретенных в других магазинах. Нельзя ставить на них штампы или делать другие отметки, а также обязывать оставлять личные вещи. Если покупатель изъявил желание оставить при входе в торговый зал хозяйственную сумку, портфель и т. п., то магазин обязан обеспечить их сохранность.
На все реализуемые товары, подлежащие сертификации, предприятия торговли должны иметь сертификаты установленной формы, выданные уполномоченными на то органами. Они должны удостоверять качество товаров, их безопасность для жизни и здоровья людей.
Запрещена продажа товаров с истекшими сроками реализации.
Товары, на которые органами местной администрации установлены нормы отпуска, должны продаваться с соблюдением этих норм.
Запрещается обусловливать продажу одних товаров обязательным приобретением других.
В магазинах, торгующих продовольственными, на доступном месте в торговом зале должны установлены контрольные весы, контрольные мерные устройства (кружки, мензурки и т.п.), а в торгующих тканями, — контрольные метры.
Покупателю должно быть предоставлено право проверки правильности цены, веса и меры отпущенных ему товаров, а также сроков храпения продовольствен и наличие сертификата. Администрация мага: создать для этого необходимые условия.
Отобранные покупателем непродовольственные товары могут храниться на контроле (с обязательной отметкой в товарном чеке о времени их выписки) до оплаты не более часа.
Магазин должен предоставлять покупателю возможность оставлять на храпение оплаченные крупногабаритные и тяжеловесные товары па срок до 3-х суток.
Контрольно-кассовые машины, используемые на предприятиях торговли, должны быть зарегистрированы в налоговых службах в установленном порядке.
В правилах работы предприятий розничной особое место уделяется требованиям, предъявляемым к продавцам, которые должны быть терпеливыми, внимательными, предупредительными, вежливыми и корректными.
Продавец должен хорошо знать ассортимент товаров, их характеристику, назначение, способы использования и ухода за ними. Он должен уметь предложить или помочь выбрать товар покупателю и т. п. В правилах же сформулированы и другие профессиональные требования к продавцам, а также предусмотрен раздел, касающийся контроля за их соблюдением.

4.Т/О – ОСНОВНОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ
Розничный т/о называется выручка от продажи товаров непосредственному потребителю – населению. Розничный т/о включает в продажу товары непосредственно из товарной сети за наличный расчет и в кредит с рассрочкой платежа. Т/о характеризуется емкостью и конъектурой рынка. Емкость рынка представляет собой общий платежеспособный спрос и рассчитывается путем сложения покупательных фондов населения, закупков товаров приезжих населения, организаций и предприятий.
Е = ПФ + ИС + МО
Где Е –емкость рынка
ПФ – покупательские фонды
ИС – инарайонный спрос
МО – мелкий опт
ПФ = Д – НР
Где Д – доход населения
НР – нетоварные расходы
Предприятие должно изучать изменения емкости рынка и знать долю предприятия емкости рынка. Для предприятия емкость рынка является ориентиром для определения прогноза товарооборота.
Розничный товарооборот выражает экономические отношения, возникающие на конечной стадии движения товаров из сферы обращения в личное потребление путем обмена на денежные доходы населения.
Под розничным товарооборотом понимается объем реализации товаров народного потребления населению и другим потребителям в денежном исчислении. Ассортиментный состав проданных товаров по группам или отдельным товарным наименованиям характеризует структуру розничного товарооборота и служит его качественной характеристикой.
Розничный товарооборот – один из важнейших показателей социально-экономического развития страны, характеризующий заключительный этап движения товаров в сферу потребления. Розничный товарооборот находится в тесной взаимосвязи с денежным обращением: в нем участвует преобладающая часть обращающихся денег; увеличение или снижение объема реализации товаров народного потребления вызывает соответствующие изменения в поступлении денег в кассы банков.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.