Реферат по предмету "Мировая экономика"


Система финансирования инноваций

--PAGE_BREAK--В связи с этим важная роль отводится становлению малого инновационного бизнеса в деятельности всего городского хозяйства, который, как показал анализ зарубежного опыта, является серьезным фактором ускорения НТП благодаря созданию реальной конкуренции в инновационной сфере. Кроме того, развитие малых инновационных предприятий способствует эффективному использованию квалифицированных научно- технических кадров, неизбежно высвобождающих в процессе приватизации научных организаций и конверсии  городских предприятий ВПК, и также более полному задействованию научно – производственной инфраструктуры за счет коммерциализации законченных разработок,  аренды, лизинга и других рыночных инструментов.
С развитием рыночных отношений складываются реальные ус­ловия для создания фондов рискового (венчурного) капитала как наиболее адекватного специфике инновационного предприниматель­ства.
Потенциальными инвесторами средств в учреждения венчурно­го финансирования могут стать субъекты коммерческой деятельности, которые имеют возможность вкладывать свободные средства на дли­тельный срок, активно ищут способы защиты капиталов от инфляци­онных процессов и получения в перспективе высокой нормы прибы­ли.
Ключевую роль здесь должны сыграть инновационные фонды, ко­торые начиная с 1989 г. создаются при значительной государственной поддержке. В последние три года наблюдается устойчивый рост доли расходов Российского фонда технологического развития и отрасле­вых и межотраслевых внебюджетных фондов НИОКР в общих зат­ратах на научные исследования и разработки. Объем средств, поступив­ших в указанные фонды в 1997 г., оценивается в 1,1 млрд. руб. (с уче­том деноминации).
Для обеспечения большей эффективности работы фондов требуются: усиление контроля за их деятельностью, что по­зволит им сконцентрироваться на поддержке инновационных процессов и исключит участие в торгово-посреднических и спекулятивных операциях; повышение роли объективной экспертизы и научной об­щественности при выборе объектов финансирования; отработка ме­ханизма возвратности средств, выделенных на реализацию проектов. Необходим также четкий нормативно-правовой порядок отчислений и консолидации средств в инновационные фонды.
При остром дефиците собственных ресурсов у субъектов хозяй­ствования решающую роль в финансировании инновационной деятель­ности играют заемные средства, но их удельный вес незначителен и, например, в научно-технической сфере со­ставляет около 7% общего объема финансирования НИОКР.
Доля инве­стиций, направляемых коммерческими банками на инновации, не превы­шает 1-2%. Здесь требуются меры государственного и муниципального  воздействия, предус­матривающие, с одной стороны, жесткую регламентацию и ужесточение контроля со стороны ЦБР за деятельностью банков, имеющих лицензии на обслуживание инновационных структур, а с другой — государственную поддержку в виде освобождения от налогообложения или льготного налогообложения доходов банков от кредитования инноваций, частич­ной компенсации рисковых инвестиций, предоставления государствен­ных гарантий по стратегическим направлениям инновационной деятель­ности и др. Весьма актуальным представляется также создание специа­лизированного инвестиционного банка инновационной сферы с контрольным пакетом акций, принадлежащим государству, и обязательным участием нескольких крупных научно-технических структур.
Важнейшим источником средств для финансирования иннова­ционной деятельности должен стать фондовый рынок. В рыночной экономике он является основным макроэкономическим инструмен­том формирования будущей структуры национального хозяйства на базе высокоэффективных нововведений. Поэтому нужно всемерно содействовать развитию сегмента фондового рынка, связанного с долго­срочными ценными бумагами (акциями, обязательствами, инвести­ционными паями), и их эффективной торговле на вторичном рынке. Росту капитализации фондового рынка должны способствовать меры по усилению защищенности ценных бумаг за счет ужесточения по­рядка их эмиссии и обращения, широкого внедрения публичной от­четности, повышения ответственности эмитентов за предоставление недостоверной информации и т.д.
Уменьшилось значение амортизацион­ных отчислений как источника финансового обеспечения инноваций, направленных на обновление производственного аппарата и повыше­ние технического уровня производства. В среднем по отраслям про­мышленности доля амортизации в капиталовложениях снизилась до 10-12%, тогда как в дореформенные годы этот показатель составлял 40%, что считалось недостаточным.
Наряду с переоценкой основных фондов необходимо более широко использовать методы ускоренной амортизации их активной части, ввести специальный режим хране­ния и расходования амортизационного фонда, индексирования амор­тизационных отчислений в соответствии с темпами инфляции. В обоб­щенном виде условия формирования инновационного рынка и схема его финансового обеспечения представлены на рис. 2.
 

Рис. 2. Условия формирования и финансовое обеспечение
инновационного рынка

Усиление роли государства в экономическом регулировании инновационной деятельности тесно связано с переходом на новую систему налогообложения. Налоговая политика в инновационной сфере должна ориентировать участников инновационного процесса на про­ведение работ, реализующих приоритетные направления научно-тех­нического прогресса, создание техники новых поколений, разрабаты­ваемой в соответствии с государственным заказом.
Для этих субъек­тов хозяйствования надо предусмотреть возможность освобождения от налогообложения части средств, имеющих целевое назначение, в том числе ассигнований на проведение поисковых и инициативных исследований, развитие опытно-экспериментальной базы, воспроизвод­ство научно-интеллектуального потенциала и др. Кроме того, для них должны быть установлены пониженные ставки налогов на доход и используемые средства. Наряду с этим следует применять и меры экономического принуждения в виде различных санкций за несоблю­дение контрактных обязательств, низкое качество научно-техничес­кой продукции, ее несоответствие требованиям экологии и др. Одна­ко в каждом конкретном случае подбор экономических инструментов воздействия и границы их использования должны учитывать содер­жание задач и специфику объектов стимулирования.
Формирование правовой среды инновационного предпринимательства является обязательным и непременным условием, обеспечивающим субъектам инновационного предпринимательства экономическую свободу. Формирование нормативной базы решает многие проблемы, стоящие на пути инновационного предпринимательства, начиная с момента регистрации субъектов инновационной деятельности, лицензирования, предмета их деятельности и заканчивая процедурами банкротства.
Для правового обеспечения поддержки малого предпринимательства имеют значение различные Постановления Правительства РФ, нормативные документы Министерств и ведомств, законодательные акты муниципальных образований.
Основы законодательства России в инновационной сфере заложены положением о государственной инновационной программе, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР  от 27 марта 1991 г. № 171.,  в соответствии с этим положением распоряжением Верховного Совета Российской Федерации от 30 апреля 1992 г. № 2.3 – Р-4 была утверждена инновационная программа «Новое поколение технологий и комплектов оборудования для реконструкции подземных инженерных сетей».  
Патентный закон Российский Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3518-1 заложил основы законодательства России в сфере охраны интеллектуальной собственности. Большое значение для создания условий, обеспечивающих сохранение научно – технического потенциала РФ, имел Указ Президента « О неотложных мерах по сохранению научно – технического потенциала РФ»  от 27 апреля 1992 г. № 426.
Основное место в системе правового обеспечения предпринимательства занимает принятая в 1993 г. Конституция РФ.
Большую роль для развития малого предпринимательства в стране имеет постановления Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 11 мая 1993 г. № 446, в котором были сформулированы основные элементы механизма поддержки малого предпринимательства. Особое значение для развития малого предпринимательства в стране имеет Указ Президента РФ «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношений бюджетов различных уровней» от 22 декабря 1993 г. № 2270, в котором предусмотрены налоговые льготы для субъектов малого предпринимательства. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 18 июня 1995 г. № 88-Ф3 определяет общие положения в области государственной поддержке и развития малого предпринимательства в РФ. Существенное место в развитии инновационного предпринимательства занимает постановление Правительства РФ «Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов» от 19 августа 1994 г.  № 967, в котором  в целях создания условий для развития высокотехнологических отраслей экономики и внедрения прогрессивных машин и оборудования предприятиям предоставляется право применения механизма ускоренной амортизации активной части производственных   фондов.
Значительную роль в развитии инновационного предпринимательства играет  также Указ Президента РФ «О частных инвестициях в РФ», который принят в целях привлечения частных инвестиций, а также создание различных отраслевых, межотраслевых внебюджетных фондов научно – исследовательских и опытно – конструкторских работ, призванных содействовать инновационным проектам. Средства этих фондов должны на договорной основе направляться на финансирование:
-         научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по
созданию новых видов наукоемких продукции, сырья и материалов;
-         разработки новых и совершенствования применяемых технологий;
-         мероприятий по повышению технического уровня продукции;
-         работ по стандартизации, сертификации и лицензированию
продукции;
-         работ в области охраны труда и техники безопасности;
-         разработок нормативных и инструктивных материалов и других
научно- исследовательских и опытно – конструкторских работ.
Внебюджетные фонды могут средства фондов размещать на депозитных счетах в банках, уплачивая в бюджет налог на полученный доход от суммы полученных депозитных процентов, а оставшуюся после уплаты налога часть на увеличение средств внебюджетного фонда.  Правительством РФ запрещено использовать средства внебюджетных фондов на осуществление коммерческих мероприятий. Ответственность за целевое использование средств внебюджетных фондов НИОКР возлагается на руководителей федеральных министерств, иных федеральных и муниципальных органов исполнительной власти и на руководителей объединений, в которых созданы внебюджетные средства [1, 5, 13, 14].
1.3. Зарубежный опыт поддержки инновационной деятельности
 Особый интерес в этой области представляет опыт таких стран, как США, Японии, Великобритания, Канада, Франция, Израиль. Центральное место в этой системе занимает сфера НИОКР и внедрения новейших технологий на основе льготных кредитования и налогообложения, страхования и прямого финансирования венчурного предпринимательства. Для предоставления соответствующих льгот инновационным предприятиям создаются специальные институты: министерства и ведомства, научно-технические и технологические фонды, технопарковые структуры, коммерческие банки, страховые фонды и т.д. Деятельность их основана на законах о поддержке инновационного бизнеса, защите промышленной и интеллектуальной собственности. Поддержка осуществляется следующими методами государственного регулирования:
Прямые – в административно-ведомственной и программно-целевой формах. Первая форма в виде прямого дотационного финансирования.
В США в рамках введенной в 1992 г. программы помощи мелкому инновационному бизнесу 12 федеральных ведомств, имеющих более 100 млн. долл. на НИОКР, рассматривают предложения, поступающие от мелких предприятий, и выделяют средства мелким фирмам для разработки новых идей или продукции только в том случае, если в этом не принимает участие ни банковский,  ни венчурный капитал.
   Большое внимание уделяется развитию передовых наукоемких производств в Канаде, предлагает финансирование в области информационных технологий, новых промышленных материалов и биотехнологии, за счет программы по микроэлектронике и разработке систем предприятиям возмещается до 50 % их затрат на НИОКР.
Особое место в системе прямых мер воздействия государства на инновационный бизнес занимает стимулирование развития технопарковых структур (своеобразных «инкубаторов» малого инновационного бизнеса). Их главная задача – оказание разнообразных услуг и создание наиболее благоприятных для инновационных предприятий условий. Это достигается путем объединения усилий высших учебных заведений, научно-исследовательских центров и новых наукоемких предприятий. «Инкубаторы» создают необходимую инфраструктуру для нормальной жизнедеятельности малых инновационных предприятий. Как правило, подобные предприятия ориентированны на удовлетворение потребности крупных городов и создаются вокруг них. Очень часто региональная направленность деятельности технопарковых структур успешно сочетается с отраслевой.
Многие подобные комплексы возникли вокруг крупных университетов и научных центров и возглавляются ими. Новые предприятия часто создаются самими учеными и специалистами при помощи и участии университетов, местных органов власти, финансовых учреждений, торгово – промышленных палат и частного бизнеса. На предприятиях, успешно действующих в рамках таких комплексов, период внедрения новшеств сокращается в 2-3 раза по сравнению со средним сроком.
Косвенные меры государственной поддержки направлены, с одной стороны, на стимулирование непосредственно инновационных процессов, а с другой – на создание благоприятного экономического климата для новаторской деятельности. К таким мерам относятся налоговые и кредитные льготы по научным исследованиям, НИОКР, разработке и внедрению инноваций. Льготные кредиты предоставляются обычно на 10-15 лет на более выгодных по сравнению с другими видами кредитования по величине процента и порядку погашения.
Значительную положительную роль в поддержке инновационной деятельности имеют налоговые льготы на прибыль. Например, во Франции с 1979 г. существуют специальные премии за нововведения, в целом составляющие 25% суммы затрат на НИОКР, также исследовательский налоговый кредит (налоговая скидка, равная приросту расходов на НИОКР в текущем периоде по сравнению с базисным) [9, 11].

 2. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА
2.1. Классификация инвестиций и инвесторов
Наиболее общие правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности на территории РФ оп­ределяет Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР». В качестве инвестиций, согласно этому закону, мо­гут выступать материальные и нематериальные средства и другие ценности в целях получения прибыли (дохода) и дос­тижения положительного социального эффекта,  в том числе:
    продолжение
--PAGE_BREAK---         денежные средства;
-         целевые банковские вклады;
-         паи, акции и другие ценные бумаги;
-         технологии;
-         машины, оборудование;
-         лицензии, в том числе и на товарные знаки;
-         кредиты;
-         любое другое имущество или имущественные права;
-         интеллектуальные ценности;
Целевые ориентиры участников инвестирования.
 С понятием «инвестиции» связано пред­ставление об использовании финансовых и иных средств для достижения целей привлечения инвестиций в инновационную деятельность города, в том числе:
-         прибыль;
-         амортизационные отчисления;
-         денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц;
-         страховые возмещения от аварий, стихийных бедствий и другие;
-         банковские и бюджетные кредиты;
-         облигационные займы;
-         средства от продажи акций;
-         паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц;
-         денежные средства, централизуемые объединениями (союзами) предприятий;
-         бюджетные инвестиционные ассигнования;
-         внебюджетные фонды;
-         иностранные инвестиции.
 Когда речь идет о финансировании инновационных проектов, возни­кает представление о взносе финансовых средств или о фор­мировании капитала. Этот капитал показывает, какая часть капитала предприятия, собственника, долевого участника в качестве собственного капитала и какая часть капитала от банков и других кредиторов (например, поставщиков) в каче­стве заемного капитала предоставлена в распоряжение коман­ды разработчиков. Под финансированием, следовательно, по­нимается предоставление капитала для формирования имуще­ства, формирования финансовых средств, а под инвестициями — их использование.
В инвестиционно-инновационном процессе могут принимать участие различные субъекты: граждане, юридические лица, организации, муниципальные образования, регионы государства. Мотивы их участия в инвестиционной деятельности, интересы, которые они отстаивают, цели, кото­рых хотят достичь, весьма разнообразны. Их устремления мо­гут не только совпадать, но и существенно отличаться, быть противоречивыми или конфликтными. Они зависят от функ­циональной роли субъекта в инвестиционном процессе, его статуса, стратегии развития, характера инвестиционного про­екта, объекта инвестирования, инвестиционного климата и многих других факторов. Например, инвестор, вкладывающий собственные средства в инвестиционный бизнес-проект, жела­ет его завершения в сжатые сроки, с требуемым качеством, за приемлемую цену и с минимальным риском для вложенного капитала.
Исполнитель проекта или субподрядчик, наоборот, может быть заинтересован в том, чтобы подороже продать свои услуги или подольше «осваивать» средства инвестора. Хотя термин «субъект» охватывает различные категории уча­стников инвестиционной деятельности, решения, в том числе инвестиционные, принимают на разных уровнях управления конкретные люди: частные лица, менеджеры, руководители, предприниматели, руководители муниципальных образований  и т. д.
Целевые представления и ожидания людей различного профессионального и социального статуса относительно ре­зультатов инвестиций существенно отличаются. Укрупненная классификация целевых предпочтений различ­ных категорий лиц (субъектов), заинтересованных в результа­тах инвестиционно-инновационного проекта, приведена на рис. 3.
           

Рис. 3  Классификация целевых предпочтений различ­ных
категорий лиц

2.2. Понятие инвестиционного климата
Для анализа условий рационального использования инвестиций в экономической науке и практике применяется категория инвестиционного климата. Это обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических, социокультурных предпосылок, предопределяющих привлекательность и целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему  (экономику страны, региона, муниципальных образований).
На рисунке 4 показаны составляющие инвестиционного климата и под влиянием каких факторов он формируется.
Инвестиционный климат любой хозяйственной системы характеризуется чрезвычайным динамизмом и постоянно меняется в лучшую или худшую сторону. Это особенно справедливо применительно к современным российским условиями. Поэтому актуальна задача мониторинга инвестиционного климата.
 Одним из вариантов подобного мониторинга для России представляется следующий вариант, он позволяет:
— учесть сходство инвестиционных условий в пределах межреги­ональных образований и различия, а также специфику разных зон;
— облегчить развитие системы мониторинга, поскольку он учи­тывает возрастающую роль субъектов Федерации в инвестиционной политике страны;
— уменьшить субъективизм при анализе инвестиционного кли­мата в хозяйственных системах разного уровня;
— упростить управление системой мониторинга, сбор, обработ­ку и передачу информации и подготовить конкретные рекомен­дации по улучшению инвестиционного климата на всех уровнях экономики России.
Наиболее обоснованный вариант механизма организации и функ­ционирования подобной системы мониторинга предложен экономис­тами ИЭ РАН, но его необходимо дополнить включением федераль­ного и внутриобластных уровней.
 

Рис. 4 Структура инвестиционного климата и факторы его формирования

С учетом зарубежного и отечественного опыта была разработана методика составления комплексного рейтинга инвестиционной привлекательности российских регионов и муниципальных образований. Результа­ты исследования опубликованы в журнале «Эксперт» в 1996-1998 гг. В отличие от всех предыдущих исследований оценка инве­стиционного климата осуществлялась для каждого из 89 субъектов Федерации. Впервые проведен анализ общедоступных региональных законодательных актов.
В первых  двух оценках (1996 и 1997 гг.) инвестиционный кли­мат региона и муниципальных образований рассматривался как комплексная система, состоящая из трех важнейших подсистем:
— инвестиционного потенциала - совокупности имеющихся в регионе и муниципальных образований факторов производства и сфер приложения капитала;
— инвестиционного риска - совокупности переменных факторов риска инвестирования;               
— законодательных условий - правовой системы, обеспечиваю­щей стабильность деятельности инвестора.
Бурный рост в 1997-1998 гг. законодательной активности повсе­местно избранных региональных и муниципальных властей значительно сблизил зако­нодательные условия инвестирования в регионах и муниципальных образований, что позволило в рейтинге 1997-1998 гг. учитывать этот фактор в качестве одной из составляющих инвестиционного риска. К тому же введение понятия законодательного риска соответствует принципам международных оценок инвестиционного климата.
Для составления рейтинга инвестиционной привлекательности регионов и муниципальных образований были использованы более сотни статистических показателей регионального развития за 1992-1998 гг.  Для оценки законодательных условий инвестирова­ния (законодательного риска) было изучено около 1000 законодательных актов Рос­сийской Федерации и ее субъектов, относящихся к сфере регулирования инвестици­онной деятельности и налогового режима.
Были привлечены также другие источни­ки, содержащие дополнительную информацию: доклады различных исследователь­ских центров, статьи, монографии, картографические материалы.
Инвестиционный потенциал - характеристика количественная, учитывающая основные макроэкономические показатели, насыщен­ность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т.п.), потре­бительский спрос населения и др.
Совокупный потенциал региона и муниципальных образований включает восемь его подвидов:
— ресурсно-сырьевой, рассчитанный на основе обеспеченности территории региона и муниципальных образований балансовыми запасами важней­ших видов природных ресурсов;
-производственный, понимаемый как совокупный результат хо­зяйственной деятельности населения в регионе и муниципальных образований;
— потребительский - совокупная покупательная способность населения региона и муниципальных образований;
— инфраструктурный - оценка экономико-географического поло­жения и инфраструктурной насыщенности региона и муниципальных образований;
— инновационный - при его определении учитывался комплекс научно-технической деятельности в регионе и муниципальных образований;
— трудовой, для расчета которого использовались данные о численно­сти экономически активного населения и его образовательном уровне;
— институциональный, понимаемый как степень развития веду­щих институтов рыночной экономики в регионе и муниципальных образований;
— финансовый, выраженный общей суммой налоговых и иных денежных поступлений в бюджетную систему с территории данно­го региона и муниципальных образований.
Инвестиционный риск - характеристика качественная, оценива­ющая вероятность потери инвестиций и дохода от них. Применитель­но к региону и различным муниципальным образованиям можно выделить следующие виды риска:
— политический, зависящий от устойчивости городской влас­ти и политической поляризации населения;
— экономический, связанный с динамикой экономических процес­сов в регионе и  муниципальных образований;
— социальный, характеризующийся уровнем социальной напря­женности;
— криминальный, определяемый уровнем преступности с учетом тяжести преступлений;
— экологический, рассчитанный как интегральный уровень заг­рязнения окружающей среды;
— финансовый, отражающий напряженность регионального и муниципального бюд­жета и совокупные финансовые результаты деятельности предприя­тий региона и муниципальных образований;
— законодательный, характеризующий совокупность правовых норм, регулирующих экономические отношения на территории: мест­ные налоги, льготы, ограничения и т.п.[11, 14, 15].
2.3.Законодательные условия инвестирования
На территории России действует единое общегосударственное законодатель­ство, видоизменяясь в отдельных регионах (субъектах Федерации) под влиянием региональных законодательных норм, регулирующих инвестиционную деятельность только в пределах полномочий местных органов власти.
 Характеристика законода­тельных условий инвестирования  получена на основе анализа всех норматив­ных условий, благоприятствующих или препятствующих инвестиционной деятель­ности. Все законодательные акты и разделены на федеральные и региональ­ные.
В федеральном законодательстве были особо выделены специальные норма­тивные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в отдельных субъектах Федерации. Прежде всего — это законодательство по свободным экономическим зонам. Как федеральное, так и региональное (или муниципальное) делилось на прямое (непосредственно регулирующее инвестиционную деятельность) и косвенное (свя­занное с условиями функционирования сфер деятельности или типов предприя­тий — потенциальных объектов инвестирования).
Существующие законодательные акты всех типов и уровней го­сударственного и муниципального  управления с точки зрения их влияния на инвестици­онный процесс можно разбить на следующие группы.
1. Регулирование сфер и объектов инвестирования. Оно опреде­ляет приоритетные направления инвестирования (отрасли, объекты, виды деятельности, сферы). Наличие приоритетных сфер в регионе увеличивает его инвестиционный потенциал.
2. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности — сфе­ры и виды деятельности в регионе и в муниципальных образованиях, льготные по налогообложению.
3. Предоставление финансовой помощи и кредитных льгот инвесторам и потенциальным инвесторам в данном регионе  и в муниципальных образованиях, или в данной сфере деятельности (по типу Федерального ведомства по опеке в ФРГ).
4. Проведение льготной амортизационной политики (право осу­ществления ускоренной амортизации для отдельных отраслей экономики).
5. Регулирование участия инвестора в приватизации.
6. Доступность региональных ценных бумаг для внешних поку­пателей.
7. Обеспечение правовой защиты инвестиций и имущественных ре­гиональных законодательных гарантий (в том числе залоговое право).
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.