Реферат по предмету "Мировая экономика"


Регионализация и региональная политика на примере Португалии

--PAGE_BREAK--Глава 3.  Проблемы современной региональной политики Португалии и перспективы их решения


3.1. Нерешенность задачи формирования дееспособных регионов: рестроспектива и перспективы решения
По мере активизации наднациональной региональной политики ЕС на территории страны для увеличения объемов помощи, которая распределяется между регионами 2-го уровня NUTS, в начале текущего десятилетия из наиболее развитого столичного округа были выделены отдельные периферийные районы, присоединенные к Центру (Оэште и Медиу-Тежу) и Алентежу (Лезирия-ду-Тежу). Что касается собственно португальской региональной политики, то вплоть до начала 1990-х годов происходило постоянное балансирование между концепцией традиционного централизма и умеренной децентрализацией страны.

Вместе с тем, Азорским островам и Мадейре сразу после революции был предоставлен особый статус, в первую очередь исходя из особенностей географического положения и экономических и социальных условий жизни населения [19].

После вступления в ЕС процессы регионализации Португалии получили новый импульс. В 1986 г. было создано Министерство планирования и регионального развития, на которое была возложена ответственность за региональное развитие, что характеризировало Португалию как унитарное государство, и большинство элементов ее региональной политики носило централизованный характер. Однако, слабое развитие экономики и недостаток финансовых средств в стране мешали эффективному проведению региональной политики, направленной на равномерность регионального развития.

В 1986 г. Министерством планирования и регионального развития был разработан первый план регионального развития (1986-1990 гг.), рассчитанный на помощь структурных фондов ЕС и использование системы региональных инициатив для стимулирования экономического потенциала страны и минимизации существующих социально-экономических диспропорций и неравномерности развития отдельных регионов, поскольку почти ¾ производственных мощностей Португалии сосредоточено в двух промышленных районах – Лиссабон-Сетубал на юге и Порту-Брага-Авейру на севере страны. В 2008 г. вклад одной Лиссабонской агломерации в ВВП страны составил 42%. Модернизация региональной политики и создание новой схемы децентрализации власти необходимы на современном этапе, также и потому, что местные образования в настоящее время получают лишь 9% всех доходов государства, эта цифра является одной из самых низких по ЕС, особенно учитывая быстрый рост городов и развитие базовой инфраструктуры в Португалии. В то же время, известно, что инвестиции местных властей всегда более продуктивны в социальном и экономическом плане, чем трансферты из Центра.

Для модернизации  региональной политики Португалии после вступления в Сообщество потребовалось также создание особых региональных органов, независимых от центральной власти. Однако, в Португалии основную роль в осуществлении региональной политики играет центральная власть и местные органы самоуправления, а промежуточные региональные институты пока не созданы и проект находится в стадии разработки. Вместе с тем государственные структуры, отвечающие за региональную политику, уже в определенной степени децентрализованы [20]. Так, Министерство планирования и регионального развития и департаменты многих министерств осуществляют свою деятельность вместе с комиссиями по координации регионального развития, но местные власти не обладают полномочиями по принятию решений по тем или иным инвестиционным проектам, а в основном следят за их осуществлением [19].

Часть национальных региональных проектов была связаны с проблемами окружающей среды, особенно в условиях приоритетного инвестирования в инфраструктуру, сельское хозяйство, промышленность, энергетику, развитие городского хозяйства. Для решения этих проблем в 1990 г. было создано Министерство окружающей среды и национальных ресурсов, которое в дальнейшем было переименовано и на данный момент действует как Министерство городского хозяйства, общего планирования и окружающей среды. Португалия считается одной из самых загрязненных стран в ЕС, который через свои структурные фонды вложил в проекты по окружающей среде 3 млрд. евро в 1994-1999 гг., 3,7 млрд. евро в 2000-2006 гг., и планирует вложить еще 4,3 млрд. евро в 2007-2013 гг. [18].

Что же касается проблемы неравномерного развития регионов, то в долгосрочной перспективе разные округа Португалии демонстрируют неодинаковые успехи развития. Если наиболее растущим регионом стал Алгарви,  то Север заметно отстает, теряя былые позиции в экономике страны. Очевидно, что трансферты центрального правительства территориальным образованиям обеспечивают последних необходимым минимумом средств для их функционирования и относительно устойчивого развития. Политика сплочения и регионального развития привела к конвергенции отдельных регионов за счет перераспределения средств в пользу менее развитых районов. Однако, несмотря на то, что бедные регионы получили относительно больше средств, экономически развитые районы также получали гранты, но в меньших размерах. Последние изменения в законодательстве Португалии в отношении перевода средств центрального правительства муниципалитетам должны привести к уменьшению региональной неравномерности, но ограниченность финансовых ресурсов выдвинула на первый план совершенствование схемы распределения местных расходов и эффективность критериев для перевода средств муниципалитетам. Ясно также, что без финансовой помощи Евросоюза невозможно решить проблему неравномерного развития отдельных регионов Португалии  и их сближения. Правительство Португалии, совместно с ЕС разработали план по развитию отстающих регионов, данный план действует в рамках «Цели 1» с 1996 г. и в период с 2007-2013 на его осуществление выделено более 17,8 млрд. евро [19]. 

В новой региональной политике ЕС на период с 2007 по 2013 гг., Португалия, помимо основных инициатив, включена также в измененную программу финансирования. Для страны установлен следующий уровень предельного совокупного участия фондов ЕС в программе финансирования: 85% — для всех трех фондов. Так как в Португалии ВВП на  душу населения 2005-2008 гг. оказался ниже среднего по ЕС-25, а также страна включена в льготную программу территориального сотрудничества [18].

Несмотря на введение дополнительных мер, ввиду кризиса мировой экономики, кардинального пересмотра наднациональной региональной политики не ожидается, и в период 2007-2013 в рамках развития региональной политики, Португалия получит от ЕС финансовую поддержку по следующим программам и в нижеприведенных объемах [18].

Таблица 3.1 Распределение средств региональной политики ЕС для  Португалии 2007-2013 гг.

«Конвергенция»

«Региональная конкуренто-способность и занятость» (млн. евро)

«Европейское территориальное сотрудничество» (млн. евро)

Всего

Конвергенция по ВВП (млн. евро)

Переходный режим (млн. евро)

Фонд сплочения (млн. евро)





млн. евро

%

17133

280

3060

938

99

21511

6,2



Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что главной задачей региональной политики Португалии, как и большинства стран ЕС, остается создание условий, позволяющих регионам полностью реализовать свой потенциал и увеличить вклад в развитие национальной экономики. Политики сплочения в рамках Евросоюза требует особого внимания к программам, обеспечивающим сбалансированное устойчивое развитие в сельскохозяйственных и промышленных районах. Передача знаний и инновационных систем, повышение конкурентоспособности для привлечения инвестиций должны осуществляться в основном на региональном уровне. В условиях единого внутреннего рынка назрела необходимость усиления экономических связей между регионами соседних стран. В Португалии развитие новых подходов к региональной политике пока находится в начальной стадии. Эффективно достичь этих целей возможно лишь с помощью финансовых инструментов Евросоюза и более активной региональной политики.    
Заключение
Данное исследование является результатом изучения теории, подборки материала по теме регионализация и региональная политика, а также  анализа  региональной политики страны-члена ЕС  — Португалии – страны, которая, несмотря на отсутствие региональных традиций, успешно проводит политику регионализации.  Исследование позволяет сделать следующие выводы: 

В современном европейском контексте также прослеживается тенденция к сотрудничеству стран на региональном уровне посредством членства в региональных организациях. Главная цель: осуществление многостороннего взаимодействия для решения актуальных проблем, а также для обмена опытом по всем направлениям развития.  

Региональная политика на современном этапе представляет собой составную часть национальной стратегии социально-экономического развития и охватывает следующие основные направления:  а) определение соотношения движущихся сил регионального развития и обеспечение их взаимодействия; б) соотношение общегосударственного и регионального аспекта развития, центрального и регионального уровней управления экономикой; в) подъем экономики отсталых районов и освоение новых районов и ресурсов; г) национально-экономические вопросы; д) проблемы урбанизации.

Обзор эволюции региональной политики ЕС позволяет сделать выводы, что с течением времени уровень развития, степень финансирования, количество инициатив, а также роль региональной политики возрастает, прежде всего, под воздействием территориальных расширений ЕС, а также углубления интеграционного взаимодействия в рамках Евросоюза.

Политические и экономические аспекты региональной политики тесно связаны между собой, так как национальная, административная, институциональная и политическая конфигурация Португалии определяет экономический результат осуществления региональной политики. Необходимым условием для ее реализации является перевод средств Центром в регионы, нуждающиеся в финансовой поддержке, а ограниченность бюджетных средств требует разработки критериев для выбора этих районов. Планы регионального развития Португалии тесно связаны с соответствующими программами ЕС. Их приоритетные цели – создание особых условий для развития отдельных территорий и секторов экономики, установления стратегических партнерских связей между экономическими агентами, стимулирования устойчивого развития регионов и их интегрирования в европейский рынок.

Региональная политика Португалии сформировалась на фоне слабого развития экономики. Если ранее первостепенное значение отводилось проблемам ускорения развития народного хозяйства, а региональной политике и регионализации отводилась второстепенная роль, то уже с середины 90-х годов Португалия приступила к разработке более четкой региональной политики. Еще одной особенностью региональной политики Португалии являются не слишком активные действия в области сохранения равномерности развития и повышения эффективности экономики отдельных регионов.

Анализ схем распределения государственных грантов показывает, что для португальской региональной политики характерно высокое значение критерия численности населения, при этом большое внимание уделяется степени равномерности распределения трансфертов по муниципалитетам.

Главной задачей региональной политики Португалии, как и большинства стран ЕС, остается создание условий, позволяющих регионам полностью реализовать свой потенциал и увеличить вклад в развитие национальной экономики.  В Португалии развитие новых подходов к региональной политике пока находится в начальной стадии. Эффективно достичь этих целей возможно лишь с помощью финансовых инструментов Евросоюза и более активной региональной политики.   
Список использованной литературы

1.        Басе Т., Редберн С. Планирование и финансирование экономического развития регионов: сборник научных исследований. — Нижний Новгород: Издательство Волго-Вятского кадрового центра, 2000. – 415 с.

2.        Борко Ю.А. Европейский Союз на пороге XXI века: выбор стратегии развития. — М.: Эдиториал УРСС,  1999. – 581 с.

3.        Булатов АС. Экономика: Учебник. — М: Издательство «БЕК», 2006.- 406 с.

4.        Видяпин В.И. Региональная экономика. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 686 с.

5.        Виноградов В.В.Экономика России: Учебник .- М.: Юристъ, 2001. — 319с.

6.        Волков Б.И. Основы региональной экономики: Учебное пособие — Чебоксары: Чув.ГУ, 2005. — 197с.

7.        Гладкий Ю.Н. Регионоведение: Учебник — М.: Гардарики, 2003. — 382с.

8.        Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики: Учебник. — СПб, Издательство Михайлова В. А., 2006. 319 с.

9.        Глухарев Л.И. Региональная интеграция и Европа. — М.: Издательство Московского университета.  2001. — 200 с.

10.   Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник. — М.: ГУ ВШЭ, 2004. — 617 с.

11.   Единый европейский акт. Договор о Европейском Союзе. — М.: Международная издательская группа «Право», 2005. — 246 с.

12.   Кузнецова О.В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. – М.: Эдиториал УРСС, 2002. – 456 с.

13.   Лексин В. И., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. — М: УРСС, 2007. – 839 с.

14.   Масаков В.М. Региональная социально-экономическая асимметрия: подходы, оценки и методы измерения // Вопросы статистики. №11, 2006. С. 15 — 19.

15.   Морозова Т. Г. Региональная экономика: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006. – 639 с.

16.   Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики. — М.: «ЮРИСТЪ», 2007. – 368 с.

17.    Воронцова О.В. Международный опыт в области определения нормативов расходов // Центр фискальной политики. 2008 // www.budgetrf.ru

18.   Данные Евростата 2000 – 2009 гг. // www.epp.eurostat.ec.europa.eu

19.   Официальный сайт Министерства экономики и инноваций Португалии // www.investinportugal.pt

20.   Экономические аспекты региональной политики в странах Европы: опыт для России. Сборник обзоров ИНИОН. // www.union.ru

21.   Степанов В.П., Красильников А.В. Регион в системе рыночных отношений: учебное пособие.  – Курган,  Верта, 2006. -  174 с.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Кредитная политика банка на примере Волгоградского ОСБ
Реферат Создание современной судебной системы и милиции. Октябрь 1917- 1918 гг
Реферат Кредитная система РФ состояние, проблемы, перспективы развития
Реферат Восьмиэлементные ассоциативные кольца
Реферат Ассматривать эволюцию фенотипа как процесс максимизации некоторого количественного критерия приспособленности (criterion of fitness), определяемого фенотипом, т
Реферат Трактат Ніколо Макіавеллі "Государ"
Реферат Hamlet 13 Essay Research Paper In Shakespeare
Реферат Общественно-экономические формации как ступени становления всемирной истории
Реферат Философия общества. Специфика социальных законов
Реферат Здравоохранение
Реферат Организация коммерческой деятельности ООО Хабаровск трейд
Реферат Тема революции и гражданской войны А.А.Фадеева, И.Э.Бабеля, Б.Л.Пастернака, М.А.Булгакова.
Реферат Методы оценки и обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг
Реферат Банкротство банков и заемщиков за рубежом
Реферат Военная операция НАТО в Афганистане и её последствия 2001-2010 гг