--PAGE_BREAK--Формой разрешения противоречий как внутренних причин саморазвития экономических процессов и явлений выступает бизнес, который, будучи системным явлением, обладает собственными внутренними элементами развития (рис. 1). Значит, бизнес сам по себе становится движущей силой. (1)
Источником развития бизнеса становится труд (дело), творческий характер человеческой деятельности. И хотя развитие бизнеса — результат сознательной деятельности людей, люди не свободны в этом развитии. Нельзя заставить человека стать бизнесменом, можно только создать условия для экономической свободы, обучить некоторым навыкам маркетинга, менеджмента, дать сумму экономических знаний.
Деятельность людей по развитию своего дела (бизнеса) объективно определена внешними и внутренними факторами и прежде всего достигнутым уровнем развития производительных сил, состоянием экономических и других общественных отношений.
Бизнес — это социально-экономическое и деловое творчество человека. Именно в нём, в самом человеке, в его личной инициативе, энергии, активности, ответственности, порядочности, исключительном трудолюбии заложены движущие силы бизнеса. Стремление человека реализовать свои идеи, изобретения, желание выделиться, проявить себя, удовлетворить своё здоровое честолюбие, оставить после себя след на земле «толкают» его в «море» бизнеса. Движущей силой бизнеса, заложенной в человеке, выступает его нетерпимость к рутине, крайняя неудовлетворённость своим социальным и материальным положением.
Человек — сам хозяин своей судьбы, и он хочет, чтобы она у него была счастливой. Он стремится доказать себе и другим, что способен на большее, и именно в бизнесе он находит среду для реализации своих способностей.
История развития бизнеса показывает, что без риска бизнеса не бывает. Риск — благородное дело. Он присущ только человеку. Это — его интуиция, игра, обоснованный расчёт, состязательность в конкурентной борьбе. Это — радость победы разума и расчёта, или горечь поражения и просчётов, но и то и другое стимулирует бизнес. кто не рискует, тот не побеждает. Одних риск вдохновляет, других — закаляет, но выигрывает обычно общественное производство, так как неуклонно создаётся богатство для людей и общества.
Стремление к воспроизводству материальных благ, к увеличению богатства также выступает движущей силой бизнеса, ибо в конечном счёте удовлетворяет потребности не только самого бизнесмена, членов его семьи, но и общество. однако потребности обладают способностью опережать производство, обгонять его возможности. Это объясняется тем, что развитие общества, а следовательно, и бизнеса порождает такие новые потребности, которые не могут быть удовлетворены наличными производственными силами. Следовательно, возникает необходимость в новых производительных силах (технологии, технике, новых профессиях и так далее).
Таким образом, потребности выступают движущей силой общества. Это, конечно, не означает, что потребности не могут отставать от развития производства. Неразвитые потребности — главная преграда на пути роста производства и бизнеса. Процесс удовлетворения потребностей — это и есть процесс потребления, а следовательно, и реализация личного экономического интереса.
Личный экономический интерес представляет собой осознанное отражение объективных экономических отношений в деятельности субъектов бизнеса. Подавление его является главным тормозом развития бизнеса. Реализовать свой интерес человек может лишь, включившись в общественное производство.
Целевая направленность деловой активности людей (бизнеса) состоит в удовлетворении потребностей и интересов. В этих двух категориях перекрещиваются все аспекты бизнеса, и с этой точки зрения они являются общими, то есть присутствуют везде, где развивается бизнес. Специфика потребителей и интересов, а следовательно, и бизнеса определяется экономическим и социальным положением людей. Бизнес является одновременно реализацией их интересов и удовлетворением потребностей. Желание повысить своё благосостояние заставляет работать эффективнее и производительнее, и это понятно, потому что такой труд, как правило, приводит к большому вознаграждению, то есть стимулирует нашу деятельность.
Система стимулов — чрезвычайно важная характеристика системы бизнеса. Ожидание вознаграждения выступает не только движущей силой бизнеса, но и фактором его развития, оно стимулирует работников производить больше, а работодателей расходовать ресурсы рационально.
Стимулы, выполняя свою роль по обслуживанию бизнеса, оказывают влияние на отношения людей к труду по-разному. Так, материальные стимулы побуждают к труду в надежде на вознаграждение, духовные — на общественное признание, социальные — на лучшие условия. Но несмотря на различные способы воздействия на субъектов бизнеса, функция у них одна — активизировать трудовую деятельность людей. Здесь нужно иметь в виду, что процессы воздействия происходят одновременно и взаимосвязано, ибо вознаграждение за труд должно предполагать его общественное признание и улучшение социального обеспечения человека.
Именно в условиях бизнеса у человека появляется возможность создать собственное дело, заняться тем трудом, который ему нравиться, где он может реализовать собственные идеи, интересы, потребности, где труд становиться стимулом его деятельности (рис.2).
Рис. 2.
Движущей силой развития бизнеса выступает ряд экономических законов рынка, в частности, закон стоимости и закон спроса и предложения. Сущность первого состоит в том, что обмен товаров совершается на основе их общественной стоимости, то есть в соответствии с общественно необходимыми затратами труда на их производство. В условиях рынка закон стоимости действует как закон цен. Цена есть проявлением закона стоимости. Колебания цен служат сигналом для того, чтобы увеличить производство одних товаров и сократить других. Цены являются особо мощным регулятором, воздействующим одновременно на спрос и предложение. При этом связь последних с ценой товара образует механизм, с помощью которого реализуется действие закона спроса и предложения, где спрос определяет объем и структуру предложения, выражая свои требования к производству. Предложение формирует спрос через ассортимент производственных товаров и их цены. Чем выше цена, тем меньше покупают товар — показывает спрос. Чем выше цены, тем выгоднее производить товар и тем больше их будет поступать на рынок — показывает предложение. Противоречие между спросом и предложением выступает движущей силой бизнеса.
Демократизация общества также выступает фактором развития бизнеса, его движущей силой, она дает свободу хозяйственной жизни, стимулирует внедрение достижений научно-технического прогресса, предоставляет возможность гражданам, их объединениям заниматься бизнесом, создает условия для сочетания интересов, удовлетворения потребностей людей и общества.
В своем стремлении к удовлетворению запросов потребителей бизнесмен реализует свой экономический интерес, лишь вступая во взаимное соперничество за внимание потребителей, пытаясь вытолкнуть своего соперника из сферы производства. Следовательно, неизбежность конкуренции между бизнесменами вызвана приоритетом потребления над производством. Конкуренция является объективной закономерностью становления и развития бизнеса, важной предпосылкой упорядочения цен, способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональной перегруппировке ресурсов, охраняет потребителя от диктата производителей.
Конкуренция же потребителей была типичной чертой прежней советской системы. Когда между предприятиями шла острая конкурентная борьба за прикрепление к выгодным поставщикам, за фонды, лимиты. Индивидуальные потребителями боролись за место в очередях у прилавков магазинов, за доступ к закрытым распределителям, базам, спецбуфетам, спецклиникам. Была сформулирована система новых ценностей общества, главной среди которых является доступ к дефицитам. В системе же бизнеса основными конкурирующими сторонами является именно предприниматели (бизнесмены). Наличие столь разнородных конкурентов делает в конечном счете конкурентную борьбу неисчерпаемой движущей силой развития бизнеса.
1.5 Предпринимательство как элемент бизнеса и тип хозяйствования Предпринимательство как экономических феномен — уже категории бизнеса, но в хозяйственной практике их часто отождествляют. Однако это не синонимы, не тождества, хотя и очень близкие по значению понятия.
Бизнес шире, чем предпринимательство, ибо он охватывает отношения, возникающие между всеми участниками рыночной экономики, и включает в действие не только предпринимателей, но и потребителей, наемных работников, государственные структуры.
Предпринимательство — динамичный, активный элемент бизнеса, представляющий собой инициативную, самостоятельную деятельность, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность гражданами, объединениями граждан по производству продукции, выполнению работ и оказанию услуг с целью получения прибыли. Предпринимательство включает в оборот своего субъекта, предпринимателя, а не всех участников рынка. Отсюда мы можем вести речь о предпринимательском бизнесе, наряду с потребительским, трудовым и государственным, о которых речь пойдет несколько позже.
Существуют, в основном, две модели предпринимательского бизнеса (рис.3). Чаще используют эти модели в сочетании.
Философией предпринимательства является свободный индивидуализм, главная черта которого — обеспечение личного процветания за счет собственных усилий, но это не противоречит интересам общества. Возможности обогащения одних не должны сдерживаться слабостями, неспособностью других. Только богатый может быть меценатом, спонсором, милосердным. Hищий не может помочь другим. Богатые люди — богатое общество. Извлекая пользу для себя, предпринимательство действует на благо общества.
Предпринимательство формирует вокруг себя определенную среду, в которой утверждается уважение к личности как таковой, сполна реализует природное честолюбие человека, его стремление к самореализации и самоутверждению, позволяет высвободить творческий потенциал людей, обеспечивает им сферу деятельности, сферу приложения своих сил и, в этом плане, выступает ка тип хозяйствования. Являясь следствием демократизации общества, предпринимательство само, по мере проникновения в экономические структуры и в психологию людей, развивает и поддерживает процесс освобождения общества и личности от рутинных стагнаций производства, формирует тип мышления, образ жизни. Бизнеса без предпринимательства не бывает, это не только элемент его системы, но и фактор развития.
Развитие предпринимательства означает рационализацию экономики, повышение конкурентоспособности, избавление от балласта неиспользуемых или плохо эксплуатируемых ресурсов, более полную реализацию главного потенциала общества — человека. По этой причине предпринимательство не может быть социалистическим или капиталистическим. Оно — неотъемлемая часть бизнеса, рыночной экономики и развивается только там, где утверждается свободная рыночная среда и демократизация общества.
Всякое угнетение предпринимательства является основой для порабощения человека.
Нельзя быть свободным гражданином, не имея своего дохода, своего дела. Общество, в котором все люди — наемные работники по отношению к государству, не может быть гуманным. Экономика, превращенная в единую фабрику, где все работают по единому хозяйственному плану, отвергла предпринимательство, по своей сути. Возникшее, так называемое, социалистическое государство, демагогически проповедовавшее якобы свое процветание при нищем народе и разоренной, дефицитной экономике, было обречено. Практика показала, что современные социалистические тенденции знаменуют резкий разрыв со всем ходом западной цивилизации, которую современный человек создавал, начиная с эпохи возрождения, и, которая была, в свою очередь, цивилизацией, основанной на принципах предпринимательства. Поэтому сегодня возврат к предпринимательству — это возврат к цивилизации, это путь выхода из тупика, в который нас завели глашатаи «строительства коммунизма».
Предпринимательство, как элемент бизнеса, не может быть отделено от труда, от ведения хозяйства, от присвоения. Без труда бизнеса не бывает. Труд и предпринимательство — это процессы целенаправленной деятельности по производству материальных и духовных благ, но если для предпринимательства труд — главное условие его развития и источник создания жизненных благ, то предпринимательство — это средство оплодотворяющее труд творчески, осознанным компонентом, это содержательная, качественная сторона деятельности, характеризующаяся самопринуждением субъектов, выбравших данную деятельность, их заинтересованностью, непосредственной причастностью к конечным результатам труда.
Предпринимательство — это качественно новый эффективный тип ведения хозяйства, который требует прогрессивных способов, приемов, методов его ведения, а также конкретного собственника, хозяина производства. Хозяин (предприниматель) не будет расточительно разбазаривать свое добро, не позволит он это делать и другим.
Таким образом, предпринимательство выступает как экономическая категория, элемент бизнеса, тип хозяйствования и образ жизни.
2. Формирование структур предпринимательского бизнеса и его развитие на Украине
Организация бизнеса по своей природе носит процессуальный характер. Прежде всего она предполагает отработку правил формирования предпринимательских структур, обязательных для всех субъектов бизнеса. Эти правила, или принципы, регулируются законодательством в соответствии с нормами, существующими в обществе.
Организационный механизм осуществления предпринимательского бизнеса в условиях перехода к рыночной экономике заложен в Законе Украины «О предпринимательстве». В соответствии с ним, предпринимательство осуществляется на основе таких принципов:
Þ свободный выбор видов деятельности, привлечение на добровольных началах к осуществлению предпринимательской деятельности имущества и средств юридических лиц и граждан;
Þ самостоятельное формирование программ деятельности и выбор поставщиков и потребителей производимой продукции;
Þ установление цен в соответствии с законодательством;
Þ свободный наем работников;
Þ привлечение и использование материально-технических, финансовых, трудовых, природных и других видов ресурсов, использование которых не запрещено или не ограничено законодательством;
Þ свободное распоряжение прибылью, остающейся после внесения платежей, установленных законодательством;
Þ самостоятельное осуществление предпринимателем — юридическим лицом, внешнеэкономической деятельности;
Þ использование предпринимателем принадлежащей ему доли валютной выручки по своему усмотрению.
Принципы организации бизнеса нельзя абсолютизировать. Они находятся в развитии, взаимодействуют между собой и отражают отношения, сложившиеся в обществе на данный период.
Для развития предпринимательской деятельности требуются определенные условия, в основном, они сводятся к следующему:
Þ создание законодательной и нормативной базы;
продолжение
--PAGE_BREAK--Þ соблюдение конкурентного режима хозяйствования;
Þ формирование рыночной инфрастуктуры;
Þ стимулирование бизнеса.
Создание законодательной базы продиктовано необходимостью предоставить всем хозяйствующим субъектам гарантии в сохранении их собственности, исключить возможности национализации, экспроприации, создать для всех участников бизнеса равные права, полную экономическую свободу, не допустить вмешательства органов государственного управления в деятельности предпринимательских структур.
Конкурентный режим хозяйствования предусматривает свободное соперничество между участниками бизнеса за источники сырья, выгодные условия приложения капитала, за большую долю прибыли.
Формирование элементов рыночной инфраструктуры обеспечивает возможность бизнесмена участвовать в системе товарных и фондовых бирж, пользоваться услугами коммерческого банка, предприятия оптовой торговли; открывает доступ к ресурсам, кредитам, информации и т.д.
Стимулирование бизнеса предполагает поощрение и развитие предпринимательства, мелкого бизнеса, создание благоприятной экономической среды (налоговые льготы), прямые государственные дотации, финансирование рисковых проектов инновационного характера и т.п.
Принципы и условия организации бизнеса не остаются неизменными. С развитием общества развиваются отношения, создаются новые условия для совершенствования и развития бизнеса. Все это находит отражение в законодательных актах.
Предпринимательский бизнес есть не что иное, как организация собственного предприятия(фирмы), и, в зависимости от видов деятельности, может быть промышленным предприятием, адвокатской конторой, консалтинговой фирмой, банком, издательством, торговой точкой, акционерным обществом и т.д.
В соответствии с формами собственности, установленными Законом Украины «О собственности», предприятия, как организационные структуры бизнеса, бывают таких видов:
Индивидуальные предприятия, основанные на личной собственности физического лица и исключительно на его труде.
Семейное предприятие, основанное на собственности и труде граждан — членов одной семьи, ведущих совместное хозяйство.
Частное предприятие, основанное на собственности отдельного гражданина с правом найма рабочей силы.
Коллективное предприятие, основанное на собственности трудового коллектива предприятия, кооператива, другого общества.
Государственное предприятие, основанное на общегосударственной (республиканской) собственности.
Совместное предприятие, основанное на базе объединения имущества разных владельцев.
Арендное предприятие, основанное на арендных отношениях, которые предусматривают передачу в аренду и полное хозяйственное ведение коллектива средств производства и другого имущества, остающегося собственностью арендодателя.
Обретя хозяйственную самостоятельность и освободившись от ведомственной опеки, многие предприятия, включившись в предпринимательскую деятельность, начали менять свой статус и формы функционирования. Ряд предприятий преобразовались в фирмы, компании, товарищества, акционерные общества и т.д., но, как бы они не назывались, они остаются основным звеном бизнеса. Закон Украины «О предприятиях в Украине» создает новые условия для деятельности предприятий, независимо от форм собственности и организационной формы предприятия (рис. 3).(2)
Таблица 2.1
Динамика развития бизнеса в Украине.
¦Показатели
1991
1992
1993
1994
1.
2.
3.
4.
5.
Малые предприятия, тыс.
Объем производства, млрд.крб.
Количество рабочих, тыс.чел.
19,6
11,86
310,9
50,5
390,6
655,5
65
15200
1000
75
114300
1100
Кооперативы, тыс.
Объем работ, млрд.крб.
Количество рабочих, тыс.чел.
27,5
10
498,7
173
82,5
230,3
10
3200
200
10
24000
200
Совместные предприятия, ед.
Объем производства, млрд.крб
Количество рабочих, тыс.чел.
267
1,73
21,9
812
69,9
44,6
2000
2600
70
3000
19500
150
Сельские хозяйства, тыс.
Владеют тыс. га земли
Производство продукции, млрд.крб.
—
—
—
17,5
349,8
3,2
26
553
11919.1
37
800
82096.6
Акционерные предприятия, ед.
—
50
100
2300
Рис. 3.Динамика развития предпринимательства на Украине.
Многообразие форм собственности породило многообразие форм ведения хозяйства, т.е. каждой форме собственности соответствует определенная организационная форма хозяйства.
Во всех странах с рыночной экономикой существуют разнообразные предпринимательские предприятия или, предпринимательские фирмы, классификация которых осуществляется по качественным и количественным параметрам.
Основным качественным параметром при таком разграничении является тип собственности, на котором базируется предприятие, например, частной, совместной, государственной. Наряду с этим разграничение по качественным параметрам может осуществляться по характеру и содержанию деятельности; по объемам и ассортименту выпускаемой продукции; по способу вхождения в различные международные союзы; по способам и методам ведения конкурентной борьбы и т.п.
Основным количественным параметром классификации форм бизнеса выступают численность работников и годовой оборот капитала.
В соответствии с этим критерием предпринимательские предприятия делятся на малые, средние и крупные.
Другим критерием отнесения предприятий к разделу малые — годовой оборот капитала — в Украине пока не определен, хотя в других государствах, например, в Германии, к малым предприятиям относятся предприятия с годовым оборотом не более 25 тыс. марок.
Как правило, количественные параметры классификации обусловлены качественными, и, прежде всего, типом собственности. Так, малые предприятия — это обычно или индивидуальные, частные фирмы, или небольшие коллективные предприятия типа кооперативов или товариществ. Средние и крупные образования — это чаще всего общества с ограниченной ответственностью или акционерные общества.
Например, объем производства малых предприятий Украины в 1993 году равен 15200 млрд.крб., а количество работающих в 65 тыс. предприятий составило 1000тыс. человек. В кооперативах объем услуг и работ за этот период составил 3200 млрд.крб., а количество работающих в 10 тыс кооперативов равно 200 тыс. человек. Акционерных предприятий более 2000 единиц, объем производства 365 млрд. крб.
3. Экономическое обоснование создания собственного дела (швейного предприятия)
Из всех видов деятельности в сфере производства, услуг, идей (интеллектуального бизнеса), коммерческой и внешнекоммерческой деятельности остановимся на создании швейного предприятия. Такое предприятие будет шить школьную форму. Работать оно будет по договорам-заказам, т.е. вся изготовленная продукция будет реализоваться. Для экономического обоснования создания такого предприятия необходимо определить исходные данные для расчета:
1. Объем заказа в штуках;
2. Время изготовления одного костюма;
3. Потребность в ткани и фурнитуре;
4. Стоимость ткани и фурнитуры.
Представим себе, что наше предприятие будет выполнять заказ одной из школ в течении года. Поэтому количество костюмов школьной формы N_год.=1000 шт.
Конечно такой заказ будет состоять из костюмов школьной формы различных размеров. Для упрощения и удобства расчет будем делать на костюм среднего размера.
Возьмем время изготовления такого костюма t=5ч.
Потребность в ткани на один средний костюм 2 метра, по цене 15 грн.
На один костюм необходимо 10 пуговиц, по цене 0,30 грн. и замок-молния – 0,5 грн.
Также необходимо дублерин 0,5 м по цене 4,0 грн, подкладочная ткань 1 м по цене 0,5 грн.
Для расчёта общей стоимости материалов, из которых будем изготавливать костюм, составим таблицу 3.2.
Таблица 3.2.
Единицы измерения
Кол-во на 1 изделие
Годовая программа
Цена единицы
Стоимость на изделие (грн.)
Стоимость на заказ
(грн.)
Ткань
м
2
2000
15
30
30000
Пуговицы
шт.
10
10000
0,3
3
3000
Замок
шт.
1
1000
0,5
0,5
500
Дублерин
м
0,5
500
4
2
2000
Подкладочные
м
1
1000
5
5
5000
Нитки
кат.
2
2000
0,5
1
1000
Всего
41,5
41500
Следующим этапом расчёта будет определение количества и стоимости основных средств для выполнения нашего заказа. Основные средства — это средства производства, многоразово участвующие в производственных процессах, при этом сохраняют натуральную форму и постепенно переносят свою стоимость на продукты. К ним относятся швейная машина, машина-оверлок, мебель, а так же производственные помещения.
Количество оборудования необходимого для выполнения заказа расчитывается по формуле:
t — время выполнения операции, час;
Nг — размер заказа, шт.
Кз — коэффициент загрузки оборудования (Кз = 0,8)
Ф эф — эффективный фонд времени работы оборудования в году, час.;
Ф эф = (365 –Выходн. – Праздн.) * 1 смену * 8 часов * К потерь =
= (365 — 14 — 10) * 80,45 = 1900 часов
Разобьем время изготовления изделия t=5часов на время выполнения операции: раскрой (t1), обработка оверлоком (t2), работы на швейной машине (t3), глажки (t4).
Теперь расчитаем количество швейных машин необходимых для выполнения заказа:
Для выполнения заказа 1000 шт. изделий в год необходимо при односменной работе две швейные машины и одна машина-оверлок.
Из предыдущего расчёта очевидно, что нам необходимо 5 рабочих мест: одно для раскроя, другое для обработки, два для работы на швейных машинах и одно для глажки.
Условно примем, что на одно рабочее место необходимо 5 м кв. Отсюда потребность в производственной площади:
5 м кв. * 5 рабочих мест = 25 м кв.
Добавим 10 м кв. полезной площади на бытовые нужды получим 35
м кв.
Цена 1 м кв. — 350 грн.
Стоимость производственной площади для нашего предприятия:
35 м кв. * 350 грн. = 12250 грн.
Расчёт стоимости оборудования представим в таблице 3.3
Таблица 3.3
Стоимость производственного оборудования
Наименование
Количество
Стоимость ед. (грн.)
Общая стоимость (грн.)
Швейная машина
2
500
1000
Машина-оверлок
1
350
350
Утюг
1
100
100
Стол
5
100
500
Стул
6
50
300
Всего
2000
Далее нужно рассчитать амортизацию основных средств. Изношенная часть стоимости основных средств, перенесённая (в виде амортизационных отчислений) на готовую продукцию, по мере реализации последней накапливается в денежной форме в специальном амортизационном фонде.
В расчёте применим ускоренную амортизацию для производственного оборудования.
Если первоначальная стоимость оборудования — 100%. Срок эксплуатации — 5 лет, то норма ускоренной амортизации в год:
Расчёт стоимости основных средств и амортизационных отчислений приведен в таблице 3.4.
Таблица 3.4.
Расчёт стоимости основных средств и их амортизации
Наименование
Стоимость (грн.)
Норма амортизации %
Сумма амортизационных отчислений (грн.)
1. Производственное оборудование
2000
40
800
2. Производственная площадь
12250
3
367,7
3. Инструмент (1% от производственного оборудования)
200
20
40
4. Хозяйственный инвентарь (0,5% от производственного оборудования)
100
20
20
Итого
14550
1227,5
После определения потребности в основных средствах, необходимо определить количество персонала и фонд оплаты труда. Для определения количества рабочих воспользуемся формулой:
t — время изготовления одного изделия, час
Nг — размер заказа, шт.
Фэф — эффективный фонд времени работы рабочего в году, час.
Ф эф = 1900 час.
К вн — коэффициент перевыполнения норм,
К вн = 1,1
К ос — коэффициент совмещения операций,
продолжение
--PAGE_BREAK--