Реферат по предмету "Мировая экономика"


Проблемы вступления России в ВТО 5

--PAGE_BREAK--
            Цели и задачи России при вступлении в ВТО
   Членами Всемирной торговой организации являются уже более 140 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.

   Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

· Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

· Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

· Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

· Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;

· Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

· Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

· Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

    Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.

    Как сказал в одном из интервью экс-министр экономического развития и торговли Герман Греф, «…баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот». [3]
      Условия участия в ВТО, нормы и правила ВТО
   1. Условия участия в ВТО.

   ВТО создает для российских предприятий равные и благоприятные условия для коммерческой деятельности в иностранных государствах в обмен на открытие отечественного рынка для иностранной конкуренции.

   Для этого Россия должна взаимно зафиксировать со странами-участницами ВТО ставки импортных тарифов и условия поставки услуг, согласованные уровни государственной поддержки аграрного сектора, а также признавать правила ВТО при урегулировании торговых споров.

   2. Нормы и правила ВТО подлежат перенесению в ее национальное законодательство и имеют над ним приоритет.

    Эти условия торговли не раз и навсегда данные.

    Они постепенно либерализуются в ходе регулярных «раундов» торговых переговоров в ВТО (очередной из них начался в январе 2002 года). Предусматриваются также и исключения или переходные периоды в их применении для отдельных стран, таможенных союзов или зон свободной торговли. Иными словами, условия торговли могут видоизменяться или варьироваться, в том числе при вступлении страны в ВТО.

   Естественно, что экспортно-ориентированные отрасли российского бизнеса, особенно в реальном секторе экономики, заинтересованы в получении подобных преимуществ и льгот. Немаловажно и то, что через членство в ВТО в наше пока еще несовершенное деловое законодательство может быть перенесен масштабный блок современного хозяйственного права, что сделало бы его гораздо более единым, полным, систематизированным, предсказуемым и сопоставимым с мировым. Произошло бы заметное разбюрокрачивание внешнеэкономических связей.

   Однако, остро стоит вопрос о том, какие шаги должны быть предприняты, чтобы российский бизнес в его нынешнем состоянии был способен реально воспользоваться всеми этими преимуществами, а, главное, как избежать неприемлемых потерь при встречном открытии отечественного рынка для иностранной конкуренции.

   Правительство России уже начало переговоры по присоединению к ВТО и заявило на них свою исходную позицию. К сожалению, она до последнего времени формулировалась без должных консультаций с отечественным бизнесом и пока не подкреплена какой-либо конкретной программой подготовки к присоединению, необходимой разъяснительной работой.

  Опросы и анкетирование предприятий показывают, что такое положение должно быть исправлено, а власть и бизнес обязаны пройти весь оставшийся путь подготовки и вступления в ВТО в режиме их обязывающего диалога.
                    Современный этап переговоров

                   по присоединению России к ВТО
   В соответствии с установленной процедурой, переговоры о присоединении России к Всемирной торговой организации (ВТО) проходят в рамках специальной Рабочей группы (РГ), состоящей из стран-членов ВТО. Круг ведения российской Рабочей группы является стандартным для всех присоединяющихся стран и сформулирован следующим образом:

   «Изучить заявку Правительства Российской Федерации о присоединении к Всемирной торговой организации на основании Статьи XII и представить Генеральному Совету рекомендации, которые могут включать проект Протокола о присоединении».

    В 1993 г. Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). В соответствии с процедурами была создана Рабочая группа (РГ), в которую вошли представители заинтересованных участников ГАТТ. Мандат Рабочей группы (преобразованной после учреждения ВТО в РГ по присоединению Российской Федерации к ВТО) состоит в изучении торгового режима и выработке условий участия России в ВТО.

    Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 г. В начале его основное содержание составляло детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима России на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После представления в 1998 г. первоначальных предложений по тарифным уступкам в области товаров и предложений по уровню поддержки сельского хозяйства, а в 1999 г. — первой редакции перечня специфических обязательств по услугам и списка изъятий из режима наибольшего благоприятствования (РНБ) начались переговоры на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами РГ об условиях членства России в этой влиятельной международной экономической организации.

     В настоящее время в состав Рабочей группы по присоединению России к ВТО входит 66 стран-членов (ЕС как один), при этом в переговоры по доступу на рынок товаров вовлечено 53 страны, по доступу на рынок услуг — 29.

   Переговоры проходят в Секретариате ВТО в Женеве как на многостороннем (по системным вопросам — формальные и неформальные заседания Рабочей группы, по сельскому хозяйству — плюрилатеральные консультации с участием заинтересованных стран-членов Рабочей группы), так на двустороннем уровне (по доступу на рынок товаров и услуг, а также по отдельным элементам системного характера).

    В ходе 14 заседания Рабочей группы по присоединению России к ВТО 24-25 апреля 2002 года состоялось первое чтение по разделам проекта Доклада Рабочей группы. Это — финальный документ, где будет изложен пакет обязательств, которые Россия примет на себя по итогам переговоров (в отдельных документах излагаются обязательства по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства, а также обязательства в сфере торговли услугами).

     Проект, подготовленный Секретариатом ВТО, аккумулирует результаты продолжающихся с 1995 г. переговоров по изучению торгового режима России и совместимости его с нормами ВТО. За эти годы российской делегацией было представлено в Секретариат ВТО около 200 аналитических документов, более 1000 законодательных и нормативных актов на английском языке.

    Постатейное обсуждение Доклада РГ прошло на 15-ом заседании Рабочей группы 19-20 июня 1995г. К этой сессии члены РГ и Россия подготовили свои предложения по редакции отдельных положений. Параллельно с заседанием РГ были проведены многосторонних консультаций по вопросам фондового рынка, технических барьеров в торговле, санитарных и фитосанитарных мер (ТБТ/СФС) и сельского хозяйства. Также прошла серия двусторонних переговоров по доступу на рынки товаров и услуг, а также по системным вопросам.

    По итогам 15-го заседания РГ принято решение о подготовке Секретариатом ВТО второй редакции проекта Доклада, а также проведении серии многосторонних консультаций. В сентябре состоялись указанные встречи по вопросам ТРИПС и сельского хозяйства. В конце октября прошли консультации по ТБТ, энергетике, сельскому хозяйству и услугам. В начале октября состоится неофициальное заседание РГ, на котором предполагается распространить вторую редакцию проекта Доклада РГ и определить дальнейшие шаги в переговорном процессе. [17]

   В настоящее время российской делегацией ведутся переговоры по четырем основным направлениям:

1. Переговоры по доступу на рынок товаров. Их основным предметом является определение максимального уровня ставок ввозных таможенных пошлин, который Россия получит право применять после присоединения к ВТО.

    Переговорной основой для них служит утвержденная Правительством Российской Федерации в январе 2001 года третья редакция российских предложений по доступу на рынок товаров. В период 12-22 июня с.г. проведены переговоры с 21 страной. К настоящему времени российская делегация согласовала около 75% тарифных позиций.

     Тарифные переговоры со странами ВТО осуществлялись на базе  тарифных предложений, утвержденных Правительством Российской Федерации в феврале 2001г.

   Ведение переговоров базируется на двух основных принципах.

   Первый принцип – немедленно с момента присоединения Россия не снижает ставки пошлин действующего тарифа ни по одной позиции, а по истечении переходного периода используемые Россией ставки ввозных пошлин (конечный уровень связывания) могут быть несколько ниже его уровня, но исключительно в тех секторах экономики, где снижение ставок либо не оказывает существенного влияния на отечественных товаропроизводителей (отсутствующие или не производимые в достаточном количестве в Российской Федерации виды сельскохозяйственного и промышленного сырья или полуфабрикатов), либо там, где российская сторона заинтересована в поступлении зарубежных товаров (прогрессивное технологическое оборудование, компьютерная техника, медицинское, научное и контрольно-измерительное оборудование).

    Второй принцип— присоединение России к какой-либо необязательной секторальной договоренности или инициативе в принципе не может быть предварительным условием присоединения России к ВТО. Однако по результатам двусторонних переговоров Россия может приблизиться к условиям какой-либо из таких договоренностей. Но это ни в коем случае не должно означать, что Россия согласна стать участником такой секторальной                                                                                                                                                                                                                         договоренности.

     2. Переговоры по сельскохозяйственной проблематике. Помимо тарифного аспекта, они включают обсуждение объемов государственной поддержки аграрного сектора и размеров экспортных субсидий.

    26 сентября прошли многосторонние консультации по сельскому хозяйству с участием США, ЕС, стран Кернской группы (ведущих экспортеров сельхозпродукции), ряда стран Центральной и Восточной Европы, Азии и Лат.Америки (всего около 30 стран). Переговоры по данному направлению носят крайне сложный характер, т.к. позиции сторон по уровню разрешенных России в качестве члена ВТО господдержки сельскому хозяйству и объему экспортных субсидий резко расходятся.

    Правительством Российской Федерации на заседании 14 марта 2002 г. одобрены новые подходы к переговорам по сельскому хозяйству. Вместе с тем, для продолжения переговоров члены ВТО ожидают от России представления обновленной версии документов по мерам субсидирования, на основе которых может быть произведена оценка обоснованности российской позиции.

    3. Переговоры по доступу на рынок услуг. Их цель — согласование условий доступа иностранных поставщиков услуг на российский рынок. В марте с.г. Правительством Российской Федерации была утверждена в качестве основы для переговоров третья редакция предложений по доступу на рынок услуг (в редакции, одобренной на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО 12 марта 2002 г.).

   Двусторонние переговоры показали, что существуют различия в толковании странами правил ВТО в отношении горизонтального регулирования торговли услугами. В связи с этим 19 марта 2002 г. были проведены многосторонние консультации по специальным аспектам такого регулирования в России (естественные монополии, субсидии, ЗАТО, приграничные территории, культурное наследие и достояние, антимонопольное регулирование, услуги общего пользования и т.д.).

    Все ключевые партнеры представили официальные запросы, что позволило сфокусировать переговорный процесс на чувствительных секторах, доступ в которые представляет наибольший коммерческий интерес для членов ВТО. Последний раунд двусторонних переговоров, состоявшийся в июне с.г. продемонстрировал, что для продолжения конструктивного диалога с членами ВТО (США, ЕС, Япония, Канада, Норвегия, Швейцария, Австралия) необходимо модифицировать российские предложения по ключевым секторам (финансовые, телекоммуникационные и транспортные услуги).

    В сентябре в Москве прошли переговоры с делегацией Норвегии, а вначале октября с экспертами США в Вашингтоне.

    4. Переговоры по системным вопросам. Их цель которых — определение мер, которые Россия должна будет предпринять в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как участника ВТО. В целом требования стран-членов ВТО в этой сфере можно разделить на три части:

   1. Несоответствие российского законодательства и правоприменительной практики нормам ВТО. Основная озабоченность членов ВТО касается ряда положений действующего законодательства в области таможенного дела, излишние требования, предъявляемые к импортным товарам в сфере ТБТ\СФС и т.д. Участники переговоров требуют безусловного выполнения положений ВТО в данной сфере. Это — стандартное требование ко всем присоединяющимся странам.

  2. Применение Россией некоторых элементов регулирования, в принципе разрешенных в ВТО, может быть обусловлено определенными требованиями или обязательствами, которые фиксируются в докладе Рабочей группы. Это — «переговорные» требования.

   3. Запросы, явно выходящие за рамки обязательств ВТО (требования «ВТО+»), такие как присоединение к необязательным соглашениям по правительственным закупкам и гражданской авиатехнике, унификация внутренних и внешних цен на энергоносители, отмена экспортных пошлин.

    В начале октября системные вопросы и ход законотворческой работы обсуждались с делегацией США в Вашингтоне. В середине октября в Москве прошли полномасштабные переговоры по всем направлениям с делегациями КЕС и США.

   Координация процесса присоединения возложена на Комиссию Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО. Председателем Комиссии является заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.Л. Кудрин. В ее состав входят представители всех ветвей государственной власти и представители общественных организаций. Руководителем российской правительственной делегации на переговорах по присоединению к ВТО назначен заместитель Министра экономического развития и торговли М.Ю. Медведков.

    14 марта состоялось заседание Правительства России, на котором был рассмотрен вопрос «Об итогах очередного раунда переговоров по присоединению России к ВТО». 25 мая было проведено 11-е заседание Комиссии, на котором в целом была одобрены четвертая редакция российских предложений по доступу на рынок товаров и предложения по переговорной позиции в отношении ряда секторов услуг, определены подходы по сельскому хозяйству и работе по проекту Доклада РГ.

    11 июля 2002 г. прошло заседание Правительства Российской Федерации, на котором были подведены итоге очередного раунда переговоров. 25 июля состоялось специальное заседание российского Правительства, посвященное рассмотрению вопроса «О позиции Российской Федерации на переговорах по присоединению к Всемирной торговой организации». Минэкономразвития России поручено подготовить предложения по дальнейшему обеспечению переговорного процесса.

    В 2000 году в Государственной думе при Комитете по экономической политике и предпринимательству создан Экспертный совет по законодательству во внешней торговле и иностранным инвестициям с целью выяснения мнений государственных органов, общественных организаций, научных и деловых кругов, экспертов по вопросам Законопроектной деятельности в сфере иностранных инвестиций и внешней торговли с учетом требований ВТО, а также координации законотворческой деятельности, связанной с присоединением к ВТО.

   Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2001 г. № 1054-р был утвержден План мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами Всемирной торговой организации, предусматривающий разработку ряда законопроектов, которые позволят в основном решить проблему соответствия законодательства положениям ВТО. В их числе — Таможенный кодекс Российской Федерации (новая редакция), «О внесении изменений и дополнений в Федеральные законы „О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции“, „О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“, „О валютном регулировании и валютном контроле“, „О госрегулировании внешнеторговой деятельности“, подготовка новых законопроектов „О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров“, „О лицензировании экспорта и импорта товаров в Российской Федерации“, „О государственной помощи“, „О внесении дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Глава 27 “Таможенные пошлины и таможенные сборы»)", «Об основах технического регулирования в Российской Федерации»).

    В настоящее время в зависимости от стадии подготовки законопроекты находятся на рассмотрении в Государственной думе Федерального Собрания Российской Федерации, внесены в Правительство Российской Федерации или находятся на стадии согласования с федеральными органами исполнительной власти (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 июня 2002 года N832).

   Проводится также экспертиза регионального законодательства и ведомственных нормативных актов на предмет соответствия нормам ВТО и работа по анализу международных договоров, разрабатываются новые международные соглашения, регулирующие проблемы, вытекающие из присоединения России к ВТО.

    На регулярной основе проходят консультативные встречи российской делегации с представителями государств-членов ЕврАзЭС и стран СНГ, в ходе которых обсуждается проблематика их присоединения к ВТО. На заседании Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств 13 мая 2002 г. принято решение о путях совершенствования взаимодействия государств-членов ЕврАзЭС в ходе переговоров по присоединению к ВТО.

     С июля 2001 г. проведены серии региональных конференций «Россия, ВТО и интересы российского бизнеса» во всех федеральных округах и почти в 30 регионах России, организованные Минэкономразвития России при участии Экспертного совета Госдумы по законодательству во внешней торговле и иностранным инвестициям, РСПП, ТПП и других организаций.

     В 2001-2002 гг. Минэкономразвития провел более 400 встреч по обсуждению российской позиции на переговорах с различными союзами экспортеров и объединениями производителей. Регулярно проводятся консультативные встречи с Российским союзом промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палатой России и другими объединениями деловых кругов. За последние полтора года при участии научных и деловых кругов подготовлено более десяти коллективных исследований, посвященных оценке социально-экономических последствий присоединения России к ВТО. На их основе в настоящее время готовятся рекомендации для Правительства Российской Федерации по минимизации возможных негативных последствий членства нашей страны в ВТО.

    В период 9-14 ноября 2001 г. в г. Доха (Катар) состоялась четвертая Министерская конференция ВТО, в работе которой приняла участие российская делегация. В ходе конференции было принято решение о начале нового раунда многосторонних торговых переговоров, которые затронут следующие области: сельское хозяйство, услуги, доступ на рынок несельскохозяйственных товаров, некоторые проблемы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности, правила ВТО (вопросы применения положений ВТО в части антидемпинга, субсидий, региональных торговых соглашений и др.), механизм разрешения споров ВТО. Эти переговоры открыты для всех членов ВТО и государств, находящихся в процессе присоединения, включая Россию. Однако решения о результатах переговоров могут приниматься только членами ВТО.

    Практически все направления нового раунда переговоров могут затронуть текущие и долгосрочные интересы России, а также ее положение в международной торговой системе после присоединения к ВТО. Необходимо отметить, что Россия не готова присоединиться к ВТО на любых условиях. Условия присоединения по всем параметрам (тарифы, обязательства в области сельского хозяйства, доступ на рынок услуг, системные обязательства) будут основываться на реальном положении в российской экономике, обеспечивать необходимую защиту национальных производителей при сохранении адекватной конкурентной среды.

                                Условия, выдвигаемые

            представителями ВТО по отношению к России
    Первого октября 2002г. в городе Эвиан во Франции начал работу третий международный бизнес-саммит по проблемам присоединения стран СНГ к ВТО.  Что касается России, то можно сказать, что изначально речь шла о скорейшем – не позднее 2003 года – вступления России в данную организацию, потом назывался 2007 год, теперь же называется 2010 год. Ясно, что в официальных оценках сроков вступления нашей  страны в ВТО произошел заметный сдвиг.

    Перенос сроков вступления в ВТО, по официальным данным, обусловлен тем, что представители ВТО на переговорах с Россией выдвигают дискриминационные требования и считают их обязательными условиями. При этом важно отметить, что все эти требования являются не обязательными, а дополнительными, то есть нормы ВТО не предусматривают от страны-кандидата их безусловного выполнения.

  Россия  пытается отбиться от выдвигаемых к ней требований. Так, большие сложности у наших переговорщиков возникли при согласовании с членами ВТО условий доступа на российский рынок иностранных услуг. Российская сторона предполагает по большинству пунктов усиление ограничений, а эксперты чуть ли не в один голос заявляют, что здесь-то как раз крайних мер не требуется.

   Финансовый сектор не требует столь сильной защиты, на которой настаивает российская сторона. Сегодня в России действует двенадцати процентная квота на участие иностранных компаний на российском рынке, однако, фактически выбрана она не более чем на девять процентов. То есть иностранные банки не демонстрируют особенно сильного стремления проникнуть на российский рынок. Вряд ли с вступлением в ВТО что-то кардинально изменится. Западных банкиров интересуют в основном наши заёмщики. А они и так всем доступны через границу.  Что же касается российских вкладчиков, то они им неинтересны, потому что уровень ставок привлечения в России сравнительно с Западом достаточно высок.    Кроме того, Россия требует сохранить за Банком России возможность ввести ограничения на трансграничное оказание услуг

    Такая же несогласованность у чиновников и представителей бизнеса и по вопросам страхования. Сегодня все основные риски и так перестраховываются за рубежом, а существенная часть страховых резервов размещается в иностранные активы, то есть вывозится за границу. От открытия страхового рынка мало что изменится. Кроме того, появятся более качественные и разнообразные услуги.

   Отстаивая искусственные бесполезные требования, как в разобранном выше примере с банковским сектором, мы бесцельно теряем резерв уступок, которые можно «обменять» на действительно необходимые уступки наших контрагентов по переговорам.

  Хотя существуют и другие взгляды на эти же самые проблемы. По словам заместителя министра экономического развития и торговли, курирующим переговоры по присоединению России к ВТО, Максима Медведкова, наша страна не может позволить себе полного открытия рынка страхования. Россия согласна лишь на постепенную либерализацию. При этом самые большие опасения у него вызывает то, что иностранцы смогут иметь доступ к наиболее привлекательным сегментам этого рынка – страхованию жизни и обязательному страхованию, чего допустить невозможно…

   Медведков говорит о том, что по многим вопросам, касающимся товаров и услуг у Росси исчерпан переговорный процесс, что наша страна дошла до того рубежа, ниже которого опустится, не может. Уже два года подряд мы говорим о том, что присоединиться к соглашению о торговле авиатехникой Россия не может в силу того, что надо завершить реструктурирование авиапрома. Что касается автопрома – либерализация в течении ближайших лет невозможна, поскольку нам требуется высокий уровень таможенной защиты для того, чтобы привлечь иностранные и отечественные инвестиции и наладить выпуск нового хорошего автомобиля. Сначала члены ВТО требовали нулевых пошлин в автомобильном секторе, потом согласились на 5-10 процентные. Очевидно, что пять процентов рынок наш не защитят, мы требуем тридцати процентов.

   Есть на переговорах и реальные проблемы – это вопросы выравнивания внутренних энергетических тарифов, поддержки сельского хозяйства, проблема интеллектуальной собственности.

  По вопросу выравнивания энергетических тарифов позиция российских переговорщиков справедливо категоричная. Это требование неправомерно, а следовательно и неприемлемо. Заставлять Россию приводить внутренние цены на газ в соответствии с мировыми – всё равно, что требовать у Испании компенсации за большое количество солнечных дней в году, или требовать от Греции продавать на рынках оливки по той же цене, что и в Норвегии. Относительно дешёвые энергоносители являются естественным преимуществом России и следствием естественно сложившейся структуры нашей экономики, и определение уровня цен на газ и свет является исключительно прерогативой нашей страны.

   С сельским хозяйством всё по-прежнему довольно сложно. Позиция Россия по вопросам сельского хозяйства пока что не определена. В МЭРТе  надеются, что  Минсельхоз скорректирует свои требования по условиям членства в ВТО, и Россия в ближайшее время найдет компромиссное решение. Основные меры защиты отрасли должны быть нетарифные, относящиеся к так называемой «зеленой корзине» (ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА КАДРОВ, НАУКА И ВНЕДРЕНИЕ, РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ПОДДЕРЖКА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И Т.Д.).  Мы пока практически никаких нетарифных мер  защиты своему сельскому хозяйству не предложили. Защищаться же увеличением тарифов и прямыми субсидиями нам никто не позволит, потому как это относится к запрещенным ВТО «красным» мерам защиты, а во-вторых, на это нет бюджетных средств.

   И наконец, опасения у экономистов вызывает подписание обязательного для членства в ВТО соглашения об интеллектуальной собственности. «С интеллектуальной собственностью вообще непонятно что делать, — считает председатель Всероссийского общественного совета по вопросам присоединения России к ВТО Константин Ремчуков. – У нас нет субъектов этой деятельности, нет внутренних институтов, регулирующих  отношения в сфере интеллектуальной собственности, создается такое впечатление, что нам нечего представлять и нечего защищать. Эти отношения надо сначала отрегулировать внутри страны.»

   Присоединение же к ВТО предполагает распространение национального режима на все виды иностранной интеллектуальной собственности независимо от того, охранялась она ранее на территории России или нет. И если раньше многие произведения, которые перепечатывались, воспроизводились на компакт-дисках или транслировались почти даром, а то и вовсе пиратски, то вступление в ВТО поставит крест на даровом  пользовании чужим интеллектуальным продуктом.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Последствия вступления в ВТО для отдельных отраслей
   Отраслевые последствия присоединения к ВТО для отдельных секторов российской экономики.

   Высокотехнологичные отрасли вариантные, в зависимости от степени поощрения технического прогресса в стране. Пищевая—пока не способна насытить рынок, обострение импортной конкуренции. Мебельная—встает на ноги. Важен каждый процент защитного тарифа. Фармацевтика—обострение конкуренции, но потребитель может выиграть на качестве импорта. Металлургия—конкурентоспособность будет зависеть от цен на товары и услуг естественных монополий. Химия—обострение конкуренции по малотоннажным химикатам, автомаслам и косметике. Авто и авиа--смогут «выжить» только при господдержке. Транспорт—сохранение конкурентной ситуации. Связь и информатика—обострение конкуренции, но к частичному выигрышу потребителя. Торговля—сохранение ситуации в оптовом звене. В розничной торговле — наступление зарубежных супермаркетов. Наука—ВТО мало что изменит. Главные проблемы: недофинансирование, утечка умов. Менеджмент, финансы—смогут выжить лишь при господдержке, но потребитель выиграет от конкуренции.

   При данном макроэкономическом эффекте вступление в ВТО в целом не приведет к сколько-нибудь масштабным изменениям производства и в большинстве отраслей отечественной промышленности. В то же время оно может серьезно сказаться в ряде отдельных отраслей, в том числе на тех, в которых преобладают градообразующие предприятия.

    С одной стороны, расчеты (выполненные по второму сценарию) показывают, что в случае сохранения в ходе переговоров первоначальных ставок связывания, заявленных в российском переговорном оффере, возможен импортозамещающий рост производства, например, обуви (1,3%), одежды (1,6%), телевизоров (1,7%) ликероводочной продукции (11,6%), мяса птицы (12,4%), виноградных вин (25%) и т.д. Кроме того, защита отечественного производителя должна строиться с учетом интересов российского потребителя, заинтересованного в появлении на рынке более дешевых и разнообразных товаров. С другой — со вступлением в ВТО возможно появление серьезных проблем в пищевой, вкусовой, мебельной, фармацевтической, металлургической, химической, автомобильной, авиационной и ряде других отраслей хозяйства.

    Присоединение к ВТО обещает быть противоречивым для высокотехнологичных отраслей промышленности. Замедление темпов технического развития в стране снизило долю их продукции в российском экспорте до 1%, а в мировом — до ничтожной величины, что делает их весьма слабыми конкурентами в рамках ВТО. В то же время подобное участие в этой организации позволило выйти на такие рынки многим странам, в том числе развивающимся, которые ранее вообще не имели научного потенциала. Учитывая специфические условия России, эффект вступления в ВТО будет вариантным в зависимости от того, в какой степени в экономике страны будет востребована еще сохранившаяся отечественная наука и как Россия сможет воспользоваться механизмами государственного стимулирования инноваций, разрешенными ВТО.

    Отечественная пищевая промышленность пока неспособна насытить отечественный рынок, прежде всего, мясными и молочными продуктами, сахаром и растительным маслом, а её крупнейшие перерабатывающие предприятия, как правило, свою продукцию импортирует. Значения импортных пошлин, на которых настаивают основные зарубежные поставщики продовольствия на переговорах в ВТО, пока заметно ниже заявленных Россией.

    Однако ключевым здесь является вопрос не о пошлинах, а о тех допускаемых ВТО объемах государственной поддержки сельского хозяйства, которые в России пока на порядок ниже, чем в ЕС или США, хотя отечественные аграрии работают в менее благоприятных климатических условиях. При запрошенных для поддержки в 13 млрд. долл. в год реальные бюджетные ассигнования на эти цели равны примерно 1 млрд. долл., что исключает согласие партнеров с запрошенной суммой, поэтому разрешение данного вопроса следует искать не в Женеве, а скорее внутри страны.

   Отечественная мебельная промышленность активно осваивает внутренний рынок, и для нее важен каждый процент импортного тарифа. Судя по ходу переговоров, первоначально названные Россией ставки связывания вряд ли удастся удержать, и потому следует ожидать обострения иностранной конкуренции на данном рынке.

   Столь же активна российская фармацевтика, увеличившая свою долю на рынке с 30% в 1997 г. до 50% в 2009 г. Её предприятия ставят задачу довести эту долю до 70%, но на переговорах заявленные Россией исходные ставки связывания, видимо, придется снижать. Это обострит конкуренцию, однако российский потребитель может от этого выиграть, так как многие отечественные аналоги лекарств (например, инсулина) по качеству уступают зарубежным.

   Конкурентоспособность отечественной металлургии как на внешнем, так и на внутреннем рынке будет зависеть, прежде всего, не от ВТО, а от цен на товары и услуги естественных монополий. Металлургия окажется одной из первых в выигрыше от возможного пересмотра в ВТО антидемпинговых санкций на её продукцию.

    В химии даже при сохранении заявленных ставок связывания возможно обострение конкуренции в производстве малотоннажных продуктов, лаков, красок, отделочных материалов, что ставит перед отраслью серьезные проблемы, усугубляющиеся сохраняющейся недогрузкой многих её предприятий. Можно ожидать «войны цен» на рынке моторных масел и автокосметики, который российские наши нефтяные компании активно отвоевывают ныне у иностранных поставщиков.

    В марте 2009г. Правительство предприняло очередную попытку реорганизации отечественного автостроения за счет через роста пошлин и привлечения иностранного капитала. Эти меры выходят за рамки заявленных Россией предложений и могут не получить согласия ВТО.

    Проблемой отечественного авиастроения является отсутствие внутреннего рынка, без которого невозможно наладить серийный выпуск новых моделей (исходный объем их заказов должен составлять не менее 100 машин). Кроме того, партнеры России настаивают на присоединении ее к необязательному Соглашению ВТО по авиатехнике, которое устанавливает нулевые ставки импортных пошлин на эту продукцию, а также вводит ограничения на шумовые параметры, под которые подпадает 80% действующего гражданского авиапарка. Очевидно, что, если в этой отрасли не восстановить госзаказа или эквивалентных ему мер, перед российским гражданским авиастроением, включая составляющие его градообразующие предприятия, возникнет (и при, и без ВТО) проблема выживания.

   Последствия для сферы услуг.

   Отсутствие статистической и методологической базы не позволило выполнить каких-либо количественных измерений последствий вступления России в ВТО в сфере услуг. На практике все российские рынки услуг уступают зарубежным по любым стандартам, и динамика их роста будет зависеть не столько от ВТО, сколько от притока в них отечественного и иностранного капитала.

  По отдельным сферам услуг положение выглядит следующим:

  Транспорт. Вступление в ВТО ничем не грозит железнодорожному и трубопроводному транспорту страны. Главная проблема морского транспорта — нехватка тоннажа и уход судов под «удобные флаги». В результате отечественный флот перевозит ныне лишь 6% внешнеторговых грузов. Грузовой автотранспорт и авиатранспорт и без ВТО работают (особенно в международных перевозках) в условиях жесткой конкуренции и на импортных моделях машин. Вступление в ВТО мало изменит ситуацию на этих рынках, хотя может стимулировать транзитные потоки грузов и пассажиров через территорию страны.

   Связь. Отставание России в научно-техническом прогрессе обусловило её слабость на его передовых направлениях — в связи и в информатике. Их развитие поддерживается в основном притоком иностранных инвестиций, которые контролируют 44% объема услуг связи. Присоединение России к ВТО явится лишь стимулом к дальнейшему притоку капитала, и российский потребитель от этого выигрывает. Можно ожидать от ВТО содействия в создании более благоприятных условий для осуществления коммерческих космических запусков, в том числе в целях связи.

    Торговля. Российский капитал является почти монопольным (99,7%) в оптовом звене, однако в розничном его активно теснят сети иностранных магазинов («Рамстор», «Метро» и т.п.). Эти процессы продолжатся, по крайней мере, в крупных городах, в том числе под влиянием ВТО. [21]

    В науке и научном обслуживании при 4 — процентной доле иностранного капитала главной проблемой является её недофинансирование и отток кадров за рубеж. Вступление в ВТО мало что изменит.

  Наиболее заметно иностранное присутствие (49% объема услуг) в так называемых «рыночных услугах» (в т.ч. реклама, аудит, менеджмент), что закономерно ввиду их прежнего отсутствия в России. Однако российский бизнес накопил в этой сфере определенный потенциал конкурентоспособности и может противостоять дальнейшему сужению емкости отечественного рынка.

    Сложная ситуация складывается на рынках финансовых услуг, российские провайдеры которых требуют для себя специальной защиты, хотя иностранный банковский капитал пока неактивен в освоении этого российского рынка. В то же время в перспективе ситуация может измениться. Что же касается отечественного страхования, то оно в его нынешнем не сложившимся виде может быть подорвано конкуренцией по правилам ВТО.

   В целом возможные выгоды и потери от присоединения к ВТО в сфере услуг балансируются, и ситуация на рынке будет зависеть от того, как быстро обретут конкурентоспособность отечественные провайдеры.
                   «Технические барьеры» в торговле

                               и пути их преодоления
    Каждая страна имеет право предпринимать меры, направленные на защиту жизни и здоровья людей, благополучия животных, растений и окружающей среды. В этих целях государства разрабатывают технические требования к продукции и производственным процессам, обязательные для соблюдения изготовителями.

    Однако применение технических требований практически всегда приводит к усложнению процесса торговли, так как влечет за собой увеличение издержек производства.

   Техническое требование становится барьером тогда, когда целью его введения является ограничение доступа продукции иностранного производства на внутренний рынок страны.

    Под техническими барьерами в торговле понимаются все государственные меры контроля и ограничений, связанные с техническими требованиями к продукции в том случае, если они используются как средство ограничения доступа продукции иностранного производства на внутренний рынок страны.

    Провести четкую грань между необходимыми мерами в области технического регулирования и использованием национальных технических норм и требований в качестве протекционистского инструмента (технических барьеров) зачастую очень сложно. Например, может происходить постепенное ужесточение или изменение технических требований каждый раз, когда усиливается конкуренция со стороны иностранных товаров. При этом изменения производят так, что они мало затрагивают внутреннее производство, а импортная продукция оказывается не соответствующей новым требованиям.

    Технические барьеры разнообразны как по своей природе, так и по формам. Они могут существовать в виде стандартов, технических норм, правил, требований к безопасности товаров, требований к упаковке, маркировке и иным техническим характеристикам продукции. [7]

   С точки зрения своей юридической формы технические барьеры существуют в следующих формах:

-в виде соответствующих законодательных актов данной страны, которые имеют универсальных характер и применяются к данному товару в целом, когда он внутри страны или был импортирован;

-в виде нормативных актов в рамках действующего таможенного законодательства, принятых во исполнение соответствующих нормативных актов общего характера;

-в последнее время увеличивается число случаев, когда появление тех или иных технических барьеров и ограничений вытекает из участия страны в международных соглашениях. Это связано с расширением международного сотрудничества в области стандартизации и защиты окружающей среды.
   Наиболее часто технические барьеры выражаются в запретах на ввоз продукции, которая не соответствует тем или иным техническим требованиям страны-импортера.

     На практике могут встречаться и другие, более сложные механизмы, которые обеспечивают безопасность ввозимой продукции (обычно применяются в торговле сельхозпродукцией):

1.Обязательная инспекция товаров – проводится в случае отсутствия документа, подтверждающего соответствие продукции необходимым стандартам;

2. Специальные разрешения – ввоз некоторых товаров может быть разрешен только компетентными органами страны-импортера;

3. Инспекция предприятий – разрешение на ввоз получает только продукция, произведенная на предприятиях, которые успешно прошли процедуру специальной инспекции специалистами страны-импортера;

4. Специальные требования к маркировке и упаковке;

5. Фактически сложившиеся технические параметры – специфический случай технических барьеров, возникновение которых обусловлено не мерами государственного регулирования, а технической политикой фирм, направленной на закрепление своего присутствия на рынке и создание конкурентам препятствий для проникновения на рынок.

    В рамках Всемирной торговой организации были разработаны Соглашения по техническим барьерам в торговле (Соглашение по ТБТ) и Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер (Соглашение по СФС).

     В Соглашении по ТБТ зафиксировано, что любая страна имеет право на принятие мер для обеспечения качества экспортных товаров и защиты здоровья и жизни людей, животных и растений, защиту окружающей среды и предотвращение нежелательной практики применения товаров в таких масштабах, в каких она посчитает это необходимым, и с соблюдением норм этого Соглашения. Важнейшими из них являются недопущение использования технических барьеров как средства дискриминации в отношении отдельных стран и в качестве средства, которое препятствует развитию международной торговли.

    Применяя технические барьеры, члены ВТО должны придерживаться принципов национального режима и режима наиболее благоприятствуемой нации, чтобы предотвратить вероятность создания искусственных ограничений в торговле. При этом принцип национального режима распространяется на установление размеров оплаты услуг и порядок оплаты услуг по подтверждению соответствия товара тем или иным техническим требованиям.

    В целом Соглашение по техническим барьерам в торговле предусматривает требования не только к законодательству стран-участниц, но и к процедурам подготовки и принятия нормативных актов, включая предварительное информирование заинтересованных лиц и их участие в обсуждении нормативных актов.

     Какие же могут быть предложены пути их преодоления?

    Если Вы столкнулись с техническим барьером, необходимо:

1. собрать о нем максимально подробную информацию (нормативные документы, регулирующие применение технических требований, статистическую информацию, оценку влияния требования на поставки Вашей фирмы и т.п.);

2. обратиться в Департамент торговых переговоров Минэкономразвития России.                                

    В рамках ВТО действует комитет по техническим барьерам в торговле. Он поддерживает контакты с международной организацией по стандартизации (ИСО, создана в 1946 г.) И входящим в нее международным электротехническим комитетом (МЭК). По состоянию на 1 января 1999 г. В ИСО входили более 130 стран, в том числе около 90 постоянных членов. Фонд международных стандартов составлял около 12 тыс., и разрабатывалось около 6 тыс. Документов. Под техническими барьерами эксперты ВТО понимают меры технической политики, относящиеся к стандартам и стандартизации, а также проверки соответствия стандартам, нормам безопасности, правилам сертификации и др. В связи с деятельностью вто по устранению технических барьеров в торговле многие страны проявляют интерес к участию в деятельности ИСО и МЭК по созданию международных стандартов и принимают их в качестве национальных стандартов. Международные стандарты принимаются и используются как национальные или региональные нормативные документы на основе консенсуса и добровольно. ИСО, МЭК и МСЭ, сферы действия которых дополняют друг друга, образуют мировую сеть организаций по стандартизации, в рамках которой на добровольной основе заключаются международные технические соглашения. Публикуемые как международные стандарты или рекомендации, эти соглашения способствуют обеспечению совместимости технологий на международном уровне.

    В последние десятилетия международные стандарты начинают играть ключевую роль в присутствии национальных предприятий на мировом рынке, т. е. Международная стандартизация становится аспектом государственной политики и стратегии фирм. В связи с этим необходима гармонизация национальных систем сертификации и стандартизации с международной. Кроме того, национальные стандарты создают препятствия для международного обмена товарами и услугами, и содержание независимых систем стандартизации приводит к росту себестоимости продукции. Страны-члены ВТО должны соблюдать нижеперечисленные принципы в отношении стандартов, технических регламентов и процедур оценки соответствия товаров, работ и услуг требованиям стандартов и регламентов:

·        национальный режим — для импортной продукции условия должны быть не менее благоприятными, чем для отечественной продукции;

·        пропорциональность — меры по оценке соответствия товара нормативным документам не должны быть более строгими, чем риск, вызываемый товарами;

·        гармонизация — при наличии международных стандартов, регламентов или правил по оценке соответствия член ВТО не должен разрабатывать национальные документы, отличающиеся от них;

·        недискриминация — подход в отношении технических барьеров торговли должен быть одинаковым ко всем членам ВТО;

·        нотификация (уведомление) — страна имеющая намерение принять стандарт, технический регламент или процедуру оценки соответствия, отличающихся от международных, должна через специально созданный информационный пункт направить в секретариат ВТО изложение причин принятия документа и его краткое содержание. Страна-член ВТО должна предоставить срок не менее 60 суток для комментариев (по запросу) на этот документ любого члена ВТО и рассматривать их перед принятием окончательного проекта.

·        транспарентность — все принятые стандарты, технические регламенты и процедуры оценки соответствия должны быть немедленно опубликованы и доступны заинтересованным сторонам внутри страны и за рубежом.

·        Страна — член ВТО должна организовать один или несколько информационных пунктов, где можно получить информацию по существующим в стране техническим барьерам.

    Важнейшим техническим барьером считается стандартизация. Национальные и международные стандарты имеют в основном необязательный характер. Однако государство, беря под особый контроль такие сферы национальной безопасности, как состояние окружающей среды, эксплуатационная безопасность продукции, здравоохранение, издает соответствующие законы, согласно которым стандарты, на которые они распространяются, приобретают статус обязательности. Сложившиеся в различных странах национальные системы стандартизации отражают исторические условия развития промышленного и научно-технического потенциала страны. Так, в Японии и Франции в рассматриваемой сфере традиционно значительно государственное влияние, в Великобритании и Германии заключены соглашения между правительствами и национальными организациями по стандартизации, в США параллельно функционируют государственная и независимая (добровольная) системы стандартизации с преобладанием последней. Особенно большие различия сложились между ЕС и США. «Новая концепция в области технической гармонизации и стандартизации» ЕС предусматривает принцип ссылки на европейские стандарты, которые изначально являются рекомендательными, но приобретают обязательный характер, если их применение осуществляется в правовом поле, регламентируемом актами частного договорного или публичного права. Европейские стандарты конкретизируют основополагающие требования директив ЕС. На январь 1999 г. Фонд европейских стандартов превышал 4,7 тыс. В кругах специалистов по стандартизации стран-членов ЕС выражается озабоченность стремлением руководства американских органов по стандартизации навязать стандарты США другим странам в качестве международных. По мнению австрийского института стандартизации (on), обе стороны по-разному толкуют основополагающее понятие «стандарт», однако, это объясняется не терминологическими трудностями, а экономическими противоречиями между США и странами — членами ЕС.

  В США разработкой стандартов занимается 80 правительственных (федеральных) агентств и 620 неправительственных структур — научно-технических союзов, торговых ассоциаций и др. Из 93 тыс. Нормативных документов США около 44 тыс. Относятся к категории государственных норм, правил и стандартов. Именно поэтому в опубликованном ЕС списке торговых барьеров со стороны США отсутствуют добровольные стандарты, а содержатся только обязательные (на трех уровнях: федеральном, штатов и местном). В Европе составной частью понятия «стандартизация» является взаимодействие частного и государственного секторов, а в США существует противостояние государственной и добровольной (частной) системами стандартизации. В 1996 г. В США вступил в силу закон «о передаче и совершенствовании технологий», который открыл новый этап развития стандартизации в стране, т. Е. Федеральные агентства обязаны ежегодно докладывать конгрессу США о применении или неприменении добровольных стандартов. Если они отдают предпочтение разработке обязательных стандартов, то должны это обосновать перед конгрессом. Закон устанавливает также, что федеральные агентства в рамках своих полномочий должны сотрудничать с частными организациями по стандартизации при разработке нормативных документов. Крупнейшее государственное научное учреждение США — национальный институт стандартов и технологий (nist) должен проводить сопоставление аналогичных обязательных и добровольных стандартов. nist Совместно с американским национальным институтом стандартов (ansi) и другими частными организациями по стандартизации будет работать над тем, чтобы организации системы добровольной стандартизации своевременно обеспечивали соответствующие федеральные агентства нотификациями о проектах стандартов.

     В России действует более 20 тыс. Стандартов, из них 4 тыс. Международных, что создает условия, способствующие устранению технических барьеры в торговле в соответствии с нормами и правилами ВТО. Сложившаяся в России система стандартизации по ряду положений не согласуется с межправительственными соглашениями, непосредственно касающимися качества и безопасности товаров и услуг и не полностью соответствует требованиям ВТО. Несовершенство законодательной базы, особенно при увеличении объемов импорта, ухудшает положение в области обеспечения безопасности и качества товаров и услуг. Для России особое значение имеет опыт взаимодействия опыт взаимодействия национальных и международных стандартов, накопленный в ЕС. В ЕС основная задача изготовителя — обеспечение соответствия продукции установленным в директивах требованиям безопасности и подтверждение этого маркированием продукции знаком ЕС.

    Общие технические требования в ЕС установлены, как правило, лишь на продукцию, с которой связана повышенная опасность для жизни и здоровья людей или для окружающей среды. Однако даже в отношении такой продукции нередко достаточно декларации самого изготовителя о соответствии. В российской системе контроль осуществляется в основном путем сертификации продукции на стадии «внедрения» на рынок и не применяются ограничения, связанные с характеристиками продукции; система охватывает излишнее множество наименований продукции, во много раз превышающее число наименований в ЕС. В системе ЕС производитель может выбрать метод обеспечения соответствия требованиям, т. Е. Детальная проверка продукции и сертификация — это одна из альтернатив, как и сертификация системы качества изготовителя. Альтернативные методы обеспечения установлены в директивах по отдельным видам продукции и базируются на модельном решении 90/683/ЕЕС и модельной директиве 93/455/ЕЕС. В России не предусмотрено, помимо сертификации, альтернативных путей обеспечения соответствия, и выполнение требований стандартов обязательно.

    В системе ЕС номенклатура продукции, подлежащей обязательному контроля или официальному подтверждению соответствия, установлена в директивах. В России решения об обязательности контроля продукции принимается ФАТРМ, он устанавливает требования и осуществляет контроль за этой деятельностью. Компетентность органов сертификации также признается ФАТРМ, он же устанавливает требования для инспекции и отвечает за проведение сертификации. В России наряду с сертификацией применяются процедуры лицензирования при приемке продукции в эксплуатацию, и в этой связи возможно установление дополнительных требований к характеристике продукции. Аккредитованные центры стран ЕС могут принимать результаты деятельности испытательных органов других стран, и в этих случаях они несут полную ответственность за правильность результатов испытаний. В официальном журнале европейских обществ публикуется информация о гармонизированных стандартах и приводятся перечни аккредитованных центров. Комиссия ЕС и страны-члены имеют свои информационно-консультативные центры, в которых можно оперативно получать нормативные акты и стандарты.

     В ЕС публикуются проекты стандартов, и процесс их принятия длится год — два. После принятия директивы, как правило, требуется еще 1 — 2 года для вступления ее в силу. Таким образом, изготовители и импортеры располагают достаточным временем для адаптации к новым требованиям. В России проекты нормативных актов публикуются не всегда, и они вступают в силу в течение 6 — 12 месяцев с даты утверждения. В последние годы в мировой практике создание конкурентоспособной научно-технической продукции, разрабатываемой на основе современных высоких технологий, и продвижение ее на мировом и российском рынке осуществляется на основе международных стандартов ИСО 9000 и ИСО 14000. Международные стандарты серии ИСО 9000 направлены на обеспечение качества продукции на протяжении ее жизненного цикла, включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также качества работ и услуг при формировании систем качества на предприятиях. Стандарты ИСО 9000 содержат описания элементов, которые должны входить в системы качества. Международные стандарты серии ИСО 14000. Регулируют различные аспекты экологически ориентированного управления.  [19]

    Сертификация заключается в установлении ее соответствия требованиям стандартов и/или специфическим требованиям заказчика. Поэтому в каждом конкретном случае необходимо выяснить, какие сертификаты на продукцию, предусмотренную для поставки на экспорт в определенную страну, требуются в обязательном порядке, и какие целесообразно иметь дополнительно. При заключении договоров купли-продажи вопрос о наличии сертификатов не является основным. Оптовые заказчики, как правило, проводят на предприятии-поставщике аудиты не только приобретаемого товара, но и технологических процессов его производства. Если сертификат необязателен, они руководствуются не нормами и директивами, а собственными требованиями. В настоящее время в перечни обязательно сертифицируемой продукции в развитых странах входят несколько сот изделий. Так, в США номенклатура сертифицируемой продукции включает сельскохозяйственную и пищевую, товары широкого потребления (бытовая электроаппаратура, одежда, предметы интерьера), строительные конструкции, радиотехническую продукцию и средства связи, медицинские препараты и технику, горнодобывающее, буровое и промышленное оборудование, транспортные средства, продукцию, изготовляемую по государственным заказам. На эти виды продукции разработаны государственные программы сертификации, являющиеся обязательными. В странах ЕС также имеются перечни обязательно сертифицируемой продукции, причем процесс сертификации проводится органами, аккредитованными на базе европейских норм серии en 45000 (для определенных видов продукции). Они имеют свои испытательные лаборатории либо взаимодействуют с другими лабораториями, которые должны быть аккредитованными и не зависимыми от сертификационного органа.

    Однако в международной торговле не следует переоценивать значение сертификатов на продукцию и знаков соответствия и следует иметь в виду, что: сертифицированная продукция может быть и некачественной, т. Е. Сертификат не всегда является гарантией качества изделия; сертификат может быть получен, даже если необходимые испытания и/или экспертиза не были проведены должным образом; возможны также факты появления на рынке фальшивых сертификатов; могут заказываться товары, на которые отсутствуют стандарты, т. е. Лишь на основе требований заказчика.

    Российскому предприятию, которому необходимо представить на европейский рынок сертификат соответствия, следует пользоваться сертификатом, выданным органом по сертификации продукции одной из стран ЕС или российским органом по сертификации продукции, аккредитованным органом по аккредитации, являющимся членом европейской организации по сотрудничеству в области аккредитации (еа). В Германии подобным органом является din certco, который сертифицирует почти всю машинотехническую продукцию, кроме электротехники. din certco ежегодно выдает около 2,5 тыс. Новых сертификатов. В настоящее время сертификаты на системы рассматриваются лишь как предварительное условие выхода на мировой рынок. Так, продукция сертифицированного предприятия не обязательно имеет высокое качество, так как система качества лишь создает необходимые предпосылки для производства качественной продукции, но не гарантирует этого. Кроме того, сертификат на систему качества не является обязательным. Предприятие, применяющее международный стандарт ИСО 9000, может подтвердить соответствие своей системы данному стандарту путем самодекларации (в ЕС — в соответствии с нормой en 45014).

    Первостепенное значение имеет наличие сертификатов на продукцию, производимую предприятием. Если в соответствии с законом и с общепризнанными правилами требуются сертификаты, то заказчики строго следят за наличием сертификата, выданного аккредитованным сертификационным органом. В 1997 г. Создана европейская организация по сотрудничеству в области аккредитации (еа), расположенная в вене. Она объединила два европейских органа — европейскую организацию по аккредитации лабораторий (eal) и европейский комитет по аккредитации органов по сертификации (eac). Объединение отражает практику взаимного признания лабораторий и центров по испытаниям, инспектированию и сертификации. Основной задачей еа является обеспечение равноценной компетентности этих организаций в рамках ЕС на основе соглашений по взаимному признанию на основе принципа «один раз проверено/сертифицировано — везде признано». [9]     продолжение
--PAGE_BREAK--
                       Выгоды, издержки и последствия

                            вступления России в ВТО
   ВЫГОДЫ ОТ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ В ВТО:

-Россия получает выход в международное правовое пространство. При этом появляется возможность защиты от дискриминации нашего экспорта другими странами.

-Россия может получить выход на новые рынки услуг.

-Россия сможет влиять на формирование правил международной торговли.

-Адаптация нашего законодательства к международным нормам- положительный фактор для отечественного бизнеса.

-Ослабится отраслевое и региональное лоббирование новых законов.

   ИЗДЕРЖКИ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО:

— Защита многих производств от иностранной конкуренции будет существенно затруднена.

— Снизятся поступления в бюджет от импортных пошлин.

— Либерализация тарифов сделает более привлекательным ввоз товаров из-за рубежа, привлекательность инвестиций в производство снизится.

— Вступление в ВТО не гарантирует от применения против наших товаров антидемпинговых мер.

    ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО:

    Предполагают, что в течение первых 3-4 лет после вступления в ВТО Россия сможет получить определенный выигрыш за счет прекращения дискриминационных мер в отношении российских экспортеров сырья на внешних рынках. Отмена санкций позволит создать дополнительные рабочие места и нарастить мощности на предприятиях, несущих в настоящее время потери. При этом рост экономики составит от 1 до 3,3 % ВВП 2004 г. Переходный период (от 5 до 8 лет), в течение которого будет осуществляться тарифная защита российских товаров, будет использован для модернизации производства. Эксперты Всемирного банка исходят из того, что на первом этапе приток доступной по цене и качественной импортной продукции может привести к спаду производства на российских предприятиях и росту безработицы, однако считают, что приток прямых иностранных инвестиций в перспективе будет способствовать увеличению числа рабочих мест, росту объема налоговых поступлений и платежеспособного спроса населения, что станет дополнительным стимулом для экономики.

                                       
     Актуальные проблемы вступления России в ВТО
     Как уже говорилось, в последнее время снова активизировалась дискуссия вокруг вопроса присоединения России к ВТО. Связано это не в последнюю очередь с очередным раундом переговоров России с членами рабочей группы по присоединению России к ВТО, на которых «неожиданно» обнаружился целый ряд противоречий, нерешенность которых не позволяет ожидать быстрого завершения переговоров. Тем не менее, все поставленные перед российской делегацией вопросы более чем ожидаемы. Вследствие этого возникла необходимость проанализировать слабые места переговорной позиции России и спрогнозировать возможные будущие проблемы.

    Сторонниками быстрого завершения переговоров о вступлении России в клуб международной торговли наиболее часто выдвигаются аргументы о том, что присоединение к ВТО послужит сильным стимулом притока прямых иностранных инвестиций и расширения присутствия российских производителей на международных рынках. Представляется небезынтересным проанализировать эти два тезиса.

    По различным оценкам, доступ прямых иностранных инвестиций в сферу услуг будет определять около 70 % положительного эффекта от присоединения России к ВТО. В тоже время общеизвестно, что приток прямых иностранных инвестиций зависит от общей политико-экономической ситуации в стране, в том числе, и от четкой государственной промышленной, денежно-кредитной и налоговой политики. В этом смысле присоединение к ВТО само по себе не решает проблему недостатка иностранных инвестиций, а с ними и притока технологий и высококвалифицированных кадров. Напротив, есть обратный пример, когда Китай, ставший членом ВТО только в 2002 г., лидировал все последние годы по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций среди развивающихся стран. В период с 1997 по 2000 гг. Китай ежегодно привлекал от 41 до 44 млрд. долларов. Для сравнения, Россия за этот же период привлекала ежегодно от 2,7 до 6,6 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций. [24]

    Маловероятно ожидать от присоединения к ВТО и расширения экспортных возможностей для российских производителей в современных условиях. Во-первых, уже сегодня Россия торгует со своими партнерами в режиме наибольшего благоприятствования на основе двухсторонних соглашений. В этом смысле существенного улучшения в условиях доступа российских товаров на внешние рынки произойти не может. Во-вторых, в структуре экспорта России преобладают энергоресурсы и сырьевые товары (70 % всего экспорта в первой половине 2002 г.), которые сталкиваются с минимальными тарифными барьерами за рубежом.

    В-третьих, часто говорится о том, что присоединение к ВТО позволит более эффективно решать проблемы, связанные с антидемпинговыми расследованиями против российских экспортеров, которые, по частоте применения, составляют 59 % от общего количества ограничительных мер в отношении России (прочие нетарифные меры составляют 17 %, тарифные меры — 13 % и квоты — 11 %). При этом 65 % этих расследований возбуждаются в отношении производителей черных металлов. Но, с одной стороны, процедура проведения подобных расследований определяется не членством в ВТО, а предоставлением ей статуса страны с рыночной экономикой. С другой стороны, для успешного ведения подобных споров необходим штат высококвалифицированных служащих, способных отстаивать интересы российских компаний за рубежом, дефицит которых остро ощущается как в компаниях-экспортерах, так и в государственных органах.

    Анализ этих проблем позволяет сделать вывод о том, что все выгоды и преимущества, получаемые от присоединения страны к ВТО, определяются не членством как таковым, а внутренней политикой страны, направленной на модернизацию экономики, повышение качества жизни и консолидацию общества.

     Ожидания немедленного положительного эффекта для всей российской экономики от вступления в ВТО и акцент на таких вопросах как условия доступа на российский рынок (перечень «связанных» тарифов, обязательства по допуску иностранцев на рынок услуг) уводят внимание от таких не менее, а для современной России и более важных аспектов вступления в ВТО, как:

(1) общесистемные требования к изменению условий хозяйственной деятельности внутри страны;

(2) механизмы защиты российских производителей;

(3) неоднородность развития российских регионов;

(4) обязательства, принятые Россией в рамках региональных торговых соглашений.

    Представляется, что нерешенность этих вопросов может привести к низкой результативности всего переговорного процесса в свете стоящих перед страной задач.

   1. Общесистемные требования к изменению условий хозяйственной деятельности.

    Проблема изменения законодательной и нормативной базы России в целях соответствия нормам и правилам ВТО — с одной стороны, одна из наименее популярных и обсуждаемых, с другой — принципиально важная для дальнейшего развития экономики страны. Присоединение к ВТО будет означать в первую очередь «институционализацию», фиксирование обязательств России в части применяемых инструментов государственной экономической политики. На практике это существенно ограничит для государства набор возможных инструментов обеспечения национальной конкурентоспособности.

     Основной проблемой для России могут стать требования стран-членов ВТО о ликвидации действующих механизмов субсидий. Промышленные субсидии, позволяющие существенно влиять на условия конкуренции на рынках промышленной продукции, остаются одним из узловых моментов регулирования торгово-экономических отношений нормами ВТО. В России значительное число предприятий использует финансовую помощь и субсидии государства, в том числе, в виде бюджетного финансирования в рамках федеральных целевых программ, индивидуальных налоговых льгот на федеральном и местном уровне. Более того, к государственным субсидиям в соответствии с нормами ВТО могут относится также использование результатов НИОКР, созданных за счет государственных средств, и основных фондов, переданных предприятиям государством и даже реструктуризация налоговой задолженности.

      Конкретным примером может служить требование ряда стран-членов рабочей группы по присоединению России к ВТО привести уровень тарифов на продукцию и услуги естественных монополий в соответствие со среднемировым, поскольку низкие тарифы рассматриваются нашими партнерами на переговорах в качестве скрытого субсидирования экономики. Для цен на природный газ основанием служит то, что цена на внутреннем рынке ниже себестоимости, для электроэнергетики — наличие перекрестного субсидирования промышленных потребителей и населения. Относительно низкие цены на услуги естественных монополий (в сопоставлении с уровнем цен в развитых странах) являются важным конкурентным преимуществом российской экономики и масштабное повышение цен на товары (услуги) естественных монополий является нецелесообразным по следующим причинам.

     Энергоемкая структура и география расположения регионального производства определяют высокую степень влияния естественных монополий на экономику. Вместе РАО «ЕЭС России», Газпром и МПС обеспечивают 13.5 % ВВП, в них занято 4 % от общего числа занятых в экономике. В тоже время, большая часть продукции и услуг естественных монополий формирует значительную часть промежуточного потребления многих отраслей российской экономики и существенным образом оказывает влияние на издержки производителей. В структуре материальных затрат предприятий промышленности 10 % приходится на энергию, для отдельных отраслей (черная и цветная металлургия) этот показатель находится на уровне 15 %. Увеличение относительных цен на продукцию естественных монополий снизит инвестиционные возможности отраслей, обеспечивающих более 85% ВВП. Вместе с тем низкая прозрачность и отсутствие достаточных стимулов для снижения издержек ставят под сомнение эффективность использования средств внутри монополий.

     Утверждение о заниженности цен (тарифов) на продукцию российских естественных монополий по сравнению с мировым уровнем стало общепринятым. Однако тезис этот не однозначен. Да, в отношении цен на газ можно говорить о том, что существующий уровень цен является несколько заниженным. Однако вывод о том, что цена на российский газ должна быть повышена, не должен следовать из формального сопоставления с ценами на газ, например, в Европе. Здесь главным фактором должен стать ценовой паритет между различными видами топлива, обуславливаемый потребительскими свойствами энергоресурсов, такими как, например, экологическая чистота.
    Чтобы более или менее объективно сопоставлять внутренние цены на энергоресурсы в разных странах, надо пользоваться паритетами покупательной способности (ППС) национальных валют с долларом США. Расчет внутреннего тарифа на электроэнергию по паритету рубля к доллару свидетельствует о том, что внутренние цены на электроэнергию в России отнюдь не завышены. В 2001 г. среднероссийский тариф на электроэнергию, отпускаемую промышленным потребителям, был на уровне Германии и превышал уровень Франции.

     Даже если удастся избежать прямого включения обязательств существенного повышения тарифов как условия присоединения (а это необходимо сделать), нынешняя система регулирования может дать повод для введения санкций и претензий к России со стороны практически любой страны — члена ВТО даже после присоединения.

2. Механизмы защиты внутренних производителей

     ВТО позволяет странам-участницам эффективно защищать и продвигать на мировых рынках продукцию и услуги наиболее перспективных отраслей. Для этого существуют два основных инструмента: тарифные и нетарифные меры защиты внутренних производителей. На фоне общего роста протекционизма в мире, в особенности, со стороны развитых стран, полезно оценить российскую ситуацию.

     Россия существенно снизила уровень таможенных тарифов и провела их унификацию вне переговоров с ВТО. В настоящее время средневзвешенный уровень тарифов — 10,92 %, действуют 5 тарифных уровней от 5 до 25 %. Тем самым она не только ослабила свою переговорную позицию, но и сократила возможности для дальнейшей стратегической защиты и развития отдельных товарных групп. Необходимость унификации тарифов объяснялась, прежде всего, неэффективным таможенным администрированием. Вместе с тем, наиболее экономически развитые страны-члены ВТО максимально используют возможности тарифной защиты своих рынков путем использования механизмов дифференциации и эскалации тарифов, когда таможенный тариф повышается соответственно степени обработки товара, что, в конечном итоге, стимулирует производство товаров с высокой степенью переработки.

     Другим эффективным механизмом защиты рынка являются нетарифные методы, включающие технические барьеры, антидемпинговые расследования, расследования о применении субсидий и др. Практика показывает, что частота их применения странами ВТО год от года только растет. Примером использования технических барьеров являются, например, введенные Европейским Союзом ограничения на выхлопы автомобилей или на «шумность» авиатехники. В России ни законодательство, ни практика такого регулирования далеко не совершенны.

    Ускорение процессов самоорганизации производителей — важнейшая предпосылка для эффективной защиты экономики после присоединения к ВТО. Именно ассоциации производителей, охватывающие большую часть рынка соответствующих товаров, могут и должны выступать по нормам ВТО в качестве инициаторов антидемпинговых и иных защитных мер по отношению к зарубежным конкурентам. Создание ассоциаций — элемент той инфраструктуры, которая, с одной стороны, необходима для работы в рамках ВТО, а с другой — в России крайне слаба и неразвита. К «инфраструктурным» элементам относятся также наличие опытных юристов и юридических фирм, способных защищать интересы российских производителей в международных судах и органах ВТО. Поиск, подготовка таких специалистов должны стать элементом политики по подготовке страны к вступлению. На все это явно потребуется не один год.

   3. Неоднородность развития российских регионов

    Присоединение России к ВТО может, с одной стороны, существенно обострить диспропорции в развитии российских регионов, а с другой стороны, ограничить возможности государства по компенсации региональных диспаритетов. Наиболее драматичных последствий от присоединения России к ВТО можно ожидать в обрабатывающих отраслях промышленности, в частности, в химической и нефтехимической, а также в машиностроении. В тоже время, структура промышленного производства многих российских регионов слабо диверсифицирована. Например, в Нижегородской и Самарской областях продукция машиностроения составляет, соответственно, 47 и 56,5 % промышленного производства, при этом вклад налоговых поступлений от машиностроительных предприятий в общий объем уплаченных налогов достиг в данных регионах 19 и 34%, соответственно. Аналогичная картина наблюдается в ряде других регионов со слабо диверсифицированной отраслевой структурой производства.

    Таким образом, присоединение России к ВТО может привести к существенному сокращению налоговой базы отдельных «моноотраслевых» регионов. В тоже время мала вероятность того, что выпадающие доходы в бюджетах и потери в занятости в этих регионах будут возмещены за счет развертывания других производств, например благодаря иностранным инвестициям. Как показывает статистика, прямые иностранные инвестиции концентрируются в Москве и Московской области, куда в первом полугодии 2002 г. поступило 50% их общего объема. В этом связи присоединение к ВТО может привести к развитию еще больших региональных диспропорций.

   4. Региональные торговые соглашения

     В завершение — еще один аспект присоединения России к ВТО, о котором говорят мало и вскользь, но который с точки зрения национальных интересов страны может оказаться более серьезным, чем прямые экономические последствия. Речь идет об обязательствах России в рамках СНГ, а, говоря шире, о будущем всей экономической интеграции на постсоветском пространстве.

     Несмотря на то, что экономика России по своим масштабам несопоставима с экономиками стран СНГ, формирование интегрированного экономического пространства с ними играет принципиально важную роль для развития российской экономики в долгосрочной перспективе. Такая зависимость прослеживается по нескольким направлениям.

     Во-первых, Россия устойчиво занимает лидирующие позиции во внешнеторговом обороте отдельных стран СНГ. Украина, Казахстан и Беларусь импортируют из России от 42 до 64 % от всего объема своего экспорта. А такие страны как Таджикистан, Молдова и та же Беларусь экспортируют в Россию от 33 до 51 % своих товаров.

    Во-вторых, Россия в значительной мере субсидирует экономики стран СНГ за счет заниженных цен на энергоресурсы, по оценкам, до 5 млрд. долл. в год.

    В-третьих, экономики стран СНГ, особенно Белоруссии, Украины и Казахстана, входящие в ЕврАзЭС, критически необходимы как рынки сбыта российской продукции высокой степени переработки и как механизм для отработки стратегии продвижения российских товаров на рынки третьих стран. Нельзя не учитывать, что уровень насыщения российского экспорта, направляемого в СНГ, продукцией высокой степени переработки почти втрое выше, чем в страны дальнего зарубежья. Если в страны дальнего зарубежья Россия экспортирует 7-8 % всего экспорта гражданской машинотехнической продукции, то в страны СНГ — 20 %. Для ряда отраслей машиностроения (энергетическое, железнодорожное, станкостроение и др.) экспорт в СНГ является важнейшим каналом реализации продукции. С другой стороны, качество продукции металлургии и машиностроения России критически зависят от импорта из стран СНГ ряда полезных ископаемых.

    От кооперации со странами СНГ критически зависит конкурентоспособность российского машиностроения вообще и выход его продукции на мировые рынки. Отраслями, где кооперация способна дать наибольший эффект, являются: авиа- и автомобилестроение, электротехника и приборостроение, военно-техническая продукция и др.

    В случае присоединения России к ВТО вся система отмеченных выше факторов подвергнется значительным корректировкам в первую очередь потому, что двусторонние соглашения, являющиеся организационно-правовым механизмом согласования интересов и принятия решений в СНГ, не только не позволят скоординировать позиции стран СНГ, но и не признаются ВТО в качестве основы преференциальных торговых отношений. Одним из первых кризисных последствий может стать резкое понижение конкурентоспособности товаров из стран СНГ на российском рынке и наоборот, а также снижение взаимного торгового оборота.
                                            Заключение
    Всемирная торговая организация намерена с 2005 года ввести новые правила международной торговли. Это может иметь для России самые неожиданные последствия. Если ей удастся присоединиться к ВТО при старых правилах, встает вопрос: не перечеркнут ли новые все то, чего с таким трудом добивалась российская сторона? Если же вступление не состоится, то наша страна сейчас вообще напоминает ученика автошколы, который усердно штудирует одни правила дорожного движения, зная, что экзаменовать его будут и ездить придется по другим, а следовательно, весь «учебный процесс» не что иное, как пустая трата времени. «Если мы не завершим процесс до 2010 года, то будем присоединяться уже фактически к другой ВТО», — признал глава российской делегации по переговорам с ВТО, заместитель министра экономического развития и торговли Максим Медведков.

    Выступая недавно на очередной конференции, посвященной плюсам и минусам от членства в ВТО, он однозначно дал понять, что наступает срок, когда затяжки российской стороны с принятием решения будут иметь негативные для нашей страны последствия. У России были реальные шансы стать полноправным участником торговой организации уже в сентябре 2003 года (10-14 сентября в Мексике состоялась конференция ВТО). Но этот шанс был упущен, и очередной отодвинулся на неопределенную перспективу. Прогноз Медведкова разделяют и в МИД России. «Переговорный процесс — это жернова, в которые легко втянуться, но трудно выйти», — считает заместитель министра иностранных дел Андрей Денисов. По его мнению, в 2004 году вниманием ВТО завладели новые кандидаты, Россия обрела имидж страны, с которой «трудно разговаривать», и ее просто отодвинули в очереди кандидатов. В перспективе замаячил уже 2005 год с новыми правилами игры. Что очень важно — наша страна быда лишена возможности участвовать в их разработке и таким образом отстаивать свои интересы. Переговорный процесс был отброшен по многим позициям на годы назад. За это время членство в ВТО получило ряд стран СНГ (присоединение Армении и Украины). В торговых спорах с Россией они уже использовали преимущества системы ВТО, закрепляя более выгодные позиции на мировых рынках.

    Итак, в своей работе я постаралась показать те существенные проблемы при вступлении России в ВТО. Считаю, что цель данной курсовой работы достигнута. Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, счто мказать решительное «да» присоединению к ВТО России мешает раскол в общественном мнении относительно выгод и потерь, которые сулит такое решение. Одни считают, что большая открытость российского внутреннего рынка пойдет только на пользу экономике России, другие, наоборот, полагают, что это окончательно ее погубит. Расколота на «согласную» и «несогласную» промышленная российская элита. Первая готова идти в ВТО хоть завтра, вторая — категорически против. По мнению руководителя группы по присоединению к ВТО и таможенно-тарифной политике РСПП, гендиректора «Северстали» Алексея Мордашова, разброд в умах подпитывается некоторыми мифами, которые утвердились в общественном мнении. Один из таких мифов — будто бы сегодня внутренний рынок России на замке, и стоит его только снять, как страна тут же потеряет экономическую независимость. На самом деле российский внутренний рынок настолько открыт, что вступление в ВТО в этом отношении фактически мало что меняет.
                                 
                                Приложение А
        Состав рабочей группы по присоединению России к ВТО:

Председатель: посол Стефан Йоханнессон (Исландия)

·        Аргентина

·        Армения

·        Австралия

·        Боливия

·        Бразилия

·        Бруней  

·        Болгария

·        Канада  

·        Чили  

·        Китай

·        Колумбия

·        Коста-Рика

·        Куба

·        Доминиканская республика

·        Эквадор

·        Египет

·        Сальвадор

·        Грузия  

·        Гватемала  

·        Гондурас  

·        Гонг Конг

·        Исландия

·        Индия

·        Индонезия

·        Израиль

·        Япония  

·        Венесуэла

·        Корея

·        Республика Кувейт

·        Республика Киргизия

·        Малайзия

·        Мавритания

·        Мексика  

·        Молдавия

·        Монголия

·        Марокко

·        Новая Зеландия

·        Никарагуа  

·        Норвегия

·        Оман

·        Пакистан

·        Панама

·        Парагвай   

·        Перу

·        Филиппины  

·        Румыния

·        Сингапур  

·        Южная Африка

·        Шри-Ланка

·        Швейцария

·        Таиланд

·        Тунис

·        Турция

·        США

·        Уругвай     продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Военный коммунизм политика сущность
Реферат Процессуальное и материальное содержание понятия "коллективный трудовой спор"
Реферат Надзорна рада
Реферат Товароведная характеристика ассортимента и экспертиза качества женского белья
Реферат Учет нематериальных активов 2 Учет операций
Реферат Понятие потребительского кредита его проблемы и перспективы развит
Реферат Понятие и виды обязательств Договор страхования
Реферат Оцінка толерантністідо ризиків та система лімітів у банку План зниження ризику втрати інфраструктури
Реферат Разработка мероприятий направленных на улучшение финансовой устойчивости ОАО коммерческого банка
Реферат Актуальность психотерапии в культуре современного общества
Реферат Сочинения на тему "Ни за что бы не подумал, что я..."
Реферат Источники международного экономического права
Реферат Про загальнообовязкове страхування на обєктах підвищеної небезпеки
Реферат Дворянство в пьесе А.П. Чехова Вишневый сад
Реферат Женщина и карьера: психология работы в мужском коллективе