Реферат по предмету "Мировая экономика"


Основные понятия институциональной экономики

--PAGE_BREAK--11.           Понятие и классификация трансакционных издержек, способы их минимизации
В экономическую науку термин «трансакционные издержки» вошел благодаря Р. Коузу. трансакционные издержки, это издержки заключения сделки.

Р. Коуз выдвигает одну из основополагающих идей неоинституцинальной экономической теории, заключающейся в том, что сокращение трансакционных издержек является главной функцией институтов.

трансакционные издержки представляют собой ценность ресурсов, затрачиваемых на осуществление трансакций. И для объяснения феномена трансакционных издержек [наиболее существенны два момента:

•        несовпадение экономических интересов взаимодействующих друг с другом индивидов;

•        существование неопределенности.

трансакционные издержки возникают тогда, когда индивиды обмениваются правами собственности и охватывают виды деятельности, имеющие отношение к этому процессу. К таким видам деятельности носятся: поиск информации о ценах и качестве, торги, надзор за партнерами по контракту, защита прав собственности от посягательства третьей стороной. различают виды (или элементы) трансакционных издержек.

Издержки поиска информации, или издержки выявления альтернативтив. ИздерЖКИ обусловленные поиском наиболее выгодной цены и других условий контракта. Совершенно очевидно, что перед тем, как будет совершена сделка или заключен контракт, нужно располагать информация о том, где можно найти потенциальных покупателей и продавцов соответствующих товаров и факторов производства, каковы сложившиеся на данный момент цены и проч. Издержки такого рода складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством приобретаемой информации. Для минимизации данного рода издержек используются такие институты, как биржи, а также реклама или репутация. Чем сильнее товарный знак является источником информации и чем значительнее экономия на издержках поиска, тем выше при прочих равных условиях может быть цена, которую назначает продавец.

Разновидностью издержек поиска информации являются издержки измерения. Издержки этого рода связаны с тем, что любой продукт или услуга — это комплекс характеристик, и в акте обмена неизбежно учитываются лишь некоторые из них, причем точность их оценки (измерения) бывает чрезвычайно приблизительной. Издержки измерения растут с повышением требований к точности. Эти измерения заключаются в определении некоторых физических параметров обмениваемых прав (цвета, размера, веса, количества и т. д. ), а также в определении ПРАВ собственности (права пользования, права получения и отчуждении хода).

Выделяют 3 категории благ: опытные, исследуемые, доверительные. Блага с запретительно высокими издержками измерения качества до их приобретения называются опытными. Блага со сравнительно дешевой процедурой предварительного определения качества называются исследуемыми. Качество последних сравнительно легко может быть оценено до покупки. Качество благ второго типа (исследуемых) можно установить путем осмотра, предшествующего покупке, тогда как качество благ, относящихся к первому типу (опытных), — только в процессе использования этого продукта. Что касается доверительных благ, то для них характерны высокие издержки измерения как до, так и после покупки. К доверительным благам относятся медицинские и образовательные услуги, действие которых растянуто во времени и достаточно сложно идентифицируемо.

Уже упомянутый институт рекламы — фактор, уменьшающий не только издержки поиска информации, но и трансакционные издержки измерения.

Институциональной реакцией на издержки измерения в первую очередь стала не реклама, а система мер и весов. Последняя сделала сопоставимыми различные количества благ, тем самым существенно облегчив обмен и обеспечив громадную экономию издержек измерения. важным элементом трансакционных издержек являются издержки ведения переговоров.

Очевидно, что разработка условий контракта, призванного придать устойчивость взаимоотношениям, требует и ресурсов времени, и отвлечения значительных средств на проведение переговоров обусловиях обмена, на заключение и оформление самих контрактов. Инструментом снижения издержек этого рода является стандартизация договоров, если ситуации, которые регулируются с помощью данных контрактов, типовые с точки зрения взаимных обязательств сторон. Кроме того, для снижения издержек заключения контракта используют в качестве гаранта третью сторону, которая отчасти может компенсировать недостаток взаимного доверия сторон.

Издержки оппортунистического поведения. Сюда относятся различные случаи лжи, обмана, бездельничанья на работе и т. д. При этом принимается за аксиому, что максимизирующие полезность индивиды всегда будут уклоняться от условий договора в тех пределах, в каких это не угрожает их экономической безопасности. Таким образом, издержки оппортунистического поведения сводятся к затратам, предотвращающим данный тип поведения.

Издержки спецификации и защиты прав собственности. Проблема спецификации прав собственности возникает практически повсеместно, если воспроизводится система взаимодействия между людьми по поводу ограниченных ресурсов. Сюда входят издержки, связанные с защитой заключаемых контрактов от их невыполнения, а также от посягательств на права собственности со стороны третьих лиц. При этом защита может осуществляться как самими участниками договора, так и нейтральной по отношению к ним стороной, выступающей справедливым, беспристрастным арбитром на эту роль в процессе исторического развития выдвинулось государство. И, естественно, в эту категорию трансакционных издержек входят расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов. Сюда же относятся затраты времени и ресурсов, необходимые для восстановления нарушенных прав.

Однако существуют и другие классификации трансакционных издержек. Уильямсона они подразделяются на две группы: предварительные и окончательные. Предварительные этапы сделки включают в себя поиск партнеров сделки и согласование их интересов. К окончательным этапам сделки относятся оформление сделки и контроль за ее выполнением. к «предварительным»: издержки поиска информации, издержки ведения переговоров издержки измерения качества товаров и услуг издержки заключения контракта. К «окончательным»: издержки мониторинга и предупреждения оппортунизма, издержки спецификации и защиты прав, издержки защиты от необоснованных претензий со стороны третьих лиц.




12.           Основные факторы возникновения и существования трансакцмонных издержек
В реальном мире информация относится к категории редких, ограниченных ресурсов, является поэтому экономическим благом и отнюдь не бесплатна. Не случайно один из экономистов назвал мир с нулевыми трансакционными издержками столь же странным, как и физический мир без силы трения. Это означает, что экономическая система также существует с некоторым «трением», которое усложняет осуществление экономических обменов. Это «трение» при обмене благами, который в неоинституциональной теории трактуется как обмен пучками правомочий, и порождает трансакционные издержки, являющиеся в реальной экономике положительной величиной, причем достаточно высокой.

Именно неполнота информации обусловливает сушествование трансакционных издержек, поскольку последние, так или иначе, связаны с издержками получения информации об обмене. трансакционные издержки состоят из тex издержек, существование которых невозможно себе представить в экономике Робинзона Крузо. То есть они представляют собой затраты сверх и помимо собственных издержек производства.

При существовании полноты информации у участников экономического процесса и нулевых трансакционных издержках обмена в рамках рыночной системы обеспечивалось бы оптимальное распределение ресурсов и максимальное общественное благосостояние в соответствии с оптимумом по Парето1.

Наличие же трансакционных издержек может привести к ряду негативных для экономического развития последствий. они мешают процессу образования рынков, а в отдельных случаях могут полностью блокировать его, что • оздает препятствия для реализации принципа сравнительного пре-имущества, лежащего в основе торговли.

Как следствие, за счет экономии трансакционных издержек на масштабах рынка может увеличиваться душевой доход населения даже при отсутствии технического прогресса вследствие растушеЯ «рыночности» хозяйства. Последнее же вызывается именно снижением трансакционных издержек, сопровождающих обмен, и позволяет реализоваться преимуществам разделения труда или специализации.

Как видим, трансакционные издержки — одна из центральный] категорий неоинституциональной теории.
13.           Методы оценки трансакционых издержек
Один из подходов состоит в том, чтобы четко специфицировать издержки в каждом конкретном случае. В одном случае, например, это могут быть издержки входа на рынок, в другом — издержки, связанные с заключением и защитой контрактов, и т. д. При поэлементном разбиении многие составляющие этих издержек оказываются вполне измеримы.

Несколько иной подход обозначен американскими экономистами Уоллисом и Д. Нортом: основой анализа является введенное ими различие между «трансформационными» (связанными с физическим воздействием на предмет) и трансакционными издержками. трансформационные издержки есть издержки, связанные с превращением ресурсов в готовую продукцию. Для определения же издержек трансакции используется следующий критерий: с точки зрения потребителя, этими издержками являются все его затраты, стоимость которых не входит в цену, уплачиваемую им продавцу; с точки зрения продавца, этими издержками являются все его затраты, которые он не нес бы, если бы «продавал» товар самому себе1.

Развивая этот подход, данные экономисты попытались определить размеры так называемого трансакционного сектора в экономики, или удельный вес трансакционных издержек относительно внп и тенденции его развития. Расчет производился на основе определения совокупного объема ресурсов, используемого фирмами, продающими трансакционные услуги, а также измерения ресурсов, выделяемых на трансакционные услуги фирмами, производящими другие товары и услуги.

Такая классификация позволила выделить особую категория фирм, деятельность которых связана с оказанием трансакционных услуг. К данной категории фирм относятся посредники, оказывающие чистые трансакционные услуги или преимущественно трансакционные услуги.

16)Трансакционные и трансформационные издержки, их динамика в процессе становления и развития рыночной экономики.

Трансакционные изд. -одна из центральных категорий неоинституциональной теории. Их включение в эконом анализ позволяет объяснить практически все явления с т. зрения эффективночти, достигнутой путем минимизации трансакционных издержек. Трансакционные издержки явл в рамках неоинституцион анализа ключом к пониманию происходящих в экономике процессов. Потом стали предприниматься попытки разработать методы оценки трансакционных издержек. Один из подходов состоит в том, чтобы четко специфировать издержки в каждом конкретном случае. (пр. издержкт входа на рынок или издержки, связанные с заключением и защитой контрактов. ) Другой подход обозначили амер экономисты Уоллис и Норт. -основой анализа явл введение ими различие между трансформационными(связанные с физическим воздействием на предмет) и трансакциооными издержками… По их мнению трансформ издержки это издержки, связанные с превращением ресурсов в готовую продукцию. Для опред трансакцион издержек-с т. зрения потребителя, этими издержками явл все его затраты, стоимость которых не входит в цену, упдачиваемую им продавцу, с т. зрения продавца этими издержками явл все его затраты, которые он не нес бы, если бы продовал товар самому себе. Данные экономисты попытались определить размеры трансакционного сектора в экономике США, или удельный вес трансакц издержек относительно ВНП и тенденции его развития. Расчет производился на основе определения совокупного объема ресурсов, используемого фирмами, продающими трансакционые услуги, а также измерения ресурсов, выделяемых на трансакционные услуги фирмами, производ другие товары и услуги. Такая классификация позволила выделить особую категорию фирм, деятельность которых связана с оказанием трансакционных услуг. К категории фирм относятся посредники, оказывающие трансакционные услуги. Норт и Уоллис включили группы фирм, функционирующих в след сферах: 1)финансы и операции с недвижимостью, 2)банковсвок дело и страхование, 3)правовые и юрилические услуги, 4)оптовая и розничная торговля.
14.          
Факторы, определяющие развитие трансакционного сектора экономики, его составляющие
К трансакционному сектору экономики Норт и Уоллис отнесли услуги государства и внутрифирменные трансакционные услуги. К трансакцион услугам в общ или гос секторе отнесены: национ оборона, полиция, воздушный и водный транспорт, здравоохранение.

Норт и Уоллис выделили три основных фактора расширения трансакцион сектора экономики. 1)Рост издержек спецификации и защиты прав собственности, поддержания контрактных отношений. тк с развитие рыночных отношений обмен все в большей стпепени становится обезличенным и требует широкого использования специалистов в области права. 2)Технологические изменения. Капиталоемкие технологии могут прибыльно использоваться, если удается обеспечить стабильно высокий уровень выпуска продукции. Для этого необходимо наладить обеспечение ритмичного, бесперебойного поступления ресурсов и создание системы управления запасами и реализацией производимой продукции и создание системы обеспечивающей координацию и контроль за действиями людьми внутри фирмы. Т. е данные процессы привели к возрастанию удельного веса внутрифирменных трансакцион услуг в трансформацион секторе экономики. 3)Снижение издержек использования политической системы для перераспределения прав собственности. Резкое увеличение трансакцион сектора по мнению экономистов началось в середине 19в в связи с развитием сети железных дорог, что подготовило почву для урбанизации населения и расширению рынков. И именно этот процесс сопровождался ростом обезличенного обмена, требующего детального определения условий сделки и разработанных механизмов правовой защиты.
15.          
Понятие контракта. Основные положения экономической теории контрактов
Корме общих правил определяющих структуру прав собственности существуют правила, структурирующие во времени и в пространстве между двумя и более экономическими агентами на основе на основе спецификации обмениваемых прав и обязательств в соответствии с достигнутыми между ними соглашениями. Они определяют конкретные рамки взаимодействия, описывающие условия совершения сделок. Это и назыв правилами контракции. В положениях контракта указывается какие права и на каких условиях передаются. Когда права передаются временно, оговаривается каким образом стоит обрашаться с данным ресурсом. В случае передачи прав навсегда оговариваются определенные качественные характеристики передаваемого объекта. Основопологающие принципы контрактных обязательств: свобода контракта, т. е свобода его заключения, свобода выбора контрагентов, ответственность за выполнение контракта, т. е нарушение условия контракта служит основание для привличения нарушителя к ответственности. Социальный статус участников обмена с необходимостью должен учитываться в обмене при оценке договора и обеспечивать больше благ тому кто больше значит для общественной жизни. Согласно англ философу Гоббсу, моральный подход к договорам не имеет смысла. Если договор соответствует законам он справедлив. Справедливость участников договора заключается в выполнении договора, а вовсе не в учете статуса другой стороны. Отличие контракта от объема заключается в том, что условия контракта заранее определяются и согласовываются. Индивиды до осуществления обмена устанавливают какую полезность и в каком объеме они отчуждают или приобретают. В рамках неоинстит анализа определяющими факторами при выборе типа контрактов явл: трансакционные издержки, естественный риск и правовая и политическая структура об-ва. Величина трансакции издержек-важный фактор при выборе той или иной формы контракта.
16.          
Предконтрактный и постконтрактный оппортунизм. Формы его проявления
Контрактом можно назвать любое соглашение об обмене правомочиями и их защите, где под контрактом будет пониматься двусторонняя (или многосторонняя) законная трансакция, в которой стороны согласились на определенные взаимные обязательства.

Отличие контракта от обмена заключается в том, что условия контракта заранее определяются и согласовываются. В рамках неоинституционального анализа определяющими факторами при выборе типа контрактов являются: трансакционные издержки; естественный (экономический) риск; правовая и политическая структура общества. Неоинституциональная теория сохраняет мотивационную предпосылку о максимизации индивидом собственной выгоды, его следования эгоистическим интересам. Эту мотивационную предпосылку представители данного направления относят и к поведению человека традиционного общества с той лишь оговоркой, что здесь имеет место слабая форма эгоистического поведения. Согласно Уильямсону, слабой формой ориентации на собственный интерес является послушание. Уильямсон выделяет еще полусильную и сильную формы эгоистического поведения. Полусильной формой эгоистического поведения является следование собственным интересам в условиях определенности (полноты информации). Сильной формой эгоистического поведения является оппортунизм, трактуемый Уильямсоном как преследование личного интереса с помощью коварства. Этот тип поведения включает такие формы, как ложь, воровство, а также предоставление неполной или искаженной информации, особенно когда идет речь о преднамеренном обмане, введении в заблуждение, искажении и сокрытии истины и других методах запутывания партнера.

В рамках неоинституционального анализа различают две основных формы оппортунистического поведения.

•        Первая носит название «отлынивание», означающая, что индивид работает с отдачей меньшей, чем от него требуется по договору. К примеру, очень трудно выделить личный вклад каждого работника в совокупном итоге деятельности «команды» предприятия.

•Вторая форма оппортунистического поведения — «вымогательство». Возможности для него появляются тогда, когда несколько производственных факторов длительное время работают в тесной кооперации и настолько «притираются» друг к другу, что каждый становится незаменимым, уникальным для остальных членов «команды». Это значит, что если какой-то фактор решит покинуть «команду», то остальные участники кооперации не смогут найти ему эквивалентной замены на рынке и понесут невосполнимые потери.

Если классифицировать оппортунистическое поведение с точки зрения контрактного процесса, то следует выделить два его типа; предконтрактное и постконтрактное.

Предконтрактное оппортунистическое поведение возможно в период заключения контракта. Предконтрактный оппортунизм выражается в сокрытии истинной информации. Это может иметь место как при приобретении товаров, так и при найме работников и является следствием существования скрытых для экономического агента характеристик благ. Результат предконтрактного оппортунизма — неблагоприятный, или ухудшающий условия обмена, отбор.

Классическим примером, иллюстрирующим данную ситуацию, является рынок подержанных автомобилей, на котором автомобили худшего качества вытесняют автомобили лучшего качества. Это связано с тем, что покупатель готов заплатить за автомобиль определенную сумму, но не способен оценить в полной мере его качество.

Постконтрактный оппортунизм заключается в нарушении условий договора. Он выражается в сокрытии информации одной из сторон, позволяющей извлечь выгоду в ущерб другой стороне. Например, использование рабочего времени в собственных целях или использование денег, полученных для реализации инвестиционного проекта для операций с ценными бумагами. Возможна также ситуация, когда одна из сторон, воспользовавшись благоприятными обстоятельствами, будет настаивать на изменении контракта. Таким образом, к постконтрактному оппортунистическому поведению относятся рассмотренные выше «отлынивание» и «вымогательство».

Как видно, одной из причин возникновения постконтрактного оппортунизма является неполнота контракта, поскольку при его составлении невозможно предугадать все возможные действия агентов. Другая причина возникновения постконтрактного оппортунистического поведения заключается в сложности измерения качества деятельности сторон.
17.          
Классификация контрактов
В экономической теории выделяют три типа контракта, которые получили названия классического, неоклассического и имплицитного (обязательственного, или отношенческого).

Классический контракт основан на представлениях о полноте информации у участников сделки, т. е. отсутствии неопределенности, и, как следствие, нулевых трансакционных издержках. Данный. тип контрактов подразумевается в рамках классической политической экономии, исследующей отношения купли-продажи как разовый обмен правами. Услуги третьей стороны в этом случае необходимы лишь для обеспечения достоверности угрозы наказания, поскольку решение суда изначально очевидно.

Из полноты классического контракта следует также, что если один из контрагентов нарушил условия договора, отношения с ним сразу же прерываются, т. е. трансакция самоликвидируется. Поэтому подобные контракты принято считать самовыполняющимися.

Неоклассический контракт представляет собой долговременный контракт в условиях неопределенности, так как не все будущие события могут быть предусмотрены и оговорены. При этом участники неоклассического контракта соглашаются на привлечение третейской стороны, решения которой обязуются выполнять в случае неоговоренных в контракте событий. Одним из важнейших условий заключения соглашений здесь становится доверие сторон механизму урегулирования споров.

Имплицитный (не оговоренный до конца) контракт интересен тем, что в нем нет четкого определения условий взаимодействия, участники рассчитывают на его спецификацию в самом ходе реализации контракта. Определенные параметры не оговариваются в силу того, что издержки контрактации чрезмерно велики. Контракты такого типа складываются в условиях долговременных, сложных и взаимовыгодных отношений между сторонами. Отношенческие (имплицитные) контракты возникают, когда в случае их прерывания никто на рынке не сможет найти эквивалентной замены, поэтому споры решаются в процессе неформальных переговоров.

По мнению О. Уильямсона, выбор конкретной формы контракта диктуется несколькими факторами. В частности:

уникальностью (специфичностью) вступающих в обмен ресурсов;

степенью неопределенности (несовершенством информации), сопровождающей сделку;

частотой (регулярностью) деловых контактов между сторонами.

Проблема «принципал — агент» как проблема неполноты имплицитных контрактов. Варианты ее решения в рамках фирмы.

интересной классификаций контрактов, имеющих непосредственное отношение к анализу природы фирмы, является их разделение

на контракты о продаже и контракты о найме.

Свое название контракт о найме получил в связи с моделью взаимодействия наемного работника и работодателя, в которой наемный работник выступает как противник риска, а работодатель — нейтрален (или склонен) к риску.

Контракт о найме является разновидностью имплицитного (от-ношенческого) контракта, характеризуется всеми его особенностями и непосредственно связан с теорией агентских отношений. В свою очередь, агентские отношения устанавливаются, когда некий доверитель (в дальнейшем будем называть его принципал) делегирует некоторые права (например, право использования ресурса) некоему агенту, обязанному в соответствии с контрактом представлять интересы доверителя в обмен на вознаграждение того или иного рода. Примером агентских отношений являются отношения предпринимателя и наемного работника, акционеров и менеджеров в компании и т. д. 1

При системе агентских отношений агент обычно располагает большим, чем доверитель, объемом информации о деталях отдельных задач, поставленных перед ним. Таким образом, информация распределена между принципалом и агентом асимметрично. Зачастую агенты прибегают к уклонению от выполнения контрактных обязательств, или оппортунистическому поведению. Естественно, что оппортунистическое поведение налагает издержки на принципала, ибо последний обнаруживает, что в его интересах осуществлять надзрр за агентом и придать контракту такую структуру, которая бы снижала издержки агентских отношений. Иногда можно добиться снижения издержек агентских отношений, разрабатывая такие контракты, где интересы принципала и агента частично совпадают. Например, контракты, предусматривающие долевое распределение прибыли между ними. Контракты также могут содержать положение, четко очерчивающее допустимое поведение агентов. Однако полностью исключить оппортунистическое поведение невозможно, и потому совокупные издержки агентских отношений для принципала будут равны не только сумме инвестиций в сдерживание оппортунистического поведения (отлынивания и вымогательства), но и включать издержки, сопряженные с неустранимым или остаточным отлыниванием.

отметим, что на выбор типа контрактов оказывают влияние и правовая, и политическая структура общества, а также субъективный экономический риск.
    продолжение
--PAGE_BREAK--18.          
Результат возникновения фирмы как результат наличия издержек функционирования рыночного механизма. Теория фирмы Коуза
Вплоть до середины ХХ века в рамках неоклассического анализа фирма трактовалась как своего рода «черный ящик», на входе в который – труд и капитал, а на выходе – продукты. В качестве двигателя этого процесса рассматривался своекорыстный интерес, направленный на максимизацию богатства.

Оставались вопросы о базисной природе фирмы, о том, дополняет ли фирма рынок или замещает его. Почему в одном случае ресурсы размещаются посредством механизма цен, в других – усилиями предпринимателя-координатора.

Коуз отвечает на этот вопрос следующим образом: рынок требует порой чрезмерно высоких трансакционных издержек.

Предлагалось объяснение появления фирмы как заменителя рыночных операций в целях уменьшения издержек, связанных с действием рыночного механизма. По мнению Коуза, фирма представляет собой иерархическую структуру, которая в отличие от рыночных сделок управляется не двусторонними контрактами, а прямыми директивами.

Именно возрастание издержек, связанных с организацией и координацией рыночных сделок, ведет к перемещению операций от рынка к фирме.

Почему всё производство не осуществляется одной большой фирмой?

Во-первых, могут возрастать затраты на организацию дополнительных трансакций.

Во-вторых, может оказаться что с увеличением трансакций предприниматель не способен разместить факторы производства в таких точках, где они обладают наивысшей ценностью.

Существует проблема, трактуемая экономистами как «убывающая доходность управления» вследствие экономии на издержках одного рода, увеличение фирмой издержек другого рода.

Оптимальные размеры фирмы определяются границей, где издержки рыночной координации равны издержкам централизованного контроля.

Фирмы дают больший выигрыш в том, что касается издержек по ведению переговоров. С другой стороны, фирма, которая, по определению Коуза, относится к иерархическим структурам, является благодатной почвой для оппортунистического поведения.

По мнению Коуза, в той мере, в какой механизм директивного управления позволяет экономить трансакционные издержки, фирма вытесняет рынок.


19.          
Контрактная природа фирмы. Трактовка фирмы Алчианова и Демсицом
В современной неоинституциональной эконом-ой теории фирмы определяется как сеть или сплетение контрактов, где под контрактным отношением подразумевается деловые связи, постоянные контракты и периодические согласования условий без обращения к помощи суда и прочих посредников. Внутрифирменные отношения трактуются в категориях имплицитного (или отношенческого) контракта. Большой вклад внесли америк экономисты Алчиан и Демсец. По мнению этих экономистов, в арсенале фирмы нет таких властных полномочий или механизмов, которые значительно отличались бы от отношений, предусматриваемых обычными рыночными контрактами между двумя людьми. В отличие от рассмотрение фирмы как иерархических отношений Алчиан и Демсец рассматривают фирму как аналог рыночных отношений, т. е. систему добровольных взаимовыгодных контрактов, где согласие участвующих сторон означает, что они выбрали наилучшую альтернативу из возможных.

Главной характеристикой фирмы является наличие занимающего центральную позицию участника контракта в командном производстве, а не некоей высшей направляющей или дисциплинирующей силы авторитарного характера. Так же авторы рассматривают что такое командное производство и почему оно вызывает к жизни контрактную форму, называемой фирмой. Командная производственная деятельность – это деятельность при которой объединенное или совместное использование ресурсов обеспечивает более высокий выпуск, чем сумма продуктов полученных за счет использования ресурсов по отдельности. Преимущество коалиции заключается в том, что объем выпуска произведенной командой может быть больше суммы индивидуальных вкладов внесенных участниками.

При такой трактовки фирма представляет собой коалицию связанная между собой сетью контрактов. Ядро коалиции образовывает долговременный отношенческий контракт по поводу взаимозависимых ресурсов. И иными словами коалиция распадется и не смогут найти взамен участниками и заинтересованы друг в друге. При осуществление производства всей команды нельзя определить индивидуальный вклад и вследствие появляется оппортунизм в разных формах. И, по мнению Алчиана и Демсеца именно в целях предотвращение этого явления коалиция выделяет центрального агента, который обладает пучком прав. В чем значение имеет такого пучка прав собственности? Достигается существования экономия издержек по ведению переговоров, эффективность контроля за поведением членов команды, решает проблему оппортунистического поведения. Также рассматривается кто занимает центрального агента- предприниматель. По концепции Шумпетера предпринимательская деятельность связанна с применением уже имеющих средств, а не созданием новых. Предприниматель реализует их, преодолевая технологические и финансовые трудности и открывает новые пути получения прибыли. По Катильону предпринимательская прибыль- это вопрос предвидения и желания брать на себя риск, а само предпринимательство – экономическая функция особого рода, состоящая в приведения предложения в соответствии спроса на различные товары. Демсец и Алчиан трактуют предпринимателя как собственника наиболее специфического ресурса, ценность которого в наибольшей степени зависит от продолжения существования коалиции. Предприниматель как лицо, ищущее и реализующее ценную комбинацию производственных ресурсов в условиях принципиальной неполноты информации или определенности.

Со взглядом Алчиана и Демсеча благодаря потокам информации, стекающем к стороне контракта, фирма приобретает характеристику эффективного рынка на котором информация о качествах большого набора ресурсов становиться доступной. Фирма является инструментом повышения конкуренции между наборами ресурсами. Фирма возникает как ответ на дороговизну рыночной координации, способствуя экономии трансакционных издержек. Минимизирует издержки, связанные с обеспечением выполнения контракта. Контракты играют ключевую роль. Теория фирмы — теория несовершенных контрактов. Если контракт был совершенен, то потребность в фирме отпал бы.
20.          
Проблема морального риска, неблагоприятного отбора и вымогательства. Методы борьбы с оппортунистическим поведением
Теория контрактов особое внимание обращает на траксац издержки, как издержки оппортунист поведения. Слабой формой эгоистич поведения является послушание. Полусильной формой является следованию собственным интересам в условиях определенности. Сильной формой является оппортунизм, трактуемый Уильямсом как преследования личного интереса с помощью коварства. Так же различаются две основные формы оппортунистического поведения. 1) «отлынивание» индивид работает с отдачей меньшей, чем от него требуется по договору. ИТАК МОРАЛЬНЫЙ Риск возникает тогда, когда в договоре одна сторона полагается на другую, а получение действительно информации о ее поведения требует больших издержек или вообще невозможно. Особенная почва для отлынивания создается в условиях совместного труда целой группы. И в фирмах создаются специальные сложные дорогостоящее структуры. Входит контроль за поведением агентом. 2) « вымогательство» Возможно при долгой работе в тесной кооперации и настолько притираются к друг друге что каждый становиться незаменим. Если какой-то фактор решит покинуть команду, то остальные не смогут найти ему замены на рынке и понесут потери. По классификации выделяются два типа предконтрактное и постконтрактное. Предконтрактное возможно в период заключения контракта. Выражается в сокрытие истинной информации.

Результат предконтрактного – неблагоприятный или ухудшающий условия обмена, отбор. Пример поддержанных машин. Автомобили худшего качества вытесняют лучшего качества. Это связанно с тем что покупатель готов заплатить определенную сумму. Но не способен оценить в полной мере. Еще проблема неблагоприятного отбора дает рынок труда. Если ставка з/п устанавливается фирмой на уровне производительности труда то наиболее производит работники откажутся заключать контракт на таких условиях. Институц реакцией на существования ухудшающего отбора может быть использование данные об образоват потенциале работника.

Постконтрактное является неполнота контракта, при его составления невозможно предугадать все действия. Оппортунистическое поведение означает нарушение условий контракта при котором имеет место стратегия подтасовки информации. Издержки вызванные оппортунистическим поведением, возникают из-за асимметрии информации и связанные с трудностями точной оценки поведения другого участника сделки. Уильямсон ввел в экономич анализ новые понятия по отношению к теории контракта и теории фирмы. Это присваиваемые квазиренты, специфические ресурсы, зависимость. К специфическим ресурсам причисляют ресурсы, которые приспособлены к взаимоотношениям с определенным партнером и являются невозвратными. Ресурсы не могут без потерей в своей ценности быть переброшены на альтернативные варианты использования. Квазирента соответствует разности между текущей выручкой при наилучшем альтернативном использовании и возникает в результате специфических инвестиций. Специфические ресурсы не только создают возможность получения квазиренты, но и попадают в отношения зависимости, приводящий к тому, что она может быть изъята у собственника данного ресурса. Способом защиты квазиренты могут быть долгосрочные контракты, призванные ограничить множество будущих вариантов выбора у собственников производственных ресурсов, позиции которых позволяет им присвоить квазиренту.


21.                      
Виды экономических организаций, их анализ в рамках теории прав собственности и теорий трансакций издержек
Каждая форма экономической организации при определенной структуре и величине трансакционных издержек превращается в наиболее эффективный способ координации экономической деятельности. Механизм рыночной координации сравнительно эффективнее в экономии информационных издержек. Такие организации как фирма дают большой выигрыш в том что касается издержек по ведению переговоров, вместе с тем иерархические структуры – благодатная почва для оппортунистического поведения. Первый вид унитарная фирма, т. е. фирма находящаяся в единоличном владении. Несколько собственников производственных ресурсов заключают двусторонние контракты не с друг другом, а с неким центральным агентом в целях минимизации трансакционных издержек и совокупной ценности своих активов. Характерно: производство, связанное с совместным использованием ресурсов, наличие нескольких собственников ресурсов.

Центральный агент является собственником фирмы и работодателем. Отсутствует авторитетный контроль, все отношения представляют контрактную структуру которая возникает как средство повышения эффективности командного производства. Плюс в том что четкая специфика прав собственности. Минус – из-за высоких трансакционных издержках внешнего финансирования деятельности фирмы, наход в единоличном владении. Минус и высоких издержках принятия риска которые могли бы повысить стоимость фирмы. Распространенной формой экономич организацией является акционерное общество открытого типа или открытая корпорация. Владельцы открытой корпорации обладают меньшим пучком прав, не имеют права на изменение члена команды. Выгода: в схеме прав на остаточный доход, способствующий к рискованным инвестициям с относительно низким издержкам. Акционерная собственность представляет собой групповое, совместное обладание единым пучком прав. Является способом защиты от оппортунизма. Акционеры могут продать свою долю, но сами ресурсы остаются в фирме. Главная проблема, порождаемая акционерной формой собственности – контроль за высшим управляющим, который имеет широкое поле для оппортунистического поведения.

В Государственной фирме отсутствует важнейшие элементы из пучка правомочия. Это отсутствия права на свободную продажу всех остальных правомочий, а также ограничения прав на остаточный доход и управления. Т. е. происходит ослабление контроля со стороны собственника за поведением управляющего, становиться невозможно выразить стоимость будущих последствий текущих действий менеджера. Повышение цен на услуги предприятия не увеличивает денежного дохода участников его команды. Государственное предприятие при прочих условиях устанавливают всегда низкие цены на продукцию. И также слабее реагирует на изменение в спросе. Важнейший вклад трансакционного подхода к проблеме фирмы формируется так, что нет никаких априорных оснований для того чтобы отдавать абсолютное предпочтение какой-то одной формой экономической организации перед всеми остальными, каждая при определенной структуре трансакционных издержек превращается в наиболее эффективный способ координации экономической деятельности. Разнообразие организационных форм является реакцией на проблему минимизации трансакционных издержек.
22.          
Государство как институт. Обоснование функций гос-ва с позиции неоинституционального экономического анализа
Институты представляют собой общие правила (формальные и неформальные). В современных условиях основная, самая важная часть правил отражается в совокупности законов, судебных и административных актов. Как следствие, государство' выступает важнейшим элементом институционального устройства общества. политические институты первичны по отношению к экономическим институтам. Это означает, что государство определяет нормы и правила поведения субъектов экономической деятельности. функционирование экономики в значительной степени определяется государственным устройством. Представители неоинституционального направления выступают продолжателями традиций, заложенных классической политической экономией. В классической школе функции государства являются минимальными_и сводятся к тому, чтобы стоять на страже законов справедливости.

Следовательно, государству надлежало: ограждать общество от насилия и вторжений других независимых обществ; ограждать, по мере возможности, каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов; обеспечивать исполнение добровольно заключаемых контрактов, которые представляют собой, как отмечалось выше, каналы обмена пучками правомочий., в рамках данной концепции обязанности государства просты и недвусмысленны и сводятся к защите членов общества от принуждения со стороны своих сограждан или извне. Именно свобода выбора предполагает добровольность и взаимовыгодность последующего обмена и является в этом качестве условием повышения эффективности общественного производства и роста богатства нации. должен существовать какой-то метод для разрешения спорных вопросов. Так возникало хозяйственное право где функцией государства стала разработка хозяйственного законодательства. Эта роль государства включает в себя установление общих правил хозяйственной деятельности. представители традиционного институционализма оценивают эти правила с позиции обеспечения общего благосостояния и осуществления справедливости в общественных отношениях, то представители неоинституционального направления. По их мнению, роль государства должна в экон. сфере сводиться к установлению правил, способствующих упрощению и развитию механизмов добровольного обмена.

Государство в рамках неоинституционального анализа рассматривается как институт, оказывающий влияние на величину трансакционных издержек. со становлением национального, рынка на смену личному обмену между хорошо знающими друг друга контрагентами. государство выступает как эффективный механизм принуждения, призванный защищать законы и контракты от возможных нарушений. принимая как аксиому, что целью развития является рост богатства нации. основной функцией государства является защита прав собственности, что позволяет снизить трансакционные издержки и создать благоприятную среду для обмена. Вмешательство третьей стороны (государства) необходимо для создания гарантий от оппортунистического поведения участников контракта. Производство общественных благ порождает проблему «безбилетника», что требует использования государством принуждения для финансирования их производства. добавляются те функции, которые способствуют снижению трансакционных издержек. к ним относятся:1)создание каналов обмена информацией 2)Разработка стандартов мер и весов — деятельность государства в этом направлении позволяет снизить издержки измерения качества обмениваемых товаров. К этой же функции относится и организация государством денежного обращения. В целом функции государства видятся представителями неоинст. направления в создании и обеспечении функционирования правил или институтов, снижающих трансакционные издержки и обеспечивающих благоприятную среду для осуществления добровольного взаимовыгодного обмена. в идеологии экономического либерализма они обращают внимание на «провалы» государства. по их мнению, гос. вмешательство непосредственно в экономические процессы недопустимо; и если оно происходит, то это делается, по мнению представителей как либерального, так и неолиберального направлений, исключительно в интересах государственного аппарата. То есть опять-таки функции государства сводятся к спецификации и защите прав собственности (имеется в виду, естественно, институт частной собственности). государство, устанавливая правовые нормы и обеспечивая их соблюдение, стимулировало торговлю.
23.          
Характеристика «контрактного» и «эксплуататорского» государства. Теория государства Д. Норта
две основные теории социального когтракта, которые условно можно обозначить как подходы Т. Гоббса_и Дж. Локка. При этом основой обеих доктрин является признание существования естественных (в буржуазном понимании), неотчуждаемых прав и свобод индивида — как то право распоряжаться собой и своим имуществом. государство у Гоббса совершенно необходимо именно в силу того, что первым естественным законом является свобода, которая в условиях ненасыщаемости потребности Я людей, постоянного соперничества и недоверия приводит к «войне всех против всех. Только мир может обеспечить гарантии существования человеками удержания своего имущества; и стремление к нему кик раз и обусловливает_рационально обоснованный отказ 0Т права на жизнь и имущество другого ч-капризнают необ-ть установления общей власти, обесп. Мир и достижение благополучия предоставл. Ч-ку больше возможностей чем произвол. Таким образом, власть государства (в лице суверена) над гражданами практически полная.

И единственное право, которым обладают подданные-право на жизнь. Согласно взглядам Дж. ЛОККА, государь «обязан править согласно установленным постоянным законам, провозглашенным народом и известным народу, а не путем импровизированных указам. Но и в том, и в другом случае гос-во трактуется как результат общественного договора между_индивид. результат проявления их свободной воли и осознания выгодности усмирения некоторых собственных. Желаний, которые могут нанести вред другим/ в обмен на аналогичные действия остальных членов сообщества. первоначальный контракт, предполагающий признание прав индивида на определенные ресурсы со стороны других участников договора в обмен на согласие уважать чужие права на другие ресурсы. Эта модель государства, неявно присутствующая и в классической школе, основана на таких постулатах, как признание естественных и неотчуждаемых прав и свобод индивида, т. е. на концепции естественного права. И, во-вторых, на признании равного распределении потенциала насилия среди участников договора. государство (в рамках этих допущений) будет способствовать экономическому расцвету нации посредством лучшей спецификации и защиты прав собственности и создания институтов, снижающих трансакционные издержки. в теории общественного договора государство предстает как результат добровольной передачи гражданами прав на принуждение к выполнению договоров и защите прав независимому и нейтральному арбитру Современный этап развития теории общественного договори связан с работами Дж. Бьюкенена. «Предложенная им схема с определенной долей условности выглядит следующим образом. Изначально принимается, что на «первом этапе» происходит естественное распределение благ, которое определяется усилиями, затрачиваемыми индивидами на захват и защиту ограниченных благ. Они определяют иерархию ценностей,

Затем заключается конституционный договор, результатом мн рого является государство защищающее. Конституция — ключевое понятие концепции Бьюкенена. Под термином «конституция» понимается набор заранее согласованных правил, по которым ocymal ляются последующие действия.

Третий этап — постконституционный договор. На этом этат танавливаются правила, по которым государство должно действовать, занимаясь производством общественных благ, при этом они не должны противоречить правилам конституционным.

В рамках данной иерархии ооьюдой выступают предконституционные (или надконституционные) правила, и именно они представляют особый интерес. Иными словами, выработка правил, по которым эта конституция принимается. Эти правила будут выступать как мышестоящие, определяющие порядок и содержание нижестоящих правил. Трудность состоит в том, что они являются в значительной мере неформальными правилами. Бьюкенен выдвигает правило единогласия для принятия первоначальной, конституции, Бьюкенен так предлагает организовать этот обмен, чтобы все участники могли рассчитывать на получение чистого позитивного результата на уровне конституционального выбора. он рассматривает вопрос принятия конституции с позиций индивидуальных членов общества При всех различиях, вышеназванные теории предполагают наличие общественного договора между гражданами и государством и,

как следствие, принимают за основу анализа модель контрактного государства. По своей сути контрактное государство — это государство, в котором каждый гражданин делегирует государству часть функций по спецификации и защите исключительных правомочий, а- государство использует монополию на насилие в рамках делегированных ему правомочий.

В основе этой красивой конструкции — ряд предпосылок:

наличие четких конституционных рамок деятельности государства;

— существование механизмов участия граждан в деятельности государства;

существование института рынка как главного альтернативно; механизма распределения прав собственности до появления контрактного государства.

Однако все эти предпосылки не имели места в реальной действительности

Более правдоподобной выглядит теория эксплуататорското государства, выдвигающая иную версию его происхождения, при данном подходе в_государстве видят орудие господствующих групп или классов1. Как следствие, основная функция' Государству в этом случае будет объективно состоять в перекачке доходов от. остальных членов общества в пользу властвующей группы или класса. государство будет устанавливать такую структур прав собственности, которая максимизировала бы доход находящейся у власти группы, независимо от того, как бы это влияло на благосостояние общества.

В рамках неоинституциональной экономической теории наиболее близка к теории эксплуататорского государства предложенная Олсоном версия происхождения государства из ситуации анархии

По его мнению, зачатки госуд-ти. появляются при столкновении «разбойника с большой дороги», терроризирующего население отдельного района, и власти в лице некоего военачальника, ограждающего народ от притеснений кочующего разбойника, но при этом обкладывающего тружеников некоторой данью.

Олсон трактует данного военачальника как «оседлого» разбойника, стремящегося собрать как можно большую дань, (налог). Послед-I ний получит максимум от налогового грабежа, если владения, к-е он захватил, останутся производительными. Поэтому его целью становится выработка стимулов к про-ву, иными словами, создание законов и морального порядка. В первую очередь, узаконивание определенных прав собственности, что дает мощный импульс к увеличению производства, т. е. инвестированию. Это связано с тем, что в условиях закона и порядка люди будут уверены в том, что после выплаты налогов у них в собственности останется значительная часть полученных ими доходов. так как грабеж через налоговые сборы был намного эффективнее, чем редкие налеты. Своекорыстный интерес завоевателя заставлял его ввести закон и общественный порядок на территории подвластной ему области, что препятствовало злоупотреблениям. государство, по крайней мере теоретически, представляет собой наиболее эффективный орган принуждения, поскольку осуществляет его с наименьшими трансакционными издержками. Или, иначе, государство имеет сравнительные преимущества в осуществлении принуждения к исполнению контракта, т. б» имеет место экономия на масштабе. Таким образом, наличие государства является фактором, позволяющим экономить на издержках осуществления насилия. гос-во выступает как общественное благо, минимизирующее трансакционные издержки. роль государства заключается:

— в поддержке существующего положения, опирающегося на действующую систему формальных правил, согласующихся в значительной степени с неформальными нормами;

-b определении такого соотношения интересов различных сторон, которое обеспечивает социально-экономической системе устойчивое, хотя не во всех случаях эффективное (по критерию экономического роста) развитие. Иными словами — в обеспечении институционального равновесия. Здесь выдвигается критерий оценки государства с позиции сохранения сложившейся институционально среды. Эффективный' характер государства предполагается в модели контрактного государства, неэффективный — в модели эксплуататорского государства.

Еще раз подчеркнем, что различия в контрактной и эксплуататорской теориях государства заключаются:

— во-первых, в расхождениях относительно трактовки возникновения государства;

— во-вторых, в характеристике получателей остаточного дохода в широком смысле слова (т. е. выгод от обеспечения защищенности и упорядоченности обменов и вообще прав собственности).

Согласно эксплуататорский теории дополнительные выгоды получает только властвующая группа, а по контрактной теории — выгоды более или менее равномерно распределяются между всеми членами общества; т. е. в эксплуататорской теории государства речь идет

О ренте, извлекаемой правящей группой, в контрактной же — о выгодах, которые получают все участники первоначального договора. сама функция внесения порядка не зависит от характера происхождения государства. В любом случае отличительной чертой государства является монополия на насилие или угроза применения силы, что явл. необходимым и для поддержания господства, и для охраны общественного договора. теория контрактной природы государства предполагает равное распределение потенциала насилия среди участников договора; теория же эксплуататорского, или грабительского гос-ва— неравное распределение насилия. Впрочем, по мнению Норта, возможности правителя увеличивать свой доход имеют ограничения, связанные со следующими факторами:

угроза появления потенциальных соперников внутри государства или за его пределами (наличие у подданных кандидатов на замену правителя);

склонность к оппортунистическому поведению агентов государства (государственных чиновников);

разнообразные издержки измерения, особенно издержки измерения базы налогообложения.

Иными словами, политические системы склонны устанавливать неэффективную структуру прав собственности. Это связано, по мнению Норта, либо с тем, что доход правителя больше при неэффективной структуре прав собственности; либо с тем, что введению эффективных прав собственности препятствуют могущественные политические группы со специальными интересами; либо опасением, что эффективные права собственности вызовут недовольство значительной части подданных, что сделает положение правителя менее надежным.

В итоге могут столкнуться несколько критериев распределения прав собственности:

эффективности, под которой подразумевается максимизации совокупного продукта;

относительной договорной силы сторон;. максимизации доходов в казну.

Норт обращает внимание на то, что роль государства в экономическом развитии противоречива. Оно может способствовать как экономическому росту (устанавливая и защищая эффективные права собственности), так и экономическому упадку (в частности, вследствие неэффективного распределения прав собственности).

В целом подход Норта представляет собой некую синтетическую теорию, которая включает элементы контрактной и эксплуататорской теории государства, признает как продуктивный, так и потенциально «грабительский» характер деятельности правительства. В предложенной им модели государство:

понимается как агентство, «продающее» услуги обороны и правосудия в обмен на налоги наделяется чертами «дискриминирующего монополиста». Это означает, что оно разбивает население на группы и для каждой устанавливает такие права собственности, чтобы максимизировать поступления в казну;

государство (правитель) ограничивается в своих действиях наличием конкурентов, претендующих на власть
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.