Реферат по предмету "Мировая экономика"


Основные направления развития внешнеэкономических связей предприятия на примере ОАО Коммунарка 2

--PAGE_BREAK--Уяснение состава субъектов подсистемы интернациональных экономических интересов дает возможность определить структуру самой подсистемы. Ее составляют экономические интересы отдельных государств при выполнении ими хозяйственных функций на международном уровне; экономические интересы национальных предприятий, объединений, товариществ, организаций, которые выступают участниками взаимных хозяйственных связей между странами-партнерами; экономические интересы международных хозяйственных организаций, объединений, товариществ, совместных предприятий, которые функционируют как на двусторонней, так и на многосторонней основе; экономические интересы отдельных групп государств, которые являются участниками специализированных межгосударственных хозяйственных организаций; экономические интересы государств интеграционного объединения.
Интернациональные экономические интересы также могут быть долгосрочными, стратегическими и краткосрочными.
С учетом особенностей формирования, проявлены и действия интернациональные экономические интересы составляют три группы:
1)   Материальные интересы. Они четко прослеживаются на поверхности экономических явлений и выявляются, прежде всего, во взаимных хозяйственных связях стран-партнеров, национальных предприятий, объединений, ведомств, министерств;
2)   Интернациональные экономические интересы, которые возникают в международных хозяйственных организациях, межгосударственных экономических организациях, совместных предприятий. Установление и реализация этих интересов проходит в два этапа. Сначала осуществляется процесс согласования интересов участников общности, потом формируется единый интернациональный экономический интерес;
3)   Интернациональные экономические интересы интеграциональных объединений государств мирового содружества. Носителями этих интересов выступает каждая страна-участник объединения. [34, с.161].
Структурные элементы системы экономических интересов, которые действуют как на национальном, так и на интернациональном уровнях, характеризуются определенной субординацией. В Рамках национальных государств процесс субординации имеет больше выраженную директивную форму, в подсистеме интернациональных экономических интересов — индикативный, рекомендательный характер. Индивидуальные экономические интересы членов международного хозяйственного объединения подчиняются принятым принципам и нормам хозяйственной деятельности, которая удовлетворяет их общие материальные интересы.
Экономические интересы мирового хозяйства являются движущей силой, источником развития экономических связей. Они находятся во взаимодействии и постоянно сталкиваются. Эта нестыковка интересов и выступает противоречием в экономических явлениях, которое дает толчок для их развития. Процесс разрешения противоречий фактически означает согласование взаимных интересов партнеров и в то же время возникновение противоречивых интересов на новом уровне.
Основой внешнеэкономических связей является международное разделение труда. Это высший уровень общественного разделения труда, связанный с выходом труда за рамки воспроизводственного хозяйственного комплекса отдельной страны. Оно означает специализацию отдельных государств на определенных видах производственной деятельности, тех или иных отраслях, изделиях или услугах, которая обуславливает необходимость обмена результатами производства, научно-технической деятельностью, товарами, т.е. международную мировую торговлю.
Сущность международного разделения труда проявляется в диалектическом единстве двух процессов в производстве: расчленения и объединения. Производственный процесс расчленяется на относительно самостоятельные обособленные одна от другой фазы, концентрируется на отдельных стадиях производства, на определенных территориях в отдельных странах. Одновременно происходит объединение отделившихся производств, устанавливается взаимодействие между ними.
Следует различать три основных типа международного разделения труда:
1.   Общее — это разделение по сферам производства (добывающая, обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство). Специализация обуславливается наличием соответствующих природно-климатических условий. Такая специализация делит страны экспортеры-импортеры на индустриальные, сырьевые, аграрные.
2.   Частичное — это разделение труда, которое предполагает специализацию на определенных отдельных отраслях производства, видах готовой продукции. Оно обуславливает увеличение межотраслевого обмена готовыми изделиями, диверсификацию производства и экспорта. Диверсификация есть увеличение видов и наименований продукции и услуг, предназначенных на экспорт.
3.   Единичное — это разделение труда, которое предполагает специализацию различных стран на изготовление отдельных узлов, деталей, агрегатов и компонентов продукции, на технологических стадиях промышленного производства. [31, с.84].
Три типа международного разделения труда могут сочетаться.
Под влиянием международного разделения труда экономические связи между странами переходят от традиционной торговли к международной специализации и кооперированию производства, совместного строительства предприятий, совместной эксплуатации предприятий на международных условиях. Создаются международные хозяйственные организации.
Следует отметить, что международное разделение труда как экономическая категория неотъемлемо и взаимообусловлено с такими понятиями как международная специализация и кооперирование производства, которые являются элементами и составляют существо международного разделения труда.
Международная специализация производства — это такая форма разделения труда между странами, при которой происходит дифференциация национальных производств, отделение в самостоятельные технологические процессы, в отдельные отрасли и подотрасли изготовления однородных продуктов труда сверх внутренних потребностей. Она может быть предметная (изготовление готовых продуктов), подетальная (изготовление компонентов продуктов) и технологическая или стадийная (осуществление отдельных операций или выполнение отдельных технологических процессов).
Международная кооперация производства — это форма международного разделения труда, при которой труд работников разных стран непосредственно соединяется в повседневном взаимодействии в одном и том же либо в разных, но взаимосвязанных между собой процессах производства.
Основными признаками международного производственного кооперирования являются следующие:
-         предварительное согласование сторонами условий совместной деятельности;
-         координация деятельности предприятий-партнеров в определенной сфере;
-         наличие как субъектов производственного кооперирования фирм из разных стран;
-         закрепление в договоре главных объектов кооперирования (готовых изделий, компонентов продуктов и соответствующей технологии);
-         распределение между партнерами заданий в рамках согласованной программы, закрепление среди них производственной специализации;
-         взаимная или односторонняя поставка товаров для реализации производственных программ в рамках кооперирования [28, с.45].
Таким образом, на основе международного разделения труда формируются и развиваются международные экономические связи определяющие объем, структуру и содержание внешнеэкономической деятельности, в результате которой реализуются экономические интересы субъектов этой деятельности.
1.2 Формы межгосударственного сотрудничества и внешнеэкономических связей
Основной целью изучения данного вопроса является овладение понятиями, терминами и существенными положениями, позволяющими уяснить виды внешнеэкономической деятельности. Рассмотрим некоторые из них.
 Экспорт — продажа иностранному контрагенту товара с вывозом его за границу.
Экспорт (невидимый) — операции по купле-продаже различных услуг, оказываемых морским, речным, автомобильным, воздушным транспортом по перемещению грузов и пассажиров других стран; осуществлению страховых и кредитных операций; сдаче в аренду машин и оборудования, а также недвижимого имущества за рубежом; организация иностранного туризма. Экспортом является вывоз капитала в форме предоставления кредитов и инвестирования в иностранные организации. Как экспорт может засчитываться продажа товаров и услуг иностранным лицам, фирмам и организациям, расположенным и действующим на территории страны-экспортера вне зависимости от того, потребляются ли они в этой стране или вывозятся за границу.
Импорт — ввоз товаров, услуг, ценных бумаг и т.д. из-за границы для реализации на внутреннем рынке страны. Замещение импорта — замена на внутреннем рынке ранее импортированных товаров выпуском новой отечественной продукции или расширение объема ранее производимых в стране товаров. Замещение импорта происходит естественно и постепенно по мере становления и укрепления национальной экономики [37, с.26].
Предоставление субъектами внешнеэкономической деятельности услуг иностранным субъектам хозяйственной деятельности. В том числе: производственных, транспортно-экспедиторских, страховых, консультационных, маркетинговых, экспортных, посреднических, брокерских, агентских, консигнационных, управленческих, учетных, аудиторских, юридических, туристических и других. Некоторые из названных видов услуг требуют более детального рассмотрения.
Посреднические услуги. Посредничество осуществляется лицами, которые не являясь представителями, выступают хотя и в интересах поручителя, но от собственного имени. К таким лицам закон относит коммерческих посредников, конкурсных управляющих при банкротстве и т.п., а также лиц, уполномоченных на вступление в переговоры относительно возможных в будущем сделок. Представляя интересы обеих сторон, коммерческий посредник лишь содействует заключению сделки путем нахождения лиц, заинтересованных в ее заключении, но сам сделок не совершает, т.е. не становится стороной подготовленной им сделки. Посредники с такого рода ограниченными функциями именуются в германском праве маклерами, англо-американском — брокерами, во французском — куртье.
Независимые от производителей и потребителей лица, фирмы и организации, содействующие обмену товаров с коммерческой точки зрения относятся к торговым посредникам.
Посредник-комиссионер — физическое или юридическое лицо (фирма, организация), которое на основании договоров комиссии с продавцами или покупателями товаров (комитентами) подыскивает контрагентов и заключает контракты от своего имени, но за счет комитентов. Важным условием договоров комиссии являются лимиты полномочий посредника, в т.ч. по уровню цен, качественным характеристикам товара, срокам поставок, гарантий и т.д.
Посреднику-комиссионеру обычно поручают выполнение широкого круга дополнительных обязательств, таких как изучение рынка, создание сбытовой сети и сети технического обслуживания, ведения рекламы и т.д. За заключение сделок и выполнение дополнительных обязательств посредник получает вознаграждение чаще всего в виде процентов с сумм заключенных контрактов.
Посредник-представитель (простой посредник) — это физическое или юридическое лицо, которое по договорам с продавцами и покупателями (принципалами) подыскивает им контрагентов. Принципалы самостоятельно ведут переговоры с рекомендованными посредником контрагентами, подписывают и исполняют контракты от своего имени и за сой счет. В некоторых случаях принципал и посредник договариваются о включении в соглашение обязательства последнего (посредника) гарантировать выполнение рекомендованным контрагентом конкретных обязательств, в т.ч. обязательств по платежам. Такие обязательства называются делькредере.
Посредник-поверенный — это физическое или юридическое лицо (фирма, организация), которое на основании договоров поручения продавцами или покупателями товаров (доверителями) подыскивают им контрагентов и заключают с ними контракты от имени и за счет доверителей. Подписанные контракты передаются доверителям для исполнения. Важным условием договоров поручения являются лимиты полномочий посредника, в т.ч. по уровню цен, по качественным характеристикам товаров, срокам поставки, гарантий и т.д.
Посредник-консигнатор — это разновидность посредника-комиссионера, который сбывает от своего имени товар, поставленный консигнантом (продавцом) на склад посредника в соответствии с подписанным между ними консигнационным соглашением. Право собственности на товар сохраняется за консигнантом до его реализации. Система консигнации обычно применяется при сбыте товаров серийного и массового характера.
Консигнационное соглашение всегда подписывается на срок, в течение которого посредник обязуется сбыть определенное количество товара, поставляемого консигнантом на склад посредника. Товар, не реализованный посредником, в течение установленного срока может быть возвращен консигнанту [7, с. 230].
Консигнатор обычно занимается предпродажной доработкой товаров для повышения их конкурентоспособности на рынке.
Посредник-дистрибьютор — физическое или юридическое лицо (фирма, организация), занимающееся перепродажей товаров продавцов покупателям. Дистрибьютор закупает товары от своего имени и за свой счет (становится его собственником) и перепродает их покупателям также от своего имени и за свой счет. Посредник-дистрибьютор отличается от простого покупателя или продавца товаров тем, что связан со своим торговым партнером посредническим соглашением, которым определена номенклатура товаров, очерчен регион его деятельности и которое может включать такие обязательства посредника, как изучение рынка, создание сбытовой сети, выполнение предпродажной доработки товаров и технического обслуживания сбываемой продукции, ведение рекламы и т.д. Вознаграждение дистрибьютора образуется за счет разницы цен закупки и реализации товаров. Оно покрывает все издержки посредника и обеспечивает получение прибыли на вложенный капитал.
Законом «Об основах внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь» предусматривается такой ее вид как организация и осуществление деятельности в области аукционной торговли, проведения международных торгов. В международной практике имеет место биржевая торговля.
Биржевая торговля — это торговля товарами и ценными бумагами при посредничестве бирж. В настоящее время через биржи осуществляется не менее 20 % мировой торговли сырьевыми и продовольственными товарами.
На биржах продаются без предварительного осмотра стандартные партии товаров определенного (базисного) сорта. Примерно 5-10 % сделок на биржах совершается на реальный товар, 90-95 % составляют срочные (фьючерсные) сделки. В результате сделок на реальный товар продавцы обязаны поставить товар на биржу, а покупатели — забрать его с биржи.
Участники срочных сделок не преследуют цель продавать или приобрести товар. Срочные сделки на 80 % совершаются в целях спекуляции и на 20 % — в целях страхования (хеджирования) от потерь, вызванных изменений цен на товары.
Срочные сделки состоят из двух этапов: первого — приобретения или продажи контрактов на стандартные партии товаров (приобретение или продажа фьючерса) и через некоторое время второго — обратной операции (офсетной) соответственно по продаже или приобретению таких же партий товаров. В специальные расчетные дни лица, от имени и за счет которых совершены срочные сделки (игроки), предъявляют в расчетную кассу биржи два контракта на приобретение и на продажу в разное время одних и тех же партий товара (или наоборот — на продажу и приобретение). Касса биржи выплачивает им (или взымает с них) суммы, отражающие изменения цен между первым и вторым этапами срочной сделки, т.е. игроки или выигрывают, или проигрывают.
Продажа и приобретение товара на бирже осуществляется брокерами по поручению и за счет клиентов. Часть сделок брокеры осуществляют от своего имени и за свой счет.
Аукционная торговля, в отличие от биржевой, — это продажа реального товара со строго индивидуальными свойствами. Аукционными товарами выступают в международной торговле пушнина, немытая шерсть, табак, чай, пряности, предметы антиквариата, скаковые лошади и т.п.
Аукцион — это способ продажи некоторых товаров, при котором товар (или образцы его) предварительно выставляются для осмотра. Аукционы являются коммерческими организациями, располагающими соответствующими помещениями, оборудованием и квалифицированным персоналом. Нередко это крупные компании, монополизирующие торговлю определенным видом товара. Они обычно скупают за свой счет товары у производителей, диктуя закупочные цены, и перепродают их оптовым посредникам, реже потребителям, получая прибыль от разницы цен. Крупные аукционы имеют собственное производство по доработке сырьевых товаров (например, выделка сырых шкурок). [7, с.34].
    продолжение
--PAGE_BREAK--Аукционы оповещают поставщиков о сроках проведения торга. Принятые от поставщиков товары сортируются по партиям (лотам), от каждой из них отбирается образец. Лоты со сходным качеством товара объединяются в стринги. По завершении сортировки аукцион выпускает каталог и рассылает его возможным покупателям.
Аукционный торг начинается с объявления номера партии товара (лота) и отправной цены. Покупатели делают свои предложения цены, набавляя не ниже установленной для данного товара минимальной надбавки. На некоторых аукционах в качестве отправной объявляют наивысшую цену, а затем снижают ее, пока один из покупателей не выражает согласия купить данный товар по этой цене. Известные аукционы находятся в Лондоне, Нью-Йорке, Монреале, Калькутте, Коломбо.
Одним из наиболее распространенных методов современной торговли является размещение заказов через международные торги.
Торги (торговля тендерами) — метод заключения договоров купли-продажи или подряда, при котором покупатель (заказчик) объявляет конкурс для продавцов (поставщиков) на товар с заранее определенными характеристиками и после сравнения полученных предложений подписывает контракт с тем продавцом (поставщиком), который предложил товар на наиболее выгодных для покупателя (заказчика) условиях. В процессе торгов сделка не заключается, а лишь определяется будущий контрагент.
Покупатели, принявшие решение о размещении заказов через торги, создают тендерные комитеты, которые публикуют объявления о торгах, распространяют их условия между участниками, анализируют представленные предложения и выносят решение о передаче заказов.
В современной международной практике применяются открытые и закрытые торги. В открытых торгах имеют возможность принимать участие все желающие фирмы, выкупив у тендерных комитетов условия торгов. Приглашения к участию в закрытых торгах рассылаются устроителями непосредственно наиболее известным поставщикам и подрядчикам. Получив такие приглашения, продавцы также выкупают условия торгов у тендерных комитетов. Закрытые торги обычно проводятся на сооружение сложных промышленных объектов или на выполнение специальных работ, требующих высокой квалификации и использования высоких технологий. Различают также гласные и негласные, международные и национальные торги.
Совместное предпринимательство как вид внешнеэкономической деятельности представляет собой широкий диапазон различных форм производственно-хозяйственной деятельности партнеров двух или нескольких стран, содержанием которой является кооперация в сферах производства и обращения, в научно-технической, инвестиционной и сервисной областях. Общим признаком конкретных форм совместного предпринимательства является необходимость согласования экономических интересов всех участников такого рода связей, так как в основе партнерства лежит конфликтная ситуация нестыковки позиций — по общему фонду, кадровой политике, способам управления, производственной и торговой политике, инструментам тактики и стратегии и обеспечение на этой основе движения товаров (услуг) от производителей к потребителям. В основе этой деятельности лежит объединение усилий, финансовых средств и материальных ресурсов, долгосрочная гарантия сбыта товаров, систематическое обновление продукции, научно-производственная и торговая кооперация, участие в прибыли, распределение технических, инвестиционных и коммерческих рисков.
Совместное предпринимательство осуществляется в следующих формах: обмен технологиями и услугами с последующим распределением программ выпуска продукции и их реализации, концессии, консорциумы, акционерные общества и компании с производственно-сбытовой деятельностью, международные экономические и хозяйственные организации различных видов, совместные и смешанные предприятия, свободные экономические зоны в различных модификациях.
Закон «Об основах внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь» как особый ее вид выделяет создание совместных предприятий различных форм и видов. Принципиальными особенностями сотрудничества участников совместных предприятий являются:
-         соединение собственности партнеров и образования на этой основе начального объема основных фондов и оборотных средств совместного предприятия;
-         совместное управление процессами развития предприятия, производства и реализации выпускаемых им продукции и услуг;
-          раздел части прибыли совместного предприятия между партнерами;
-         совместное несение производственного и коммерческого рисков предприятия [17].
Типичными комбинациями взаимодополняющих элементов, которые кладутся местным и иностранным партнером в основу совместного предприятия являются:
-         научно-технические решения плюс оборудование (промышленная технология) для их производственной реализации;
-         право пользования природными ресурсами принимающей страны плюс технология их эффективной переработки;
-         производственные площади, рабочая сила, инфраструктура принимающего партнера плюс инвестируемая технология сборки и комплектующие изделия для выпуска продукции;
-         вторичные ресурсы плюс оборудование для их коммерческой утилизации;
-         результаты маркетингового анализа, элементы владения местным рынком (реклама, торговая сеть и т.п.) плюс технология и финансирование, ресурсы для организации производства.
Наиболее типичными являются следующие формы совместных предприятий: акционерная компания, общество с полной ответственностью, общество с ограниченной ответственностью.
Привлекательность принимающей страны для создания совместных предприятий и других видов совместного предпринимательства определяется следующими основными элементами, объединяемым понятием «инвестиционный климат»:
-         характер законодательства об иностранных инвестициях, включая вопрос о гарантиях защиты и репатриации прибыли и инвестиций;
-         наличие запасов природного сырья;
-         наличие квалифицированной рабочей силы;
-         степень развития производственной инфраструктуры, в особенности транспорта, средств связи;
-         наличие энергетических ресурсов;
-         емкость местного рынка, наличие платежеспособного спроса на товары и услуги;
-         характер внутреннего хозяйственного механизма, возможность свободных рыночных отношений с другими товаропроизводителями;
-         конвертируемость местной валюты, гарантии вывоза прибыли в твердой валюте из страны [24, с.247].
Для повышения технического и технологического уровня, экономики страны, расширения возможностей экспорта и сокращения импорта, развития технико-экономических связей между странами является предпринимательская деятельность, связанная с представлением лицензий, патентов, «ноу-хау» и других нематериальных объектов собственности со стороны иностранных субъектов хозяйственной деятельности и аналогичная деятельность за рубежом национальных субъектов внешнеэкономических связей.
Формы этой деятельности могут быть различны:
1.   Передача, продажа или предоставление по лицензии всех форм промышленной собственности. Лицензионное соглашение — это внешнеторговая сделка, по которой одна из сторон (лицензиар) представляет другой стороне (лицензиату) разрешение на использование объекта лицензии. Объектом лицензии, как правило, является патентное изобретение, монопольное право на которое закреплено законодательно и подтверждено выдаваемым государственным ведомством патентов.
2.   Предоставление «ноу-хау» и технического опыта. «Ноу-хау» (дословно «знаю как») — обобщающий термин для различных «секретов производства», полностью или частично конфиденциальных знаний, сведений технического, экономического, административного, финансового характера, использование которых обеспечивает определенные преимущества лицу или фирме, их получившим. Договоры на передачу «ноу-хау» отличаются от лицензионных соглашений тем, что владелец технологии или изобретения отказался от их патентования, не отказываясь в то же время от продажи самой технологии.
3.   Предоставление технологических знаний, необходимых для приобретения, монтажа и использования машин и оборудования, полученных за счет закупки, аренды, лизинга и др.
4.   Промышленное и техническое сотрудничество в части, касающейся технического содержания машин и оборудования.
5.   Оказание инжиниринговых услуг, к которым относятся подготовка технико-экономических обоснований, проектов; консультации; строительный, инвесторский и технический надзор; кратко- и долгосрочные консультационные услуги; проектирование новой технологии; техническое содействие при проведении специализированных работ; проведение испытаний и проверки оборудования и машин и переработка сырья заказчика с использованием оригинальной технологии.
6.   Передача технологии в рамках научно-технической и производственной кооперации.
7.   Передача технологии в рамках инвестиционного сотрудничества.
Студенту следует обратить внимание на то, что продажа лицензий и «ноу-хау» — это реализация новых, в данный момент не воспроизводимых знаний производственного назначения, которыми обладает ограниченное число продавцов. Объектом купли-продажи в этом случае становятся не услуги по обеспечению использования указанных знаний, а сами эти знания как монопольный товар. В результате цена «ноу-хау» определяется не затратами труда на получение соответствующих знаний, а соотношение спроса и предложения на них и является монопольной ценой.
Инжиниринговые услуги — воспроизводимые, т.е. на рынке таких услуг налицо множество агентов, а стоимость услуг определяется общественно необходимыми затратами времени на их производство.
Инжиниринговые услуги как особая форма производственной деятельности имеет ряд особенностей:
1.   Инжиниринг непосредственно воплощается не в вещественной форме продукта, а в некотором полезном эффекте, который может в ряде случаев иметь материальный носитель (например, проектная и техническая документация). Другие виды инжиниринговых услуг могут вообще не иметь материального носителя (например, обучение специалистов, управление процессом строительства объекта).
2.   Инжиниринговые услуги связаны в конечном счете с подготовкой и обеспечением процесса производства и реализации материальных благ и услуг (например, выполняются проектные работы по созданию банка, жилищного комплекса, но сама деятельность банка, эксплуатация жилья не является сферой инжиниринга).
3.   Инжиниринговые услуги носят коммерческий характер, т.е. становятся объектом купли-продажи, труд, затраченный на инжиниринг, не влияет на стоимость произведенной продукции на предприятии, которому были предоставлены инжиниринговые услуги. [43, с.359-360].
Таким образом, внешнеэкономическая деятельность представлена широким спектром видов, охватывает всю систему экономических отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, включенных в сферу международного разделения труда и нашедших закрепление во внешнеэкономических связях.
Республика Беларусь в своей внешнеэкономической деятельности использует многообразие форм внешнеэкономических связей: торговлю лицензиями, лизинг, банковскую систему и кредитование, информационные услуги, торговлю, свободные экономические зоны.
К перспективным формам научно-технического сотрудничества относят торговлю лицензиями, т.е. Разрешениями на передачу прав на применение изобретения, использования промышленного образца, товарного знака, а также продажу не защищенных патентами технологий (ноу-хау). Во всем мире обмен научной продукцией растет быстрыми темпами и уже достиг внушительных размеров. Наша страна в этом направлении делает первые шаги.
Одной из форм внешнеэкономического сотрудничества между Республикой Беларусь и другими странами является лизинг, т.е. долгосрочная аренда машин и оборудования. Преимущество лизинга как формы предоставления во временное пользование определенных видов машин и оборудования заключается в том, что позволяет арендатору получать необходимые ему технические средства до выплаты полной стоимости, избегать расходов на ремонт и в условиях растущих темпов морального износа осуществлять замену арендованного оборудования на новое.
Важное место в развитии экономики и внешнеэкономических связей занимает формирование банковской системы и кредитования. Республика Беларусь устанавливает тесные контакты с основными международными финансовыми институтами — Международным валютным фондом, Мировым банком, Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР).
Новым направлением в развитии внешнеэкономических связей является сотрудничество в области информационных услуг. В Республике Беларусь информатика призвана играть цементирующую роль, противодействующую центробежным тенденциям распадающихся экономических связей. Уже длительное время функционирует международная сеть связи между информационными центрами стран Западной и Восточной Европы через узел в НИИ Автоматизированных систем. Важную роль в сфере интеграционных процессов играет Международный центр научно–технической информации. Ее задачей является развитие Международной системы научно-технической на основе кооперирования национальных систем и создания международных специализированных и отраслевых информационных подсистем. Центр ведет свои работы по трем основным направлениям:
— справочно–информационное обслуживание;
— научно–исследовательские и проектные работы по созданию и освоению средств современной информационной технологии;
— научно–методическое обеспечение развития, координация деятельности ее подсистем.
Интеграция в области информатики между странами Западной и Восточной Европы приобретает новые организационные виды (двусторонние и многосторонние проекты и соглашения).
Примером многостороннего международного сотрудничества в области информатики является новый проект Европейской информационной сети по международным отношениям и региональным исследованиям. Развивающиеся мировой и европейской интеграционные процессы формируют новые политические и экономические условия вхождения Республики Беларусь в единое мировое экономическое и информационное пространство. Данную задачу необходимо решать с учетом сохранения единого информационного пространства на территории Республики Беларусь. Эта ситуация определяет новые, довольно жесткие требования к информационным и телекоммуникационным системам и технологиям, обеспечивающим интеграционные процессы. Важную роль во внешнеэкономических связях Республики Беларусь с зарубежными странами играет торговля [43, с.364].
К началу 90-х г. внешняя торговля оказалась в трудном положении. В структуре экспорта продолжали превалировать сырьевые продукты, прежде всего топливно-энергетические. В структуре импорта ведущие позиции занимали потребительские товары, продовольствие и сырье для его производства. Приоритетными внешнеэкономическими партнерами оставались страны Европы, включая Восточноевропейский регион. Все же современное состояние внешнеэкономических связей страны не отвечает тенденциям, складывающимся в международном товарообмене, для которого характерен ускоренный рост торговли продукцией обрабатывающих отраслей промышленности, и прежде всего машинами и оборудованием, наукоемкими изделиями, информационными услугами. Либерализация и переориентация внешнеэкономических отношений Республики Беларусь облегчили ее доступ в международные экономические структуры к финансовым ресурсам Запада. Укрепились контакты с государствами «семерки», ЕС, МВФ и др. Торговые связи с западными странами стали основным каналом в реализации экспортной продукции и получения потребительских товаров. В то же время возросла экономическая, особенно кредитная, зависимость Республики Беларусь от стран.
Одной из главных задач во внешнеторговых отношениях Республики Беларусь со странами ближнего зарубежья является расширение торговых отношений и совершенствование структуры внешнеторгового товарооборота. Импорт товаров в Республику Беларусь из стран СНГ в последнее время возрастает. Это является свидетельством положительной динамики в развитии внешнеторговых отношений с ближними странами. Во ввозе продукции из стран СНГ значительную долю занимают руды и концентраты алюминия, топливо, нефтепродукты, продовольствие. Особый интерес у иностранных компаний вызывают предприятия оборонного комплекса.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Приграничная торговля является одной из традиционных форм региональных экономических связей, основывающихся на сбалансированном товарообмене продукцией приграничных регионов соседних стран. Место и роль приграничной торговли в системе внешнеэкономических связей страны определяются социальными, политическими и экономическими задачами. При всей важности экономических стимулов развития ПТ ее приоритетной функцией является содействие в решении социально-экономических задач регионального развития.
Сводные экономические зоны (СЭЗ). Для свободных экономических зон устанавливается система льгот, позволяющая стимулировать их хозяйственную деятельность. Внешнеторговые льготы – предусматривают введение особого таможенно-тарифного режима, — снижение или отмену экспортно-импортных пошлин и введение порядка осуществления внешнеторговых операций.
В заключение вопроса следует заметить, что в настоящее время сложилось множество форм внешнеэкономических связей в различных сферах сотрудничества: в производстве, торговле, транспорте, информационных услугах.
1.3 Сущность и структура системы государственного регулирования внешнеэкономических связей
Государственное регулирование внешнеэкономических связей — это система хозяйственно-политических мер, осуществляемых государственными органами по углублению и расширению участия страны в международном разделении труда с целью повышения эффективности общественного производства и оптимизации структуры потребления. Оно является составной частью механизма воспроизводства национального экономического потенциала и представляет собой один из основных объектов государственного регулирования национальной экономики наряду с воспроизводственной, технологической, отраслевой и территориальной ее структурой, научно-техническим прогрессом, социальными отношениями, окружающей средой и др. Глобальные цели государственного регулирования внешнеэкономических связей конкретизируются в зависимости от остроты конкретных проблем, возникающих в хозяйственной и социальной сферах. Это, например, преодоление кризиса экономики, необходимость структурной перестройки производственного потенциала, защита отечественного производителя, увеличение занятости, оздоровление платежного баланса, борьба с инфляцией и т.д. Достижение поставленных целей и определяет конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования внешнеэкономических связей. Существенное влияние при этом оказывает внутри — и внешнеэкономические установки государства, интегральный вектор интересов субъектов внешнеэкономической деятельности.
Государственное регулирование внешнеэкономических связей осуществляется при помощи административных, денежных, кредитных, бюджетных средств, а также политики в государственном секторе экономики.
Сущность государственного регулирования внешнеэкономических связей заключается в приведении системы внешнеэкономических отношений в такое состояние, которое обеспечивало бы оптимальную реализацию государственных, коллективных и личных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности в конкретном временном периоде и на перспективу на основе права, общепризнанных международных норм и правил.
Механизм регулирования международных экономических связей представляет собой определенную систему принципов, инструментов и методов управления отношениями, в которые вступают субъекты внешнеэкономической деятельности. Эта система включает три основных блока: принципы управления; совокупность конкретных методов и инструментов регулирования; институционально-правовые структуры.
Принципы управления внешнеэкономическими связями характеризуют подход к международным экономическим отношениям. Различают два главных принципа международного сотрудничества, которые определяют характер и формы регулирования внешнеэкономических связей: протекционизм и свобода торговли.
Протекционизм — это защита внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Проводится через высокие ставки таможенного тарифа на ввозимые из-за рубежа товары, а также через такие нетарифные ограничения, как количественные и валютные ограничения импорта товара. Чрезмерный протекционизм может привести к падению эффективности производства национальных предприятий, снижению конкурентоспособности производимых товаров.
Свобода торговли — означает устранение ограничений во внешнеэкономических отношениях. В своем крайнем выражении для стран с развивающейся экономикой это может привести к поглощению национальной экономики конкурентами из стран с развитой экономикой. Поэтому извечной проблемой является дилема: протекционизм — свобода торговли, в рамках которой и колеблется внешнеторговая политика, осуществляется комбинация двух подходов.
Совокупность конкретных экономических методов и инструментов государственного регулирования включает: таможенные тарифы; экспортные и импортные квоты и лицензии; субсидии; валютные курсы; систему установления цен на экспортно-импортные товары.
Институционально-правовые структуры составляют: различные международные и национальные акты, договора, соглашения, нормы, правила, обычаи и т.д., которые регулируют порядок осуществления международного экономического сотрудничества.
Эффективность механизма регулирования внешнеэкономических связей может быть оценена с помощью следующих критериев:
1.   Эффективность использования и распределения имеющихся национальных экономических ресурсов с точки зрения обеспечения потребления товаров и услуг населением страны.
2.   Влияние системы регулирования на рост экономического потенциала, привлечение инвестиций.
3.   Обеспечение занятости населения.
4.   Распределение доходов между субъектами внешнеэкономической деятельности как на международном, так и на национальном уровне.
5.   Стабильность цен.
6.   Качество жизни в обществе.
7.   Экономическая безопасность страны. [27, с.153].
Механизм регулирования международных экономических отношений состоит из двух взаимосвязанных элементов: национального и международного. Поэтому механизм государственного регулирования внешнеэкономических связей находится под определенным влиянием международных рычагов и инструментов. Тяжесть этого влияния зависит от степени интеграции национального воспроизводственного потенциала в мирохозяйственные связи, места и роли национальной экономики в мировом хозяйстве.
Рассматривая государственное регулирование как определенную систему, при изучении ее структуры целесообразно выделить четыре основных элемента:
1.   Важнейшим элементом, определяющим эффективность функционирования всей системы, является выработка и реализация внешнеэкономической политики.
В основе внешнеэкономической политики стран-участниц международного разделения труда лежит перманентный (постоянный, непрерывный) процесс сложного приспособления структур национальных экономик (отраслевой, технологической, организационной и т.д.) к более динамичной по своей природе структуре мирового хозяйства.
Основной двуединой задачей, на решение которой должна быть направлена современная внешнеэкономическая политика РБ, является проникновение на мировые рынки и адаптация национальной экономики в мировую экономику. Для этого необходимо:
-         сформировать собственный экспортный потенциал, способный предложить конкурентоспособные товары, услуги и технологии;
-         улучшить структуру и пропорции внешнеэкономического обмена за счет импорто-замещения, увеличения части наукоемких товаров и услуг в экспорте;
-         переходить к прогрессивным формам международного сотрудничества.
Реализация основной задачи создаст благоприятные условия для развития экономики Республики Беларусь, укрепления ее международных позиций.
2.   «Технологическим» элементом системы регулирования внешнеэкономических связей являются экономические инструменты. В зависимости от способа действия они могут быть подразделены на инструменты прямого и непрямого действия.
К инструментам прямого действия относятся: целевые государственные затраты (например, на создание инфраструктуры в свободной экономической зоне); непосредственный контроль государства за внешнеэкономическими процессами (регулирование количественных объемов экспорта-импорта, установление валютных курсов, регулирование цен на экспорт-импорт и т.д.); законодательное регулирование.
Инструменты непрямого действия влияют на стоимостные пропорции народного хозяйства. Например, через величину налогов можно влиять на объемы производства и платежеспособность населения; рост процентной ставки в сбербанке стимулирует рост сбережений, ведет к росту объема отложенного спроса; девальвация национальной валюты создает интерес в экспорте товаров.
В качестве инструментов регулирования государство обычно использует следующие экономические категории:
-         Экспортная лицензия — документ, контролирующий вывоз из страны товаров, услуг и объектов, представляющих стратегическую, историческую или культурную ценность. Она выдается в форме разрешения, подписанного специальными правительственными органами;
-         Экспортная субсидия — дотация производителю или продавцу экспортного товара, возмещающая часть его издержек производства или обращения и повышающая конкурентоспособность товара на внешнем рынке. Экспортная субсидия — одна из форм стимулирования развития экспорта, предоставляется в различных формах. Среди них наиболее распространены: прямое финансирование НИОКР при разработке конкурентоспособных экспортных товаров, финансирование модернизации производства, снижение налогообложения экспортного производства, включая введение повышенных норм амортизации, финансирование маркетинговых исследований, предоставление благоприятных кредитов на развитие экспортного производства, гарантирование экспортных кредитов и т.д.
— Экспортные премии — экономические рычаги финансового и ценового характера, используемые государством (а также монополиями, предприятиями, организациями и фирмами) для поощрения вывоза определенных видов продукции и предоставления услуг иностранным партнерам. Они используются для расширения экспорта, овладения внешними рынками, создают благоприятные ценовые условия для реализации товаров на зарубежных рынках. Обычно экспортные премии выступают в форме полного или частичного освобождения фирм-экспортеров от уплаты тех или иных налогов, импортных пошлин, возврата акцизных сборов или в виде прямого субсидирования экспорта.
— Импортная квота — это нетарифные количественные (стоимостный или натуральный) способы ограничения ввоза определенных товаров. Они устанавливаются с целью защиты национального товаропроизводителя или уменьшения импорта для улучшения платежного баланса страны.
— Добровольное ограничение экспорта — своеобразный аналог импортных квот, один из методов государственного регулирования внешней торговли. Он означает обязательство одного из партнеров по внешнеэкономическим связям ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта. Обязательство может быть принято в результате официального или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товаров. Часто добровольное ограничение экспорта вызывается угрозой страны-контрагента применить санкции или является уступкой в обмен на экономическую, техническую или военную помощь.
— Антидемпинговая пошлина. Валютный демпинг-экспорт товаров по ценам ниже мировых, что становится возможным вследствие падения курса национальной валюты в большей степени, чем уменьшается ее покупательная способность внутри страны. Экспортеры, приобретая в стране товары по низким ценам, реализуют их на внешнем рынке за более твердую валюту, которую затем обменивают по заниженному курсу на национальную валюту, получая вследствие этого большую прибыль за счет курсовой разницы. Антидемпинговая пошлина — это дополнительная импортная пошлина, которой облагаются товары, экспортируемые по ценам ниже «нормальных» цен мирового рынка или внутренних цен импортирующей страны. В ряде стран, в т.ч. и в Республике Беларусь, законодательством установлены предельные отклонения от нормальных цен, превышение которых признается демпингом.
Инструментом регулирования экспорта-импорта являются также акциз и налог на добавленную стоимость.
Акциз — одна из разновидностей косвенных налогов, связанных с движением товаров, а не доходов физических и юридических лиц. Плательщиком акциза выступает потребитель при покупке облагаемых акцизом товаров (табак, спиртные напитки, автомобили и др.). Взимание акциза ведет к росту цен на импортируемые товары и повышает конкурентоспособность аналогичных товаров отечественного производства. Аналогичный механизм влияния на импорт налога на добавленную стоимость, который в этом случае представляет собой налог с части стоимости реализованных внутри страны продукции и услуг, добавленной в обращении. Добавленная стоимость исчисляется как доход (выручка) от реализации продукции или услуг за вычетом материальных затрат.
Льготы и привилегии предприятиям с иностранными инвестициями заключаются в следующем. Имущество иностранных инвесторов, ввозимое в качестве вклада в уставной фонд этих предприятий, предназначенное для собственного материального производства и собственных нужд иностранных работников, не облагается таможенными пошлинами.
Валютная выручка таких предприятий от экспорта продукции собственного производства остается полностью в их распоряжении.
Гарантирование экспортных кредитов — выдача гарантии государством, коммерческими банками по обязательствам клиентов перед зарубежными партнерами. Основная их цель — страхование покупателя от убытков, вызванных нарушением продавцом своих обязательств. Государство также может выступить гарантом по возврату кредитов, получаемых отечественными организациями от иностранных кредитов.
Важнейшим элементом системы государственного регулирования внешнеэкономических связей являются различные стандарты и технические нормы.
Международные стандарты — рекомендации международных специализированных организаций, устанавливающие общие для однородных товаров, производимых в разных странах, требования к этим товарам или процессам их производства либо использования.
В отличие от национальных стандартов международные не носят обязательного характера для их использования, однако применение международных стандартов повышает конкурентоспособность товаров на мировых рынках. Международные стандарты разрабатываются и рекомендуются к применению, в частности, Международной организацией по стандартизации ООН, а также большим количеством других специализированных организацией. Международные стандарты увязывают входные и выходные параметры изделий разных производителей, призванных работать в едином комплексе.
Соответствие продуктов международного обмена определенным стандартам и техническим требованиям подтверждается посредством сертификата. Сертификация бывает трех видов: самосертификация (проводимая самим изготовителем); осуществляемая потребителем; проводимая третьей стороной (специализированной организацией, независимой от изготовителя и потребителя). Государство может влиять на потоки экспортно-импортных товаров, устанавливая соответствующие сертификатные требования.
Валютно-финансовое регулирование внешнеэкономических связей государство осуществляет через выработку и реализацию валютной политики. Валютная политика — это комплекс мер экономического, правового и организационного характера, проводимых государственными органами, центральными финансовыми учреждениями и национальными (государственными) банками, а также международными валютно-финансовыми организациями в области валютно-кредитных отношений. Валютная политика государства является составной частью его внешнеэкономической политики, важным средством, содействующим включению экономики страны в мировое хозяйство. Это достигается проведением различных мер по регулированию расчетных и валютно-кредитных отношений страны и ее субъектов (валютные ограничения, продажа или скупка валют центральными банками на валютном рынке, повышение или понижение учетных ставок, ограничения динамики курса национальной валюты определенными пределами (установление “коридора”, его повышения или понижения). Изменение валютного курса влияет на динамику экспорта-импорта страны.
Основными средствами таможенного регулирования внешнеэкономических связей являются: участие в таможенных союзах, зонах свободной торговли и таможенных конвенциях; применение таможенных тарифов, таможенных пошлин и таможенных сборов, таможенных формальностей; установление режима прохождения грузов через границу; система государственных органов таможенного контроля.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
    продолжение
--PAGE_BREAK--Организационные основы внешнеторговой деятельности определяются прежде всего порядком осуществления внешнеторговых операций, их документальным оформлением. Внешнеторговая деятельность сопровождается большим количеством документов, которые получили название внешнеторговых. К таковым относят документы по подготовке отдельных видов сделок (экспортных, импортных, бартерных и т.д.), коммерческие документы, документы по платежно-банковским операциям, страховые документы, транспортные документы, таможенные документы. Документами по подготовке отдельных видов сделок являются лицензии, разрешения и т.д. Внешнеторговая деятельность предприятий Республики Беларусь связана с расчетами в иностранной валюте и регулируется валютным законодательством, соблюдение которого является необходимым условием для правового обеспечения ведения бухгалтерского учета валютных операций. Методология бухучета валютных операций регламентируется Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», Положением по бухгалтерскому учету имущества и обязательств организаций, стоимость которых выражена в иностранной валюте, утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь № 78 от 17.07.2000 года.
Движение валютных средств и проведение операций в иностранной валюте регулируется государством. Для того, чтобы ответить на вопрос о том, какие операции подлежат валютному контролю и регулированию, необходимо обратиться к двум основным документам:
1.                 Указу Президента Республики Беларусь № 7 от 4 января 2000 года «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций»,
2.                 Положением «О порядке контроля за проведением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями внешнеторговых операций».
В этих документах определены основные субъекты и операции, связанные с движением валюты.
Поступление денежных средств от экспорта товаров осуществляется только на счета экспортеров не позднее 90 календарных дней с даты отгрузки товаров, а расчеты по внешнеторговым контрактам, предусматривающим импорт товаров должны производиться со счетов импортеров. Юридические лица должны обеспечить поступление товаров по импорту не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа. Возникающие при проведении переоценки имущества и обязательств курсовые разницы относятся на расходы и доходы будущих периодов, а их списание — на финансовые результаты деятельности предприятия в размере не более 10 % фактической себестоимости реализованной продукции.
Основным принципом работы предприятия является выпуск конкурентоспособной продукции. В современных условиях необходимо точно знать, что нужно потребителю и уделять этому большое внимание.
С момента основания и по сегодняшний день, при производстве кондитерских изделий на предприятии используют только натуральное, экологически чистое сырье. Весь процесс обработки какао-бобов осуществляется непосредственно на фабрике, что позволяет добиться особенно тщательного контроля качества выпускаемой продукции. На предприятии действует система менеджмента качества, сертифицированная на соответствие требованиям стандарта СТБ ИСО 9001 – 2001 г. и система ХАССП (так называется международная система анализа рисков и критических контрольных точек). Внедрение этой системы гарантирует безопасность выпускаемой продукции на всех уровнях, подтверждает ее конкурентоспособность и открывает более широкие возможности для сбыта на внешнем рынке. Следующим этапом в развитии предприятия станет внедрение системы экологического менеджмента в соответствии с требованиями ИСО14000. ОАО «Коммунарка» включена в республиканскую программу технического переоснащения предприятий кондитерской отрасли.
Фабрика постоянно совершенствует и модернизирует свое производство, внедряет современные технологии. Обновляется и оптимизируется ассортимент, выпускаются новые сорта кондитерских изделий.
Управление маркетинговой деятельностью в ОАО «Коммунарка» занимается отдел маркетинга и рекламы (ОМиР). Отдел маркетинга и рекламы является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно заместителю директора по продажам по продвижению продукции.
Приоритетной целью маркетинговой деятельности в 2007 г. явился выход на новые рынки ближнего зарубежья.
Основными задачами отдела маркетинга и рекламы являются:
— разработка плана маркетинговой деятельности предприятия;
— проведение маркетинговых исследований рынка кондитерских изделий, изучение новых рынков сбыта;
— изучение и анализ ценовой и ассортиментной политики конкурентов;
— подготовка и участие в выставках, ярмарках, презентациях, дегустациях, рекламных акциях;
— внесение предложений по совершенствованию дизайна упаковки и новым направлениям по органолептическим показателям качества продукции;
— планирование рекламных кампаний с целью продвижения продукции на рынке кондитерских изделий.
ОАО «Коммунарка» давно работает на рынке и уже сформировало определенную базу поставщиков. Однако, в постоянно меняющихся условиях работы, необходимо искать новые, возможно более выгодные, варианты.
Основными критериями для выбора поставщиков являются:
— качество сырья;
— ценовой фактор;
— условия оплаты;
— условия поставки.
Информацию о поставщиках специалисты отдела закупок могут найти в журналах: «Оптом и в розницу», «Снабженец», а также в бизнес–каталогах, сети и в сети Интернет.
Продвижением продукции на рынки занимается отдел продаж и отдел маркетинга и рекламы.
Основные цели коммуникационной политики ОАО «Коммунарка»:
— увеличение объемов продаж и максимизация прибыли предприятия;
— удержание лидирующих позиций на отечественном рынке;
— увеличение доли на зарубежных рынках;
— завоевание новых рынков;
— формирование благоприятного имиджа в глазах потребителей.
Система коммуникации включает в себя следующие основные и вспомогательные элементы:
1)  реклама (в прессе, на радио и телевидении, наружная, печатная, в местах продаж) и рекламные мероприятия;
2)  PR (общественные отношения);
3)  стимулирование сбыта (дегустации, рекламные акции, ценовые скидки);
4)    участие в выставках.
Программа рекламных мероприятий ОАО «Коммунарка» включена в бизнес-план предприятия. При выборе того или иного элемента системы коммуникации отдел маркетинга и рекламы руководствуется рядом факторов:
— целевая аудитория, степень ее покупательской готовности;
— преследуемые цели;
— величиной запланированных денежных средств (см. табл.2.1.7.);
— особенности комплекса маркетинговых коммуникаций конкурентов.
Таблица 2.1.7. План затрат на маркетинг и рекламу.
Статья затрат
2006 г, руб.
2007 г, руб.
Выставки
170 000 000
250 000 000
Конкурсы
15 000 000
20 000 000
Дегустации и рекламные акции
20 000 000
40 000 000
Реклама в периодических изданиях (статьи, макеты, сеть Интернет)
45 000 000
90 000 000
Реклама на ТВ
130 000 000
320 000 000
Реклама в метро
10 000 000
30 000 000
Прочие рекламные материалы
90 000 000
200 000 000
Маркетинговые исследования
25 000 000
50 000 000
ИТОГО
500 000 000
1 000 000 000
Примечание. Источник: Данные бизнес-плана ОАО «Коммунарка» на 2006-2007 гг.
Необходимо отметить, что бюджет затрат на маркетинг и рекламу в 2007 г. планируется в 2 раза больше.
Увеличение импорта, повышение активности конкурентов при продвижении продукции на белорусском рынке обуславливает необходимость проведения комплексных коммуникационных мероприятий со стороны ОАО «Коммунарка». Рекламная деятельность ОАО «Коммунарка» включает следующие направления:
1. Реклама на телевидении (каналы ОНТ, БТ, СТВ) и по радио.
2. Наружная реклама, реклама в метро, наземном транспорте.
3. Реклама в периодических изданиях (газетах, журналах, каталогах), таких как журнал «Пищевая промышленность», «Экспорт и импорт», «ПРОМ», «Горизонты»; газеты «Гастроном», «Комсомольская правда», «Минский курьер», «Советская Белоруссия» каталог «Бизнес-Беларусь 2005 г.», «Беларусь 21 век 2005 г.», «ПартнерИнфоПресс», «Минск» и т.д.).
4. Печатная реклама (каталоги продукции, буклеты, плакаты, календари, листовки и т.д.).
5. Реклама на сувенирной продукции (ручки, ежедневники, конверты и т.д.).
6. Реклама в Интернет (сайт ОАО «Коммунарка»).
7. Реклама в торговых точках г. Минска (рекламные вывески, фирменные стойки, держатели для карамели и т.д.)
Технология организации рекламной деятельностисостоит из следующих этапов:
1.Изучается предложение на рынке рекламных услуг
2.Отбирается несколько наиболее интересных предложений, рассылается техническое задание на изготовление рекламы (рекламной продукции)
3.Изучаются высланные коммерческие предложения по следующим пунктам:
— стоимость;
— условия оплаты;
— сроки изготовления (размещения) и условия поставки.
4. Выбирается одно наиболее выгодное рекламное предложение, заключается договор.
PR-деятельность ОАО «Коммунарка» включает в себя следующие направления:
— партнерство с различными программами («Ваше лото», «Большой завтрак»);
— участие в конкурсах «Выбор года», «Лучший продукт года», «Брэнд года»;
— размещение в периодических изданиях, на сайтах, фирменных рекламных имиджевых статей, формирующих благоприятный образ фабрики «Коммунарка» в глазах потребителей.
Продукция фабрики «Коммунарка неизменно высокого качества и соответствует мировым стандартам. Это обуславливает постоянное участие компании в различных профессиональных выставках и конкурсах. Ежегодно ОАО «Коммунарка» принимает участие в различных выставках, проводимых как в Беларуси, так и за рубежом. Среди них самыми крупными являются следующие:
— «ПродЭкспо» г. Минск;
— «ПродЭкспо» г. Москва;
—  «World Food» г. Москва;
— «SIAL» г. Париж;
— «All candy» г. Чикаго;
— «ISM» г. Кельн и т.д.
Участие в выставках является источником поиска потенциальных клиентов со всего мира, возможностью отследить наиболее сильных конкурентов, изучить цены на их продукцию, узнать о новинках на рынке кондитерских изделий, упаковочных материалов, оборудования для пищевой промышленности.
Для достижения высокого конечного результата особое внимание уделяется выбору самой выставки. При этом обращают внимание на такие сведения, как ее авторитет в выставочном мире (наличие знаков международных, национальных или отраслевых выставочных организаций), количество участников (отечественных и зарубежных), участие авторитетных фирм отрасли, количество посетителей, размер закрытых и открытых площадей, место и время проведения, ценовые показатели (тарифы на аренду площади и услуги, условия платежа). На выбор выставки также влияет и информация о самом организаторе выставки.
В ходе работы выставки особое внимание уделяется мероприятиям по привлечению посетителя на стенд: размещение рекламы за пределами стенда, раздачу информации о фирме на территории выставки, проведение дегустаций.
В 2006 г. была подана заявка на регистрацию в Белгоспатент (НЦИС) торговых марок карамели, шоколадных конфет, упаковки ОАО «Коммунарка» на территории Республики Беларусь, а также международные заявки на регистрацию торговых марок ОАО «Коммунарка» на территории РФ, США, Израиля, Германии (см. Приложение А).
Продукция ОАО «Коммунарка» удостаивается многочисленных наград и дипломов не только в рамках Беларуси, но и в других странах.
При заключении договоров ОАО «Коммунарка» использует тендеры. На предприятии редко происходит нарушение договорных обязательств. Однако в практике работы предприятия имеет место такое нарушение как несоответствие качества поставляемого сырья рецептуре выпускаемой продукции, несоответствие ГОСТ или нормативным документам.
Динамика импорта сырья и материалов, используемых в производстве кондитерских изделий приведена в табл. 2.1.8.
Как видно из табл. 2.1.8., ряд необходимых для производства сырья и материалов приобретается за границей, в том числе в Российской Федерации, странах СНГ и странах дальнего зарубежья. Общий объем импорта в 2006 г. составил  =SUM(ABOVE) 9784,3 тыс. долл.США.

Таблица 2.1.8. Объемы импорта основных видов продукции в натуральном выражении за 2006 г. ОАО «Коммунарка»
Наименование
продукции
Импорт
Коли-чество, т.
Сумма, тыс.долл. США
В % к соотв. периоду прошлого года
1. Какао-бобы, всего:
3155,0
6332,0
102,4
в т.ч. страны дальнего зарубежья
3155,0
6332,0
102,4
2. Патока, всего:
2741,3
857,3
98,5
в т.ч. страны дальнего зарубежья
2741,3
857,3
98,5
3. Орех, всего:
521,3
1686,2
102,4
в т.ч. страны дальнего зарубежья
492,9
1568,3
167,1
страны СНГ
28,4
117,9
13,3
из них Россия
28,4
117,9
13,3
5. Бумага, всего:
97,9
163,9
67,9
страны СНГ
97,9
163,9
67,9
из них Россия
97,9
163,9
67,9
5. Крой коробок, всего:
169,8
744,9
65,5
в т.ч. страны дальнего зарубежья
134,7
627,3
64,4
страны СНГ
35,1
117,6
56,6
из них Россия
33,0
95,6
53,2
Примечание. Источник: собственная разработка.
Таким образом, на рассматриваемом предприятии структура внешнеэкономических связей представлена торговыми экспортно-импортными операциями по приобретению необходимых для производства сырья и материалов, и поставке в страны СНГ и дальнего зарубежья продукции собственного производства.

2.2 Проблемы и противоречия в развитии внешнеэкономических связей
Анализ приведенных показателей свидетельствует о том, что наметилась тенденция к росту объемов производства в стоимостном выражении (в сопоставимых и фактических ценах), увеличению коэффициента использования производственных мощностей, росту выручки и прибыли от реализации, а также рентабельности реализованной продукции. Однако необходимо отметить, что наблюдается снижение выпуска кондитерских изделий в натуральном выражении. В 2005 г. отгрузка продукции составила 22793 тонн, что составляет 98,6% к уровню 2005 г. В общем объеме отгрузки наблюдается снижение продаж более дешевых групп продукции (карамель, драже, ирис, конфеты, глазированные жировой и кондитерской глазурью, конфеты, неглазированные, вафли). По остальным ассортиментным группам наблюдается увеличение объемов продаж. В 2005 г. на внутренний рынок было отгружено 13925 тонн продукции, что составляет 99,8% от уровня 2004 г. Однако темп роста данного показателя в стоимостной выражении составляет 114,6%.
Анализ отгрузки продукции на внешний рынок показывает, что продажи за 2005 г. составили 5293 тонн кондитерских изделий, тогда как в 2004 г. они были 6720 тонн. Уровень продаж на внешний рынок в 2005 г. составил 77% от уровня 2004 г. Ассортимент отгрузок на внешний рынок такой, что 92,7% — карамель, 3,5% — конфеты, глазированные шоколадной глазурью, ирис – 2,3%. Отгрузка шоколада, драже и конфет, неглазированных шоколадной глазурью, незначительны: 0,5; 0,2; и 0,8% соответственно.
Проведение государственной политики в отношении кондитерской отрасли возложено на государственный концерн «Белгоспищепром», в состав которого входят наиболее крупные кондитерские предприятия Беларуси. Концерн устанавливает плановые показатели темпов роста объемов производства, экспортных поставок, а также контролирует их выполнение.
В целом, государство не предоставляет большого количества преференций для кондитерских предприятий страны. К таможенным льготам можно отнести только периодически вводимое снижение до «0» уровня таможенных пошлин на ввоз технологического оборудования. Налоговыми льготами в силу месторасположения (г. Наровля – территория значительно пострадавшая в результате аварии на ЧАЭС) пользуется только ОАО «Красный мозырянин» по налогообложению прибыли и уплате Чрезвычайного налога.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
    продолжение
--PAGE_BREAK--

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.