Реферат по предмету "Мировая экономика"


Концепция трансакционных затрат, природа внутренней и внешней интеграции фирмы Рональд Коуз и е

--PAGE_BREAK--Понятие и виды трансакций Дж. Коммонс


Понятие трансакции было впервые введено в научный оборот Дж. Коммонсом.

Трансакция – это не обмен товарами, а отчуждение и присвоение прав собственности и свобод, созданных обществом. Такое определение имеет смысл (Коммонс) в силу того, что институты обеспечивают распространение воли отдельного человека за пределы области, в рамках которой он может влиять на окружающую среду непосредственно своими действиями, т. е. за рамки физического контроля, и следовательно, оказываются трансакциями в отличии от индивидуального поведения как такового или обмена товарами.

Коммонс различал три основных вида трансакций:

1)          Трансакция сделки– служит для осуществления фактического отчуждения и присвоения прав собственности и свобод, и при ее осуществлении необходимо обоюдное согласие сторон, основанное на экономическом интересе каждой из них.

В трансакции сделки соблюдается условие симмет-ричности отношений между контрагентами. Отличи-тельным признаком трансакции сделки, по мнению Коммонса, является не производство, а передача товара из рук в руки.

2)          Трансакция управления– в ней ключевым является отношение управления подчинения, которое предполагает такое взаимодействие между людьми, когда право принимать решения принадлежит только одной стороне. В трансакции управления поведение явно асимметрично, что является следствием асиммет-ричности положения сторон и соответственно асимметричности правовых отношений.

3)          Трансакция рационирования– при ней сохраняется асимметричность правового положения сторон, но место управляющей стороны занимает коллективный орган, выполняющий функцию спецификации прав. К трансакциям рационирования можно отнести: составление бюджета компании советом директоров, федерального бюджета правительством и утвержде-ние органом представительной власти, решение арбитражного суда по поводу спора, возникающего между действующими субъектами, посредством которого распределяется богатство. В трансакции рационирования отсутствует управление.

Через такую трансакцию осуществляется наделение богатством того или иного экономического агента.

Наличие трансакционных издержек делает те или иные виды трансакций более или менее экономичными в зависимости от обстоятельств времени и места. Поэтому одни и те же операции могут быть опосредованы различ-ными типами трансакций в зависимости от правил, кото-рые они упорядочивают.
О.Уильямсон


По мнению О.Уильямсона, трансакции различаются по трем главным признакам — степени их специфичности, повторяемости и неопределенности. С его точки зрения, чем более общий, краткосрочный и однозначный характер носит сделка, тем больше оснований либо вообще обходиться без ее юридического оформления, либо ограничиваться составлением простейших контрактов. Напротив, чем более специальный, повторяющийся и неопределенный характер она имеет, тем выше трансакционные издержки и тем сильнее стимулы к установлению долговременных отношений между участниками.

Особое значение О.Уильямсон придает первому из трех выделенных им факторов. Деление ресурсов на общие и специальные восходит к работам Г.Беккера. Общий ресурс представляет интерес для множества пользователей, и его цена мало зависит от того, где он используется (пример — бензин стандартной марки). В отличие от этого специальный ресурс приспособлен к условиям конкретной сделки и вне нее не имеет большой ценности (пример — станок, произведенный по индиви-дуальному заказу). Согласно Уильямсону, специальным может быть как физический капитал (оборудование), так и человеческий (квалификация и знания). Специфичность ресурса может вызываться его местоположением (электростанция, построенная вблизи угольной шахты), а также предназначенностью для единственного покупателя при отсутствии спроса со стороны кого-либо еще.

Как показал О.Уильямсон, в результате инвестиций в специфические активы предпринявший их агент оказы-вается «заперт» в сделку со своим нынешним партнером. Если до этого у него мог быть выбор среди достаточно большого числа примерно равноценных контрагентов, то теперь их круг сужается до одного. Разрыв отношений становится равнозначен потере капитала, воплощенного в специфических активах, так как они приспособлены к особенностям данного партнера и имеют малую ценность для всех остальных. Это превращение исходной конкурентной ситуации в конечную монопольную О.Уильямсон назвал «фундаментальной трансфор-мацией», которая расценивается им как одно из главных препятствий на пути рыночного обмена.
Классификация трансакционных затрат (издержек)


Развивая анализ Коуза, сторонники трансакционного подхода предложили различные классификации трансакционных издержек (затрат). В соответствии с одной из них выделяются:

1)   издержки поиска информации(затраты времени и ре-сурсов на получение и обработку информации о це-нах, имеющихся товарах, поставщиках и потребителях);

2)   издержки ведения переговоров;

3)   издержки измеренияколичества и качества вступающих в обмен товаров и услуг;

4)   издержки по спецификации и защите прав собствен-ности(расходы на содержание судов, арбитража, органов государственного управления, а также затраты времени и ресурсов, необходимые для восстановления нарушенных прав);

5)   издержки оппортунистического поведения, под которым понимается недобросовестное поведение, нарушаю-щее условия сделки или направленное на получение односторонних выгод.

Проблеме оппортунистического поведения в теории трансакционных издержек принадлежит одно из центральных мест. Под эту рубрику попадают различные случаи лжи, обмана, бездельничанья, манкирования взятыми на себя обязательствами. Различают две основных формы оппортунизма, первая из которых характерна для отношений внутри организаций, а вторая для рыночных сделок.

Отлынивание(shirking) представляет собой работу с меньшей отдачей и ответственностью, чем следует по условиям договора. Когда отсутствует возможность эффективного контроля за агентом, он может начать действовать исходя из собственных интересов, не обяза-тельно совпадающих с интересами нанявшей его фирмы. Проблема становится особенно острой, когда люди работают сообща («командой») и личный вклад каждого определить очень трудно.

Вымогательство(holding-up) наблюдается в тех случаях, когда кем-либо из агентов произведены инвести-ции в специфические активы. Тогда у его партнеров появляется возможность претендовать на часть дохода от этих активов, угрожая в противном случае разрывом отношений (с этой целью они могут начать настаивать на пересмотре цены получаемого продукта, повышении его качества, увеличении объема поставок и т. д.). Угроза «вымогательства» подрывает стимулы к инвестированию в специфические активы.

Трансакционные издержки, возникающие по ходу взаимодействия экономических агентов, противопостав-ляются трансформационным (производственным) издерж-кам, связанным с физическим преобразованием ресурсов. Значение трансакционных издержек, как показали Дж. Уоллис и Д. Норт, возрастает в процессе экономического развития. Согласно их расчетам, доля в ВВП США трансакционных услуг, оказываемых частным сектором, увеличилась с 23% в 1870 г. до 41% в 1970 г., оказываемых государством — с 3,6% в 1870 до 13,9% в 1970 г., что в итоге составило рост с 26,6% до 54,9%.

Расширение трансакционного сектора экономики, по их мнению, служит одним из главных признаков, отделяющих процветающие экономики от стагнирующих.

Одно из наиболее интересных и плодотворных прило-жений трансакционного подхода связано с проникно-вением его идей в теорию фирмы. Основоположником трансакционного анализа экономических организаций явился Р.Коуз.

--PAGE_BREAK--Рональд  Коуз
Девяностые годы 20 века принесли успех экономистам на пути исследования рынка, собствен-ности, фирмы, корпорации. Образовался своеобразный синтез неоклассики и институционализма, «чистой» теории и прикладных разработок, макро- и микроэкономи-ческого анализа. Быстрое внедрение в практику теорети-ческих результатов заставляет повторить слова одного из выдающихся физиков: «Нет ничего практичнее хо­рошей теории». Мир экономистов заговорил о новой парадигме в науке, способной определить как будущее самой экономики, так и ее применение в самых раз­личных областях хозяйства. Одним из возмутителей спокойствия стал американец Р. Коуз (Нобелевский лауреат 1991 г.).

Р. Коуз свою награду «за пионерные работы по про­блемам трансакционных издержек и прав собствен­ности» получил в весьма преклонном возрасте — 80-летний профессор Чикагского университета уже более 10 лет как вышел в отставку. Родился он в 1910 г. в Великобритании, закончил Лондонскую шко­лу экономики. Переехав в США, работал в Вирджинском и Чикагском университетах. Труды Коуза служат блестящим опровержением тому, казалось бы сейчас, неопровержимому мнению, что успеха в экономических исследованиях можно добиться только применяя математические методы, конструируя много-факторные модели. В трудах Коуза нет формализованных моде­лей, математических выкладок или хотя бы графиков и диаграмм. Однако они (всего три статьи, опублико-ванные в 1937, 1946 и 1960 гг.) произвели переворот в видении экономической действительности, послужили источником парадигмальных изменений в современ­ном экономическом анализе, породили целый ряд бурно развивающихся научных концепций.

Далеко не сразу идеи Коуза были поняты и приняты. Опубликованная в 1937 г. статья «Природа фирмы» не произвела в свое время никакого впечатления. Внимание ученых в то время было приковано к макроэкономической теории Кейнса, к трудам, анализирующим «провалы рынка» и обосновывающим неизбежность государствен-ного регулирования рыночной системы. Коуз же в этой и последующих публикациях подходил к проблемам рынка, фирмы, государства совсем с иной стороны. В конце концов его идеи начали вызывать серьезные возражения многих американских экономистов, особенно профес-соров Чикагского университета, буквально обескуражен-ных парадоксальностью подходов и выводов далеко не самого именитого из ученых.

Казалось, общепринятые и известные даже ученикам колледжей положения о «провалах рынка», о неизбежнос-ти государственного регулирования монополий, финанси-рования образования и решения экологических проблем, были поставлены с ног на голову. Коуз, как он пишет, «был принужден к более полному изложению своих соображе-ний», опубликовав статью «Проблема социальных издержек». С этого времени теории «прав собственности» и «трансакционных издержек», разработанные ученым начинают завоевывать признание, и что особенно важно, их применение на практике оказывается эффективно.
О трансакционных   издержках
Теория трансакционных издержек изложена в статье «Природа фирмы», признанной ныне классической. Свое исследование Коуз начинает с анализа двух, по его словам, важнейших институтов, центральных для экономической науки, — фирмы и рынка, составляющих «институциональную структуру экономической системы». Он задается вопросом: почему существуют фирмы? Почему какая-то часть экономической деятельности протекает внутри фирм, представляющих собой верти-кальные иерархические структуры и устроенных по принципу прямых приказов-команд, а другая осуществля-ется на рынке, где на основе добровольных двусторонних контактов складываются горизонтальные отношения и где все решают цены? Отчего экономика не может функционировать в виде «сплошного» рынка, откуда посреди рыночной стихии возникают островки «созна-тельного контроля», иначе говоря — фирмы?

Ответ на этот вопрос Коуз дает, вводя в экономи-ческий анализ новую категорию, получившую название «Трансакционные издержки». Она служит исходным пунктом исследования и составляет своеобразный каркас теоретической системы ученого.

Неизбежность таких издержек, которые Коуз первона-чально называл «издержками рыночных трансакций» (или «издержками осуществления трансакций обмена на открытом рынке», или просто «рыночных издержек»), их суть и значение объяснялись самим автором идеи следующим образом. «Я описал то, что имел в виду, в следующих словах: «Чтобы осуществить рыночную трансакцию, необходимо определить, с кем желательно заключить сделку, оповестить тех, с кем желают заключить сделку и на каких условиях, провести предварительные переговоры, подготовить контракт, собрать сведения, чтобы убедиться в том, что условия контракта выполняются, и так далее». То есть, Трансакционные издержки — это «издержки сбора и обработки информации, издержки проведения переговоров и принятия решения, издержки контроля и юридической защиты выполнения контракта».

Американский экономист убеждает читателя — без понятия трансакционных издержек невозможно разобрать-ся в работе экономической системы, нельзя с пользой проанализировать многие проблемы и нет основания для определения политики. Существование трансакционных издержек «будет подталкивать желающих торговать к введению различных форм деловой практики, обеспечи-вающих сокращение трансакционных издержек в том случае, когда затраты по выработке таких форм оказываю-тся меньше, чем экономия на трансакционных издержках. Выбор партнеров, тип контракта, выбор предлагаемых продуктов и услуг — все может при этом меняться».
Природа внутренней и внешней интеграции фирмы
Какое же отношение ко всему изложенному имеет фирма? Самое прямое. — Быть может, наиболее важной формой приспособления к проблеме существования трансакционных издержек как раз и является возникнове-ние фирмы. Как поясняет Коуз, «хотя производство может вестись совершенно децентрализованно (на основе кон-трактов между индивидуумами)..., неизбежна организация фирм для осуществления действий, которые в противном случае совершались бы через рыночные трансакции (разумеется, если внутрифирменные издержки меньше, чем издержки рыночных трансакций). Именно это опреде-ляет, что же именно фирма покупает, производит и продает».

Итак, доказано, что само функционирование рынка может требовать высоких издержек. В той мере, в какой механизм прямого, директивного управления позволяет экономить трансакционные издержки, фирма вытесняет рынок. Но тогда возникает вопрос: почему экономика не может вся сверху донизу — наподобие единой гигантской фирмы — строиться исключительно на командном механизме, как на то уповали сторонники социалистичес-кого планирования? Коуз поясняет: координация экономи-ческой деятельности с помощью приказов из единого центра также сопряжена с немалыми издержками, и эти издержки бюрократического контроля лавинообразно нарастают при увеличении размеров организации.

С точки зрения Коуза, механическое противопостав-ление конкуренции и плана, рынка и иерархии по принципу «или — или» несостоятельно. Не в том, конечно, смысле, что хорошо бы к рынку добавить немного «сознательного контроля». Речь идет об оптимальных размерах фирмы. А они, как показал Коуз, определяются границей, где издержки рыночной (ценовой) координации сравниваются с издержками централизованного бюрокра-тического контроля. До этой границы выгодна иерархия, после — рынок. Разумеется, для каждой отрасли или технологии оптимальный размер фирмы будет свой.

В неоклассической теории понятие фирмы фактически сливалось с понятием производственной функции. Вследствие этого в ней даже не возникало вопросов о причинах существования фирм, особенностях их внутреннего устройства и т. п. Трансакционная теория фирмы представляет собой попытку преодолеть подобные упрощенные представления. В «Теории фирмы» Р.Коузу впервые удалось поставить и частично разрешить вопрос, который традиционно даже не ставился: почему сущест-вует фирма, если есть рынок? Если децентрализованный рынок способен, как утверждала неоклассическая теория, обеспечить оптимальное размещение ресурсов, то вкрапления таких административных структур как фирмы бесполезно. Откуда же посреди рыночной стихии берутся «островки сознательного контроля»?

Коуз помещал проблему в сравнительно-институциональную перспективу, противопоставляя два возможных способа координации — децентрализованный, присущий рынку, и централизованный, характерный для сознательно управляемых организаций. По его мнению, соображения экономии трансакционных издержек являются решающими при выборе организационной формы и размеров фирмы. Любая хозяйствующая единица стоит перед выбором: что для нее дешевле и лучше — взять эти издержки на себя, покупая необходимые товары и услуги на рынке, или же остаться свободной от них, производя те же товары и услуги собственными силами? Именно стремлением избегать издержек по заключению сделок на рынке можно, по мысли Коуза, объяснить существование фирм, в которых распре-деление ресурсов происходит административным путем (посредством приказов, а не на основе ценовых сигналов). Фирмы, согласно его теории, возникают в ответ на дороговизну рыночной координации и в мире без трансакционных издержек были бы излишни. В пределах фирм сокращаются затраты на ведение поиска, отпадает необходимость частого перезаключения контрактов, дело-вые связи приобретают устойчивость. В той мере, в какой административный контроль обеспечивает экономию трансакционных издержек, организация вытесняет рынок.

Но тогда возникал обратный вопрос: зачем нужен рынок, если вся экономика может быть организована наподобие единой фирмы? Ответ Коуза состоял в том, что административный механизм также не свободен от издержек, которые нарастают по мере увеличения размеров фирмы (потеря управляемости, бюрократиза-ция и т. п.). Поэтому ее границы будут проходить там, где предельные издержки, связанные с использованием рын-ка, сравниваются с предельными издержками, связанными с использованием иерархической организации.

Работа Р.Коуза открыла совершенно новую область экономических исследований. На заложенной им теорети-ческой основе выросло целое семейство концепций, раз-вивающих идеи трансакционного подхода и направленных на более полное и глубокое осмысление феномена фирмы.

--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Когнитивное звено преступного поведения
Реферат Клонирование За и Против
Реферат Союз Экономической Взаимопомощи
Реферат Когнитивный компонент самосознания у подростков
Реферат Когнитивное направление в теории личности
Реферат Когнитивная абилитация в системе психосоциальной практики
Реферат Когнитивная сфера у больных шизофренией
Реферат Консультирование при сексуальных проблемах мужчин
Реферат Види вправ з розвитку мовлення молодших школярів на уроках читання
Реферат Комплекс статистических методов в помощь психологу
Реферат Консультация по проблеме воспитания в неполной семье
Реферат Союзы племен и ранние государства на территории Казахстана
Реферат Конфликты в коллективе и роль руководителя в их профилактике и разрешении
Реферат Коммуникативные навыки
Реферат Консультации больных с психосоматическим заболеванием