Реферат по предмету "Мировая экономика"


Государственное регулирование цен в Республике Беларусь

--PAGE_BREAK--d)                осуществляет регулирование цен (тарифов) и государствен­ный контроль за соблюдением ценового и антимонопольного зако­нодательства;
e)                 принимает решения о применении экономических санкций за нарушение антимонопольного и ценового законодательства.
Облисполкомы и Минский горисполком обеспечивают госу­дарственную политику в области ценообразования в пределах ад­министративно-территориальных единиц. Возможность ограничи­вать цены на продукцию подведомственных предприятий имеют также министерства и ведомства.
В последние годы в Беларуси использовались следующие основные способы государственного регулирования цен:
1)                установление предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары, производимые в республике. При невоз­можности их соблюдения предприятия обязаны регистрировать цены на производимые товары или услуги в органах ценообразова­ния или вышестоящих органах;
2)                определение предельных отпускных цен на перечень соци­ально значимых товаров;
3)                обязательное обоснование цен отечественными пред­приятиями на производимую продукцию и импортируемые товары со стороны затрат, прибыли, налогов;
4)                установление фиксированных цен на продукцию базовых отраслей экономики, услуги естественных монополий;
5)                установление предельных максимальных (такси, бытовые услуги) и минимальных (закупочные на сельхозпродукцию, алко­гольные напитки, экспортируемые товары) цен;
6)                ограничение уровня рентабельности в ценах на социально значимые товары, продукцию предприятий, занимающих домини­рующее положение на рынке;
7)                ограничение размеров оптовых и розничных торговых надбавок;
8)                обязательное обоснование цен при товарообменных (бар­терных) операциях;
9)                индексация тарифов (на грузовые перевозки железнодо­рожным транспортом, коммунальные услуги), квартплаты с уче­том инфляции;
10)           декларирование цен на продукцию предприятий, занимаю­щих доминирующее положение на рынке;
11)           ограничение цен в рамках антимонопольного законодатель­ства (запрещение установления монопольных цен и антиконкурент­ных ценовых соглашений);
12)           контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании.
Органы управления в дальнейшем должны переходить  к косвенным методам воздействия на формирова­ние себестоимости и цен промышленной продукции, заключающим­ся в согласованном проведении регулирования цен на основное сырье и энергоресурсы, налогового, таможенного регулирования, полити­ки доходов и заработной платы, валютной и денежно-кредитной политики, антимонопольного регулирования.
1. 3. Ценовое регулирование деятельности монополий в Республике Беларусь.
В мире известны две модели для преодоления высоких цен, устанавливаемых монополиями. Зарубежная теория и практика показывают, что высокие цены и нормы прибыли сегодняшних мо­нополистов побуждают другие предприятия и новых инвесторов к проникновению на их рынки, что само по себе создает условия для возникновения и развития конкуренции.
Другая модель, которая экспериментировалась в условиях отечественной экономики, состоит в том, что, если товар продается по монопольно высоким ценам, правительство прибегает к регулированию таких цен. Предприятия в условиях ограничения прибыли, стремясь уйти от государствен­ного регулирования, завышают себестоимость, растрачивая свои ресурсы. Правительство, пытаясь осуществлять такое регулиро­вание, нередко выплачивает дотации, субсидии, предоставляет раз­личные льготы, растрачивает государственные ресурсы. Такая по­литика увековечивает монополию, устраняя возможности для по­явления конкурентов.
Разумеется, первая модель относится к хорошо функциони­рующему рынку. Сверхмонополизированная структура производства в Беларуси, доставшаяся нам в наследство, неизбежно создавала трудности в формировании конкурентной рыночной среды и рыноч­ных цен. Когда рынок только формируется, не создана его инфра­структура, отсутствуют инвестиции, независимая торговая сеть, высокая цена не в состоянии выполнять функции привлечения но­вого предложения и ограничения спроса.
На этапе трансформации экономики сфера государственного антимонопольного ценового регулирования должна быть еще дос­таточно широкой, адаптированной к особенностям экономики пере­ходного периода. В нее следует включать регулирование цен на продукцию как естественных монополий, так и ряда искусствен­ных. К естественным монополиям относятся отрасли производства, в которых минимальные издержки в расчете на единицу продукции достигаются при сосредоточении производства на единственном предприятии. В этом случае создание конкуренции путем рассре­доточения производства на нескольких предприятиях является эко­номически нецелесообразным, так как ведет к повышению удель­ных издержек (электроэнергетика, связь, железнодорожный транс­порт, газ, тепло, водоснабжение).
Цель антимонопольного законода­тельства заключается в обеспечении доступности для потребите­лей товаров (услуг) таких предприятий за счет определения эконо­мически обоснованных цен, позволяющих осуществлять развитие субъектов естественных монополий. В нашей стране используется специфическая система регу­лирования цен на продукцию предприятий, злоупотребляющих сво­им доминирующим (монопольным) положением. При этом доминирующее положение означает исключительное положение пред­приятия на рынке, которое позволяет ему диктовать свои условия потребителям и конкурентам, затруднять доступ на рынок другим предприятиям или иными способами ограничивать конкуренцию. Факт доминирования устанавливается по доле рынка, которым об­ладает предприятие. Если, например, одно предприятие владеет более чем 30%, а два — более чем 54% рынка, то эти предприятия признаются монополистами и включаются в Государственный ре­естр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее по­ложение на товарных рынках республики (независимо от формы собственности).
Государственный реестр состоит из трех разделов. В первый раздел включается перечень предприятий, относящихся к естествен­ной монополии, цены на продукцию и услуги которых устанавлива­ются государственными органами. Во второй раздел входят пред­приятия, за деятельностью которых ведется наблюдение со сторо­ны государственных антимонопольных органов. Если предприяти­ем, включенным в этот раздел, будет допущено злоупотребление доминирующим положением, то такое предприятие исключается из второго раздела и включается в третий. Третий раздел состоит из предприятий, в отношении которых применяются государственный контроль и регулирование отдельных параметров деятельности, в том числе ценовых. Каждый из разделов реестра содержит два подраз­дела: республиканский, куда входят предприятия-монополисты на республиканском товарном рынке, и местный, состоящий из пред­приятий-монополистов на местных товарных рынках (в пределах гра­ниц административно-территориальных единиц, населенных пунктов).
В зависимости от вида и назначения товара (услуги), выпус­каемого предприятиями-монополистами, используются следующие методы ценового регулирования: установление предельного норма­тива рентабельности, предельного уровня цен (тарифов) и деклари­рование уровня свободных цен (тарифов). Последнее представля­ет собой регистрацию цен в органах ценообразования на основе представляемых предприятиями их детальных обоснований (под­робное обоснование цен с представлением калькуляции, расчетами прибыли, налогов, пояснительной запиской).
К злоупотреблениям доминирующим положением на рынке относятся установление монопольных цен и заключение антикон­курентных ценовых соглашений. Под монопольной ценой понима­ется цена, которая устойчиво отклоняется от ее возможного уров­ня на конкурентном рынке и устанавливается доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом или вступившими в сговор пред­приятиями в целях реализации своих экономических интересов за счет злоупотребления монопольной властью.
К ограничению конкуренции на рынке могут привести раз­личные ценовые соглашения, которые в республике запрещены. Выявление и пресечение антиконкурентных соглашений (согласо­ванных действий) о ценах осуществляется в соответствии с разра­ботанной антимонопольными органами инструкцией.
Антиконкурентные ценовые соглашения можно условно раз­делить на два вида: горизонтальные и вертикальные. Горизонталь­ные соглашения заключаются в любой форме и имеют целью или результатом необоснованное повышение, снижение или поддержа­ние определенного уровня цен, в том числе на аукционах и торгах. Такие соглашения могут быть направлены на поддержание чрез­мерно высоких или чрезмерно низких цен. При этом в первом слу­чае целью соглашения обычно является получение дополнитель­ной прибыли за счет потребителя. Во втором случае договоренно­сти между предприятиями направлены на ограничение доступа на рынок новых предприятий в период их вероятного входа. После ус­транения этой угрозы цены повышаются с таким расчетом, чтобы компенсировать потери, вызванные их временным понижением.
Вертикальные соглашения между предприятиями пред­ставляют собой соглашения неконкурирующих хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем. Поставщик при этом применяет метод поддержания перепродажной цены, суть ко­торого состоит в установлении минимальной цены, по которой про­дукция должна быть реализована потребителям.
Установление и поддержание минимальной перепродажной цены означает осуществление поставщиком контроля над рынком определенной продукции. Следствием подобных действий являет­ся ограничение конкуренции на рынке, устранение возможности для конкурентов свободно маневрировать ценами и завышение цен.
В Концепции ценообразования определена антимонопольная политика в сфере ценообразования. В процессе проведения госу­дарственной конкурентной политики должны быть обеспечены ра­венство условий деятельности юридических лиц всех форм соб­ственности, защита интересов отечественных производителей, по­вышение конкурентоспособности производимых ими товаров.
Вследствие изменившихся экономических условий основным направлением антимонопольной политики должно стать дальней­шее сужение сферы прямого государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) организаций-монополистов на основе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным груп­пам товаропроизводителей и постепенного перехода от ценового регулирования к системе антимонопольного регулирования и конт­роля, который осуществляет:
1)                предупреждение, ограничение и пресечение монополистичес­кой деятельности хозяйствующих субъектов и органов управления;
2)                пресечение недобросовестной конкуренции;
3)                обеспечение правовой защищенности добросовестной
конкуренции;
4)                содействие развитию конкуренции на товарных рынках страны;
5)                контроль за экономической конкуренцией;
совершенствование регулирования деятельности естествен­ной монополии.
Одним из направлений антимонопольной политики является работа по созданию условий для ликвидации самих возможностей злоупотребления монопольным положением хозяйствующих субъек­тов, освобожденных от ценового регулирования. При этом сохраня­ется необходимость регулирования цен (тарифов) на продукцию, обеспечивающую национальную, продовольственную, экологичес­кую безопасность.

1.4. Контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании
Составной частью общей системы регулирования цен явля­ется контроль за соблюдением законодательства о ценообразова­нии. Определяя общие правила и принципы ценообразования, вводя ограничения цен, специальные государственные органы призваны  контролировать их соблюдение всеми субъектами хозяйствования.
1 февраля 1993 г. Постановлением Совета Министров Рес­публики Беларусь № 51 было утверждено Положение о государ­ственном контроле за соблюдением дисциплины цен, в котором оп­ределены основы государственного контроля за установлением и применением цен всеми субъектами хозяйствования независимо от форм собственности. В дополнение к нему было принято Поста­новление Кабинета Министров «О повышении эффективности кон­троля за ценами» № 221 от 2 декабря 1994 г. Определена ответ­ственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о ценообразовании статьей 6 Закона Республики Беларусь «О це­нообразовании», вступившего в действие в мае 1999 г.
Органы контроля за ценами действуют как на высшем рес­публиканском, так и на местном уровнях управления. Высшим ис­полнительным органом, который определяет политику цен и осуще­ствляет контроль за ее соблюдением, является Департамент ан­тимонопольной и ценовой политики Министерства экономи­ки. На местном уровне в пределах своей территории те же фун­кции выполняют управления антимонопольной и ценовой поли­тики облисполкомов и Минского горисполкома, а также инспек­ции по контролю за ценами в районах, городах и их районах. В своей работе органы контроля за ценами взаимодействуют с мини­стерствами и ведомствами, на которые возложена ответствен­ность за правильность установления и применения цен на подве­домственных предприятиях. Проверкой правильности установления  и применения цен занимаются также Комитет государственного контроля, Прокуратура Республики Беларусь, Государственный налоговый комитет, Министерство финансов, органы статистики.
Может осуществляться также общественный контроль за соблюдением прав потребителей в сфере торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей со стороны общественных объе­динений потребителей.
В процессе контроля решается целый ряд задач, в том числе:
1)                социально-экономический анализ формирования цен, их ди­намики, изменения структуры, соответствия реальным условия про­изводства и реализации продукци и;
2)                проверка соблюдения порядка формирования и применения свободных цен и тарифов, их экономической обоснованности, недо­пущения включения в них необоснованных затрат и прибыли;
3)                проверка правильности отражения улучшения потребитель­ских свойств, качества продукции в ценах;
4)                внесение в соответствующие органы управления предло­жений о введении или отмене государственного регулирования цен на определенные товары или услуги;
5)                оказание методической помощи субъектам хозяйствова­ния в вопросах ценообразования;
6)                выдача обязательных для исполнения указаний и предпи­саний об устранении нарушений дисциплины цен, причин и условий, их порождающих;
7)                принятие решений о применении экономических санкций за нарушение дисциплины цен и о наложении штрафов, предусмотрен­ных законодательством;
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ділянка діагностики та ремонту ДВС у АТП на 350 автомобілів
Реферат Сэмюэл Морзе
Реферат Mrs Dalloway Essay Research Paper
Реферат Карьерные железнодорожные пути. Устройство рельсовой колеи и стрелочных переводов
Реферат Проблемы народонаселения Земли
Реферат Анализ формирования и распределения прибыли (на примере ЗАО ИнфоЛинк97)
Реферат Золото добувають із землі а знання із книг
Реферат Huck Finn Essay Research Paper Mark Twain
Реферат «История свободомыслия»
Реферат Wuthering Heights Essay Research Paper The Power
Реферат Шпоры по Поэтике или теории литературы
Реферат Mark Twains Western Adventures Essay Research Paper
Реферат Разработка мероприятий по противодействию террористическим актам в ходе градостроительной деятельности
Реферат Особенности нормирования организации и оплаты труда при различных типах производства
Реферат Понятие и виды гарантий реализации прав и свобод осужденных к лишению свободы