Реферат по предмету "Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство"


Взаимоотношения предприятий c коммерческими банками

Министерство науки и образованияУкраины
Донбасский горно-металлургическийинститут
Кафедра Финансов и учёта
Курсовая работа
                  по курсу:     Финансы предприятия
                            натему:        «Взаимоотношения предприятий
                            скоммерческими банками».
                                                                                     Выполнил:ст.гр. ЭК-01-2
                                                                                     Проверил:
КошелевД. С.
Алчевск, 2003 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
IТеоретическая часть
IIАналитическая часть
         2.1Общая характеристика бухгалтерской отчётности, которая используется для оценкиФинансового состояния предприятия
         2.2Общая оценка динамики и структуры статей бухгалтерского баланса
         2.3Общая характеристика финансового состояния предприятия
         2.4Структура источников финансовых ресурсов предприятия
         2.5Анализ ликвидности баланса
         2.6Анализ оборачиваемости
         2.7Анализ эффективности использования имущества предприятия
Выводы и предложения
Литература
Приложения
IТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Взаимоотношенияпредприятий с коммерческими банками
В условиях современнойэкономики коммерческие банки становятся важным элементом рыночнойинфраструктуры. Они создаются и функционируют в форме товариществ сограниченной ответственностью или аукционных обществ. Их деятельность возможнатолько при условии получения собственной прибыли, что существенно меняет характеротношений предприятий и банков, содержание предоставляемых услуг, порядоккредитования. Взаимоотношения предприятий и банков теперь строятся с учётомвзаимных интересов и должны приносить пользу обеим сторонам. Они возникают поповоду расчётно-кассового и кредитного обслуживания предприятий, а также всвязи с появлением новых услуг, характерных для рыночной экономики.
Важнейшая особенностьотношений предприятий с коммерческими банками – их договорный характер.Инициатива заключения договоров исходит от предприятия. Оно самостоятельновыбирает банк для своего расчётно-кассового и кредитного обслуживания. Еслипредприятие находится по месту нахождения банка, то банк обязан открыть счётпредприятию. В ином случае, требуется согласие банка. Однако при открытиисчетов, Предназначенных исключительно для хранения денежных средств, а не длярасчётов, предприятие свободно в выборе банка и может иметь вклады в одном илинескольких банках. Такой порядок даёт предприятию возможность, ориентируясь насобственные интересы, выбрать банк, где организованно выполняются операции,выше культура обслуживания, шире перечень предоставляемых услуг.
Для расчётногообслуживания предприятие заключает с банком договор банковского счёта, чтоявляется необходимым для реализации безналичных расчётов. В соответствии сдоговором банк открывает предприятию как клиенту расчётный и другие счета,зачисляет на них денежные средства, поступающие как от предприятия, так ипредприятию, списывает соответствующие суммы со счёта предприятия по егопоручению на счета поставщиков, кредиторов, соответствующих бюджетных ивнебюджетных фондов. Банк обязуется принимать от предприятия-клиента и выдаватьему или по его поручению наличные деньги, выплачивать проценты за хранениеденег на счетах.
Основной счёт предприятиякак юридического лица – расчётный счёт. Предприятие вправе открыть только одинрасчётный счёт либо по месту нахождения (регистрации), либо в другом банке. Нарасчётный счёт зачисляется выручка от реализации продукции, по немуосуществляются расчёты по обязательствам предприятия. Другие счета – текущий,ссудный, валютный — можно открывать в любом количестве в различных банках. Дляоткрытия валютных счетов предприятиям банки должны иметь соответствующуюлицензию.
Расчётный субсчётоткрывается предприятием, имеющим вне места своего нахождения отдельныеструктурные звенья. По месту их нахождения в банках счета открываются на имяпредприятия. Поскольку расчетный субсчёт имеет подсобное значение, на нёмаккумулируется выручка, поступающая от структурного звена, для последующегоперечисления на основной расчётный счёт предприятия.
Текущие счета открываютсяфилиалам, отделениям и другим нехозрасчётным подразделениям предприятия. По нимпроизводятся ограниченные расчётные операции, в основном связанные с оплатойтруда и административно-хозяйственными расходами. При открытии в банке текущеговалютного счёта автоматически открывается транзитный валютный счёт, на которыйпоступают валютные перечисления от внешне экономической деятельностипредприятия. После продажи части валютной выручки остаток валютных средствперечисляется на текущий счёт. В процессе расчётно-кассового обслуживания междупредприятием и банком складываются определённые финансовые отношения, сопровождающиесядвижением денежных средств и затрагивающие формирование доходов банка ипредприятия.
Многие банки взимаютплату за оформление счетов клиентов и проведение денежных и кассовых операций,чтобы возместить расходы по их проведению. Другие банки для привлеченияклиентуры открывают счета бесплатно. В то же время каждый банк за хранение унего денежных средств выплачивает в пользу последних определённую плату,исключение составляет транзитный валютный счёт.
Размер платыустанавливается по взаимному соглашению, если речь идёт о расчетном счёте. Насрочные депозитные счета предприятие помещает временно свободные денежныесредства на условиях банка, который устанавливает проценты по вкладам взависимости от сроков хранения денег.
Расходы предприятия пооплате услуг банка включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), доходы,полученные от хранения средств на счетах банков. В том числе и курсовые разницыпо валютным счетам, учитываются в составе банковской прибыли предприятия каквнереализационные доходы.
Расчёты междупредприятиями, предприятиями и бюджетом и другие безналичные расчётыосуществляются в установленных формах. Банки не в праве контролировать это ипрепятствовать осуществлению расчётов. Однако на них возложена определённаяответственность за соблюдение правил расчетной дисциплины. Она установленанормативными актами Национального Банка Украины и определяется договорами междупредприятием и коммерческим банком. За несвоевременное (неправильное) списаниесредств со счёта предприятия, а также за несвоевременное и неправильное зачислениесредств, поступивших предприятию, оно в праве требовать от банка уплатить штрафв свою пользу в размере 0,5% этих сумм за каждый день задержки, если другие илидополнительные формы ответственности не предусмотрены в договоре банка ипредприятия.
Ответственностьпредприятий перед банками устанавливается в договорах банковского счёта ивклада, Кредитных договорах. Она принимает, например, форму повышенныхпроцентов, уплачиваемых банку за нарушение сроков возврата кредита.
Кредитование — это методвозвратного финансирования потребностей предприятия и одновременно традиционнаяуслуга банков. В современных условиях хозяйствования принципы и подход квопросам кредитования существенно изменились. Во-первых, предприятие имеетправо на получение кредита и в том банке, где ему открыт расчётный счёт и влюбом другом банке.
Во-вторых, кредитованиепредприятия производится на основе кредитного договора, в котором определяютсяправа и обязанности предприятия-ссудозаёмщика и банка с учётом предоставляемогокредита и финансового состояния предприятия, устанавливается ответственностьсторон за нарушение договора. В-третьих, если до проведения экономическихреформ устанавливались известные ограничения в кредитовании, то теперь объектомкредитования могут быть любые потребности предприятия. Вместе с тем кредит ненаправляется на возмещение убытков предприятия, неснижаемые запасы и затраты, которыеобеспечиваются за счёт собственных оборотных средств предприятия. Объектамикредитования не могут быть произведённая сверхплановая продукция, имеющаяограниченный сбыт, и неиспользуемые остатки товарно-материальных ценностей.
В зависимости отхарактера потребностей предприятия в заёмных средствах различаютсякраткосрочный (до года), среднесрочный (от года до трёх лет) и долгосрочный кредит(от трёх до пяти лет).
Долгосрочный кредитявляется одним из источников формирования оборотных средств предприятия. Онпозволяет восполнить потребность в недостающих денежных средствах, возникающуюв процессе текущей деятельности предприятия. На срок более года предприятиеможет получить кредит на капитальные затраты. В этом случае кредит выступаетисточником заёмных финансовых ресурсов предприятия, направляемых на егоразвитие. Конкретные сроки кредита определяются исходя из окупаемости затрат и нормативныхсроков осуществления кредитируемого мероприятия.
Поскольку кредитованиеосуществляется банками на коммерческой основе, принципами кредитования являетсяобеспеченность кредита, его целевой характер, срочность предоставляемой ссуды,платность и возвратность.
За пользование кредитом,который необходимо вернуть в установленный срок, предприятие уплачивает банкупроценты. Процентные ставки дифференцированы в зависимости от срока пользованияссудой с учётом спроса и предложения, причём по разным банка уровень процентныхставок колеблется. В кредитном договоре устанавливаются конкретные ставки запользование кредитом, порядок уплаты процентов и остальные условиякредитования.
Но краткосрочным ссудампроценты в пределах учётной ставки Национального Банка Украины, увеличенной натри пункта, включается предприятием в себестоимость продукции (работ, услуг), асвыше этого уровня – выплачиваются из чистой прибыли предприятия. Также изприбыли уплачиваются проценты по просроченным ссудам, проценты по ссудам, полученнымна восполнение недостатка собственных оборотных средств, проценты подолгосрочным кредитам.
Несмотря на роль кредитав обеспечении нормального кругооборота средств предприятия, финансированиикапитальных затрат сфера его применения в таком качестве ограничена вследствиесложившейся сегодня ситуации в экономике.
Между тем кредитныеоперации в мировой практике – самая доходная статья банковского бюджета, засчёт этого источника формируется основная часть чистой прибыли банков. Но сэтими операциями связаны и основные риски банков, в частности, непогашениезаёмщиков основного долга и процентов по кредиту.
Практика украинскихбанков свидетельствует, что их деятельность в области кредитования почтицеликом состоит из краткосрочных ссуд концентрированных в сфереторогово-закупочного бизнеса. Многие коммерческие банки выдают краткосрочныессуды только на посреднические операции, для которых характерна быстраяоборачиваемость средств и высокая прибыльность. Долгосрочные ссуды занимаютнезначительный удельный вес в кредитных вложениях в связи с недостаточностьюресурсов у многих коммерчески банков, темпами инфляции, при которых предприятиюсложно обеспечить рентабельность инвестиций на более высоком уровне, снижениеминвестиционной активности предприятий по многим другим причинам.
По данным за 1993 годкредитные вложения в народное хозяйство по сравнению с началом 1993 годавозросли в 6 раз, но в связи с продолжающейся инфляцией предоставлениекредитных ресурсов носит кратковременный характер, сократилась доля долгосрочныхкредитов, предоставляемых на срок более года, с 5% до 3%. Средний срок кредитасоставлял в 1993 году 2-3 месяца. В1994 году доля долгосрочных кредитов непревышала 7%, а наибольшую часть ссуд составляли кредиты от однодневных дополугодовых.
В Киеве, где 1993отмечался значительный рост коммерческих банков, общая сумма выданных кредитоввозросла на 2079 миллиарда гривен, т. е. в 2,3 раза, а долгосрочных – только на57 миллиардов гривен. В то же время наблюдалось ухудшение возвратностикредитов, сумма просроченной задолженности по ссудам коммерческих банков на 1января 1994 составляла почти 215 миллиардов гривен, что выше в 7 раз посравнению с началом 1993 года.
Совершенствованиеструктуры кредитования возможно при условии стабилизации экономическойобстановки в стране, финансового оздоровления народного хозяйства и укрепленияфинансового состоянии предприятий, что также способствует развитию новых формвзаимоотношений предприятий и банков, присущих рыночной экономике.
Прежде всего, имеются ввиду Фкторанговые, т. е. торговокоммисионные операции, которые производятся сцелью ускорить получение поставщиком платежа. Предприятия-поставщики уступаютбанку право требования платежа по платёжным документам за предоставленныетовары, выполненные работы, оказанные услуги. Банк сразу же возмещаетпоставщику полной суммы, причитающейся ему от покупателя. За осуществлениетакой операции банк взимает плату со своего клиента – поставщика.
Значение факторинговыхопераций для предприятия-поставщика состоит в том, что они сочетаются скредитованием его оборотных средств, минимизируют потери от просрочки платежа,создают условия для нормальной производственной деятельности, а следовательно,способствуют получению прибыли. Заключив договор на проведение факторинговыхопераций, предприятие-поставщик знает точную дату поступления платежей и можетпланировать свои расходы. Особенно эффективно факторинговое обслуживание длямалых и средних предприятий, испытывающих временные финансовые затруднения.
Несмотря на значительныйопыт применения факторинговых операций в других странах в Украине они пока неполучили широкого распространения.
Для предприятий такжепредставляют значительный интерес лизинговые операции, под которыми понимаетсяпокупка коммерческими банками по просьбе предприятий машин, оборудования,транспортных и т. п. и передача им их в аренду на определённый срок.
Привлекательность лизингасостоит в том, что предприятие не расходует единовременно собственныефинансовые ресурсы на покупку оборудования, т. к. банки приобретают его за счётсобственных средств. В то же время банки получают доходы в виде арендной платы,которая в конечном итоге должна превысить первоначальные затраты на покупкуоборудования. Фактически финансовый лизинг (продолжительностью от 5 до 10 лет)представляет форму долгосрочного кредитования предприятия. Вместе с тем онимеет преимущества перед обычной ссудой которая всегда связана с ограниченнымисроками предоставления и погашения кредита. Лизинг – более гибкая форма т. к.предприятие-орендатор и банк могут выбрать удобную для обеих сторон формуплатежей, которые к тому же не облагаются налогом.
В Украине лизинговыеоперации не получили развития, в частности, из-за отсутствия чёткого и детальноразработанного законодательства, что в развитых странах является давнопройденным этапом. Закон Украины «О банках и банковской деятельности»предоставляет коммерческим банкам осуществлять лизинговые операции, но пока этоправо остаётся чисто формальным, т. к. не выработана методика проведениялизинговых операций. Однако, некоторые банки, в частности Сбербанк, начинаютосуществлять такие операции.
Трастовые (доверительные)операции проводятся банками от имени и по поручению клиентов за их счёт и в ихпользу. На этот вид банковских операций в развитых странах приходится большаячасть предоставляемых услуг. Частью доверительных операций является управлениепортфелем инвестиций клиентов, который формируется из высоколиквидных акций идоходных облигаций, а также управление недвижимой и другой собственностью. ВУкраинском законодательстве пока не создано правового режима адекватногозападным видам траста. До вступления в силу нового кодекса Украиныправоотношения, связанные с трастом, регулируется Указом Президента КравчукомЛ. М. «О доверительной собственности (трасте)», принятым в декабре 1993 года.
Этим не исчерпываетсяперечень услуг, предоставляемых банками в странах развитой рыночной экономики.В условиях ужесточающейся конкуренции многие банки предлагают своим клиентам до300 разнообразных услуг.
II АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Общая характеристикабухгалтерской отчетности, которая используется для оценки финансового состоянияпредприятия. Методы проведения анализа финансового положения предприятия.
Целью составления финансовойотчётности является предоставление пользователям для принятия решений полнойправдивой информации о финансовом состоянии, результатах деятельности идвижении средств предприятия. Порядок предоставления финансовой отчётностиопределяется действующим законодательством. Финансовая отчётность обеспечиваетинформационные потребности в:
         — приобретении, продажи и владении ценными бумагами;
         — участия в капитале предприятия;
         — оценке качества управления;
         — оценки способности предприятия своевременно выполнять свои обязательства;
         — обеспеченности обязательств предприятия;
         — определении сумм дивидендов, которые подлежат распределению;
         — регулировании деятельности предприятия.
Финансовая отчётностьдолжна удовлетворять потребности тех пользователей которые не могут требоватьотчётов составленных с учётом их конкретных информационных требований
С 1 января 2000 года напредприятиях Украины, не обращая внимания на формы имущества, введеныперечисленные дальше формы финансовой отчетности, которые отвечаютмеждународным стандартам:
  — форма 1 «Баланс» — отчет о финансовомсостоянии предприятия, отражающий на указанную дату его активы, обязательства исобственный капитал
  — форма 2 «Отчет о финансовых результатах»,который позволяет получить необходимую информацию о доходах и расходах, деятельностипредприятия за отчетный период;
  — форма 3 «Отчет о движении денежных средств»,который имеет информацию о движении денежных средств за отчетный период воперационном, инвестиционном финансовом направлении деятельности предприятия;
  — форма 4 «Отчёт о собственном капитале»,который показывает изменения в состоянии собственного капитала на протяженииотчётного периода.
  — форма 5 «Примечания к годовой финансовойотчётности», в которой исправляются ошибки допущенные при составлении финансовыхотчётов предыдущих периодов путём коррекции сальдо нераспределённой прибыли наначало отчётного года.
Финансовые отчёты состоятиз статей состав и содержание которых определяется соответствующими положениями(стандартами).
На этот момент практика финансовогоанализа выбрала основные условия чтения финансовых отчётов.
Опишем некоторые из них:
Горизонтальный анализбазируется на изучении динамики отдельных финансовых показателей. В финансовоманализе наиболее распространены следующие формы:
1)               сравнениефинансовых показателей отчётного периода с показателями предшествующегопериода;
2)               сравнениефинансовых показателей отчётного периода с показателями аналитического периодапрошлого года;
3)               сравнениефинансовых показателей отчётного периода с рядом предыдущих периодов.
Вертикальный анализ –определение структуры суммированных показателей с выявлением влияния каждойпозиции отчётности на результат в целом:
1)    структурный анализ активов;
2)    структурный анализ капитала;
3)    структурный анализ денежных потоков.
Сравнительный анализбазируется на сравнении значений отдельных групп аналитических финансовыхпоказателей между собой, формы:
1)    сравнение со средними финансовымипоказателями;
2)    сравнение с финансовыми показателямиконкурентов;
3)    сравнение финансовых показателейструктурных внутренних единиц предприятия;
4)    сравнение отчётных и плановыхфинансовых показателей.
Анализотносительных показателей (коэффициентов) базируется на расчёте сравненияразных показателей между собой. Его аспекты: анализ ликвидности, анализ текущейдеятельности, анализ финансовой отчётности, анализ состояния и деятельности нарынке капиталов.
2.2Общая оценка динамики и структуры статей бухгалтерского баланса.
Вэтом разделе по данным баланса определяются изменения общей суммы баланса (валютыбаланса), применение отдельных разделов и статей актива и пассива на протяженииотчётного года, определяется удельный вес отдельных статей баланса в общейсумме баланса, определяется соотношение отдельных статей в сравнении с(предыдущим) последующим периодом.
Результатырасчётов записываются в таблицу и по этим данным проводится анализ.
Таблица2.1  Структура имущества предприятия иисточников его образования.
Показатели
На начало года
На конец года
Отклонение «+»«-»
тыс. грн.
%
тыс. грн.
%
тыс. грн.
%
1
2
3
4
5
6
7
Актив
1. Необоротные активы, всего
221030
86,97
223178
76,77
+2148
-10,2
В том числе:
Основные средства
88257
34,73
88125
30,31
-132
-4,42
Незавершённое строительство
132772
52,24
135052
46,46
+2280
-5,78
Прочие фин. инвестиции
1
1

1
2
3
4
5
6
7
Оборотные активы, всего:
32845
12,92
67258
23,14
+34413
+10,22
В том числе:
Производственные запасы
4603
1,811
7308
2,514
+2705
0,703
Животные на выращивании
1
1
Незавершенное производство
859
0,338
2081
0,716
+1222
+0,378
Готовая продукция
968
0,38
1778
0,612
+810
+0,232
Товары
107
0,042
84
0,029
-23
-0,013
Дебиторская задолженность
213172
8,409
50609
17,41
+29237
+9,32
Денежные средства
37
0,02
8
-29
0,02
Прочие оборотные активы
4898
1,927
5389
1,854
+491
-0,07
3 Расходы будущих периодов
275
0,11
275
0,095
-0,11
Пассив
1 Собственный капитал, всего:
200048
78,71
207056
71,22
+7008
-7,49
В том числе:
Уставной капитал
130317
51,28
130317
44,82
-6,46
Прочий дополни-тельный капитал
54766
21,54
54761
18,84
-5
-2,7
Нераспределённая прибыль
14965
5,88
21978
7,56
+7013
+1,67
2 Обязательства, всего
54102
21,29
83655
28,78
+29553
+7,49
В том числе:
Целевое финансирование
1240
0,427
+1240
+0,427
Долгосрочные обязательства
2523
0,99
17169
5,906
14646
+4,916
Текущие обязательства
44219
17,39
57886
19,91
43667
+2,52
3 Доходы будущих периодов
7360
2,86
7360
2,538
0,358
Баланс
254150
290711
Вывод: По данным таблицы 2.1 можно сделать вывод, чтоимущество предприятия за отчётный период возросло с 254150 тыс. грн. до 290711тыс. грн. Это изменение произошло за счёт увеличения необоротных активов с221030 до 223178 тыс. грн. и оборотных активов с 32845 до 67258 тыс. грн., приэтом удельный вес за отчётный период уменьшился с 86,97 до 76,77% — необоротныеактивы, и по оборотным активам увеличился с 12,92 до 23,14%.  Текущие активы увеличились на 34413 тыс. грн. –это вызвано увеличением производственных запасов на 2705 тыс. грн., увеличениемнезавершённого производства 1222 тыс. грн., готовой продукции на 810 грн. иуменьшением товаров на 23 тыс. грн., увеличением дебиторской задолженности на29237 тыс. грн., уменьшением денежных средств на 29 тыс. грн. и увеличениемпрочих оборотных активов на 491 тыс. грн. Что касается источниковфинансирования деятельности предприятия, то по данным таблицы 2.1 видно, чтодеятельность предприятия финансируется в основном за счёт собственных средств,т. к. удельный вес собственных средств в общей массе капитала уменьшается с78,71% до 71,22%
2.3 общая характеристика финансового состояния предприятия.
Для проведения общей оценки финансового состоянияпредприятия рассчитывается ряд показателей.
Рассчитываем некоторые:
IКоэффициентфинансовой независимости указывает, в какой степени деятельность предприятияфинансируется за счёт собственных средств:
  , (2.1)
где СК – собственный капитал
       Б – итог баланса


IIКоэффициент финансовой устойчивости показываетудельный вес финансовых ресурсов, которые предприятие может использоватьдлительное время.
  ,    (2.2)
где ДК – долгосрочные обязательства
       СК – собственный капитал
       Б – итог баланса


Ш Коэффициент финансирования показывает соотношениемежду суммой собственных средств и обязательств.
      (2.3)
где СК – собственный капитал
       О – обязательства


Рассчитанные показатели сводим в таблицу 2.2
Таблица 2.2 – Показатели финансовой устойчивости
Показатели
На начало отчётного периода
На конец отчётного периода
Норматив

0,8
0,7


0,8
0,8


3,7
2,5

Вывод: из таблицы видно, что показатель финансовойнезависимости уменьшился с 0,8 до 0,7, финансовой устойчивости осталсянеизменным 0,8, коэффициент финансирования уменьшился с 3,7 до 2,5. Однако,показатели полученные на конец отчётного периода остаются в рамках нормативныхзначений, снижение коэффициента финансирования свидетельствует о снижении долисобственного капитала, повышении доли обязательств в соотношении собственных изаёмных средств.
2.4 Структура источников финансовых ресурсовпредприятия.
Анализ структуры источников будем проводить на основеданных таблицы 2.3
Таблица 2.3 – Состав и структура источниковфинансирования деятельности предприятия
Источники финансирования
На начало года
На конец года
Изменения
Тыс. грн.
%
Тыс. грн.
%
Тыс. грн.
%
1Собственный капитал, всего
200048
100
207056
100
+7008
— Уставной капитал
130317
65,14
130317
62,94
-22
— Прочий дополнительный капитал


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Разработка технологического процесса восстановления блока цилиндров ЗИЛ-130
Реферат Уральские камни
Реферат Технология проведения маркетинговых исследований рынка банковских товаров и услуг
Реферат Вбирна здатність, кислотність і лужність ґрунтів
Реферат Классическая социально-экономическая доктрина и реалии истории ислама
Реферат СТРАХОВОЕ МОШЕННИЧЕСТВО И СПОСОБЫ БОРЬБЫ С НИМ
Реферат Основные принципы работы базы данных MS Access: составление спецификации на поставку товаров по заказам клиентов
Реферат Проекты реформирования Организации Объединенных Наций
Реферат Радиоактивный анализ
Реферат Основы информационной безопасности России
Реферат Обмен жилых помещений в домах государственного жилого фонда
Реферат Основные направления и проблемы совершенствования налоговой системы России
Реферат Основные характеристики многоуровневой сетевой модели Process Field Bus
Реферат Основы работы в Windows 95(98): стандартные программы Блокнот и Paint
Реферат Основные принципы работы базы данных MS Access: составление сводки о выполнении сроков проведения работ на объекте