Реферат по предмету "Право"


Государственное управление в сфере хозяйственной деятельности

Оглавление Введение 3 Глава. I. Теоретическое обоснование понятия управление экономикой. 1.1 Государственное управление как самостоятельное научное направление .1.2 Понятие управление экономикой 1.3 Основные черты экономики в переходный период 1.4 Органы управления промышленностью 15 Глава. II. Виды управления в сфере хозяйственной деятельности. 2.1 Управление транспортным комплексом .2.2 Управление агропромышленным комплексом .

2.3 Управление промышленностью 2.4 Управление транспортно-дорожным комплексом 36 Заключение .48 Список источников и литературы 50 Введение. Актуальность данной темы состоит в том, что на сегоднейший день эффективное управление экономикой является одной из приоритетных задач исследователей связанных с экономикой, и политикой. Государство обладает достаточным количеством правовых рычагов для эффективного регулирования хозяйственной

деятельностью в стране. Однако, действующее законодательство обозначило конкретные границы полномочий государственных органов по вмешательству в повседневную деятельность хозяйственных субъектов. Так, последнее может осуществляться только в случаях нарушения правил противопожарной безопасности нарушения установленных санитарных норм необходимости защиты экологии, необходимости обеспечения социальной защищённости наёмных работников ценового и антимонопольного регулирования изменения налоговой политики

угрозы безопасности и здоровью граждан наличия угрозы обороноспособности страны нарушения законодательства о предпринимательской деятельности трудового законодательства. Объектом исследования является государственное управление в сфере хозяйственной деятельности. Предмет является функционирование транспортного, промышленного, агропромышленного комплекса. Цель дипломной работы изучение государственного управления в сфере хозяйственной деятельности.

Задачи 1 рассмотреть основные черты экономики в переходный период. 2 проанализировать управление промышленностью. 3 изучить управление агропромышленным комплексом. 4 рассмотреть управление транспортным комплексом. Данная дипломная работа состоит из II глав, каждая глава состоит из 4 параграфов. Глава. I. Теоретическое обоснование понятия управление экономикой.

1.1 Государственное управление как самостоятельное научное направление. Капитализм еще более усложнил, а не упростил процесс управления государственными делами. Стали более масштабными проблемы безопасности в условиях растущих масштабов борьбы за ресурсы, рынки сбыта, сферы влияния, а значит - войн , проблемы социально-классовой борьбы, а значит, необходимости их урегулирования. Растет объем государственно-административного управления и государственных дел, требующих

решения в интересах общества. Однако классовый характер отношений осложнял и довлел в государственном управлении. Государственные дела публичные, общезначимые воспринимались и осуществлялись через призму социально выгодных критериев в интересах правящих кругов правителей, элиты как государственно-монополистической верхушки общества . В Западной Европе наука административного управления заметно развивается после Второй мировой войны. Немало способствовало этому создание

Международного института административных наук и его подразделений в университетах различных стран. Так, во Франции вскоре после окончания войны открыта Национальная школа администрации и институты политических исследований, основано французское отделение Международного института административных наук, который проводит исследования и собрания, ориентированные на проблематику науки государственного управления.

Резиденция отделения размещается в Государственном совете. Им издаются записки. На факультетах права, в институтах политических исследований, в Национальном центре политических наук публикуются многочисленные труды и ведется преподавание курса государственного управления. Однако нужно отметить, что в этот период камеральные науки оказались поглощенными, а точнее, вытесненными политической наукой и административным правом.

Ученые европейских стран основное внимание стали придавать правам личности перед администрацией, развитию самоуправления местных сообществ. Во всех публикациях в качестве результатов исследования предлагались реформы администрации на национальном уровне. Таким образом, научные поиски велись в рамках административной политики и права. Что касается России, то отмечая серьезную разработанность философски, теоретико-правовых и административно-правовых аспектов данной проблематики, следует отметить, что специальных работ, посвященных

непосредственному теоретическому и правовому анализу возникновения и эволюции государственно-административного управления рецепции идей камералистики до настоящего времени нет. В 60-е годы XX в. государственно-управленческая мысль в России возрождается в рамках административного права как юридическое научное направление и учебная дисциплина в университетах. Пожалуй, первые же серьезные научные исследования свидетельствовали о том, что теории

государственного управления тесны рамки формального юридизма С 70-х годов государственное управление стало развиваться как самостоятельное направление, соприкасаясь, но не сливаясь с ее соседствующими научными направлениями. Одно из них - обща теория социального управления - представлено трудами таких учетных, как В. Г. Афанасьев, Ю. П. Аверин, П. Н. Лебедь, В. С Г.

И. Петров, А. М. Омаров, Н. М. Слепенков. Другое направление - управление производством - объединило исследователей и практиков, академическую и вузовскую науку специальности Экономика и управление . Государственное управление как самостоятельное направление представлено в основном работами правоведов, юристов, которые занимались проблемами госуправления в смежных государствоведческих областях науки теории государства и права государственного конституционного и административного права

Г. В. Атаманчук, Б. М. Лазарев, Д. Н. Бахрах, И. Л. Бачило, К. С. Вельский, Б. Н. Курашвили, Ю. А. Тихомиров, М. И. Пискотин, А. Е. Лунев. Наряду с рассмотрением общих проблем теории государственного управления предмета, методов, принципов организации и функционирования в последнее десятилетие XX в. широко исследовались частные вопросы административного управления функции управлений

И. Л. Бачило, В. А. Столярова , организационные структуры управления В. Г. Вишняков, Г. С. Яковлев , институт государственной службы Н.М.Казанцев, Ю. Н. Старилов , муниципального управления, и права В. В. Тоболин, В. И. Фадеев, В. Н. Иванов, В. И. Патрушев . Слом в России административно-командной системы управление и переход к новому общественно-экономическому

укладу в конце XX в. связан с поиском и утверждением новых концепций, принципов, подходов в организации государственного управления. В целом процесс становления административной науки только-только разворачивается, характеризуется поиском оптимальной парадигмы государственно-административного управления Административное право. Под ред. В.Я. Кихоть - М 2003 С. 89-90 1.2 Теоретическое обоснование понятия управление экономикой

Управление экономикой - это целенаправленная организационная деятельность государственных органов представительной и исполнительной власти, органов управления по практической реализации задач и функций государства в отраслях хозяйства. Управление заключается в правовом обеспечении хозяйственной деятельности, в разработке целевых программ развития отраслей, организационном обеспечении управления хозяйством, контроле, оперативном управлении хозяйственными субъектами. Непосредственное управление отраслями хозяйства осуществляют органы

специальной и отраслевой компетенции министерства, ведомства, администрация хозяйственных субъектов. Управление негосударственными хозяйственными организациями возложено на негосударственные органы с соблюдением действующего законодательства. Государственное управление по основаниям его осуществления можно разделить на общее, осуществляемое государством и его органами, и особенное, когда государство выступает в качестве собственника, управляя своими имущественными фондами.

По содержанию государственного воздействия оно подразделяется на создание и прекращение субъектов хозяйствования, планирование, регулирование и контроль. Любое государственное воздействие представлено в виде конкретного юридического акта, например, планового акта, целевой программы, разрешения, квоты, лицензии, предписания, контракта. Государство обладает достаточным количеством правовых рычагов для эффективного регулирования хозяйственной деятельностью в стране. Однако, действующее законодательство обозначило конкретные границы

полномочий государственных органов по вмешательству в повседневную деятельность хозяйственных субъектов. Так, последнее может осуществляться только в случаях нарушения правил противопожарной безопасности нарушения установленных санитарных норм необходимости защиты экологии, необходимости обеспечения социальной защищённости наёмных работников ценового и антимонопольного регулирования изменения налоговой политики угрозы безопасности и здоровью граждан наличия угрозы обороноспособности страны нарушения законодательства

о предпринимательской деятельности трудового законодательства. В то же время государство осуществляет непосредственное оперативное управление казёнными предприятиями и хозяйственными субъектами Рязанов В.Т. Экономическое развитие России М 1999. С. 15-16. 1.3 Основные черты экономики в переходный период. Начиная с 1992 г. содержание государственного управления экономикой непрерывно изменяется по ряду причин.

С декабря 1991 г. Российская Федерация, Россия, стала правопреемницей бывшего СССР. Это повлекло изменения в системе органов государственного управления и их функциях, так как возникли новые проблемы во взаимоотношениях с иностранными государствами но поводу государственных долгов, а также во взаимоотношениях с бывшими республиками Союза ССР по поводу раздела его имущества, административно-территориального устройства, статуса юридических

лиц и т.д. Россия обязалась выплачивать одна за все страны СНГ долги бывшего Советского Союза и вступает в новое тысячелетие со значительным грузом внешних обязательств. Необходимость обслуживать накопленные Советским Союзом и Россией долги в размере более 130 млрд. долларов США а ежегодные проценты по ним составляют от 15 до 20 млрд. долларов до 2005 г. уже определяет и будет определять развитие российской экономики в течение

ряда лет. Это накладывает заметный отпечаток также на функционирование всей системы органов государственного управления экономикой, а в конечном счете негативно сказывается на благосостоянии населения страны. Надо учитывать и то, что высокий уровень внешнего долга России используется некоторыми странами для воздействия на нее при принятии экономических, а иногда и политических решений. Отличительной чертой современной

России является смешанный характер ее экономики наряду с государственным сектором экономики сложился негосударственный, основанный на рыночных, в том числе частнособственнических, отношениях. К концу 1996 г. частный сектор превысил государственный и продолжает расширяться. Естественно, что управлять негосударственным, частным сектором экономики надо по-новому, больше того, это вообще вряд ли управление в его подлинном, властном смысле, скорее та или иная форма стимулирующего

воздействия Административное право. Под ред. В.Я. Кихоть - М 2003 С. 105-117 Под рыночной экономикой подразумевается развитое кредитное хозяйство с неотвратимой экономической ответственностью всех участников включая государство за своевременный возврат долгов путем их взыскания с должника. Для этого нужны соответствующая законодательная база и органы судебной власти, обеспечивающие рыночную законность в хозяйственных отношениях.

Рынок - постоянный напряженный труд, жесткая производственная и деловая дисциплина, высокая персональная ответственность, арена конкуренции и риска. В России государственное регулирование распространяется, прежде всего на государственный сектор экономики, а по отношению к негосударственному сектору применяются в основном экономические методы воздействия налоги, гарантии, кредиты, дотации, таможенные тарифы и пошлины. Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. О поставках продукции для федеральных государственных

нужд устанавливает общие правовые и экономические принципы и порядок формирования, размещения и исполнения на конкретной договорной основе заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг для федеральных государственных нужд предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм собственности . То же предусматривается и Федеральным законом от 2 декабря 1994 г. О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд

. При этом должны соблюдаться положения Федерального закона от 6 мая 1999 г. О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд . Государственное регулирование распространяется на производство и реализацию этилового спирта и алкогольной продукции. на продажу природного газа, электроэнергии и некоторые другие виды хозяйственной деятельности, имеющие существенное значение для увеличения доходов государства.

Особо важную роль играет Федеральный закон от 9 января 1996 г содержащий новую редакцию Закона РФ О защите прав потребителей . Он регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров выполнении работ, оказании услуг , устанавливает права потребителей на приобретение товаров работ, услуг надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах работах, услугах и об их изготовителях исполнителях, продавцах

, просвещение товаропроизводителей, продавцов и потребителей, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации утих прав. При переходе от внеэкономических отношений к экономическим, от взаимоотношений начальник - подчиненный к отношениям производитель - потребитель государство все большее внимание уделяет защите интересов потребителя. В интересах своего бизнеса производители могут объединяться, образуя союзы, ассоциации, что и происходит

сейчас в России. Потребители же разрознены и потому нуждаются в защите государства. И поскольку одним из важнейших признаков рыночной экономики является то, что государство отчуждено от производителя и представляет интересы потребителя, именно в этом случае возможно равновесие на арене противоборства производитель - потребитель Административное право. Под ред. В.С. Четвериков - М 2005. С. 265-270 Роль государственного регулирования в хозяйственной сфере

в переходный период все больше сводится к тому, чтобы создавать, обеспечивать условия для функционирования общества, живущего по законам рыночной экономики. Переход России к рыночной экономике вызвал необходимость разработки и принятия огромного количества новых нормативных актов, касающихся функционирования исполнительной власти в хозяйственной сфере. Появились ранее не существовавшие хозяйствующие субъекты, потребовалось определить правовое положение

предприятий, в том числе банкротов, как объектов управления, урегулировать переставшую быть монополией государства внешнеэкономическую деятельности т.д. Особое внимание потребовалось уделить правовому регулированию предпринимательства Лившиц А.Я Никулина И.Н. Введение в рыночную экономику М 1995 С. 167-178 Предпринимательство представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли.

Правовые аспекты предпринимательства разнообразны. Первооснову здесь составляют понятия о формах собственности и конкуренции, а сущность правового регулирования касается, прежде всего определения круга субъектов предпринимательства, их прав и обязанностей перед государством, пределов хозяйственной самостоятельности и ответственности за нарушения законодательства, Цель государства - создать условия для возникновения как можно большего числа самостоятельно хозяйствующих

субъектов, для развития конкурентной среды на рынке товаров и услуг. Одной из форм стимулирования предпринимательства является организация зон свободного предпринимательства свободных экономических зон . Товары должны ввозиться в них и вывозиться оттуда без вмешательства таможенных органов, а главное - в этих зонах существует льготное налогообложение. Не случайно около 60 всех мировых инвестиций направляется именно в такие зоны.

Неотъемлемая часть рыночной экономики и необходимая составляющая современней модели конкурентного хозяйства - малый бизнес, иди малое предпринимательство. Создание и развитие именно этого сектора экономики должно привести к появлению массового слоя предпринимателей-собственников, которые смогли бы. наконец, не только повернуть экономику к потребностям людей, но и составить социальную базу реформ. На федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов

Федерации возложена задача при разработке государственных экономических программ предусматривать возможность участия в их реализации малых негосударственных предприятий. Значительное влияние на содержание государственного управления экономической сферой после избрания рыночного пути развития стали оказывать расширение экономических связей России со странами дальнего зарубежья, а также изменение ее географического положения как морской державы.

Знамением времени стало включение России в европейские и международные экономические организации фонды, банки , тесное сотрудничество с теми из них, которые выражают готовность оказывать материальную и техническую помощь нашей стране в осуществлении ее перехода к рыночным отношениям. Это приносит определенные выгоды например, при реструктуризации российского долга западными государствами . Важным событием явилось принятие России в Европейский

Союз в 1996 г. Однако все существовавшие ранее дискриминационные ограничения на российские товары на западных рынках пока сохраняются, что не позволяет расширить экспорт. Особенно большое противодействие со стороны Западной Европы и США наблюдается в сфере торговли оружием и военной техникой Административное право. Под ред. В.С. Четвериков -

М 2005 С. 120-140 Кризис в экономике России серьезно ослабил возможности по сохранению ее присутствия в Мировом океане. Поэтому постановлением Правительства от 10 августа 1998 г. утверждена Федеральная целевая программа Мировой океан . Основной ее целью является комплексное решение проблемы изучения, освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Мирового океана в интересах экономического развития, обеспечения безопасности страны и охраны ее морских

границ. Немаловажное значение имеет наметившееся укрепление экономических связей между странами СНГ, оказывающее влияние на содержание управления экономикой России. Несмотря на явно выраженное стремление каждого из государств проводить свою незайис политику, стало ясно, что обойтись без координации действий в хозяйственной сфере не удастся. После образования СНГ весь прежний отлаженный хозяйственный механизм был уничтожен раньше, чем появились

и обрели устойчивость на пространстве бывшего СССР новые, рыночные институты и рычаги. Это привело не только к ослаблению управления, но в значительной мере и к утрате контроля над экономическими процессами. В то же время ряд объективных обстоятельств требует сохранения прежних экономические связей. Чтобы в период перехода к рынку остановить спад производства в бывших союзных республиках, а ныне независимых государствах, необходимо осуществлять межгосударственное регулирование экономических процессов.

Поэтому характерной чертой современного государственного управления экономикой стало образование ряда координационных структур СНГ К ним относятся Совет глав государств, Совет глав правительств, ряд других организационных структур, созданных на постоянной и временной основе для формирования и развития общего экономического пространства и проведения экономической реформы Лившиц А.Я Никулина И.Н. Введение в рыночную экономику

М 1995 С. 99 1.4 Органы управления промышленностью Министерство экономики Российской Федерации Минэкономики России играет важную роль в решении экономических проблем и управлении промышленностью. Это - генеральный штаб реформ, где должны вырабатываться стратегические направления экономического развития. Особенность Минэкономики состоит в том, что, кроме управления рядом отраслей промышленности,

которыми ранее руководили упраздненные Министерство промышленности и Государственный комитет по лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности, оно выполняет многие межотраслевые функции. Согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства от 9 февраля 2000 г - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий разработку и реализацию государственной социально-экономической политики, определение путей развития экономики

и разработку методов ее эффективного регулирования, обеспечивающих социально-экономический прогресс и устойчивое развитие Российской Федерации, а также, координацию деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти Правовое положение коммерческой организации. под ред. Ю.А. Тихомирова М 2001 С. 64 Основные задачи Минэкономики России анализ экономического положения страны, определение принципов и методов регулирования в социально-

экономической сфере разработка и проведение государственной политики по обеспечению устойчивого развития страны разработка принципов, механизмов и форм реализации государственной структурной, промышленной, инновационной и инвестиционной политики в стране проведение единой государственной промышленной политики и осуществление управления в сфере металлургической, химической, нефтехимической, биотехнологической, текстильной, легкой, медицинской, машиностроительной, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей

промышленности, производства и переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, а также координация деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти экономическое обоснование федеральных государственных нужд- в том числе расходов, связанных с обеспечением обороны и государственной безопасности формирование проекта государственного оборонного заказа в целом и участие в установленном порядке в обеспечении выполнения этого заказа разработка основных принципов региональной экономическом политики,

экономических основ федеративных отношений реализация государственной стратегии экономической безопасности страны, а также выполнение других задач и функций, указанных в Положении. В Приложении к постановлению Правительства от 9 февраля 2000г. дан Перечень организаций, находящихся в ведении Минэкономики России 464 государственных унитарных предприятий и 20 государственных учреждений .

В соответствии с Указом Президента от 25 мая 1999 г. О структуре федеральных органов исполнительной власти часть функций Минэкономики России передана вновь образованным российским агентствам но обычному вооружению, по боеприпасам, по судостроению, по системам управления. Российское агентство по обычным вооружениям РАВ , согласно Положению о нем, утвержденному постановлением

Правительства от 31 января 2000 г является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, регулирующие и другие функции в сфере промышленности обычных вооружений, включая научные исследования, разработку, производство, модернизацию и утилизацию бронетанковой техники, стрелково-пушечного и артиллерийского вооружения, ракетных комплексов, высокоточного оружия, нагроновстрелкового оружия, оптико-электронных систем и приборов для образцов вооружения и военной техники, и других иидон

техники гражданского назначения. Агентство обеспечивает реализацию государственной политики в сфере промышленности обычных вооружений, является государственным заказчиком федеральных нелепых программ и работ научного и социально-экономического назначения в сфере промышленности обычных вооружений, выполняемых для государственных нужд, В его ведении находятся государственные предприятия и организации промышленности обычных вооружений Административно-процессуальное право.

Под ред. И.Ш. Килясхинова М 2004. С. 224-228 Основные задачи Агентства формирование и обеспечение реализации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти государственной научно-технической и промышленной политики в сфере промышленности обычных вооружений, направленной на обеспечение конкурентоспособности производимой продукции, развитие и эффективное использование научно-технического и производственного потенциала, внедрение прогрессивных

технологий участие совместно с Министерством обороны и другими государственными заказчиками в формировании государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа разработка совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями и представление проектов федеральных целевых и межгосударственных программ в сфере промышленности обычных вооружений, доведение их до соответствующих предприятий и организаций обеспечение совместно с Министерством обороны и другими государственными заказчиками

выполнения государственной программы вооружения, государственного оборонного заказа в сфере промышленности обычных вооружений на предприятиях и в организациях, находящихся в ведении Агентства и т.д Правовое положение коммерческой организации. под ред. Ю.А. Тихомирова М 2001 С. 87 Российское агентство по боеприпасам Росбоеприпасы , согласно постановлению Правительства от 6 августа 1999 г является федеральным органом

исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в области промышленности боеприпасов, специальной химии и химического разоружения. Оно осуществляет функции, ранее выполнявшиеся Минэкономики России и упраздненным Комитетом по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия при Президенте, в части формирования и реализации программ развития научно-технического потенциала, координации и государственного регулирования деятельности предприятий и организаций по разработке,

производству, ремонту и утилизации комплектных боеприпасов, комплектующих элементов вооружения и военной техники и взрывчатых материалов гражданского назначения осуществления функций национального органа для-выполнения обязательств по Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, взаимодействия с Организацией по запрещению химического оружия и другими государствами - участниками

Конвенции осуществления на территории Российской Федерации национального контроля за выполнением международных договоров в области запрещения химического и биологического оружия, законодательных и иных нормативных правовых актов организации разработки и реализации мер по широкому использованию технологий двойного назначения в военном и гражданском производстве на предприятиях промышленности боеприпасов и специальной химии лицензирования деятельности по разработке, производству, ремонту и утилизации продукции промышленности

боеприпасов регулирования оборота взрывчатых материалов гражданского назначения формирования совместное Министерством обороны и другими государственными заказчиками государственной программы вооружения, государственного, оборонного заказа, а также других функции, указанных в постановлении Правительства. Российское агентство по судостроению Россудостроение . согласно Положению о нем, утвержденному постановлением

Правительства от 21 декабря 1999 г является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции в сфере судостроительной промышленности, включая научные исследования, разработку, производство, модернизацию и утилизацию продукции военного и гражданского судостроения. Оно обеспечивает реализацию государственной политики и области судостроительной промышленности. является государственным заказчиком федеральных целевых программ и

работ научно-технического назначения в сфере судостроения, выполняемых для государственных нужд. В его ведении находятся государственные организации и предприятия судостроительной промышленности. Российское агентство по системам управления РАСУ , согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства от 23 декабря 1999 г является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, разрешительные, регулирующие и другие

функции в сфере радиоэлектроники и систем управления, включая научные исследования, разработку, производство, модернизацию и утилизацию специальных систем управления и радиоэлектронных комплексов, систем противоракетной обороны, предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства, систем и средств противовоздушной обороны и радиоэлектронной борьбы и т.д. Агентство обеспечивает реализацию государственной политики в области радиоэлектронной промышленности.

Министерство топлива и энергетики Российской Федерации Минтопэнерго России осуществляет руководство топливно-энергетическим комплексом страны, а также координацию деятельности предприятии к организаций электроэнергетики, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности и других организаций топливно-энергетического комплекса по вопросам, отнесенным к его ведению. Среди важнейших задач Министерства - обеспечение потребностей народного хозяйства

и населения страны в различных видах топлива. Минтопэнерго призвано активно проводить государственную энергетическую политику. На него возлагается дальнейшая реализация структурной перестройки, развитие конкурентной среды, изменение отношений собственности, выполнение программы демонополизации в отрасли. Но наряду с этой работой Министерство нe должно ослаблять государственный контроль за рациональным использованием нефти, газа, угля. Оно обязано заниматься регулированием развитии и использования сырьевой

базы Правовое положение коммерческой организации. под ред. Ю.А. Тихомирова М 2001 С. 64 Топливо и энергетика играют немаловажную роль в установлении добрососедских отношений со странами СНГ, налаживании делового сотрудничества с ними. проведения производственной кооперации в отраслях ТЭК. На специалистов Минтопэнерго возлагается обязанность подготовки материалов для Президента и Правительства, необходимых для переговоров и заключения международных договоров.

В системе государственного управления промышленностью существует Федеральный горный и промышленный надзор России Госгортехнадзор России - федеральный орган исполнительной власти, на который возложены государственное регулирование в сфере обеспечения промышленной безопасности, а также специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции. Свои функции и полномочия он осуществляет непосредственно и через образуемые им региональные

органы управления округов и инспекции . Министерство Российской Федерации по атомной энергии Минатом России является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение государственной политики в области создания и ликвидации ядерных зарядов и ядерных боеприпасов и атомной энергетики, осуществляющим государственное управление использованием атомной энергии, а также координирующим в случаях, установленных федеральными законами, указами

Президента и постановлениями Правительства, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти Административно-процессуальное право. Под ред. И.Ш. Килясхинова М 2004 С. 300-302 Его основными задачами являются обеспечение ядерной, радиационной и пожарной безопасности предприятий и организаций ядерного комплекса формирование и реализация во взаимодействии с Советом Безопасности и федеральными органами исполнительной власти государственной политики в ядерном

комплексе, а также в области международного научно-технического и экономического сотрудничества в этой сфере обеспечение мобилизационной подготовки предприятий и организаций ядерного комплекса в пределах своей компетенции обеспечение координации фундаментальных, прикладных исследований и разработок в области высоких энергий, ядерной физики, управляемого термоядерного синтеза и радиохимии, проводимых на предприятиях и в организациях ядерного комплекса проведение государственной научно-технической, инвестиционной, структурной

и конверсионной политики в области использования атомной энергии управление в пределах своей компетенции деятельностью предприятий и организаций ядерного комплекса обеспечение эффективного использования научно-технического и производственного потенциала предприятий и организаций ядерного комплекса, рационального разделения труда и развития кооперации и т.д. Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности Госатомнадзор

России выполняет следующие функции государственное регулирование и надзор за безопасностью при производстве, обращении и использовании в мирных и оборонных целях атомной энергии, радиоактивных веществ и изделий лицензирование деятельности в области использования атомной энергии надзор за соблюдением законодательства с целью обеспечения безопасности. Госатомнадзор имеет свои территориальные органы управления округов и инспекции . Глава. II. Виды управления в сфере хозяйственной деятельности.

2.1 Управление транспортным комплексом Транспортный комплекс состоит из шести разновидностей автомобильный, речной, морской, железнодорожный, воздушный, трубопроводный транспорт. Причем каждая из перечисленных разновидностей обладает серьезными особенностями, оказывающими большое влияние на организацию управления. Конституция РФ устанавливает, что в ведении Федерации п. и ст. 71 находятся федеральный транспорт, пути сообщения.

Кроме того, органы исполнительной власти субъектов РФ сами организуют транспортное обслуживание населения, контролируют его состояние и др. Далее, в сфере транспортного комплекса действуют специализированные органы управления - Министерство транспорта РФ, Министерство путей сообщения РФ, другие органы. Управление транспортом осуществляется в разных организационно-правовых формах.

Положение о Министерстве транспорта РФ утверждено Правительством РФ в апреле 1997 г Административное право. Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова М 2000 С. 186 Обратим внимание на ряд существенных моментов Во-первых, Министерство транспорта РФ Минтранс России - федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий государственное управление транспортным комплексом.

Причем в его ведении находится непосредственное управление морским, речным и автомобильным транспортом. Во-вторых, транспортный комплекс - зарегистрированные на территории РФ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на морском, речном, автомобильном, городском пассажирском включая метрополитен и промышленном кроме системы МПС транспорте перевозочную и транспортно-экспедиционную деятельность, работы, связанные с обслуживанием

водных путей сообщения и судоходных гидротехнических сооружений. В-третьих, Минтранс России формирует и реализует государственную транспортную политику в подведомственных отраслях транспорта осуществляет государственное управление, регулирование и контроль в пределах своей компетенции руководит деятельностыо своих территориальных органов и подчиненных предприятий контролирует условия и эффективность использования лицензий на перевозочную деятельность в транспортном комплексе

осуществляет контроль в отношении морского судоходства и государственный надзор за соблюдением законодательства о торговом мореплавании организует регистрацию морских и речных судов контролирует эксплуатацию внутренних водных путей выдает лицензии на осуществление перевозочной и транспортно-экспедиционной деятельности юридическим лицам и отдельным предпринимателям, приостанавливает или аннулирует их, участвует в приватизации средств морского и речного транспорта, координирует взаимодействие, видов транспорта в транспортных

узлах, утверждает устав Российского морского регистра судоходства. Свою компетенцию Минтранс России осуществляет во взаимодействии с другими министерствами и ведомствами. В состав Минтранса России входят отраслевые департаменты, Российская транспортная инспекция с отделами и филиалами в субъектах Федерации . Государственные предприятия водных путей и судоходных каналов

Минтранса России преобразованы Правительством РФ в бассейновые управления водных путей и судоходства, которые производят эксплуатацию и развитие водных путей и судоходных гидротехнических сооружений, осуществляют регулирование деятельности хозяйствующих субъектов речного транспорта всех форм собственности, контроль за обеспечением безопасности судоходства, надзор за техническим состоянием объектов речного транспорта, находящихся в федеральной собственности. Пассажирский городской и междугородный автомобильный транспорт,

а также электротранспорт трамваи, троллейбусы и т.д. находится в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления. К числу нормативных правовых актов, регулирующих вопросы статуса и системы управления железнодорожным транспортом, относится Федеральный закон О федеральном железнодорожном транспорте от 25 августа 1995 г. В этом Законе железнодорожный транспорт характеризуется как основа транспортной системы

РФ, разновидность транспорта общего пользования. Железнодорожный транспорт представляет собой единый производственно-технический комплекс, обеспечивающий во внутреннем и международном железнодорожных сообщениях потребности населения в перевозках и производства в транспортных услугах, жизнедеятельность всех сфер экономики. Управление в области железнодорожного транспорта осуществляет Министерство путей сообщения РФ МПС России . МПС осуществляет проведение государственной политики в

сфере железнодорожного транспорта, а также регулирование хозяйственной деятельности железных дорог, других предприятий и учреждений федерального железнодорожного транспорта в области организации и обеспечения перевозочного процесса. В систему МПС России входят железные дороги отделения железных дорог их линейные предприятия промышленные, строительные, торговые и снабженческие предприятия предприятия, обеспечивающие деятельность и развитие железнодорожного транспорта.

Главным оперативным звеном этой системы является железная дорога унитарное предприятие, имеющее полную самостоятельность . МПС России устанавливает границы железных дорог и их отделений, утверждает их уставы по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ закрывает железнодорожные линии создает, реорганизует и ликвидирует предприятия федерального железнодорожного транспорта кроме железных дорог вносит в Правительство

РФ предложения по созданию, реорганизации и ликвидации железных дорог. МПС России обеспечивает устойчивое и безопасное функционирование железнодорожного транспорта создает многопрофильную сферу услуг, предоставляемых транспортными предприятиями, подведомственными ему разрабатывает стандарты и нормы, определяющие порядок работы железнодорожного транспорта руководит железными дорогами, предприятиями и объединениями в области перевозочного процесса организует оперативное управление этим

процессом разрабатывает и утверждает графики движения поездов по сети железных дорог, нормативы использования вагонов и контейнеров, нормативные документы по технической эксплуатации железных дорог и условиям перевозок. На МПС России возложен контроль за состоянием безопасности движения поездов, за сохранностью перевозимых грузов. Оно также утверждает обязательные для всех предприятий, организаций и граждан нормативные акты по вопросам правил и условий перевозок, пользования средствами железнодорожного транспорта, безопасности

движения, охраны порядка, пожарной безопасности и санитарных правил на железнодорожном транспорте. Функции охраны железнодорожного транспорта осуществляются Федеральной службой железнодорожных войск. Управление в области связи и информатизации осуществляет Министерство Российской Федерации по связи и информатизации. Положение о Министерстве РФ по связи и информатизации

Минсвязи России утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2000 г. 265. Данное Министерство является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области связи электрической и почтовой и информатизации, а также координацию в этой сфере деятельности иных федеральных органов исполнительной власти.

Минсвязи осуществляет руководство службой государственного надзора за деятельностью в области связи и информатизации, а также управление находящимися в его ведении государственными и иными предприятиями и учреждениями. Основными задачами Министерства являются разработка и реализация государственной политики в области электросвязи, почтовой связи и информатизации регулирование деятельности в области использования радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи гражданского назначения, за исключением

вопросов, касающихся присвоения и эксплуатации радиочастот и орбитальных позиций спутников связи гражданского назначения для целей телерадиовещания, развития средств массовых коммуникаций и распространения средств массовой информации государственный надзор за деятельностью в области связи и информатизации обеспечение работы государственных комиссий по электросвязи, радиочастотам и информатизации. В компетенцию Минсвязи в соответствии с возложенными на него задачами входят следующие функции.

Оно осуществляет регулирование в установленной сфере деятельности, направленной на более полное удовлетворение потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц в услугах электросвязи, информатизации и почтовой связи разрабатывает и проводит научно-техническую политику в области развития федеральной связи и информатизации с учетом обеспечения устойчивости и информационной безопасности организует разработку и реализацию концепций, основных направлений и схем развития сетей

электросвязи, почтовой связи и систем информатизации на основе разрабатываемых прогнозов развития средств и услуг связи и средств информатизации разрабатывает в установленном порядке федеральные и отраслевые программы развития связи и информатизации в Российской Федерации разрабатывает проекты федеральных законов и иных нормативных актов РФ, относящихся к сфере ведения Министерства организует работы по созданию и развитию национальной информационно-

телекоммуникационной инфраструктуры осуществляет с участием Министерства промышленности, науки и технологий РФ координацию и организацию работ по внедрению новейших технологий, созданию интерактивных систем и информационного обслуживания, оказанию новых услуг в области связи и информатизации и т.д. 2.2 Управление агропромышленным комплексом Агропромышленный комплекс как отрасль экономики включает производство сельскохозяйственной продукции,

ее заготовку, переработку и хранение. Знания и сведения о системе управления в рассматриваемой сфере можно получить путем ознакомления и изучения нового Земельного кодекса РФ и анализа статуса Министерства сельского хозяйства РФ Положение о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия от 30 мая 1997 г В укрупненном, институциональном плане основные функции этого

Министерства состоят в проведении государственной политики и осуществлении управления в агропромышленном комплексе, включая мукомольно-крупяную. комбикормовую, хлебопекарную, макаронную промышленность и элеваторы, в продовольственном обеспечении страны, а также в координации деятельности в названных сферах других органов власти. Минсельхоз России ответствен за продовольственное обеспечение страны. Соответственно на него возложены разработка и реализация политики государственного регулирования сельского

хозяйства, сферы переработки и производства ресурсов проведение мер по развитию предпринимательства на основе агропромышленной интеграции и сельскохозяйственной кооперации проведение аграрных и земельных преобразований создание организационно-технических и иных условий для функционирования государственного, коллективного, кооперативного, акционерного, фермерского и мелкотоварного секторов сельского хозяйства разработка и реализация мероприятий по охране окружающей среды и природных ресурсов в порученных отраслях

сельскохозяйственного производства полеводство, животноводство и т.п в пищевой и перерабатывающей промышленности. Минсельхоз России также содействует развитию рыночных отношений, всех форм собственности и хозяйствования разрабатывает меры по приватизации и демонополизации, по созданию продовольственных оптовых рынков и ярмарок осуществляет правовое регулирование хозяйственной деятельности в рамках своей компетенции. Оно участвует в разработке и осуществлении ценового регулирования в отраслях сельскохозяйственного

производства оказывает государственную поддержку сельскохозяйственных производителей осуществляет государственный контроль за целевым использованием централизованных финансовых, кредитных, валютных и материальных ресурсов Административное право. Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова М 2000 С. 198 Государственным заказчиком по закупкам и поставкам продукции в продовольственные фонды для федеральных государственных нужд также является

Минсельхоз России. В компетенцию Министерства входит размещение государственного заказа на создание и производство сельскохозяйственной техники организация экономического и научно-технического сотрудничества в области сельского хозяйства и продовольствия с зарубежными странами выдача разрешений на импорт химических средств защиты растений. Минсельхоз России является специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира осуществляет государственное

управление охотничьим хозяйством, контролирует его ведение, осуществляет надзор за соблюдением правил охоты, выдает удостоверения на право охоты и разрешения лицензии на добычу охотничьих животных. Функции регулирования использования животного мира реализуются через Департамент по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов и его территориальные органы. Значительны функции и полномочия Департамента ветеринарии.

В его функции входит организация деятельности ветеринарной службы РФ по предупреждению болезней животных, осуществлению контроля за выпуском полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и по обеспечению защиты населения от болезней, общих для человека и животных. В его систему входят научно-исследовательские ветеринарные институты, ветеринарные лаборатории, противоэпизоотические отряды и экспедиции, зональные управления.

Департамент разрабатывает и реализует федеральные целевые программы по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней животных охраняет территорию Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств определяет перечень карантинных и особо опасных болезней животных. Начальник Департамента - главный государственный ветеринарный инспектор

России - назначается Правительством РФ. В составе Минсельхозпрода России действует также Департамент животноводства и племенного дела, на который возложены функции специального уполномоченного государственного органа по управлению племенным животноводством. 2.3 Управление промышленностью Промышленность представляет собой важнейшую часть экономики страны, основу ее экономической мощи и обороноспособности.

Это лицо страны и показатель уровня ее развития, так как является средоточием ее научно-технического интеллектуального потенциала. Назначение промышленности - обеспечить народное хозяйство машинам и, оборудованием и другими современными средствами производства, выпускать пользующиеся спросом товары для населения. Понятие промышленности охватывает ряд отраслей. Некоторые их группы именуются комплексами военно-промышленный или оборонный , лесопромышленный, топливно-энергетический, атомный, агропромышленный.

Отрасли, в свою очередь, подразделяются на объединения, предприятия и организации. В условиях рыночной экономики важной формой организации промышленности стало создание финансово-промышленных групп, действующих на основе Федерального закона от 30, ноября 1995 г . финансово-промышленная группа формируется в целях объединения материальных и финансовых ресурсов ее участников для повышения конкурентоспособности и эффективности производства, создания рациональных технологических и кооперационных связей, увеличения

экспортного потенциала, ускорения научно-технического прогресса, конверсии оборонных предприятий и привлечения инвестиций. Постановлением Правительства от 2 февраля 1998 г. функции уполномоченного федерального государственного органа по государственному регулированию создания, деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп возложены на Министерство экономики РФ. Однако основной точкой приложения сил экономических преобразований и реформ являются предприятия. Большинство из них ц результате приватизации перестали быть собственностью

государства. За долгие годы в России сложился мощный военно-промышленный комплекс ВПК , вобравший в себя лучшие научные и производственные силы. О его возможностях можно судить хотя бы по тому факту, что на предприятиях ВПК проводилось более 60 всех национальных научных исследований и разработок военного и гражданского характера. Был создан целый ряд уникальных высоких технологий, по которым наша страна даже в нынешних

сложных условиях продолжает опережать ведущие страны мира на много лет. Особое значение для выживания и расцвета оборонного комплекса имеет увеличение экспорта российского оружия и военной техники. У России есть все возможности для того, чтобы занять лидирующее положение на международном рынке оружия. Этому должно способствовать образование новых управленческих структур в соотвстстваии с Указом Президента от 25 мая 1999 г российских агентств по обычным вооружениям, по

боеприпасам, по судостроению, по системам управления. Учитывая, что в России нет госструктуры, которая управляла бы российским ВПК, а мировой опыт свидетельствует о целесообразности объединения под одной крышей авиа- и космической промышленности, где выполняются схожие задачи, в марте 1999 г. опросы координации и регулирования деятельности авиационной промышленности были переданы из Министерства экономики в

Российское авиационно-космическое агентство. Положение об агентстве утверждено постановлением Правительства от 25 октября 1999 г. Сегодня топливно-энергетический комплекс - это. половина страны . В объеме промышленного производства доля ТЭК составляет 40 Значительная часть федерального бюджета 42 формируется за счет поступлений от организации и топливно-энергетнческого комплекса, основная деятельность которых связана с производством электрической, тепловой

энергии, добычей и транспортировкой природного газа, нефти и нефтепродуктов. Поэтому государство уделяет особое внимание обеспечению бесперебойной работы этих организаций, совершенствованию системы управления топливно-энергетическим комплексом, сбережению энергоресурсов. Это нашло отражение, в частности, в Федеральном законе от 31 марта 1999 г. О газоснабжении в Российской Федерации , постановлениях

Правительства от 20 ноября 1997 г. О совершенствовании управления угольной промышленностью , от 5 июля 1999 г. Об обеспечении надежного энергоснабжения стратегических организаций и правительственной программой Энергоснабжение России в 1998 - 2005 годах . Для топливно-энергетического комплекса характерна организация крупных производственных объединений - таких, как РАО Газпром АО Нефтяная компания ЮКОС и т.п. Сейчас экономика

России посажена на нефтяную иглу . Добывай мое в отдаленных районах топливо становится изначально дорогим, необходимость использования в России только сухопутного транспорта увеличивает стоимость горючего. Ни одна страна в мире не допускает подобной монозависимости. Затраты на производство энергии, как и транспортные расходы, уже давно превысили мировой уровень. В условиях ужесточающейся конкуренции на мировых рынках электроэнергия может стать для

России одним из наиболее привлекательных экспортных товаров. Причем наиболее прибыльными, с этой точки зрения являются прежде всего атомные киловатты, себестоимость которых в России примерно в три раза ниже, чем в Западной Европе. Однако в атомной энергетике, которая является стратегически важной отраслью промышленности, в последние годы сложилось кризисное финансово-экономическое положение.

Причины кризиса - общее состояние экономики страны, а также неплатежи за отпущенную атомными станциями электрическую энергию. Поэтому в целях недопущения дальнейшей дестабилизации атомной энергетики постановлением Правительства от 21 июля 1998 г. утверждена Программа развития атомной энергетики Российской Федерации на 1998-2005 годы и на период до 2010 года. Программа основывается на необходимости развития атомной энергетики как неотъемлемой части топливно-

энергетического комплекса страны с размещением АЭС в регионах, для которых получены соответствующие согласования на их строительство. Предусматривается повышение безопасной эксплуатации действующих АЭС, замещение выбывающих АЭС и ТЭС энергоблоками АЭС нового поколения, экономия органического топлива и улучшение экологической обстановки. 2.4 Управление транспортно-дорожным комплексом. Важнейшая задача транспорта - своевременное и качественное удовлетворение потребностей населения и

народного хозяйства в перевозках. От успешной работы транспортных организаций напрямую зависит эффективность промышленного и сельскохозяйственного производства, развитие товарооборота и торговли, состояние обороноспособности страны. Транспортная система страны включает в себя следующие виды транспорта железнодорожный, воздушный, морской, речной, автомобильный, городской электрический и трубопроводный. К транспорту тесно примыкает дорожное хозяйство страны, поэтому часто их объединяют в единый комплекс

- транспортно-дорожный. Государственное управление транспортно-дорожным комплексом представляет собой целенаправленную организующую и распорядительную деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленную на удовлетворение потребностей населения и народного хозяйства, а также государственных нужд в перевозках и других видах транспортного обслуживания. Для большинства видов транспорта характерна высокая степень централизации управления, что обусловлено

значением и особенностью управляемых объектов. Кроме того, транспорт - источник повышенной опасности, поэтому для обеспечения безопасности движения организуется специализированный контроль. Особенностью транспортно-дорожного комплекса является и то, что масштаб приватизации в транспортно-дорожной сфере ограничен, что объясняется необходимостью сохранить управление стратегически важными объектами атомным флотом, федеральными железными дорогами, средствами управления воздушным движением

и т.п. Главную роль в управлении практически всеми видами транспорта играют федеральные органы исполнительной власти. Органы власти субъектов федерации организуют транспортное обслуживание населения, контролируют его состояние, обеспечивают на своей территории развитие и содержание сети автомобильных дорог общего пользования и т.д. В этих целях ими создаются соответствующие управления, департаменты, отделы. В ведении органов местного самоуправления находится городской автомобильный и электрический транспорт

общего пользования. Основу транспортной системы России составляет железнодорожный транспорт. Экономические, правовые и организационные основы деятельности, место и роль данного вида транспорта в экономике и социальной сфере страны определены Федеральным законом от 25 августа 1995 г. 153-ФЗ О федеральном железнодорожном транспорте . Основные условия перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, отношения между железными дорогами

и другими видами транспорта, а также основные положения в области эксплуатации железнодорожных подъездных путей регулируются Транспортным уставом железных дорог Российской Федерации от 8 января 1998 года. Железнодорожные перевозки относятся к естественной монополии, что определяет особые условия развития и функционирования железнодорожного транспорта. Существующая ныне система управления включает четыре ступени министерство - управление дороги - отделение

- предприятие. Железная дорога - основное оперативное звено данной системы, это государственное унитарное предприятие железнодорожного транспорта, имеющее полную хозяйственную самостоятельность. В последние годы началось реформирование железнодорожной отрасли сначала в соответствии с Указом Президента РФ от 8 ноября 1997 г. 1201 из ее структуры выведены предприятия, непосредственно не связанные с организацией движения и обеспечением безопасности перевозок, затем была принята

Концепция структурной реформы федерального железнодорожного транспорта и, наконец, в 2001 г. после долгих дискуссий была утверждена Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте. Она предусматривает три этапа реформирования с 2001 по 2010 г при этом основная идея - разделение на железнодорожном транспорте функций государственного регулирования и хозяйственного управления путем создания открытого акционерного общества Российские железные дороги , формирование конкурентного сектора

в сфере железнодорожных перевозок и привлечение инвестиций для развития железнодорожного транспорта. Федеральным органом исполнительной власти, на который возложено проведение государственной политики в сфере железнодорожного транспорта, а также регулирование в соответствии с законодательством РФ хозяйственной деятельности железных дорог, других предприятий и учреждений федерального железнодорожного транспорта, в том числе входящих в состав железных дорог, в области организации и обеспечения перевозочного

процесса является Министерство путей сообщения Российской Федерации МПС России . МПС России действует на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. 848. Основные задачи Министерства 1 проведение государственной политики в области железнодорожного транспорта 2 создание условий для устойчивой работы федерального железнодорожного транспорта

с целью своевременного и качественного обеспечения во взаимодействии с другими видами транспорта потребности населения в перевозках и услугах, жизнедеятельности всех отраслей экономики и национальной безопасности государства 3 организация работы по обеспечению безопасности движения, эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом на федеральном железно дорожном транспорте 4 создание совместно с железными дорогами сферы услуг с целью обеспечения конкурентоспособности федерального

железнодорожного транспорта на рынке транспортных услуг 5 разработка предложений по подготовке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации 6 разработка стандартов и норм, определяющих порядок функционирования федерального железнодорожного транспорта, а также экономического и правового механизма их реализации в сфере железнодорожного транспорта 7 разработка предложений и реализация программ по комплексному развитию отрасли 8 регулирование

финансово-экономической деятельности предприятий и учреждений федерального железнодорожного транспорта. Для реализации указанных задач Положением подробно определены функции МПС России в области перевозочного процесса, безопасности движения, экономики и финансов, технической политики и других областях деятельности. В соответствии с возложенными на него задачами Министерство выполняет следующие функции 1 устанавливает нормативы перевозочной работы и ответственность

за их невыполнение, организует оперативное управление перевозочным процессом 2 организует разработку и утверждение графика движения поездов по сети железных дорог, плана формирования поездов 3 регулирует в зависимости от спроса на перевозки размеры движения и назначение пассажирских поездов, а также использование мест в этих поездах 4 обеспечивает координацию работы железных дорог в целях предупреждения затруднений с пропуском поездов, регулирование погрузки грузов 5 разрабатывает и утверждает нормативные акты по

эксплуатации железных дорог, эксплуатации, обслуживанию и ремонту технических средств, связанных с перевозочным процессом 6 контролирует состояние безопасности движения и эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом, проводит анализ причин нарушения безопасности движения 7 разрабатывает и утверждает обязательные для граждан и юридических лиц технические условия погрузки и крепления грузов на подвижном составе, обеспечивающие безопасность движения 8 устанавливает порядок

выпуска и курсирования по железнодорожным путям общего пользования подвижного состава, являющегося собственностью граждан физических лиц и юридических лиц 9 организует исследования по определению спроса на перевозки пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа, разрабатывает предложения по развитию федерального железнодорожного транспорта с учетом развития других видов транспорта 10 определяет порядок регулирования экономических взаимоотношений между железными дорогами включая распределение доходов от перевозок, расчеты в связи

с несохранными перевозками грузов и повреждением технических средств , предприятиями по ремонту подвижного состава и производству запасных частей и другими предприятиями и учреждениями федерального железнодорожного транспорта, связанными с организацией и обеспечением перевозочного процесса, а также порядок формирования доходов железных дорог, получаемых от перевозок 11 проводит тарифную политику в области перевозок пасса жиров, грузов, грузобагажа и багажа на железнодорожном транспорте в порядке, определяемом

Правительством РФ 12 определяет совместно с подведомственными предприятиями и учреждениями приоритетные направления технической политики на федеральном железнодорожном транспорте, организует выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и использованию новых технических средств, технологий и материалов, осуществляет финансирование этих работ 13 определяет структуру и типаж подвижного состава и других технических средств, используемых на федеральном железнодорожном транспорте, является

государственным заказчиком работ по их созданию, 14 подготавливает предложения по постановке продукции на серийное производство, заключает договоры на ее поставку 15 обеспечивает разработку и утверждает стандарты отрасли, технические условия на производство продукции на подведомственных предприятиях 16 представляет в установленном порядке федеральный железнодорожный транспорт на международном уровне 17 производит расчеты с иностранными железными дорогами 18 осуществляет меры по обеспечению социальной

защиты работников федерального железнодорожного транспорта 19 организует работу отраслевой системы здравоохранения 20 совершенствует организационную структуру управления, вносит в Правительство РФ предложения по созданию, реорганизации и ликвидации железных дорог 21 устанавливает границы железных дорог и отделений железных дорог 22 осуществляет создание, реорганизацию и ликвидацию предприятий федерального железнодорожного транспорта кроме железных дорог , основанных на праве хозяйственного

ведения, связанных с организацией и обеспечением перевозочного процесса, в том числе входящих в состав железных дорог, а так же учреждений, основанных на праве оперативного управления 23 организует работу по продаже, обмену, сдаче в аренду, предоставлению безвозмездно во временное пользование, списанию с баланса или иному распоряжению подвижным составом и контейнерами, находящимися в федеральной собственности 24 проводит работу и контролирует обеспечение питанием пассажиров на железнодорожных вокзалах и в поездах 25

устанавливает порядок охраны объектов железнодорожного транспорта, охраны и сопровождения принятых к перевозке грузов, вносит в Правительство РФ предложения по перечням наиболее важных объектов федерального железнодорожного транспорта и специальных грузов, подлежащих охране подразделениями внутренних войск МВД России и иными уполномоченными подразделениями Козлов Ю.М. Административное право М 1999 С. 45 -47

Федеральная служба железнодорожных войск РФ ФСЖВ России действует на основании Положения о ней, утвержденного Указом Президента РФ от 26 декабря 1995 г. ФСЖВ России - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области деятельности Железнодорожных войск РФ. В пределах своих полномочий во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти она реализует государственную политику по вопросам развития железнодорожной

сети страны и непосредственно участвует в выполнении порученных заданий по подготовке железных дорог РФ в целях обороны. Деятельность ФСЖВ регламентируют также Федеральный закон от 5 августа 1995 г. О Железнодорожных войсках Российской Федерации и Положение о Железнодорожных войсках РФ. Правовую основу деятельности государства по регулированию деятельности других отраслей транспортно-

дорожного комплекса составляют федеральные законы О государственном регулировании развития авиации , О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения , Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г Кодекс внутреннего водного транспорта

РФ от 7 марта 2001 г Устав автомобильного транспорта РСФСР, Указ Президента РФ от 15 июня 1998 г. О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения и ряд постановлений Правительства России. Федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области транспортного комплекса, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных

органов исполнительной власти является Министерство транспорта Российской Федерации Минтранс России . Транспортный комплекс включает в себя гражданскую авиацию, морской, внутренний водный, автомобильный, городской электрический включая метрополитен , промышленный кроме отнесенного к ведению МПС РФ транспорт и дорожное хозяйство с входящими в них юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют перевозочную и транспортно-экспедиционную деятельность

работы услуги , связанные с обслуживанием пассажиров, грузов, транспортных средств и их экипажей организацию использования части воздушного пространства, которая в установленном порядке определена для воздушных трасс внутренних и международных , местных воздушных линий, районов авиационных работ, гражданских аэродромов и аэропортов обследование, проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт, содержание автомобильных дорог общего пользования, водных путей сообщения и судоходных гидротехнических сооружений, морских за

исключением рыбных и речных портов изготовление и ремонт транспортных средств и технологического оборудования и иные работы, выполняемые входящими в транспортный комплекс организациями. В последнее время сфера ответственности Минтранса была значительно расширена ему были переданы функции упраздненных Федеральной службы воздушного транспорта и Российского дорожного агентства , а постановлением

Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. 1038 было утверждено новое Положение о Министерстве. Минтранс РФ имеет территориальные органы, кроме того, в его ведении находятся федеральные государственные унитарные предприятия и федеральные государственные учреждения Козлов Ю.М. Административное право М 1999. С. 90-100 Основные задачи Министерства транспорта РФ 1 разработка и реализация государственной транспортной политики,

направленной на максимальное удовлетворение спроса населения и потребностей государства в транспортных услугах, сокращение транспортных издержек, сохранение на территории Российской Федерации единого транспортного пространства 2 формирование и совершенствование правовых основ функционирования транспортного комплекса 3 разработка и реализация совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти про грамм развития транспортного комплекса, проведение в

транс портном комплексе структурной перестройки 4 обеспечение эффективного управления федеральной собственностью в транспортном комплексе 5 содействие повышению эффективности работы организаций транспортного комплекса и росту конкурентоспособности российских транспортных операторов на российском и зарубежном рынках транспортных услуг 6 координация развития транспортной инфраструктуры и формирования на территории РФ международных транспортных коридоров 7 организация оптимального взаимодействия различных видов транспорта 8

организация совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проведения статистических наблюдений в транспортном комплексе 9 содействие развитию экспорта транспортных услуг и повышению эффективности транспортного обеспечения экспорт но-импортных операций 10 осуществление в пределах своей компетенции государственного регулирования, управления и контроля деятельности по обеспечению безопасного, устойчивого и эффективного функционирования транспортного комплекса 11 формирование и проведение в транспортном

комплексе единой экономической, инвестиционной, тарифно-ценовой, научно-технической, информационной, кадровой и социальной политики 12 осуществление взаимодействия с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в решении вопросов предоставления транспортных услуг, обеспечения энергопотребления в транспортном комплексе и других комплексных проблем развития транспорта 13 осуществление государственной политики

в области раз вития международного сотрудничества и внешнеэкономических связей РФ с другими государствами и международными организациями по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства. Минтранс России - специально уполномоченный государственный орган в области гражданской авиации, межотраслевой координирующий орган по вопросам морской деятельности, выполняющий многочисленные функции в области управления морским транспортом, внутренним водным транспортом, автомобильным, городским

электрическим и промышленным транспортом, а также в области дорожного хозяйства всего у Министерства согласно Положению более 160 функций . В составе Минтранса России из подразделений, осуществляющих специальные функции отраслевого управления, формируются соответствующие отраслевые блоки - государственная служба гражданской авиации, государственная служба дорожного хозяйства, государственная служба морского флота, государственная служба речного флота,

службы автомобильного и городского пассажирского транспорта, возглавляемые первыми заместителями заместителями Министра. Минтранс создает свои территориальные органы. Кроме того, в структуру Министерства входит Российская транспортная инспекция, действующая на основании Положения о ней, утвержденного постановлением Правительства РСФСР от 26 ноября 1991 г. 20. Ее главные задачи осуществление государственного контроля за соблюдением

транспортного законодательства, правил безопасности движения и экологических требований при эксплуатации транспорта лицензирование перевозочной, транспортно-экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транс портного процесса, ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств, в пределах компетенции Министерства транспорта РФ осуществление в пунктах пропуска через государственную границу РФ и на территории России контроля за соблюдением иностранными и российскими юридическими и

физическими лицами, осуществляющими автомобильные перевозки грузов и пассажиров в международном сообщении, международных договоров Российской Федерации, регламентирующих такие перевозки. Российская транспортная инспекция имеет территориальные органы отделения в субъектах РФ. При Минтрансе России также действует Российский Речной Регистр, осуществляющий технический надзор за судами внутреннего и смешанного река - море плавания

Административное право. Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова М 2000 С. 208-211 Заключение. При написании данной дипломной работы мною было изучено понятие государственного управления в сфере хозяйственной деятельности. В деятельности органов исполнительной власти в России после того, как она стала новым самостоятельным государством и избрала путь перехода к рыночной экономике, вопросы управления в хозяйственной сфере

занимали и занимают ведущее место. Положительным итогом напряженных практических действий органов исполнительной власти стало создание негосударственного сектора экономики, проведение широкомасштабной приватизации, придание реформе социальной направленности, расширение самостоятельности, регионов, либерализация внешнеэкономической деятельности, дальнейшее развитие нормативно-правовой базы реформ. Однако реализовать намеченные планы, к сожалению, не удалось,

Положение экономики Российской Федерации остается сложным и противоречивым. При сохранении низкой инвестиционной активности не удалось ускорить структурную перестройку экономики. Неотлаженная система регулирования деятельности государственных предприятий снижала результативность усилий, направленных на стабилизацию объемов производства. Медленно осуществлялась аграрная реформа. Низкая степень исполнения федерального бюджета не позволила

улучшить финансовое положение страны, увеличены размеры внутреннего и внешнего государственного долга. По-прежнему неудовлетворительной остается финансовая дисциплина хозяйствующих субъектов, что является одной из основных причин кризиса неплатежеспособности. Продолжала нарастать напряженность на рынке труда, усилилась дифференциация в уровнях доходов различных групп населения. Серьезную опасность для дальнейшего продвижения по пути реформ представляет рост организованной

преступности, коррупция и криминализация предпринимательства. Все это вызывает необходимость принятия срочных мер по дальнейшему реформированию и развитию российской экономики. Выполнены следующие задачи 1 рассмотрено основные черты экономики в переходный период. 2 проанализированы управление промышленностью. 3 изучено управление агропромышленным комплексом. 4 рассмотрено управление транспортным комплексом.

Список источников и литературы. 1. Административное право. Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова М 2000. 2. Административное право. Под ред. В.Я. Кихоть - М 2003. 3. Административное право. Под ред. А.П. Коренева М 2001. 4. Административное право. Под ред. В.С. Четвериков - М 2005. 5. Административно-процессуальное право.

Под ред. И.Ш. Килясхинова М 2004. 6. Административное право. Под ред. А.Б. Агапов М 2004. 7. Габричидзе Б.Н. Административное право Российской Федерации М 1998. 8. Глазунова Н.И. Государственное управление М 2004. 9. Козлов Ю.М. Административное право М 1999. 10. Лившиц А.Я Никулина И.Н. Введение в рыночную экономику

М 1995. 11. Манохин В.М. Российское административное право М 1996. 12. Овсянко Д.М. Административное право М 2002. 13. Правовое положение коммерческой организации. под ред. Ю.А. Тихомирова М 2001. 14. Рязанов В.Т. Экономическое развитие России М 1999. 15. Рюттингер Р. Культура предпринимательства

М 1992. 16. Райзберг Б.А. Основы бизнеса М 1996. 17. Мартынов Р. Ю. Экономика в переходный период Р.Ю. Мартынов Российская газета 1999 4. 18. Алаев Е. Б. Управление агропромышленным комплексом в РФ Е.Б. Алаев Российская газета 1999 2.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.