Реферат по предмету "Право"


Антитрестовское законодательство

Введение. Жизнь современного общества немыслима без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей. Основной правовой формой такого коллективного участия лиц в гражданском обороте и является конструкция юридического лица. Появление института юридического лица в самом общем виде обусловлено теми же причинами, что и возникновение и эволюция права: усложнением социальной организации общества, развитием экономических

отношений и, как следствие, общественного сознания. В различных странах существуют различные виды юридических лиц. У нас РФ существуют АО, ООО, ХТ, производственные кооперативы, фонды и т. д. В Германии существуют союзы и учреждения, во Франции товарищетва и публичные корпорации. Я же в своей работе буду подробно рассказывать о юридических лицах в

Англии и США, которые имеют много сходств. Юридические лица в Англии делятся прежде всего на корпорации, представляющие собой совокупность лиц (corporation aggregate}, и единоличные корпорации (corporation sole). Не знает деления юридических лиц на корпорации и учреждения и право США. Законодательство штатов и федеральное законодательство, как правило, правовой режим юридического лица ставят в зависимость от характера осуществляемой деятельности.

Обычным поэтому является деление корпораций на: - публичные (правительственные); - непредпринимательские (non-profit-corporations); - предпринимательские (business corporations). Очень часто хозяйствующие субъекты ведут монополистическую деятельность, пытаясь тем самым занять доминирующее положение на рынке. Чтобы стать понополистом фирмы очень часто ведут недобросовестную конкуренцию и в связи с этим в каждой стране ведётся антимонопольная политика, которая контролируется определёнными

органами. В США с этой целью было создано антитрестовское законодательство про которое я расскажу в данной работе. 1. Виды юридических лиц в Англии и США. Юридические лица в Англии и США делятся прежде всего на корпорации, представляющие собой совокупность лиц (corporation aggregate}, и единоличные корпорации (corporation sole). В качестве корпорации, состоящей из совокупности лиц, действуют легализованные специальным законодательством

компании. Законодательство различает несколько видов компаний, причем основой разграничения является характер имущественной ответственности компании перед третьими лицами. Праву Англии неизвестен институт учреждения. Для достижения тех целей, которым служит учреждение в праве Германии, Швейцарии, широко используется институт доверительной собственности. В качестве единоличной корпорации, то есть в определенный момент состоящей из одного физического лица,

пользующегося в силу занимаемой должности статусом юридического лица, действуют король, архиепископ, епископ, публичный доверительный собственник, министр почт. Особое место среди юридических лиц в Англии принадлежит публичным корпорациям – организационной форме государственных предприятий. Среди объединений лиц современное право Англии выделяет квазикорпорации, то есть такие союзы лиц, которые признаются в качестве единого целого

– юридического лица лишь для определенных целей. К таким квазикорпорациям относятся, в частности, профсоюзы. До настоящего времени профсоюзы не признаются юридическими лицами, хотя за ними в результате борьбы трудящихся Англии и признаны некоторые права корпорации. Так, профсоюзы вправе обладать имуществом, заключать от своего имени договоры личного найма. За ними было признано право предъявлять иски, связанные с клеветой на профсоюзы; члены профсоюза вправе

предъявлять иски к объединению с требованием восстановления членства в профсоюзе. Не знает деления юридических лиц на корпорации и учреждения и право США. Законодательство штатов и федеральное законодательство, как правило, правовой режим юридического лица ставят в зависимость от характера осуществляемой деятельности. Обычным поэтому является деление корпораций на: - публичные (правительственные); - непредпринимательские

(non-profit-corporations); - предпринимательские (business corporations). Рис.1. Виды юридических лиц в Англии 1. ЮЛ типа учреждения в Англии нет. Его функции выполняет корпорация и институт доверительной собственности-trust. 2. « Единоличная корпорация – это лица, последовательно друг другу, занимающие какую-либо публичную должность и инкорпорированные так, что образуют единое непрерывное юридическое лицо».

3. Публичными корпорациями в англии также называют государственные предприятия, выполняющие общественно-полезные функции: транспортные, экспедиционные и другие. 4. В Англии, как и в других странах, в настоящее время получилди распространение ЮЛ- компании, состоящие из одного лица one-man-company. Рис. 2.Виды юридических лиц в США. ПРОМЫШЛЕННЫЕ БАНКОВСКИЕ

ТРАНСПОРТНЫЕ СТРАХОВЫЕ ЗРЕЛИЩНЫЕ И ДР. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ( УНИВЕРСИТЕТЫ, КОЛЛЕДЖЫ) РЕЛИГИОЗНЫЕ КООПЕРАТИВЫ И ДР. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ, ОКРУЖНЫЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ И ДР. • Регулирование правового положения корпораций отнесено к компетенции отдельных штатов, законодательство которых имеет существенные различия. • Корпорация, состоящая из одного лица, имеет в США широкое распространение и получила название, как в

Англии one –man-company. Широкое распротранение и в Англии и в США получили такие юридические лица, как трест, картель и синдикат. Картель - объединение предпринимателей, создаваемое в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. Участники картеля сохраняют коммерческую и производственную самостоятельность и договариваются о регулировании объемов производства, условиях сбыта продукции, разделе рынков сбыта, источников сырья,

ценах и др. ( ввозящий, долевой, калькуляционный, кризисный, международный, и т. д. ) Синдикат - объединение предпринимателей или производителей товаров с целью их сбыта, осуществления единой ценовой политики и других видов коммерческой деятельности при сохранении юридической и производственной самостоятельности входящих в него предприятий. 2. Антитрестовское законодательство США. АНТИТРЕСТОВСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - законы и другие правительственные акты, способствующие развитию

конкуренции, направленные на ограничение и запрещение монополий, препятствующие созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий. Для организации антимонопольной деятельности создаются антимонопольные (антитрестовские комитеты). Эффективно развивающаяся рыночная экономика основывается, прежде всего, на свободном предпринимательстве. Рынок появляется везде и всюду, где люди покупают или продают свои товары или услуги.

В системе свободной рыночной экономики продавцы и потребители обмениваются товарами и услугами на многих конкурирующих рынках, и обмен обеспечивает им возможность честно и эффективно заниматься бизнесом. Конкуренция побуждает производителей улучшать качество товаров, постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг, а потребитель имеет возможность выбрать из всего многообразия товаров и услуг то, что удовлетворяет его требованиям. В конечном результате растет благосостояние потребителей,

снижаются цены на традиционные виды продукции и услуг, на рынке постоянно появляются новые товары и новые производители. Предоставляя потребителю право выбора, конкуренция обеспечивает оздоровление экономики, не позволяя работать неэффективным предприятиям. Но любой предприниматель, приобретая рыночную власть, стремится установить контроль над ценами и условиями, которые определяют деятельность предприятия на рынке. Чтобы сохранить свою рыночную власть и контроль за ситуацией на рынке, предприниматели могут

совершать действия, ограничивающие конкуренцию, создавать искусственные барьеры для входа на рынок, заключать антиконкурентные соглашения, приобретать акции или активы своих конкурентов. На этом этапе на первый план выходит "арбитр" в лице государства. В данной ситуации одной из основных функций государства является сохранение конкуренции как основного экономического механизма, поэтому в целях предупреждения, ограничения и пресечения монополистической

деятельности и недобросовестной конкуренции в ряде случаев требуется государственное вмешательство. Ни одна рыночная экономика не обходится без государственного вмешательства. Однако вопрос состоит в том, какими методами осуществляется это регулирование, какие сферы оно затрагивает. Чрезвычайно актуальны задачи тщательного анализа зарубежного опыта в области антимонопольного регулирования, анализа его формирования, проработки особенностей, выявления возможностей применения в

России. Становление и развитие антимонопольного законодательства в России идет в течение 13 лет, что небольшой срок по сравнению с европейским законодательством и, тем более, американским. В рамках взаимодействия и обмена опытом в области антимонопольного регулирования проходят различные семинары и конференции с участием зарубежных специалистов. Эти встречи позволяют выработать наиболее приемлемые пути совершенствования российского антимонопольного

законодательства. В последнее время часто возникает полемика о существующих плюсах и минусах в российском конкурентном праве, о методах работы антимонопольных органов, процедуре расследования тех или иных дел. Хорошо это или плохо - вопрос для дискуссии. Но чтобы начинать дискуссию, необходимо иметь представление о том, как работают специалисты по антимонопольному законодательству за рубежом, какова структура, полномочия антимонопольных органов, процедура рассмотрения дел в области антимонопольного законодательства.

В качестве примера предлагаем Соединенные Штаты Америки, где впервые государство занялось антимонопольным, или антитрестовским, законодательством. В США появившееся в конце XIX века антитрестовское законодательство было направлено против создания картелей, удержания цен и заключения разного рода соглашений. Основными органами власти в США, призванными осуществлять контроль за соблюдением антитрестовского законодательства, являются бюро

федерального правительства - Антитрестовский отдел Министерства юстиции США, Федеральная торговая комиссия США. Судопроизводство в области разрешения споров, возникающих при применении антитрестовского законодательства, осуществляет Верховный суд США. Некоторые штаты имеют свои антитрестовские управления и, соответственно, собственное законодательство. Стоит отметить, что хотя большинство принимаемых в штатах законов аналогично

по содержанию основным федеральным антитрестовским правовым актам, тем не менее деятельность некоторых штатов по применению антитрестовских законов идет вразрез с практикой применения данного законодательства Министерством юстиции и Федеральной торговой комиссией. Например, в большинстве штатов приняты нормы законов, аналогичные статьям закона Шермана, и суды штатов основываются на федеральной антитрестовской судебной практике при толковании

этих положений. Так, в середине 90-х годов около 20 штатов ввели в действие постановления, запрещающие слияние компаний, и данные нормы существенно отличались от федеральных. В чем же главное отличие между органами власти, осуществляющими контроль за соблюдением антитрестовского законодательства, которые, на первый взгляд, занимаются одними и теми же вопросами - предотвращением появления на рынке занимающей доминирующее положение компании и пресечением недобросовестной конкуренцией?

Министерство юстиции имеет полномочия для осуществления контроля за исполнением законов Шермана и Клейтона, но не вправе обеспечивать применение Закона о Федеральной торговой комиссии. Антитрестовское управление возглавляет заместитель министра юстиции, которого назначает президент и утверждает в должности Сенат. Общая численность управления составляет около 500 человек.

Министерство юстиции осуществляет деятельность по проведению в жизнь законов посредством возбуждения гражданских и уголовных исков. Все судебные дела оно передает на рассмотрение федеральных судов. Только Министерство юстиции имеет полномочия, позволяющие осуществлять контроль за соблюдением положений об уголовной ответственности, содержащихся в федеральном антитрестовском законодательстве. Министерство юстиции может потребовать применения санкций по уголовному праву, когда существует прямое

доказательство того, что компании вследствие своих действий ущемляют конкуренцию. В данном случае существует срок исковой давности. Министерству следует начать проведение уголовных антитрестовских мероприятий в течение пяти лет с момента совершения преступления, за исключением некоторых оговоренных в законе случаев (например, незаконный сговор). Интересен факт, что министерством принята политика так называемой "снисходительности"

, которая позволяет компаниям, сообщившим о нарушениях антитрестовского законодательства и сотрудничавшим при расследовании уголовных дел, получить так называемую "амнистию". Федеральная торговая комиссия (ФТК) разделяет с Министерством юстиции деятельность по применению закона Клейтона согласно гражданскому праву. Функции и полномочия ФТК, созданной как экспертный орган, оговорены в Законе о

Федеральной торговой комиссии. Данный орган занимается антитрестовским законодательством в обеспечении политики по отношению к справедливой конкуренции и защите прав потребителей. Во главе него стоят пять членов комиссии, назначенные президентом по согласованию с сенатом сроком на семь лет, причем в одной и той же политической партии могут состоять не более трех членов комиссии. Рассмотрение антитрестовских дел происходит совместно с

Управлением экономики. ФТК осуществляет свое право применять законы, в основном посредством вынесения судебных решений в административном порядке. По отношению к компаниям-нарушителям норм антитрестовского законодательства комиссия может применять санкции в виде, например, штрафов. Также комиссия использует свое право для подачи гражданских исков в федеральные окружные суды. Для избежания дублирования в расследовании дел и судебном производстве

Федеральная торговая комиссия и Министерство юстиции взаимодействуют между собой, уведомляя друг друга о начале расследования и распределяя при необходимости вопросы, которыми будет заниматься каждый орган. Деятельность ФТК и Министерства юстиции заключается не только в проведении расследований и привлечении нарушителей к административной и уголовной ответственности, а также и в подготовке юридических заключений по той или иной экономической ситуации, вынесении приговоров и в распространении административных директив.

Например, Министерство юстиции и ФТК в ответ на значительные структурные изменения в секторе здравоохранения опубликовали ряд совместно разработанных заявлений по вопросам, связанным с процессами слияний в данном секторе экономики, и тем самым дали возможность предпринимателям сориентироваться относительно возможных последствий некорректного поведения при применении норм антитрестовского законодательства. Данные ведомства также консультируют правительственные организации, законодательные органы власти,

комиссии по контролю в целях предотвращения издания нормативно-правовых актов, которые своим действием ограничивают конкуренцию. Таково основное поле деятельности двух федеральных структур, которые реализуют политику пресечения ограничения конкуренции. Антитрестовское законодательство Рассмотрев структуру и полномочия федеральных органов, занимающихся контролем за соблюдением антитрестовского законодательства, на данном этапе следует определить - что представляет из себя данное законодательство.

Наиболее важным нормативным актом является закон Шермана, принятый Конгрессом почти без обсуждения или возражений в 1890 г. Из-за всеобъемлющего характера его стали называть конституцией конкурентной системы. Закон Шермана запрещает любые контракты, объединения и тайные сделки, направленные на ограничение торговли между штатами, и любые попытки монополизировать какую-либо часть этой торговли.

В действительности язык данного закона очень ограничил сферу его применения. В конце концов, любых двух партнеров, решивших вести совместное дело, можно было бы считать объединившимися с целью затруднить торговлю для своих конкурентов и, таким образом, захватить как можно большую долю рынка. Поэтому федеральные суды пришли к убеждению, что объединения или другие попытки установить монополию могут быть запрещены согласно закону Шермана только если они "неразумны" или представляют

серьезную угрозу общественному благосостоянию. Нарушения данного закона рассматриваются как преступные действия. Отдельные действия наказываются штрафом до 250 тыс. долларов и даже тюремным заключением сроком до трех лет в каждом случае. На корпорации может быть наложен штраф до 10 млн долларов. Чтобы помочь судам в применении норм закона Шермана, Конгресс принял дополнительные законы: закон Клэйтона и закон о

Федеральной торговой комиссии, которые вступили в силу в 1914 г. Главное положение закона Клэйтона (и последующих поправок) рассматривает специальный вопрос слияний, запрещая любые слияния, которые могут значительно ослабить конкуренцию. Закон Клэйтона является актом Гражданского кодекса и не влечет за собой уголовных наказаний. Он также запрещает определенные виды деловой практики, такие как установление специальных тарифов для

ряда потребителей, если это "уменьшает конкуренцию и ведет к созданию монополии". Политика по отношению к слияниям является важнейшим элементом антитрестовского законодательства, которое направлено на предотвращение консолидации компаний, приводящих к возникновению доминирующего положения или усилению значительного уровня концентрации рынка. Порядок рассмотрения дел о слияниях В российском законодательстве понятие "слияние" подразумевает

присоединение одного юридического лица к другому юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. В американском законодательстве понятие "merger" (в переводе с англ "слияние") более широкое и обозначает и "слияние", и "приобретение", то есть это взаимосвязанные термины, которые позволяют компаниям законным образом объединить владение активами, ранее находившимися под раздельным контролем. Слияние таит в себе реальную опасность для конкуренции.

Слияние фирм может привести к тому, что одна их них приобретет значительную власть на рынке, или, сокращая количество предприятий - участников в концентрированной отрасли промышленности, может увеличить вероятность того, что остальные будут открыто или втайне координировать свои решения в области ценообразования или объема выпускаемой продукции. Сделки между вертикально связанными компаниями (когда одна компания приобретает другую компанию, которая является для нее или потребителем, или поставщиком), могут лишить другие, столь

же или более экономически эффективные фирмы, не являющиеся членами объединения, возможности сбывать свою продукцию. Нормы антитрестовского законодательства оправдывают стремление многих основанных на взаимной договоренности компаний стимулировать спрос и вести поиски новых потребителей. Таким образом, стратегия слияния предполагает, что консолидация часто играет полезную социальную роль, не нанося при этом вреда конкуренции. Существует несколько причин, по которым корпорации стремятся

к поглощению более мелких компаний: 1) некоторые корпорации, расширяя ассортимент товаров, страхуются таким образом от колебаний рыночной конъюнктуры или стремятся получить выгоду от увеличения объема производства; 2) некоторые корпорации приобретают маркетинговые или транспортные компании для уменьшения собственных расходов; 3) для других корпораций это способ устранения бывших конкурентов. В последние годы как на российском, так и на американском рынке часть слияний происходит потому, что

приобретатель надеется впоследствии получить прибыль от перепродажи акций или активов. Американский антитрестовский закон, регламентирующий слияние фирм, нацелен на предотвращение сделок, при которых вероятность вредных последствий для конкуренции преобладает над возможной выгодой. При рассмотрении дел о слиянии анализу подвергаются события прошлого и настоящего периодов не столько для доказательства некорректного поведения, сколько для того, чтобы уяснить, какое положение занимают

стороны на своих рынках, и понять, как их слияние отразится на конкуренции. Анализируя случаи слияния, суды и административные органы опираются на критерии степени концентрации рынка и показатели доли рынка сливающихся компаний. Какова процедура рассмотрения дел о слиянии компаний в США? Антимонопольное регулирование в США, касающееся процедуры слияний, в определенных случаях носит

обязательный предварительный характер: компании, принявшие решение о слиянии, представляют в Федеральную торговую комиссию или Министерство юстиции уведомление о намерении совершения конкретной сделки. В соответствии с действующим законодательством, подавать такое заявление необходимо в следующих случаях: - одна из участвующих в сделке сторон имеет чистый годовой объем продаж (или доходы) или общую сумму баланса, превышающую 100 млн долларов, а другая сторона имеет чистый годовой объем продаж (доходы)

или сумму баланса, превышающую 10 млн долларов; - покупная цена или стоимость приобретаемых активов или экономического объекта превышает 15 млн долларов. Невыполнение этих условий может повлечь за собой расторжение заключенных сделок и наказание в виде штрафа в размере до 10000 долларов в день. Закон также предусматривает обязательный период времени, в течение которого стороны не имеют права совершать намеченные сделки о приобретении.

Для всех сделок, за исключением сделок приобретения акций или активов, которые будут совершены по безналичному расчету, начальный период ожидания сторонами составляет 30 дней после регистрации заявления объединяющихся сторон в федеральном агентстве. Когда речь идет о сделке по приобретению акций или активов по наличному расчету, начальный период выжидания составляет 15 дней после регистрации. С момента поступления заявления сторон у антимонопольных органов есть соответственно 30 или 15 дней

для проведения всестороннего анализа той или иной сделки. Для этого специалисты антимонопольных органов США делают запросы на представление необходимых документов. На втором этапе проводится ряд мероприятий (так называемые интервью) с целью выяснения вероятных положительных или отрицательных последствий совершения конкретной сделки - в виде телефонных звонков потребителям продукции, выпускаемой сливающимися компаниями (причем в целях соблюдения конфиденциальности никогда

не называются стороны сделки), проводят интервью с работниками сливающихся компаний, чтобы понять цель и последствия слияния компаний. В ходе проведения интервью с компаниями, принявшими решение о слиянии, эксперты антимонопольных органов ведут протоколы, которые впоследствии подписываются сторонами. Объем запрашиваемых экспертами документов не ограничен - это могут быть различные протоколы заседаний Совета директоров, акционеров сливающихся компаний (причем не только за текущий год), годовые бухгалтерские

отчеты, стратегические планы, информация об объемах выпускаемой и реализуемой продукции, сведения о конкурентах (существующих и потенциальных) и т. д. Также эксперты Федеральной торговой комиссии и Министерства юстиции США направляют запросы конкурентам сливающихся компаний с целью выяснения возможных последствий для рынка в результате совершения той или иной сделки.

Таким образом, просьба о предоставлении дополнительной информации может быть как однократной, так и многократной, а издание указания о направлении повторного запроса продлевает т. н. период выжидания на 10 дней при осуществлении сделки за наличный расчет и на 20 дней - в остальных случаях. В случае отсутствия со стороны антимонопольных органов вопросов сторонам сделки данные органы принимают решение по существу заявления. Стоит отметить, что эксперты никогда не упоминают наименований компаний,

которые приняли решение о слиянии, при работе с их конкурентами или потребителями. Этот принцип касается и документов, полученных у каждой из сторон. ФТК и Минюст соблюдают полную конфиденциальность своей работы, в противном случае они, согласно законодательству США, несут ответственность, в том числе и уголовную, за разглашение коммерческой информации. Таковы основные методы работы экспертов федеральных антитрестовских органов при расследовании дел о

слияниях. Проводя аналогию между работой антитрестовских агентств США и антимонопольных органов России, можно заметить, что существуют сходные элементы в работе по рассмотрению дел о слияниях (приобретениях акций, активов) компаний. Однако, с учетом происходящих в России экономических процессов, изменяются нормы закона о конкуренции, сфера его применения, и в российском законодательстве остается огромное законодательное "поле"

для творчества. Заключение. Итак, в своей работе я в первую очередь рассказала об юридических лицах в Англии и США. Основными юридическими лицами в обоих странах являются корпорации, на данный момент широкое распространение получили так называемые - one –man-company,сотоящие из одного лица. Юридические лица в Англии делятся прежде всего на корпорации, представляющие собой совокупность лиц (corporation aggregate}, и единоличные корпорации (corporation sole).

Не знает деления юридических лиц на корпорации и учреждения и право США. Законодательство штатов и федеральное законодательство, как правило, правовой режим юридического лица ставят в зависимость от характера осуществляемой деятельности. Что же касается антитрестовского законодательства, то в США появившееся в конце XIX века антитрестовское законодательство было направлено против создания картелей,

удержания цен и заключения разного рода соглашений. Наиболее важным нормативным актом является закон Шермана, принятый Конгрессом почти без обсуждения или возражений в 1890 г.А также закон Клэйтона который вступил в силу в 1914 г. Главное положение закона Клэйтона (и последующих поправок) рассматривает специальный вопрос слияний,

запрещая любые слияния, которые могут значительно ослабить конкуренцию. Закон Клэйтона является актом Гражданского кодекса и не влечет за собой уголовных наказаний. Проводя аналогию между работой антитрестовских агентств США и антимонопольных органов России, можно заметить, что существуют сходные элементы в работе по рассмотрению дел о слияниях (приобретениях акций, активов) компаний.

Однако, с учетом происходящих в России экономических процессов, изменяются нормы закона о конкуренции, сфера его применения, и в российском законодательстве остается огромное законодательное "поле" для творчества. Задача. При приёмке продукции, прибывшей в адрес строительной организации 20 июня, была установлена недостача на сумму 2 млн. руб. Как оказалось, недостача произошла по вине железной дороги. 15 августа строительная организация предъявила претензию к управлению дороги, отрицательный

ответ на которую поступил 20 сентября. 28 ноября строительная организация обратилась с иском к управлению железной дороги, однако арбитраж отказал в удовлетворении требований заявителя по мотиву пропуска срока исковой давности. Какое значение имеет исковая давность во взаимоотнош



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.