Реферат по предмету "Право"


Административные правоотношения

Юридические факты – основания возникновения, изменения, прекращения административно-правовых отношений. В теории права юридические факты принято определять как жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают наступление юридических последствий. При этом обычно подчеркивается, что норма права и правоотношение связаны таким образом, что именно юридический факт является тем рычагом, который приводит юридическую норму в действие и влечет за собой

наступление юридических последствий. Следовательно, возникновение юридических последствий возможно только при наличии «цепочки», состоящей из следующих «звеньев»: 1) закрепление в норме права правовой модели обстоятельства, с наступлением которого связываются определенные последствия; 2) наступление самого конкретного жизненного обстоятельства; 3) реализация нормы права, под действие которой подпадает это обстоятельство.

Административно-правовые отношения возникают при наличии условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Это - юридические факты - обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями данной нормы между сторонами должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения. В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия, а в некоторых случаях - события. События - явления, независимые от воли людей (например, смерть, стихийное бедствие).

Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. По характеру различаются правомерные и неправомерные действия. Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм. В качестве юридических фактов выступают правомерные действия граждан и других возможных участников административно-правовых отношений. Например, подача гражданином жалобы влечет за собой возникновение

конкретного административного правоотношения между ним и исполнительным органом (должностным лицом), которому жалоба адресуется. Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. относящийся к конкретному адресату и делу, характер. Прямое их юридическое последствие - возникновение, изменение или прекращение административно-правового

отношения. Например, приказ о назначении на должность влечет за собой возникновение государственно-служебных отношений, являющихся разновидностью административно-правовых. Неправомерные действия не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их. Это - дисциплинарные и административные проступки как наиболее характерные для сферы государственного управления. Они влекут за собой юрисдикционные правоотношения.

К числу неправомерных относится также бездействие (например, непринятие службой внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка). Единственным основанием административной ответственности, является наличие состава административного правонарушения, как в нормативном, так и в фактических аспектах. Административным правонарушением (проступком) признается противоп­равное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездейс­твие, которое посягает на государственный или гражданский порядок,

соци­алистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления и за которое законодательством предусмотрена адми­нистративная ответственность. Под административным правонарушением, как осно­вание административной ответственности понимается виновное, противоп­равное деяние, которое посягает на установленные правом и обеспеченные административно-правовыми санкциями правила по­ведение граждан и должностных лиц в сфере государственного управления.

При этом административная ответственность за правонарушения, предусмотренные КоАП РФ, наступает при условии, что эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. Таким образом, можно определить следующие признаки административного прос­тупка: Во-первых, это действие или бездействие. Административное правонарушение – это поведение, которое принимает

форму либо действия, либо бездействия. Действие – это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования, правила, нормы, стандарта (нарушение тишины в ночное время, нарушение правил дорожного движения. Бездействие – это пассивное поведение, выраженное в не совершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу возложенных на него обязанностей (уклонение от подачи декларации о доходах, невыполнение родителями своих обязанностей по воспитания

и обучению детей). Во-вторых, это общественно опасное деяние. Именно общественная опасность правонарушения обуславливает ответственность за его совершение. Отсутствие данного признака свидетельствует и об отсутствии правонарушения. Любой административный проступок, посягающий на установленный правопорядок, причиняет ему тот или иной вред. При чём нежелательный результат может проявляться как в реальном вреде (мелкое хищение), так и

создании условий для наступления вреда (нарушение санитарно-гигиенических правил). Степень общественной опасности является единственным критерием, отграничивающим административное правонарушение от преступления, которая различна у этих видов правонарушений. В-третьих, это противоправное деяние. Противоправность деяния заключается в том, что определённое лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действия, предписанного правовым актом.

На действие либо бездействие признанное общественно опасным устанавливается правовой запрет на их совершение. В-четвертых, виновное действие либо бездействие, т.е. деяние, представляющее собой проявление воли и разума действующего (либо бездействующего) лица. Вина, при совершении административного проступка, может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Наличие вины правонарушителя является важнейшим и необходимым признаком административного

проступка. В-пятых, это деяние наказуемое. Конкретное действие либо бездействие может быть признано административным правонарушением только в том случае, если за его совершение законодательством предусмотрена административная ответственность. Для признания административного правонарушения не нужно исследо­вать стадии приготовления и покушения, то есть в неко­торых случаях законодатель устанавливает наличие административного проступка на более ранней стадии, чем оконченное деяние.

Квалификация того или иного проступка происходит посредством оп­ределения его состава (это эталон, с помощью которого происходит «кристаллизация» проступка). Состав проступка - совокупность, предус­мотренных законодателем признаков, которые характеризуют данное деяние как административный проступок и ограничивают его от иных правонаруше­ний. Или иными словами, состав правонарушения - установленное правом совокупность признаков, при наличии

которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением. 2. На основании Закона о воинской обязанности и военной службе Президент РФ издал указ об очередном призыве на действительную службу и об увольнении в запас военнослужащих, отслуживших сроки военной службы. Районные и городские военные комиссариаты установили своими приказами точные сроки явки граждан, приписанных к призывным участкам.

Какие юридические факты лежат в основе возникших правоотношений? Какова природа и особенности данных правоотношений? Административные правоотношения являются властеотношениями, построенные на началах «власть-подчинение», где отсутствует равенство сторон. Признак подчинения является в таких отношениях доминирующим, поскольку он предопределен важнейшими приоритетами государственно-управленческой деятельности.

Наиболее часто административно-правовые отношения рассматривают по юридическому характеру взаимодействия их участников, и выделяют, таким образом, выделяются вертикальные и горизонтальные правоотношения. Вертикальными признаются правоотношения, которые выражаю суть административно-правового регулирования и типичных для государственно-управленческой деятельности субординационных связей между субъектом и объектом управления. Часто они возникают между соподчиненными сторонами.

Властной стороной выступает соответствующий субъект исполнительной власти (исполнительный орган, орган государственного управления). Горизонтальными административно-правовыми отношениями признаются те, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В них отсутствует юридически-властные веления одной стороны, обязательные для другой. Такие отношения в сфере государственного управления встречаются довольно редко, по сравнению с вертикальными.

Основанием для возникновения правоотношений, указанных в задаче, являются юридические акты. Указанные правоотношения, исходя из вышесказанного, можно разделить на горизонтальные и вертикальные. Издание Президентов РФ указа о призыве на военную службы и увольнении в запас будет являться горизонтальными отношениями, так как данный юридический акт стал основанием для издания районными и городскими комиссариатами приказов точной явки граждан, т.е. отношения возникли внутри органов власти.

Создание же комиссариатами приказов – отношения вертикальные, т.к. данными приказами установлены сроки явки граждан на призывные участки. 3. Какие документы должны иметь граждане, чтобы зарегистрировать ребенка в органах ЗАГСа? Статьей 16 Федерального Закона РФ от 15.11.1997г. № 143- ФЗ «Об Федерального Закона РФ от 15.11.1997г. № 143- ФЗ «Об актах гражданского состояния»установлен перечень документов предоставляемых

в орган записи актов гражданского состояния для регистрации рождения: 1. Письменное либо устное заявление родителей (одного из родителей) о рождении ребенка. 2. Документ, подтверждающий факт рождения ребенка. Такими документами в соответствии со ст. 14 ФЗ «Об Федерального Закона РФ от 15.11.1997г. № 143- ФЗ «Об актах гражданского состояния» являются: - документ

установленной формы о рождении, выданный медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы (далее - медицинская организация), в которой происходили роды (либо документ установленной формы о рождении, выданный медицинской организацией, врач которой оказывал медицинскую помощь при родах или в которую обратилась мать после родов, либо лицом, занимающимся частной медицинской практикой (далее - частнопрактикующий врач) при родах вне медицинской организации; - заявление лица, присутствовавшего

во время родов, о рождении ребенка - при родах вне медицинской организации и без оказания медицинской помощи. Лицо, присутствовавшее во время родов, может сделать заявление о рождении ребенка устно или в письменной форме работнику органа записи актов гражданского состояния, производящему государственную регистрацию рождения. При отсутствии у указанного лица возможности явиться в орган записи актов гражданского состояния его подпись заявления о рождении ребенка данной женщиной должна быть удостоверена организацией,

в которой указанное лицо работает или учится, жилищно-эксплуатационной организацией или органом местного самоуправления по месту его жительства либо администрацией стационарной медицинской организации, в которой указанное лицо находится на излечении. При отсутствии оснований для государственной регистрации рождения, предусмотренных пунктом 1 статьи 14, государственная регистрация рождения ребенка производится на основании решения суда об установлении факта рождения ребенка данной женщиной.

3. Документы, удостоверяющие личности родителей (одного из родителей) или личность заявителя и подтверждающие его полномочия. 4. Свидетельство о браке родителей, либо документы, являющиеся основанием для внесения сведений об отце в запись акта о рождении ребенка. В случае, если брак между родителями ребенка расторгнут, признан судом недействительным или если супруг умер, но со дня расторжения брака, признания его недействительным или со дня смерти супруга до дня рождения

ребенка прошло не более трехсот дней, сведения о матери ребенка вносятся в запись акта о его рождении, сведения об отце ребенка - на основании свидетельства о браке родителей или иного документа, подтверждающего факт государственной регистрации заключения брака, а также документа, подтверждающего факт и время прекращения брака. В случае, если родители ребенка не состоят в браке между собой, сведения об отце ребенка в данном случае вносятся: на основании записи акта об установлении отцовства в случае, если отцовство устанавливается

и регистрируется одновременно с государственной регистрацией рождения ребенка. 5. При государственной регистрации рождения ребенка по заявлению супругов, давших согласие на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, одновременно с документом, подтверждающим факт рождения ребенка, должен быть представлен документ, выданный медицинской организацией и подтверждающий факт получения согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери), на запись указанных супругов родителями ребенка.

Список литературы 1. Федеральный Закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ (ред. от 18.07.2006) «Об актах гражданского состояния» // СПС Консультант Плюс. 2. Административное право Российской Федерации. /под ред. А.П. Алехина, А.А. Кармолицкого, Ю.М. Козлова. М.: ЗЕРЦАЛО. 2006. 3. Административное право. / под ред. Л.Л. Попова. М.: Юрист. 2005. 4. Бахрах Д.Н. Административное право.

Учебник. М.: Издательство БЕК. 2007.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.