Реферат по предмету "Политология"


Цивилизованный лоббизм

ОГЛАВЛЕНИЕ С. Введение1. Понятие лоббизма и его границы в России2. Исследование Развитие цивилизованного лоббирования в России 3. Правовые основы 4. Контроль за лоббизмом, заложенный в систему 5. Наиболее цивилизованное лоббирование ассоциативное17 Заключение.19 Список использованных источников 20 ВВЕДЕНИЕ

Лоббизм как особая система и практика реализации интересов отдельных организаций и разнообразных групп общественности путем целенаправленного влияния на законодательные и исполнительные органы государственной власти стал неотъемлемой составной частью политического процесса демократического общества. Значение этого явления можно, в частности, объяснить следующими обстоятельствами. Прежде всего лоббисты или их группы выполняют важную функцию посредников между общественностью и органами

государства, информируя последние об интересах отдельных групп граждан, состоянии дел в тех или иных сферах жизни. Безусловно, в процессе принятия законов и воплощения их в жизнь депутаты, а затем правительственные чиновники могут обращаться и, как правило, обращаются за консультациями и советами к профессиональным специалистам и экспертам. Но в отличие от знаний профессионалов знания собственно граждан, пропущенные сквозь их интерес и репрезентованные лоббистскими структурами, оказываются более важными как с точки

зрения понимания глубин жизни, так и с позиции легитимности принимаемых решений. Именно последнее обстоятельство становится наиболее весомым, поскольку доказывает, что лоббизм в его цивилизованных формах не является улицей с односторонним движением. Лоббисты группы давления на структуры власти, добиваясь преимуществ для себя, одновременно обеспечивают благоприятные условия восприятия обществом и конкретными группами общественности принятых государством

законов.Далее, институт лоббизма выполняет функцию упорядочения плюрализма общественных интересов. Понятно, что каждый человек, каждое общественное объединение преследуют свои специфические интересы. Более того, они стремятся защищать эти интересы всеми доступными им средствами с учетом юридических норм. Отсюда вполне логично, что в пределах определенного правового поля их интересы сталкиваются, а потому необходимы способы и механизмы сопоставления интересов и определения приоритетов.

Даже если процесс лоббирования осуществляет незначительная группа людей, последствия лоббирования могут оказаться довольно масштабными и нередко затрагивают огромные массы населения страны.Кроме того, положительная работа института лоббизма обычно выгодна обществу в целом. Позволяя сравнивать групповые интересы, возможности и последствия разнообразных действий в пределах легитимных демократических правил игры и способствуя отображению этих целей и возможностей в политических

решениях, лоббизм существенно дополняет сложную систему сдерживаний и противовесов. Уже одно это обстоятельство заслуживает того, чтобы постепенно внедрять институт лоббизма и в Украине, в его цивилизованных, приемлемых для нашей политической культуры, формах.И наконец, лоббизм в некоторой степени способен дополнять конституционную систему демократического правления. Он позволяет участвовать в принятии и реализации политических решений тем группам общественности, которые

так или иначе лишены этой возможности. Особенно это касается граждан тех избирательных округов, которым не удается выбрать своих представителей в парламент. Не имея своего депутата что было нередким для Верховной Рады прежнего созыва, который бы с трибуны парламента мог заявлять о местных проблемах, группы общественности с помощью института лоббирования могут самостоятельно привлекать внимание к своим проблемам, влиять

на процесс их законодательного урегулирования. 1. Понятие лоббизма и его границы в России В той или иной форме лоббизм является неизбежным спутником власти во все времена. Потому что никакому правительству не дано быть свободным от групп влияния и работать в качестве некоего монастыря духа государственности. Кстати, в Англии XVI века словом lobby обозначалась площадка для прогулок в монастыре и уже потом этот термин перешел

на коридор, через который на прогулки между голосованиями выходили члены английского парламента. Хотя многие считают лоббизм чем-то предосудительным и вкладывают в это понятие негативный смысловой оттенок, осуждать само по себе явление влияния групп интересов на власть также неконструктивно, как и осуждать восход или закат солнца. Это неотъемлемая часть политической жизни. История показывает абсолютную бесперспективность попыток устранить влияние на государство со стороны

тех или иных общественных групп. Более того - такие попытки только укрепляют позиции коррупционеров и монополистического капитала, противопоставляющих свои интересы интересам обществу. В отсутствии эффективной системы цивилизованного лоббизма государство будет не только навязывать всему обществу чуждые ему цели и приоритеты задач, но и формировать промышленную и бюджетную политику, исходя, прежде всего из интересов мафиозных, теневых групп влияния.

На бытовом уровне в нашей стране с самим понятием лоббизма так же как с понятием коррупции и мафии - связана изрядная путаница. Сплошь рядом это явление трактуется произвольно и предельно расширительно порой вплоть до отождествления чуть ли не со всеми видами политического влияния. К примеру, некоторые издания Независимая газета публикуют рейтинги под названием Лучшие лоббисты России, который состоит почти полностью из первых лиц крупнейших корпораций.

Однако традиционная для развитых стран трактовка лоббирования подразумевает наличие профессионального посредника как связующего звена между группой граждан страны и государственными официальными лицами. Соответственно первое лицо корпорации в ситуациях влияния на правительственного чиновника в своих собственных интересах, а не интересах группы лиц за рамками своей структуры, не может считаться лоббистом. Стоит заметить также, что негативная репутация многих первых лиц российских корпораций является далеко

не последним фактором в довольно укоренившемся негативном отношении общества и к тем, кого можно было бы назвать лоббистом в цивилизованном смысле этого слова. Лоббизм это лишь один из видов влияния групп интересов на власть. Причем следует учитывать то обстоятельство, что у власти есть исполнительская, представительская и судебная ветви. Очевидно, что в правовом государстве лоббирование того или иного решения суда лицами

без четко очерченных процессуальных прав и обязанностей по определению является незаконным и уголовно преследуемым. Также чрезвычайно общественно опасной и подрывающей основы представительной демократии является довольно распространенная в России практика телефонного права в отношении деятельности избирательных комиссий. Есть нюансы и по лоббизму представительной ветви власти. Ведь в расширительном смысле и парламентариев вполне можно назвать лоббистами в отношении исполнительном

власти. Уж во всяком случае, по своему статусу они должны являться игроками на этом поле. То есть, если обозначать вещи своими именами, полномочными конкурентами лоббистов в узком смысле. Здесь заключается некоторая коллизия, потому что какая-то часть депутатов стремится к монополизму своего лоббистского статуса и активно блокирует развитие характерного для гражданского общества института непарламентских лоббистов именно такая ситуация и сложилась сейчас в

России. Однако тезис ряда российских депутатов Избиратели делегировали свое право лоббировать именно нам и только нам все-таки выглядит довольно сомнительным. Хотя бы потому, что в условиях реально сложившейся неотзываемости и неподотчетности отечественных парламентариев на период между выборами перед своим электоратом, слишком многие депутаты теряют связь с народом сразу же после банкета по случаю своего избрания и действуют по принципу

Выборы закончились забудьте Взаимодействие групп интересов с органами исполнительной власти невозможно удержать в рамках только электорального процесса. Потому что выборная демократия является лишь одним из институтов гражданского общества. И без остальных институтов уровень социализированности легального влияния на исполнительную власть будет оставаться неудовлетворительным, а само это влияние - узко-тенденциозным и в значительной мере закрытым от других заинтересованных сторон.

Если парламентская система является единственным институтом гражданского общества в стране, то она неизбежно превращается в атрибутный костыль демократии, а не в ее живую ткань, очищающуюся исполнительную власть от коррупции. В политически и экономически развитых странах давно осознали необходимость легализации более широкой, чем парламентская система, структуры представительства групп интересов. Причем структуры не только прозрачной и конкурентной, но и подтверждающей объективный характер этих

интересов, обоснованность требований тех или иных сил влияния, их актуальность для жизни общества в целом. Ведь как это не парадоксально на первый, дилетантский взгляд по своей социальной миссии институт лоббизма является антимонопольным инструментом, ограничивающий влияние на власть сверхкрупных бизнес-игроков и фаворитов фавориток политических лидеров. Структуры цивилизованного лоббизма по своей сути являются своеобразными биржами контактов между властью

и группами интересов. Причем биржами с открытым для всех списком контактеров и более-менее прозрачным списком лоббируемых ими предложений. При таком подходе государство позволяет влиять на себя на публично-конкурсной основе. Но если такой подход не соблюдается, то функции биржи контактов как инструмента цивилизованного лоббирования перехватывает теневая площадка для сговора коррупционеров с привилегированными группами мафиозно-олигархического типа как инструмент нецивилизованного лоббирования.

И третьего подхода просто не дано ни в одной стране возможны только разные пропорции в соотношении объема оборотов бирж контактов и площадок для сговора. В России попытки создания института цивилизованного лоббирования до сих пор успешно блокировались, т.е. в нашей стране проблема непарламентского да и парламентского влияния групп интересов решается почти исключительно в рамках непрозрачных для общества площадок для сговора.

Так что не стоит особенно удивляться высокому уровню тенденциозности если не сказать, одиозности государственной политики и ее слабой ориентированности на интересы населения, малого и среднего бизнеса. 2. Исследование Развитие цивилизованного лоббирования в России Цивилизованное лоббирование - процесс отстаивания своих интересов политическими и корпоративными структурами в государственных кругах, основанный на взаимном уважении и признании интересов сторон одна

из форм общественного диалога. Основные проблемы становления цивилизованного лоббирования для России Недостаточность опыта построения цивилизованной лоббистской деятельности в компаниях и у государственных структур Отсутствие законодательства о лоббировании Низкое институциональное оформление лоббистской деятельности Низкий уровень отзывчивости со стороны властей Низкое участие делового сообщества в процессе выработки

государственных решений Негативное восприятие термина лоббирование Другие. Ассоциацией менеджеров было проведено Исследование на тему Развитие цивилизованного лоббирования в России . Далее представлены основные результаты этого Исследования. 1. Результаты Исследования показали, что для 70 респондентов лоббирование в современной России означает, прежде всего, диалог бизнеса с властью в целях отстаивания своих интересов.

Несмотря на сформировавшийся негативный оттенок слова лоббирование, всего 10 представителей делового сообщества считает лоббирование источником коррупции. В то же время всего лишь 15 опрошенных руководителей предприятий понимают под лоббированием систему специализированных агентств, оказывающих влияние на государственную власть в интересах бизнеса, а также информационное и общественное сопровождение принимаемых решений в государственных органах.

Столь низкая оценка институциональной составляющей лоббирования объясняется, прежде всего, неразвитостью цивилизованных механизмов лоббирования в России, отсутствием законодательного закрепления лоббистской деятельности. 2. Более половины компаний 55 - указали на наличие специализированной единицы или ответственного лица в своей структуре, ответственных за взаимодействие с органами государственной власти. При этом в 30 компаний этим занимается специализированная служба отдел, департамент по связям с органами

государственной власти. 3. При оценке восприимчивости ветвей власти к интересам бизнеса, 50 опрошенных отдало свои предпочтения исполнительной власти, 30 - законодательной. 4. Следующий вопрос был посвящен определению уровней власти, на котором она наиболее открыта к диалогу с бизнесом. Респондентам было предложено отметить один или сразу несколько уровней власти. Первое место с 50 ответов получила региональная власть, второе место поделили федеральный и

муниципальный уровни с 30 ответов. 15 указало, что власть не открыта к диалогу с бизнесом ни на одном из перечисленных уровней. 5. Респонденты высоко оценили перспективы участия делового сообщества в процессе выработки государственных решений в России. По мнению 95 из них это позитивно отразится на качестве принимаемых государственных решений, в то время как лишь для 5 из них это означает легализацию коррупции. Вывод проведенное Исследование показывает, что деловое сообщество в целом готово для диалога с государством

и считает, что его участие должно эффективно сказаться на качестве деятельности правительственных органов. Более чем половина крупных и средних российских компаний имеют в своих структурах персонал, профессионально занимающийся взаимодействием с органами государственной власти, т.е. кадры, способные представлять интересы бизнеса перед лицом государства. Низкий уровень диалога бизнеса и государства на данный момент можно объяснить, прежде всего, недостатком эффективных механизмов такого взаимодействия и недостаточностью

каналов мобилизации делового сообщества в продвижении своих интересов. 3. Правовые основы С целью упорядочения работы лоббистов, предупреждения их противоправных действий разрабатывается четкое законодательство, регламентирующее систему лоббирования. В США, например, уже с 1946 года функционирует федеральный закон о регламентации лоббистской деятельности. Согласно ст. 308 этого закона любое лицо, которое за плату или по иным соображениям осуществляет деятельность

с целью оказания влияния на одобрение или отклонение какого-либо законодательного акта в Конгрессе, прежде чем начать действовать в этом направлении, обязано зарегистрироваться в Конгрессе и в письменной форме и под присягой предоставить сведения о себе и лице, которое оно представляет и в чьих интересах работает или выступает, указать срок выполнения этих обязательств, ежеквартальные подробные расходы и источники финансирования лоббистских действий.

Своими решениями 1953 и 1954 годов Верховный суд США уточнил действие этого закона и распространил его только на тех лиц и организации, основной целью которых является влияние на законотворческий процесс путем непосредственного общения с членами Конгресса по вопросам обсуждаемого или предусматриваемого федерального законодательства. К разряду лоббирования суд также отнес обращения, адресованные непосредственно к Конгрессу, его членам или комитетам. В соответствии с законом сюда же были отнесены и публикации в

газетах, журналах и других периодических изданиях, инициированные и оплаченные каким-либо лицом с целью поддержки законодательного акта или противодействия ему. Лоббистским по содержанию также считается прямое давление на членов Конгресса с помощью искусственного стимулирования кампании присылки писем в их адрес.Понятие лоббирования не распространяется на политические кампании, нацеленные на то, чтобы возбудить

мнение общественности относительно общих проблем. Оно также не распространяется на любое лицо, которое один раз выступает на заседаниях той или иной комиссии Конгресса, поддерживая тот или иной законодательный акт или оппонируя ему на любого государственного служащего, который действует в границах своих служебных обязанностей на случаи, когда газета или любое другое периодическое издание в обычном порядке публикует новости, редакционные статьи и комментарии,

платные объявления, которые прямо или косвенно призывают к ободрению или отклонению законодательного акта, если такая газета, периодическое издание или лицо не участвуют в дальнейшей деятельности в этом направлении. Понятие лоббизма не распространяется также на контакт с представителем исполнительной ветви власти, который затем контактирует с членом Конгресса. Зарегистрированные лоббисты обязаны отчитываться обо всех поступивших взносах на сумму от 500 долларов

и более и указывать при этом фамилию лица, сделавшего такой взнос о расходах в размере, превышающем 10 долларов, с указанием конкретного лица, получившего эти деньги, а также цели расходов. Лоббисты обязаны сообщать, на какие законодательные акты они планируют влиять, какие новые статьи были внесены благодаря их усилиям. Вместе с тем уточнения к закону 1946 года, внесенные Верховным судом США, освободили многих влиятельных лоббистов особенно действующих в интересах профсоюзов

от необходимости отчитываться о своей работе на том основании, что главная их цель не является лоббистской, либо потому, что их представители не вступают в прямые контакты с членами Конгресса, а общаются с работниками аппарата законодательного органа власти или должностными лицами исполнительной ветви власти. Несмотря на то, что единственным законом, регламентирующим лоббистскую деятельность, остается федеральный закон 1946 года, правовой статус лоббирования постоянно уточняется.

Появление различных новых нормативных актов в большинстве случаев обусловлено усилением обеспокоенности общественности по поводу нарушений, которые имеют место в этой сфере, и требованиями более четко упорядочить институт лоббизма, что во многих случаях принимает вид дальнейшего закручивания гаек.В частности, случаи пополнения рядов лоббистов за счет бывших высокопоставленных государственных служащих, сенаторов или конгрессменов способствовали одобрению нескольких законодательных актов в конце 80-х

годов. Так, с 1989 года министрам и официальным советникам президента, вышедшим в отставку, запрещено в течение одного года влиять с лоббистскими целями ведущих должностных лиц исполнительной ветви власти. С этого времени запрещено и конгрессменам в течение одного года после окончания их полномочий заниматься лоббистской деятельностью в законодательных органах США. В последние годы значительно усилился финансовый контроль за деятельностью лоббистов, особенно

за их попытками пользоваться средствами различных фондов для финансирования кампаний выборов в Конгресс США. Поиск новых, все более придирчивых регламентации деятельности лоббистов временами приводит к некоторым недоразумениям. Примером этого может служить определение содержания лоббизма, сделанное на 30 страницах Министерством финансов США весной 1994 года, которое вызвало удивление со стороны политической общественности. Среди прочего в этом документе говорится, что каждое лицо, нанятое следить за ходом

событий на федеральном уровне и уровне штатов, например, просматривать газеты и журналы, еще не занимается лоббистской деятельностью. Однако, как только это лицо начнет вырезать и подшивать статьи для исследовательской работы с целью повлиять на законодательство, оно тут же, согласно мнению Министерства финансов, становится лоббистом. Это скорее всего является следствием до сих пор существующего определенного предубежденного отношения к лоббизму даже в странах развитой демократии.

Неуклонно возрастает количество лоббистов, профессионально занимающихся этой деятельностью. Например, в США с 1975 по 1999 год число зарегистрированных в сенате лоббистов увеличилось с 3000 до 35 000. Каждая третья из крупных кампаний с ежегодной прибылью свыше 100 млн. долларов имеет собственный штат лоббистов на столичном уровне. В США ныне зарегистрировано более 14 тыс. физических и юридических лиц, представляющих интересы 12,5 тыс. национальных и международных предпринимательских организаций, отраслевых

и ассоциированных профсоюзных объединений, различного рода общественных и других формирований. Одним из главных стимулирующих факторов роста института лоббизма является потребность негосударственных организаций устанавливать хорошие отношения с государственными учреждениями и чиновниками на федеральном уровне и уровне штатов government relations. Государство, как известно, разнообразными путями через экономическое законодательство, налоговую политику и различного рода контрольные функции все настойчивее

стремится проникнуть во все сферы деятельности частных организаций и жизнь отдельных граждан. Потому-то в последние годы и растет количество корпораций, частных организаций, общественных объединений и групп особого интереса, которые создают в пределах своих управленческих структур специальные подразделения по вопросам связей с органами государственной власти на национальном и местном уровнях. А поскольку в этих подразделениях, как правило, работают лоббисты, обязанные иметь дело с государственными

органами и учреждениями, то понятно, что лоббирование стало частью функций паблик рилейшнз отдельной негосударственной организации. 4. Контроль за лоббизмом, заложенный в систему Наиболее эффективный контроль за лоббизмом, и, вероятно, все, что действительно нужно - это избрание высококвалифицированных, ответственных политических деятелей и чиновников. Голоса избирателей указывают направление системе и обеспечивают ее честное и справедливое функционирование.

Официальные власти имеют столько возможностей для управления деятельностью лоббистов, что они фактически определяют, как эта деятельность будет протекать. Они сами, своим собственным поведением, могут добиваться выполнения определенных правил. Например, они могут четко установить, что они будут получать информацию только от лиц, пользующихся безупречной репутацией. Они могут ограничиваться лишь деловыми отношениями с лоббистами, отказываясь от развлечений, услуг

и взяток. Они могут быть устойчивы к упорному давлению, но в то же время, чувствительны к голосам избирателей. Они могут обеспечить себе независимые источники информации, чтобы не зависеть от информации и советов лоббистов. Конгресс уменьшает свою зависимость от групп давления, совершенствуя свои процедуры и обеспечивая услугами вполне профессиональных экспертов свои подкомитеты и отдельных членов. Уклонения от правильной линии могут быть представлены на обсуждение в

Сенате или Конгрессе или подвергнуты расследованию. Избираемые чиновники должны держать под постоянным контролем действия назначаемых они должны заботиться об отношениях последних с лоббистами. Моральный уровень лоббизма зависит в конечном итоге, от морального уровня официальных деятелей. Такого рода моральные ограничения действительно определяют характер системы лоббизма. Никакие законы о регистрации, никакие перечисления связей и гонораров в

Congressional Record, никакая система партийной ответственности- сами по себе- не могут решить до конца проблему контроля за политикой давления. В конечном счете, цивилизованная мораль - единственный ключ к выживанию демократии. 5. Наиболее цивилизованное лоббирование ассоциативное За рубежом давно признано, что наиболее цивилизованным является ассоциативное лоббирование, менее подверженное процессам коррупции, чем лоббирование отдельных фирм.

В развитых странах мира подобные структуры активно действуют в области информационно-аналитического обеспечения государственной экономической политики. Таким структурам часто поручается анализ ситуации в высокотехнологичных секторах рынка, подготовка прогнозов научно-технического прогресса в соответствующих отраслях и рекомендаций для органов государственной власти, а также экспертиза готовящихся этими органами решений.

Эти структуры рассматриваются государством как выразители консолидированного мнения бизнес-сообщества, формируемого на основе союзов и ассоциаций, объединяющих на некоммерческой основе предприятия по секторам экономики. В развитых странах взаимоотношения таких структур и органов государственной власти регулируются законодательно например, в ФРГ соответствующие нормы предусмотрены регламентом бундестага и Кодексом поведения члена бундестага ассоциативное лоббирование со стороны бизнес-сообщества

ФРГ официально организуется через Федеральный союз германской промышленности. В России препятствием на пути развития цивилизованного лоббирования является отсутствие соответствующей правовой базы. Еще в 1995 г. в Государственную Думу РФ был внесен проект закона О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти, однако процесс его принятия не продвигается.

Между тем отсутствие в России легальных лоббистских структур сейчас препятствует защите позиций российских товаропроизводителей на международной арене например, при рассмотрении последствий планируемого вступления нашей страны в ВТО, сказывается оно и в низкой степени использования возможностей импортозамещения на внутрироссийском рынке. При рассмотрении возможности организации цивилизованного лоббирования через уже имеющиеся в нашей стране некоммерческие структуры необходимо учитывать следующие обстоятельства.

Исторически сложилось так, что Российский союз промышленников и предпринимателей выражает интересы практически исключительно крупного и преимущественно частного капитала вспомним в этой связи, что в сфере наукоемких технологий работает большое число государственных предприятий и структур малого и среднего бизнеса. Российский союз товаропроизводителей, заявивший о поддержке отраслевых союзов и ассоциаций, до настоящего времени не сумел выстроить эффективную систему сотрудничества с органами государственной

власти так, разработанный в его недрах и внесенный на рассмотрение Государственной Думы РФ межфракционным депутатским объединением Товаропроизводители России проект закона О взаимодействии объединений товаропроизводителей с органами государственной власти не был доведен даже до первого чтения. Сегодня единственным объединением предпринимателей, действующим на основе законодательной базы, является

система торгово-промышленных палат, работа которой регулируется ФЗ О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации. Этот закон наделяет Торгово-промышленную палату РФ правом осуществлять независимую экспертизу законопроектов, представлять и защищать интересы входящих в нее отраслевых союзов и ассоциаций в органах государственной власти. Важным обстоятельством является также наличие разветвленной региональной сети торгово-промышленных

палат. Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод система торгово-промышленных палат в настоящее время наиболее адекватна для организации независимой экспертной поддержки и цивилизованного лоббирования реального сектора экономики в нашей стране. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, можно сделать вывод, что отсутствие возможности цивилизованного лоббирования разумных предложений ведет неизбежно к отсутствию понимания реальной ситуации, к повышению чиновничьего произвола,

к появлению неизбежной коррупции. Если исходить из традиционного определения лоббиста, то это - профессионал, отстаивающий на различных уровнях власти конкретные проекты и идеи отдельных групп общества за определенную плату. Сегодня же в России открытым или теневым лоббированием занимаются практически все и министры, и депутаты, и предприниматели, хотя всю их бурную деятельность лоббизмом назвать нельзя - ведь они отстаивают по существу либо личные, либо ведомственные интересы.

Принятие закона о лоббизме, т.е. о передаче этих функций конкретным группам людей, занимающимся такой деятельностью открыто и на постоянной основе просто-напросто вырвет у сегодняшних лоббистов жирный кусок изо рта. Именно поэтому периодическое появление проектов такого закона, скорее всего, обречено на провал и в будущем. Список использованных источников 1. Олейник И. Понятие лоббизма и его границы в России www.bknt.ruindex.phtmlpage8sec2compabsid 200505291117345576comm200505291117345576 2.

Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. М. Рефл-бук, 2000. 528 с. 3. Севостьянов В. П. Правовое обеспечение лоббирования инноваций в реальном секторе отечественной экономики - необходимое условие устойчивого развития России. Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2003. 3-4. С. 16-17. 4. С. С. СУЛАКШИН. Как национальной промышленности защищать свои интересы

О создании системы цивилизованного лоббизма в России. httpeconom.nsc.ruecoarhivReadStatiy20021 0Sulakshin.htm 5. Правовое обеспечение лоббирования httpwww.mibas.ruwebdocFNLFNL44.pdf



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.