Реферат по предмету "Политология"


Политические партии и партийные системы

Политические партии и партийные системы (понятие, сущность политической партии, партийные системы и коалиции, становление многопартийности в России) СОДЕРЖАНИЕ Введение….1. Политическая партия: определение понятия…2. Типология и функции политических партий… 3. Партийные системы: основная классификация… 4. Становление многопартийности в России… 14 Заключение… 18

Список использованных источников….19 Приложения… 20 ВВЕДЕНИЕ Среди реальных политических сил, открыто действующих на политической сцене, самой влиятельной являются партии. В смысле представительства и выражения групповых и индивидуальных интересов политические партии составляют главный элемент гражданского общества. Трудно себе представить общество, его политическую систему без взаимодействия партий и партийных группировок.

Институт партий – результат социально-экономической и социокультурной эволюции общества. То, что организованное действие более эффективно, чем индивидуальное, было замечено давно. Уже во времена Аристотеля стихийно образовывались политические группы, которые и назывались партиями (в переводе с латинского «pars/partis» означает «часть чего-либо»). Партии представляли собой временные объединения для поддержки какой-либо личности.

Группируясь вокруг политического деятеля, его сторонники и последователи обеспечивали координацию действий, что позволяло им достигать поставленных целей. Однако политическая борьба оставалась соперничеством отдельных индивидов, опиравшихся на свои клиентелы (объединение сторонников вокруг лидера). Взаимодействуя в борьбе за завоевание власти или участвуя в ее осуществлении, политические партии образуют партийную систему, которая, как принято считать в современной политологии, отражает специфику положения

каждой партии в государственной и гражданской структуре общества, характер взаимоотношений партий друг с другом, а также с молодежными, профессиональными, женскими, спортивными, культурными и другими организациями, находящимися под их патронажем. В данной работе рассматривается сущность политической партии, партийной системы и коалиции, становление многопартийности в России. 1. Политическая партия: определение понятия

Сегодня существует огромное количество дефиниций политической партии. Как заметил немецкий политолог Х.Д.Клингеманн, «природа партий, как природа красоты, зависит от взгляда наблюдателя». Однако практически все определения носят функциональный характер, поэтому достаточно условно все их множество можно разделить на две большие группы: - авторы такого рода определений считают важнейшими для партий функции артикуляции и агрегации социальных интересов и формирования общенациональных целей.

Они близки по содержанию к классическому определению «политической партии», принадлежащие одному из «отцов-основателей» европейского консерватизма, английскому мыслителю и политическому деятелю Э.Берку: «Партия – группа людей, придерживающаяся общих принципов и объединившаяся для обеспечения общими условиями национальных интересов»; - исследователи, принадлежащие к этой группе, акцентируют в качестве ключевой для партии функцию борьбы за власть и участия во власти.

Такова дефиниция Й.Шумпетера: «Партия – это не группа людей, способствующая осуществлению общенационального интереса, скорее эта группа людей, которая исходя из общих принципов, стремиться к политической власти». Или более современное и в большей степени соответствующее природе нынешних массовых партий определение К.фон Бейме: «Партии – это общественные организации, конкурирующие между собой на выборах во имя движения власти». Более широкое «зонтичное» определение, которое охватывает партии, использующие не только состязательное

и сдерживающие, но и подрывные стратегии в борьбе за власть, предложил К.Джанда: «Партия – это организация, преследующая цель замещения правительственных должностей своими признанными представителями. Пытаясь сформулировать универсальное определение политической партии, американский политолог Д.Ла Паломбара указал на четыре образующих партию признака: - любая партия есть носитель идеологии или особого видения мира и человека (мировоззрения); - партия – это организация, то есть достаточно

длительное институализированное объединение людей на разных уровнях политики (от местного до международного); - цель партии – завоевание и осуществление власти; - каждая партия старается обеспечить себе поддержку народа – от голосования за нее до активного членства. Причем первый и третий признаки – это то, что отличает политические партии от заинтересованных групп, а второй и четвертый – то, что отличает от общественных движений.

Партиям свойственны следующие черты (характерные также и для других общественных объединений): - солидарность; - общая цель; - согласие в средствах и способах достижения общей цели. От других общественных объединения партию отличает следующее: - Задача партии – завоевание и использование политической власти. Это ее главный отличительный признак. - Партия является носителем идеологии, как минимум – особенного

видения мира и человека. - Партия имеет программу, цели, стратегию, устав. - Партия представляет собой долговременное объединение людей на разных уровнях политики. - Партия стремится завоевать поддержку у населения. Партия выражает интересы определенного класса (или слоя) и представляет их в органах власти. Политическая программа партии ориентирована на интересы этого класса (слоя), а власть является инструментом

реализации этой политической программы. Таким образом, в идеале партия является связующим звеном между обществом и государством, позволяя людям участвовать в политической жизни и контролировать деятельность государства. В партии выделяют три уровня: - Избиратели, не состоящие в партии официально, но объявляющие себя ее приверженцами, и регулярно голосующие за представителей партии на выборах. Это самая многочисленная часть партии. - Официальная партийная организация, начинающаяся с первичной

ячейки избирательного округа. Она занимается организационными вопросами политической деятельности партии. - Партийные деятели, занимающие должности в государственном аппарате, и получившие эти должности в силу своей принадлежности к партии. Т.е. это партия в системе правления. Сущность политической партии зависит от следующих основных характеристик: социального состава и социальной базы партии; состава, целей и интересов руководства партии; программных установок организации; объективной

направленности её политических действий. 2. Типология и функции политических партий Существует много критериев, с помощью которых классифицируются политические партии. Исходя из социальной природы, можно выделить партии, представляющие интересы: - отдельных классов (напр буржуазные, рабочие, крестьянские); - отдельных социальных слоев и групп (напр интеллигенции, мелких хозяев); - нескольких классов и социальных групп (напр политические партии, возникающие на основе национально-

освободительных движений). Критерием, позволяющим классифицировать партии, является характер их доктрин, в основном идеологически направленных. В зависимости от доминирующих в них идейно-политических установок партии можно разделить на революционные, реформистские, консервативные, реакционные. Относительно много критериев представляет сфера внутренней организации и ролей, выполняемых партией в политической организации или по отношению к ней.

Исходя из приверженности к определенным ролям в политической системе и по отношению к политической системе, выделяются партии, ориентированные на: - функции легальной борьбы за власть, ее осуществление и упрочение; - участие в выборах, это так называемые партии обслуживающие (например, американские), которые фактически приостанавливают деятельность за периодом предвыборной кампании и выборов; - осуществление власти и реализации стратегических программ общественного развития (например, коммунистические партии в социалистических

странах); - поддержку существующей политической элиты в государстве. Исходя из организационной структуры и членства выделяются партии: централизованные, организованные иерархически, с сильным руководящим центром и строгой дисциплиной; децентрализованные – в основном это партии, выступающие в политической системе, где партийная система играет второстепенную роль. Кадровые партии, деятельность которых нацелена, прежде всего, на выборы, ориентированы не на то, чтобы

иметь как можно больше членов, а на то, чтобы объединить, «знать», представителей социальных элит. Большинство кадровых партий – это европейские либеральные и консервативные партии. В политическом спектре кадровые партии находятся, прежде всего, справа и в центре. Кадровые партии имеют децентрализованный характер и слабую организацию. Наконец, во всех кадровых партиях руководящая роль принадлежит парламентариям.

Как правило, большинство кадровых партий «мягкие» (т.е. не соблюдающие дисциплину голосования) в отличие от «жестких» массовых партий. Впрочем, исключение составляет консервативная партия Великобритании как пример «жесткой» кадровой партии. Массовые партии – это партии нового типа, возникшие в условиях расширения демократии, введения всеобщего избирательного права. Это крупные организации, имеющие сложную внутреннюю структуру и пользующиеся реальным

влиянием – как формальным, так и неформальным – в политических системах, где они действуют. Это партии, ориентированные на политическое воспитание и формирование новых элит. Следует различать три типа партий (в порядке их появления): социалистический, коммунистический и фашистский. Каждая из этих моделей имеет свои особенности, специфические черты. Партии с четкими и формально определенными принципами членства.

Принципы эти (обычно содержатся в уставах) определяют форму и условия принятия в партию и пребывания в ней (регулярная уплата членских взносов, участие в собраниях и работа в первичной организационной ячейке и т.д.), партийная дисциплина и т.д. Партии со свободным членством, где принадлежность выражается через голосование за кандидатов собственной партии. Имеются также партии с индивидуальным и коллективным членством в зависимости от того, осуществляется

прием в них непосредственно или через другие организации, такие, как профсоюзы. В последнем случае человек, вступая в профсоюз, одновременно вступает и в партию, поскольку профсоюз является коллективным членом этой партии. Такой партией является, к примеру, лейбористская партия Великобритании. Еще одним критерием классификации является институт партийного руководства. Руководство можно понимать формально (по уставу) или социологически, а, следовательно, исследуя действительные

отношения подчинения и главенства, которые могут прикрываться уставами. Политические партии различаются также по месту, занимаемому ими в системе государственной власти. Здесь можно выделить легальные и нелегальные партии, а также правящие и оппозиционные. Наконец, партии могут быть конкурирующими или монопольными. Конкурирующие партии действуют в рамках плюралистической системы, либо осуществляя высшую власть в

политической системе, либо борясь за это. Монопольные, более известные как “единственные партии”, осуществляют в политической системе высшую власть, исключая из нее любую другую партию. Перечисленные выше типы политических партий взаимно не исключают друг друга, напротив, они часто совмещаются. Различные течения в партиях возглавляются лидерами, пользующимися авторитетом у функционеров и рядовых членов. Они стремятся к единоличному руководству, чтобы направить партию по определенному ими программному

пути. Конфликты между соперничающими лидерами иногда приводят к расколу партии или же соглашению между ними и восстановлению единства организации. Чем больше авторитет и влияние лидеров партии, тем большее расстояние отделяет руководящее ядро от рядовых партийцев. Наглядно виды политических партий представлены на рисунке 1 в приложении 1. Функции политических партий: борьба за политическую власть в государстве; формирование правящей элиты

посредством участия в избирательной кампании; осуществление связи между народом и государством; посредством своей деятельности партия связывает различные социальные слои и группы населения с государством, обеспечивают обратную связь государства с обществом; представление в правительстве тех слоев населения, интересы которых партия выражает; объединение интересов различных социальных слоев, групп; создание программ деятельности государства; разработка партийной идеологии, привлекательной для определенной части общества,

политической платформы, программных документов, осуществление партийной пропаганды; вовлечение части населения в активную политическую деятельность; политическое воспитание и просвещение, разъяснение населению политической и социально-экономической ситуации, существующей в обществе; сплочение граждан на основе общности их интересов; выявление соотношения сил в обществе на основе политических позиций партии; разработка и принятие политических решений, участие в их реализации; отбор на руководящие должности, партийное

обучение, формирование партийной элиты; контроль исполнения государственных программ и др. Основные функции политических партий представлены на рисунке 2 в приложении 2. 3. Партийные системы: основная классификация Политические партии возникают для представительства и выражения разнообразных интересов социальных слоев и классов. Количество партий в обществе отражает степень социальной, экономической, культурной, религиозной неоднородности.

Чем он выше, тем больше число партий, поскольку каждая партия стремиться выражать интересы определенной социальной группы. Совокупность политических партий и взаимосвязи между ними составляют партийную систему. По количеству партий существующих в обществе выделяют: - Монопартийную систему, где единственная партия монополизирует государственную власть. Обычно подобная партийная система характерна для тоталитарных или авторитарных режимов.

Монопартийная система обладает рядом достоинств. Среди них наиболее важными являются способность интегрировать социальные группы, гармонично сочетать их различные интересы, концентрировать ресурсы и направлять их на решение актуальных проблем. Однако отсутствие оппозиции обрекает властную партию на застрой, бюрократизацию. - Двухпартийную систему, состоящую из нескольких партий, однако с заметным преобладанием двух более влиятельных. Классическими примерами двухпартийной системы являются:

Великобритания с чередованием у власти лейбористкой и консервативной партий; США – республиканской и демократической. Двухпартийная система обеспечивает возможность создания стабильного правительства, оперяющегося на поддержку парламентского большинства, поскольку победившая на выборах партия обладает абсолютным большинством депутатских мандатов. Такое правительство способно проводить глубокие преобразования в обществе.

Однако двухпартийная система имеет и недостатки, главный из которых состоит в возможности смены политического курса на очередных выборах и в случае победы оппозиционной партии; - Многопартийная система, которая предполагает активную роль в политической жизни двух и более партий. Количество партий отражает наличие разветвленной системы социальных интересов. Такая партийная система стремится к поиску согласия и компромиссов, поскольку ни одна из партий не

обладает явным политическим доминированием. Пример многопартийности являют страны Западной Европы, в которых экономические, национальные, религиозные, идеологические различия порождают многообразие партий. Партийные системы различают по политическому весу партий. Роль политических партий, их влияние на общественную и государственную жизнь неодинаковы. Масштаб политического влияния на общество и власть определяет характер отношений внутри партийной системы.

Политическое влияние партии складывается из трех переменных: числа членов партии; количества избирателей, проголосовавших за нее; числа депутатских мандатов, полученных партией на выборах. В соответствии с распределением депутатских мест в парламенте, партии различают по влиянию на процесс принятия политических решений. По политическому «весу» выделяются четыре типа партии: - мажоритарные партии, то есть получившая абсолютное большинство мандатов и право на проведение собственного политического

курса; - партии с мажоритарным призванием, то есть в ситуации чередования партий у власти способных победить на следующих выборах; - доминирующие партии, то есть получившие относительное большинство депутатских мест; - миноритарные партии, то есть имеющие минимальное число мандатов. Доминирование в политической жизни той или иной по влиянию партии определяет и тип партийной системы. Выделяются партийные системы, основанные на партиях с мажоритарным признанием, то есть стабильным доминированием

в течении долгого времени одной правящей партии (например, либерально-демократическая партия Японии, консервативная партия Великобритании в 1970-1980-х гг.) Кроме того можно выделить партийные системы с присутствием доминирующей партии (например, христианские демократы ФРГ в 1910-1990-х гг.), вынужденный искать союзников среди других партий для поддержки своего политического курса. Наконец, партийная система может представлять коалицию миноритарных партий.

Коалиция (лат. coalitio - сращение) (полит.) это - Объединение на добровольных началах для достижения общих целей. - Союз политических партий для совместного участия в правительстве. Социал-демократы заключили коалицию с буржуазными партиями. Коалиция миноритарных партий присуща, например, партийным системам

Бельгии и Нидерландов. Подобная партийная система не является предпосылкой стабильных и эффективных правительств. Распад партийной коалиции автоматически приводит к правительственному кризису, поскольку в этом случае правительство не может опираться на поддержку парламента. Становление современной партийной системы в России происходит в сложных политических условиях, и говорить сейчас об определенной партийной системе, видимо еще рано, однако бурный процесс формирования политических

партий и общественных движений в перестроечный и постперестроечный периоды, постоянные изменения на политической партийной карте свидетельствуют как о неустойчивости и несформированности партийной системы в Российском государстве, так и о том, что политический процесс определенным образом развивается в рамках демократизации общества, и Россия, взяв курс на формирование демократического общества, вряд ли вернется к однопартийной системе, к господству какой-либо партии.

4. Становление многопартийности в России Организационным воплощением идеологического многообразия является многопартийность. Пункт 3 ст. 13 Конституции РФ 1993 г. гласит: «В Российской Федерации признается политическое многообразие, многопартийность». Статья 30 Конституции РФ, отражая нормы ст.11 и 16 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и п.1 ст.22

Международного пакта о гражданских и политических правах 1976 г закрепляет право граждан на объединение. Первые политические партии в России появились в конце XIX в. (социал-демократическая партия, партия социалистов-революционеров). Однако возникновение партийной системы в стране относится к началу XX в когда Манифест 17 октября 1905 г. даровал населению гражданские свободы, в том числе свободу союзов

(что подразумевало и свободу создания политических партий). До начала 20-х гг. ХХ в. в России существовала многопартийная система, в 20–80-е гг. – однопартийная, в конце 80-х гг. страна вернулась к многопартийной системе, о реальном существовании которой уместно говорить лишь с 1993 г т.е. с момента первых соревновательных выборов. Правящей и единственной политической партией в СССР являлась

Коммунистическая партия Советского Союза. Членству в КПСС предшествовало обычно членство в молодежной организации партии – комсомоле. В партию вступали обычно начиная с 25-летнего возраста. Чтобы стать членом КПСС, соискатель должен был получить рекомендацию от коммунистов с пятилетним (по меньшей мере) стажем. Если члены местной партийной организации голосовали за прием соискателя, а районный

партийный комитет утверждал это решение, то соискатель становился кандидатом в члены партии (без права голоса) с испытательным сроком в один год, после чего он получал статус члена партии. Согласно уставу КПСС, ее члены обязаны были платить членские взносы, присутствовать на партийных собраниях, быть примером для других на работе и в личной жизни, а также пропагандировать идеи марксизма-ленинизма и программу КПСС. За упущение в какой-либо их этих сфер члену

КПСС делали выговор, а если дело оказывалось достаточно серьезным, исключали из партии. Зачатки многопартийности начали формироваться уже с конца 1985 г. в виде так называемых альтернативных общественных движений, народных фронтов, представляющих главным образом движения за национальное возрождение в республиках, и иных неформальных объединений. Правовой точкой отсчета на этом пути стала отмена третьим Съездом народных депутатов СССР конституционного положения о руководящей роли

КПСС и легализации принципа политического плюрализма. В Декларации о государственном суверенитете РСФСР, принятой первым Съездом народных депутатов РСФСР, впервые были провозглашены гарантии равных правовых возможностей участия в управлении государственными и общественными делами для всех граждан, политических партий, массовых движений, общественных и религиозных организаций. Кроме того, на первом

Съезде был принят и ряд иных решений, важных для последующего развития многопартийности. 12 июня 1991 г. Б.Н. Ельцин был избран Президентом Российской Федерации, а уже 20 июля 1991 г опираясь на решения первого Съезда народных депутатов РСФСР, он издал Указ «О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях

РСФСР». Новый этап развития многопартийности в России начался с принятием Конституции 1993 г взявшей курс на развитие парламентаризма. Принятый в 1990 г. союзный Закон «Об общественных объединениях» уже не отвечал формирующимся новым социально-политическим реалиям. Закон был нацелен прежде всего на стимулирование зарождающейся многопартийности. В законодательстве отсутствовали работающие критерии и процедуры определения и подтверждения политического

характера субъектов избирательного процесса. Президент Российской Федерации Владимир Путин в своем Послании Федеральному Собранию РФ 8 июля 2000г. отметил: «В демократическом обществе постоянную связь между народом и властью обеспечивают политические партии. Благодаря выборам этот важнейший инструмент получил сегодня наибольшие возможности для развития. Без партий невозможны ни проведение политики большинства, ни защита

позиций меньшинства. Сегодня назрела необходимость в подготовке закона о партиях и партийной деятельности». Государственная Дума еще в 1995г. в трех чтениях приняла проект федерального закона «О политических партиях», а в 2000г. была подготовлена его новая редакция. 21 июня 2001г. Государственной Думой РФ был принят Федеральный закон № 95-ФЗ «О политических партиях», который был одобрен

Советом Федерации 29 июня 2001 г. (далее Закон). Восполняя пробелы союзного закона «Об общественных объединениях» 1990г Закон дает определение понятию «политическая партия». Согласно ч.1 ст.3 Закона, «политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления

интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления». От других видов общественных объединений политическую партию отличают цели ее создания: - участие граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли; - участие в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах; - представление интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Для осуществления деятельности политической партии необходимо, чтобы она отвечала требованиям о численности ее членов и численности региональных отделений. Политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии. Отражая опыт большинства демократических стран с многопартийной системой,

Закон закрепляет основные принципы и ограничения деятельности политических партий. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением ограничений, установленных Законом. Партии, зарегистрированные Министерством юстиции РФ: Согласно информации с вебсайта Министерства юстиции

Российской Федерации, по состоянию на 15 августа 2009 года, в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях», было зарегистрировано 7 политических партий: - Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» - Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» - Политическая партия «Либерально-демократическая партия

России» - Политическая партия «ПАТРИОТЫ РОССИИ» - Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» - Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - Всероссийская политическая партия «ПРАВОЕ ДЕЛО» ЗАКЛЮЧЕНИЕ В данной работе определена сущность политических партий и партийных систем, определены функции, описана их структура и классификация по различным признакам, а также отмечены современные особенности

политических партий и партийных систем. Через партии и избирательные системы происходит формализация действий граждан в политической жизни. В деятельности партий проявляются важнейшие демократические принципы – политический плюрализм, выборность должностных лиц, представительство. Они представляют интересы различных классов, социальных групп, слоев населения, выражают их потребности и цели, являются связующим звеном между обществом и государством.

Партии превращают частные интересы отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в их единый совокупный политический интерес. Немаловажной чертой деятельности политических партий является их идеологическое воздействие на население, значительна их роль в формировании политического сознания и культуры. Политические партии, в их взаимосвязи и взаимодействии, рассматриваемые как единая партийная система, определяют жизнеспособность и функционирование всей политической системы в целом.

Можно сказать, что они исполняют роль несущей конструкции политической системы. За последние годы в Российской Федерации происходит переход от однопартийной системы к многопартийности. Зачатки современного политического плюрализма стихийно вызревали уже в начале 80-х годов в форме диссидентского движения. Однако путь к действительной многопартийности открыла перестройка. Процесс радикального реформирования нашего общества вызвал к жизни новые общественно-политические движения,

партии и их объединения. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Конституция РФ. 2. Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 04.06.2010) «О политических партиях». 3. Ачкасова В.А Гуторова В.А. Политология: Учебник. – М: Юрайт-Издат, 2005. – 692 с. 4. Бачинин, В.А. Политология. Учебник для вузов. – Спб.: СПбГУ ИТМО, 2005. – 401 с.

5. Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Логос, 2007. – 488 с. 6. Гончаренко Л.Н Лимонова В.А. Политология: Учебное пособие. – СПб.: СПбГИЭУ, 2007. – 274 с. 7. Лукьянов В.Ю. Политология СПб: СПбГУ ИТМО, 2007. – 315 с. 8. Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов вузов.

3-е изд перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2001. – 495 с. 9. Понедельников А.В Самыгин С.И Старостин А.М Верещагина А.В. Основы политологии: Учебное пособие. –М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д, 2007. – 400 с. 10. Пронин Э.А. Политология М.: МИЭМП, 2005. 11. Право и власть. Журнал. №11, 2008.

Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.pravo-mag.ru/journal/article2 14/ 12. Свободная энциклопедия Википедия. Электронный ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Партии_Росс ии 13. Толковый словарь Ушакова. Электронный ресурс. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/8 35790 Приложение 1 Виды политических партий Кадровая Массовая

Партия избирателей Признаки 1. Цель деятельности - победа на выборах 2. Организационная основа партии - комитеты, имеющие открытый характер 3. Небольшая численность партии 4. Территориальный принцип организации деятельности 5. Слабая партийная дисциплина, нефиксированное членство 6. Приверженность либеральной или консервативной идеологии 1.

Цель партии - захват власти 2. Организационная основа - первичные организации (ячейки, отряды и т.п.), имеющие открытый характер 3. Массовый характер партии 4. Территориальный и производственный принципы организации деятельности 5. Жесткая партийная дисциплина, фиксированное членство, взносы 6. Приверженность радикальной идеологии 1. Цель партии - победа на выборах 2.

Стремление выражать общенациональные, а не групповые интересы 3. Отказ от идеологии 4. Территориальный принцип организации деятельности 5. "Сезонный" характер деятельности: от выборов к выборам 6. Слабая партийная дисциплина Рис. 1 – Классификация политических партий Приложение 2 Функция коммуникации Функция согласования и обобщения интересов

Функция представительства интересов Функция политической социализации Функции партий Функция разработки планов (законов) Функция политического рекрутирования Функция применения и внедрения правил взаимоотношений политических институтов Рис.2 – Функции политических партий



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.