Реферат по предмету "Политология"


государство-основной институт политической системы

Введение Темой данной работы является такое понятие, как государство, как основной институт политической системы. Признание государства органом всего общества - характерный мотив любого идеалистического учения о государстве, т.е. учения, исходящего из идеи, а не из эмпирически установленных фактов. Если государственная власть - от Бога, значит, она должна быть равной по отношению ко всем и не иметь классового уклона. Так, по крайней мере, следует из христианской религии.

Патриархальная теория происхождения государства, выдвинутая еще Аристотелем, видит в государстве разросшуюся семью, опекающую подданных, как отец своих детей. Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от их принадлежности какому - либо роду или племени. Это означает, что государство имеет свою территорию, определяет ее границы и защищает от нападения извне.

Постоянное население данной территории, как правило, имеет устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами. 1.Общие признаки и функции государства Государ¬ство является ядром, цементирующей основой всей поли¬тической системы общества. Это механизм, благодаря ко¬торому приходят в движение все звенья политического процесса. Именно поэтому государственная власть дает возможность ее обладателю подчинять своей воле всех граждан

страны. Термин "государство" стал использоваться в полити¬ческой науке примерно со второй половины XVI в. До это¬го времени для обозначения государства использовались такие понятия, как "полис", "княжество", "царство", "ко¬ролевство", "республика", "империя" и др. Одним из пер¬вых в научный оборот термин "государство" ввел Н.Ма¬киавелли. Он трактовал его широко как любую верховную власть над человеком.

В обыденном сознании государство часто отождествля¬ется с определенным этносом (например, белорусское го¬сударство, французское государство и т.п.), с админис¬тративно-управленческим аппаратом, с правосудием. Большинство современных авторов считают, что госу¬дарство — это организация публичной власти, которая об¬ладает суверенитетом, действует на определенной террито¬рии и подчиняет себе все население, проживающее на этой территории. Основными структурными элементами госу¬дарства являются органы законодательной,

исполнитель¬ной и судебной власти, охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы и час¬тично средства массовой информации. Из определения ясно, что государство как субъект международного права должно обладать как минимум суверенитетом, террито¬рией и населением. Суверенитет означает, что все реше¬ния органов государственной власти принимаются ими самостоятельно, независимо ни от каких внешних сил и обязаны исполняться внутри страны.

Иными словами, никакое иное государство не вправе навязывать свою во¬лю, оказывать давление или вмешиваться во внутренние дела. Однако следует иметь в виду, что страны существу¬ют в реальном взаимозависимом мире и поэтому они иног¬да сознательно и добровольно ограничивают свой сувере¬нитет (разумеется, до определенных пределов), вступая в различные союзы и объединения государств, Территория, отмеченная границей также неотъем¬лемый атрибут государства.

Она включает землю и ее нед¬ра, воздушное пространство. По разным причинам терри¬тория может уменьшаться, увеличиваться, менять свои контуры. Утрата территории означает исчезновение госу¬дарства. Без населения, подчиняющегося органам власти, так¬же не может быть государства. Принадлежность лица к данному государству характеризуется понятием граждан¬ства, которое обеспечивает

наличие и защиту его прав и свобод. Лица, не имеющие гражданства, называются апат¬ридами. Они обязаны выполнять законы государства, но во многом ущемлены в правах (например, лишены права голоса, занятия некоторых должностей, приобретения собственности и т.д.). Отметим, что в мире немало народов, не имеющих своей государственности (цыгане, палестинцы, до 1948 г. евреи). Отличительными признаками государства также явля¬ются: • наличие публичной власти, отделенной

от общества и осуществляемой профессионалами-управленцами; • монопольное право на взимание налогов, формиро¬вание бюджета, издание законов, регулирующих жизнь общества, легитимное физическое насилие. М.Вебер рассматривал государство как "отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитим¬ное (т.е. считающееся легитимным) насилие как сред¬ство". Вместе с тем современные исследователи подчерки¬вают, что верховная государственная власть не должна

преступать определенные границы, позволяющие ей нару¬шать права личности на жизнь и свободу мысли. Кроме то¬го, она должна быть устроена таким образом, чтобы не пе¬рерасти в тиранию или диктатуру. Реальное воплощение эти идеи получают в ходе реализации принципа разделения государственной власти на законодательную, испол¬нительную и судебную. Определение особенностей государства не дает полно¬го ответа на вопрос: "Как и для чего оно возникло?"

Вопрос образования государства является едва ли не са¬мым дискуссионным в политической науке. На сей счет су¬ществует множество мнений и теорий. Так, еще в антич¬ности Аристотель высказал мысль о естественном происхождении государства (т.е. государственная форма организации коренится в самой природе человека). По его мнению, вначале возникает семья, затем из нескольких се¬мей возникает селение или род, наконец,

объединение нес¬кольких селений составляет государство — высшую фор¬му человеческого общения. Цель создания государства -общение между семьями и родами ради благой жизни. Широкое распространение среди политических мыс¬лителей Нового времени получила договорная концепция, разработанная Т.Гоббсом, Д.Локком, Ж Ж.Руссо, Н.Ра¬дищевым и др.

Государство, по их мнению, возникло как результат договора между правителем и подданными с целью обеспечения и соблюдения прав граждан. Авторы теории завоевания (Л.Гумпилович, Ф.Оппен-геймер, К.Каутский) считали, что первые государства воз¬никли под воздействием внешних факторов — насилия и завоевания воинственными кочевниками или викингами земледельческих, плохо организованных групп людей. Государство они рассматривали как форму господства по¬бедителей над побежденными.

Следует особо выделить социально-экономическую концепцию происхождения государства. Первым филосо¬фом, считавшим, что государство возникло благодаря разделению труда, (каждый занимается своим делом: филосо¬фы управляют, воины защищают государство, крестьяне и ремесленники работают), был Платон. Более завершенный вид эта концепция приобрела в ра¬ботах К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. Надо сказать, что роли насилия в возникновении государства они не

от¬рицали, но отводили ему вторичную роль. На первый же план они ставили разделение труда в обществе, возникно¬вение частной собственности на средства производства и последовавшее за этим деление общества на антагонисти¬ческие классы. Экономически господствующий класс для охраны и защиты своей собственности изобретает государ¬ство. Поэтому марксизм определяет государство как аппарат насилия, машину для подавления эксплуатируемого класса классом эксплуататоров. Такое положение, по мне¬нию марксистов, должно сохраниться

до победы рабочего класса в социалистической революции, а затем по мере строительства коммунизма государство постепенно отми¬рает, перерастая в коммунистическое общественное само¬управление. Существуют теории, объясняющие происхождение го¬сударства и другими факторами, например необходимос¬тью совместного строительства оросительных сооруже¬ний, влиянием других государств и т.д. Выделить же какую-либо одну, определяющую причи¬ну возникновения государства невозможно.

Ясно, что на эти процессы оказали влияние самые различные условия и факторы как внешнего, так и внутреннего порядка. По времени возникновение государства совпадает с разложе¬нием родоплеменного строя. Самыми яркими признаками этого процесса было строительство монументальных соо¬ружений (храмов, гробниц, дворцов и т.д.), появление ар¬мии, городов с различными административными и хозяй¬ственными службами, контрольно-ревизионными орга¬нами и т.д возникновение письменности.

Рассмотрение причин образования государства лишь частично отвечает на вопросы: "Какова цель его созда¬ния?" "Какую роль в жизни общества оно играет?" Так, создатели теории общественного договора отмечали, что главная цель государства — достижение стабильности и мира, обеспечение гарантий прав человека. Социальное назначение государства определяется выполняемыми им функциями. Общепринятым является деление функций на внут¬ренние и внешние.

К основным внутренним функциям от¬носятся: • регулирование социальной жизни; разрешение кон¬фликтов, поиск 1гутей компромисса и консенсуса в обществе; • охрана общественного порядка; • создание законодательной базы для функциониро¬вания общественной системы; • выработка стратегии экономического развития; • защита прав и свобод граждан; • обеспечение социальных гарантий своим гражданам; • обеспечение развития науки, культуры, образования; • деятельность по защите окружающей среды.

Внешние функции направлены на обеспечение безопас¬ности, целостности и суверенитета государства, защиту на¬циональных интересов на международной арене, развитие взаимовыгодного сотрудничества между странами, решение глобальных проблем человеческой цивилизации и др. 2.Гражданское общество и правовое государство . По¬нятия "гражданское общество" и "правовое государство" появились еще в XVIII в. Ими разграничивались две сфе¬ры жизнедеятельности людей:

частных интересов, иници¬ативы, предприимчивости и самодеятельности граждан, с одной стороны, и публичной власти — с другой. Что же следует понимать под гражданским общес¬твом? В широком смысле слова "гражданское общес¬тво" это все, что не является государством. В узком смысле слова под гражданским обществом чаще всего понимают независимую от государства, существую¬щую наряду с ним и взаимодействующую с ним особую сфе¬ру социальной жизни, представленную общественными

группами, движениями, партиями, ассоциациями и иными объединениями, служащую формой выражения многооб¬разных интересов личности. Гражданское общество имеет сложную структуру, включающую различные, не опосредо¬ванные государством отношения: хозяйственные, экономи¬ческие, семейно-родственные, этнические, религиозные, правовые и др. Идеи разграничения государства и общества высказы¬вались Дж.Локком, Ш.Л.Монтескье, Ж Ж. Руссо, Г.Ге-гелем, К.

Марксом и др. Основные выводы, к которым приходили мыслители прошлого и приходят современные политологи, заключа¬ются в следующем: 1) гражданское общество существовало не всегда. Оно появилось в период перехода к индустриальной стадии раз¬вития и капиталистической системе хозяйствования, когда стало возможно освобождение частной жизни граждан от мелочной опеки и регламентации со стороны государства. Гражданское общество формировалось спонтанно, снизу, в результате превращения индивидов

из подданных государ¬ства в свободных граждан-собственников; 2) основная социальная функция гражданского общес¬тва — создание условий для удовлетворения базовых че¬ловеческих потребностей, выражения самых различных интересов индивидов и переадресовки их органам государ¬ственной власти; 3) взаимоотношения между государством и граждан¬ским обществом достаточно сложны, часто носят конфлик¬тный характер. Гражданское общество постоянно испыты¬вает на себе давление со стороны

государства, и если оно недостаточно развито, то государство узурпирует его права. По этой причине при тоталитарных режимах происхо¬дит поглощение гражданского общества государством, а при авторитарных существуют лишь некоторые его эле¬менты. И только демократия создает режим наибольшего благоприятствования для возникновения и функциониро¬вания гражданского общества. Этому способствуют сво¬бодное развитие гражданских инициатив, создание раз¬личных

партий, массовых общественных движений, организаций, групп по интересам, убеждениям и другим признакам, деятельность свободной и независимой пре¬ссы, самоуправление на различных уровнях и т.д. В ре¬зультате именно гражданское общество обусловливает и определяет функции государства. Государство же в свою очередь обеспечивает условия существования и функцио¬нирования гражданского общества. Таким образом, в ус¬ловиях демократии государство и гражданское общество выступают как равноправные

партнеры. Какие же конкретно нужны условия для возникнове¬ния и развития гражданского общества? В экономической сфере — это частная собственность и многоукладная рыночная экономика. Исторический опыт свидетельствует о том, что частная собственность создает необходимые условия для свободной и независимой тру¬довой деятельности и она хорошо приспособлена для орга¬низации мелкого бизнеса. Однако в современных услови¬ях частная собственность не является превалирующей и в развитых странах.

Так, в США, Англии, Франции значи¬тельный процент составляет государственная собствен¬ность, в Швеции до 70 % кооперативная. Различные формы собственности, находясь в равных условиях, и кон¬курируя друг с другом, создают экономический фунда¬мент гражданского общества. В социальной сфере — это наличие мощного среднего класса, составляющего в демократических обществах до 60 70 % населения. Можно с сожалением констатиро¬вать, что в странах

СНГ процент этого слоя весьма незна¬чителен. В перспективе с переходом к рынку его удельный вес должен возрастать. В политической сфере основой гражданского общес¬тва является многопартийность, наличие массовых демок¬ратических движений, организаций, ассоциаций и других групп по интересам. Все эти силы создают механизм об¬ратной связи между населением и государством, контро¬лируют деятельность государственных органов. В сфере духовной жизни необходим высокий уровень гражданского сознания и культуры,

наличие плюрализма и свобод в области идеологии. И наконец, гражданское общество может существовать только там, где государство в целом и каждый гражданин в отдельности находятся в одинаковом положении перед законом. Иными словами, гражданское общество может существовать только в связке с правовым государством. Только в таком случае государство займет отведенное ему место — быть лишь механизмом общества, функциониру¬ющим под его всесторонним контролем. В основе правового государства лежат два основопола¬гающих принципа;

1) порядок и стабильность в государ¬стве; 2) защищенность человека. Власть должна осущес¬твляться во имя всеобщего блага и опираться на право. Следовательно, в самом общем виде правовое государ¬ство — это государство, основывающееся на правовом за¬коне, перед которым равны все: и правители, и рядовые граждане. Право не тождественно закону. Его следует по¬нимать как некую справедливую, исторически изменяю¬щуюся,

объективную меру (норму) свободы и справедли¬вости. Следовательно, движение в сторону правового государства предполагает наполнение законов правовым содержанием. Термин "правовое государство" был введен в научный обиход лишь в первой половине XIX в. немецкими юрис¬тами Р. фон Молем и Т.К.Велькером, хотя его идея возникла в глубокой древности. Так, еще в античности высказывалась мысль о власти закона, одинакового для всех граждан.

Древнеримские мыслители считали государство не просто объединением граждан, а правовым сообщес¬твом, которое должно исполнять законы "естественного права", права народов и права римских граждан. И гражданин может стать свободным лишь тогда, когда станет "рабом закона". Наш великий земляк Л.И.Сапега был солидарен с этими выводами. По его мнению, общество без законов — это волчья стая, а не общество.

Свои идеи он воплотил в III Статуте Великого княжества Литовского, самого совер¬шенного свода законов того времени. Философское обоснование теории правового государ¬ства наиболее полно представлено в трудах И.Канта, рас¬сматривавшего государство как объединение множества людей, подчиненных праву. Им выдвинута идея "катего¬рического императива" (лат. imperativ — повеление, нас¬тоятельное

требование), который понимается как всеоб¬щий обязательный нравственный закон, которому все люди, независимо от их происхождения, социального по¬ложения должны подчиняться. Категорический импера¬тив предписывает: поступай так, чтобы твое поведение могло служить образцом всеобщего законодательства. Только соединенная воля всех лиц, образующих народ, но мнению И.Канта, может быть источником закона в право¬вом государстве.

Очень точно суть правового государства отразил не¬мецкий философ К.Ясперс, охарактеризовав его как госу¬дарство, где власть преодолевается правом и в конечном итоге служит праву. Завершая краткий обзор взглядов на проблему право¬вого государства, отметим, что практически все авторы его смысл видят в создании такой общественной системы, ко¬торая бы защищала права и свободы граждан и обеспечи¬вала бы равенство всех перед законом.

Каковы же отличительные черты правового государ¬ства? В первую очередь — это приоритет права, закона во всех сферах общества. Это находит юридическое закреп¬ление в Конституции (Основном Законе) страны. Конституция является как бы текстом общественного договора между гражданами и государством. Этот доку¬мент регулирует всю общественную жизнь, имеет высшую юридическую силу и обязателен к исполнению

для всех. Он должен основываться на праве и его нельзя ни отме¬нить, ни приостановить, ни изменить никакими подзакон¬ными актами, постановлениями правительства, решения¬ми партий. Основное требование к Конституции состоит в том, чтобы она ограничивала государство в своих действи¬ях правом, защищала свободу, достоинства, безопасность своих граждан. Отсюда логически вытекает следующая характерная черта правового государства незыблемость свободы личности,

ее прав и свобод, чести и достоинства, их охрана и гарантированность. Причем неверно думать, что пра¬ва и свободы гражданам дарованы государством. Человек от природы обладает правом на жизнь, на достойное су¬ществование, на личную безопасность, на защиту чести и доброго имени и т.д а государство обязано гарантировать их соблюдение. В правах человека выражаются возможности его дей¬ствий в различных сферах: политической, экономической,

социальной, культурной. В правовом государстве все за¬конодательные акты согласуются с правами человека, подчинены принципу их нерушимости. Разумеется, про¬стое декларирование прав и свобод граждан еще не озна¬чает соблюдение их в реальной жизни. Основной чертой правового государства является раз¬деление властей на три ветви — законодательную, ис¬полнительную и судебную. Каждая из них выполняет свои строго оговоренные функции.

Сдерживая и уравно¬вешивая друг друга, они тем самым выступают гарантом соблюдения прав и свобод граждан. Кроме того, форми¬руя представительные органы через всеобщее избиратель¬ное право, граждане имеют возможность контролировать власть и в случае необходимости вносить коррективы в их политику. Важной чертой правового государства является нали¬чие эффективных форм контроля за соблюдением закон¬ности прав и свобод граждан как на внутригосударствен¬ном, так и международном уровне.

Такими формами являются судебные органы разных уровней, главными из которых являются верховные и конституционные суды. Основное требование к такого рода институтам — их неза¬висимость в принятии решений и подчинение только Зако¬ну. С этой целью в некоторых странах, судьи Высшего федерального суда назначаются президен¬том пожизненно. Для контроля за соблюдением международных доку¬ментов о правах человека созданы специальные комиссии

по правам человека при ряде международных организаций. Характеристика правового государства была бы неполной без такой черты, как взаимная ответственность личности и государства. Это означает, что в правовом государстве весь властный механизм функционирует в инте¬ресах человека, что государство, издавая законы, прини¬мает на себя конкретные обязанности перед гражданами по защите их прав. Однако следует иметь в виду, что предоставление прав предполагает и выполнение

гражда¬нином определенных обязанностей, например, соблюдать законы, уважать нрава и свободы других лиц, платить на¬логи и т.д. Причем, чем ответственнее люди к этому подхо¬дят, тем более широким диапазоном прав они обладают. Значит, первооснова правового государства в его сов¬ременном понимании не столько в законах, которые есть и при тоталитарных режимах, сколько в их уважении и соб¬людении прав граждан со стороны государства. 3.Форма государства. В современном мире насчитыва¬ется более 200 государств

и каждое из них имеет свои осо¬бенности внутреннего устройства и функционирования. Эти особенности характеризуются понятием формы госу¬дарства, состоящей из формы правления, формы админис¬тративно-территориального устройства и политического режима. Форма правления отражает организацию верховной власти, структуру и порядок взаимоотношений между высшими государственными органами, а также между ни¬ми и гражданами.

Различают две основные формы правле¬ния: монархию и республику. Основные критерии такого деления - формальный источник власти и способ ее орга¬низации. В монархиях власть непроизводна от воли народа или какого-либо органа и передается по наследству. Правда, история знает случаи, когда монарха избирали собранием дворянства (в России трижды Бориса Годунова, Васи¬лия Шуйского и

Михаила Романова, в Польше до ее раз¬дела король избирался сеймом. Истории известны различные формы монархии: абсо¬лютная и конституционная. Абсолютная монархия в сов¬ременном мире встречается редко (Саудовская Аравия, Катар, Оман, ОАЭ) и характеризуется тем, что вся госу¬дарственная власть (и исполнительная, и законодатель¬ная, и судебная) сосредоточена в руках монарха.

Специфика конституционной монархии состоит в том, что власть монарха ограничена конституцией. Любопыт¬но, что первым государством такой формы стала Англия, которая до сих пор не имеет писаной конституции. Роль конституции, ограничивающей власть короля в некоторых вопросах, выполнял Билль о правах 1689 г. В зависимости от степени ограничения власти главы государства конституционные

монархии делят на дуалис¬тические и парламентские. В дуалистических монархиях, которые встречаются достаточно редко (Марокко, Кувейт, Иордания), монарх обладает широкими властными полномочиями в исполни¬тельной сфере и ограниченными — в законодательной. В современных парламентских монархиях (Великоб¬ритания, Швеция, Бельгия, Япония и др.) монарх осущес¬твляет в основном представительские функции, иногда имеет

право вето на решения парламента. Правление стра¬ной осуществляют фактически парламент и правительс¬тво, образованное им и ответственное перед ним. К концу XX ст. в мире насчитывается 28 государств с монархической формой правления. Следует отметить, что сама по себе форма правления мало влияет на социаль¬но-экономическое развитие, уровень демократии в стране. Так, королевство Непал входит в число наименее разви¬тых стран мира, в

то время как королевство Швеция или императорская Япония давно стали индустриальными ги¬гантами с развитыми демократическими институтами. Республика, как и монархия, возникла на заре челове¬ческой цивилизации. Так, Древние Афины и Древний Рим в различные периоды своей истории были республиками. Широкое же распространение республиканская форма правления получила в период перехода от традиционного общества к индустриальному. Первой республикой Ново¬го времени стали

США. Основное отличие республики от монархии состоит в том, что в ней высшие государственные органы избирают¬ся населением и на определенный срок. В современном мире существуют три основные разно¬видности республиканской формы правления: президен¬тская, парламентская и смешанная (парламентско-прези-дентская) Президентская республика (классическая модель - США) характеризуется следующими чертами: 1) президент — глава государства и глава исполнитель¬ной власти.

Он самостоятельно формирует правительство, согласовывая с парламентом назначения на ключевые ми¬нистерские посты, возглавляет его, председательствует на заседаниях. При принятии решения право решающего голо¬са — за президентом; 2) два высших органа государственной власти — законо¬дательный и глава государства — избираются населением; 3) жесткое разделение властей, использование механизмов сдержек и противовесов.

Так, парламент не может вынести вотум недоверия правительству, а президент не имеет права распустить парламент. В исключительных случаях, когда президент обвиняется в преступлении или антиконституционных действиях, сенат может объявить ему импичмент (англ iтреасhтепt - процедура привле¬чения к суду) 2/3 голосов. Парламент может в какой-то мере ограничивать действия президента с помощью зако¬нов и посредством утверждения бюджета. В свою очередь президент обладает правом отлагательного вето.

Т.е. взаи¬моотношения между законодательной и исполнительной властью достаточно сложны, но направлены на обеспече¬ние нормального функционирования демократии. Президентская республика преобладает в странах Ла¬тинской Америки, некоторых странах Азии и Африки, СНГ, где существовали длительные авторитарные тради¬ции. Нередко эта форма правления перерождается в "супер¬президентскую республику", в которой президент

обладает полудиктаторскими полномочиями и даже объявляется по¬жизненным главой государства (Заир, Малави). В парламентской республике правительство формиру¬ется парламентом и ответственно перед ним. Президент является главой государства формально и его роль огра¬ничивается в основном представительскими функциями. Избирается парламентом (в некоторых странах совместно с депутатами местных органов), собранием выборщиков либо непосредственно населением. Фактически главой государства является глава прави¬тельства.

Правительство нередко обладает законодатель¬ной инициативой, а также правом обращения к президенту с просьбой о роспуске парламента. Глава правительства является депутатом парламента. Не лишены такого права и другие члены правительства, т.е. жесткого разделения властей, как в президентской республике, здесь не существует. Парламентскими явля¬ются большинство западноевропейских республик, стра¬ны Балтии. Сравнив парламентскую и президентскую республики, известный французский политолог

М.Дюверже пришел к выводу, что парламентская модель более способна обеспе¬чить стабильность и эффективность системы управления обществом и имеет большие возможности для предупреж¬дения и преодоления кризисных ситуаций, несущих угро¬зу демократии, чем президентская. Президентская же рес¬публика, по его мнению, создает предпосылки для авторитаризма, о чем красноречиво свидетельствует крах парламентаризма в 1922 г. в Италии, в 1933 г. в

Германии и в 1940 и 1958 гг. во Франции. Значительное число государств не подходит или подхо¬дит с трудом под две названные "чистые" формы правле¬ния, поэтому выделяют и смешанную (полупрезидентскую) форму, соединяющую в себе черты и президентской и пар¬ламентской республик (Франция, Швейцария, Австрия, Португалия, Россия, Беларусь и др.) Классическая модель полупрезидентской республи¬ки -

Франция. Главная характерная ее черта — двойная ответственность правительства: перед президентом и перед парламентом. Здесь сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за пра¬вительством (через утверждение бюджета и вынесение во¬тума недоверия). Президент и парламент избираются всенародно и неза¬висимо друг от друга. Полномочия президента столь же широки, как и в президентской республике, а кое в чем и превосходят

их. Так, в смешанной республике президент имеет право распустить парламент и назначить новые вы¬боры (чего не может себе позволить его американский кол¬лега), может единолично ввести чрезвычайное положе¬ние, но в это время он не может распустить парламент. Президент назначает главу правительства и вместе с ним формирует кабинет министров, председательствует на его заседаниях. Широкие полномочия французского президента поз¬волили некоторым политологам назвать

Пятую республи¬ку "республиканской монархией". Государства характеризуются с точки зрения не только распределения полномочий и взаимоотношений между высшими государственными органами власти, но и взаи¬моотношений между центральной и местной властями, т.е. фирмы административно-территориального устрой¬ства. По этому признаку государства делятся на унитар¬ные, федеративные, конфедеративные.

Унитарные (фр. ипitarе единство) государства (Португалия, Греция, Венгрия, Франция, Великобрита¬ния, Беларусь и др.) характеризуются господством еди¬ной системы органов власти и правосудия, единых право¬вых и конституционных норм, единого гражданства. Все административно-территориальные единицы (области, де¬партаменты, провинции и т.д.) жестко подчинены центру. Полномочия местной бюрократии, несмотря на выбор¬ность, ограничены, их деятельность контролируется

об¬щенациональной властью. Во многих унитарных государствах (Италия, Вели¬кобритания, Франция) в последние десятилетия намети¬лись тенденции к децентрализации. Так, все более самос¬тоятельными в решении местных проблем становятся Шотландия, Уэльс и некоторые другие области Великоб¬ритании. Однако произвести какие-либо изменения по собственной инициативе без согласия центра они не могут.

Централизованными унитарными государствами явля¬ются Швеция, Дания, Беларусь, децентрализованными -Франция, Испания, Италия. Однако, несмотря на то что крупные регионы в децентрализованных государствах об¬ладают широкой автономией и даже имеют собственные законодательные собрания, правительства, ограничения в сфере налогообложения ставят их в сильную финансовую зависимость от центра.

Федерация (лат. Foederatio - союз, объедине¬ние) — союзное государство, состоящее из нескольких го¬сударственных образований, обладающих определенной степенью самостоятельности. Некоторые элементы федерализма существовали в ан¬тичной Греции. Одной из первых федераций была Нидер¬ландская республика соединенных провинций (1579 г. -Утрехтская уния), наиболее старой из существующих ны¬не являются

США. К числу современных федеративных государств отно¬сятся Австралия, Австрия, Аргентина, Бразилия, Индия, Канада, США, Россия и др. Основное отличие федерации от унитарного государства состоит в том, что центральная власть признает автономию отдельных субъектов, т.е. де¬лится суверенитетом со своими субъектами. В этой связи можно говорить и о двух уровнях власти: центрального или федерального правительства и

правительства отдель¬ных ее субъектов. Полномочия, не переданные федераль¬ному правительству, остаются за субъектами федерации. Один из важнейших принципов федерализма - авто¬номность, самоуправляемость всех субъектов. Федерацию можно определить по следующим признакам: • наличие двухпалатного парламента (обе палаты рав¬ноправны); • на основе общей конституции каждый субъект созда¬ет свою конституцию; • двойное гражданство; • единая система прав граждан, хотя субъекты могут иметь свои подсистемы; • единая

судебная система (субъекты могут иметь свои подсистемы); • единая валюта; • единая охрана границ. Что касается полномочий федерального правительс¬тва, то они заключаются в принятии и изменении консти¬туции, обеспечении прав и свобод граждан, защите сувере¬нитета и территориальной целостности, определении стратегии экономического развития, управлении энергети¬кой, транспортом, обороной, выработке и осуществлении внешней политики, регулировании конфликтов между субъектами.

При возникновении чрезвычайных ситуаций в субъектах (стихийные бедствия, массовые беспорядки) федеральные власти имеют право вмешиваться в их внут¬ренние дела. Выделяются также и своеобразные, довольно амор¬фные образования, такие как, например, конфедера¬ции (лат. сопfoederatio — союз). Сразу подчеркнем, что это не единое государство, а союз равноправных госу¬дарств Участники такого образования сохраняют основ¬ную часть своих государственных прерогатив, оставаясь фактически,

юридически и политически самостоятельны¬ми. Координируются, как правило, лишь внешнеполити¬ческие действия (дипломатия, оборона). За государ¬ством членом конфедерации сохраняется право выхода из ее состава в любой момент. Центральное правительство зависит от правительств субъектов конфедераций и сущес¬твует за счет более или менее добровольных взносов. Можно утверждать, что главное отличие федерации от конфедерации состоит в том, что федеральный центр вправе принимать решения, затрагивающие всех субъек¬тов и граждан,

а конфедерация, будучи союзом госу¬дарств, таким центром не располагает. Конфедерации встречаются относительно редко и, как правило, либо предшествуют образованию федерации, как, например, США и Швейцария, либо распадаются, ибо между государствами не удается установить взаимовыгодных и развивающихся связей. Так, созданная Сене¬галом и Гамбией в 1982 г. конфедерация Сенегамбия рас¬палась в сентябре 1989 г.

Своеобразным объединением государств можно назвать Европейский союз, включающий 15 западноевропейских го¬сударств, уже сейчас имеющий элементы федерации. Маас¬трихтские соглашения 1992 г. поставили вопрос об учреждении единого европейского гражданства, о создании единой финансовой и денежной системы, об общих действиях в образовании, культуре, здравоохранении, об унификации законодательства в области труда и социальной защиты населения.

Расширяются права Европарламента, избираемого прямым всеобщим голосованием. Т.е. фактически речь идет о создании "Соединенных Штатов Европы". Опыт развития Европейского союза — свидетельство того, что интеграция возможна лишь на основе экономи¬ческих преобразований и постепенной реализации при¬нципов федерализма. Такие формы правления и административно-территориального устройства оказывают влияние на строение и

функционирование всех ветвей власти Список использованной литературы 1.Арато А. Концепция гражданского общества: восхождение, упадок и воссоздание. Полис, 1995 - №3 2. Беляева Н.Ю. Гражданские ассоциации и государство. Социс 1995 - №11 3. Тарасов Е.Н. Государство как институт политической системы. Социс 1994 - №1-2 4. Селезнев Л.И. Политическая система

США: Учебное пособие, 1995 5 .Гаджиев К.С. Политическая наука. М 1995



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.