Реферат по предмету "Педагогика"


Ушинский К.Д. о народном учителе и его подготовке

К.Д. Ушинский о народном учителе и его подготовке Проблема подготовки современного учи теля одна из важнейших социально-пе дагогических проблем. Раз рабатываяпедагогику как науку, К. Д. Ушин ский особое внимание уделил проблеме учителя исистеме его подготовки. Взгляды по этому вопросу изложены им в целом рядеработ. В самом начале своей педагогической деятельности К.

Д. Ушинский в рядеста тей показывает, что самый существенный недостаток в деле русскогонародного просвещения есть недостаток хороших на ставников, специальноподготовленных к ис полнению своих обязанностей Понятие народный учи тель в профессиональном смысле отсутст вовало,поскольку не существовало и на родной школы как типа массового учебногозаведения, В 60-е гг. учителями немного численных неродных школ работалидьячки, пономари, отставные солдаты, т. е. люди, не имеющие достаточного общегои тем более педагогического

образования.В статье О пользе педагогической ли тературы 1857 К, Д. Ушинский делает попытку поднять авторитет учителя,пока зать его огромную общественную роль. В ней был представлен яркий образнарод ного учителя и сформулированы основные требования к нему. Прежде всего К, Д. Ушинский утвердил мысль о том,что учитель самый важный элемент в педагогическомпроцессе влияние лич ности воспитателя на молодую душу со ставляет тувоспитательную силу, которую нельзя заменить

ни учебниками, ни моральнымисентенциями, ни системой нака заний и поощрений .В этой же статье К. Д. Ушинский дает яркую характеристику общественногозна чения народного учителя Воспитатель, стоящий в уровень с современнымходом воспитания, чувствует себя посредником между всем, что былоблагородного и вы сокого в прошедшей истории людей, и поколением новым,хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствуетсебя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим

ратоборцем истины и добра,и сознает, что его дело, скромное по наружности, одно из величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства и имживут целые пополнения . Высокое общественное значениеучителя определяет, по мнению Ушинского, серь езные требования к нему. Одним изваж нейших качеств, которым должен обла дать учитель, являетсяубеждение У читель обязан воспитать у своих воспитанников определенныевзгляды, а это возможно

лишь в том случае, если он имеет свое мировоззрение. Главнейшая дорога чело веческого воспитания есть убеждение, а на убеждениеможно только действовать убеждением . Убеждения учителя нельзя заменить ни инструкциями,ни контролем, никакими программно-методическими указаниями. Учитель, лишенныйтвердых убеждений, превращается в слепого исполнителя чужих инструкций.Во многих своих работах К. Д. Ушинский высказывает твердое убеждение втом, что одним из важнейших качеств

учителя яв ляются знания, и не толькопреподавае мого предмета, но и специально педаго гические. Природныевоспитательные та ланты, которые сами прокладывают себе дорогу, встречаютсяредко, знание и уме ние преподавать и действовать преподава нием на умственноеи нравственное раз витие детей могут быть сообщены молодым людям, и необладающим особенными способностями . Ушинский разработал вопрос о раз личныхформах и содержании специальной подготовки учителя.

Учитель долженобладать разнообразными, ясными, точны ми и определенными знаниями по тем нау кам,которые он будет преподавать. Для народного учителя, писал К. Д. Ушин ский,необходимо всестороннее широкое образование.Подчеркивая важность педагогической направленности преподавания наук вучи тельской семинарии, Ушинский вместе с тем придавал большое значениеспециаль ной педагогической и методической подготовке

учителя. Учитель долженполучить такие специальные педагогические знания, которые бы помогли ему ясно ичеткое определить цель воспитания и ясно руко водить процессом воспитания навсех его этапах. Специальные педагогические знания нужны учителю также дляразвития умственных способностей детей и привле чения их активного внимания. Однако одних теоретических знаний учи телю недостаточно, необходимо ещеовла деть практическим искусством преподавания, получить навыки впедагогической ра боте.

Эти навыки строятся на научных осно вах, но все же этоесть нечто особое, приобретаемое в практической работе. Кроме того,Ушинский считал, что буду щему народному учителю следует сооб щить целый рядпедагогических навыков, необходимых в работе. Так, учитель дол женнаучиться красиво и правильно писать, рисовать, чертить, читать ясно и вырази тельнои, если возможно, даже петь.Перед педагогическими факультетами К. Д. Ушинский ставил три задачи 1 раз работка наук, всесторонне

изучающих че ловека со специальным приложением к искусству воспитания 2 -подготовка ши роко образованных педагогов 3 распрост ранение среди учителей иобщественности педагогических знаний и убеждений. На ряду с выполнением этихзадач педагоги ческие факультеты должны обеспечивать высококвалифицированнымикадрами учи тельские институты и семинарии.Разрабатывая проблему подготовки учи теля, К. Д. Ушинский рассматриваетроль женщины в воспитании и обучении детей.

Он выступил в защитуженщин-учительниц, которые, по его мнению, могут быть не только отличнымиучительницами в млад ших классах, но и образцовыми препода вательницами вклассах высших, и притом преподавательницамитаких предметов, ка ковы, например, химия, физика, высшая геометрия и т. д. .Ушинский подчеркивает, что учитель недолжен ограничиваться полученными зна ниями. Очень важно развить в учителеспособность и готовность к постоянному расширению своего научного ипедагогического

кругозора. Учитель учит успешно до тех пор, пока учится сам. При всем разнообразии и многоплано вости взгляды К. Д.Ушинского на учителя и его подготовку проникнуты большой лю бовью к народномуучителю и его благо родному труду. Ушинский высоко поднял общественное значениеучителя, разрабо тал систему его научной и педагогической подготовки.Значительную часть своих работ он посвятил именно народному учи телю.

Егопонимание проблемы народного учителя было прогрессивным в свое время и теперьостается созвучным нашей эпохе. Идеи К. Д. Ушинского сохраняют свою твор ческуюсилу, зовут к новому научному по иску, они действенны в руках нынешнихпедагогов. Во всей системе педагогической подготовки, учителей плодотворноисполь зуется прогрессивное наследие великого русского педагога.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.