Реферат по предмету "Педагогика"


Урок иностранного языка. Пути и средства осуществления.

Министерство Образования Республики Башкортостан Белорецкий педагогический колледж ПЦК Иностранных языков Реферат Урок иностранного языка. Пути и средства его создания. Выполнила студентка З курса группы В Специальность 0303 Тагирова Ляйсан Руководитель Точилкина Л. И. Оценка

Белорецк, 2005 Содержание. Введение. Глава I. Формы, методы и средства обучения иностранным языкам. Глава II. Организация процесса обучения иностранным языкам в начальной и основной школе. Глава III. Интересный урок иностранного языка, пути и средства его создания. Заключение. Список литературы. Введение. Осознание необходимости владения хотя бы одним иностранным языком пришло в наше общество. Любому специалисту, если он хочет преуспеть в своей области, знание

ИЯ жизненно важно. Поэтому мотивация к изучению его резко возросла. Однако трудностей на пути овладения ИЯ, особенно в массовой школе, не убавилось. По-прежнему основными из них являются недостаток активной устной практики в расчете на каждого ученика группы, отсутствие необходимой индивидуализации и дифференциации обучения. К сожалению, практически все учебники ИЯ не учитывают эти особенности предмета и разрабатываются в

расчете на некоего среднего ученика. Компенсировать этот недостаток можно и нужно за счет разработанных в методике методов, подходов и технологий обучения. Глава I. Формы, методы и средства обучения иностранным языкам. Отобранное и методически организованное содержание обучения ИЯ становится достоянием ученика в процессе его усвоения, совершения учебных действий, целенаправленной

учебно-познавательной деятельности. Поэтому в теории и практике обучения ИЯ обычно выделяют содержательную и процессуальную стороны. Процессуальная сторона осуществляется с помощью таких дидактических средств, как формы и методы обучения, которые представляют собой ярко выраженный коммуникативный и деятельностный компоненты целостного процесса обучения. Рис 1. Дидактические средства обучения ИЯ

Свободное общение Межличностный диалог Деловое общение. Выделенные Ю. К. Бабанским три большие группы методов обучения а организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, б стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, в контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности в полном объме реализуются и в процессе обучения ИЯ в начальной и основной школе. Поскольку сам процесс бучения есть взаимодействие преподавания

и учения, то и метод обучения представляет собой систему синхронизированных во времени методов преподавания, то есть методических действий и поступков учителя как субъекта учебно-воспитательной деятельности и методов учения, то есть учебных действий и поступков ученика как субъекта учебно-аознавательной деятельности. Так как учебно-познавательная деятельность учащихся направлена главным образом на овладение ИЯ как средством общения, иноязычной коммуникативной компетенцией, то выделенные три большие группы

методов обучения, как и методы преподавания и усвоения ИЯ неизбежно приобретают ярко выраженный коммуникативный характер. К тому же сформулированные выше принципы коммуникативной направленности и практическая цель обучения ИЯ. А также необходимость усвоения коммуникативного ядра содержания обучения ИЯ в конечном счете предопределяют использование в процессе обучения

ИЯ коммуникативного метода. Выбор методов обучения ИЯ для их практического использования в учебном процессе осуществляет учитель. Бабанский считает, что успешный выбор методов обучения определяются шестью факторами 1. закономерностями и вытекающими из них принципами обучения. 2. целями обучения. 3. содержанием учебного предмета. 4. учебными возможностями учащихся и учебного коллектива.

5. особенностями внешних условий. 6. уровнем профессиональной квалификации педагога. Существует несколько форм учебной работы. Приведем некоторые особенности, достоинства и недостатки каждой. Фронтальная форма учебной работы характеризуется тем, что учитель работает, взаимодействует, общается одновременно со всем составом учащихся класса, перед которыми ставится одна или несколько учебных задач, оказывает на них личное идейно-эмоциональное влияние.

Достоинство учитель работает сразу со всеми учащимися. Недостаток невозможность учесть уровень развития каждого ученика, его познавательные интересы, специальные способности. Индивидуальная форма учебной работы на уроке или дома характеризуется высоким уровнем самостоятельности учащихся. Достоинство возможность регулировать темп продвижения ученика, применять индивидуальный подход в соответствии с его индивидуальными особенностями, уровнем обученности, осуществлять контроль и оказывать

своевременную помощь, формировать навыки самообразования. Недостатки учебный материал может оказаться слишком сложным и способы усвоения , которые пытается применить ученик могут быть неадекватными. Кроме того, младший школьник ещ не способен принимать на себя полную ответственность за результаты своего учебного труда, а контроль и оценка его индивидуальной работы повышают тревожность ученика являются стрессогенными факторами, порождающими целый ряд психологических барьеров,

подавляющими творческую активность. Парная форма учебной работы чаще всего осуществляется в режиме ученик-ученик. Позволяет совершенствовать навыки коммуникативного взаимодействия, взаимоконтроля и взаимопроверки, происходит обмен знаниями, навыками и умениями. Недостаток у учителя возникают трудности контроля за вкладом каждого из членов пары, уровнем из инициативности в общении. Групповая форма учебной работы предусматривает деление учебной группы на подгруппы и используется практически

на всех этапах усвоения материала. Достоинства снижение тревожности ребенка, эмоциональная включенность ученика в совместную деятельность, повышение мотивации за счет необычности формы занятия, возможность проявить себя и повысить свой статус в группе, активный обмен знаниями. Недостатки рабочий шум. В настоящее время наблюдается бум групповых форм учебной работы. Коллективная форма учебной работы отличается от групповой значительной продолжительностью совместной

деятельности и наличием межличностных отношений, характерных для коллектива. Выбор тех или иных форм учебной работы осуществляет учитель, который руководствуется принципом оптимального сочетания индивидуальных, парных и групповых форм. Глава II. Организация процесса обучения иностранным языкам в начальной и основной школе. Как процесс в целом, так и дидактические циклы и блоки реализуются с помощью урока как единицы процесса

обучения. А это значит, что урок ИЯ как единица обязательно воплощает в себе основные качества и свойства целого, то есть курса обучения. Как процесс обучения ИЯ в целом, так и отдельный урок отличается целесообразностью и относительной завершенностью. Целостность конкретного урока обеспечивается совокупностью его частей, звеньев, этапов, которые обязательно связаны единой осью, и местом в системе уроков, также обладающим смысловым, тематическим стержнем, развивающимся

сюжетом, в контексте которых учебный материал усваивается и применяется. Главное, что качества целостности и относительной завершенности уроку придает именно учитель, который разрабатывает план, конспект или сценарий урока, проектирует методическую его структуру. Под методической структурой урока ИЯ подразумевается совокупность его компонентов и звеньев, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе при различных внешних и внутренних изменениях.

Методическая структура урока представляет собой относительно целостный цикл управляемого взаимодействия между учителем и учащимся, который состоит из подготовки и проведения урока, а также анализа и самоанализа результатов. Существуют различные точки зрения относительно планирования учебного процесса. Одни считают, что учителей следует снабдить максимально подробными поурочными разработками, другие, наоборот, придерживаются мнения, что готовые разработки скрывают творческие возможности в создании

собственных сценариев занятия. Третьи придерживаются золотой середины. Но в любом случае учителю нужно хорошо знать устройство урока, закономерности порождения методической структуры любого конкретного урока. Поскольку урок является единицей процесса обучения, а процесс обучения ИЯ обязательно обладает дидактической структурой, включающей цели, содержание, формы, методы, условия и результаты, то и урок, как положено единице, обязательно отражает воссоздает в себе все шесть компонентов,

которые и образуют его дидактическую структуру. В процессе подготовки к уроку учитель уточняет и формулирует цели урока. Оперируя с дидактической структурой, он, если надо, уменьшает, увеличивает, преструктурирует содержание учебного материала, который представлен в УМК именно к данному конкретному уроку. Далее учитель подбирает соответствующие формы и методы учебной работы на уроке. Все это делается с учетом конкретных дидактических условий, в которых планируется провести

урок. К дидактическим условиям относятся соответствующая школьно-гигиеническим нормам учебные помещения, наличная учебно-материальная база, время, выделенное на овладение учебным материалом, уровень развития и обученности учеников, состояние морально-психологической атмосферы в классе и уровень профессиональной квалификации самого учителя. В процессе подготовки к конкретному уроку учитель ориентируется, с одной стороны, на наличные объективные условия обучения, а с другой на самого себя, на свои возможности в

создании максимально благоприятных дидактических условий. В процессе подготовки к уроку учитель формирует не столько цели, сколько задачи. Самые различные обучающие действия учителя и учебные действия ученика на конкретном уроке приобретают определенную логическую последовательность, вытекающую из учета психологических закономерностей усвоения содержания обучения, то есть усвоения конкретных знаний, выполнения различных упражнений, овладение

языковыми, речевыми и коммуникативными навыками и умениями, реализации различных видов иноязычной речевой деятельности, иноязычного общения. Тем самым ход урока приобретает определенную, разворачивающеюся во времени логико-психологическую структуру. Коммуникативная структура урока представляет собой разворачивающеюся во времени совокупность коммуникативных поступков учителя и учащихся, процесс реализации их деловых и личных отношений. В целом коммуникативная структура это типичный период общения, коммуникативная составляющая

дидактических условий конкретного урока, которая коммуникативно обеспечивает достижение запланированных целей и задач урока. Она может отслоиться от реализации дидактической и логико-психологической структур, приобретать самодовлеющий характер и фактически не доводить дело до реализации первых двух структур урока. Дидактическая, логико-психологическая и коммуникативная структуры довольно жестко задают последовательность обязательных этапов методической структуры типичного урока

ИЯ в начальных классах. Урок ИЯ в начальных классах начинается с организационного момента. В средних и старших классах он продолжается не более 1 минуты, в младших 2 минуты, а то и больше, поскольку учителю требуется установить с каждым ребенком своеобразный персональный контакт. А это требует времени. Далее следует фонетическая зарядка, которая, как и в 5-9 классах, продолжается 2-4 минуты. Но есть и существенное отличие в младших классах через каждые 25-30 секунд во избежании у детей

головокружения от хоровой работы необходимо делать небольшую паузу. В начальных классах фонетическая зарядка плавно переходит в речевую зарядку, которая продолжается обычно 3-5 минут и представляет собой работу в парах дети инсценируют короткие диалоги, подготовленные дома. В 5-9 классах это могут быть коммуникативные этюды. Примерно в середине урока обязательно проводится динамическая пауза, которая продолжается 1-2 минуты.

Завершить урок лучше всего песней. Можно, конечно, и игрой. Но это рискованно. Во время игры может прозвучать звонок, а прерывать е не желательно. Таким образом, в типичном уроке ИЯ в начальных классах можно выделить п меньшей мере пять обязательных этапов. Остальные этапы урока представляют собой отдельные звенья, которые учитель соотносит друг с другом, ориентируясь при этом на сформулированные цели и задачи урока, методические рекомендации

УМК. В целом содержание типичного урока ИЯ в начальной школе наряду с названными пятью этапами включает в себя ещ 4-6 самых разнообразных звеньев, разработка и реализация которых как раз и осуществляется с учетом логико-психологической структуры целого урока. Глава III. Интересный урок иностранного языка, пути и средства его создания. При наличии у учащихся глубокого интереса к языку, привитого преподавателем, он не забывается даже

тогда, когда знание иностранного языка не требуется непосредственно для работы. Интерес к языку прививается на уроках. По этому очень важно, чтобы урок ИЯ был интересным. Но что такое интересные уроки По-видимому, это не только интересные и разнообразные примы работы того или иного преподавателя. Индивидуальный опыт и знания одного преподавателя необязательно могут обеспечить интересный урок, в котором сконцентрирован совместный труд преподавателя и аудитории,

только такой урок дат ощутимые результаты. Главным условием интересного обучения языку является длительный процесс совместного труда преподавателя и его слушателей, в котором каждый урок новый шаг от незнания к знанию. Если же на уроке трудить только преподаватель, то все его мастерство, разнообразие примов не будут столь эффективными. Огромное значение в деле обучения иностранному языку имеет увлеченность преподавателя своим делом, любовь к своей профессии, так как его отношение к предмету очень быстро передается

слушателям. Не менее важным является наличие у преподавателя соответствующей методической концепции, что обеспечивает творческую обстановку на уроках, заставляет самого преподавателя совершенствовать свои знания. Таким образом для создания интересного урока, кроме индивидуального мастерства преподавателя, необходим ряд других условий. Часто бывает, что тщательно составленный и методически обоснованный план занятия не дал интересного урока. Преподаватель не учел специфики своей аудитории, упустил из виду эмоциональную,

занимательную сторону урока. Причиной интересного урока может быть и такой факт группа пришла на занятие, не подготовив того материала, на использование которого рассчитывал преподаватель. У преподавателя не оказалось в резерве на этот случай продуманного вида работы, и урок получился неэффективным. Вряд ли нужно доказывать, что преподаватель должен владеть мастерством импровизации. Импровизация, то есть умение в случае необходимости на ходу перестроить урок, ввести новые виды работы,

повысить внимание аудитории, вносит много творческого в занятие по иностранному языку. Однако импровизация не должна выходить из рамок допустимого. Нередко случается, когда многоопытный преподаватель, полагаясь на свой опыт и знания, недостаточно продумывает урок и не готовиться к занятиям. Импровизация становится постепенно привычкой. Особенно часто это явление возникает при работе со слабо подготовленной аудиторией.

С точки зрения развития интереса к изучению языка чрезмерная импровизация наносит очень большой вред. Импровизация, ставшая привычкой преподавателя, неизбежно вызовет ответную импровизацию его слушателей. Учащиеся начинают небрежно готовить домашние задания, дисциплина на уроке снижается, изучение ИЯ становится поверхностным. Поведение преподавателя также очень важно для проведения интересного урока. Недопустимо, чтобы преподаватель в классе обнаруживал сво настроение.

Он должен проявить силу воли, побороть свои чувства и вести урок в обычном, деловом стиле. Каждый преподаватель обязан особенно тщательно следить за своей речью. Его речь должна быть безукоризненно правильной, выразительной, эмоциональной, образной. Следует искоренять монотонность и шаблонность фраз, повторяемых из урока в урок. Вдумчивое и творческое отношение к занятию создает в конечном итоге тот совместный процесс труда преподавателя

и его слушателей, который мы называем интересным уроком иностранного языка. Заключение. Преподавание ИЯ в школе всегда привлекало к себе внимание. Это вполне закономерно, так как ИЯ в отличие от других дисциплин является постоянной обязательной составной частью среднего и высшего образования. Каждый человек, получивший высшее образование, изучал ИЯ, как правило не менее 11 лет. Естественно, если затрата такого огромного количества времени и средств

не дает удовлетворительных результатов, то преподавание ИЯ становится предметом серьезной озабоченности общественности. Учащиеся средней и высшей школ должны практически овладеть иностранным языком. Это не легкая, но в высшей степени интересная, а также почетная задача, стоящая перед огромным коллективом преподавателей иностранных языков, вполне осуществима.

У нас есть ценные достижения в методике преподавания, есть все возможности, чтобы разработать наиболее эффективную систему обучения иностранным языкам. Необходимо также использовать наиболее полезное и приемлемое из зарубежного опыта. Выполнение этой задачи будет важным вкладом педагогов в формирование человека высокой культуры. Список литературы. 1. Бабинская Т.К Маслыко Е.А. Настольная книга учителя иностранного языка,

Москва, Высшая школа, 1998 г. 2. Бочарова Л.Н. Игры на уроках английского языка на начальном и среднем этапе обучения ИЯШ. 1996. 3. 3. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии, Москва, Педагогическое общество России, 2000 г. 4. Полат Е. С. Обучение в сотрудничестве Иностранные языки в школе. 2000. 1. С. 4-11.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.