Реферат по предмету "Педагогика"


Современные технологии обучения иностранным языкам

Министерство Образования Республики Башкортостан Белорецкий педагогический колледж ПЦК Иностранных языков Реферат Современные технологии обучения ИЯ Выполнила студентка З курса группы В Специальность 0303 Абдрахманова Винера Руководитель Осипова Ф. И. Оценка Белорецк, 2005 Содержание.

Введение. Глава I. Личностно-ориентированное обучение. 1.1 Обучение в сотрудничестве. 1.2 Метод проектов. 1.3 Разноуровневое обучение. Глава II. Компьютерные технологии. 2.1 Телекоммуникации. 2.2 Использование Интернета в обучении ИЯ 2.3 Интернет проект как дополнительный источник мотивации учащихся.

Глава III. Диалог культур. Заключение. Библиография. Введение. Осознание необходимости владения хотя бы одним иностранным языком пришло в наше общество. Любому специалисту, если он хочет преуспеть в своей области, знание ИЯ жизненно важно. Поэтому мотивация к изучению его резко возросла. Однако трудностей на пути овладения ИЯ, особенно в массовой школе, не убавилось.

По-прежнему основными из них являются недостаток активной устной практики в расчете на каждого ученика группы, отсутствие необходимой индивидуализации и дифференциации обучения. К сожалению, практически все учебники ИЯ не учитывают эти особенности предмета и разрабатываются в расчете на некоего среднего ученика. Компенсировать этот недостаток можно и нужно за счет разработанных в методике методов, подходов и технологий обучения.

Глава I. Личностно-ориентированное обучение. Выпускник школы должен обладать нужными знаниями, умениями, навыками, осуществлять различные виды деятельности, уметь пользоваться новыми информационными технологиями, быть готовым к сотрудничеству, стремясь избегать и преодолевать конфликты. Все это может быть достигнуто лишь при личностно-ориентированном подходе к образованию и воспитанию, когда учитываются потребности, возможности школьника.

Личностно-ориентированный подход воздействует на все компоненты системы образования и на весь учебно-воспитательный процесс, способствуя благоприятной среде. Личностно-ориентированный подход предполагает гибкость в определении целей, учитывает личностные интересы школьников и их индивидуальные особенности и создает предпосылки для большей результативности обучения. При этом подходе создаются особые отношения между учениками и учителем, между самими учащимися, формируются

многообразные обучающие и воспитывающие среды часто с выходом за пределы урока и школы. Личностно-ориентированное обучение включает метод проектов, обучение в сотрудничестве, контекстное обучение, интенсивное обучение и разноуровневое обучение. 1.1 Обучение в сотрудничестве. Современные учебные пособия по педагогической психологии Guy R. Lefranзois Psychology for teaching, 1991 Earnst

T. Goetz, Patricia A. Alexander, Michael J. Ash Educational Psychology. A Classroom Perspective, 1992 относят к гуманистическому направлению в обучении три дидактические системы так называемы открытые школы open education or open classroom, индивидуальный стиль обучения the learning-styles approach и обучение в сотрудничестве cooperative learning. В Великобритании, Австралии, США имеется опыт обучения учащихся по индивидуальным планам, в соответствии

с индивидуальным стилем обучения. Для массовой школы представляется наиболее интересным опыт обучения в сотрудничестве как обще дидактический концептуальный подход, особенно, если учесть тот факт, что эти технологии вполне органично вписываются в классно-урочную систему, не затрагивают содержания обучения, позволяют наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика. Учитывая специфику предмета иностранный язык, эти технологии могут обеспечить

необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого ученика группы, предоставляя каждому из них возможность осознать, осмыслить новый языковой материал, получить достаточную устную практику для формирования необходимых навыков и умений. Идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов Р. Славиным из университета Джона Хопкинса Р. Джонсоном и

Д. Джонсоном из университета штата Миннесота группой Э. Аронсона из университета штата Калифорния. Основная идея этой технологии создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ученики разные одни быстросхватывают все объяснения учителя, легко овладевают лексическим материалом, коммуникативными умениями другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала,

но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы при всем классе, а подчас и просто не осознают, что конкретно они не понимают, не могут сформулировать правильно вопрос. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы по 3-4 человека и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика группы в выполнении этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы что часто оставляет школьника равнодушным, но, что

особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных все непонятные им вопросы, а сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь слабый ученик, досконально разобрались в материале заодно и сильный школьник имеет возможность проверить собственное понимание вопроса, дойти до самой сути. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Такова общая идея обучения в сотрудничестве. Практика показывает, что вместе учиться не только легче

и интереснее, но и значительно эффективнее. При этом важно, что эта эффективность касается не только не только академических успехов, но и их интеллектуального и нравственного развития. Учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе вот что составляет суть данного подхода. Идея обучения в сотрудничестве получила сво развитие усилиями многих педагогов во многих странах мира, ибо сама идея чрезвычайно гуманна по своей сути, а следовательно, педагогична, хотя и имеет заметные

различия в вариантах разных стран. Существует много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве. Перечислим их. Группа учащихся формируются учителем до урока, разумеется с учетом психологической совместимости детей. При этом в каждой группе должны быть сильный, средний и слабый ученик, девочки и мальчики. Если группа работает слаженно состав можно не менять. Если работа по каким-то причинам не клеится, состав группы можно менять от урока к уроку.

Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы. Оценивается работа не одного ученика, а всей группы важно, что оцениваются не столько знания, сколько усилия учащихся. При этом в ряде случаев можно предоставит ребятам самим оценивать результаты. Учитель сам выбирает учащегося группы, который должен отчитаться за задание. В ряде случаев это может быть слабый ученик. Если слабый ученика в состоянии обстоятельно изложить

результаты совместной работы группы, ответить на вопросы других групп, значит, цель достигнута и группа справилась с заданием. Итак, приведем некоторые варианты обучения в сотрудничестве. 1. Student team learning STL, обучение в команде. В данном варианте реализации обучения в сотрудничестве уделяется особое внимание групповым целям team goals и успеху всей группы team success, что может быть достигнуто только в результате самостоятельной

работы каждого члена группы команды в постоянном взаимодействии с другими учениками этой же группы при работе над темойпроблемойвопросом, подлежащим изучению. Вариантами этого подхода можно считать а индивидуально-групповую student teams achievement divisions STAD и б командно-игровую teams games tournament TGT работу. 2. Другой вариант организации обучения в сотрудничестве разработал профессор

Э. Аронсон в 1978 году и назвал его Jigsaw. В педагогической практике такой подход обозначается сокращенно пила. Учащиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разделен на фрагменты логические или смысловые блоки. Такая работа ни уроках ИЯ организуется на этапе творческого применения языкового материала. Каждый член группы находит материал по своей подтеме.

Затем школьники, изучающие один и тот же вопрос, но работающие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется встречей экспертов. Затем ребята возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали, товарищей в своей группе. Те, в свою очередь рассказывают о своей части задания. Все общение ведется на ИЯ. Отчитывается по всей теме каждый ученик в отдельности и вся команда в целом.

3. Ещ одни вариант обучения в сотрудничестве learning together учимся вместе разработан в университете штата Миннесота в 1987 году Д. Джонсон и Р. Джонсон. Класс делится на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает одно задание, которое является частью какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. Каждой группе дается задание подготовить свою часть.

В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение материала в полном объме. Надо иметь в виду, что вся необходимая лексика по теме усвоена в ходе предыдущей работы на других уроках. Основные идеи, присущие всем описанным здесь вариантам обучения в сотрудничестве, дают возможность учителю быть ориентированным на каждого ученика. Это и есть личностно-ориентированный подход в условиях классно-урочной системы, один из возможных способов

е реализации. При использовании обучения в сотрудничестве самое трудно добиться, чтобы ученики в малых группах общались ни ИЯ. Но практика показывает, что при достаточно настойчивом внимании со стороны учителя это требование выполняется сначала с трудом, а затем постепенно с явным удовольствием. Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть в том, чтобы учащийся сам захотел приобрести знания.

Проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности не менее важна, чем способ организации, условия и методика работы над заданием. 1.2 Метод проектов 1920 1905 1931 1.3 14 Глава II. Компьютерные технологии. 2.1 Телекоммуникации. Дидактические свойства и функции телекоммуникации возможность оперативной передачи на любое расстояние информации любого объма, вида визуальная, графическая, звуковая, статичная, динамичная, мультимедийная

хранение этой информации в памяти компьютера в течение нужного отрезка времени возможность интерактивности возможность организации электронных конференций, аудио- и видеоконференций возможность доступа к различным источникам информации, в т.ч. удалнным возможность диалога с любым партнром по e-mail возможность запроса информации по любому интересующему вопросу через электронные конференции возможность перенести полученные материалы на свою дискету и распечатать их возможность организации электронных конференций, в т.ч. в

режиме реального времени. 2.2 Использование Интернета в обучении ИЯ. Обучать ИЯ значит обучать общению, передаче и восприятию информации. Существуют три области, в которых Интернет может вывести обучение ИЯ на новый уровень. Это коммуникация, информация и публикация. Коммуникация осуществляется с помощью электронной почты, огромные пласты информации заключены во всемирной

паутине world wild web, публикация может осуществляться путм создания собственной страницы в Интернете. В принципе все это можно делать и без Интернета. Общаться можно с помощью писем и по телефону, за информацией ходить в библиотеку, а свои труды публиковать в журналах и газетах. Но Интернет вносит в эти области новое изменение. Коммуникация облегчается и ускоряется, информация становится доступной, а публикация в

Интернете имеет более широкую аудиторию. С дидактической точки зрения преимущество Интернета перед традиционными средствами обучения заключается прежде всего в доступности и актуальности аутентичных материалов, а также в облегчении и ускорении межнациональной коммуникации. В настоящее время разрабатывается методика обучения иностранному языку с использованием Интернета. Существуют сторонники идеи обучения ИЯ только с помощью

Интернета, без традиционной работы с учебником. Но большинство преподавателей предпочитают использовать Интернет наряду с традиционными средствами обучения, интегрируя его в учебный процесс. Интернет как источник получения дополнительной информации. Самое простое применения Интернета это использовать его как источник дополнительных материалов для преподавателя при подготовке к занятию. Материалы могут распечатываться и использоваться затем в ходе

традиционного занятия. Конечно, в этом случае используется только часть возможностей Интернета. Но даже при таком применении Интернета обучение ИЯ меняется пользователь Интернета получает доступ к актуальной и аутентичной информации, которую трудно отобрать из других источников. Так, например, можно использовать в своей работе материалы сайта httpwww.inopressa.ru. На этом сайте представлены переводы наиболее интересных статей о

России из иностранных газет. Непосредственно с этого сайта можно выйти на оригинал этих статей и получить параллельные тексты на русском и иностранном языках. Это повышает интерес обучающихся, усиливает их мотивацию к изучению языка. Кроме того, можно использовать дополнительные упражнения с сайта, которые служат для повторения материала соответствующего урока. Использование Интернета на уроке.

Наиболее полно возможности Интернета раскрываются при использовании его непосредственно в студенческой или школьной аудитории. Идеальными условиями для такой работы является наличие компьютерного класса с подключением к Интернету. Использование Интернета на занятии не должно представлять собой самоцель. Для того чтобы правильно определить место и роль Интернета в обучении языку, прежде всего необходимо найти для себя четкие ответы на вопросы для кого, для чего, когда, в каком объме он должен использоваться.

Нет большого смысла в применении Интернета на начальном этапе обучения языку. В этот период велика роль тренировочных упражнений. В этом смысле Интернет не предоставляет каких-либо новых возможностей по сравнению с учебником. В курсах для начинающих упражнения на закрепление грамматики и лексики вполне традиционны подстановочные упражнения, тексты с пробелами Lьckentexte и т. д.

Собственно говоря, это самые обычные упражнения, разница состоит в том, что учащиеся видят их не на бумаге, а на мониторе. Правда, положительный момент в выполнении этого вида задания состоит в том, что во многих случаях можно сразу узнать, правильно ли выполнено то или иное упражнение. Однако на вопрос Почему это не правильно и как будет правильно должен отвечать преподаватель. Неэффективно, на мой взгляд, использовать Интернет для тренировки и на более продвинутом этапе.

Упражнения для продвинутого этапа имеют все те же недостатки, что и упражнения для начального этапа. 2.3 Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся. Проекты могут проводиться и без Интернета. Однако Интернет придат проекту большой динамизм, меняет его временные рамки. В ходе работы над проектами студенты применяют и расширяют свои языковые знания, получают обширную

страноведческую информацию. Существует два вида проектов, планирование, проведение и результаты которых отличаются друг от друга WWW-проекты и E-mail-проекты. Они могут пересекаться и дополнять друг друга. WWW-проекты. В самом общем виде WWW-проекты рассчитаны на то, что обучающиеся получают задание, для выполнения которого необходимо найти информацию в Интернете и представить затем результаты своего поиска.

Тема проекта может соответствовать учебной теме или быть совершенно независимой от учебника. В любом случае она должна быть интересной для учащихся и входить в общий контекст обучения языку. Примерные темы таких проектов Изучение информации и каком-либо городе регионе Составление плана путешествия самолетом, поездом или другим транспортом по Германии и другим немецкоязычным странам Поиск и нахождение информации о немецких фирмах, их продуктах,

о возможностях работы или учебы в Германии и т. д. Что провести проект, недостаточно сформулировать тему и обеспечить обучающимся возможность работать в Интернете. Преподаватель должен подготовить проведение проекта сформировать группы, определить временные рамки проекта, продумать, какие материалы кроме Интернета могут использовать учащиеся, найти и дать им необходимые адреса, выбрать оптимальную форму презентации результатов.

Эта подготовка не означает жесткого регламентирования деятельности обучающихся, у них имеется возможность выбора при выполнении заданий. В отличии от традиционной работы с подготовленными заранее аудио- и видеозаписями и другими материалами в основе проекта лежит более открытая структурная модель. Конечно, работа преподавателя усложняется даже при очень тщательной подготовке проекта результаты поиска в Интернете далеко не всегда предсказуемы. Поэтому преподаватель должен быть готов быстро реагировать

на различные вопросы обучающихся, помогать им направлять их работу. Можно сказать, что работа с Интернетом предъявляет более высокие требования к профессиональной подготовке и личностным качествам преподавателя. Проекты целесообразно проводить на самом начальном этапе обучения языку. Нужно согласиться с теми, кто считает, что для начинающих традиционные средства информации важнее, чем WWW. Поэтому работу с проектами следует проводить в конце семестра при повторении тем.

Например, при прохождении темы Квартира учащиеся получают задание сходить в бюро по продаже недвижимости и купит или снять квартиру или дом. На адреса агентств мы выходим через Netzspiegel. Можно использовать и непосредственно адреса агентств www. Immobilienangebote.de. Выбирая дом или квартиру, учащиеся должны обосновать свои выбор, ответив на вопросы где находится дом или квартира, сколько там комнат, сколько этажей, есть подвал, гараж, балкон,

терраса, сколько стоит дом или квартира. Учащимся, хорошо владеющим ИЯ, можно дать дополнительное более сложное задание определить, отличается ли жилье в Германии и в России, и если отличается, то чем На втором этапе работы студенту нужно купить мебель для одной из комнат, истратив определенную сумму, например 5000 евро. Покупки делаются в виртуальных магазинах. Презентация результатов происходит в устной форме.

Каждая группа рассказывает о выбранной квартире или доме, о купленной мебели, мотивируя свои выбор и давая отчет о расходах. На указанных сайтах имеются, как правило, фотографии домов, квартир, мебели. Эти фотографии распечатываются и используются в качестве иллюстраций. В процессе работы студенты получают актуальную страноведческую информацию как живут немцы, какие требования они предъявляют к жилищным условиям. Но не только это является положительным результатом проведения

Интернет-проектов. Обучающиеся знакомятся с большим количеством аутентичных текстов, при этом у учащихся возникают положительные эмоции от того, что они понимают тексты на иностранном языке, значит, они не зря занимаются его изучением. Этот факт становится мощным стимулом для дальнейшего изучения ИЯ. Попутно студенты обогащают свой словарный запас. Описанный выше проект небольшой и несложный. Интернет-проекты могут быть гораздо более длительными

по времени, многоэтапными, сложными по заданию и значительными по представлению результатов. Например, проект может заканчиваться публикацией результатов на собственной странице в Интернете или даже созданием такой страницы. E-mail-проекты. Письменная коммуникация для лучшего овладения иностранным языком известна давно. Интернет и здесь представляет новые возможности. Существуют два вида письменной коммуникации в

Интернете синхронная Chat и асинхронная E-mail. Синхронная коммуникация представляет собой нечто среднее между письменной и устной. Е участники обмениваются письменными сообщениями, но делают это в режиме реального времени и пользуются при этом языком, характерным для устного общения. Chat больше подходит для индивидуального изучения языка, в аудитории же этот вид деятельности трудно организовать. Кроме того, чтобы участвовать в этом виде коммуникации, нужно владеть языком на довольно

высоко уровне. Асинхронная письменная коммуникация позволяет работать над текстом более тщательно, чем при спонтанной коммуникации. Возможность продумать, исправить, переписать свои текст особенно важна для начинающих. Коммуникация по электронной почте лучше всего осуществляется в виде E-mail-проектов. Успешным проект может быть в том случает, если он хорошо спланирован. Тема интересная и соответствует уровню обученности участников.

Как правило, Е-mail-проекты проводятся с участием двух или нескольких групп учащихся из разных стран, для которых используемый язык является иностранным, а не родным. Участие носителей языка нецелесообразно, так как языковой, а следовательно, и содержательный уровень коммуникации их вряд ли может заинтересовать. При проведении E-mail-проекта очень важна фаза планирования. Сначала нужно найти партнеров и обсудить тему с ними.

Затем определяются временные рамки проекта, те есть его продолжительность, начало и окончание. Нужно договориться, как часто будет происходить обмен письмами. Необходимо также решить, какой продукт планируется получить по завершении проекта. Польза E-mail-проектов состоит в том, что они делают возможной коммуникацию на иностранном языке с реальными партнерами. Учащимся важно то, что тексты составляются не для преподавателя с целью продемонстрировать

свои знания и получить за это оценку, а для партнеров-сверстников, чтобы передать им интересную информацию или обсудить актуальные проблемы. Отсюда следует более ответственное отношение к продуцируемым текстам. Расширяется языковая компетенция учащихся и повышается мотивация к дальнейшему изучению языка. Интернет-проектами можно заниматься через IEARN International Education and Resource Network Международной образование и ресурсы компьютерной сети httpwww.learn.org.

В эту организацию сегодня входят более 4000 школ из 75 стран. Каждый месяц по электронной почте можно получать новости на английском языке, где указано, кто и в какой стране заявляет проект, кому требуются партнеры, объм работ учащихся и сроки их подачи. Участвовать можно либо через Интернет, располагая труды учеников на сайте, либо по электронной почте. Глава III. Диалог культур. Зная другие языки, человек получает возможность для пересечения границы

своей родной культуры и встречи с другими культурами. Происходит диалог культур. Иностранный язык является неотъемлемой частью культурологического образования. Задачей культурологического образования, в том числе и спроецированного на иностранный язык, является создание условий, в которых человеческая личность может проявляться во всем своем многообразии и самоопределении, ведя диалог в горизонте культуры. Личность жива только в своей обращенности к другим, в восприятии

другого во внимании к другому, в общении с другим или самим собой в качестве Другого. Значит, личность есть там, где есть диалог. Все методы, приемы и средства обучения иностранному языку в контексте диалога культур направлены на узнавание и понимание новой культуры. В свою очередь, подобные установки создают потребность в обеспечении такой организации учебного процесса, которая способствовала бы формированию и развитию личности обучающегося.

Основой обучения иностранному языку в контексте личностно-деятельностного подхода должно быть не только и не столько запоминание информации, сколько активное участие обучаемых в овладении знаниями, формирование у них способности к самостоятельной продуктивной деятельности на иностранном языке. Это предусматривает возможность использовать серию творческих заданий, ролевых игр, ситуаций и т.д. Процесс познавания, понимания, узнавания новой культуры очень труден.

Поскольку обучающийся часто рассматривает культурные явления другого народа с точки зрения внутренней перспективы, через призму собственной культуры, то становится ясно, почему допускаются грубые ошибки, иногда нарушающие процесс коммуникации, а иногда делающие его просто невозможным. По меткому замечанию немецкого исследователя Г.Фишера мы имеем в данном случае дело с так называемой страноведческой интерференцией. При обучении иностранным языкам в контексте диалога культур возникают

неограниченные воспитательные возможности, если иностранный язык используется как средство приобщения студентов к духовной культуре других народов и познания действительности путем иноязычного общения, как способ самопознания и самовыражения личности в процессе общения. Изучение аутентичных текстов, чтение газет и журналов на иностранным языке, прослушивание аудиокассет, просмотр видеофильмов знакомит обучаемых с культурой другого народа, помогает выявить сходство и различия

в культуре двух народов, дает студентам возможность по-другому взглянуть на проблемы своих сверстников в стране изучаемого языка, познакомиться со спецификой менталитета народа, нравами, обычаями, стилем жизни страны изучаемого языка. При изучении иностранного языка в контексте диалога культур следует исходить из принципа равноправия всех человеческих культур Л.Гтце. Этот тезис, однако, нисколько не умаляет автономии культуры любого народа и в то же время помогает

избежать этноцентризма, т.е. чувства превосходства собственного языка и культуры. Преподаватель должен занимать такую позицию в процессе педагогической деятельности, при которой он будет воспитывать у студентов уважение к культуре другого народа, давать объективную оценку явлениям культуры другого народа, пробуждать у студентов желание узнать как можно больше о стране изучаемого языка, учитывая при этом возможности взаимного обогащения культур.

Только в этом случае можно будет говорить о диалоге культур в широком смысле этого слова, предполагающем взаимопонимание и взаимообогащение. Кто хочет знать иностранный язык и правильно пользоваться им, тот должен, прежде всего, познать мир людей, которые говорят на этом языке. Заключение. В современном образовании все больший акцент делается на работу с информацией. Ученикам важно уметь самостоятельно добывать дополнительный материал, критически осмысливать получаемую

информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы. Работа с информацией на ИЯ, особенно, если учесть возможности, которые открывает глобальная сеть Интернет, становится весьма актуальной. Это общеучебные интеллектуальные умения, которые приобретаются не только на уроках ИЯ И здесь помощь учителя будет заключаться в отбое и использовании в своей практике технологий, которые ориентированы именно на такие виды деятельности.

Библиография. 1. Полат Е. С. Обучение в сотрудничестве Иностранные языки в школе. 2000 1 2. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка Иностранные языки в школе. 200 2, 3. 3. Дьюи Джон. Демократия и образование. М 2000. С. 51 4. Дидактика средней школы Под ред. М. Н. Скатина. М. Просвещение, 1982.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.