Реферат по предмету "Педагогика"


Разработка урока музыки по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной "Музыка"

Введение. Значение музыкального воспитания в формировании личности ребёнка. Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека. В. А. Сухомлинский Основной целью современного начального образо­вания является воспитание и развитие личности ре­бенка. Достижение этой цели невозможно без реали­зации задач, стоящих перед образовательной об­ластью «Искусство», составляющей частью которой является музыкальное искусство.

Музыка в семье искусств занимает особое место благодаря ее непосредственному комплексному воздействию на человека. Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, что она может оказывать успокаивающее и возбуждающее воздействие, вызывать положительные и отрицательные эмоции. Именно поэтому при всем разнообразии направлений работы современной школы с большой настойчивостью утверждается тезис о важности музыкального воспитания всех детей без

исключения, о его значении для развития общих психических свойств (мышления, воображения, внимания, памяти, воли), для воспитания эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости, нравственно-эстетических потребностей, идеалов, то есть для формирования всесторонне развитой, гуманной личности. Важной гранью воспитания и развития личности является нравственно-эстетическое воспитание ребен­ка. Именно возраст младшего школьника, в котором преобладает эмоционально-чувственное восприятие действительности,

является самым благоприятным в нравственно-эстетическом воспитании. Чувства и пе­реживания, которые вызывают произведения музы­кального и изобразительного искусства, отношение к ним ребенка являются основой приобретения лично­стного опыта и основой самосозидания. Это залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания сложности и богатства своих внутренних пережива­ний, способности сопереживания и внимательного

от­ношения к окружающим людям. Упущенные возможности в нравственно-эстетическом воспитании на этапе обучения в начальной школе уже нельзя будет компенсировать в основной школе. В начальной школе образовательная область «Ис­кусство» решает следующие задачи: — формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к явлениям действительности и искусства; — формирование художественно-образного мышления как основы развития творческой личности; — развитие у школьников способности восприни­мать

произведения искусства как проявление духов­ной деятельности человека; — овладение интонационно-образным языком ис­кусства на основе складывающегося опыта творче­ской деятельности и взаимосвязей между различны­ми видами искусства; — формирование целостного представления о на­циональной художественной и музыкальной культу­ре и их месте в мировой культуре. У младших школьников, в отличие от детей других возрастных периодов, личностная ориентация опреде­ляется направленностью на внешний предметный мир, у них преобладает

наглядно-образное мышление и эмоционально-чувственное восприятие действи­тельности, для них остается актуальной игровая деятельность. Специфика искусства, его художест­венно-образная природа как нельзя лучше отвечает личностным потребностям ребенка младшего школь­ного возраста. Это определяет педагогический потен­циал и значимость предметов образовательной области «Искусство» в начальной школе. Выполняя в полной мере задачи, стоящие перед данной образовательной областью, педагоги

могут успешно добиваться реали­зации основной цели начального образования — раз­вития личности ребенка. Любой вид искусства «мыслит» образами, а образ по своей художественной природе целостен, и в лю­бом художественном образе, как в капле воды, отра­жается весь мир. Таким образом, образовательная об­ласть «Искусство» способствует решению важной за­дачи, стоящей перед начальным образованием, — формирование целостного восприятия ребенком окружающего мира.

Для решения этой задачи элементы искусства вводятся в преподавание других школьных предметов. Наблюдается тенденция построения обра­зования в единстве принципов и методов преподава­ния основ науки и искусства. В начальной школе у младших школьников фор­мируется художественная и музыкальная культура как неотъемлемая часть культуры духовной. Художе­ственные и музыкальные знания, умения и навыки уже являются не целью, а основными средствами формирования культуры.

Композиция, форма, ритм, пропорции, пространство, цвет, звук, слово, темп, ди­намика и др. группируются вокруг общих закономер­ностей художественно-образного языка музыки и изо­бразительного искусства. Такой подход позволяет со­здавать интегрированные курсы, также решающие задачу формирования целостной картины мира. Еще одна очень важная задача образовательной об­ласти «Искусство» — гармонизация абстрактно-логи­ческого и образного мышления, что особенно важно на начальном этапе обучения, когда ребенок только

входит в учебную деятельность. Переключение с за­нятий научными дисциплинами на занятия художе­ственной деятельностью способствует сокращению перегрузки детей/Занятия художественной деятель­ностью оказывают на младшего школьника значи­тельное психотерапевтическое воздействие, снимая нервно-психическое напряжение, вызванное други­ми уроками, тем самым сохраняя здоровье ребенка. В начальной школе важно показать младшему школьнику связь искусства с его личным миром, с миром его

мыслей и чувств. Поэтому очень важно в процессе преподавания предметов искусства учиты­вать местные особенности национальной культуры: наличие собственных певческой и хореографической традиций, характерных ремесел и промыслов, специ­фики в народном костюме, утвари, архитектуре и пр. Таким образом, решается проблема приобщения ребенка к искусству на личностно-значимом для него художественном материале родного края. Учителю следует учитывать возрастные особеннос­ти младших школьников и на уроках

искусства ис­пользовать в большей мере активно-творческие мето­ды, вытекающие из закономерностей искусства, и в меньшей — словесно-информативные. Это поможет лучшей реализации задач, стоящих перед образова­тельной областью «Искусство». Чтобы окончательно удостоверится в значимости музыки в школе как предмета, немного обратимся к истории. Древние греки первые в истории создали теорию воспитания, построенную на принципах гармонии и всесторонности. Эти принципы развивали в политико-этических трактатах

Платон и Аристотель. Цели школьной системы образования в Афинах были направлены на гармоническое и всестороннее развитие духовных и телесных сил юношества. "Отец комедии" Аристофан, характеризуя лучших людей государства, указывает, что они "воспитаны в палестрах, в хорах и в музыке", и считает, что во главе народа должны стоять граждане музыкально образованные, мусические. Что же понималось под мусическим образованием?

Греческое слово "мусике" (искусство муз) означало всю область литературы, науки, искусства, которой ведали музы. Система школьного образования в Афинах сводилась к мусическому и гимнастическому образованию. Среди грамоты, литературы и боевых искусств большое значение уделялось музыкальному образованию: игре на музыкальных инструментах и хоровому пению. Мусическому образованию греки придавали первостепенное

значение не только потому, что знакомство с подвигами героев и изречениями мудрецов воспитывало этические качества, но и потому, что музыкальный ритм и гармония, как они полагали, приучали к упорядоченности в движениях, мыслях, в эмоциях и в деятельности. "Когда научились играть на кифаре, учат их опять стихотворениям других хороших поэтов-песнотворцев, прилаживая слова к музыке, и заставляют души детей свыкаться с правильными чередованиями и ладами, чтобы, становясь

более кроткими и чинными и уравновешенными, были они готовы и для речей и для деятельности: ведь вся жизнь человека нуждается в чинности и добром ладе". (Платон) В те времена музыка оказывала влияние и на государство в целом. К примеру, в своем проекте идеального государства Платон, стремясь воспитать в гражданах суровую простоту и мужество, требует самого жесткого контроля

над музыкой. Он совершенно исключает такие лады, которые способствуют, по его мнению, изнеженности и чувственности, и разрешает в своем государстве употребление только двух ладов: того, "который надлежащим образом воспроизводит звуки и ударения человека мужественного в военном и всяком ратном деле", и того, который может быть использован в мирное время. Основная часть. 1.Современные программы уроков музыки в общеобразовательных школах.

В настоящее время существует несколько самодостаточных программ, но все они, так или иначе, опираются на основные положения программы «Музыка», разработанную в 70-е годы для трёхлетней начальной школы авторским коллективом под руководством Д. Б. Кабалевского. Идеи данной программы — приоритет обще­человеческих ценностей, устремленность к сохране­нию и воспитанию духовной культуры — актуальны и сегодня. Концепция Д. Б. Кабалевского дала не только яркий образ урока музыки, но и образ учителя, который «

должен любить музыку как живое ис­кусство, ему самому приносящее радость, он должен относиться к музыке с волнением и никогда не забы­вать, что нельзя вызвать в детях любовь к тому, чего не любишь сам, увлечь их тем, чем сам не увлечен». В настоящее время получила гриф Министерства образования Российской Федерации новая редакция программы «Музыка», разработанная авторским коллективом под руководством Д. Б. Кабалевско­го. Редакцию программ осуществили

Э. Б. Абдуллин, Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, В. О. Усачева, Л. В. Школяр. Программа, ориентированная на четы­рехлетнюю школу, отражает обязательный минимум содержания образовательного компонента «Музы­кальное искусство». Новый вариант программы гар­монично сочетает концептуальную часть, где бережно сохранена живая мысль и взгляд Д. Б. Кабалевского на преподавание музыки в школе, содержание музы­кального образования и воспитание

младших школь­ников на современном этапе развития музыкальной педагогики. Органично «вплетена» в контекст данно­го программного документа программа для 1 класса, разработанная И. В. Кадобновой, В. О. Усачевой и Л. В. Школяр, с ведущей темой «Искусство слышать» и принципами начального вхождения ребенка в му­зыку. В новом варианте программы обновлен музыкальный материал, введены примерные требования к уровню музыкального развития учащихся начальной школы.

Программа «Музыка» под редакцией Ю. Б. Али­ева ставит своей целью формирование у детей любви к художественной музыке и потребности в общении с ней; воспитание их музыкальных интересов и вкусов, развитие музыкально-творческих способностей уча­щихся. Программа «Музыкальное искусство», авторы В. О. Усачева, Л. В. Школяр, Б. А. Школяр, разрабо­тана в рамках модели образования «Начальная шко­ла XXI века» (научный руководитель — профессор Н. Ф. Виноградова).

Доминирующей позицией, опре­деляющей содержание программы, является установ­ка на самоценность музыкального искусства как че­ловеческого творения, помогающего ребенку позна­вать мир и самого себя в этом мире. Основу содержа­ния программы составляет русская и зарубежная классическая музыка, народная музыка, духовная музыка и современная музыка. В программе привыч­ные виды деятельности детей рассматриваются как формы приобщения к музыке, в качестве видов музы­кальной деятельности выдвигаются: деятельность

композитора, исполнителя, слушателя. На музыкаль­ных занятиях школьники осуществляют эти виды де­ятельности в неразрывном единстве. Своеобразие предлагаемых программ для четырех­летней начальной школы предоставляет учителю воз­можность сделать выбор того варианта программы, который позволит ему реализовать свои возможности и учесть уровень подготовки детей. К концу обучения в начальной школе у учащихся должно сложиться целостное представление о многообразии видов искусства. Эту задачу помогает решать введение интегрированных уроков

искусства, фа­культативов и др. Факультативная программа «Русский фольклор», автор Л. Л. Куприянова, ставит задачу дать детям на­чальные представления о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы; при­вить бережное отношение к культурным традициям как своего, так и других народов; сформировать и развить исполнительско-творческие навыки и умения учащихся на фольклорной основе. 2. Программа «Музыка», авторы Е. Д. Критская,

Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. Одной из интереснейших и, на мой взгляд, оптимальных программ является программа «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной. Поскольку она опирается на классические традиции музыкальной педагогики и снабжена новым музыкальным материалом. Разработана в соответ­ствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского и отра­жает потребности учителей музыки в обновлении содержания и технологий

массового музыкального образования. Приоритетным в данной программе яв­ляется введение ребенка в мир музыки через интона­ции, темы и образы русской музыкальной культуры в контексте мировой художественной культуры. Про­грамма направлена на постижение закономерностей музыкального искусства в его связях с жизнью, спе­цифики воздействия на духовный мир человека на ос­нове проникновения учащихся в интонационно-об­разную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности.

Цель массового музыкального образования и вос­питания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потен­циала подрастающего поколения. Задачи музыкального образования младших школьников формулируются на основе целевой уста­новки: — воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности; — развитие активного, прочувствованного и

осоз­нанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоя­щего и накопление на его основе тезауруса — интона­ционно-образного словаря, багажа музыкальных впечатлений, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необхо­димых для ориентации ребенка в сложном мире му­зыкального искусства. 2.1. Содержание и принципы программы. Содержание программы базируется на художест­венно-образном, нравственно-

эстетическом постиже­нии младшими школьниками основных пластов ми­рового музыкального искусства: фольклора, духов­ной музыки, произведений композиторов-классиков («золотой фонд»), сочинений современных компози­торов. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, те­мы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художни­ка России Б. М. Неменского. При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматрива­ются

в контексте мировой художественной культуры. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира (в ко­тором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей) предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев, традиций, изустных и письменных форм бытования музы­ки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу произведений духовной му­зыки базируется на культурологическом подходе,

который дает возможность учащимся осваивать духов­но-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры. Программа направлена на постижение закономер­ностей возникновения и развития музыкального ис­кусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специ­фики воздействия на духовный мир человека на осно­ве проникновения в интонационно-временную приро­ду музыки, ее жанрово-стилистические особенности. Через опыт общения с музыкой как искусством ин­тонируемого смысла»

(Б. В. Асафьев), с конкретным музыкальным произведением у детей формируется опыт творческой деятельности и эмоционально-цен­ностного отношения к музыке и жизни; осваиваются основные сферы музыкального искусства, виды музы­кальной деятельности (исполнение, сочинение, слу­шание), интонация как носитель образного смысла музыкального произведения; принципы развития му­зыки (повтор, вариативность, контраст), особенности формы музыкальных сочинений (одночастная, двух­частная, трехчастная, куплетная, рондо, вариации), жанры

музыки (песня, танец, марш, сюита, опера, ба­лет, симфония, инструментальный концерт, кантата, соната, оперетта, мюзикл и др.), основные средства музыкальной выразительности и их своеобразие, спе­цифика их преломления в музыкальной речи компо­зитора в конкретном произведении. Критерии отбора музыкального материала в дан­ную программу заимствованы из концепции Д. Б. Ка­балевского — это художественная ценность музы­кальных произведений, их воспитательная направ­ленность

и педагогическая целесообразность. Основными методическими принципами про­граммы являются: увлеченность; триединство деятельности композитора — исполнителя — слушате­ля; «тождество и контраст»; интонационность; опора на отечественную музыкальную культуру. • Принцип увлеченности, согласно которому в ос­нове музыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музыки, предполагает развитие личност­ного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, активное включение его в процесс художе­ственно-образного музицирования

и творческое само­выражение. • Принцип триединства деятельности композито­ра — исполнителя — слушателя ориентирует учителя на развитие музыкального мышления учащихся во всех формах общения с музыкой. Важно, чтобы в со­знании учащихся восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил; в равной мере исполнение му­зыки всегда должно быть связано с ее осознанным восприятием и пониманием того, как они сами ее ис­полнили. •

Принцип «тождества и контраста» реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, сти­листических связей музыкальных произведений и ос­воения музыкального языка. Этот принцип является важнейшим не только для развития музыкальной культуры учащихся, но и всей их культуры восприя­тия жизни и осознания своих жизненных впечатле­ний. • Интонационность выступает как ведущий прин­цип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников

и смыкающий специфически музыкальное с общедуховным. Музыкальное произ­ведение открывается перед ребенком как процесс становления художественного смысла через разные фор­мы воплощения художественного образа (литератур­ные, музыкально-слуховые, зрительные) в опоре на выявление жизненных связей музыки. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их му­зыкальный вкус,

потребность общения с высокохудожественной музыкой в современных условиях широ­кого распространения образцов поп-культуры в сред­ствах массовой информации. Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные ли­нии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педа­гогической идеи блока уроков, четверти, года. Заня­тия в 1 классе носят пропедевтический, вводный ха­рактер и предполагают

знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. В программе данного класса два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музы­ка и ты». В программе 2—4 классов семь разделов: «Россия— Родина моя», «День, полный событий», «О России петь — что стремиться в храм», «Гори, го­ри ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном теат­ре», «В концертном зале» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье ».

Отличительная особенность данной программы и всего учебно-методического комплекта в целом — охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает посто­янные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зри­тельный ряд выполняет функцию эмоционально-эсте­тического фона, усиливающего понимание детьми со­держания музыкального произведения.

Основой раз­вития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения» конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близ­ких по своей образной сущности музыкальным произ­ведениям. Все это способствует развитию ассоциатив­ного мышления детей, их «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». В учебниках и рабочих тетрадях проблемные воп­росы и задания нацеливают учащихся на самостоя­тельную

работу в классе и дома, исполнение песен и основных тем сочинений крупных жанров, дирижи­рование, музыкальные игры и др. Основные понятия и музыкальные термины (об­щие и частные) вводятся на страницах учебников и тетрадей, постепенно учащиеся начинают овладевать ими и использовать в своей музыкальной деятель­ности. Данная программа не подразумевает жестко регла­ментированного, рецептурного разделения музыкаль­ного материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока,

распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, осо­бенностей и уровня музыкального развития учащих­ся каждого конкретного класса будет способствовать вариативности музыкальных занятий. Творческий подход учителя музыки к данной программе — залог успеха его музыкально-педагогической деятельности. 1 Программа «Музыка» для 1—4 классов четырехлетней начальной школы обеспечена учебно-методическими

комплек­тами (авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина) для каждого класса. Учебно-методические комплекты включа­ют в себя учебник, рабочую тетрадь, хрестоматию музыкально­го материала и фонохрестоматию музыкального материала для каждого класса, а также методические рекомендации по рабо­те с УМК для начальной школы (М.: Просвещение, 1998— 2001). 2.2. Виды музыкальной деятельности на уроках му­зыки.

Виды музыкальной деятельности на уроках му­зыки по данной программе разнообразны и направле­ны на реализацию принципов развивающего обуче­ния (Д. Б. Эльконин — В. В. Давыдов) в массовом му­зыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подра­зумевает различные формы общения ребенка с музы­кой. В сферу исполнительской деятельности учащих­ся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое

интонирование и музыкально-ритмические движе­ния; игра на музыкальных инструментах; инсцениро­вание (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музы­кальных пьес программного характера; освоение эле­ментов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, творческое начало дети проявляют в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической), в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов

и декораций к операм, балетам, му­зыкальным спектаклям, в составлении художествен­ных коллажей, поэтических дневников, программ концертов, подборе музыкальных «коллекций» в до­машнюю фонотеку, в «создании» рисованных мульт­фильмов, озвученных знакомой музыкой, не-больших литературных сочинений о музыке, музыкантах, му­зыкальных инструментах и др. Урок музыки в данной программе трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея.

В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и др запечатленные в художественных образах. Художественно-педагогическая идея позволяет учителю и ре­бенку осмысливать музыку сквозь призму общечело­веческих ценностей, вести постоянный поиск ответов на вопрос: что есть истина, добро и красота в окру­жающем

мире? Методы музыкального образования и воспита­ния младших школьников отражают цель, задачи и содержание данной программы: • метод художественного, нравственно-эстетиче­ского познания музыки; • метод интонационно-стилевого постижения му­зыки; • метод эмоциональной драматургии; • метод концентричности организации музыкаль­ного материала; • метод «забегания вперед и возвращения к прой­денному» (перспективы и ретроспективы в обучении); • метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.); • метод игры;

• метод художественного контекста (выхода за пределы музыки). 2.3. Учебно-методические материалы по программе «Музыка». Авторы предлагают очень интересный комплект. Предлагаемый учебно-методический комплект «Музыка» для четырехлетней начальной школы включает в себя: учебник-тетрадь для 1 класса, учеб­ники, рабочие тетради для 2, 3, 4 классов, хрестома­тии и фонохрестоматии (аудиокассеты) музыкального материала, методические

рекомендации. Содержание данного учебно-методического комп­лекта базируется на основных положениях художест­венно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского, современного опыта преподавания музыки в общеоб­разовательных школах России. Основу содержания комплекта составляют базовые категории и понятия музыкального искусства, которые нашли свое отра­жение во «Временных требованиях к обязательному минимуму содержания начального общего образова­ния» и «Примерных программах начального общего образования».

Принципиальной позицией авторов комплекта яв­ляется то, что вхождение ребенка в мир музыкально­го искусства должно происходить на основе русской музыки — ее интонаций, тем, образов. Учебник-тетрадь « Музыка» для 1 класса имеет два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты». Раз­нообразные явления музыкального искусства, кото­рые изучаются в 1 классе, позволяют обобщить и сис­тематизировать уже имеющийся у первоклассников жизненный и музыкальный опыт, сформировать пер­вичные

представления о жанрах музыки (простых — песня, танец, марш и более сложных — опера, балет), ее интонационно-образном богатстве, многочислен­ных связях музыки с окружающей детей жизнью, развивать умения и навыки осознанного и вырази­тельного исполнения музыки в различных видах му­зыкальной деятельности — пении, слушании музыки и размышлениях о ней, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструмен­тальном музицировании, простейших импровизаци­ях, драматизации песен.

Вопросы и задания для учащихся, предлагаемые в учебнике-тетради, направлены на накопление опыта творческого осмысления музыки как части жизни, музыки как искусства общения. Зрительный ряд учебника-тетради, использован­ные в нем литературные тексты, которые дети читают с родителями, призваны расширить художественные впечатления учащихся на первоначальном этапе му­зыкального обучения. Учебники для 2, 3, 4 классов начальной школы имеют

Семь разделов: «Россия — Родина моя», «День, полный событий», «О России петь — что стре­миться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погас­ло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале», «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье ». В названиях разделов отражена художественно-педа­гогическая идея целого блока музыкальных занятий. Распределение этих разделов по четвертям весьма условное, что дает возможность учителю вариативно подходить

к построению сценария урока, реализуя принцип концентричности отбора музыкального ма­териала, сформулированный в программе, возвра­щаться к уже знакомым музыкальным произведени­ям при изучении разных учебных тем, способствуя накоплению слухового опыта детей, их музыкаль­но-интонационного словаря — тезауруса. В центре учебников и рабочих тетрадей — различ­ные явления русской музыкальной культуры: фольк­лор, музыка Русской православной церкви, произве­дения композиторов-классиков и современных ком­позиторов.

Сочинения западноевропейских компози­торов, музыкальный фольклор разных народов мира вводится „в содержание уроков постепенно, в сравне­нии с русской музыкой. Региональный компонент со­держания музыкального образования в этом случае может быть также представлен при работе по данному комплекту. «Тождество и контраст» (по Б. В. Асафьеву), сход­ство и различие — основной методический принцип выстраивания музыкального материала

в учебниках и тетрадях, главный способ общения учителя и ребен­ка с музыкальным произведением, композитором и исполнителями. Смысловая единица учебников и рабочих тетра­дей — разворот. Каждый разворот включает в себя предполагаемый музыкальный материал (название произведения, нотная запись его главных тем), зри­тельный ряд (иллюстрации, фото, репродукции с жи­вописных полотен), литературный ряд (тексты по те­матике разворота, фрагменты прозаических и стихо­творных произведений), перечень музыкальных

по­нятий и терминов, необходимых для усвоения детьми на данном этапе обучения, а также вопросы и творче­ские задания. Нотная запись выполняет несколько функций: служит фоном для художественно-изобразительного воплощения образа конкретного музыкального про­изведения, является ориентиром для освоения жан­ровых особенностей музыки, знакомит учащихся не­посредственно с элементами нотной грамоты как средством фиксации музыкальной речи, помогает формировать навыки пения с ориентацией на нотную запись (звуковысотность,

ритм, двухголосье и т. п.). Большую нагрузку в учебниках и рабочих тетра­дях несет зрительный ряд. Развитие ассоциативного мышления детей, их «внутреннего слуха» и «внут­реннего зрения» возможно лишь при условии разно­образных вариантов «видения» конкретных музы­кальных сочинений, неоднозначности их восприятия и множественности их индивидуальных трактовок. Зрительный ряд расширяет культурологическое про­странство учебных книг и дает возможность детям прикасаться

в процессе музыкального обучения к ше­деврам мировой живописи, «звучащим картинам», накапливать первичные представления о стиле в ис­кусстве, находить общность средств выразительности между литературой, изобразительным искусством и музыкой. Литературный ряд учебников и рабочих тетрадей разнообразен. В нем представлены небольшие по объему и доступные детям по образному содержанию тексты, разъясняющие смысл того или иного явле­ния, а также фрагменты прозаических произведений, стихи, созвучные музыке.

Именно свобода ребенка в выборе зрительных, ре­чевых, литературных, пластических аналогов музы­кальных произведений, предлагаемых в данном комплекте, — залог его общехудожественного и му­зыкального развития. Почти на каждом развороте учебников и тетрадей даются музыкальные понятия и термины, которыми учащиеся овладевают постепенно, с помощью учителя, по мере накопления музыкально-слухового опы­та. Некоторые понятия и термины повторяются на разных разворотах, что дает возможность их осмыс­ления учащимися

на новом музыкальном материале. Авторы данного комплекта намеренно не предлагают в учебниках конкретных определений тех или иных явлений музыкального искусства (например, что та­кое жанр, форма, музыкальный язык, интонация и т. п.), средств музыкальной выразительности (мело­дия, аккомпанемент, ритм, лад, регистр и т. п.), так как считают, что основной акцент на уроках музыки в начальной школе в системе массового музыкального воспитания и образования должен быть поставлен не столько на приобретение теоретических

знаний о му­зыке, сколько на расширение эмоционально-образно­го багажа ребенка, на развитие его эмоционального отклика на музыку, на формирование нравственно-эс­тетических ценностей, устойчивого интереса к музы­ке как части окружающей жизни, приобретение на­выков общения с музыкальными произведениями во всем многообразии видов детского музицирования. Развитие навыков и умений коллективного музи­цирования — пения, игры на музыкальных инстру­ментах, пластического интонирования, музыкаль­но-ритмических движений, простейших

импровиза­ций (речевых, пластических, вокальных, инстру­ментальных), опытов создания рисунков под впечатлением услышанной музыки, собирание му­зыкальных «коллекций»— должно происходить в опоре на активное восприятие детьми музыки как живого искусства, а не скучной школьной дисцип­лины. Вопросы и задания учебников и рабочих тетрадей носят проблемный характер, предполагают личност­ную оценку музыкальных произведений ребенком, формирование первичных навыков анализа музы­кальных произведений,

развитие творческих умений воплощения художественных образов при помощи слов, красок, линий. Рабочие тетради — это и своеобразные дневники музыкальных впечатлений ребенка. Они могут ис­пользоваться учителем как на уроках музыки, так и для организации домашней самостоятельной работы школьников, направленной на развитие позитивного отношения к музыкальным занятиям. В хрестоматии музыкального материала для каж­дого класса предлагаются фрагменты классических произведений,

изложенных в облегченной фактуре, которые учитель может исполнять на уроках, песен­ный репертуар, включающий не только песни для разучивания, но и главные темы музыкальных произ­ведений для пропевания с детьми в целях более проч­ного их запоминания и прослеживания их измене­ния, развития при восприятии крупных форм. Песен­ный репертуар учебно-методического комплекта но­сит примерный характер, может расширяться и дополняться учителем музыки в зависимости от уров­ня музыкального развития каждого конкретного класса,

потребностей времени, условий взаимосвязи урока и внеурочных форм работы по музыкально-эс­тетическому воспитанию школьников. Произведения, включенные в хрестоматии музы­кального материала, предполагают многообразие ви­дов музыкальной деятельности детей — одни и те же сочинения могут быть прослушаны на уроке, основ­ные темы вокализируются, пропеваются с детьми, ис­полняются в виде пластических импровизаций, укра­шаются звучанием музыкальных инструментов, соче­таются с музыкально-ритмическими движениями, «

разыгрываются », инсценируются. Фонохрестоматии (аудиокассеты) музыкального материала содержат основные произведения, вклю­ченные в учебно-методический комплект, которые да­ны в виде законченных фрагментов или полностью. Аудиозаписи призваны знакомить учащихся началь­ной школы с шедеврами мировой музыкальной куль­туры, разнообразием исполнительских трактовок му­зыкальных сочинений. Методические рекомендации к учебно-методиче­скому комплекту «Музыка» для четырехлетней на­чальной школы

содержат описание приемов и мето­дов работы по освоению его содержания, информаци­онный материал для учителя, ссылки на дополни­тельную литературу. Учебно-методический комплект Авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина Руководитель авторского коллектива — Г. П. Сер­геева 1. Музыка: Учебник-тетрадь для учащихся 1 кл. четырехлетней начальной школы.

М.: Просвещение, 2001. 2. Хрестоматия музыкального материала к учебни­ку «Музыка». 1 кл.: Пособие для учителя. М.: Про­свещение, 2001. 3. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 1 кл. М 2001. 4. Музыка: Учебник для учащихся 2 кл. четырех­летней начальной школы. 3-е изд. М.: Просвещение, 2000. 5. Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для уча­щихся 2 кл. четырехлетней

начальной школы. 3-е изд. М.: Просвещение, 2000. 6. Хрестоматия музыкального материала к учебни­ку «Музыка». 2 кл.: Пособие для учителя. М.: Про­свещение, 2000. 7. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 2 кл.: Пособие для учителя. М.: Твик-Лирек, 1999. 8.

Музыка: Учебник для учащихся 3 кл. четырех­летней начальной школы. М.: Просвещение, 2000. 9. Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для уча­щихся 3 кл. четырехлетней начальной школы. М.: Просвещение, 2000. 10. Хрестоматия музыкального материала к учеб­нику «Музыка». 3 кл.: Пособие для учителя. М.: Про­свещение, 2000. 11. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка».

3 кл.: Пособие для учителя. М.: Твик-Лирек, 2000. 12. Музыка: Учебник для учащихся 4 кл. четырех­летней начальной школы. М.: Просвещение, 2000. 13. Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для уча­щихся 4 кл. четырехлетней начальной школы. М.: Просвещение, 2000. 14. Хрестоматия музыкального материала к учеб­нику «Музыка». 4 кл.: Пособие для учителя. М.: Про­свещение, 2000. 15.

Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 4 кл.: Пособие для учителя, М.: Твик-Лирек, 2000. 16. Методические рекомендации к учебникам «Му­зыка» для 1—4 классов начальной школы. М.: Про­свещение, 2001. Разработка урока. Тема: «Ничего на свете лучше нету…» Цель: обобщение пройденных тем. Задачи: - творческое развитие учащихся; - вокально-хоровые навыки; -

развитие музыкального мышления. Оборудование: музыкальный центр, фортепиано, доска, портреты композиторов, иллюстрации, маски. Ход урока 2 мин. ● Приветствие. 5 мин. ● Вступительное слово. Дети, сегодня у нас с вами будет необычный урок. Нам предстоит отправиться в музыкальное путешествие. А кто будет сегодня хорошо себя вести, хорошо работать и правильно отвечать, тот будет получать наклейки.

Итак, закройте глазки и представьте, что вы оказались на поезде… А поможет нам наша известная песенка «Ничего на свете лучше нету…» Мы отправляемся на первую станцию. (Звучит первый куплет «Песенки друзей» из м/ф «Бременские музыканты») 7 мин. ● Станция №1. Пётр Ильич Чайковский Первая станция, на которую мы прибыли – это станция русского композитора (показать портрет)

Кто помнит: как его зовут? (Петр Ильич Чайковский) Помним такого композитора? А может быть кто-нибудь скажет мне, для кого Чайковский писал музыку? (для детей) ♪ П. И. Чайковский. «Детский альбом». «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы»; балет «Щелкунчик», «Вальс цветов». Давайте с вами вспомним: мы знакомились с циклом фортепианных пьес

Чайковского «Детский альбом». А почему он так называется? (написан для детей) П. И. Чайковский очень любил детей. Очень много музыки писал именно для детей. И цикл фортепианных пьес «Детский альбом» он посвятил своему племяннику Валентину Давыдову. Сейчас мы с вами послушаем его произведение из «Детского альбома», ваша задача внимательно слушать, а потом я у вас спрошу: в каком жанре написано произведение, в каком характере и темпе? (марш,

торжественно, быстро…) А какие солдатики маршируют: настоящие или кукольные? (кукольные) Теперь послушаем ещё одно произведение из детского альбома. Называется оно «Болезнь куклы». Какой характер, темп, краски у этой музыки? (грустная, печальная, дождливая; медленная; серый, чёрный, синий) Ещё Чайковский написал музыку к балету «Щелкунчик». Произведение из этого балета, которое мы с вами послушаем называется «Вальс цветов».

В каком жанре звучала музыка (песня, танец или марш)? (танец) Это произведение из балета «Щелкунчик». Дети, а что же такое балет? (музыкальный спектакль, где все герои танцуют) А как называют танцоров в балете? (балерины) В каком характере, в каких красках, в каком темпе? (весёлая, праздничная, светлая, радостная; красный, жёлтый, оранжевый; быстрая, подвижная) Сколько инструментов звучало: один или много? (много, оркестр)

Кто запомнил, как называлось это произведение? («Вальс цветов») А теперь мы отправляемся на вторую станцию. (Вновь звучит первый куплет «Песенки друзей» из м/ф «Бременские музыканты») 5 мин. ● Станция №2. Средства музыкальной выразительности. Средства музыкальной выразительности – это то, что отличает одну музыку от другой. А чем может отличаться музыка? - Характером; - она может быть быстрая или медленная – темп - громкая

или тихая – динамика - она может исполняться на разных инструментах. А ещё у любой музыки есть пульс. Пульс – это сердце музыки. Сейчас мы ещё раз послушаем «Марш деревянных солдатиков», а вы попробуете простучать пульс этой музыки. Только стучать мы будем негромко, ведь мы же не слышим как бьётся наше сердце. (Показать детям картинку с музой) А кто мне скажет, кто здесь изображён? (муза)

А кто это такая? (это покровительница всех видов искусств; она помогает композиторам, художникам и поэтам сочинять произведения) Посмотрите внимательно на картины. (показать детям иллюстрации картин, где изображены люди, играющие на музыкальных инструментах) На каких музыкальных инструментах на них играют? А какие ещё музыкальные инструменты вы знаете? Дальше мы отправляемся на третью станцию. (Вновь звучит первый куплет «Песенки друзей» из м/ф «Бременские музыканты») 6 мин. ●

Станция №3. Театральная. (Разыграть песню Л. Книппера «Почему медведь спит зимой») Третья наша станция называется «Театральная». Сейчас мы с вами повторим песенку «Почему медведь спит зимой». А я посмотрю, кто из вас лучше помнит её. Потом, те, кто лучше всех споют, будут сегодня актёрами и разыграют эту песенку. Раз морозною зимой Вдоль опушки лесной Шёл медведь к себе домой В тёплой шубе меховой. Шёл он, шёл к своей берлоге

По просёлочной дороге И, шагая через мост, Наступил лисе на хвост… Подняла лисица крик; Зашумел тёмный лес, И медведь с испугу вмиг На сосну большую влез. На сосне весёлый дятел Белке домик конопатил И промолвил: «Ты, медведь, Должен под ноги смотреть!» С той поры медведь решил, Что зимой нужно спать, По тропинкам не гулять,

На хвосты не наступать. Он в берлоге безмятежно Спит зимой под крышей снежной И доволен неспроста, Что родился без хвоста. А теперь разыграем её. Мне нужен: медведь, лисица, дятел. Молодцы! Едем дальше. (Вновь звучит первый куплет «Песенки друзей» из м/ф «Бременские музыканты») 3 мин. ● Станция №4. Иоганн Себастьян Бах. Флейта. Четвёртая станция – это станция немецкого композитора (показать портрет

)… Может быть кто-нибудь из вас помнит как его зовут? (Иоганн Себастьян Бах) ♪ И. С. Бах «Шутка» Сейчас мы послушаем произведение Иоганна Себастьяна Баха, которое называется «Шутка». Вопрос: какой музыкальный инструмент исполнял данное произведение? (флейта) А что это за инструмент? (духовой) По чему он так называется? (потомучто, чтобы извлечь звук в него

нужно дуть) Наш поезд отправляется на следующую станцию. (Вновь звучит первый куплет «Песенки друзей» из м/ф «Бременские музыканты») 5 мин. ● Станция №5. Игровая. Пятая станция называется «Игровая». А это значит, что на ней мы будем играть. Давайте вспомним: мы с вами когда-то говорили о регистрах. Регистр – это отрезок музыкальных звуков. Существует три музыкальных регистра.

Кто мне скажет: как они называются? (низкий, средний, высокий) Я вам покажу картинки с животными, а вы мне скажете в каком регистре вы бы их изобразили? (низкий – медведь, слон; средний – белочка, зайчик; высокий – мышка, птичка) Сейчас я буду вам играть в каком-либо регистре, а вы будете отвечать в каком именно? В высоком, среднем или низком. Ещё одна игра. Называется она «Угадай инструмент».

Я вам буду описывать инструмент, а постараетесь угадать о каком же инструменте идёт речь? 1.Старинный, русский народный инструмент. Духовой, изготавливают его из тростника. (дудочка) 2. Этот инструмент пришёл к нам из Ирландии. Делают его тоже из дерева. Струнный инструмент. Интересен тем, что иногда его размер достигает человеческого роста. (арфа) 3.Русский народный инструмент, струнный. В старину на нём играли на праздниках.

Сказители, играя на этом инструменте, сказывали под музыку этого инструмента былины. Ещё на этом инструменте любил играть Садко, про которого мы знаем сказку. (гусли) 4.Струнный музыкальный инструмент, который является прародительницей гитары и звуки которого очень похожи на звуки гитары. (лютня) 5.Духовой русский народный инструмент, с громким и призывным звучанием. Вырезали его из дерева. Этот инструмент использовали в своей работе пастушки.

Заиграют они на нём и все животные, которых он пасёт, быстро соберутся возле него. (рожок) 6.Этот инструмент внешне похож на фортепиано. На нём тоже есть клавиши. Давайте послушаем как он звучит, может его звучание напомнит вам название. (клавесин) Едем до станции №7. (Звучит первый куплет «Песенки друзей» из м/ф «Бременские музыканты») 3 мин. ● Станция №6. Музыкальная азбука. Первую славянскую азбуку тысячу лет назад создали братья… (Кирилл

и Мефодий). Тогда каждая буква имела своё значение. Например, буквы А, Б, В читались: аз, буки, веди, что означало «я буквы знаю». А из чего же состоит музыкальная азбука? (из нот) Ноты изобрели в Италии. Сколько нот в музыкальной азбуке? (семь: до, ре, ми, фа, соль, ля, си) Наши нотки живут в домике из пяти линеечек – этажей.

Некоторые нотки живут на линеечках, а некоторые живут между ними. Как же называются эти пять линеечек – домик нот? (нотный стан) А открывает этот домик ключ. Как его зовут? (скрипичный ключ) Давайте разгадаем ребусы. Наши нотки спрятали слова. 1. (ФАсоль) 2. (РЕка) 3. (МИр) 4. (ЛЯгушка) 5. (СИрень) 6. (ДОрога)

Нотки помогают сочинять наши с вами любимые песенки. Давайте с вами дружно ещё раз назовём их имена: «До, ре, ми, фа, соль, ля, си!» Едем до последней станции. (Звучит первый куплет «Песенки друзей» из м/ф «Бременские музыканты») 10 мин. ● Станция №7. Исполни песню. («Чунга-Чанга», «Папа может») Наша конечная станция называется «Исполни песню».

Сейчас мы с вами споём песенку «Чунга-Чанга». А кто будет лучше всех петь, тех я потом вызову на середину класса и мы все их с удовольствием ещё раз послушаем. Сначала спою я, а вы послушаете и вспомните слова. Чунга-Чанга, синий небосвод, Чунга-Чанга, лето круглый год, Чунга-Чанга, весело живем, Чунга-Чанга, песенку поем.

Припев: Чудо-остров, чудо-остров, Жить на нем легко и просто, Жить на нем легко и просто Чунга-Чанга. Наше счастье, постоянно Жуй кокосы, ешь бананы, Жуй кокосы, ешь бананы Чунга-Чанга. Чунга-Чанга, места лучше нет, Чунга-Чанга, мы не знаем бед. Чунга-Чанга, кто здесь прожил час- Чунга-Чанга, не покинет нас.

Припев. А теперь давайте споём вашу любимую песенку «Папа может». Сколько песен мы с вами вместе Спели маме моей родной, А про папу до этой песни Песни не было ни одной! Припев: Папа может, папа может все, что угодно, Плавать брассом, спорить басом, дрова рубить! Папа может, папа может быть кем угодно, Только мамой, только мамой не может быть!

Только мамой, только мамой не может быть! Папа в доме - и дом исправный, Газ горит и не гаснет свет. Папа в доме, конечно, главный, Если мамы случайно нет! Припев. И с задачкою трудной самой Папа справится - дайте срок! Мы потом уж решаем с мамой Все, что папа решить не смог! 2 мин. ● Домашнее задание.

Дети, вашим домашним заданием будет нарисовать рисунок к любой песенке, которую мы с вами выучили. Заключение. За годы работы учитель даёт тысячи уроков и к каждому он должен тщательно готовиться, чтобы эстетически развивать учеников и самому получать удовлетворение и радость от своего труда. Урок – это порой невидимая с первого взгляда напряжённая работа, требующая от учителя больших волевых усилий и концентрации внимания, гибкости мышления и быстрой реакции в различных педагогических ситуациях.

Учитель должен творчески подходить к составлению плана урока, чтобы каждый урок музыки оставался в памяти детей надолго, а каждая встреча с музыкой вызывала в нём радость и восторг. Именно данная программа поможет учителю построить урок интересно. И предлагает методы и формы работы, которые складывались десятилетиями и проверены в педагогическом опыте многих поколений. Список литературы: 1. Апраксина

О.А. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе. – М.; Л 1948 г. 2. Дмитриева Л.Г Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. «Просвещение», 1989 г. 3. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. «Педагогика», 1973 г. 4. Кабалевский Д.Б. Про трёх китов и про многое другое. Новосибирск, 1979 г. 5. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. –

Ростов н./Д: «Феникс», 2002 г. – 288 с. 6. Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа / Сост. Е. О. Ярёменко. – М.: Дрофа, 2001 г. 7. Ражников В. Диалоги о музыкальной педагогике. 1994 г. 8. Халабузарь П Попов В Добровольская Н. Методика музыкального воспитания: Учебное пособие. – М.: Музыка, 1898 г. – 175 с нот.

9. Халабузарь П. В Попов В.С. Теория и методика музыкального воспитания. «Лань», 2000 г.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.