Реферат по предмету "Педагогика"


Модернизация системы средне специального образования

  МГПИ им. М.Е. Евсевьева Проект по педагогике «Модернизация средне специального образования» Выполнил студент физико – математического факультета Карасев С.В. Саранск 2010 Цель: Модернизация системы средне специального образования Задачи: повысить уровень средне специального образования сделать конкурентно способными выпускников на мировом рынке труда повысить престиж средне специальных учебных заведений увеличить и улучшить материальную

базу подобных учебных заведений наделить подобные учебные заведения автономностью Средства: привлечь к работе высококвалифицированных педагогов компьютезировать абсолютно все средне специальные учебные заведения расширить список обучаемых профессий привлекать дополнительные материальные средства в процесс обучения увеличить количество времени, затрачиваемого на практическую часть обучения На современном этапе увеличивается потребность в специалистах среднего звена для развития экономики,

повышения технологической культуры производства, обеспечения административно-технической поддержки процессов управления, развития рыночной инфраструктуры, технического, информационного и социального сервиса. Формированию рыночных отношений в экономике России сопутствуют два основных процесса: децентрализации и централизации образования. Отражением этих процессов являются стандартизация и регионализация образования, которые относятся к

определяющим современным тенденциям профессионального образования. Средняя профессиональная школа обеспечивает получение достаточно доступного и массового профессионального образования, направленного на подготовку специалистов среднего звена, повышение образовательного и культурного уровня личности. В средних специальных учебных заведениях обучаются лица в основном из среднеобеспеченных слоев населения. Это обусловливает необходимость сохранения ведущей роли государства в финансировании

среднего профессионального образования. Подготовка специалистов со средним профессиональным образованием направлена на обеспечение потребностей как федерального, так и регионального рынка труда. Профильная структура среднего профессионального образования, ориентированного на федеральный уровень, должна включать в основном подготовку кадров по целевым федеральным программам для наукоемких и высокотехнологичных производств, для обеспечения федеральных систем инфраструктуры, систем контроля качества продукции,

подготовку кадров в области искусства. С учетом характера и профиля реализуемых образовательных программ и потребностей рынков труда различных уровней часть средних специальных учебных заведений должна находиться в федеральной собственности (и соответственно - на федеральном финансировании), а часть в собственности регионов. С целью упорядочения распределения бюджетного финансирования целесообразно сокращение количества федеральных министерств и ведомств, имеющих в своем ведении средние специальные учебные заведения.

Наряду с бюджетным финансированием необходимо предусмотреть развитие многоканального финансирования, в том числе в форме соучредительства образовательных учреждений СПО. Необходимо осуществить многовариантную интеграцию средних проффесиональных учебных заведений с образовательными учреждениями других типов. Перспективным направлением станет интеграция средних специальных учебных заведений с учреждениями начального профессионального образования и создание на этой базе многоуровневых

образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих, переподготовку кадров по широкому спектру специальностей и профессий. Дальнейшее развитие получит интеграция средних специальных учебных заведений с высшей школой, их включение в состав университетских комплексов (в различных формах, в том числе с сохранением статуса юридического лица). Уже сейчас находит свое продолжение практика создания филиалов вузов на базе средних специальных

учебных заведений, что позволит сделать высшее образование более доступным в территориальном аспекте. В соответствии с особенностями современного этапа и перспективами развития экономики и социальной сферы происходит увеличение потребности в специалистах среднего звена для развития наукоемких и высокотехнологичных производств, обеспечения административно-технической поддержки процессов управления, развития рыночной инфраструктуры, технического, информационного и социального сервиса.

Средняя профессиональная школа обеспечивает получение доступного и массового профессионального образования, призванного стать в перспективе обязательным минимумом профессионального образования молодежи. Совершенствование структуры сети среднего профессионального образования будет осуществляться по следующим направлениям: Основным направлением будет развитие средних специальных учебных заведений как самостоятельных образовательных учреждений. При этом предполагается оптимизация сети и укрупнение учебных заведений

за счет горизонтальной интеграции, создания многопрофильных колледжей (80 % от общей численности учебных заведений). Данное направление актуально прежде всего для ссузов, расположенных в населенных пунктах, где нет вузов и где эти учебные заведения выполняют системообразующую роль и обеспечивают территориальную доступность образования. Перспективным направлением станет интеграция средних специальных учебных заведений с учреждениями начального профессионального образования и создание на этой базе многоуровневых образовательных

учреждений, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих кадров, переподготовку кадров по широкому спектру специальностей и профессий (25 % от общей численности учебных заведений). Это направление может сочетаться с формированием многопрофильных колледжей. Дальнейшее развитие получит интеграция средних специальных учебных заведений с высшей школой, включение колледжей в состав университетских комплексов (до 20 % от общей численности ссузов).

Найдет свое продолжение практика создания филиалов вузов на базе колледжей, что позволит сделать высшее образование более доступным в территориальном аспекте. С учетом характера и профиля реализуемых образовательных программ и потребностей федерального и регионального рынка труда 60-55 % средних специальных учебных заведений должно находиться в федеральной собственности (и соответственно - на федеральном финансировании),

40-55 % - в собственности регионов. Таким образом, мы рассматриваем развитие среднего профессионального образования в трех направлениях: 1.глобальные тенденции развития образования; 2.основные направления реформирования российского профессионального образования; 3.тенденции развития, специфичные для начального или среднего профессионального образования. 1. Среди глобальных тенденций развития образования можно выделить следующие:

1.интернационализация и интеграция образования как основные тенденции формирования единого мирового образовательного пространства (МОП); 2.информатизация и экологизация образования, сопровождающие переход стран к постиндустриальному обществу; 3.культурологизация образования как тенденция, связанная с перспективным развитием общества, которое направлено на преодоление общепланетарного кризиса и связывается с концепцией устойчивого гуманистического развития. Для успеха социально-экономического реформирования

России, как никогда ранее, необходимы усилия по активному включению страны в международные связи в сфере образования, в процесс формирования единого мирового образовательного пространства. Фундаментальной прагматической основой вхождения России в МОП является богатейший арсенал отечественной педагогической теории, многовековые тенденции развития гуманистической модели воспитания. Активному сближению образовательных систем способствуют современные

реформистские тенденции в образовании. Одна из глобальных тенденций - движение в сторону совершенствования массового, а не элитарного образования. Речь идет о переходе от образования элиты к высококачественному, элитарному образованию для всех. Именно качественное массовое образование может стать фундаментом нового мировоззрения, адекватного реалиям стремительно меняющегося и все более взаимозависимого мира. Другая тенденция - существенное усиление в мировом образовании гуманитарной составляющей.

Всестороннюю гуманитаризацию можно определить как стратегическую линию развития мирового образования и усиления его интеграции. В непосредственной связи с гуманизацией образования находится тенденция демократизации, появляющаяся в практических шагах по созданию равных интересов для всех и получении качественного образования, в его растущей дифференциации и индивидуализации как одном из способов удовлетворения разнообразных интересов и склонностей. Исходя из системообразующей тенденции в образовании, связанной с интернационализацией

общественной жизни, можно говорить о глобальных составляющих функциональной грамотности, формирование которых вызвано переходом к постиндустриальному обществу. Другим феноменом постиндустриального общества является стремление к признанию приоритета интересов личности. На этом фоне усиливается внимание к процессам социального характера, связанным с деятельностью человека и его жизнеобеспечением. Это происходит в условиях ухудшения мировой экологической ситуации,

характеризующейся вступлением в действие факторов глобальных масштабов, затрагивающих жизненные интересы всех народов и требующих их преодоления усилиями всего человечества. Отсюда важнейшей составной частью функциональной грамотности в глобальном масштабе становится экологическая грамотность, направленная на выживание человека в современных условиях. Естественно, ее содержание связано с состоянием развития конкретной страны.

Экологическая культура рассматривается Б.Т.Лихачевым как главный системообразующий фактор, способствующий образованию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности. В то же время, по мнению А.М. Буровского, никакие проекты экологического образования не могут изменить культуру современного общества. Он считает, что на это направлено, так называемое, ноосферное образование, цель которого - сформировать такое понимание мира и человека, в котором человек и мир существуют нераздельно.

Отсюда, с понятием "ноосферы" связывается следующая тенденция, нацеленная на перспективное развитие общества - культурологизация образования. 2. Переход к постиндустриальному обществу сопровождается распространением в последние два десятилетия рыночной экономики - экономики, ориентированной на потребителя. Формированию рыночных отношений в экономике России сопутствуют два основных процесса: децентрализации

и централизации образования. Отражением этих процессов являются стандартизация и регионализация образования, которые относятся к определяющим современным тенденциям профессионального образования. А.М.Новиков обозначил основные направления реформирования российского профессионального образования как целостной системы, имея в виду четыре основных субъекта, на которые направлены цели профессионального образования: личность, общество, производство и саму сферу образования.

Это гуманизация, демократизация образования, его опережающий характер и ориентация на непрерывное профессиональное образование как пожизненное образование человека. 3. И наконец, специфичное развитие базового профессионального образования должно идти с учетом традиций и новых тенденций в сфере труда и видения рабочей квалификации и модели специалиста в России и за рубежом. Отсюда, мы выделяем два основных направления его развития:

1.сохранение традиционных функций и структур среднего профессионального образования; 2.перспективное развитие и среднего профессионального образования, связанное с внедрением нового. Говоря о сохранении традиционных функций, мы подразумеваем функции: социальной защиты (получение бесплатного среднего профессионального образования детьми малообеспеченных слоев населения) (реализация принципа равных возможностей); обеспечение производства квалифицированными работниками и специалистами с традиционными

направлениями деятельности. Перспективное же развитие системы среднего профессионального образования связывается с переменами в образовании и определяется, в первую очередь, развитием (обновлением) ее структуры. Так, Международная комиссия ЮНЕСКО видела решение этой проблемы в новом типе образовательного учреждения, проводящем работу по обновлению образования с целью его постоянного реформирования - в центрах по инновациям. Отсюда, развитие среднего профессионального образования связывается с возникновением

и развитием новых типов образовательных учреждений - многоуровневых многоступенчатых многопрофильных: профессиональных лицеев и колледжей как инновационных образовательных учреждений, реализующих в значительной мере основные направления реформирования профессионального образования. Во-вторых, перспективы развития среднего профессионального образования определяются реализацией в образовательных учреждениях новых требований, предъявляемых к квалифицированному работнику и специалисту в изменяющихся

социально-экономических условиях. Современного работника должны отличать: компетентность; самостоятельность; ответственность и мобильность; системное и аналитическое мышление; информационная, правовая и экологическая культура; предпринимательская и творческая активность; готовность к постоянному обновлению знаний. Таким образом, большое значение помимо профессиональной компетенции придается развитию надпрофессиональных качеств личности выпускника среднего профессионального образовательного учреждения.

Ориентация на личность обучающегося определяет следующие организационно-педагогические условия развития среднего профессионального образования: Мониторинг и прогнозирование изменений в профессионально-квалификационной структуре региона, в содержании образования, востребованности профессий/специальностей. Опытная подготовка по новым профессиям/специальностям. Реализация личностной ориентации в образовании, создание условий для самоопределения, саморазвития

личности обучающего Воспитание как средство формирования социально-устойчивой личности учащегося/студента. Создание в образовательном учреждении системы, обеспечивающей высокое качество образования. Развитие психолого-педагогического сопровождения учащихся/студентов и их социальной поддержки. Развитие научно-исследовательской деятельности обучающихся как основы для их мотивации к дальнейшему образованию. Заключение В данном проекте мы рассмотрели основные пути модернизации средне специального

образования. Рассмотрены были глобальные преобразования и различные направления изменений. Основным направлением будет развитие средних специальных учебных заведений как самостоятельных образовательных учреждений. Дальнейшее развитие получит интеграция средних специальных учебных заведений с высшей школой, включение колледжей в состав университетских комплексов (до 20 % от общей численности ссузов). В результате этих и многих других преобразований, в будущем мы должны добиться: повышения уровня средне

специального образования создания конкурентно способных специалистов на мировом рынке труда повышения престижа средне специальных учебных заведений увеличения и улучшения материальной базы подобных учебных заведений присвоения подобным учебным заведениям автономности



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.