Реферат по предмету "Педагогика"


Высшее образование Украины

Министерство образования и науки Украины Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина Биологический факультет Курсовая работа по предмету «Высшей школы и Болонский процесс» на тему «Высшее образование Украины» студентки V курса заочного отделения биологического отделения 2011   Сегодня высшее образование — один из определяющих факторов воспроизводства интеллектуальных и продуктивных

сил общества, развития духовной культуры украинского народа, гарант будущих успехов в укреплении авторитета Украины как суверенного, независимого, демократического, социального и правового госу¬дарства. Это один из приоритетов, определенных проектом программы деятельности правительства «Конкурентная Украина». Главенствующая роль высшего образования была отмечена на итоговом саммите «Группы восьми» в Санкт-Петербурге «Образование для инновационных обществ в

XXI веке». Процесс объединения Европы, его движение на Восток сопровождается созданием общего образовательного и научного пространства, разработкой единых критериев и стандартов в области образования и науки, и качество высшего образования является основой формирования этого пространства. Никогда еще проблема качества образования в Украине не имела такого важного идеологического, социального, экономического и технического значения,

как сейчас. Выдвижение проблемы качества на первый план обусловлено объективными причинами: во-первых, от качества человеческих ресурсов зависит уровень развития страны и ее глобальной экономической конкурентоспо¬собности; во-вторых, качество образования приобретает все большее значение в обеспечении конкурентоспособности выпускников высшей школы на рынке труда. Основными принципами, обусловливающими развитие системы высшего образования Украины в современных условиях, являются: • создание инновационного пространства на основе

образова¬тельной и научной поддержки. Именно инновационный путь развития общества можно обеспе¬чить, сформировав поколение людей, которые мыслят и действуют по-новому. Отсюда — большое внимание к общему развитию личности, ее коммуникативных способностей, усвоению знаний, самостоятельности в принятии решений, критичности и культуры мышления, формированию информационных и социальных навыков. Таких подходов требует главная педагогическая идея современности — образование

в течение всей жизни; • адаптация системы высшего образования Украины к нормам, стандартам и основным принципам Европейского пространства высшего образования; • обеспечение социального контекста высшего образования, что предоставит возможность выпускникам высших учебных заведений формировать свою профессиональную карьеру на принципах социальной справедливости, ответственности, общечело¬веческих ценностей. Образовательный сектор, включая высшее образование, счи¬тается сферой деятельности стратегического

значения, приоритетного развития общества и государства. Начиная с Бергена (май, 2005), в системе высшего образования Украины сделаны важные шаги в реализации положений Болонского процесса и подготовлен План действий по их реализации до 2010 года. При Министерстве науки и образования по распоряжению

Правительства Украины создана межведомственная рабочая группа по внедрению положений Болонского процесса. В 2006 году из специалистов ведущих университетов Украины сформирована Национальная группа промоутеров Болонского процесса в Украине (National Team of Bologna Promoters). Они участвуют в учебных тренингах по актуальным проблемам высшего образования на

Европейском образовательном пространстве и соответственно проводят в Украине учебные тренинги по таким основным направлениям: • обеспечение качества высшего образования; • трехцикловая система образования; • система квалификаций Европейского образовательного пространства. Созданный при Министерстве образования и науки Украины Всеукраинский студенческий совет стал кандидатом в члены

Национальных союзов студентов Европы (The National Union of Students in Europe (ESIB)). В 2006/07 учебном году во всех вузах Украины III-IV уровней аккредитации введена кредитно-трансферная система ECTS. Подготовлен соответствующий Пакет инновационных нормативных документов ECTS, разработаны рекомендации и осуществляются организационные мероприятия по внедрению

Приложения к диплому европейского образца (Diploma Supplement). В 2006 году по инициативе Совета Большой хартии университетов (Magna Charta Universitatum) проведено два семинара по проблемам конвергенции высшего образования на пути создания Европейского образовательного пространства. Расширена система информирования и мотивации субъектов деятельности высших учебных заведений по проблемам интеграции украинской системы высшего образования в европейскую.

С этой целью налажены тесные контакты с рабочими группами Европейского союза. Институционная структура Украины представлена 232 государственными и 113 частными высшими учебными заведениями (рис. 1). Рис. 1. Структура высших учебных заведений I-IV уровня аккредитации по типам (на начало 2006/07 учебного года, государственная и коммунальная форма собственности/ В системе образования принята такая классификация учебных заведений: техникумы, училища,

колледжи, университеты, академии, институты. Процент студентов, зачисленных в каждый из типов заведений в 2006/07 учебном году, составляет: - техникумы — 12,4%; - училища — 3,3%; - колледжи — 8,9%; - университеты — 55,9%; - академии — 12,5 - институты — 7,0%. Различные типы институций регулируются едиными правилами и законами, кроме вопросов финансирования для государственных и частных учебных заведений. Высшие учебные заведения осуществляют прием на обучение в соответствии с «Условиями приема в высшие

учебные заведения в Украине», утвержденными приказом Министерства образования и науки Украины. Приемная комиссия высшего учебного заведения действует в соответствии с «Положением о приемной комиссии высшего учебного заведения», утвержденным приказом Минис¬терства образования и науки Украины. Министерством образования и науки Украины предприняты определенные меры по формированию и внедрению системы нацио¬нальных квалификаций.

Этот процесс планируется завершить поэтапно до 2010 года с выполнением обязательств, принятых в Бергене в 2005 году. Основой этих действий является гармонизация национальной системы квалификаций с системой квалификаций Европейского пространства высшего образования. В частности осуществлены такие мероприятия: - разработан и утвержден на уровне Правительства ряд программ подготовки бакалавров, в которых учтен опыт европейских стран.

В настоящий момент начато формирование национальной структуры квалификаций бакалавра, которая соответствует этим программам и будет представлена Группе сопровождения Болонского процесса (BFUG) для адаптации к общеевропейской системе квалификаций. - в 2006/07 учебном году студенты всех вузов III-IV уровней аккредитации вовлечены в двухцикловую систему подготовки, что соответствует Болонским принципам (рис.2). Рис. 2.

Присвоение образовательно-квалификацнонных уровней Относительно программ второго цикла, изучается проблема диверсификации программ в соответствии с критериями академич¬ности и профессиональности. Сегодня в Украине действует послебакалаврская программа «магистр наук» и программа под условным названием «специалист», которая в большей степени ориентирована на практическую деятельность. В процессе обсуждения таких программ высшими учебными заведениями и работодателями предложено

два варианта: 1. Оставить на втором цикле только программу подготовки магистра (но тогда заостряется проблема трудоустройства бакалавра и значительного количества лиц, которые будут иметь доступ к магистерским программам). 2. Разработать два варианта магистерских программ — магистра академического и профессионального профиля. В качестве примера для технических специальностей — магистр наук, магистр инженерии. Последняя программа в большей степени сориентирована на практическую деятельность.

По отдельным направлениям плани¬руется создать программы подготовки интегрированных магистров на базе полного среднего образования. Такие программы уже предлагаются при подготовке специа¬листов по отдельным направлениям образования. Это касается меди¬цины и ветеринарии. Возможно расширение также для специаль¬ностей философии и искусства. Предложение по приведению в соответствие национальной системы квалификаций с системой квалификаций

Европейского пространства высшего образования обсуждалось всеми заинтересо¬ванными сторонами на национальном уровне и были согласованы сроки для его внедрения (2010 г.). Разработаны механизмы подготовки докторов наук как третьего Болонского цикла в соответствии со структурированными докторскими программами: - стандартные сроки подготовки докторов наук составляют 3 года; - учебные программы по подготовке докторов наук включают лекционные

курсы и независимые тучные исследования; - разрабатываются процедуры контроля и оценивания качества подготовки докторов наук; подготовка докторов наук интегрирована в междисцип¬линарное обучение и способствует развитию взаимозаменяемых умений. Постепенно реализуются принципы непрерывности и преемственности программ подготовки на втором та третьем циклах обучения; - предполагается введение кредитов ECTS для измерения учебной нагрузки при подготовке докторов наук; - ведется работа по согласованию принципов

включения подготовки докторов наук в систему национальных квалификации. Все квалификации первого цикла дают доступ к нескольким программам второго цикла, и все следующие, как минимум, к одной программе третьего цикла практически без каких-либо промежуточных (бридж) программ. Осуществляются мероприятия по адаптации национальной системы по обеспечению качества стандартов и рекомендаций для соответствия качеству в Европейском пространстве высшего образования (ЕПВО).

С целью сотрудничества и изучения опыта деятельности Европейской сети обеспечения качества (ENQA) в государственной аккредитациейной комиссии создан специальный отдел. Министерством образования и науки Украины подготовлены планы и установлены сроки для усовершенствования национальной системы обеспечения качества высшего образования в соответствии со стандартами и рекомендациями по обеспечению качества в Европейском пространстве высшего образования.

Министерство образования и науки планирует провести в апреле 2007 года семинар в г. Ялте по проблемам обеспечения качества образования с участием представителей ENQA. Целью проведения семинара является создание в дальнейшем методологии системы обеспечения качества высшего образования в соответствии с требованиями Европейской сети обеспечения качества, изучение передового опыта этой структуры и стран-участниц Болонского процесса, представление своего опыта и получение его

соответст¬вующей оценки, а также сертификации наших агентств/учреждений по обеспечению качества. Этот опыт будет полезен для разработки нормативно-правовой базы поданной проблеме (внесение изменений в законы, положения и т.д.). В настоящее время в Украине формируется система мониторинга и определения рейтинга вуза, которая при оценивании деятельности использует международные показатели, в то же время существует национальная система мониторинга и определения рейтинга вуза с целью принятия управленческих

решений. Национальная система обеспечения качества реализуется через системы лицензирования и аккредитации. Внешняя система обеспечения качества охватывает все высшие учебные заведения Украины, а также распространяется на действующие в Украине филиалы иностранных учебных заведений. Действующая система обеспечения качества включает: - внутреннее оценивание (самоанализ учебного заведения с дальнейшей подготовкой документов на лицензирование

либо при проведении аккредитации); - внешнюю экспертизу (экспертное оценивание деятельности высшего учебного заведения). Создается соответствующая система информирования общества о результатах аккредитации. Помимо системы аккредитации осуществляется внутренняя оценка обеспечения качества высшего учебного заведения через систему ректорских контрольных работ и систему государственных экзаменационных комиссий. В Украине функционирует также независимая государственная инспекция.

К участию в оценке качества высшего образования привле¬каются студенты и общественность. Во всех регионах при областных управлениях созданы общест¬венные аккредитационные комиссии. Таким образом, на национальном уровне действует система обеспечения качества, которая применяется ко всему высшему обра¬зованию и включает все элементы оценки качества высшего образова¬ния: внутреннюю и внешнюю оценку, публикацию результатов. Формируются процедуры детальной проверки национальных агентств/учреждений

по обеспечению качества образования в соответствии со стандартами рекомендаций обеспечения качества в Европейском пространстве высшего образования. Студенты задействованы в следующих аспектах системы обеспечения качества: - с 2007 года представитель органов студенческого самоуправ¬ления включен в состав управления национального агентства по обеспечению качества; - как полноправные члены и наблюдатели в комиссиях, сформированных для внешней проверки; - как респонденты социологических опросов внешнего оценивания;

- во внутреннем оценивании. С целью сотрудничества, изучения опыта Европейской сети обеспечения качества в Управлении лицензирования, аккредитации и нострификации Министерства образования и науки Украины создан специальный отдел. На данный момент в Украине разработан план улучшения и адаптации национальной системы обеспечения качества высшего образования в соответствии со стандартами и нормами

Европейской сети обеспечения качества (ENQA) относительно: - внутреннего обеспечения качества в высших учебных заведениях: - внешнего обеспечения качества высшего образования; - обеспечения качества в деятельности агентств/учреждений по внешнему обеспечению качества. С целью признания степеней и периодов обучения разработаны рекомендации и осуществляются организационные мероприятия по внедрению Приложения к диплому, которое получает каждый студент-выпускник в 2008/09 учебном

году: на широко распрост¬раненном европейском языке, бесплатно, автоматически, формата Приложения к диплому EU.CoEUNESCO (Европейского союза Совета Европы. ЮНЕСКО) Лиссабонская Конвенция в соответствии с Законом Украины «О ратификации Конвенции о признании квалификаций по высшему образованию в европейском регионе» вступила в действие в 1999 году. Признание квалификаций высшего образования регулируется

Законами Украины «Об образовании», «О высшем образовании», постановлениями Кабинета Министров Украины № 1260 «О доку¬ментах об образовании и ученых званиях» № 1380 «О лицензи¬ровании образовательных услуг», приказом Министерства образования и науки Украины .№ 563 «Об утверждении Положения о признании иностранных документов об образовании», в которых определяются правовые и организационные основы признания иностранных образовательных документов.

Эти нормативные документы устанавливают централизованную процедуру признания, что входит в компетенцию Министерства образования и науки Украины. Национальные критерии оценивания качества иностранных квалификаций, полученных в разных регионах мира, базируются на положениях Лиссабонской Конвенции. Реализацию этих функций в Министерстве осуществляет Управление лицензирования, аккреди¬тации и нострификации.

На практике реализуются все названные принципы: - право заявителей (аппликантов) на справедливое оценивание; - признание, если не были доказаны никакие существенные расхождения; - демонстрация существенных расхождений, если признание не было предоставлено; - обеспечение информацией о программах подготовки и высших учебных заведениях государствах. Управление лицензирования, аккредитации и нострификации формирует национальную образовательную информационную систему (ENIC). Действующее законодательство по признанию иностранных

квалификаций не противоречит положениям и принципам Лисса¬бонской Конвенции. Украина подписала 22 межправительственных соглашения о взаимном признании документов об образовании, научных степенях и ученых званиях. 32 проекта таких соглашений проходят процедуру согласования. В 2006-07 учебном году введено ECTS на всех программах подготовки специалистов первого и второго циклов, что позволяет осуществлять трансфер (перевод) студентов и накапливать кредиты.

Национальная система совместима с ECTS. Соотношение между национальными и ECTS кредитами 1:1. Осуществляется ряд мероприятий по признанию предыдущего обучения, включая неформальное и неофициальное обучение: - разработаны национальные рекомендации по оцениванию предыдущего обучения как основы для доступа к высшему образованию; - учебная нагрузка студентов выражается в кредитах ECTS; - разработаны национальные рекомендации по назначению кредитов

ECTS и на всех программах первого и второго циклов подготовки специалистов распределены кредиты ECTS. Также ведется соответствующая работа по признанию нефор¬мального и неофициального обучения в системе обучения в течение всей жизни. Принимаются соответствующие решения по созданию возмож¬ностей для гибких подходов к обучению в высшем образовании: - предлагаются модульные программы выпускникам учебных заведении I-II уровнен аккредитации, поступающим на первый цикл обучения — бакалаврат; - засчитываются модули

из предыдущего обучения и таким образом сокращается срок обучения на данном цикле; - при обучении на первом и втором циклах студенты имеют право выбирать определенное количество учебных дисциплин; - упрощается процедура утверждения для университетов перечня магистерских программ. Университеты могут предлагать отдельным студентам индивидуальный учебный план. В Украине создается законодательная база для формирования и введения общих межуниверситетских программ

подготовки специа¬листов с целью присвоения студентам общих степеней при их завершении. Общие степени также разрешаются и поощряются при обмене опытом в разработке общих программ на всех трех циклах подготовки специалистов (поддержка проектов TEMPUSTASIS и т.д.). Доля высших учебных заведений, которые ввели общие программы подготовки специалистов на ЕПВО и присваивают национально признанные степени совместно с высшими учебными заведениями других

стран, составляет 3%. Принимаются меры по улучшению синергии между высшим образовании и другими секторами исследовательской работы. К преподаванию в высших учебных заведениях привлекаются ученые других научно-исследовательских институций. Высшие учебные заведения совместно с научно-исследова¬тельскими институциями создают филиалы кафедр, где магистры проходят научную стажировку. В Украине ежегодно проводятся региональные и международные студенческие научные конференции.

По сравнению с 2005 г. увеличилось количество лиц, которые после получения докторской степени выбирают исследовательскую карьеру, и на сегодня оно составляет 90%. В высших учебных заведениях работает 68998 чел имеющих научную степень (кандидат, доктор наук), что составляет 95 % от общего количества лиц в Украине, которые имеют научную степень (рис. 3). Рис. 3. Доктора наук в общем количестве научно-педагогических кадров высших учебных заведений

III-IV уровней аккредитации (на начало 2006/07учебного года) С целью расширения доступа к качественному высшему образованию в государстве осуществляются такие мероприятия: - в Украине в 2006/07 учебном году на 3 % увеличен государственный заказ на подготовку бакалавров по всем направлениям образования (рис. 4); Рис. 4. Формирование объемов государственного заказа на подготовку специалистов по образовательно-квалификационным уровням (в соответствии с постановлениями

Кабинета Министров Украины) - при вузах созданы факультеты довузовской подготовки, где молодежь из депрессивных регионов имеет возможность подго¬товиться к поступлению на обучение. При возникновении препятствий в доступе к высшему образованию для студентов из социально незащищенных слоев населения государством предусмотрены такие мероприятия: - повышаются стипендии на выпускных курсах и улучшаются условия проживания в общежитиях (рис. 5);

Рис. 5. Динамика роста размеров стипендии студентов высших учебных заведений I-II и III-IV уровней аккредитации - рассматриваются подходы к созданию высших учебных заведений для малообеспеченных слоев населения; - ставится задача по созданию условий для обучения студентов с физическими недостатками. В Украине действует университет «Украина», где в основном обучаются такие студенты; - организация дистанционного обучения на дому; - создание департаментов университетов в регионах, в которых

консультации и занятия проводятся по месту жительства. Для повышения внутренней и внешней мобильности студентов: - упрощен перевод студентов из одного высшего учебного заведения в другое за счет трансфера и накопления кредитов ECTS. Бакалавр любого университета может продолжать обучение на втором цикле другого университета; - заключаются двусторонние договоры по обмену студентами.

Важным показателем международной академической мобиль¬ности является численность контингента иностранных студентов в Украине и украинских студентов за рубежом. В 2005/06 учебном году в Украине получали высшее образование 35 тыс. иностранцев и около 20 тыс. молодых украинцев проходили обучение и стажировку за рубежом, которая включала частичный курс обучения, полный курс обучения, исследовательскую работу, стажировку, языковые курсы и т.д. (рис.

6). Рис. 6. Динамика контингента иностранных студентов (чел.) Для устранения препятствий мобильности кадров и содействия полному использованию программ мобильности в высшем образовании Украины осуществляются такие мероприятия. Повышению внутренней мобильности кадров способствует: - обмен преподавателями между разными высшими учебными заведениями; - возможность совмещения должностей преподавателями различных высших учебных заведений;

- отмена права ректоров на запрещение совмещения должностей. Повышению внешней мобильности кадров способствует: - стажировка преподавателей украинских высших учебных заведений в ведущих европейских университетах: - подписание межуниверситетских двусторонних договоров по обмену кадрами; - создание общих программ подготовки специалистов с ведущими европейскими университетами; - выполнение общих научных программ с ведущими университетами

Европейского пространства высшего образования стран-участниц Болонского процесса. С целью повышения привлекательности ЕПВО и сотрудни¬чества с другими европейскими странами проведено более 20 регио¬нальных международных конференций, семинаров, симпозиумов по проблемам имплементации Болонского процесса в высшее образо¬вание Украины, внедрены учебные программы ведущих европейских университетов.

Также в украинских университетах поощряется проведение курсов европейских студий и т.п. Основные образовательные проблемы, стоящие перед государством на современном этапе: - разработка принципов, механизмов и процедур внедрения подготовки докторов наук как третьего Болонского цикла; - трудоустройство выпускников первого цикла — бакалавров; - создание системы оценки качества высшего образования, которая соответствовала бы европейским стандартам и нормам; - обеспечение

мобильности студентов и профессорско-преподавательского состава в международном образовательном пространстве; - расширение практики социального партнерства высших учебных заведений с работодателями, гражданами и социальными объединениями, привлечение их к процессу выработки и принятия решений по проблемам высшего образования. Л И Т Е Р А Т У Р А 1. «Психология и педагогика» под редакцией Радугина А. А. М. 1997 2. Пряникова В.Г Рывкин З.И. «История образования и педагогической мысли»

М 1995 3. Харламов И.Ф. «Педагогика» М 1990 4. Ильина Т.А. «Педагогика» М. 1984 5. Батышев С.Я. Актуальные проблемы подготовки рабочих высокой квалификации. М 1979. 6. Глузман А.В. Университетское педагогическое образование: опыт системного исследования. К Издательский центр "Просвiта", 1997. 7. Ефименко Г.Г Красников В.М Новоминский А.Н. Высшая школа

Украинской ССР. Успехи, проблемы развития. К 1978. 8. История Украинской ССР. "Наукова думка", К 1984, Т.2-10 9. Украинская Советская Энциклопедия. Главная редакция УСЭ, К 1985.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.