Реферат по предмету "Налоги"


Налогообложение и бюджетный процесс

0. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС 0. Сущность и природа налогообложения Возникновение налогообложения вызвано появлением государства и государственного аппарата создавших и использовавших фискальные механизмы для финансирования своих расходов. Однако налоги это в первую очередь важнейшая финансово-экономическая категория. Стоимость всех материальных благ созданных обществом за определенный период обычно за год и предназначенных

для удовлетворения совокупных общественных потребностей в экономике носит наименование валового совокупного общественного продукта ВОП. В свою очередь ВОП в стоимостной форме состоит из стоимости потребленных средств производства с выплаченной заработной платы v и прибыли m. Вновь созданная стоимость vm представляет валовой национальный доход ВНД. В своем движении ВОП и НД проходят четыре стадии производство распределение обмен и потребление.

Однако объективная необходимость мобилизации части ВОП для казны возникает только на стадии распределения поскольку именно на этом этапе выявляется доля пропорция производителей и иных субъектов общества в ВОП. Кроме того необходимо отметить что процессы первичного распределения ВОП осуществляются без участия государства поскольку весь производственно-распределительный процесс

в принципе невозможно осуществлять иначе чем возмещая стоимость израсходованных средств производства c выплачивая заработную плату v и получая прибыль m. В то же время государство возникшее как надстроечная форма управления обществом на соответствующей стадии развития цивилизации объективно потребовало материальной основы своего существования источником которого могла выступить только сфера материального производства.

Именно с возникновение государства начинается формирование системы перераспределительных отношений распределении уже распределенного ВОП которая с развитием товарно-денежных отношений выступила в денежной финансовой форме. Основным методом перераспределения ВОП стало прямое изъятие государством определенной части ВОП в свою пользу для формирования централизованных финансовых ресурсов бюджета что и составляет финансово-

экономическую сущность налогообложения. Причем это перераспределение осуществляется непосредственно из ВНД который выступает единственным источником налоговых платежей независимо от их объекта. Всеобщий характер налогов обусловлен тем что основное место в финансовой системе любого государства занимает бюджетная система посредством которой образуются и используются общегосударственные централизованные денежные фонды. Формирование бюджета любого уровня осуществляется через систему государственных доходов.

Доходы представляют собой часть национального дохода страны обращаемого через различные виды денежных поступлений в собственность государства с целью создания финансовой базы для осуществления его задач и функций. Однако необходимо учитывать что бюджетные доходы как результат перераспределения сами в дальнейшем начинают создавать новые распределительные механизмы поскольку они начинают использоваться для формирования бюджетных фондов территориального отраслевого и целевого назначения.

0. Источники и виды доходной части бюджета Источники и виды государственных доходов и значение каждого из них определяется экономической и правовой системами страны. Государственные доходы распределяются по различным группам в зависимости от признаков отражающих их наиболее характерные черты. Классификацию государственных доходов можно провести по ряду оснований - экономических юридических и т.д. В частности условно доходы бюджета в зависимости от формы самих платежей

и методов взимания можно разделить на три основных источника - государственное имущество общегосударственные ресурсы. За пользование ими могут взиматься плата вноситься определенные платежи - обязательные платежи физических лиц и организаций взимаемых в виде налогов и неналоговых платежей - привлеченные ресурсы в форме государственных займов доходов от реализации государственных ценных бумаг лотереи части вкладов в государственные банки и т.д. В то же время от непосредственного участия в процессе общественного производства

государство как хозяйствующий субъект получает сравнительно мало доходов причем прослеживается тенденция к их снижению. Анализ структуры государственной собственности железнодорожный транспорт энергетика связь коммунальная сфера некоторые виды промышленности показывает что многие предприятия государственного сектора убыточны и требуют дотаций. В этой ситуации основную доходную часть составляют именно налоги. В соответствии со ст.00 Закона РСФСР от 00 октября 0000 года

Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР доходы бюджетов каждого уровня формируются в соответствии с налоговым законодательством. Данное положение подтверждает исключительную важность налогов. Можно смело утверждать что без налогов нет бюджета а потому без налогов не может существовать и государство. Именно налоги представляют собой финансовый источник экономической самостоятельности государства.

Однако следует особо подчеркнуть что наряду с воздействием налогообложения на бюджетный процесс происходит и обратная реакция состояние бюджета влияет на развитие налогообложения. Так ст.0 Закона об основах налоговой системы предусматривает что зачисление налогов в бюджет регулируется бюджетным законодательством. Налоги и бюджет - это взаимообусловленные явления и связь их носит двусторонний и неразрывный характер. Говоря о связи налогообложения и бюджетного процесса нельзя не сказать и о соотношении

доходной и расходной частей бюджета. В ходе формирования бюджета приоритет сохраняется за расходами которые парламент легализует как общественно необходимые через принятие бюджетного закона. И уже затем на основе суммарного объема государственных расходов устанавливается размер доходов необходимый для покрытия расходной части государственного бюджета. 0.0. Бюджетное устройство Российской Федерации Прежде чем говорить о бюджетном устройстве

Российской Федерации выявлять его достоинства и недостатки необходимо определить что собственно представляет собой бюджет государства. В самом общем виде им является план доходов и расходов государства на текущий год составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы единство основных финансовых категорий налогов государственных расходов государственного кредита - в их действии.

Тем не менее являясь частью финансов бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода частично и национального богатства в связи с образованием и использованием бюджетного фонда предназначенного на финансирование народного хозяйства социально-культурных мероприятий нужд обороны и государственного управления Финансы. Под ред. В. М. Родионовой - М.

Финансы и статистика 0000 стр. 000. Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями территориями сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств как бюджет. Вместе с тем отображая экономические процессы протекающие в структурных звеньях

экономики бюджет дает четкую картину того как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования показывает соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Таким образом при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы ускорение темпов научно-технического прогресса обновление и совершенствование материально-

технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть что проявление присущих бюджету свойств его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме который является конкретным выражением бюджетной политики отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач. Для России же в силу ее федеративного устройства важную

роль приобретает не просто выработка грамотного бюджетного механизма а правильное соотношение бюджетов различных уровней действующих на территории страны что и составляет понятие бюджетной системы. Даже грамотно построенный и сбалансированный федеральный бюджет не в состоянии в полной мере выполнять свои перераспределительные и контрольные функции при отсутствии надлежащего бюджетного механизма непосредственно на местах. Таким же образом не может проявляться эффект проводимой на местах бюджетной политики в условиях

ее постоянного противостояния несбалансированному федеральному бюджету. Важное значение имеет единство бюджетной системы которое основывается на принципах самостоятельности гласности полноты и реальности всех входящих в нее бюджетов Государственный бюджет Учебное пособие. Под ред. М. И. Ткачук - Минск Высшая школа 0000 стр. 00 . Организационные принципы построения бюджетной системы

ее структура взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов определяет бюджетное устройство государства. Что же представляет собой бюджетное устройство Российской Федерации как происходит взаимодействие бюджетов всех уровней Ответ на этот вопрос во многом определит причины некоторых проблем современного бюджета наметит пути к его совершенствованию. Как уже упоминалось бюджетная система в первую очередь определяется действующим

государственным устройством. В унитарных единых государствах бюджетная система включает два звена государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. В федеративных же государствах каковым является Россия бюджетная система состоит из трех звеньев государственный бюджет или федеральный бюджет или бюджет центрального правительства бюджеты членов федерации штатов - в США земель - в ФРГ провинций - в Канаде субъектов Федерации - в

России местные бюджеты Финансы. Денежное обращение. Кредит учебник для вузов. Под ред. проф. Л. А. Дробозиной - М. Финансы ЮНИТИ 0000 стр. 000 . Государственная бюджетная система Российской Федерации функционирует в соответствии с Законом РСФСР Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в

РСФСР от 00 октября 0000 г. и включает - республиканский федеральный бюджет - 00 республиканский бюджет в составе российской Федерации 00 краевых и областных бюджетов городские бюджеты Москвы и Санкт- Петербурга 00 окружных бюджетов автономных округов бюджет автономной Еврейской области всего - 00 - около 00 тысяч местных бюджетов городских районных поселковых сельских. При этом бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты

вышестоящих уровней Финансы. Денежное обращение. Кредит учебник для вузов. Под ред. проф. Л. А. Дробозиной - М. Финансы ЮНИТИ 0000 стр. 000. Важной самостоятельной частью бюджетной системы России как суверенного государства является республиканский федеральный бюджет. Именно он обеспечивает централизацию части бюджетных ресурсов общегосударственного характера.

Через федеральный бюджет регулируется процесс распределения и перераспределения национального дохода между субъектами федерации входящими в состав России а также между экономическими районами. Отдельное не менее а может быть и более важное звено бюджетной системы Российской Федерации составляют многочисленные местные бюджеты. Если в советские времена стремление к всеобщей централизации приводило к тому что удельный вес местных

бюджетов в государственном бюджете СССР не превышал 00-00 то с началом рыночных преобразований в ведение местных властей были переданы отрасли хозяйства связанные с непосредственным обслуживанием населения массовая сеть социально-культурных учреждений. За счет местных бюджетов в настоящее время обеспечивается финансирование более 00 бюджетных расходов на здравоохранение более 00 расходов на просвещение крупные бюджетные средства направляются на развитие производственной и социальной инфраструктуры

Финансы. Под ред. В. М. Родионовой - М. Финансы и статистика 0000 стр. 000 . Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации образует понятие Консолидированный бюджет РФ. Этот бюджет используется для анализа показателей бюджетной системы и не утверждается законодательным органом власти. Разработка и исполнение бюджетов любого уровня представляет собой чрезвычайно сложную

процедуру включающую его составление рассмотрение утверждение собственно исполнение а также контроль за исполнением что получило название бюджетного процесса. Бюджетный процесс регулируется уже упоминавшимся Законом РСФСР Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР прочими законами РФ законами республик в составе

РФ решениями государственных представительных органов власти субъектов Федерации Правилами о порядке составления и исполнения бюджета издаваемыми Министерством финансов РФ на основе бюджетного законодательства Финансы. Денежное обращение. Кредит учебник для вузов. Под ред. проф. Л. А. Дробозиной - М. Финансы ЮНИТИ 0000 стр.

000 . Бюджетный процесс - не просто сложный но и чрезвычайно длительный процесс. Его составление и рассмотрение длится более года год с 0 января по 00 декабря продолжается его исполнение около полугода занимает составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение. Для завершение исполнения бюджета кроме бюджетного периода финансового года предоставляется еще и льготный период составляющий один месяц в течение которого заканчиваются операции по обязательствам принятым

в рамках исполнения бюджета. Действующей конституцией определен круг органов государственной власти участвующих в разработке и утверждении бюджета а также в контроле за его исполнением. Первым этапом бюджетного процесса является его составление исполнительными органами власти. Составлению бюджета предшествует разработка планов - прогнозов развития территорий и целевых программ на основе которых создается сводный финансовый баланс государства по территории

России СФБ. В денежной форме он выражает социально-экономическое развитие страны позволяет полнее анализировать движение стоимости общественного продукта и национального дохода учитывать объем и направления использования финансовых ресурсов. СФБ выражает финансовую программу в общем виде задача же бюджета - ее конкретное развернутое выражение. СФБ помогает органам исполнительной власти определять доходы бюджета и постатейно разрабатывать его расходы. Непосредственная работа по составлению проектов бюджетов проводится

Министерством финансов РФ а также налоговыми и таможенными органами. При этом используются различные методы метод экономического анализа позволяющий на основе анализа выполнения бюджета за прошлый год установить причины отклонений и соответствующем образом откорректировать проектируемый бюджет нормативный метод определяющий нормы всех статей расхода в общей сумме бюджета экстраполяционный метод определяющий бюджетные показатели исходя из их динамики за предыдущие годы.

Полученные данные сообщаются вышестоящими органами исполнительной власти непосредственно нижестоящим или исполнительным органам власти в установленные сроки обеспечивающие утверждение бюджета до начала финансового года. Составленный и согласованный проект федерального бюджета РФ Правительство РФ до 0 сентября вносит на рассмотрение в Государственную Думу. Вместе с ним направляется ряд документов отражающих прогнозы социально-экономического

развития страны на предстоящий период направления бюджетной и налоговой политики федеральные целевые программы и т. п. Одновременно в Государственную Думу вносятся проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов. Следующая стадия бюджетного процесса - его рассмотрение и утверждение в законодательных органах Федеральном Собрании Парламенте РФ представительных органах субъектов Федерации и местных самоуправлениях.

Проект Федерального бюджета и сопутствующие документы направляются в Комитет по бюджету налогам банкам и финансам Государственной Думы для принятия бюджета к рассмотрению Государственной Думой. Все материалы передаются Президенту РФ Совету Федерации комитетам Думы и в Счетную палату. Получив заключения от комитетов

Государственная Дума начинает рассмотрение бюджета в нескольких чтениях так бюджет на 0000 г. принимался в четырех чтениях. Принятый Госдумой бюджет по Конституции в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. В случае его отклонения Федеральным Собранием бюджет передается в Госдуму для повторного голосования и считается принятым если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 00 от общего числа депутатов ст.

000 Конституции РФ Финансы. Денежное обращение. Кредит учебник для вузов. Под ред. проф. Л. А. Дробозиной - М. Финансы ЮНИТИ 0000 стр. 000. Принятый Федеральный закон о бюджете в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания. После этого начинается непосредственное исполнение бюджета организуемое Кабинетом министров РФ по согласованию с нижестоящими исполнительными органами.

Важнейшая задача исполнения бюджета - обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей и доходов в целом и по каждому источнику а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм и в течение того финансового года на который утвержден бюджет. Непосредственная работа по исполнению федерального бюджета РФ проводится Минфином РФ его подразделениями и органами а также

Государственной налоговой службой РФ и Государственным таможенным комитетом РФ и их органами на местах. Правительство РФ ежемесячно предоставляет в Государственную Думу информацию о ходе исполнения текущего федерального бюджета консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Важнейшее значение в бюджетной системе играет не так давно созданная новая структура

Минфина - Федеральное казначейство РФ состоящее из Главного управления Федерального казначейства и подчиненных ему территориальных органов на местах. Казначейство непосредственно организует исполнение бюджета а так же внебюджетных фондов его органы управляют зачислением доходов и проведением взаиморасчетов между бюджетами осуществляют контроль за исполнением федерального бюджета РФ. Казначейство регулирует финансовые отношения между федеральным

бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами обеспечивает финансовое исполнение этих фондов. В функции Казначейства входит краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на определенный период государственных расходов именно Казначейство проводит сбор обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов предоставляет высшим органам государственной власти отчетности о финансовых операциях

Правительства РФ по федеральному бюджету о государственных внебюджетных фондах а также о состоянии всей бюджетной системы. Наконец именно Казначейство осуществляет управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ. В своих действиях по обслуживанию бюджетных финансов Казначейство в первую очередь исходит из единства кассы.

Переход от банковской к казначейской системе исполнения бюджета означает что Казначейство должно осуществлять и учитывать все операции со всеми государственными федеральными ресурсами находящимися в ведении правительства. С созданием казначейской системы все платежи из федерального бюджета или централизованных государственных финансовых ресурсов должны осуществляться с единого главного счета Федерального казначейства и тем самым быть ему полностью подконтрольны.

Все остальные счета которые опосредуют движение средств федерального бюджета открытые в учреждениях банковской системы должны быть транзитными то есть не иметь переходящих остатков. По существу это означает закрытие счетов бюджета в банках и открытие их в системе Казначейства с перечислением средств непосредственно на расчетные счета хозяйствующих субъектов выполнявших работы или оказывающих услуги для бюджетных единиц финансирующих за счет федерального бюджета.

Казначейство опираясь на Центробанк и его систему освобождает его от функций ведения детального учета средств федерального бюджета и контроля за их целевым использованием. Одновременно осуществляется внедрение учета операций по фиксации денежных средств на каждой стадии исполнения бюджета. Таким образом вновь созданная система позволит на основе четко определяемых объемов реальных потребностей наиболее рационально проводить оптимизацию бюджетных потоков сделать процесс исполнения

бюджета более плавным обеспечив учет и контроль каждого этапа исполнения федерального бюджета а не только объема бюджетных назначений и сумм платежей. Заключительным этапом бюджетного процесса является составление отчета об исполнении бюджета и утверждение его в законодательных органах власти. Вся работа по составлению отчетов возложена на Министерство финансов РФ и его финансовые органы Государственную налоговую службу и налоговые инспекции

Государственный таможенный комитет и его органы. Эти отчеты направляются соответствующим органам государственной власти. Отчет о федеральном бюджете РФ докладывается Федеральному Собранию РФ которое его утверждает. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета существует Счетная палата состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом. Таким образом бюджетная система Российской Федерации чрезвычайно сложна как сложны и все ее составляющие

федеральный бюджет бюджеты субъектов Федерации местные бюджеты. Федеральный бюджет балансирует доходы и расходы государства в целом осуществляет необходимое перераспределение доходов между социальными группами между регионами. Территориальные же бюджеты способствуют осуществлению конкретных программ на местах. И то и другое жизненно важно для функционирования экономики страны и успешного ее развития.

И налицо вывод - оптимальное функционирование бюджетного механизма возможно лишь при двух основополагающих условиях правильного построения межбюджетных отношений между бюджетами различных уровней и четкого справедливого баланса его доходов и расходов. Именно тогда возможно говорить о стабильной и быстрорастущей экономике эффективной бюджетной политике ибо только тогда в полной мере проявятся основные принципы бюджета единство полнота реальность гласность и самостоятельность. 1.

Федеральный закон О Федеральном Бюджете на 0000 год Официальное издание Собрания Законодательства РФ 0 0 марта 0000 2. Указ Президента Российской Федерации Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины от 0 мая 0000 г. 000 3. Финансы. Под ред. В. М. Родионовой - М. Финансы и статистика 0000 4.

Финансы. Денежное обращение. Кредит учебник для вузов. Под ред. проф. Л. А. Дробозиной - М. Финансы ЮНИТИ 0000 5. Государственный бюджет Учебное пособие. Под ред. М. И. Ткачук - Минск Высшая школа 0000 6. Горегляд В. Подпорина И. Бюджетный кризис и пути его преодоления

Российский экономический журнал 00 0000 7. Добиться стабильности финансовой системы интервью с А.Я.Лившицем Финансы 0 0000 8. Илларионов А. Бремя государства Вопросы экономики 0 0000 9. Коков В. Любимцев Ю. Бюджетный федерализм проблемы и перспективы Экономист 00 0000 10. Лавров А. Бюджетный федерализм и финансовая стабилизация Вопросы экономики 0 0000 11. Лившиц А. Я. Основные ориентиры финансовой политики

Финансы 0 0000 12. Опять авансы опять долги интервью с Н.П. Шмелевым Московский Комсомолец 00 марта 0000 13. Павлова Л. Бюджетное финансирование и проблема государственного долга Экономист 0 0000 14. Подпорина И. Современные проблемы бюджетного регулирования Экономист 0 0000 15. Сумароков В. Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования

М. Финансы и статистика 0000 16. Финансовые проблемы бюджета - 00 Финансы 00 0000 17. Хурсевич С. Н. Бюджетный федерализм и бюджетный дефицит Финансы 0 0000 18. Социально-экономическое положение России - М. Госкомстат 0000



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Психология преступника
Реферат Защита интересов личности, общества и государства при обмене данными в сети Интернет
Реферат Внешняя политика Германии 1870 1898 гг
Реферат Администрация липецкой области постановление от 14 августа 2008 г. N 200 о квалификационных требованиях к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей государственными гражданскими служащими исполнительных о
Реферат История математики. Александрийская школа
Реферат Commitment Essay Research Paper CommitmentWhen you abide
Реферат Why Pancho Villa Attacked The Us Essay
Реферат Общественно-экономическое и политическое развитие Украины в 50-60-х гг. ХХ в.
Реферат Mercantilism Shaping Nations Essay Research Paper How
Реферат Основні напрями державної політики України у галузі охорони довкілля, використання природних ресурсів та забезпечення екологічної безпеки
Реферат Роль образа Ольги в романе Евгений Онегин
Реферат Реферат з інформатиткии Програма Провідник
Реферат Готический стиль в сакральной архитектуре Англии и Франции
Реферат Vietnam War Essay Research Paper Vietnam was
Реферат Приобретение навыков в составлении финансовой отчетности компании