Реферат по предмету "Менеджмент"


Школы менеджмента

содЕРЖАНИЕ Введение. 1.Основные этапы развития менеджмента. 2.Историческое развитие взглядов на менеджмент. 1.Подходы на основе выделения различных школ. 1.Школа классического научного управления. 2.Административная классическая школа менеджмента. 3.Школа человеческих отношений и ее развитие. 4.Бихевиористское направление в менеджменте.


5.Наука управления или количественный подход. 2.Процессный подход. 3.Системный подход. 4.Ситуационный подход. 3. Развитие менеджмента в России. 27 Заключение. 30 Библиографический список 31 Любая область деятельности человека - медицина, культура, образование, техника и т.д имеет


свою историю. Всякая деятельность зарождается как насущная потребность человека, производства и общества, затем развивается, претерпевая существенные изменения, предстает как необходимый элемент настоящего и уходит в нашем воображении в будущее. Это очень сложный, он интересный процесс. Знать прошлое - значит понимать настоящее и иметь реальную возможность заглянуть в будущее. Без прошлого нет будущего, без понимания прошлого невозможно предвидеть будущее, в чем сегодня назрела


особая необходимость. Общее размышление об истории имеет актуальное значение и в понимании истории управления, в том числе одного из современных его типов - истории менеджмента. Знание истории управления определяет многие возможности его эффективного совершенствования. Ведь современное управление - это совокупность факторов, которые объективно зародились в прошлом и ранее были как бы невидимыми, неразличимыми, но по мере развития стали играть ключевую роль.


Понимание их источников позволяет ответить на вопрос, какие методы управления следует применять в настоящее время, что является главным, а что - второстепенным. Знание истории управления играет большую роль в формировании профессионального сознания менеджера, развитии у него чувства ответственности, навыков стратегического и широкомасштабного мышления. История - это бесконечная череда не только событий, но и успехов и промахов в деятельности руководителей


разного уровня. Все это имеет причины и следствия - их надо знать современному менеджеру, и предостерегать себя от крупных ошибок и искать с их помощью эффективные решения. Искусство управления формируется на историческом фундаменте, знание истории стимулирует поиск разнообразных вариантов решений, из которых легче выбрать наиболее удачный. Потребность в знании истории какой-либо науки возникает на определенном этапе развития - и самой науки,


и общества в целом. До тех пор пока не оформилась в относительно целостном виде концепция самой науки, история развития ее предмета и ее идей всегда выглядят фрагментально и противоречиво. Когда же концепция вполне определена, дальнейшее развитие науки в значительной мере зависит от осмысления ее исторических положений, бреши, которые надо заполнить и перспективы. Все это в полной мере относится к современной науке управления.


Она утвердилась как особая область знаний, оформилась в основных концептуальных положениях, стала предметом изучения высшей школы. Её дальнейшее развитие и практическое использование во многом определяется знанием истории. Развитие управления определяется развитием производства и экономике в целом. Это наиболее заметно на примере США. Первые работы научного характера и концептуально-практического типа возникли в США на рубеже XIX и XX вв. Причиной тому были состояние экономики и производства, тенденции


их развития. В этот период производство достигло сравнительно больших масштабов, заметны были процессы концентрации производства, приобрела общенациональное значение конкуренция, возникли новые технологии производственного процесса, дальнейшее развитие производства требовало концентрации финансовых средств, возникали проблемы социального характера, обострялись классовые противоречия. Все это свидетельствовало о необходимости управления, точнее, его развития и совершенствования.


Очень показательно, что первые идеи научного подхода к управлению, сознательного и упорядоченного его анализа возникли в области именно практического управления, а не научной деятельности. Именно практика обнаружила потребность больше внимания уделять управлению, именно практика показала зависимость успехов в производстве от успехов в управлении. Это обстоятельство имеет большое значение в понимании исторических тенденцией развития менеджмента


практика будит мысль - мысль рождает науку - развитие науки требует изучения истории - знание прошлого воплощается в проекты будущего. Развитие менеджмента в западных странах - наиболее разработанная часть истории менеджмента. Но она не отражает всех тенденций развития управления и, конечно, не является законченным вариантом его исторического осмысления. Менеджменту присущи как общие черты, так и национальные особенности он непосредственно связан с культурой, уровнем экономического развития, природными и этническими особенностями


существования человека. При изучении истории всегда сложно выделить этапы развития того или иного явления, идеи, научной концепции. Но без определения этапов невозможно представить и изучить тенденции развития. Вся история - это бесконечный поток событий, претерпевающих качественные изменения. Грани этих качественных изменений характеризуют этапы развития, учитывая которые и можно определить исторические тенденции. Сегодня исторические процессы менеджмента чаще всего структурируют по этапам


развития управленческой мысли, выделяя определенные школы, следующие друг за другом во времени и дополняющие друг друга новыми содержательными аспектами понимания управления. Но научные школы рождаются вслед за практическими потребностями и реальными проблемами развития практики управления и не всегда отражают исторические тенденции развития самого управления, поскольку характеризуют не только потребности практики, но и состояние исследований в этой области, потенциал науки, методологические


возможности адекватного отражения реальной проблематики управления в научных его концепциях. Говоря об исторических тенденциях управления, мы подразумеваем несколько факторов 1. объективные изменения, происходящие в самом управлении под влиянием различных факторов развития производства, общества, человека 2. развитие управленческой мысли 3. общее развитие науки, которое определяет методологию осмысления исторических факторов на каждом из этапов развития 4. потребность в знании истории 5. роль истории в социально-политической


жизни страны. Ведь не случайно говорят, что история - политика, обращенная в прошлое. И это актуально не только для истории страны, но и для истории различных аспектов жизни общества - экономики, техники, управления, культуры и пр. Есть и шестой фактор структурирования исторических тенденций - потребности будущего. Например, история экологии сегодня рассматривается с позиции того, какую роль в жизнедеятельности человека она может и должна играть в будущем.


Это же относится и к изучению истории управления 1.Основные этапы развития менеджмента.Сегодня вряд ли кто может сказать, как и когда зародилось искусство и наука управления. Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества - политической - необходимость установления и поддержания порядка в группах - экономической - необходимость в изыскании, производстве и распределении ресурсов - оборонительной


- защита от врагов и диких зверей. Даже в самых древних обществах требовались личности, которые бы координировали и направляли деятельность групп сбор пищи, строительство жилья и т.д К примеру , египетские пирамиды - это памятник управленческого искусства того времени, поскольку строительство таких уникальных сооружений требовало четкости в планировании, организации работы великого множества людей, контроля за их деятельностью. Рассматривая развитие теории и практики управления, выявляют несколько


исторических периодов. Первый период - древний период. Наиболее длительным был первый период развития управления - начиная с 9-7 тыс. лет до н.э. примерно до XVЙЙЙ в. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления. Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя.


В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода. Примерно в 9-7 тыс. лет до н.э. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства охота, сбор плодов и т.п. к принципиально новой форме получения продуктов - их производству производящая экономика .


Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области управления. В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В этот период 3000 - 2800гг. до н.э. сформировался достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка чиновники-писцы и пр


Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ 470-399гг. до н.э Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления. Платон 428-348гг. до н.э. дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления. Александр Македонский 356-323гг. до н.э. развил теорию и практику управления войсками.


Приведенные материалы не охватывают всех событий и дат, которые так или иначе характеризуют процесс накопления знаний в области управления, однако данный обзор позволяет в какой-то мере составить представление о том, на что обращалось внимание на самых ранних стадиях развития древнего искусства и новой науки - менеджмента. Второй период - индустриальный период 1776-1890 . Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит


А.Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, т.к. сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства. Большое влияние на формирование многих сформировавшихся к настоящему времени научных направлений и школ менеджмента оказало учение Р.Оуэна. Его идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения


условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня. Первый переворот в теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники. В 1833г. английский математик Ч.Беббидж разработал проект аналитической машины - прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно. Третий период - период систематизации 1856-1960 .


Наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи и их взгляды. С течением времени менеджеры изменяли ориентиры от потребности своей конкретной организации на изучение сил управления, действующих в их окружении. Некоторые из них решили свои управленческие проблемы теми способами, которые, казалось, срабатывали


и в прошлые периоды. Другие исследователи искали более систематизированные подходы к управлению. Их индивидуальные успехи и провалы могут дать ценные уроки для сегодняшних менеджеров. В сущности, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции в ЧЙЧ в. Возникновение фабрики как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью


всех работников. Для этих целей обучали лучших работников - обучали для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Это и были первые менеджеры. Четвертый период - информационный период 1960г. по настоящее время . В 60-е г. начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров.


Формализация ряда управленческих функций, сочетание труда, человека и ЭВМ потребовали пересмотра структурных элементов организации служб учета, маркетинга и т.п Появились такие новые элементы внутрифирменного планирования, как имитационное моделирование решений, методы анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений. 2.Историческое развитие взглядов на менеджмент.


Представления о роли и месте управления организацией, о содержании управленческой деятельности и методах ее осуществления неоднократно претерпевали существенные изменения с тех пор, как управление стало рассматриваться как особый вид деятельности, осуществляемой в организации. Взгляды на управление развивались по мере того, как развивались общественные отношения, изменялся бизнес, совершенствовалась технология производства, появлялись новые средства связи и обработки информации.


Менялась практика управления - изменялось и учение об управлении. Однако управленческая мысль не играла роль пассивного следования за практикой менеджмента. Более того, именно выдвинутые и сформулированные ведущими умами управленческой мысли новые идеи в области управления и новые подходы к осуществлению управления обычно знаменовали собой рубежи, начиная с которых происходили широкие преобразования в практике управления.


К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления. 2.1.Подходы на основе выделения различных школ. В первой половине двадцатого века получили развитие четыре четко различаемые школы управленческой мысли. Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке школа научного управления, административная шкала, школа человеческих отношений и школа науки управления или количественная школа .


Самые убежденные приверженцы каждого из этих направлений полагали в свое время, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Более поздние исследования и неудачные попытки применить теоретические открытия школ на практике доказали, что многие ответы на вопросы управления были лишь частично правильными в ограниченных ситуациях. И тем не менее, каждая из этих школ внесла значительный и ощутимый вклад в данную область.


Даже самые прогрессивные современные организации до сих пор используют определенные концепции и приемы, возникшие в рамках данных школ. Школа классического научного управления. 1900 Тейлоризм - научное управление предприятием с применением инженерных наук в управлении 1920 Фойлеризм - принципы управления, ориентированные на построение организационных структур. Школа неоклассицизма и человеческих отношений. 1940


Неоклассицизм - теория организации как социальная система, как наука управления с учётом психологических аспектов человека человеческое поведение . Школа количественного и системного подходов. 1950 Привлечения систематизирующих и инженерных принципов - разработка и применение теории систем ЭММ и компьютеризации. 1970 Ситуационный подход во взаимосвязях внутренней и внешней сред организации. Школа системного и инновационного подходов. 1980 Культура управления - метод воздействия на людей как


мощный инструмент организационная структура . 1990 Инновационные и международные процессы синтез деятельности людей и высоких технологий демократизация управления, участие работающих в прибылях. 2.1.1.Школа классического научного управления. Возникновение тейлоризма и его сущность. Фредерик Уинслоу Тейлор 1856 - 1915 по праву считается основателем современного менеджмента.


Однако не будь Тейлора, основателем менеджмента стал бы Файоль, Эмерсон или кто-нибудь другой, поскольку к моменту возникновения школы научного менеджмента идея научной организации труда буквально витала в воздухе. Технический прогресс и машинное производство требовали стандартизации и унификации всего производственного процесса, до сих пор управляемого с помощью кустарных, ремесленнических, дедовских методов.


Дальнейший рост эффективности производства стал немыслим без его всесторонней рационализации, экономии времени и ресурсов. Широкая известность пришла к Тейлору в 1912 г. после его выступлениях слушаниях специального комитета палаты представителей американского конгресса по изучению систем цехового менеджмента. Более или менее четкие очертания система Тейлора приобрела в 1903 г. в его работе Управление циклом и получила дальнейшее развитие в книге


Принципы научного менеджмента , где Тейлор сформулировал ряд постулатов, которые впоследствии получили название тейлоризм . На смену расплывчатым и довольно противоречивым принципам управления Тейлор предложил строгую научную систему знаний о законах рациональной организации труда, составными элементами которой являются математический способ исчисления себестоимости, дифференциальная система оплаты труда, метод изучения времени и движений хронометраж , способ расчленения и рационализация трудовых


приемов, инструкционные карточки и многое другое, что позднее вошло в так называемый механизм научного менеджмента. Резюмируя суть своей системы, Тейлор писал Наука вместо традиционных навыков гармония вместо противоречий, сотрудничество вместо индивидуальной работы максимальная производительность вместо ограничения производительности развитие каждого отдельного рабочего до максимально допустимой его производительности и максимального благосостояния .


В основе тейлоризма лежат 4 научных принципа правила управления - создание научного фундамента, заменяющего старые, сугубо практические методы работы, научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности - отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их профотбор и профобучение - сотрудничество администрации с рабочими в деле практического внедрения НОТ - равномерное и справедливое распределение обязанностей ответственности между рабочими и менеджерами.


Первой фазой методологии научного управления является анализ содержания работы и определение ее основных операций. Затем на основе полученной информации рабочие операции изменяются с целью устранения лишних, непродуманных движений и разрабатываются стандартные приемы их выполнения для повышения эффективности работы. Предусматривается, что количество времени, выделяемое на выполнение определенных заданий, должно быть реальным и учитывать возможность небольшого отдыха и перерывов в работе.


Это давало руководству возможность установить нормы, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто перевыполнял установленные нормы. В качестве примера эффективного использования на практике принципов научного управления можно привести следующую ситуацию. Работники компании Бетлехем Стил США ежедневно вручную отгружали уголь различных сортов. Тейлор, определивший, что в зависимости от переносимого материала нагрузка одной лопаты колебалась


от 4 до 30 фунтов, с помощью экспериментов смог установить, что оптимальная с точки зрения меньшей утомляемости рабочего нагрузка лопаты равна 21 фунту. По его, предложению были изготовлены лопаты различных видов, соответствующие сорту отгружаемого угля. Число грузчиков на сортировочной станции впоследствии было уменьшено с 500 до 150 человек, что сэкономило фирме 80 тыс. дол. в год среднее число тонн угля, перегружаемое одним рабочим в день, возросло с 16 до 59 средняя заработная, плата работников увеличилась в 1,5 раза.


Тейлор пришел к важному выводу, что главная причина низкой производительности кроется в несовершенной системе стимулирования рабочих. Поэтому он разработал систему материальных стимулов. По утверждению Тейлора, именно награда представляет собой тот принцип, которым следует овладеть всякому, кто хочет эффективно управлять человеком. Награда, для того, чтобы она оказывала надлежащий эффект, должна следовать очень быстро за выполнением самой работы .


Для поддержания у рабочего постоянного ожидания награды Тейлор предлагал использовать прогрессивную систему оплаты. Награду Тейлор представлял не только как денежное вознаграждение. Он всегда советовал предпринимателям идти на уступки рабочим, ибо эти уступки - тоже награда, так же, как и различные полуфилантропические нововведения организация бань, столовых, читален, вечерних курсов,


детских садов и т.д. Все это Тейлор считал ценным средством для создания более умелых и интеллектуальных рабочих , которое вызывает у них добрые чувства по отношению к хозяевам . Тейлор доказал, что если ввести соответствующие усовершенствования в трудовой процесс и заинтересовать рабочего, то за отведенное время тот сделает в 3 - 4 раза больше, чем в обычных условиях. Психологическое воздействие на рабочих, которое рекомендовал


Тейлор, иногда принимало оригинальные формы. Так, на одной фабрике, где работали преимущественно молодые женщины, был приобретен огромный породистый кот, который сделался любимцем работниц. Игра с этим животным во время перерыва улучшало их настроение, в связи с чем они с большей энергией принимались за работу. Как видим, многое из того, что предлагал использовать в трудовом процессе Тейлор, имело психологическую основу. И понятие человеческий фактор в психологическом плане впервые


ввел в научный оборот Тейлор - затем оно было развито классиками менеджмента Ф. Гилбретом, Г. Файолем, Э. Мейо и др. Однако поскольку Тейлор был промышленным инженером для него был совершенно естественным механистический поход к управлению. Преподавание менеджмента, в то время, велось именно в виде промышленного инжиниринга. Тейлор первым, выдвинул тезис о необходимости научного подбора рабочих.


Он писал, что. отбор людей предусматривает не экстраординарных индивидов, а выбор среди самых обыкновенных людей тех немногих, которые подходят специально для данного типа работы. Тейлоризм - это классическая геометрия труда, важнейшими аксиомами которой являются организационная гармония и экономическая и психологическая целесообразность. Основные его положения актуальны и сегодня. Концепция научного управления, выдвинутая


Тейлором, явилась серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало повсеместно признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители-практики и ученые убедились, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут эффективно использоваться для достижения, целей организации. Развитие менеджмента в трудах последователей Тейлора Организационно-технологический подход в менеджменте получил дальнейшее развитие в трудах


Г.Л. Ганнта, супругов Ф. и Л.Гилбрет, Г.Эмерсона, Г.Форда, и других, разработавших свои оригинальные концепции. Один из виднейших учеников Тейлора американский инженер Генри Лоуренс Ганнт 1861 - 1919 интересовался уже не отдельными операциями и движениями, а производственными процессами в целом. Ганнт является первооткрывателем в области оперативного управления и календарного


планирования деятельности предприятий он разработал целую систему плановых графиков графики Ганнта , позволивших благодаря его высокой информированности осуществлять контроль за запланированным и составлять календарные планы на будущее. К числу организационных изобретений Ганнта следует отнести его систему заработной платы с элементами повременной и сдельной форм оплаты. Такая система оплаты работников резко повысила их заинтересованность в выполнении и перевыполнении


высокой нормы выработки при невыполнении запланированной нормы работники оплачивались по часовой ставке . Ганнт подчеркивал ведущую роль человеческого фактора в промышленности и высказывал убеждение, что рабочему должна быть предоставлена возможность обрести в своем труде не только источник существования, но и состояние удовлетворенности. Многие идеи Ганнта получили признание во всем мире и применяются в наши дни например, графики. Ганнта . Солидный вклад в научную теорию управления внесли супруги


Фрэнк и Лилиан Гилбрет, которые в 20-е гг. нашего столетия были активными сторонниками, научного управления. Они упорно искали оптимальные способы выполнения любой работы с использованием элементарных движений. Устранение всех лишних, движений способствовало бы установлению более точных рабочих норм выработки. Ф. Гилбрет был не только научным консультантом ряда фирм, но и талантливым строителем- подрядчиком. Примером успешного применения системы организации труда является сокращение числа движений каменщиков


с 18 до 5, произведенное Гилбретом. Для этого он, во-первых, устранил некоторые движения, которые ранее считались необходимыми, но после проверки оказались абсолютно бесполезными во-вторых, он ввел некоторые простые приспособления, с помощью которых ему удалось сэкономить время квалифицированных каменщиков путем загрузки подручных рабочих в-третьих, он научил каменщиков делать простые движения одновременно двумя руками, тогда как раньше они работали попеременно то правой, то левой рукой.


В результате выработка каменщиков возросла с 120 до 35 кирпичей в час. Ф. Хилбрет первым применил фотоаппарат и. кинокамеру для исследования движения работников, что позволило, ему разработать так называемые самокарты, т.е. карты цикла одновременно выполняемых микродвижений. Это оказало большое влияние на развитие школы научного управления. Лилиан Гилбрет первой начала заниматься вопросами управления кадрами, их научным подбором, расстановкой


и подготовкой. Одним из видных последователей Тейлора был известный, американский ученый Гарринггон Эмерсон 1853 - 1931 . В 1900 г. вышла его книга Производительность как основание для управления и оплаты труда , а в 1912г. главный труд его жизни Двенадцать принципов производительности . Эмерсон уделял большое внимание подбору персонала, более того, считал необходимым и управление им, как бы предвосхищая возникновение в будущем профессии менеджера


персонала Крайне, важно иметь хотя бы немного специалистов, обладающих интуицией, наблюдательностью, понятливостью, с одной стороны, и всем богатством физиологических, психологических и антропологических научных знаний, с другой. Только такой специалист, может дать администрации и кандидату на работу действительно компетентный совет, только он может верно сказать, годиться ли кандидат на данную работу . Генри Форд 1863 - 1947 , основатель американского автомобилестроения, был и одним из создателей философии


практики ХХ в. Он разработал теорию, получившую название фордизм , нашедшую отражение в его книге Моя жизнь, мои достижения и Сегодня и завтра . Основные его положения таковы - высоко оплачивать труд каждого рабочего и следить за тем, чтобы он работал все 48 ч в неделю, но не больше - обеспечить наилучшее состояние всех машин, настаивать на их абсолютной чистоте, приучать людей уважать окружающих и самих себя. Принципиально важно заявление Форда о том, что индустрия должна, иметь своих генералов и, притом


- генералов высококвалифицированных . Как и Тейлор, он был активным сторонником масштабного использования разносторонних научных знаний в организации производства и управления. На предприятиях Форда было создано одно из первых ремесленных училищ. Форд был убежден, что организация промышленности есть наука, и все прочие науки служат этому делу. Он являл собой прекрасный пример самых разнообразных знаний в разнообразной деятельности.


В целом заслуга Тейлора, Ганнта, супругов Гилбрет, Форда и др. заключается в утверждении следующих принципов научного управления 1. Использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения задачи 2. Отбор работников, наиболее подходящих для выполнения определенных задач и их обучение 3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач 4.


Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности 5. Выделение планирования и обдумывания в отдельный процесс 6. Утверждение менеджмента в качестве самостоятельной формы деятельности, науки. Формирование функций менеджмента. 2.1.2.Административная классическая школа менеджмента.Возникновение административной школы связано главным образом с именем


Анри Файоля 1825 - 1925 . По мнению американских историков менеджмента, Файоль является наиболее значительной фигурой в науке управления первой половины ХХ в. Файоль создал теорию администрации . Его первая статья, посвященная этой теории, вышла в 1900 г а книга Общее и промышленное управление - в 1916 г. Важную роль в развитии идей этой школы сыграли Л.


Урвик, Д. Муни и др рассматривающие дёятельность организаций с точки зрения широкой перспективы и пытающиеся определить общие характеристики и закономерности организаций в целом. Целью административной школы было создание универсальных принципов управления, следуя которым, по убеждению создателей школы, организация несомненно, достигнет успеха. Принципы управления - это основные правила, определяющие построение и функционирование системы управления


важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления. По утверждению Файоля, принципы - это маяк, помогающий ориентироваться. Рассматривая организацию как специфический вид деятельности и как столь же своеобразную административную систему и согласуя свои идеи с принципами Тейлора относительно стимулирования каждого работника, Файоль сформулировал следующие 14 принципов управления применительно к деятельности высшего звена управления 1.


Разделение труда, т.е. специализация, необходимая для эффективного использования рабочей силы, применительно ко всем видам труда, как управленческого, так и исполнительского. 2. Власть и ответственность. По мнению Файоля, власть и ответственность связаны между собой, причем последняя является следствием первой. Он считает, что власть сочетает официальный основанный на занимаемой должности и личный заключающий в себе сплав умственного развития, опыта, морального уровня навыков по


роду прежней службы и пр. факторы. 3. Дисциплина. Понимая дисциплину как уважение соглашений, рассчитанных на то, чтобы обеспечить повиновение, прилежание, энергичность и внешнее проявление уважения, Файоль подчеркивает, что для поддержания дисциплины необходимо наличие хороших руководителей на всех уровнях. Из всех средств воздействия на подчиненных в целях укрепления дисциплины одним из, самых действенных Файоль считал личный пример начальника. По его убеждению, если начальник подает пример аккуратности,


никто не смеет являться с опозданием. Если он деятелен, мужественен, предан ему подражают, и если он умеет вести дело, ему удается заставить сотрудников полюбить работу. Но и плохой пример также заразителен и, исходя из верхов, он дает иногда самые губительные последствия для всех. 4. Единоначалие. Единоначалие, по мнению Файоля, имеет по сравнению с коллегиальностью то преимущество, что оно обеспечивает единство точки зрения,


единство действия и единство распорядительства. Поэтому оно имеет тенденцию к преобладанию. 5. Единство руководства. Виды деятельности, преследующие одну и туже цель, должны иметь одного руководителя и руководствоваться единым планом. 6. Подчинение частных интересов общим. Интересы служащего или группы служащих не должны ставиться выше интересов предприятия интересы государства должны быть выше интересов гражданина или группы граждан.


Казалось бы, подобное правило не нуждается в напоминаниях. Но невежество, честолюбие, эгоизм, леность и всякие людские слабости и страсти толкают людей к пренебрежению общими интересами в угоду частных. 7. Вознаграждение. Методы стимулирования труда должны быть справедливыми и доставлять максимально возможное удовлетворение сотрудникам и работодателям. 8. Централизация. Не прибегая к термину централизация власти


Файоль говорит о степени концентрации или рассредоточения власти. Конкретные обстоятельства будут определять, какой вариант даст лучший общий результат . 9. Цепи взаимодействия, четкое построение цепей следования команд от руководства к подчиненным. 10. Порядок, т.е. всему каждому свое место, и все каждый на своем его или ее месте . 11. Справедливость. Лояльность и преданность персонала должны обеспечиваться уважительным и справедливым


отношением администрации к подчиненным. 12. Стабильность рабочего места для персонала. Файоль считал, что излишняя текучесть кадров является одновременно и причиной, и следствием плохого управления, и указывал на связанные с этим опасности и издержки. 13. Инициатива, т.е обдумывание и выполнение плана. Поскольку это доставляет большое удовлетворение всякому мыслящему человеку ,


Файоль призывает администраторов поступиться личным тщеславием , с тем чтобы подчиненные получили возможность проявить личную инициативу. 14. Корпоративный дух, т.е. принцип в единстве - сила . Приводя перечень этих принципов, Файоль указывал, что он не стремиться дать исчерпывающее их изложение, а попытался описать лишь те, из них, которые ему приходилось чаще всего применять поскольку, даже незначительная кодификация принципов является необходимой во всяком деле.


Считая предложенные им принципы универсальными Файоль, тем не менее, указывал, что их применение должно носить гибкий характер и учитывать ситуацию, в которой осуществляется управление. Он отмечал, что система принципов никогда не может быть завершена, напротив, она всегда остается открытой для дополнений, изменений, преобразований, основанных на новом опыте, его анализе, осмыслении, обобщении. Поэтому число принципов управления не ограничено.


Некоторые приведенные принципы обращены к человеческому фактору. Файоль показал, что менеджмент, предназначенный главным образом для интенсификации производственных процессов, основан на знании психологии и что учет человеческого фактора в управлении крайне важен. Многие принципы управления до сих пор имеют практическую ценность. Например, японская компания Мицусита электрик руководствуется, следующими семью принципами, управления


объективность, справедливость, сплоченность, благоустройство, скромность, гармония, оценка которые перекликаются с принципами, разработанными Файолем. В дальнейшем многие исследователи занимались изучением и теоретическим описанием принципов управленческой деятельности, однако все они были только последователями Файоля, развивавшими, дополнявшими и конкретизировавшими его учение. Функции управления и профессиональные требования к менеджеру.


Файоль выделил 6 групп операций технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные, административные по его мнению, производимых на любом простом или сложном, небольшом или крупном предприятии и являющихся взаимозависимыми. Например, технические операции не могут осуществляться без наличия сырья, возможности сбыта, капитала, страховых мероприятий. Административные операции Файоль разделил на планирование, организацию, мотивацию, контроль и координацию.


Планирование - функция управления, определяющая цели деятельности, необходимые для этого средства, а также разрабатывающая методы, наиболее эффективные в конкретных условиях. Планирование включает в себя и составление прогнозов возможного направления будущего развития объекта в тесном взаимодействии с окружающей его средой. Организация - формирование структуры объекта и обеспечение всем необходимым для его нормальной работы - персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными


средствами и др. Любой план предусматривает стадию организации, т.е. создания реальных условий для достижения запланированных целей. Мотивация - активизация работающих и побуждение их эффективно трудиться для выполнения целей, сформулированных в планах, с помощью экономического и морального стимулирования, и создания. условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. Контроль - количественная и качественная оценка и учет результатов работы.


Контроль является элёментом обратной связи, так как на основании его данных производится корректировка ранее принятых решений, планов, норм и. нормативов. Координация - достижение. согласованности в работе вcex звеньев системы путем установления рациональных связей коммуникаций между ними. Убеждения Файоля не потеряли своей актуальности и в настоящее время. Несомненной заслугой Файоля является постановка им вопроса о необходимости, выделения собственно управленческой


деятельности менеджмента в особый объект исследования. Теории управления Тейлора и Файоля имеют не только сходство, но и различие. Тейлор предлагал устанавливать рациональное управление предприятиями снизу , а Файоль - сверху . Файоль неоднократно подчеркивал, что никакого противоречия между его теорией и теорией Тейлора нет, просто они рассматривают разные уровни организации производства


Тейлор - цеховое управление, а он - высшее административное. В целом представители классической школы, и прежде всего Файоль, рассматривали организацию как замкнутую систему и искали внутренние возможности повышения эффективности как за счет совершенствования управления, так и путем создания основ для сотрудничества труда и капитала. Основной вклад представителей административной школы в теорию менеджмента состоит в то, что они рассматривали


управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, и изложили основные принципы управления. Они сформулировали систематизированную теорию управления всей организации, выделив управление как особый вид деятельности. 2.1.3.Школа человеческих отношений и ее развитие.Возникновение неоклассической школы и ее представители. В 30 - 50-х гг. ХХ в. на Западе получила распространение неоклассическая школа, возникшая вследствие


того, что классическая школа в недостаточной степени учитывала человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. Перенос центра тяжести в управлении с выполнения задач на отношения между людьми является основной отличительной характеристикой школы человеческих отношений, которая подвергала критике, концепцию экономического человека , считавшую главным стимулом человеческой деятельности лишь материальную заинтересованность, настаивала на необходимости анализа психологической деятельности индивида


и выдвинула, требование человек - главный объект внимания . Создатели этой школы использовали достижения психологии и социологии - наук о человеческом поведении в управлении. Возникновение школы человеческих отношений непосредственно связано с именем немецкого психолога Гуго Мюнстерберга 1863 - 1916 . В своей работе Психология и промышленная эффективность получившей широкую известность в мире, он сформулировал основные


принципы, в соответствии с которыми следует производить отбор людей на руководящие должности. Мюнстерберг был одним из основателей психотехники отбор кадров, их совместимость, тестирование способностей и т.д Он провел массу экспериментов и создал множество психологических тестов, с помощью которых изучал способности и склонности испытуемых к различным профессиям, должностям, совместимость работников друг с другом, проблемы утомляемости, несчастных случаев на производстве.


Мюнстерберг первым осознал важность гуманизации процесса управления, так как менеджер обязан управлять преждё всего людьми, а не машинами. Заслуга Мюнстерберга состоит также в, том, что его школа подготавливала первых в мире промышленных психологов по заявкам предприятий и организаций. Повышенный интерес к исследованиям психологических аспектов менеджмента отмечается в работах американки Мэри Паркер Фоллетт 1868 - 1933 , которая изучала социально-психологические отношения, в небольших группах.


Она всячески подчеркивала важность изучения сферы человеческих отношений. Фоллетт выдвинула идею гармонии труда и капитала, которая могла быть достигнута при правильной мотивации и учете интересов всех заинтересованных сторон. Такая идея была новой для своего времени. Советы Фоллетт широко использовали в своей работе бизнесмены, ранее увлеченные идеями Тейлора. Заслугой Фоллетт являётся также то, что она пыталась совместить в единое целое 3 школы в менеджменте


научного управления, административную и школу человеческих отношений. Именно Фоллетт определила мёнеджмент как обеспечение выполнение работы с помощью других лиц . Она считала, что для успешного управления менеджер должен отказаться от формальных взаимодействий с рабочими и быть лидером, признанным ими, а не назначенным вышестоящими органами. Фоллетт считала, что менеджер должен управлять в соответствии с ситуацией, а не с тем, что предписано


функцией управления. С ее точки зрения, конфликт в трудовых коллективах при некоторых условиях может быть и конструктивным. Особая заслуга в создании теории и практики человеческих отношений принадлежит психологу Элтону Мейо 1880 - 1949 , руководителю отдела промышленных изысканий Гарвардского университета, который провел ряд экспериментов, получивших название хоуторнские эксперименты . Знаменитые эксперименты Элтона Мэйо, особенно те, которые проводились на заводе


Вестерн Электрик в Хоторне, открыли новое направление в теории управления. Мэйо обнаружил, что чётко разработанные рабочие операции и хорошая з п не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители школы научного управления. Силы, возникающие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти и часто превосходили усилия руководителей. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания


руководства и на материальные стимулы. Знаменитые эксперименты Элтона Мэйо, особенно те, которые проводились на заводе Уэстерн Электрик в Хоторне, открыли новое направление в теории управления. Мэйо обнаружил, что чётко разработанные рабочие операции и хорошая з п не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители школы научного управления.


Силы, возникающие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти и часто превосходили усилия руководителей. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы. Опыты в Хоторне недалеко от Чикаго на предприятиях фирмы Вестерн электрик продолжались с 1927 по 1939 г. и не имели аналогов. Целый штат научных работников обрабатывал экспериментальные данные, а публикация результатов заняла 10


лет. Изучая, влияние различных факторов условия организации труда, заработная плата, межличностные отношения и стиль, руководства на повышение производительности труда на промышленном предприятии, Мэйо сделал вывод об особой роли в производстве человёческого фактора. Обобщение эмпирических данных позволило ему создать социальную философию менеджмента систему человеческих отношений . Специалисты фирмы Вестерн электрик среди них не было ни одного социолога искали способы


повышения производительности труда. Исходя из учения Тейлора они исследовали влияние на выработки различных физических факторов, особенно освещения на рабочем месте по мнению Тейлора, хорошее освещение - первое условие высокой производительности , однако эксперименты, проводившиеся в течение 3 лет, не обнаружили прямой связи между наличием освещения и повышением выработки. Мэйо, к которому исследователи обратились за помощью, усложнил эксперимент, меняя не только освещение,


но и время перерывов для отдыха, время работы и мётоды оплаты. Согласно теории Тейлора это должно было оказать влияние на производительность труда, однако результаты оказались прежними. Тогда группе работниц, состоящей из 6 сборщиц реле, с их согласия выделили отдельную комнату, оснащенную приборами для измерения производительности, температуры, влажности и т.п для выяснения влияния на производительность труда таких факторов, как перерыв в работе, прием пищи до обеда, сокращение


рабочего времени. Работа каждой сборщицы была одинаковой и состояла из однообразных операций. Их просили работать в умеренном темпе, не стараясь обгонять друг друга. После 2,5 лет, в течение которых длился этот эксперимент, производительность труда каждой работницы возросла в среднем на 40 по сравнению с исходным уровнем. Решающее значение, с точки зрения Мэйо, имел тот факт, что в этой группе возникли особые отношения


между людьми. Работницы невольно образовали сплоченный коллектив, так называемую неформальную группу, для которой были характерны взаимопомощь и поддержка. Эксперименты г. Хоторне показали, что можно влиять на психологию людей и изменить их отношение к труду посредством организации неформальной небольшой группы. Мэйо призывал активизировать характерные для каждого человека духовный стимулы, самым сильным из которых,


по его мнению, является стремление человека к постоянной связи со своими товарищами по работе. Искусство общения с людьми, как отмечал. Мэйо, должно стать, главным критерием отбора администраторов, особенно на низших ступенях управления, начиная с мастера. Соответственно, нужно изменить и подготовку управляющих, администраторов в высших учебных заведениях. Хоуторнские эксперименты положили начало многочисленным исследованиям взаимоотношений в организациях,


учету психологических явлений в группах, выявлению мотивации к труду в межличностных отношениях подчеркнули роль отдельного человека и небольшой группы в организации. Обозначились возможности оказания психологического воздействия на человека, оптимизирующие деятельность организации. Человеческий фактор в развитии менеджмента. Обращение к человеческому фактору - это революционный переворот в науке управления и менеджмента.


Понятие человеческий фактор ныне используется в философии, социологии, психологии, педагогике, медицине, науке управления и других науках, каждая из которых использует это понятие в соответствии со своей спецификой философия сосредоточивается на общих положениях, наука управления - на конкретике. Под человеческим фактором в психологии понимают личность, группу, коллектив, общество, включенные в управленческую систему. В более конкретном понимании - это внутренний мир людей, их потребности, интересы,


установки, переживания и т.д. Именно человеческий фактор определяет ныне конкурентоспособность и эффективность организации. Поэтому в последние годы затраты на человека стали рассматриваться не как издержки, а как активы компании, которые надо правильно использовать. В деятельности сегодняшнего менеджера преобладают социально-экономические и психологические методы управления над традиционными административными. Взаимоотношения менеджера, большей частью неформальные,


со множеством людей составляют специфику его работы. Характерно высказывание крупного японского менеджера Акио Мориты Многие иностранцы, посещая нашу фирму, удивляются как мы, используя ту же технологию, то же оборудование и то же сырьё, что и в Европе и США, добиваемся более высокого уровня качества. Они не понимают, что качество дают не станки, а люди.


Пожалуй, самое главное представление о роли и значении человеческих отношений в решении разнообразных практических задач дает извёстная книга Дейла Карнеги Как приобрести друзей и оказывать влияние на людей . Карнеги формулирует основные методы обращения с людьми 6 правил, соблюдение, которых позволяет понравиться людям 12 правил, соблюдение которых позволяет склонить людей к вашей точке зрения 9 правил, соблюдение


которых позволяет воздействовать на людей, не оскорбляя их и не вызывая у них чувства обиды, 7 правил, соблюдение которых позволяет сделать вашу семейную жизнь более счастливой. Суть системы человеческих отношений характеризуют так называемые менеджерские заповеди - предписания, нормы правила социального и нравственного характера, которым должен следовать менеджер в своей практической деятельности. Каждая фирма разрабатывает, как правило, свои менеджерские заповеди.


Согласно современной доктрине менеджмента в системе управления имеют значение 3 существенных фактора люди, финансы и техника и первое место занимает фактор люди . Среди господствующих целей менеджмента отношения между людьми и выполнение задач преобладает человеческий фактор. Именно такая система управления, где основное внимание уделяется человеческому фактору, является наиболее оптимальной в условиях рынка. Менеджмент - психологически насыщенная система управления, главные


функции которой непосредственно связаны с психологией. Поэтому для эффективного осуществления этих функций менеджеру нужно овладеть психологическими компонентами менеджерского мастерства уметь взаимодействовать с людьми, выступать перед аудиторией, убеждать и т.д. В суровых условиях рыночной конкуренции только умение общаться с людьми дает возможность постоянно поддерживать высокий темп производства и обеспечивать нескончаемый поток высококачественной продукций.


Известные японские, европейские и американские менеджеры добиваются завидных успехов в производстве дешевых и качественных товаров именно благодаря бережному отношению к персоналу. В умении обходиться с людьми заключается суть управления, как подчеркивает Ли Якокка Мне встречалось много людей пишет он которые были умнее меня и тем не менее я их оставил далеко позади. Почему Невозможно сколько-нибудь долго добиваться успехов, набрасываясь на людей с бранью.


Надо уметь говорить с ними откровенно и просто . Основное содержание теории человеческих отношений заключается в следующем - развитие у работников чувства как индивидуальной, так и коллективной ответственности - создание на предприятиях атмосферы подлинной общности интересов - переход от авторитета должности к авторитету знания и профессионализма. 2.1.4.Бихевиористское направление в менеджменте. Примерно с конца 50-х гг. школа человеческих отношений, трансформировалось в школу поведенческих наук


, или бихевиористскую, главным постулатом которой является не методы налаживания межличностных отношений, а повышение эффективности отдельного работника и организации в целом на основе поведенческих наук. Наиболее крупные представители этого направления Ренсис Лайкерт, Дуглас МакГрегор, Абрахам Маслоу, Криса Арджириса, Фредерика Герцберга изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти


и авторитета, оргструктуры, коммуникаций в организациях, лидерства и т.д. Их исследования способствовали возникновению в 60-х гг. особой управленческой функции, получившей название управление персоналом . В самых общих чертах главной целью поведенческой школы было оказание помощи работнику в осознании своих возможностей и раскрытии творческого потенциала, повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.


Поведенческих подход стал настолько популярен, что он почти полностью охватил всю область управления в 60-е годы. Как и более ранние школы, этот подход отстаивал единственных наилучший путь решения управленческих проблем. Его главный постулат состоял в том, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и организации в целом. Такие приёмы как изменение содержания работы и участие работника в управлении предприятием оказывается


эффективным только для некоторых работников и в некоторых ситуациях. Видным представителем поведенческой школы является Дуглас МакГрегор 1906- 1964 , разработавший теорию X и Y . В соответствии с этой теорией существуют 2 типа управления, отражающих 2 типа работников или, вернее, 2 типа отношёния к работникам. Для организаций типа


Х характерны следующие предпосылки - человек имеет унаследованную неприязнь к работе и старается ее избегать - по причине нежелания работать большинство людей только путем принуждения, с помощью приказов, контроля и угроз наказания могут осуществлять необходимы с действия и затрачивать должные усилия, необходимые для достижения организацией своих целей - человек предпочитает, чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственность, имеет относительно низкие амбиции и желает находиться в безопасной ситуации.


Теория Y имеет следующие предпосылки - выражение физических и эмоциональных усилий на работе для человека является вполне естественным. Нежелание работать не является наследственным. Человек может воспринимать работу как источник удовлетворения или как наказание в зависимости от условий труда внешний контроль и угроза наказания не являются единственными средствами побуждения человека к деятельности для достижения организациёй своих целей.


Люди могут осуществлять самоконтроль и деятельность в интересах организации, если им присуще чувство ответственности, обязательства по отношению к организации - ответственность и обязательства по отношению к организации зависят от вознаграждения, получаемого за результаты труда. Наиболее важным является вознаграждёние, которое связано с удовлетворением потребностей в самовыражении - человек, воспитанный определенным образом, готов не только брать на себя ответственность, но даже


стремиться к этому. Применительно к теории Y МакГрегор подчеркивал, что многим людям присуща готовность использовать свой опыт, знания и воображение для решения проблем организации, однако современное индустриальное общество слабо использует интеллектуальный потенциал человека. МакГрегор сделал вывод о том, что управление типа У гораздо более эффективно, и указывал, что задачей менеджеров является создание условий, при которых


рабочий затрачивая усилия для достижения целей организации, одновременно оптимальным образом достигает своих личной целей. Большой, вклад в развитие бихевиористского направления в менеджменте внес Абрахам Маслоу 1908 - 1970 , разработавший нашедшую в дальнейшем широкое применение в менеджменте, теорию потребностей, известную как пирамида потребностей . В соответствии с учением Маслоу у человека имеется сложная структура иерархически расположенных потребностей,


и менеджер должен выявлять эти потребности и использовать соответствующие методы мотивации. Маслоу разделял эти потребности на базисные потребность в пище, безопасности, позитивной самооценке и др. и производные, или мета-потребности потребность в справедливости, благополучии, порядке и единстве социальной жизни . По мнению Маслоу, базисные потребности человека постоянны, а производные изменяются. Ценность мета-потребностей одинакова, поэтому они не имеют иерархии.


Базисные потребности, напротив, располагаются согласно принципу иерархии в восходящем порядке от низших материальных до высших духовных 1. физиологические и сексуальные потребности 2. экзистенциальные потребности - в безопасности своего существования, уверенности в завтрашнем дне, стабильности условий жизнедеятельности, определенном постоянстве и регулирования окружающего социума, а в сферу труда - в гарантированной занятости, страховании и т.д. 3. социальные потребности - в привязанности, принадлежности к коллективу, общине,


заботе о других и внимание к себе, участие в совместной трудовой деятельности 4. престижные потребности - в уважении со стороны значимых лиц, служебном росте, статусе, престиже, призвании и высокой оценке 5. духовные потребности - в самовыражение через творчество. Базисные потребности представляют собой мотивационные переменные, которые филогенетически, т.е. по мере взросления человека, и онтогенетические, т.е. по мере их реализации в качестве необходимых условий


социального бытия индивида, следуют друг за другом. Первые 2 типа базисных потребностей в своей иерархии Маслоу назвал первичными врожденными , 3 остальных - вторичными приобретенными . Согласно принципу иерархии потребности каждого нового уровня становятся актуальными для индивида лишь после удовлетворения предыдущих запросов. Теория потребностей


Маслоу была использована в качестве основы многих современных моделей мотивации труда. 2.1.5.Наука управления или количественный подход.Математика, статистика, инженерные науки и связанные с ними области знания внесли существенных вклад в теорию управления. Их влияние можно проследить в применении Ф. Тейлором научного метода при анализе работы. Но до второй мировой войны количественные методы использовались в управлении недостаточно.


Англичане должны были отыскивать способ наиболее эффективного использования ограниченного числа своих боевых истребителей и средств противовоздушной обороны с тем, чтобы избежать уничтожения во время массированных воздушных ударов. Позднее пришлось искать способ максимизации военных поставок по обеспечению высадки союзников в Европе. Количественные методы, сгруппированные под общим названием исследование операций, были использованы при решении этих или других проблем, включающих войну подлодок и минирование японских


портов. Исследование операций и моделей. По своей сути, исследование операций - это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывают модель ситуации. Модель - это форма представления реальности. Обычно модель упрощает реальность или представляет её абстрактно. Модели облегчают понимание сложностей реальности.


Модели, разработанные в исследовании операций, упрощают сложные проблемы, сокращая число переменных до управляемого количества. После создания модели, переменные задаются количественными значениями. Это позволяет объективно сравнить и окисать каждую переменную и отношение между ними. Ключевой характер науки управления является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Самый крупный толчок к применению количественных методов в


управлении дало развитие ЭВМ. ЭВМ позволил исследователям операций конструировать математические модели возрастающей сложности, которые наиболее близко приближаются к реальности и являются более точными. Влияние количественного подхода. Влияние науки управления или количественного подхода было значительно меньше, чем влияние поведенческих наук, отчасти потому, что гораздо большее число руководителей ежедневно сталкиваются с проблемами человеческих отношений, человеческого поведения, чем с проблемами, которые


являются предметом исследования операций. Кроме того, до 60-х годов лишь у немногих руководителей было образования достаточно для понимания и применения сложных количественных методов. В настоящее время положение быстро меняется, т.к. всё больше школ бизнеса предлагают курсы количественных методов с применение ЭВМ. Во второй половине XX в. в менеджменте сложились и получили большое распространение такие подходы к управлению, как процессный с конца 50-х гг системный с середины 70-хгг. и ситуационный 80-е


гг. 2.2.Процессный подход. Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций. Эта концепция, означающая крупный поворот в управленческой мысли, широко применяется и в настоящее время. Процессный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Однако эти авторы были склонны рассматривать такого рода функции как не зависимые друг от друга. Процессный подход, в противоположность этому, рассматривает


функции управления как взаимосвязанные. Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий.


Процесс управления является общей суммой всех функций. Анри Файоль, которому приписывают первоначальную разработку этой концепции, считал, что существует пять исходных функций. Пo его словам, управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать . Другие авторы разработали иные перечни функции. Обзор современной литературы позволяет выявить следующие функции - планирование, организация, распорядительство


или командование , мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок. Процесс управления состоит из следующих функций планирование, организация, мотивации и контроля. Эти четыре первичных функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения. Руководство предполагает возможность влияния на отдельных работников и группы работников таким образом,


чтобы они работали в направлении достижения целей, что крайне существенно для успеха организации. Процесс управления подчеркивает взаимозависимость функций управления, это отличается от системного подхода, где подчеркивается взаимозависимость отдельных частей организации, а также взаимозависимость организации и окружающей среды. 2.3.Системный подход.Системный подход рассматривает все процессы и явления в виде определённых целостных систем, обладающих


новыми качествами и функциями, не присущими составляющим ее элементам. В виде систем можно рассматривать все объекты неживой, живой и социально-организованной материи атомы, организмы, предприятия и т.д Все системы имеют устойчивую внутреннюю структуру и состоят из взаимосвязанных элементов подсистем , обладающих специфическими функциями. Системы делятся на закрытые, функционирующие независимо от изменений внешней среды например, часы и


открытые, связанные с внешним миром все социально-экономические объекты - предприятия, организации, бригады и т.д Простая система ориентирована на достижение одной цели. Сложная система стремится к достижению нескольких взаимосвязанных целей. Управление системой будет эффективным, если в процессе преобразований внутри организации соотношение количества и качества потребляемых ресурсов на выходе-входе будет увеличиваться.


В противном случае управление организацией не является, эффективным. В настоящее время системный подход можно считать универсальной методологией менеджмента, суть которой - формирование образа мышления, рассматривающего в единстве все явления внешней и внутренней среды. Этот метод получил широкое распространение в современной теории и практике менеджмента. Например, за рубежом для оценки качеств менеджера его без предупреждения отправляют в длительную командировку.


Если во время его отсутствия фирма работает успешно, то это является позитивной оценкой деятельности менеджера. Однако часто во время отсутствия руководителя деятельность становится менее эффективной - это свидетельствует о том, что менеджер оказывал влияние не на всю систему в целом т.е. не обеспечивал стратегическое развитие фирмы , а ежедневно сам занимался текущими вопросами, не доверяя их руководителям среднего звена. Сущность системного, подхода к управлению - мысленный охват всех явлений как единое


целое, их объективная оценка, обеспечение развития всей системы с учетом внутренних переменных цель, структура организации, персонал, техника, технология , предвидение положительных и отрицательных последствий, принимаемых управленческих решений. Важнейшие принципы системного подхода 1. процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей 2. необходимо рассматривать всю проблему как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного


решения 3. необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения целей 4. цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы 5. восхождение от абстрактного к конкретному 6. единство анализа и синтеза, логического и исторического 7. выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействие и др. Внешняя среда прямого воздействия. Внешняя среда косвенного воздействия. Внутренняя среда структура, культура, ресурсы.


Политика, право, экономика, технология, социально-культурные, организационно-технические, географические условия Акционеры, конкуренты, поставщики, потребители, местные органы, правительственные органы. 2.4.Ситуационный подход. Ситуационный, или кейсовый от англ. case - ситуация , подход к управлению, так же, как и системный, является скорее способом мышления, чем набором конкретных действий. Метод был разработан в Гарвардской школе бизнеса США и предлагает будущим менеджерам быстро решать


проблемы в конкретной ситуации. Ситуационный подход как разновидность научного метода направлен на выработку у человека ситуативного мышления приближенного к практике и непосредственное приложение полученных теоретических знаний к анализу реальных процессов. Ситуационный подход требует принятия оптимального решения, зависящего от соотношения имеющихся факторов. Если процессный и системный подходы более целесообразно применять в спокойной обстановке и в процессе планомерной деятельности менеджера, то ситуационный подход чаще


используют в нестандартных и непредвиденных ситуациях. Именно в такие моменты, когда за 1 - 2 мин. необходимо правильно оценить ситуацию и принять верное решение, проявляются особые качества. Ситуационный подход носит не шаблонный характер, а воспитывает у менеджеров, имеющих различные личностные качества, умение контролировать ситуацию. Различные управленцы в одинаковой ситуации будут предпринимать разные действия, стремясь, однако, достичь


близкие цели. Поэтому в процессе обучения или переподготовки менеджеров используются не стандартные, а самые непредвиденные ситуации землетрясение, взрыв близлежащего химического предприятия, отключение электроэнергии, массовое заболевание работников и др в ходе которых моделируется весь ход действий и их последствия. Таким образом, ситуационный подход заранее подготавливает менеджера к запрограммированным решениям в нестандартных ситуациях. 3. Развитие менеджмента в


России.Развитие менеджмента в ХVII в. Начало развития менеджмента в России было положено в ХVII в когда начался процесс слияния областей, земель и княжеств. Произошло объединение раздробленных региональных рынков в единый общенациональный рынок. В развитие системы государственного управления важную роль сыграл А.Л. Ордин-Нащокин 1605-1680 , сделавший попытку введения городского самоуправления в западных приграничных


городах России. Таким образом, А.Л. Ордин-Нащокин считается одним из первых русских управленцев, поставивший вопрос о развитии не только стратегического, но и тактического на микроуровне менеджмента. Особую эпоху в развитии российского менеджмента составляют петровские реформы по совершенствованию управления экономикой. Круг управленческих действий Петра I весьма широк - от изменения летоисчисления до создания нового государственного управленческого


аппарата. Детализируя и конкретизируя управленческие аспекты периода правления Петра I, можно выделить следующие преобразования в центральном и местном управлении - развитие крупной промышленности и государственная поддержка ремесленных производств - содействие развитию сельского хозяйства - укрепление финансовой системы - активизация развития внешней и внутренней торговли. Законодательные акты Петра I - указы, регламенты, инструкции и контроль за их исполнением - регулировали


различные сферы деятельности государства, по сути это был государственный менеджмент. Заслуживают внимания и управленческие идеи И.Т. Посошкова 1652-1726 . К его оригинальным идеям следует отнести разделение богатства на вещественное и невещественное. Под первым он подразумевал богатство государства казны и народа, под вторым - эффективное управление страной и наличие справедливых законов. Принципы И.


Т. Посошкова об улучшении управления экономикой основывались на решающей роли государства в руководстве хозяйственными процессами. Он был сторонником строгой регламентации хозяйственной жизни. Развитие управленческой мысли в ХVIII в. Первая четверть ХVIII в. была периодом петровского реформирования управления экономикой как на макро так и на микроуровне. Созданная Петром I система управления имела необратимый характер.


Идеи государственного управления нашли свое отражение в трудах А.П. Волынского 1689 - 1740 . Последовательным идеологом крепостничества был В.Н. Татищев 1686 - 1750 . В области управления хозяйственными делами России В.Н. Татищев особое значение придавал управлению финансовой политикой. Он считал, что государство обязано не наблюдать за хозяйственными процессами, а активно регулировать


их в интересах России. Во второй половине ХVIII в. управленческая мысль развивалась в духе реформ Екатерины II. В целях совершенствования управления экономикой России по указанию Екатерины II было издано Учреждение для управления губерний Российской империи . Особенности управления экономикой России в XIX в. К началу XIX в. невозможность управления


Государством Российским старыми методами, необходимость преобразований осознавались высшей властью. Основные преобразования управления экономикой в начале XIX в. произошли в период царствования Александра I. В 1801 г. был издан манифест об учреждении министерств, которые были построены на началах личной власти и ответственности. Особую роль в развитии менеджмента в


России сыграл М.М. Сперанский 1772 - 1839 . Цель преобразований он видел в придании внешней формы конституционной монархии, опирающейся на силу закона. Система власти М.М. Сперанский предложил разделить на три части законодательную, судебную и исполнительную. Т.е. законодательные вопросы должны были находиться в ведении Государственной Думы, суда - в ведении Сената, управление государством - в ведении министерств, ответственных


перед Думой. Развитие менеджмента в XX в. В начале XX в. управленческие преобразования осуществлялись под руководством таких личностей, как С.Ю. Витте 1849 - 1915 и А.С. Столыпин 1862 - 1911 . Программа реформ А.С. Столыпина затрагивала все отрасли государственного управления и была рассчитана по замыслу ее автора на 20 лет. Речь в основном шла о децентрализации управления


Россией. Советский менеджмент берет отсчет с 7 ноября 1917 г. В поисках некапиталистических форм управления на микро- и макроуровнях Всероссийский центральный исполнительный комитет ВЦИК осуществил ряд мер, основными из которых были следующие - введение рабочего контроля - создание Высшего совета народного хозяйства - образование местных органов экономического управления. Прерванные Первой мировой и


Гражданской войнами отечественные исследования в области управления производством и научной организации труда были возобновлены в начале 20-х. Годов. В частности, были сформулированы основные законы научной организации производства и НОТ . В развитии советской управленческой мысли самими плодотворными были 20-е годы, когда еще допускались определенная самостоятельность исследований и свобода творчества. В эти годы среди ученых достаточно четко обозначились две основные группы концепций управления организационно-


техническая и социальная. К первой группе относятся 1. Концепция организационного управления, предложенная А.А. Богдановым 1873-1920 2. Концепция физиологического оптимума О.А. Ерманского 1866-1941 3. Концепция узкой базы А.К. Гастева 1882-1941 4. Концепция производственной трактовки управленческих процессов


Е.Ф. Розмирович 1886-1953 . К социальным концепциям относятся 1. Теория организационной деятельности П.М. Керженева Лебедева 1881-1940 2. Социально-трудовая концепция управления производством Н.А. Витке 3. Теория административной ёмкости Ф.Р. Дунаевского 1887-1960 . В 30-50 годах каждая организация оказалась послушным винтиком в сложном механизме


планового управления народным хозяйством и отраслями. Наконец, в 80-х гг. начался новый этап развития отечественной управленческой мысли, заключавшийся в разработке концепций системы управления экономикой в условиях перехода к рыночным отношениям. Таким образом, история менеджмента - это история людей, людей планирующих, организующих, подбирающих кадры, руководящих и контролирующих. Заключение.На рубеже 90-х гг. в развитии менеджмента просматривались 3


наиболее интересные тенденции. Во-первых, некоторый возврат к прошлому - осознание значения материальной, технической базы современного производства и услуг. Это вызвано усилением влияния технического прогресса на достижение целей организации, роли производительности и качества продукции для победы в конкурирующей борьбе. Во-вторых, усиление внимания к организационной культуре, а также к различным формам демократизации,


участия рядовых работников в прибылях и осуществлении управленческих функций. Демократизация управления, участие в управлении - это реальность, т.е. демократическим формам управления принадлежит будущее. В-третьих, усиление международного характера управления. В связи с интернационализацией управления перед управленческой теорией и практикой возникает много новых вопросов, важнейшие из которых - общие признаки и различия в местном и международном управлении


закономерности, формы, методы управления, которые являются универсальными и которые действуют в конкретных условиях разных стран особенности национального стиля в управлении и др. Таким образом, в последнее десятилетие в теории и практике зарубежного менеджмента произошли существенные изменения, которые отечественные управленцы должны внимательно изучить и внедрить на российских предприятиях с учетом особенностей переходного периода и национальной специфики.


Библиографический список 1. Валовой Д.В. История менеджмента М 2000. 2. Уткин Э.А. История менеджмента М ЭКМОС,1997. 3. Макаренко М.В Махалина О.М. Производственный менеджмент Учебное пособие М. Издательство ПРИОР ,1998. 4. Шахмалов Ф.И. Американский менеджмент теория и практика СПб


ОЛБИС,1998. 5. Кравченко А.И. История менеджмента М Академический Проект, 2000. 6. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента Учеб. Пособие - Мн. Новое знание, 2002. 7. Брэддик У. Менеджмент в организации М. ИНФРА-М , 1997. 8. Виханский О.С Наумов А.И. Менеджмент М. Гардарики,2002. 9. Кузнецов


Ю.В Подлесных В.И. Основы менеджмента. СПб. ОЛБИС, 1998. 10. Бовыкин В. Новый менеджмент. М. 1997. 11. Мельчук А.П. Деловое администрирование. М Экмос, 1997. 12. Морита А. Сделано в Японии. История фирмы Сони М 1993. 13. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента. 2-е издание М.


ЗАО Бизнес школа Интел-Синтез ,1997. 14. Дейл Карнеги Как приобрести друзей и оказывать влияние на людей М 1999. 15. Шпотов Б.К. Вопрос об основоположниках менеджмента Проблемы теории и практики управления 4, 1997. 16. Грегори П Белова Е Лазарев В. Управление экономикой


СССР в период становления административно-командной системы 30-е годы . Проблемы теории и практики управления 5, 1998.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Моральный авторитет власти как условие общественной стабильности
Реферат Электронная аппаратура - полезная и опасная
Реферат Планирование фонда оплаты труда на предприятии
Реферат Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях
Реферат Коммерческие банки и их функции
Реферат Спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения
Реферат Приборы химической разведки и химического контроля
Реферат «Валютный риск в деятельности банковской системы»
Реферат Ядерная Россия: гуманитарное измерение
Реферат Бактериологическое оружие
Реферат Секьюритология (наука о сохранении и защите ноосферы и человечества)
Реферат Ecological Self Essay Research Paper Diversity is
Реферат Желудок - лучший друг человека, относитесь к нему с уважением
Реферат Разработка и продвижение товарного знака (бренда) на предприятии
Реферат Традиционные методы получения моноклональных антител