Реферат по предмету "Менеджмент"


Управление финансовыми потоками в ООО "IMT - сервис"

Содержание Введение… 1. Финансы предприятия….1.1 Основы организации финансов предприятия… 1.2 Планирование финансов… 2.1 Понятие планирования….2.2 Цели планирования… 2.3 Организация планирования… 2.4 Процесс планирования….1.3 Управление финансами… 3.1 Управление активами… 16 1.3.2


Управление текущими активами….3.3 Управление основными активами… 2. Управление финансами и оценка экономической эффективности управления производством… 2.1 Общие принципы управления финансами и малый бизнес как финансовая система… ………… 2.2 Управление прибылью….….2.3 Оценка экономической эффективности управления заводом…… 3. Анализ финансового состояния предприятия…1. Сущность анализа финансового анализа и его задачи….44 3.2


Предварительный обзор баланса….…3.3 Оценка ликвидности баланса….… 3.4 Характеристика имущества предприятия …3.5 Характеристика источников средств предприятия.… 5.1 Анализ собственных средств ООО «IMT - сервис»…… … 5.2 Анализ заемных средств ООО «IMT - сервис»…… ……… 67 Заключение….74 Список использованной литературы… 75


Введение. Рыночная экономика предполагает становление и развитие пред¬приятий различных организационно - правовых форм, основанных на разных видах частной собственности, появление новых собственников - как отдельных граждан, так и трудовых коллективов предприятий. В этих условиях появился такой вид экономической деятельности, как предпринимательство, который представляет собой хозяйственную деятельность, т.е. деятельность, связанную с производством и реализацией продукции,


выполнением работ, оказанием услуг или же продажей товаров, необходимых потребителю. Она имеет регулярный характер и отличается, во-первых, свободой в выборе направлений и методов деятельности, самостоятельностью в принятии решений (разумеется, в рамках законов и нравственных норм), во-вторых, ответственностью за принимаемые решения и их последствия. В-третьих, этот вид деятельности не исключает риска, убытков и банкротств.


Наконец, предпринимательство четко ориентировано на получение прибыли, чем в условиях развитой конкуренции достигается и удовлетворение общественных потребностей. Это важнейшая предпосылка и причина заинтересованности в результатах финансово - хозяйственной деятельности. Реализация этого принципа на деле зависит не только от предоставленной предприятиям самостоятель¬ности и необходимости финансировать свои расходы без государственной поддержки, но и от той доли прибыли,


которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налогов. Кроме того, необходимо создать та¬кую экономическую среду, в условиях которой выгодно производить то¬вары, получать прибыль, снижать издержки. 1. Финансы предприятия. 1.1 Основы организации финансовых потоков финансов предприятия. В соответствии с Законом “О предприятиях и предпринимательской дея¬тельности в


Российской Федерации” от 25 декабря 1999г. предприятие - это самостоя¬тельный хозяйствующий субъект, созданный для ведения хозяйственной деятельности, которая осуществляется в целях извлечения прибыли и удо¬влетворения обще¬ственных потребностей. Как правило, предприятие выступает юридическим лицом, что опре¬де¬ляется совокупностью признаков: обособленностью имущества, ответ¬ствен¬ностью по обязательствам этим имуществом, наличием расчетного счета в банке, выступлением от своего имени.


Обособленность имущества выра¬жается наличием самостоятельного бухгалтерского баланса, на кото¬ром числится имущество предприятия. Финансовые отношения предприятия возникают тогда, когда на де¬неж¬ной основе происходит формирование собственных средств предприя¬тия, его доходов, привлечение заемных источников финансирования хо¬зяй¬ственной деятельности, распределение доходов, образующихся в ре¬зультате этой дея¬тельности, их использование на цели развития предприя¬тия.


Организация хозяйственной деятельности требует соответствующего фи¬нансового обеспечения, т. е. первоначального капитала, который об¬разу¬ется из вкладов учредителей предприятия и принимает форму устав¬ного ка¬питала. Это важнейший источник формирования имущества лю¬бого пред¬приятия. Конкретные способы образования уставного капитала зависят от организа¬ционно - правовой формы предприятия. При создании предприятия уставной капитал направляется на при¬об¬ре¬тение основных фондов и формирование


оборотных средств в разме¬рах, необ¬ходимых для ведения нормальной производственно - хозяйствен¬ной деятель¬ности, вкладывается в приобретение лицензий, патентов, ноу-хау, использова¬ние которых является важным доходообразующим факто¬ром. Таким образом, первоначальный капитал инвестируется в производ¬ство, в процессе которого создается стоимость, выражаемая ценой реали¬зованной продукции. После реализации продукции она принимает денеж¬ную форму - форму выручки от реализации произведенных


товаров, кото¬рая поступает на расчетный счет предприятия. Выручка - это еще не доход, но источник возмещения затраченных на производство продукции средств и формирования денежных фондов и фи¬нан¬совых резервов предприятия. В результате использования выручки из нее вы¬деляются качественно разные составные части созданной стои¬мости. Прежде всего это связано с формированием амортизационного фонда, который образуется в виде


амортизационных отчислений после того, как из¬нос основных производственных фондов и нематериальных активов примет денежную форму. Обязательным условием образования амортиза¬ционного фонда является продажа произведенных товаров по¬требителю и поступление выручки. Поскольку материальную основу создаваемого товара составляют сы¬рье, материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, их стоимость наряду с другими материальными затратами, износом основных производственных


фондов, заработной платой работников со¬ставляют из¬держки предприятия по производству продукции, прини¬мающие форму се¬бе¬стоимости. До поступления выручки эти издержки финансируются за счет оборотных средств предприятия, которые не рас¬ходуются, а авансируются в производство. После поступления выручки от реализации товаров оборот¬ные средства восстанавливаются, а понесен¬ные предприятием издержки по произ¬водству продукции возмещаются.


Обособление издержек в виде себестоимости дает возможность со¬по¬ста¬вить полученную от реализации продукции выручку и произведен¬ные за¬траты. Смысл инвестирования средств в производство продукции со¬стоит в получении чистого дохода , и если выручка превышает себе¬стои¬мость, то предприятие получает его в виде прибыли. Прибыль и амортизационные отчисления являются результатом кру¬го¬оборота средств, вложенных в производство, и относятся к собствен¬ным фи¬нансовым ресурсам предприятия, которыми они распоряжаются


само¬стоя¬тельно. Оптимальное использование амортизационных отчисле¬ний и прибыли по целевому назначению позволяет возобновить произ¬водство продукции на расширенной основе. Назначение амортизационных отчислений - обеспечивать воспроиз¬вод¬ство основных производственных фондов и нематериальных активов. В отли¬чие от амортизационных отчислений прибыль не остается полнос¬тью в рас¬поряжении предприятия, ее значительная часть в виде налогов поступает в бюджет, что определяет еще


одну сферу финансовых отноше¬ний, которые воз¬никают между предприятием и государством по поводу распределения соз¬данного чистого дохода. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия - это многоце¬ле¬вой источник финансирования его потребностей, но основные направ¬ле¬ния ее ис¬пользования можно определить как накопление и потребление. Про¬порции распределения прибыли на накопление и потребление опреде¬ляют перспек¬тивы развития предприятия. Амортизационные отчисления и часть прибыли, направляемая на на¬копление, составляют


денежные ресурсы предприятия, используемые на его производственное и научно - техническое развитие, формирование финан¬со¬вых активов - приобретение ценных бумаг, вклады в уставной ка¬питал дру¬гих предприятий и т. п. Другая часть прибыли, используемая на накоп¬ление, на¬правляется на социальное развитие предприятия. Часть прибыли исполь¬зуется на потребление, в результате чего возникают фи¬нансовые от¬ношения между предприятием и лицами, как занятыми, так и не занятыми на пред¬приятии.


В современных условиях хозяйствования распределение и использо¬вание амортизационных отчислений и прибыли на предприятиях не всегда сопро¬вождается созданием обособленных денежных фондов. Амортиза¬ци¬онный фонд как таковой не формируется, а решение вопроса о распре¬де¬ле¬нии при¬были в фонды специального назначения оставлено в компе¬тен¬ции предприя¬тия, но это не меняет сущности распределительных про¬цес¬сов, от¬ражающих использование финансовых ресурсов предприя¬тия.


Поскольку финансы предприятия как отношения являются частью эко¬номических отношений, возникающих в процессе хозяйственной дея¬тельности, принципы их организации определяются основами хозяй¬ствен¬ной деятель¬ности предприятий. Исходя их этого, принципы органи¬зации финансов можно сформулировать следующим образом: самостоятель¬ность в области финансо¬вой деятельности, самофинансирование, за¬инте¬ресован¬ность в итогах финан¬сово - хозяйственной деятельности, от¬вет¬ственность за ее результаты, контроль за финансово


- хозяйственной дея¬тельностью пред¬приятия. Самофинансирование - обязательное условие успешной хозяйствен¬ной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Этот принцип базируется на полной окупаемости затрат по производству про¬дукции и расширению производственно - технической базы предприятия, он означает, что каждое предприятие покрывает свои текущие и капи¬тальные затраты за счет собственных источников. При временной недо¬статочности в средствах потребность в них


может обеспечиваться за счет краткосрочных ссуд банка и коммерческого кредита, если речь идет о те¬кущих затратах, и долгосрочных банковских кредитов, используемых на капитальные вложения. Хозяйственная деятельность предприятия неразрывно связана с его финансовой деятельностью. Предприятие самостоятельно финансирует все направления своих расходов в соответствии с производственными планами, распоряжается имеющимися финансовыми ресурсами, вклады¬вая их в производство продукции в целях


получении прибыли. Финансовые ресурсы предприятия, направляемые на его развитие, формируются за счет: -амортизационных отчислений; -прибыли, получаемой от всех видов хозяйственной и финансо¬вой деятельности; -дополнительных паевых взносов участников в товариществах; -средств, получаемых от выпуска облигаций; -средств, мобилизуемых с помощью выпуска и размещения ак¬ций в акционерных обществах открытого и закрытого типов; -долгосрочного кредита банка и других кредиторов (кроме об¬лигационных займов); -других законных


источников (например, добровольных без¬возмездных взносов предприятий, организаций, граждан). Принцип самофинансирования пока не может быть обеспечен на предприятиях, выпускающих необходимую потребителю продукцию с вы¬сокими затратами на ее производство и не обеспечивающих достаточный уровень рентабельности по разным объективным причинам. К ним отно¬сятся предприятия жилищно - коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, сельскохозяйственные и другие предприятия, получающие ас¬сигнование из бюджета.


То же характерно и для предприятий оборон¬ного значения, хозяйственная деятельность которых не может считаться пред¬принимательской и финансируется за счет средств, полученных от реали¬зации продукции. 1.2. Планирование финансов. 1.2.1. Понятие планирования. Финансовое планирование - это планирование всех его доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составления


финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования. Исходя из этого финансовые планы можно разделить на перспективные, текущие и оперативные. Примером сочетания перспективного и текущего планирования является бизнес-план, который принято разрабатывать в развитых капиталистических странах при создании нового предприятия или обосновании производства новых видов продукции. Он составляется на период от трех до пяти лет, поскольку плановые разработки на более


длительные периоды не могут быть достоверными. Бизнес-план не является только финансовым планом, он необходим для разработки стратегии финансирования и привлечения конкретного инвестора на определенных условиях к участию в создании нового предприятия или финансированию новой производственной программы. Составление бизнес-плана, несомненно, способствует внутреннему управлению предприятием, так как он разрабатывается на основе постановки целей, способов их практического осуществления, увязки финансовых,


материальных и трудовых ресурсов. Профессиональное составление бизнес-плана позволяет сохранить средства инвесторов и снижает вероятность банкротства. Руководство предприятия все время находится перед необходимостью выбора. Оно должно осуществлять выбор оптимальной цены реализации, принимать решения в области кредитной и инвестиционной политики и много другое. Необходимо добиться такого положения, чтобы вся деятельность предприятия в комплексе была бы рентабельна и обеспечивала бы денежные поступления в объеме, удовлетворяющем


заинтересованные в результатах работы предприятия группы лиц (владельцев, кредиторов и пр.). Описание ожидаемых результатов экономической деятельности в будущий период имеет место при составлении бюджетов (планов) предприятия. Как правило, различают краткосрочное и долгосрочное планирование. Значение некоторых из принимаемых решений распространяется на очень долгую перспективу. Это относится, например, к решениям в таких областях, как приобретение элементов основного капитала,


кадровая политика, определение ассортимента выпускаемой продукции. Такие решение определяют деятельность предприятия на много лет вперед и должны быть отражены в долгосрочных планах (бюджетах), где степень детализованности обычно бывает довольно невысока. Долгосрочные планы должны представлять собой своего рода рамочную конструкцию, составными элементами которой являются краткосрочные планы. В основном на предприятиях используется краткосрочное планирование


и имеют дело с плановым периодом, равным одному году. Это объясняется тем, что за период такой протяженности, как можно предположить, происходят все типичные для жизни предприятия события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой бюджет (план) можно разделить на месячные или квартальные бюджеты (планы). Невозможно выработать общие правила, устанавливающие степень детализации бюджета.


В первую очередь она зависит от того, насколько высок уровень надежности составляемых расчетов. Кроме того, на каждом конкретном предприятии необходимо оценить степень необходимой детализации бюджетов для обеспечения координации отдельных запланированных действий. 1.2.2. Цели планирования. Цели планирования могут быть различны на разных предприятиях. Функциям планирования может придаваться разное значение в зависимости от вида и величины предприятия.


Бюджет как экономический прогноз. Руководство любого предприятия независимо от его вида и величины обязано знать, какие задания в области экономической деятельности оно может запланировать на следующий период. Как указывалось в предыдущем параграфе, группы заинтересованных в деятельности предприятия лиц предъявляют определенные минимальные требования к результатам его работы. К тому же при планировании некоторых видов деятельности необходимо знать, какие экономические ресурсы


требуются для выполнения поставленных задач. Это относится, например, к планированию в области привлечения капитала (приобретения кредитов, увеличение акционерного капитала и т.п.) и определения объема инвестиций. Бюджет как основа для контроля. По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельнсоти предприятия. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль.


В этом смысле основное внимание уделяется показателям, которые отклоняются от плановых, и анализируются причины этих отклонений. Таким образом пополняется информация обо всех сторонах деятельности предприятия. Бюджетный контроль позволяет, например, выяснить, что в каких-либо областях деятельности предприятия намеченные планы выполняются неудовлетворительно. Но можно, разумеется, предположить и такую ситуацию, когда окажется, что сам бюджет был составлен на основе нереалистичных исходных положений.


В обоих случаях руководство заинтересовано в получении информации об этом, с тем чтобы предпринять необходимые действия, т.е. изменить способ выполнения планов или ревизовать положения, на которых основывается бюджет. Бюджет как средство координации. Бюджет представляет собой выраженную в стоимостных показателях программу действий (план) в области производства, закупок сырья или товара, реализации произведенной продукции и т.д. В программе действий должна быть обеспечена временная и функциональная координация


(согласование) отдельных мероприятий. Рентабельность сбыта зависит, например, от величины ожидаемой цены поставщика и условий производства; количество выпускаемой продукции - от ожидаемого объема реализации; величина отпускной цены - от того, каких объемов закупок сырья и материалов требует программа производства и реализации; и т.д. Бюджет как основа для постановки задачи. Разрабатывая бюджет на следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности


в этот период. В таком случае существует большая вероятность того, что разработчикам плана хватит времен для выдвижения и анализа альтернативных предложений, чем в той ситуации, когда решение принимается в самый последний момент. Бюджет как средство делегирования полномочий. Одобрение руководством предприятия бюджета (плана) подразделения служит сигналом того, что в дальнейшем оперативные решения принимаются на уровне этого подразделения (децентрализованно), если они не выходят


за установленные бюджетом рамки. Если же бюджеты на уровне подразделений не разрабатываются, руководство предприятия вряд ли будет в такой степени склонно к децентрализации процесса принятия оперативных решений. 1.2.3. Организация планирования. Организация планирования зависит от величины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций в собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы.


На крупных предприятиях работа по составлению бюджетов (планов) должна производиться децентрализованно. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем. Как показано п.1.2.2, бюджеты подразделений разрабатываются не


изолированно друг от друга. При расчете, например, плановых показателей реализации, а значит и величины покрытия необходимо знать условия производства и запланированные отпускные цены. Чтобы обеспечить действенную систему координации, на многих предприятиях разрабатывается инструкция по составлению бюджетов, в которой содержится повременной план, а также распределение обязанностей и ответственности при расчете бюджетных показателей.


В литературе о планировании на предприятиях обычно различают две схемы организации работ по составлению бюджетов (планов): по методу break-down (сверху-вниз) и по методу build-up (снизу-вверх). По методу break-down работа по составлению бюджетов начинается “сверху”, т.е. руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры


предприятия, форме включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет (план), который в последствии может войти составной частью в общий бюджет (план) предприятия. Методы break-down и build-up представляют две противоположные тенденции.


На практике не целесообразно использовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений. 1.2.4. Процесс планирования. Предприятие должно осуществлять планирование и контроль в двух основных экономических областях. Речь идет о прибыльности (рентабельности) его работы и финансовом положении.


Поэтому бюджет (план) по прибыли и финансовый план (бюджет) являются центральными элементами внутрифирменного планирования. Планирование потребности в оборотном капитале. На предприятии необходимо проводить планирование использование как основного, так и оборотного капитала. Важным фактором планирования использования оборотного капитала является планирование времени поступления дохода и расхода. Наличие оборотного капитала предприятия должно покрывать расходы со времени начала


производства до оплаты продукта потребителем. Планирование потребностей в основном капитале. По мере развития предприятия станки изнашиваются, изменяется технология, требуются новые здания, оборудование, компьютеры. Часто сроки приобретения основного капитала достаточно велики. Это означает, что важно включить финансовое планирование в процесс стратегического планирования предприятия. Если предприятие хочет завоевать новые рынки и расширить производство продукта, оно должно позаботиться


о потребности в капитале в процессе формирования долгосрочных планов по маркетингу и основных исследований по производственным методам. Планирование источников дохода. Известно много источников фондов предприятия, включая доход от продажи продукции, инвестиции ее собственников, а также займа. Задача прежде всего состоит в нахождении лучшего источника для каждой потребности и именно в то время, когда возникает такая потребность.


Качественное планирование заключается в том, чтобы получать необходимые фонды не только вовремя, но и по самой низкой цене. Для этого нужно найти банк, который может их предоставить в настоящее время, соотнести источник фондов с целью, для которой они будут использоваться, сбалансировать различные источники, так как нельзя полагаться лишь на банковские займы, только на выпуск акций или поступлений с доходов. В частности, нужно правильно выбрать время: продавать акции, когда рынок акций процветает, не брать


взаймы, когда учетные ставки высоки и т.д. 1.3. Управление финансами. 1.3.1. Управление активами. Существуют следующие основные направлен расходования фондов большинства предприятий: закупка сырья, деталей, запасов, зарплата рабочим и служащим, процент, плата по счетам за коммунальные услуги, налоги. Увеличение активов. Наличные деньги, выручка от реализации, запасы, оборудование, здания, земля - все это активы.


Любое увеличение активов означает использование фондов. Уменьшение пассивов. Пассив предприятия включает все, что оно должно другим: банковские займы, выплата поставщикам и налоги. Фонды, получаемые предприятием, могут пойти на уменьшение пассива, например, возврат банковских займов. Платежи собственникам. В частных предприятиях и товариществах все, что осталось после увеличения активов и уменьшения пассивов, принадлежит владельцам.


В корпорациях капитал, который предприятие не используют на себя, выплачивается владельцам в виде дивидендов. 1.3.2. Управление текущими активами. Под текущими активами понимаются активы, которые предприятие может держать в пределах года. Цикл оборотного капитала. Текущие активы используются в качестве оборотного капитала. Фонды, используемые в качестве оборотного капитала, проходят определенный цикл.


Ликвидные активы используются для покупки исходных материалов, которые превращают в готовую продукцию; продукция продается в кредит, создавая счета дебиторов; счета дебитора оплачиваются и инкассируются, превращаясь в ликвидные активы. Эффективное использование оборотного капитала. Любые фонды, не используемые для нужд оборотного капитала, могут быть направлены на оплату пассивов. Кроме того, они могут использоваться для приобретения основного капитала или выплачены в виде доходов


владельцам. Один из способов экономии оборотного капитала заключается в совершенствовании управления материально-техническими ресурсами (запасами) посредством: - планирования закупок необходимых материалов; - введения жестких производственных систем; - использования современных складов; - совершенствования прогнозирования спроса; - быстрой доставки. Второй путь сокращения потребности в оборотном капитале состоит в уменьшении счетов дебиторов путем ужесточения кредиткой политики, в оценке ненужных фондов,


которые могли бы быть использованы для других целей, в оценке счетов, предъявляемых к оплате. Третий путь сокращения издержек оборотного капитала заключается в лучшем использовании наличных денег. По банковским счетам, на которых фирмы держат свои ликвидные активы, процент не уплачивается. Однако другие ликвидные активы (краткосрочные государственные ценные бумаги, депозитные сертификаты, разновидность единовременного займа, называемая перекупочным соглашением) приносят доход в виде процентов.


1.3.3. Управление основными активами. К основным активам относятся те, которые фирма использует больше года. Они включают основной капитал и природные ресурсы. Одной из обязанностей финансистов является выбор варианта использования имеющихся фондов: на приобретение основного капитала или увеличение текущих активов, или сокращение пассива, или на уплату собственникам. При принятии решения необходимо сравнить стоимость нового капитала с дополнительной стоимостью или


с размерами сокращения расходов, к которому приведет его использование. Решение о приобретении основного капитала складывается в процессе составления сметы капиталовложений и их окупаемости. Это сложный процесс, поскольку “плюсы” добавочных основных активов обычно проявляются по прошествии нескольких лет. То обстоятельство, что главным для финансистов является основной капитал, не должно отвлекать их от необходимости эффективного управления недвижимостью.


2. Управление финансовыми потоками и оценка экономической эффективности управления производством 2.1. Общие принципы управления финансовыми потоками и малый бизнес как финансовая система Управление финансами - это совокупность целенаправленных методов, операций, рычагов, санкций, приемов воздействия на разно¬образные виды финансовых отношений для достижения определенного результата . Интеграция России в мировую экономику предъявляет малым предприятиям суровые требования по выживанию


в мировой конку¬рентной борьбе, победить в которой можно только изучив опыт совре¬менного управления системой бизнеса. Успешная производственная деятельность, результаты работы и долгосрочная жизнеспособность любого малого предприятия зависят от непрерывной последовательности различных индивидуальных или коллективных управленческих решений. В сущности процесс управления производ¬ством на малом предприятии - это серия экономических решений. Общим для всех решений является базовый принцип "экономи¬ческого компромисса"


, согласно которому, перед каждым решением по управлению производством необходимо соизмерять получаемые выго¬ды и фактические затраты. Главные блоки деловых решений можно свести к трем основным аспектам: 1. К инвестированию ресурсов; 2. К осуществлению прибыльной текущей производственной деятель¬ности путем эффективного использования всех имеющихся ресурсов; 3. К оптимальному финансированию малого предприятия с осознанной платой за ожи¬даемые выгоды и риском,


возникающим при использовании внешне¬го кредита. На рис. 10 показана взаимосвязь трех основных аспектов принятия решений по управлению производственно-хозяйственной деятельностью. Для того чтобы вновь организуемое малое предприятие могло начать свою производственную деятельность, необходимо наличие фи¬нансовых ресурсов (денежных средств в наличной и безналичной фор¬ме), которые могут быть израсходованы на возмещение организацион¬ных расходов, закупку начального запаса


материальных ресурсов, оплату труда работников и другие цели. От начала производственного процесса до завершения производ¬ства и получения выручки от реализации его результатов проходит неко¬торое время, которое называют длительностью воспроизводственного цикла. Поскольку в ходе деятельности малого предприятия воспроизвод¬ственные циклы непрерывно следуют один за другим, оборот финансовых ресурсов можно представить как превращение начального капитала (Кн) в первоначальный


запас материальных ресурсов (Мн), а преобразование в процессе производственной деятельности этих ресурсов с помощью затрат живого труда (Тж) - в результат производства - продукт-товар (П) - и затем (на завершающей стадии оборота) превращение материаль¬ного результата производства - продукта-товара - в выручку в денеж¬ной форме (Д): Рис. 10. Общая концепция процесса создания рыночной стоимости и управления производственно-хозяйственной деятельностью на МП Коммерческая деятельность малого предприятия предполагает, что денежная


выручка (Д) должна не только возместить первоначаль¬ные затраты капитала (Кн), но и покрыть расходы на оплату затрачен¬ного живого труда (Тж), а также принести некоторый чистый доход собственникам малого предприятия и создать оптимальный запас финансовых ресур¬сов, необходимых для возобновления производства. На практике финансовых ресурсов, образующихся в процессе создания малого предприятия путем денежных и материально-вещественных вкладов учредителей в уставный фонд, оказывается, как правило, недостаточно


для осуществления производственной деятельности и малого предприятия вынуждено привлекать заемный капитал, т.е. прибегать к кредиту . Рассмотрим простой пример работы отдельной продавщицы пирожков, которая продает их со своей тележки за наличные деньги. Для того чтобы заниматься этим бизнесом, ей необходимо создать за¬пас, который будет постепенно превращаться в наличные деньги на протяжении всего дня. Предположим, что она потратила свои соб¬ственные деньги в начале дня, чтобы купить пирожки у поставщика.


Продавщица, очевидно, надеется вернуть эти средства и заработать прибыль к концу дня, т.е. первоначальные инвестиции в виде денег фи¬нансируются из капитала владельца и используются для закупки запаса продукции (пирожков) на первый день работы. Если у этой продавщи¬цы мало наличных денег, то она может подписать специальный доку¬мент у поставщика - долговую расписку. За первоначальными инве¬стициями в запас пирожков, а также за счет своих средств или кредита от поставщика


следуют многочисленные отдельные продажи в течение дня. Поступления от этих продаж составляют выручку продавщицы для работы на следующий день. На рис. 11 показано движение денеж¬ных средств, которое возникает в случае, если продавщица использует кредит поставщика в первый день. Рис. 11. Схема принятия управленческих решений продавщицей пирожков по прибыльной деятельности в течение первого дня В конце первого дня продажи продавщица обнаружит, что


сум¬мы денег, оставшейся после выплаты первоначального кредита по¬ставщику, хватает только на покупку части дневного запаса пирожков. Следовательно, для того чтобы продолжить работу во второй день, продавщице необходимо принять управленческое решение, а именно: • просить своего поставщика возобновить ей кредит; • обеспечить дополнительно требуемые деньги из любых собствен¬ных источников. Аналогичные циклы наиболее организованных малых пред¬приятий отличаются от рассмотренной ситуации только


по сложности, но не по сути. Даже в самых сложных производствах конечной формой совершения любой сделки являются наличные деньги. Конечно, в сложном производстве обращается большое разнообразие частично компенсирующих друг друга кредитов, изменений в запасах, транс¬формации активов и т.д. Все это предшествует получению наличности или платежам. Финансовый механизм предприятия, в том числе и малого, очень сложен.


Информационное обеспечение финансового механизма малого предприятия имеет приоритетное значение в управлении финансами. Рассмотрим наиболее существенные элементы информационного обеспечения финансового механизма предпринятая (в том числе и малого предприятия) -финансовый учет и финансовый раздел бизнес-плана. Финансовый учет необходим для управления результатами про¬изводственно-хозяйственной деятельности малого предприятия - прибылью (или убыт¬ком) - и предназначен как для внутреннего использования, так и для


внешнего - инвесторов, акционеров, поставщиков, налоговых органов и др. Можно выделить следующие основные цели финансового учета: • определение использования собственных и заемных средств; • определение финансовой устойчивости и ликвидности; • определение прибыльности (доходности). Финансовый раздел бизнес-плана включает в себя совокупность таких планово-отчетных документов, как: - баланс малого предприятия, показывающий его финансовое состоя¬ние в определенный момент (накопленный


эффект от прошлых управленческих решений); - отчет о прибылях и убытках. В нем сопоставляют доходы и расходы за определенный период, включая списания и ассигнования, а также описывают элементы, из которых получается чистая прибыль или убыток после уплаты налогов; - отчет о финансовых результатах и их использовании или о движении фондов. Этот отчет показывает схему фондовых вложений и источни¬ков, сложившуюся под влиянием управленческих


решений по инве¬стициям, производственной деятельности, финансированию и др. В конкретных условиях для эффективного функционирования производства на малом предприятии необходимо научиться управлять различными фондами, которые требуются для каждодневных операций, т.е. опера¬ционными фондами. Эти фонды нужны для обеспечения текущей про¬изводственной деятельности, например, для обеспечения элементами оборотного капитала. Решения по управлению операционными фондами влияют на способность малого


предприятия платить по счетам, получать кредиты от поставщиков кредиторов, предоставлять кредит своим покупателям, поддерживать объем производства на уровне спроса на продукты и услуги при под¬держке их соответствующими инвестициями. Каждое управленческое решение воздействует на текущий цикл фондовых вложений и их ис¬точников. Поэтому необходимо постоянно поддерживать оптимальный баланс между притоками и оттоками фондов малого предприятия, а также предусматривать воздействие на операционные фонды любых изменений


в производственной деятельности, вызванных собственными решениями или внешним влиянием. Верное управление операционными фондами является фундаментом успешной работы малого предприятия. При этом необходимо правильно оценивать воздействие, оказываемое на вложения и источ¬ники фондов различными факторами, например, такими, как сезонные колебания (пики и спады), циклические изменения и т.д. В зависимости от этого фондовые потоки, т.е. движение различных категорий фондов через малое предприятие


в течение определенного периода (изменение величины де¬нежных средств), будут вести себя совершенно по-разному. Несмотря на то, что малые предприятия отличаются друг от друга размерами, структурой, продукцией или услугами, всем им при¬ходится иметь дело в процессе работы с фондовыми циклами . Под фондовыми циклами, как правило, понимают периодиче¬ское движение операционных фондов в виде денежных притоков и от¬токов, вызванное управленческими решениями в сфере инвестицион¬ной, производственной и


финансовой деятельности. Рассмотрим простейший случай на примере отдельного малого предприятия по изготовлению игрушек, фондовый цикл которого представлен в виде схемы с минимумом деталей на рис. 12 Рис. 12. Фондовый.цикл на производстве - важнейшая область принятия управленческих решений Первоначальными источниками финансирования малого предприятия являются: собственный капитал, долгосрочные заемные средства и краткосроч¬ные заемные обязательства трех видов, а именно:


1) расчеты с поставщиками и разными кредиторами; 2) задолженность по кредитам банка и других предприятий; 3) другие текущие обязательства, например, задолженность по зара¬ботной плате, задолженность перед федеральным или муници¬пальным бюджетом. В сущности любой фондовый цикл возникает из-за серии лагов (запаздываний - времени, через которое изменение факторов приводит к изменению результативного показателя) в процессе совершения сде¬лок. В одних случаях, как у продавщицы пирожков, лаг между покупкой запаса


продукции и его переводом в наличные деньги через множе¬ство маленьких сделок составляет всего несколько часов. В других слу¬чаях, у более крупных производителей, лаг между созданием продук¬ции, например на фабрике игрушек, и оплатой покупателем, купившим товар в кредит, может составлять несколько дней и даже месяцев. По¬этому необходимо находить финансирование для тех операционных фондов малого предприятия, которые из-за лагов запаздывания связаны временно.


Малое предприятие по производству игрушек начало деятель¬ность для постепенной продажи. Первоначально инвестиции были сде¬ланы в основной капитал (например, в производственное оборудова¬ние), затем в прочие активы (например, в лицензии) и в конце концов в оборотный капитал трех видов: 1) в денежные средства и те активы, которые могут быть превраще¬ны в денежные средства в ближайшем будущем - в течение года от даты балансового отчета;


2) в запасы сырья; 3) в запасы готовой продукции. По мере начала производства осуществляется основной процесс трансформации в готовую продукцию. Часть денежных средств ис¬пользуется для оплаты труда и прочих текущих расходов. Материалы и другие поставки передаются из запасов в производство, например, шергия и бензин приобретаются в кредит и временно финансируются через счета к оплате.


На оборудование, занятое в процессе производства, начисляется амортизация, аналогично начисляется и амортизация на лицензии. За¬конченные производством и признанные годными игрушки (по мере накопления на фабрике) передаются на склад, что отражается в росте счета запасов готовой продукции. Если нет продаж игрушек, то про¬цесс производства трансформирует денежные средства, сырье, нако¬пленные расходы и торговый кредит в растущий запас готовой продук¬ции.


Если же малого предприятия не сможет постепенно превратить готовую продукцию в денежные средства через продажи, то постоянное создание запасов продукции истощит как резервы денежных средств, так и сырья. Для фондовых потоков важными в нашем примере являются временные лаги, для которых: • необходимо иметь наготове запас сырья для обеспечения непрерыв¬ного производства в течение нескольких (3-5) дней; • физический лаг, равный числу дней производства игрушек, ведет к накоплению незавершенных изделий, которые представляют


собой игрушки на различных стадиях изготовления; • надо постоянно производить и хранить определенный оптимальный запас готовой продукции для текущих продаж. Совокупные затраты операционных фондов, вызываемые этими лагами, необходимо постоянно финансировать из собственных и заем¬ных средств. Колебания фондовых потоков вызываются управленческими решениями, внешними условиями или одновременно и тем, и другим.


У малого предприятия, работающего в стабильных условиях, уровень i оборотного капитала, недвижимости, оборудования и прочих активов остается постоянным. Длительность операционного цикла можно выразить через сумму оборачиваемости дебиторской задолженности и материально-производственных запасов в днях и представить в виде следующей формулы: Длительность Оборачиваемость Оборачиваемость операционного = дебиторской + материально-производственных


цикла задолженности в днях. запасов в днях. Рассмотрим общую взаимозависимость между движениями опе¬рационных фондов в рамках принятия управленческих решений. На рис. 13 линии фондовых потоков показывают возможные движения операционных фондов. Рис. 13. Обобщенная схема фондовых потоков - важнейшая область принятия управленческих решений Сезонные колебания Производственная деятельность на значительном числе малых предприятий свя¬зана с


сезонностью. Сезонность - это понятие, характеризующее регу¬лярно повторяющиеся изменения процессов "производства и реализа¬ции продукции (работ, услуг) в динамике, которые могут вызываться различными причинами, в том числе связанными со сменой времен го¬да, с периодом созревания зерновых, овощей, фруктов и их переработ¬ки, а также с обычаями, традициями, праздниками. Чаще всего сезон¬ность встречается в производственной деятельности промышленных


МП, в работе торговли, транспорта и др. Простыми примерами сезонных колебаний являются розничные продажи, при которых их активность возрастает, а также повышенный спрос на подарки в периоды празд¬ников. Аналогичное явление наблюдается на заводах по переработке сахарной свеклы или другого сезонного сырья. Общим для всех сезонных малых предприятий является фондо¬вый цикл с краткосрочными колебаниями, равный одному году или менее. При управлении производством очень важно понимать финан¬совое значение факта


сезонности. Во время спада покупательского спроса производственную деятельность необходимо поддерживать по¬средством внутренних и внешних источников для того, чтобы произ¬водство вообще не прекратило свое существование. В большинстве случаев происходит постепенное накопление запасов продукции через производство или через закупку у поставщиков. Фондами для такого накопления могут быть кредиты, ссуды и собственный капитал. При управлении производством и финансами следует принять ряд важных решений: • определить оптимальный


размер запасов продукции по отношению к оптимальному спросу; • установить необходимый уровень операционных и других расходов в различных фазах сезонных колебаний; • иметь резерв фондов для финансирования роста потребности в средствах; • создать резервы под непредвиденные обстоятельства: например, под низкий, по сравнению с ожидавшимся, спрос или цены (возможно, и то, и другое), под запаздывание поступлений денег от покупателей или задержку во времени получения краткосрочных источников фи¬нансирования от банков


и других кредиторов. Если управленческие решения не будут приняты своевременно, то МП может оказаться в затруднительном положении, так как ему придется отвечать по обязательствам до поступления средств от про¬даж. Финансовый лаг здесь таков, что пик поступлений наступает пос¬ле пика потребности в фондах. Измерение сезонности заключается в определении величины се¬зонных колебаний, сезонной волны, а также в вычислении индексов се¬зонности. Статистические методы позволяют численно выявить их си¬лу


и характер, вскрыть и измерить факторы, вызывающие их, провести оценку последствий проявления сезонности прежде, чем принять управленческие решения. Более точная оценка сезонных колебаний в производственной и коммерческой деятельности МП возможна только при еженедельном анализе движения фондов и фондового цикла МП, т.е. от пика к пику или от спада к спаду и согласно данным учета доходов и расходов. Малым предприятиям с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ и оказания


услуг и имеющим не более трехсот хозяйственных операций в месяц, разре¬шено применять упрощенную форму бухгалтерского учета доходов и расходов. 2.2. Управление прибылью. В системе управления финансами на МП целесообразнее ориен¬тироваться на такие показатели доходов и прибыли, как: • чистая выручка от реализации продукции (работ, услуг) - это разность между валовой выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и НДС, а также акцизами, стоимостью возвращенных товаров и ценовыми


скидками. Этот показатель является базовым для дальнейших расчетов показателей прибыли и оценки рентабельности, в том числе и для МП; • валовая прибыль от реализации продукции (работ, услуг) - это раз¬ность между чистой выручкой от реализации продукции и производ¬ственными расходами на реализованную продукцию. Этот показа¬тель необходим для анализа эффективности производственной дея¬тельности и принятия управленческих решений; • прибыль (убыток) от основной деятельности (операционная прибыль или операционный убыток)


- это разность между валовой выручкой от реализации продукции и расходами по управлению и сбыту про¬дукции. Этот показатель отражает влияние расходов по управлению производством и сбыту продукции на финансовый результат от ее реализации; • прибыль (убыток) до уплаты налогов - это налогооблагаемая при¬быль, скорректированная в соответствии с налоговым законода¬тельством и пересчитанная согласно налоговым требованиям;- чистая прибыль (чистый убыток) - это разность между доходами (выручкой) и расходами (затратами).


Прибыль после уплаты нало¬гов - важнейший показатель результата производственно-хозяйст¬венной деятельности МП: именно этот показатель должен находиться в центре внимания руководства, от его изменения зависит само суще¬ствование малого предприятия и рабочих мест для его работников. Таким образом, прибыль является важнейшим показателем ре¬зультата и целью производственно-хозяйственной деятельности, в том числе и на МП, ради ее получения оно и создается.


Рациональное управление производственно-хозяйственной дея¬тельностью малого предприятия через прибыль способствует решению ряда задач: - производственного характера. Для этого с целью повышения прибы¬ли увеличивают выпуск продукции, дополнительно загружая произ¬водственное оборудование за счет роста его коэффициента смен¬ности без дополнительных инвестиций в основной капитал; - социального характера. Стремясь к росту прибыли, работники спла¬чиваются, предотвращая вероятность


трудовых конфликтов, вза-имозаменяют друг друга, повышают эффективность функциониро¬вания МП и не участвуют в забастовках; - коммерческого характера. Ради прибыли работники уделяют много внимания маркетингу, расширяют рынки сбыта своей продукции (работ, услуг), улучшают обслуживание, повышают культуру и кон¬курентоспособность. На рис. 14 показаны основные направления формирования и ис¬пользования прибыли на


МП в общем виде. Управление прибылью привносит в экономику малого пред¬приятия новую шкалу ценностей, изменяет приоритеты и тенденции его развития. Целью управления прибылью является рост благосостоя¬ния владельца и работников МП или прирост капитала, вложенного в данное производство. Государство не должно вмешиваться в этот про¬цесс или контролировать его за исключением проверки определенных схем распределения чистой прибыли, дающих право МП на получение налоговых льгот.


Рис. 14. Типовая схема образования и распределения прибыли МП •за отчетный период При управлении финансами важно знать: как распределяются денежные средства по этапам основной производственно-хозяйствен¬ной деятельности МП или сколько денежных средств задействовано в производстве, на складе, а также сколько отгружено продукции, но еще не оплачено покупателем. Так, в состав показателя "


Материально-производственные запасы" включают те ресурсы МП, которые еще не нашли покупателя - это сырье, материалы, незавершенное производ¬ство, готовая продукция, включаемые в эту категорию оборотных средств. 2.3. Оценка экономической эффективности управления производством. Экономическая эффективность управления производством на


МП представляет собой результат множества отдельных управленче¬ских решений, постоянно принимаемых его руководством. Оценка эко¬номической эффективности управления производством, таким обра¬зом, включает в себя совокупность финансового и экономического эф¬фекта и его оценку с применением сравнительных показателей. Для этой оценки существует множество методов, включая использование различных финансовых коэффициентов. Однако следует помнить, что различные методы применимы для достижения различных целей, по¬этому необходимо


определить следующие аспекты оценки экономи¬ческой эффективности: • точку зрения, с которой производится оценка экономической эф¬фективности управления производством; • цели оценки; • потенциальные стандарты, объекты сравнения. Действительная полезность каждого конкретного коэффициента строго определена спецификой целей оценки, так как коэффициенты не являются абсолютным критерием. Большинство коэффициентов слу¬жит для выявления изменений в финансовом состоянии или результа¬тах производственно-


хозяйственной деятельности, а также помогают проиллюстрировать тренды и характер таких изменений, которые мо¬гут показать, какие риски и возможности существуют для МП. При этом имеется достаточно большой круг людей, заинтересо¬ванных в успехе или провале управления производством на каждом от¬дельно взятом МП, это прежде всего: • владельцы (инвесторы); • заимодавцы (кредиторы); • персонал; • профсоюзы; • правительственные учреждения; • общество в целом.


Точки зрения этих групп людей на результаты производственно-хозяйственной деятельности МП - разные: часто они выходят за рамки оценки экономической эффективности управления производством и используют в своей оценке более широкие ценности. Ближе всего к текущей деятельности и долгосрочным перспек¬тивам развития МП стоят владельцы (инвесторы) и персонал. Затем идут кредиторы и заимодавцы, предоставляющие


МП капитал на раз¬личные сроки. Их беспокоит надежность выплат по причитающимся им процентам, а также способность малого предприятия вернуть основную сумму задолженности и обеспечение кредита активами, что может защитить их от риска. Другие группы - общественность, правительство, профсоюзы -преследуют собственные интересы: надежность уплаты налогов, свое¬временность выплаты заработной платы, стабильность занятости и другое, например, охрану окружающей среды.


Для малого предприятия в целом или для любого из его подраз¬делений первоначальная оценка экономической эффективности управ¬ления производством обычно осуществляется путем следующего соот¬ношения: Эффект производства — * 100% Затраты и вложения Если в числитель этой формулы подставить балансовую при¬быль до уплаты процентов за кредит и налогов на прибыль, так назы¬ваемый НРЭИ (нетто-результат эксплуатации инвестиций), а в знаме¬натель -


АКТИВ, т.е. актив баланса МП, где отражены направления расходования и вложений средств, то получим уровень экономической рентабельности активов (ЭР): Балансовая прибыль + Проценты за кредит, относимые на себестоимость Эр = — АКТИВ Достаточная величина уровня экономической рентабельности активов - залог настоящих и будущих успехов МП. Различные варианты соотношений затрат + вложений с эффек¬том производства используются как


для выработки мнения о взаимо¬связи этих ключевых элементов, так и для выявления тенденций к улучшению или ухудшению производственно-хозяйственной деятельности МП и управления им. При этом необходимо также иметь в виду и специфику отрасли, ее особые свойства и характеристики, так как от этого зависит величина показателя экономической рентабельности ак¬тивов. Так, рентабельность ювелирного производства существенно выше рентабельности производства овощных консервов.


Однако срав¬нение этих показателей конкретного МП с аналогичными показателя¬ми других МП той же отрасли за длительный промежуток времени может стать индикатором выяснения: улучшилась или ухудшилась эф¬фективность управления производственно-хозяйственной деятель¬ностью. Именно этот показатель используют для ранжирования эф¬фективности производственной деятельности западные промышленни¬ки стран с развитой рыночной экономикой.


Если формулу экономической рентабельности активов в числи¬теле и знаменателе умножить на оборот малого предприятия, склады¬вающийся из выручки от реализации продукции (работ, услуг), то величина рентабельности не изменится, так как оборот ———— = 1, оборот однако при этом появятся два важнейших элемента рентабельности: коммерческая маржа (КМ) и коэффициент трансформации (КТ). Запишем эти коэф¬фициенты в виде следующей формулы:


ЭР = НРЭИ/АКТИВ * оборот/оборот * 100% = НРЭИ/оборот * 100% * оборот/АКТИВ = КМ * 100% * КТ Как правило, коммерческая маржа измеряется в процентах и по¬казывает, какой результат эксплуатации инвестиций дают каждые 100 денежных единиц оборота, т.е. это экономическая рентабельность реализованной продукции (работ, услуг). В зависимости от отраслевой принадлежности, КМ может коле¬баться от 5-10%, например, на малых предприятиях по переработке овощей и до 40-50% -


например, на ювелирных МП. Коэффициент трансформации показывает: сколько раз за отчет¬ный период оборачивается каждая денежная единица активов или сколько денежных единиц оборота снимается с каждой денежной еди¬ницы актива. Достижение значительного оборота свидетельствует, ка¬залось бы, об успешном управлении производственно-хозяйственной деятельностью на МП. Однако всегда необходимо учитывать, какой ценой достигается этот успех. Рассмотрим простой пример: для получе¬ния 10 млн. денежных единиц


НРЭИ на 100 млн. оборота задействованно 200 млн. денежных единиц активов при этом приличный уровень KM - 10% (10/100*100%) - сводится на нет слишком малым значением КТ: 0,5 (100/200) Таким образом, на каждую денежную единицу оборота надо вложить по две денежных единицы актива. Экономическая рентабель¬ность такого малого предприятия равна всего 5% : (10% * 0,5). Влияние на изменение экономической рентабельности сводится к воздействию на коммерческую маржу и коэффициент


трансформа¬ции. Чем ниже деловая активность МП, тем больше это должно ком¬пенсироваться повышением рентабельности за счет снижения затрат на производство продукции или роста цен на эту продукцию. Оценка экономической эффективности управления производ¬ством тесно связана с оценкой эффективности производственно-хозяйственной деятельности, а именно: • с изменением объема производства продукции (работ, услуг) на одного занятого на МП; • с изменением доли балансовой прибыли в стоимости продукции (работ,


услуг); • с изменением величины балансовой прибыли на одного занятого на МП. Зачастую управление производством основано на ожиданиях, прогнозах, а иногда просто на догадках. Поэтому с большой степенью осторожности следует относиться к точности математического аппарата. Малые предприятия, в силу своей специфики, слабо защищены от различного рода негативных обстоятельств, поскольку наиболее чувствительны ко всяким потрясениям, колебаниям конъюнктуры рынка, необязательности


контрагентов, несвоевременности поставок, задержкам платежей. Центром экономических реформ путем опроса руководителей МП в городах различных регионов России проводился сбор данных о стоящих перед малым бизнесом проблем, что позволило выявить при¬оритетность следующего: - так, на первом месте оказалась нехватка финансовых ресурсов, на это указали 70% опрошенных руководителей; - ощущалась потребность в информации о внутренних


рынках сбыта. Ее считают важной 59% участников опроса, что свидетельствует об изменении рыночных отношений, развитии рыночной системы, при которой спрос определяет предложение; - ощущались также сложности со сбытом произведенной продукции. Эту проблему считают своей основной проблемой 56% участников опроса; - возникновение проблем с кредитованием ощутили 45% участников опроса; - возникновение проблем со снабжением - 13% участников опроса. Малые предприятия получили дополнительную помощь в виде


Указа Президента "О первоочередных мерах поддержки малого пред¬принимательства" от 4 апреля 2002 г которым предписано прави¬тельству России выделить квоту в 500 млрд. руб. для предоставления кредитов субъектам Федерации на нужды развития малого предприни¬мательства. Несмотря на поддержку, МП - это повышенный риск всей про¬изводственно-хозяйственной деятельности. Так, если крупные пред¬приятия могут существенно увеличить свои доходы только за счет пе¬рехода на


массовый выпуск продукции, то МП могут рассчитывать лишь на свою исключительную предприимчивость и изворотливость, ориентированную на узкие группы потребителей, а также на возмож¬ность находить взаимовыгодные формы сотрудничества с фирмами . Иногда МП приходится решать вопрос о реорганизации или ликвидации своего предприятия. В этом случае необходимо сопостав¬лять различные показатели стоимости, исходя из их назначения: • стоимость - это цена приобретения активов; • существует средневзвешенная стоимость капитала (предельная


торговая ставка). Она рассчитывается исходя из стоимости для МП собственного капитала и задолженности; • стоимость действующего предприятия - чистая текущая стои¬мость ожидаемых будущих денежных потоков, созданных в ре¬зультате производственно-хозяйственной деятельности МП; • рыночная стоимость - рыночная цена активов, цена, устано¬вившаяся на свободном рынке, где есть много покупателей и про¬давцов, например, на фондовой бирже; • экономическая стоимость (ЭС) малого предприятия


- чистая те¬кущая стоимость всех прогнозируемых денежных потоков, кото¬рые будет генерировать коммерческое предприятие, т.е.: Ежегодный чистый денежный поток ЭС= — ; Средневзвешенная стоимость капитала • ликвидационная стоимость - прогнозируемая стоимость МП, полу¬чаемая на основе предположения о ликвидации его активов; • ликвидационная стоимость при принудительной распродаже - стои¬мость активов или МП в целом, определяемая исходя из предполо¬жения об их срочной


распродаже, заниженная по сравнению с ры¬ночной стоимостью. Например, ликвидационная стоимость МП, дело о банкротстве которого рассматривается в суде, оценена в 10,6 млн. денежных еди¬ниц. В случае реорганизации прогнозируется получать 1 млн. денеж¬ных единиц чистых потоков ежегодно. Средневзвешенная стоимость капитала составляет 10%. Суд собирается принять решение о ликвида¬ции МП. Верно ли это в финансовом отношении?


Да, верно, так как ликвидационная стоимость (10,6 млн. ден. единиц) выше его экономической стоимости (1 млн. ден. единиц : 0,1 = 10 млн. ден. единиц). При неудовлетворительной оценке экономической эффективности управления производством малое предприятие прекращает свою произ¬водственно-хозяйственную деятельность как по решению судебных ор¬ганов, так и по добровольному согласию его владельцев и совладельцев. Особым случаем ликвидации МП является его банкротство.


Банкротство - это юридический акт финансовой несостоятель¬ности, неплатежеспособности, который выражается в невозможности продолжения малым предприятием предпринимательской деятель¬ности из-за превышения долговых обязательств над стоимостью иму¬щества. Факт банкротства устанавливается арбитражным судом как крайняя мера в цепочке оздоровления экономики предприятия, его со¬хранения путем реорганизации с использованием санации, внешнего управления с целью восстановления платежеспособности и отсрочки требований кредиторов.


Когда различные меры восстановления пла¬тежеспособности не дают положительного экономического эффекта, тогда вводится так называемое конкурсное производство и все права и обязанности руководителя переходят к конкурсному управляющему, который и осуществляет ликвидационные мероприятия. Таким образом, при ликвидации МП должен соблюдаться опре¬деленный порядок и прежде всего удовлетворяются претензии: - наемного персонала (выплата заработной платы и других возна¬граждений, оговоренных трудовым


законодательством или кон¬трактом с нанимаемым работником); - государственных органов (налоговой службы, специализирован¬ных фондов и др.); - сторонних коммерческих организаций (кредиторов). 3. Анализ финансового состояния предприятия 3.1. Сущность анализа финансового анализа и его задачи. Содержание и основная целевая установка финансового анализа - оценка финансового состояния и выявление возможности повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной


финансовой политики. Финансовое состояние хозяйствующего субъекта - это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами . В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности.


Принято выделять два вида финансового анализа - внутренний и внешний. Внутренний анализ проводится работниками предприятия (финансовыми менеджерами). Внешний анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия (например, аудиторами). Анализ финансового состояния предприятия преследует несколько целей:  определение финансового положения;  выявление изменений в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе;


 выявление основных факторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии;  прогноз основных тенденций финансового состояния. Достижение этих целей достигается с помощью различных методов и приемов. Финансовое состояние предприятия характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение, использование финансовых ресурсов предпри¬ятия и всю производственно-хозяйственную деятельность предприятия. Основной формой при анализе финансового состояния является баланс.


Со¬гласно действующим нормативным документам баланс в настоящее время состав¬ляется в оценке нетто (учет основных средств и МБП по остаточной стоимости без учета износа). Итог баланса даёт ориентировочную оценку суммы средств, находящихся в распоряжении предприятия. Исследовать структуру и динамику финансового состояния предприятия удобно при помощи сравнительного анали¬тического баланса. 3.2. Предварительный обзор баланса.


Сравнительный аналитический баланс можно получить из исходного баланса путём сложения однородных по своему составу и экономическому содержанию статей баланса и дополнения его показателями струк¬туры, динамики и структурной динамики. Аналитический баланс охватывает много важных показателей, характеризующих статику и динамику финансового состояния организации. Этот баланс включает показатели как горизонтального, так и верти¬кального анализа .


Непосредственно из аналитического баланса можно получить ряд важнейших характеристик финансового состояния организации. К ним относятся: 1) Общая стоимость имущества организации, равная итогу баланса (строка 399 или 699), 2) Стоимость иммобилизованных (внеоборотных) средств (активов) или не¬движимого имущества, равная итогу раздела 1 актива баланса (строка 190) 3) Стоимость мобильных (оборотных) средств, равная итогу раздела 2 актива баланса (строка 290);


4) Стоимость материальных оборотных средств (строка 210); 5) Величина собственных средств организации, равная итогу раздела 4 пасси¬ва баланса (строка 490); 6) Величина заёмных средств равная сумме итогов разделов 5 и 6 пассива ба¬л



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.