Реферат по предмету "Менеджмент"


ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР ИХ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ

Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования Гродненский государственный университет имени Янки Купалы Факультет экономики и управления Контрольная работа по предмету основы менеджмента ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР ИХ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1.СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ


ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ1. Понятие о структуре управления . 2. Взаимосвязь организационной структуры и внешней среды 3. Структурное подразделения в организационной структуре4. Принципы построения организационной структуры управления 2. ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР.1. Линейная организационная структура 9 2.2.


Функциональная организационная структура.3. Функционально-линейная структура 4. Девизиональная структура управления 5. Адаптивные структуры управления 14 ЗАКЛЮЧЕНИЕ .17 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 18 ПРИЛОЖЕНИЕ 1.19 ПРИЛОЖЕНИЕ 2.20 ПРИЛОЖЕНИЕ 3.21 ПРИЛОЖЕНИЕ 4.22 ПРИЛОЖЕНИЕ 5.23 ВВЕДЕНИЕ Время, в которое мы живем эпоха перемен.


Наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необходимую реформацию. Данная тема - Типы организационных структур. Их достоинства и недостатки, была выбрана для исследования не случайно, поскольку именно структура организации должна обеспечивать реализацию е стратегии, взаимодействие организации с внешней средой и эффективное разрешение основных задач организации.


В широком понимании задача менеджеров при этом состоит в том, чтобы избрать ту структуру, которая лучше всего соответствует целям и задачам организации, а также внешним и внутренним факторам, которые влияют на не. Совершенная структура - это такая структура, которая наилучшим образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целенаправленно распределять и направлять усилия своих сотрудников, и таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей


с высокой эффективностью. Данная тема является актуальной для каждой организации. В условиях административно-командной экономики проблема соответствия организационной структуры управления целям и задачам организаций, а также внутренним и внешним факторам, которые влияют на не не изучались. Этот период характеризуется построением организационных структур бюрократического типа с жесткими иерархическими связями, высоким уровнем формализации, централизованным принятием решений.


Данная структура считалась идеальной и эффективной. В то же время, совсем не учитывалось, что организационная структура и е управление не могут быть стабильными, т.к. они должны постоянно корректироваться и совершенствоваться в соответствии с условиями которые постоянно изменяются, т.е. не являются статичными и постоянными. В условиях рыночной экономики предприятиям и организациям необходимо своевременно реагировать на изменения


внешней среды и адаптировать эти организационные структуры к этим изменениям. Поэтому данная тема детально исследована в представляемой курсовой работе. В работе исследуется структура организаций их типы принципы построения совершенной организации большое внимание уделяется выбору и усовершенствованию организационных структур управления. 1.СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ 1.1.


Понятие о структуре управления. Определенная организация наблюдалась еще на стадии интеллектуального труда ремесленника. Она зародилась из многократно повторяющихся производственных функций, выполняемых ремесленником для достижения конечной цели своего труда. Устойчивая реализация производственных функций и образует простейшую форму организации процесса производства, то есть его первоначальную структуру, существующую еще в скрытом состоянии.


Основой этого явления было кооперированное производство, развитие которого привело к выделению функций управления, формирующих организационную структуру. Таким образом, главным фактором формирования организационной структуры управления производством было разделение труда, появление функции управления. Совместный труд, кооперация рабочей силы породили новый тип отношений, сложившийся как отношения между участниками производственного процесса, между руководителями


и подчиненными. На стадии машинного производства произошло полное обособление функций управления. Появились полностью освобожденные от производственных функций руководители. Возникает опосредованный контроль с помощью ведомостей, отчетов, докладов и т.п. Налаживается обратная связь. Все это и в особенности рост масштабов производства, способствовало быстрому развитию организационных структур управления. Структура организации - это те фиксированные взаимосвязи,


которые существуют между подразделениями и работниками организации. Ее можно понимать как установленную схему взаимодействия и координации технологических и человеческих элементов. Структура управления характеризуется составом и информационными взаимосвязями самостоятельных подразделений или отдельных исполнителей, расположенных в последовательной соподчиненности и наделенных определенными правами и обязанностями. Число звеньев в структуре определяет ее уровни.


Структуры могут быть одноуровневыми и многоуровневыми. В зависимости от их характера связи, они подразделяются на линейно-функциональные, дивизиональные и матричные. Более подробно эти характеристики и структуры будут рассмотрены дальше. Каждое структурное подразделение характеризуется количественными и качественными параметрами. Деятельность структурных подразделений и исполнителей регламентируется специальными положениями инструкциями,


которые определяют функции каждого органа управления, распределение прав и обязанностей между ними, а внутри подразделения - каждого исполнителя. 1.2. Взаимосвязь организационной структуры и внешней среды. При формировании организационных структур главное внимание отводится приданию им динамичности с тем, чтобы они могли приспосабливаться к постоянным изменениям внутренней и внешней среды.


Внешняя среда по отношению к предприятию и его организационной структуре представляет собой множество взаимосвязанных факторов, которые оказывают влияние на все, что происходит внутри организации. Это и экономические условия, и потребители, и конкурирующие организации, техника и технология и множество других факторов. Изменение окружающих условий оказывает влияние на руководителей, что вызывает необходимость разработки мер по приспособлению организации к новым ситуациям, а это соответственно влечет изменения


в самой организационной структуре. В связи с бурным развитием рыночных отношений менеджерам приходится учитывать все больше факторов внешней среды в разработке организационных структур. Схема любой организации показывает состав отделов, секторов и других линейных и функциональных единиц. Однако следует понимать, что такой фактор как человеческое поведение, который влияет на порядок взаимодействия и на усилия по согласованию действий, не может быть изображен на схеме.


Именно человеческое поведение определяет эффективность функционирования структуры в большей мере, чем формальное распределение функций между подразделениями.2, с. 435-437 1.3. Структурное подразделения в организационной структуре. Наукой установлено, что существует предел числа структурных подразделений или работников, которые могут быть подчинены одному субъекту управления. На пути эффективного управления становится информационный


барьер, который определяет границы сложности объема экономических задач, доступных для решения при заданной структуре и технических средствах управления. Для управления производством создается аппарат, в состав которого входят различные категории сотрудников руководители, специалисты и технические исполнители. Различают функции управления и функции структурных подразделений. Функции управления вообще - это объективная необходимость предприятия как управляемого объекта.


Функции структурных подразделений выражают конкретное содержание управленческой деятельности и сферу влияния в производстве. Они служат основой для формирования структурных подразделений предприятия. Структурное подразделение аппарата управления - это административно-обособленная его часть, которая выполняет одну, несколько или множество функций управления. В зависимости от количества их может выполнять одно или несколько структурных подразделений, которые


специализируются по данному виду функций. Несовместимые по характеру деятельности функции возлагаются на отдельных работников. 1.4. Принципы построения организационной структуры управления Многосторонность содержания структур управления предопределяет множественность принципов их формирования. Прежде всего, структура должна отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и меняться вместе с происходящими в нем изменениями.


Она должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления последние определяются политикой, процедурами, правками и должностными инструкциями и расширяются, как правило, в направлении более высоких уровней управления3, c.306-307. Полномочия руководителя любого уровня ограничиваются не только внутренними факторами, но и факторами внешней среды, уровнем культуры и ценностными ориентациями общества, принятыми в нем традициями и нормами.


Другими словами, структура управления должна соответствовать социально-культурной среде, и при ее построении надо учитывать условия, в которых ей предстоит функционировать. Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, действующие успешно в других организациях, обречены на провал, если условия работы различны. Немаловажное значение имеет также реализация принципа соответствия между функциями и полномочиями,


с одной стороны, и квалификацией и уровнем культуры - с другой. Любую перестройку структуры управления необходимо оценивать, прежде всего, с точки зрения достижения поставленных перед ней целей. В условиях нормально развивающейся не кризисной экономики реорганизация направлена чаще всего на то, чтобы путем совершенствования системы управления повысить эффективность работы организации, при этом главными факторами улучшения являются рост производительности труда, ускорение


технического развития, кооперация в принятии и реализации управленческих решений и т.д. В кризисный период изменения в структурах управления направлены на создание условий для выживания организации за счет более рационального использования ресурсов, снижения затрат и более гибкого приспособления к требованиям внешней среды. В целом рациональная организационная структура управления предприятием должна отвечать следующим требованиям ь обладать функциональной пригодностью, гарантировать надежность и обеспечивать


управление на всех уровнях ь быть оперативной, не отставать от хода производственного процесса ь иметь минимальное количество уровней управления и рациональные связи между органами управления ь быть экономичной, минимизировать затраты на выполнение управленческих функций.6, с. 2. ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР. В зависимости от характера связей между различными подразделениями различают следующие формы организационных структур управления.


2.1. Линейная организационная структура Линейная организационная структура основывается на принципе единства распределения поручений, согласно которому право отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция. Соблюдение этого принципа должно обеспечивать единство управления. Такая организационная структура образуется в результате построения аппарата управления из взаимоподчиннных органов в виде иерархической лестницы, т.е. каждый подчиннный имеет одного руководителя, а руководитель


имеет несколько подчиннных Рис.2.1.Приложение1. Два руководителя не могут непосредственно связываться друг с другом, они должны это сделать через ближайшую вышестоящую инстанцию. Такую структуру часто называют однолинейной. Преимуществами такой структуры можно назвать Простое построение Однозначное ограничение задач, компетенции, ответственности Жесткое руководство органами управления Оперативность и точность управленческих решений


Недостатки Затруднительные связи между инстанциями Концентрация власти в управляющей верхушке Сильная загрузка средних уровней управления Линейная структура управления используется мелкими и средними фирмами, осуществляющими несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями 7, c.174-175. 2.2. Функциональная организационная структура Функциональная организационная структура основана на создании


подразделений для выполнения определнных функций на всех уровнях управления. К таким функциям относят исследования, производство, сбыт, маркетинг и т.д. Здесь с помощью директивного руководства могут быть соединены иерархически нижние звенья управления с различными более высокими звеньями управления. Передача поручений, указаний и сообщений осуществляется в зависимости от вида поставленной задачи Рис. 2.2.


Приложение 2 . Например, рабочий в цехе получает поручения не от одного человека мастера, а от нескольких штатных единиц, т.е. действует принцип многократной подчиннности. Поэтому такую организационную структуру называют многолинейной. Функциональная структура управления производством нацелена на выполнение постоянно повторяющихся рутинных задач, не требующих оперативного принятия решений.


Функциональные службы обычно имеют в свом составе специалистов высокой квалификации, выполняющих в зависимости от возложенных на них задач конкретные виды деятельности. К преимуществам такой структуры можно отнести Сокращение звеньев согласования Уменьшение дублирования работ Укрепление вертикальных связей и усиление контроля за деятельностью нижестоящих уровней Высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций


К недостаткам Неоднозначное распределение ответственности Затрудннная коммуникация Длительная процедура принятия решений Возникновение конфликтов из-за несогласия с директивами, так как каждый функциональный руководитель ставит свои вопросы на первое место 1, c.532-534 . 2.3. Функционально-линейная структура Функционально-линейная структура штабное управление представляет собой


комбинацию линейной структуры с системой выделения определнных функций. При линейных руководителях создаются специальные подразделения штабы, которые помогают линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления. Эти штабы могут Ограничиваться центральными уровнями управления штабы руководства Находиться в нескольких уровнях управления Образовывать штабную иерархию на всех уровнях управления.


Штабы на нескольких уровнях иерархии должны давать консультации и участвовать в подготовке решений, но они не обладают правами принятия решений и руководства нижестоящими подразделениями или исполнителями Рис.2.3. Приложение 3. Чем крупнее фирма и сложнее е управляющая структура, тем острее стоит вопрос координации деятельности функциональных служб или создания крупных специализированных подразделений с высококвалифицированными специалистами. Преимуществами и недостатками линейно-функциональной структуры


можно назвать Преимущества Возможность получить высокую степень профессиональной специализации сотрудников Точно определить места и необходимые ресурсы особенно кадров Способствует стандартизации, формализации и программированию процесса Недостатки Затрудняет горизонтальное согласование С трудом реагирует на изменение 2.4. Девизиональная структура управления Первые разработки концепции и начало внедрения дивизиональных структур


управления относятся к 20-м гг а пик их промышленного использования приходится на 60-70-е гг. Необходимость новых подходов к организации управления была вызвана резким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности и усложнением технологических процессов в условиях динамично меняющейся внешней среды. Первыми перестройку структуры по этой модели начали крупнейшие организации, которые в рамках своих гигантских предприятий корпораций стали создавать производственные отделения, предоставляя


им определенную самостоятельность в осуществлении оперативной деятельности. В то же время администрация оставляла за собой право жесткого контроля по общекорпоративным вопросам стратегии развития, научно-исследовательских разработок, инвестиций и т.п. Поэтому данный тип структуры нередко характеризуют как сочетание централизованной координации с децентрализованным управлением децентрализация при сохранении координации и контроля.


Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизиональной структурой становятся не руководители функциональных подразделений, а управляющие менеджеры, возглавляющие производственные отделения Рис. 2.4. Приложение 4 . Структуризация организации по отделениям производится обычно по одному из трех критериев по выпускаемой продукции или предоставляемым услугам продуктовая специализация, по ориентации на потребителя потребительская специализация, по обслуживаемым территориям региональная специализация.


Организация подразделений по продуктовому принципу является одной из первых форм дивизиональной структуры, и в настоящее время большинство крупнейших производителей потребительских товаров с диверсифицированной продукцией используют продуктовую структуру организации. При использовании дивизионально-продуктовой структуры управления создаются отделения по основным продуктам. Руководство производством и сбытом какого-либо продукта услуги передаются одному лицу, которое является


ответственным за данный тип продукции. Руководители вспомогательных служб подчиняются ему. Некоторые предприятия производят большой ассортимент товаров или услуг, которые отвечают запросам нескольких крупных групп потребителей или рынков. Каждая группа или рынок имеет четко определенные, или специфические, потребности. Если два или более таких элемента становятся особенно важными для предприятия, оно может использовать организационную структуру, ориентированную на потребителя, при которой все ее подразделения


группируются вокруг определенных групп потребителей. Данный тип организационной структуры находит применение в достаточно специфичных областях, например в сфере образования, где в последнее время наряду с традиционными общеобразовательными программами возникли специальные отделения для обучения взрослых, повышения квалификации и т.д. Примером активного использования организационной структуры, ориентированной на потребителя, являются


коммерческие банки. Основные группы потребителей, пользующихся их услугами, индивидуальные клиенты частные лица, пенсионные фонды, трастовые фирмы, международные финансовые организации. Организационные структуры, ориентированные на покупателя, в равной степени характерны для торговых форм, торгующих оптом и в розницу. Если деятельность предприятия охватывает большие географические зоны, особенно в международном масштабе, то может оказаться целесообразной организационная структура по территориальному


принципу, т.е. по месту расположения ее подразделений. Региональная структура облегчает решение проблем, связанных с местным законодательством, обычаями и нуждами потребителей. Такой подход упрощает связь предприятия с клиентами, а также связь между его подразделениями. Хорошо знакомым примером региональных организационных структур могут служить сбытовые подразделения крупных предприятий. Среди них зачастите можно встретить подразделения, деятельность которых обхватывает


весьма обширные географические зоны, которые в свою очередь делятся на более мелкие подразделения, поделенные на еще более мелкие блоки. Различные типы дивизиональной структуры имеют одну и ту же цель - обеспечить более эффективную реакцию предприятия на тот или иной фактор окружающей среды. Продуктовая структура позволяет легко справиться с разработкой новых видов продукции, исходя из соображений конкуренции, совершенствования технологии или удовлетворения потребностей покупателей.


Региональная структура позволяет более эффективно учитывать местное законодательство, социально-экономическую систему и рынки по мере географического расширения рыночных зон. Что касается структуры, ориентированной на потребителя, то она дает возможность наиболее эффективно учитывать запросы тех потребителей, от которых предприятие более всего зависит. Таким образом, выбор дивизиональной структуры должен быть основан на том, какой из этих факторов наиболее


важен с точки зрения обеспечения реализации стратегических планов предприятия и достижения его целей.8,c.334-348 2.5. Адаптивные структуры управления Адаптивные, или органические, структуры правления обеспечивают быструю реакцию предприятия на изменения внешней среды, способствуют внедрению новых производственных технологий. Эти структуры ориентируются на ускоренную реализацию сложных программ и проектов, могут применяться на предприятиях, в объединениях, на уровне отраслей и рынков.


Обычно выделяют два типа адаптивных структур проектный и матричный. Проектная структура формируется при разработке организацией проектов, под которыми понимаются любые процессы целенаправленных изменений системе, например модернизация производства, освоение новых изделий или технологий, строительство объектов и т.п. Управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию выполнения работ, координацию действий исполнителей.


Одной из форм проектного управления является формирование специального подразделения - проектной команды, работающей на временной основе. В ее состав обычно включают необходимых специалистов, в том числе и по управлению. Руководитель проекта наделяется так называемыми проектными полномочиями. В их числе ответственность за планирование проекта, за состояние графика и ход выполнения работ, за расходование выделенных ресурсов, в том числе и за материальное поощрение работающих.


В связи с этим большое значение придается умению руководителя сформировать концепцию управления проектом, распределить задачи между участниками команды, четко определять приоритеты и ресурсы, конструктивно подходить к разрешению конфликтов. По завершении проекта структура распадается, а сотрудники переходят в новую проектную структуру или возвращаются на свою постоянную должность при контрактной работе - увольняются. Такая структура обладает большой гибкостью, но при наличии нескольких целевых программ или проектов


приводит к дроблению ресурсов и заметно усложняет поддерживание и развитие производственного и научно-технического потенциала организации как единого целого. При этом от руководителя проекта требуется не только управление всеми стадиями жизненного цикла проекта, но и учет места проекта в сети проектов данной организации. С целью облегчения задач координации в организациях создаются штабные органы управления из руководителей


проектов или используются так называемые матричные структуры. Матричная структура представляет собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей с одной стороны, непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой - руководителю проекта целевой программы, который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными


сроками, ресурсами и качеством. При такой организации руководитель проекта взаимодействуете двумя группами подчиненных с постоянными членами проектной группы и с другими работниками функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений, отделов, служб Рис.2.5. Приложение 5. Полномочия руководителя проекта могут варьироваться от полной власти над всеми


деталями проекта до простых канцелярских полномочий. Руководитель проекта контролирует работу всех отделов над данным проектом, руководители функциональных отделов - работу своего отдела и его подразделений над всеми проектами. Матричная структура представляет собой попытку использовать преимущества как функционального, так и проектного принципа построения организации и возможности избежать их недостатков.


Матричная структура управления позволяет достичь определенной гибкости, которая никогда не присутствует в функциональных структурах, поскольку в них все сотрудники закреплены за определенными функциональными отделами. В матричных структурах можно гибко перераспределять кадры в зависимости от конкретных потребностей каждого проекта. Матричная организация дает большую возможность координации работ, характерную для дивизиональных структур. Это достигается за счет создания должности руководителя проекта, который координирует все


связи между участниками проекта, работающими в различных функциональных отделах. Среди недостатков матричной организации обычно подчеркивается сложность, а иногда и непонятность ее структуры. Haложение вертикальных и горизонтальных полномочий подрывает принцип единоначалия, что часто приводит к конфликтам и трудностям в принятии решений. При использовании матричной структуры наблюдается более сильная, чем в традиционных структурах, зависимость


успеха отличных взаимоотношений между coтрудниками. Несмотря на все эти сложности, матричная организация используется во многих отраслях промышленности, особенно в нaукоемких производствах например, в производстве электронное техники, а также и в некоторых организациях непроизводственной сферы4,c.150-154. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1. Под структурой управления предприятием понимается состав и соподчиненность его управленческих звеньев,


выполняющих определенные функции управления производством. 2. На структуру управления влияет значительное число факторов, к важнейшим из которых относится отраслевая принадлежность предприятия, масштаб и номенклатура производства, особенности применяемых технологических процессов, уровень специализации, кооперирования и комбинирования предприятия. От степени рациональности структуры управления в значительной степени зависит уровень технико-экономических


показателей производства. Правильно построенная структура управления предприятием создает предпосылки высокой оперативности управления, согласованной работы всех структурных его подразделений. 3. Существуют следующие типы структуры управления линейная иерархическая, функциональная, функционально-линейная, девизиональная, адаптивная. 4. Однако ни одна из перечисленных структур управления в чистом виде не применяется, за исключением линейной, и то лишь на малом предприятии.


На подавляющем большинстве предприятий используется смешанный тип управления. В одних случаях - это простое сочетание перечисленных четырех форм, когда в нижнем звене - на уровне бригады - применяется линейная, в среднем - на уровне цеха - функциональная, а на уровне предприятия - линейно-функциональная и частично матричная форма. Чаще, однако, встречается синтез различных форм, когда они действуют солидарно на всех уровнях хозяйственной


иерархии. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Бодди Д Пэйтон Р. Основы менеджмента пер. с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуревского СПб Издательство Питер, 1999. 2. Гречникова И.Н. МенеджментУчебник 3-е изд перераб. и доп. М. ЮНИТИ, 2003. 3. Дафт Р.Л. Менеджмент СПб Издательство


Питер, 2000. 4. И.В. Пичужкин, В.Н. Жарков, С.А. Максимов. Основы менеджмента Учеб. Пособие М. Юрайт-Издат, 2003. 5. Кабушкин Н.Н. Основы менеджмента Учеб. пособие М, 1997. 6. Менеджмент Учебник для вузов М.М Максимцов, Л.В. Игнатьева, М.Л. Комаров и др М. Банки и биржи. ЮНИТИ 1999. 7.


Менеджмент. Учебник Под ред. В.В. Томилова М.Юрайт-Издат, 2003. 8. Мескон М. Х Альберт М Хедоури Ф. Основы менеджмента Пер. с англ М. Дело, 1992. 9. Сетков В. И. Основы общего менеджмента краткий курс М ИНФА М, 2003. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Рис. 2.1. Линейная организационная структура 5, с. ПРИЛОЖЕНИЕ 2с. Рис. 2.2. Функциональная структура 5, c


ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Рис. 2.3. Функционально-линейная структура5, с. ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Рис. 2.4. Девизиональная структура управления 9, c.50 ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Рис. 2.5. Матричная организационная структура5, c.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.