Реферат по предмету "Менеджмент"


Менеджмент в условиях рынка знаний

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ПРАВА Череповецкий филиал Кафедра менеджмента Реферат Дисциплина: Менеджмент Тема: Менеджмент в условиях рынка знаний


НАПРАВЛЕНИЕ: 080500 – МЕНЕДЖМЕНТ Выполнил студент гр. 142/3 Клюквин Игорь Сергеевич (подпись студента) Дата: Преподаватель Д.т.н д.э.н профессор Шичков А. Н. (подпись преподавателя) Дата: Оценка: Череповец 2007 СОДЕРЖАНИЕ Введение … …… … ………… …… 1. Теоретические основы менеджмента в условиях рынка знаний 5 1.1.


Общая характеристика менеджмента знаний … 2. Концепция менеджмента знаний … 3. Знание как стратегический актив … 2. Особенности постановки и применения менеджмента знаний в организации … 12 Заключение … 14 Список использованной литературы … ….… 15 ВВЕДЕНИЕ Деятельность компаний в современной экономике все больше зависит от их умения накапливать и использовать уникальные знания. Очевидна необходимость создания внутрифирменного рынка знаний.


Современные компании все чаще убеждаются, что их конкурентное преимущество заключается прежде всего в уникальных знаниях. И у компаний, и у отдельных людей могут быть одинаковые способности и возможности получения общедоступного знания, поэтому преимущество получает тот, кто обладает безусловной ценностью — действительно уникальными знаниями. Компания, которая знает, как вести дела на каком-нибудь специфическом в географическом отношении рынке, скажем в Китае, имеет колоссальные преимущества перед конкурентами,


такими познаниями не владеющими. Перспектива использовать знания для решения любой из возникающих перед фирмой проблем оказалась настолько привлекательной, что топ-менеджеры компаний уже инвестировали миллиарды долларов в то, что теперь называется «управлением знаниями». Самое главное, однако, не столько управлять знаниями, сколько уметь их создавать и налаживать обмен ими. Эффективный обмен информацией внутри крупной компании не столько технологическая проблема, сколько


организационная, и сводится она к тому, как поощрить людей, незнакомых лично друг с другом, к сотрудничеству во имя общей выгоды. Но, как известно, существует давно и успешно испытанный механизм для обмена объектами, представляющими ценность для независимых сторон. Этот механизм — рынок. Крупные общедоступные рынки знаний существуют давно в виде книг, статей и таких открытых для всех систем обслуживания, как библиотеки. В последнее время появились и внешние рынки общедоступных знаний — их


предоставляют Amazon.com, America Online, Yahoo! и другие компании [1]. На самом деле рынки знаний не новы. Примерами глобальных рынков знаний выступают рекрутинговые и авторские агентства, консалтинговые фирмы, дистанционное обучение, электронные информационные центры, профессиональные ассоциации. В масштабе отдельного предприятия рынки знаний формируются на основе сообществ практиков, выступающих центрами создания знаний, отдельных групп по интересам или инновационных команд.


Соответствующие механизмы оценки знаний, фиксации спроса и предложения на ту или иную информацию, поиска экспертов, а также вознаграждений и поощрений являются необходимыми компонентами организации рынка знаний на корпоративном уровне. Цель данной работы: раскрыть особенности менеджмента в условиях рынка знаний. Задачи работы: описать особенности рынка знаний и специфику системы управления знаниями; рассмотреть знания как стратегический актив компании; раскрыть особенности постановки и применения менеджмента знаний


в организации. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА В УСЛОВИЯХ РЫНКА ЗНАНИЙ 1. Общая характеристика менеджмента знаний Рынок знаний характеризуется сильным ростом: знание создается и им обмениваются, его ценность закономерно возрастает. В традиционных ресурсозатратных видах бизнеса теперь нередко приходится сокращать одни издержки за счет новых инвестиций в знания и технологии. «Менеджмент знаний» (или, точнее, менеджмент на основе


знаний) – это целенаправленная организация деятельности всей компании, где «знания» рассматриваются, как главный стратегический фактор успеха. «Управление знаниями», в узком смысле этого термина, является лишь составной частью этой глобальной задачи. Управление знаниями – общее название для методик, организующих процесс коммуникаций (целевого общения) в корпоративных сообществах, направляя его на извлечение новых и обновление существующих знаний и помогающих сотрудникам компании вовремя решать задачи, принимать


решения и предпринимать необходимые действия, получая нужные знания в нужное время. Такие методики на 80% используют гуманитарные технологии, и только на 20% - IT решения [4]. Основными объектами менеджмента знаний являются объективированные и не объективированные знания, связи этих знаний с процессами компании, а также сотрудники компании, которые создают и используют эти знания и реализуют процессы, в которые они вовлечены.


Знания в сильной степени индивидуальны, в то время как управление организационными процессами требует формальных процедур и документов. Вместе с тем управление знаниями приобретает устойчивую тенденцию вследствие многих причин: • глобализация и усиление конкуренции; многие организации ввиду распыленности информации, в том числе и территориально, часто теряют время и ресурсы вследствие плохо организованной работы по информационному обеспечению; • знания начинают пользоваться большим спросом на рынке; • реструктуризация


предприятий и сокращение персонала — без эффективного механизма удержания знаний квалифицированных работников предприятиям впоследствии приходится платить снова, нанимая и обучая других специалистов, а нередко и повторно “изобретать колесо”; • обмен лучшим опытом, что дает миллионную экономию ежегодно; • успешные инновационные программы — на основе сетевой работы можно создавать новые продукты и услуги гораздо быстрее, чем раньше; • ценность интеллектуальных активов — согласно проведенным подсчетам, действительная стоимость


многих американских или английских компаний на самом деле в 5-6 раз выше, чем это отражено в их финансовых документах, показывающих лишь физические активы, оборудование, здания; введение интеллектуальных активов в балансовые отчеты предприятий повышает их стоимость на рынке. Эти и другие выгоды (улучшение обслуживания клиентов, включение их знаний в базы знаний предприятия, сокращение производственных циклов и времени принятия решений, более быстрая адаптация к изменениям


рынка на основе новых маркетинговых механизмов) переводят корпоративные знания в число стратегических ресурсов. И как следствие — заключение с работниками новых договоров, способствующих созданию рынков знаний внутри предприятия. Рынки знаний можно разбить на группы, например, в зависимости от: • типов продуктов и услуг (публикации, консультации, права интеллектуальной собственности и пр.); • способов “упаковки” знаний (консалтинговый проект или короткий текст, содержащий необходимый совет, ответ на


специальный вопрос); • механизмов коммуникации между покупателем и продавцом (онлайновое взаимодействие, электронная почта, телефон, сетевая работа над проектом); • географических особенностей (локальный, региональный, интернациональный); • целевой аудитории (профессиональные группы, специальные тематические ниши, широкая аудитория); • степени открытости (доступность интернета, закрытая торговая площадка, интранет компании, для зарегистированных пользователей) [2].


1.2. Концепция менеджмента знаний Возрастающая роль знаний как фактора производства и их воздействие на обучение, профессиональные навыки, организацию процессов, инновационную политику приводит к необходимости говорить об менеджменте знаний как новой действительности. В настоящее время имеются три школы управления знаниями. Одна школа считает, что управление знаниями - это, прежде всего, проблема информационных технологий.


Необходимо создавать компьютерные сети и использовать программное обеспечение для работы групп. Если вы строите компьютерные сети, добавляете средства коммуникаций, обеспечивающие сотрудничество в группах люди будут более охотно делиться информацией и знаниями. Вторая школа предполагает, что управление знаниями это скорее проблема организационной культуры и организации командной работы. Сильная, позитивная организационная культура ориентирована на продвижение обучения,


развития, распределения навыков, ресурсов и знаний. Третья школа продвигает развитие процессов организационного ноу-хау. Данные процессы не очень нуждаются в использовании информационных технологий [5]. Концепция менеджмента знаний опирается на следующие предпосылки: •Огромный рост так называемых кодифицированных (систематизированных, формализованных) знаний вкупе с развитием сетевых форм работы и оцифровкой различных


видов информации ведет к превращению их в товар, предмет потребления. •Все увеличивающаяся степень аккумуляции запасов знаний способствует экономическому росту, поскольку знания — ресурс неисчерпаемый. •Кодификация знаний приводит к конвергенции, соединению различных областей компетенции, уменьшению потерь знаний и увеличению скорости оборота запасов знаний. •Важнейшее значение приобретают инновационные системы, использующие знания как экономический ресурс, на базе которого порождаются новые ресурсы. •Обучение


становится в центре деятельности любой организации или индивидуума, включая обучение практикой, обучение использованием, обучение общением. •Критически важными навыками выступают инициатива, творчество, обсуждение и решение проблем, открытость к изменениям, что предполагает доверие как основу взаимоотношений. •Переход к рынкам, основанным на знаниях, может привести некоторые традиционные рынки к банкротству. •Управление, основанное на знаниях, настолько существенно отличается от управления, ориентированного на ресурсы,


что общепринятые экономические принципы должны быть пересмотрены [2]. Цели и задачи в области «знаний» лежат на самом глубинном уровне, создавая наиболее прочный фундамент успеха компании. Для того чтобы показать место и значение этого ресурса, рассмотрим следующую классификацию функций предприятия: • А — первичная деятельность: изготовление конкретных изделий (например, автомобилей) или сервис (например, медицинское обслуживание); •


B — вторичная деятельность, направленная на улучшение основной функции; • С — деятельность, направленная на совершенствование функции B. Для большинства российских предприятий на их нынешнем этапе существования критичнее всего только деятельность группы A, отсюда и малый интерес ко всему, что связано с корпоративными знаниями. Подлинный интерес к менеджменту знаний в нашей стране возникнет тогда, когда критичными станут функции


групп В и С. Однако, по мнению многих аналитиков такое время настанет достаточно быстро. Причем этот процесс будут приближать две тенденции. С одной стороны это приход на наш рынок иностранных производителей, с другой - руководители многих «продвинутых» компаний пришли к пониманию недостаточности и узости внутреннего рынка для успешного развития и сохранения темпов роста своего бизнеса. То, что мы сегодня называем «менеджментом знаний», появилось


на свет лет пятнадцать назад как новое направление именно в менеджменте. Целью менеджмента знаний было создание руководств и методик для оптимального использования интеллектуального потенциала работников компаний. Тогда же «знания» были признаны экономической категорией, «фактором успеха», спустя некоторое время появились информационные технологии для работы с ними [3]. 1.3. Знание как стратегический актив Знания как категория могут быть определены как понимание, осознание,


знакомство с чем-либо, приобретенное через исследование, наблюдение, а также виде опыта, полученного со временем. Это интерпретация индивидуумом информации, основанная на личном опыте, навыках и способностях Для организации знания определяются как то, что персонал знает о своих поставщиках, клиентах, продуктах, процессах, ошибках и успехах. Знания могут быть размещены в базах данных или распределены в опыте и информации о практике. Знания накапливаются в течение всего времени существования организации и позволяют


организации развивать интуицию и способности к познанию, которые ведут к лучшему пониманию бизнеса. Данный процесс можно назвать накоплением мудрости организации. Знание удовлетворяет всем условиям стратегического актива: • Оно не имитируемо и незаменимо Каждый сотрудник организации вносит свой вклад в организацию, основанный на личной интерпретации имеющейся информации. Групповая интерпретация и усвоение (ассимиляция) знания


зависят от синергии всех участников в группе. Кроме того, синергия отдельных групп не может быть скопирована. Таким образом, знания группы представляют отдельную компетенцию, которая незаменима. • Редкий актив Знание - сумма из знаний, умений и навыков работников: "знаю-что", "знаю-как", "знаю-почему". • Ценный актив Знание выражается в улучшении продуктов, процессов, технологий и позволяет организации оставаться конкурентоспособной


и жизнеспособной. Приобретая новое знание первой, организация может вместе с этим приобрести уникальное конкурентное преимущество. Таким образом, организационное знание является стратегическим активом. Это предполагает, что организации, желающей остаться конкурентоспособной, следует развивать механизмы приобретения необходимых знаний и распространения знаний точно, последовательно, своевременно, в необходимой форме всем, кому они нужны в организации [5]. 2. ОСОБЕННОСТИ


ПОСТАНОВКИ И ПРИМЕНЕНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА ЗНАНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ Для системной постановки и применения менеджмента знаний должна использоваться точная бизнес-модель компании, которая на различных уровнях структурирует и формализует знание о компании и ее окружении. Технологии менеджмента знаний поддерживаются средствами бизнес-инжиниринга, концепции управления предприятием на основе построения его информационной бизнес-модели.


В ходе реализации принятой модели управления «знание должно переходить в действия»: в эффективное представление информационных ресурсов для принятия решений, и, в поддержке процессов выполнения принятых решений. Компании необходимо определять и постоянно усовершенствовать свои руководства к действию (методики, процедуры, должностные инструкции и т.д.), убеждаться, что они не ограничены в развитии и соответствуют условиям меняющейся бизнес-среды. Только такая стратегия управления знаниями и её воплощение в жизнь


с помощью информационных и коммуникационных технологий обеспечивает наибольшую вероятность быть первым. Задачи менеджмента знаний: связать знания с бизнес-процессами компании, сделать знания работающими. Таким образом, последовательность внедрения менеджмента знаний, лежит в русле общей концепции бизнес-инжиниринга, как базовой технологии современного управления и предполагает решение следующих задач: • Идентификация деятельности компании на стратегическом, функциональном и процессном уровне – построение


бизнес-модели компании. Решение этой задачи способствует выявлению и формализации исключительно важных «стратегических» и «процедурных» знаний – знаний «зачем», «почему» и «как» реализуется деятельность компании. • Идентификация «ключевых знаний» - создание в бизнес-модели классификаторов «дерево знаний» и «носители ключевого знания», построение «карты знаний». • Выбор стратегии менеджмента знаний – связь менеджмента знаний с базовыми принципами функционирования


бизнеса и общей картой стратегий. Идентификация критических факторов успеха и показателей в области менеджмента знаний. • Связывание «знаний» с процессами компании – проекция применения. Введение функций и разработка процессов управления знаниями и управления на основе знаний в бизнес-модель компании, формирование корпоративных регламентов – т.е. постановка регулярной деятельности в этой области. • Создание технологической ИТ-платформы применения знаний и других поддерживающих систем.


• Развитие внутренней культуры обмена знаниями, генерации и применения знаний. Постановка «менеджмента эффективности персонала». • Примечание: Данная задача решается на протяжении всего проекта с целью обеспечения вовлеченности персонала в проект, а далее и в работу системы менеджмента знаний. Но может быть выделена и в отдельный со-проект [3].


Надо признать, что создать эффективный корпоративный рынок знаний очень трудно и дорого. Так, попытка сформировать рынок знаний в крупной компании может ежегодно обходиться в 20-30 млн. долл и эта сумма впредь будет только расти. Бoльшая часть средств пойдет на создание штата обслуживающего персонала рынка. Анализ соотношения затрат и их результатов обречен на ту же проблему субъективности оценок и измерений, с которой сталкиваются топ-менеджеры компаний, когда пытаются оценить результаты


от инвестиций в информационные технологии. Но поскольку американские компании ежегодно тратят триллионы долларов на зарплату работникам умственного труда, не говоря уже о расходах на технику, с которой работают эти люди, то подъем производительности их труда хотя бы на 1% окупит эти расходы [1]. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Для своевременного принятия адекватных решений в условиях быстро меняющегося рынка, важно уметь пользоваться огромным багажом знаний, которым располагает практически любая современная компания.


Современная компания действует в условиях растущей конкуренции, носящей хаотический, сложный и глобальный характер, требующей сокращения времени реакции в условиях ограниченных ресурсов. Знания сотрудников и организаций в целом становятся ценным ресурсом, который начинает учитываться наравне с другими материальными ресурсами. Современные методики управления знаниями позволяют достигать измеримых бизнес-результатов от их внедрения. Управление знаниями позволяет повысить качество управленческих решений,


обеспечивая руководителей информацией, снизить трудозатраты на выполнение операций, повысить креативность и инициативность персонала. Управление знаниями поможет организациям стать более конкурентоспособными, снижать затраты, повысить скорость принятия решений и эффективно выявлять потребности клиентов. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Lowell B. Просто нужен рынок // Вестник McKinsey. – 2004.– № 3. 2. Андрусенко Т. Электронные рынки знаний //


Генеральный директор. – 2006 №4. 3. Стрельников А.О. Управление знаниями как маркетинговая стратегия: М.: ИКФ "АЛЬТ", 2006. 4. Карасюк Е. Управление знаниями: [Электронный документ] http:// http://www.kmtec.ru/publications/ 5. Бобрышев С. Управление организационным знанием как стратегическим активом // Менеджмент в России и за рубежом. – 2006 №9.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Понятийная составляющая концепта язык в русской и английской лингвокультурах
Реферат Конструкторы авиационных двигателей
Реферат Turman Show Essay Essay Research Paper Paradise
Реферат Современный этап в развитии философии политики
Реферат 1 Международный опыт организации оплаты труда 5 Глава 2
Реферат Арабские путешественники на Великом шелковом пути IX-X вв
Реферат Практическое задание по теме "Организация и технология отрасли"
Реферат Усложнение решающего правила при управлении в задачах распознавания образов
Реферат Психологические особенности отношения мальчиков и девочек младшего школьного возраста к родителям в полных и неполных семьях
Реферат Паблік рілейшенз як інструмент маркетингу у діяльності комерційного банку на прикладі АКБ Правекс-Банк
Реферат Субъекты и юридические формы использования земель сельскохозяйственного назначения в Республике Беларусь
Реферат Уроки чтения на русском языке в азербайджанской школе
Реферат Untitled Essay Research Paper James Rachels
Реферат Основное содержания и история возникновения учения одного из представителей австрийской школы маржинализма Ойгена фон Бем-Баверка
Реферат Товароведная характеристика пушно-меховых товаров и материалов, используемых для изготовления одежды