Реферат по предмету "Маркетинг"


Бизнес-план торгового предприятия и орагнизация его разработки

СОДЕРЖАНИЕ Введение… … 2 ГЛАВА1. ОСНОВЫ БИЗНЕС ПЛАНИРОВАНИЯ … 1. Задачи и особенности составления бизнес-плана… … …2. Финансосый план как часть бизнес-плана…3. Этапы разработки финансовой стратегии предприятия… 4. Маркетинговая стратегия… 25 ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАЗОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «РУБИН-


ПЛЮС»… 1. Краткая характеристика производственно-хозяйственной деятельности… ……… …2. Анализ розничного товарооборота ООО «Рубин-плюс»…3.Факторный анализ общего розничного товарооборота…4. Выводы и предложения по развитию розничного товарооборота и увеличение его объема….…58 ГЛАВА 3. БИЗНЕС-ПЛАН ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «РУБИН-ПЛЮС» НА 2003 г. …….….….61 3.1 . Характеристика магазина………….… 2. Описание товаров и услуг… 61 3.3.


Оценка рынка сбыта и уровня конкуренции… 4. Стратегия маркетинга….….5. Плановый объем продаж ….….6. Организационный план … 7. Финансовый план ….…75 Заключение… ….……79 Список использованной литературы… 81 Приложение… ………….……84 Введение. Разработка бизнес-плана - важное условие для начала организации бизнеса и его функционирования. В идеале каждое предприятие должно иметь разработанный набор целей и задач,


продумать стратегию преобразования целей в действия. В маркетинге принято считать, что наличие бизнес плана является одним из инструментов повышения доходности предприятия и защищает от неоправданных рисков. На вопрос, согласны ли предприниматели с тем, что написание бизнес-плана является одним из инструментов повышения доходности предприятия, были получены ответы, в которых отражено отсутствие единства мнения по поводу роли бизнес-плана в решении проблемы доходности


предприятия. Тем неменее 44% предпринимателей признают роль бизнес-плана для торгового предприятия. 22% руководителей имеют несформированную до конца позицию о возможностях бизнес-плана. Обращает внимание на себя факт, что 21% предпринимателей вообще затруднились оценить роль и значение бизнес-плана в доходности предприятия. Это свидетельствует о том, что в данной группе не сложилось представление о значимости и возможностях бизнес планирования. Диаграмма 1. 71,6% опрошенных предпринимателей ответили,


что у них нет письменно оформленного бизнес-плана. 28,4 % имеют бизнес-план. Приведенные данные о наличии бизнес-плана мало отличаются для продовольственных и непродовольственных магазинов. Зафиксировано различие мнений о бизнес-плане как инструменте повышения доходности предприятия в группах предпринимателей имеющих и не имеющих бизнес-план. Те руководители, у которых есть в наличии бизнес план в большинстве (75%) считают, что бизнес-план


является инструментом повышения доходности бизнеса. Диаграмма 2 Выявлено, что в подавляющем большинстве (72,7%) предприниматели, которые имеют в фирме бизнес-план, разрабатывали его и раньше. Более того, выявлена связь между оценкой руководителя состояния собственного предприятия и наличия в его фирме бизнес-плана. Состояние предприятия оценивалось по критериям: “на подъеме”, “нормальное, стабильное, без изменений”,


“на спаде”, “в стадии становления”, “трудно оценить”. Диаграмма 3. Самый высокий процент наличия бизнес-планов у руководителей, чьи предприятия находятся на подъеме (66,6%), самый низкий (23%) у предприятий в стадии становления. Хотя именно эта категория предприятий должна начинать свою деятельность с разработки бизнес-плана, который позволяет определить стратегию и тактику вхождения фирмы в бизнес.


Таким образом, значимость бизнес-плана как эффективного инструмента бизнеса для предпринимателей, которые имеют бизнес-план, подтвердилась самой предпринимательской практикой. Большинство предпринимателей - 79,5%% обращались за помощью к сторонним специалистам при разработке бизнес-плана. Этот факт свидетельствует о том, что самостоятельно предпринимателю сложно разработать бизнес-план. Составление бизнес-плана требует совместной работы со специалистом в этой области.


Итак, приведенные данные по распространенности бизнес-планирования свидетельствуют фактически о том, что подавляющее большинство предпринимателей слабо ориентированы в своем бизнесе на использование комплексного и системного подхода, как правило, разрабатываемого в бизнес-плане. Между тем, разработка бизнес-плана является важным инструментом изучения рынка, оценки необходимых инвестиций и затрат, определения показателей развития предприятия и путей увеличения его доходности.


Цель работы: «На основе анализа деятельности предприятия по планированию провести бизнес планирование на базовом предприятии. Задачи работы: 1. Раскрыть сущность и значение планирования на предприятии; 2. Раскрыть методику планирования на базовом предприятии. 3. Разработать бизнес-план базового предприятия. За базовое предприятие принято ООО «Рубин-плюс» г. Тамбов. ГЛАВА 1. ОСНОВЫ БИЗНЕС-


ПЛАНИРОВАНИЯ. Несмотря на все трудности и проблемы, в сфере частного предпринимательства в России заняты уже миллионы людей. Однако бизнес это совершенно особая манера жизни, предполагаю-щая готовность принимать самостоятельные решения и рисковать. Решив заняться бизнесом, предприниматель должен тщательно спланировать его организацию. Речь идет о бизнес-планах, с кото-рых во всем мире принято начинать любое коммерческое мероп-риятие.


В условиях рынка подобные планы необходимы всем: банкирам и потенциальным инвесторам, сотрудникам фирмы, желающим оценить свои перспективы и задачи, и прежде всего, самому предпринимателю, который должен тщательно проанали-зировать свои идеи, проверить их реалистичность. Собственно говоря, без бизнес-плана вообще нельзя браться за коммерческую деятельность, так как возможность неудачи будет слишком велика. Бизнес-план является принципиально новым для нашей эко-номики документом.


В традиционном для отечественного плани-рования технико-экономическом обосновании оценке экономи-ческой эффективности проекта отводилось всего несколько стра-ниц текста. Этого было вполне достаточно в условиях централи-зованно планируемой экономики, где инвестором выступал гос-бюджет, а своеобразным маркетингом занимался Госснаб. В от-личие от технико-экономического обоснования бизнес-план де-тально характеризует все основные аспекты


будущего предприя-тия, анализирует проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем. В условиях перехода к рыночной экономике овладение искус-ством составления бизнес-плана становится крайне актуальным, что обусловлено следующими причинами: 1. В нашу экономику входит новое поколение предпринимате-лей, многие из которых не имеют опыта руководства предприя-тием и поэтому весьма смутно представляют себе все ожидающие их проблемы.


2. Изменяющаяся хозяйственная среда ставит и опытных руководителей перед необходимостью по-иному просчитывать свои действия на рынке и готовиться к такому непривычному ранее для них занятию, как борьба с конкурентами. 3. Рассчитывая получить иностранные инвестиции для подъ-ема отечественной экономики, российские предприниматели дол-жны уметь обосновать свои заявки и доказывать (на основе принятой на Западе документации), что они способны оценить все аспекты использования инвестиций не хуже бизнесменов


из дру-гих стран. Решению вышеперечисленных проблем и призван помочь биз-нес-план, который является основным документом, определяю-щим стратегию развития фирмы. Следует подчеркнуть, что в настоящее время в России первоочередной целью бизнес-планирования является привлече-ние для участия в проектах потенциальных инвесторов и парт-неров. 1.1. ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА


Каждая фирма, начиная свою деятельность, обязана четко представить потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получе-ния, а также уметь точно рассчитывать эффективность использо-вания имеющихся средств в процессе работы фирмы. В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых


рынков, положении на них конкурен-тов, так и о собственных перспективах и возможностях. При всем многообразии форм предпринимательства сущест-вуют ключевые положения, применимые практически во всех об-ластях коммерческой деятельности и для разных фирм, необхо-димые для того, чтобы своевременно подготовиться, обойти по-тенциальные трудности и опасности, тем самым уменьшить риск в достижении поставленных целей. Разработка стратегии и такти-ки производственно-хозяйственной деятельности фирмы является важнейшей


задачей для любого бизнеса. В настоящее время в России бурно протекает процесс формирования и совершенствования работы действующих предприятий различных форм собственности. Важной задачей является привлечение инвестиций, в том числе и зарубежных. Для этого необ-ходимо аргументированное, тщательно обоснованное оформле-ние предложений, требующих капиталовложений. Успешное фор-мирование нового бизнеса также не может обойтись без четкого и объективного


планового проекта. Статистические данные о не-удачах новых предприятий указывают на то, что риск достаточно велик. Для предвидения и возможного предотвращения этих про-блем и используется планирование бизнеса. В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом и для действующих фирм, используемым во всех сферах предпринимательства. Многие бизнесмены его недооценивают. Они не представляют, насколько наличие хорошего бизнес-пла-на способно помочь новому бизнесу добыть


капитал, определить планы на будущее, составить аналитические таблицы, по кото-рым можно будет оценивать, как развивается дело. Бизнес-план побуждает предпринимателя тщательно изучить каждый элемент предполагаемого рискового рыночного занятия. Наверняка в этом процессе обнаружится множество слабых мест и пробелов, устра-нению которых придется уделить существенное внимание. Там же, где с такого рода проблемами справиться невозможно, сам факт их выявления позволит принять


решение об отказе от пред-приятия еще до того, как в него будут вкладываться средства. Цель разработки бизнес-плана спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленных периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи: · определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках; · сформулировать долговременные и краткосрочные


цели фир-мы, стратегию и тактику их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию стратегии; · выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, ко-торые будут предложены фирмой потребителям. Оценить произ-водственные и торговые издержки по их созданию и реализации; · выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей; · определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж,


ценообразо-ванию, каналам сбыта и др.; · оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям до-стижения поставленных целей; · предусмотреть трудности, «подводные камни», которые мо-гут помешать практическому выполнению бизнес-плана. Каждая задача может быть решена только во взаимосвязи с другими. Основной центр бизнес-плана концентрирование финансовых ресурсов.


Именно бизнес-план важное средство для увеличения капитала компании. Процесс составления бизнес-плана позволяет тщательно проанализировать начатое дело во всех деталях. Бизнес-план служит основой бизнес-предложения при переговорах с будущими партнерами; он играет важную роль при приглашении на работу основного персонала фирмы. Пренебрегая составлением бизнес-плана, предприниматель мо-жет оказаться не готовым к тем неприятностям,


которые ждут его на пути к успеху. А чаще всего это кончается плачевно как для него, так и для бизнеса, которым он занимается. Письменное оформление бизнес-плана имеет очень существенное значение для организации работ по его выполне-нию. Не следует пренебрегать составлением бизнес-плана даже в условиях, когда ситуация на рынке меняется довольно быстро. В связи с тем, что бизнес-план представляет собой результат исследований и организационной работы, имеющей целью изучение конкретного направления деятельности фирмы (продукта


или услуг) на определенном рынке и в сложившихся организационно-экономических условиях, он опирается на: · конкретный проект производства определенного товара (услуг) создание нового типа изделий или оказание новых услуг (особенности удовлетворения потребностей и т.д.); · всесторонний анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности организации, целью которой является выделение ее сильных и слабых сторон, специфики и отличий от других аналогичных фирм; · изучение конкретных финансовых, технико-


экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач. Главное достоинство бизнес-планирования заключается в том, что правильно составленный подробный план дает перспективу развития фирмы, то есть, в конечном счете, отвечает на самый важный для бизнесмена вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело, принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств. В зависимости от направленности и масштабов задуманного дела объем работ по составлению бизнес-


плана может изменять-ся в достаточно большом диапазоне, т.е. степень детализации его может быть весьма различной. В одном случае бизнес-план тре-бует менее объемной проработки, часть разделов может вообще отсутствовать. В другом бизнес-план предстоит разрабатывать в полном объеме, проводя для этого трудоемкие и сложные мар-кетинговые исследования. При составлении бизнес-плана важна степень участия в этом процессе самого руководителя. Это настолько существенно, что многие зарубежные банки и инвестиционные фонды отказыва-


ются вообще рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план был подготовлен консультантом со стороны, а руководителем лишь подписан. Это не значит, что не следует пользоваться услугами консультантов. Наоборот, привлечение экспертов весьма приветствуется инвесторами. Речь идет о другом сос-тавление бизнес-плана требует личного участия руководителя фирмы или человека,


собирающегося открыть свое дело. Вклю-чаясь непосредственно в эту работу, он как бы моделирует будущую деятельность, проверяя целесообразность всего за-мысла. Бизнес-план документ перспективный и составлять его рекомендуется минимум на ряд лет вперед. Для первого и второго года основные показатели рекомендуется давать в поквартальной разбивке, а при возможности, даже в помесячной. Начиная с третьего года можно ограничиться годовыми показателями.


Основные рекомендации в подготовке бизнес-плана это краткость, т.е. изложение только самого главного по каждому разделу плана; доступность в изучении и понимании, т.е. бизнес-план должен быть понятен широкому кругу людей, а не только специ-алистам. И не изобиловать техническими подробностями. Он также должен быть убедительным, лаконичным, пробуждать интерес у партнера. Только заинтересовав потенциального инвестора, предприниматель может надеяться на успех своего дела.


Бизнес-план является одним из составных документов, определяющих стратегию развития фирмы. Вместе с тем он базируется на общей концепции развития фирмы, более подробно разрабатывает экономический и финансовый аспект стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям. Бизнес-план охватывает одну из частей инвестиционной программы, срок реализации которой обычно ограничен одним или несколькими годами (часто корреспондирующими со сроками средне- и долгосрочных кредитов),


позволяющей дать достаточно четкую экономическую оценку намеченным мероприятиям. Таким образом, бизнес-план является не только внутренним документом фирмы, но и может быть использован для привлечения инвесторов. Перед тем как рискнуть некоторым капиталом, инвесторы должны быть уверены в тщательности проработки проекта и осведомлены о его эффективности. Предполагается, что бизнес-план хорошо подготовлен и изложен для восприятия потенциальных инвесторов


Уткин Э.А Кочеткова А.И. Бизнес-план. Как развернуть собственное дело М.: Экмос, 1999 1.2. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН КАК ЧАСТЬ БИЗНЕС-ПЛАНА Хозяйствующий субъект - самостоятельный экономический субъект рыночной экономики. Он сам определяет направления и величину использования прибыли, оставшейся в его распоря-жении после уплаты налогов. В этих условиях целью планиро-вания финансов является определение возможных объемов


финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогно-зирования величины финансовых показателей. К таким показа-телям относятся прежде всего собственные оборотные средства, амортизационные отчисления, кредиторская задолженность, по-стоянно находящаяся в распоряжении хозяйствующего субъекта, прибыль, налоги, уплачиваемые из прибыли, и др. К задачам планирования финансов относятся: 1) обеспечение производственно-торгового процесса необходимыми финансовыми ресурсами.


Определение плановых объ-емов необходимых денежных фондов и направления их расходования; 2) установление финансовых отношений с бюджетом, банком, страховыми организациями и другими хозяйствующими субъектами; 3) выявление путей наиболее рационального вложения ка-питала и резервов по его эффективному использованию; 4) увеличение прибыли за счет экономного использования денежных средств; 5) осуществление контроля за образованием и расходовани-ем денежных средств и эффективного вложения


капитала. Важный момент финансового планирования - его стратегия. Содержанием стратегии финансового планирования хозяйству-ющего субъекта является определение его центров доходов (прибыли) и центров расходов. Центр доходов хозяйствующего субъекта - это его подразделение, которое приносит ему максимальную прибыль. Центр расходов - это подразделение хозяйствующего субъекта, являющееся малорентабельным или во-обще некоммерческим, но играющим важную роль в общем производственно-


торговом процессе. Например, в западной эко-номике многие фирмы придерживаются правила «двадцать на восемьдесят», т. е. 20% затрат капитала должны давать 80% прибыли. Следовательно, остальные 80% вложений капитала приносят только 20% прибыли. Планирование финансовых по-казателей осуществляется посредством определенных методов. Методы планирования - это конкретные способы и приемы расчетов показателей.


При планировании финансовых показате-лей могут применяться следующие методы: нормативный, расчетно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование. Финансовый план хозяйствующего субъекта представляет собой баланс его доходов и расходов. В состав доходов вклю-чаются прежде всего доходы, получаемые за счет устойчивых источников собственных средств. При необходимости в доход-ную часть включаются суммы, получаемые за счет заемных средств.


К устойчивым источникам собственных доходов отно-сятся прибыль, амортизационные отчисления, отчисления в ре-монтный фонд, кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжений хозяйствующего субъекта. Цель составления финансового плана состоит в увязке доходов с не-обходимыми расходами. При превышении доходов над расходами сумма превышения направляется в резервный фонд. При превышении расходов над доходами определяется сумма недостатка финансовых средств.


Эти дополнительные финансовые средства могут быть получены за счет выпуска ценных бумаг, полученных кредитов или займов, благотворительных взносов и т.п. Если источник дополнительных финансовых средств уже точно известен, то эти средства включаются в доходную часть, а возврат их - в расходную часть фи-нансового плана. Финансовый план составляется на перспективу (пятилетку), на год с разбивкой по кварталам и на более


короткий период времени (оперативный). Таким образом, финансовый план бы-вает пятилетним, годовым, квартальным, оперативным. Бизнес-план представляет собой прогноз предпринимательской деятельности, разработку ориентиров и реального плана финансово-коммерческих мероприятий. Задачей бизнес-плана являются выявление проблем, с которыми столк-нется предприниматель при реализации своих целей в измен-чивой, неопределенной, конкурентной хозяйственной среде, и определение конкретных


путей решения этих проблем. Бизнес-план выступает в различных формах. Например, он может со-стоять из следующих разделов: 1) организационно-экономическая характеристика хозяйству-ющего субъекта и его бизнес-плана; 2) вид продукции и услуг; 3) оценка рынка сбыта продукции и услуг; 4) конкуренция; 5) маркетинг и продажа; 6) план производственно-торговой деятельности;


7) менеджмент; 8) оценка риска и страхование; 9) финансовая стратегия и финансовый план; 10) приложения. В бизнес-плане различают два вида финансового планиро-вания: долгосрочное и краткосрочное. Основой долгосрочного финансового планирования является определение потребности в капитале, позволяющей осуществить выбор и сроки получения кредитов, выпуска ценных бумаг, распределить капитал на собственный и заемный. Важное место в финансовой политике хо-зяйствующего субъекта отводится таким источникам формиро-


вания собственных средств, как ускоренная амортизация и резервный фонд. Заемные денежные средства стремятся при-влекать в период оживленной конъюнктуры Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта М.: Финансы и статистика, 1998 1.3. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ Реализация финансовой стратегии в её конкретном ме-ханизме функционирования


финансов предприятия должна базироваться на определенных принципах, адекватных рыночной экономике. Обобщение зарубежного опыта организации корпоративных финансов, опыта отечественных предприятий, анализа подходов коммерческих банков к оценке финансовой деятельности своих клиентов позволяет рекомендовать руководствоваться следующими основными принципами современной орга-низации финансов предприятий России: · плановости; · финансового соотношения сроков; · взаимозависимости финансовых показателей;


· гибкости (маневрирования); · минимизации финансовых издержек; · рациональности; · финансовой устойчивости. Естественно, что реализация этих принципов должна осуществляться при разработке финансовой стратегии и организации системы управления фи-нансами конкретного предприятия. При этом необходимо учитывать: · сферу деятельности (материальное производство, непроизводственная сфера); · отраслевую принадлежность (промышленность, транспорт, строительст-во, сельское хозяйство,


торговля и т.д.); · виды (направления) деятельности (экспорт, импорт); · организационно-правовые формы предпринимательской деятельности Финансы: Учебник для ВУЗов/ Под ред. Романовского М.В Врублевской О.В Сабанти Б.М М.: Юрайт, 2000 Схема разработки финансовой стратегии предприятия представлена на рис. 1. Разработке финансовой стратегии предприятия предшествует анализ фи-нансового состояния предприятия.


Предложения к формированию финансовой стратегии предприятия разра-батываются по объектам и составляющим генеральной финансовой страте-гии в нескольких вариантах (не менее трех) с обязательной количественной оценкой предложений и оценкой их влияния на структуру баланса предпри-ятия. Особое внимание при разработке финансовой стратегии уделяется полно-те выявления денежных доходов, мобилизации внутренних ресурсов, макси-мальному снижению себестоимости продукции, правильному распределению


и использованию прибыли, определению потребности в оборотных средст-вах, рациональному использованию капитала предприятия. Финансовая стратегия разрабатывается с учетом риска неплатежей, скачков инфляции и других форс-мажорных (непредвиденных) обстоятельств. Она должна соот-ветствовать производственным задачам и при необходимости корректиро-ваться и изменяться. Контроль за реализацией финансовой стратегии обеспечивает проверку поступлений доходов, экономное и


рациональное их ис-пользование, так как хорошо налаженный финансовый контроль помогает выявлять внутренние резервы, повышать рентабельность хозяйства, увели-чивая денежные накопления. Важной частью финансовой стратегии является разработка внутренних нормативов (с помощью которых определяются, например, направления распределения прибыли), успешно используемых в практике зарубежных компаний. Таким образом, успех финансовой стратегии предприятия гарантируется при взаимоуравновешивании теории


и практики финансовой стратегии; при соответствии финансовых стратегических целей реальным экономическим и финансовым возможностям через жесткую централизацию финансового стратегического руководства и гибкость его методов по мере изменения фи-нансово-экономической ситуации. Анализ финансового состояния Финансовый анализ на предприятии состоит из собственно анализа (от греческого «analysis») - логических приемов определения понятия финансов предприятия, когда это понятие разлагают


по признакам на составные части, чтобы таким образом сделать познание его ясным в полном его объеме, син-теза (от греческого «synthesis») - соединения ранее разложенных элементов изучаемого объекта в единое целое и выработки мер по улучшению финан-сового состояния предприятия. По субъектам проведения финансовый анализ разделяется на внешний и внутренний. Внешний финансовый анализ проводится сторонними организа-циями, как правило, аудиторскими фирмами.


С одной стороны внешний ана-лиз менее детализирован и более формализован, с другой более объективен и проводится более квалифицированными специалистами. Информационная база внутреннего финансового анализа гораздо шире, что позволяет учиты-вать всю внутреннюю информацию, недоступную для внешних аналитиков, но с другой стороны внутренний анализ более субъективен. В настоящее время он осуществляется работниками предприятия, чаще всего не подго-товленными для этой


работы. На самом деле основными исполнителями финансового анализа на предприятии должны быть финансовые менеджеры Финансы: Учебное пособие/ Под ред. Ковалевой А.М М.: Финансы и статистика, 1998 Оптимизация основных и оборотных средств Основные средства представляют собой стоимостную оценку основных производственных фондов - совокупности материально-вещественных цен-ностей, используемых в качестве средств труда и действующих в натураль-


ной форме в течение длительного времени как в сфере материального про-изводства, так и в непроизводственной сфере. Это здания, сооружения, пе-редаточные устройства, рабочие и силовые машины и оборудование, изме-рительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный ин-вентарь и принадлежности, рабочий и продуктовый скот, многолетние наса-ждения, внутрихозяйственные дороги и прочие основные средства.


К основ-ным средствам относятся также капитальные вложения на улучшение зе-мель (мелиоративные, осушительные, ирригационные и другие работы) и в арендованные здания, сооружения, оборудование и другие объекты. Капи-тальные вложения в многолетние насаждения, улучшение земель включают-ся в состав основных средств ежегодно в сумме затрат, относящихся к при-нятым в эксплуатацию площадям независимо от окончания всего комплекса работ. В составе основных средств учитываются находящиеся в собственности организации земельные


участки, объекты природопользования: вода, недра и другие природные ресурсы. Основные средства отражаются в бухгалтерском учете и отчетности по первоначальной стоимости, т.е. по фактическим затратам их приобретения, сооружения и изготовления. Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации соответствующих объектов.


Стоимость основных средств организации погашается путем начисления износа - амортизационной стоимости - и списания на издержки производ-ства или обращения в течение нормативного срока их полезного использова-ния по нормам, утвержденным в установленном законодательством порядке, за исключением земельных участков, объектов природопользования и других объектов, относящихся к основным средствам, по которым порядок начисле-ния износа устанавливается отдельными нормативными актами.


Накоплен-ный стоимостный износ (амортизированная стоимость) основных средств от-ражается в учете и отчетности отдельно. Оценка основных средств может быть по первоначальной, или инвентар-ной, восстановительной, или приведенной, остаточной, рыночной, или оце-ночной, ликвидационной стоимости. Основные средства включают активную и пассивную части, которые игра-ют различную роль в воспроизводственном процессе, и их соотношение за-висит от отрасли и вида деятельности предприятия.


Сравнение структуры основных средств в предприятиях одной отрасли позволяет судить о технической оснащенности и условиях производства. В процессе финансирования и кредитования предпринимательской дея-тельности большое значение имеет состав оборотных средств предприятий. Это: - запасы товарно-материальных ценностей; - дебиторская задолженность; - краткосрочные финансовые вложения; - денежные средства Павлова Л.Н. Финансы предприятий:


Учебник М.: Финансы, «ЮНИТИ», 1998 Оптимизация распределения прибыли Прибыль - это денежное выражение основной части денежных накопле-ний, создаваемых предприятиями любой формы собственности.Рис. 1. Схема разработки финансовой стратегии Как эконо-мическая категория прибыль характеризует финансовый результат предпринима-тельской деятельности предприятия. Она является показателем, наи-более полно отражающим эффективность производства, объем


и качество производимой продукции, состояние производительности труда, уровень се-бестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности. Прибыль - один из основных финансовых показателей плана и оценки хо-зяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляются финансовые мероприятия по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда


их работников, Она является не только источником обеспечения внутрихозяйственных по-требностей предприятий, но приобретает все большее значение в формиро-вании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов. Распределение и использование прибыли являются важным хозяйствен-ным процессом, обеспечивающим покрытие потребностей предпринимате-лей и формирование доходов государства. Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению


эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования. В зависимости от объективных условий общественного производства на различных этапах развития российской экономики система распределения прибыли менялась и совершенствовалась. Одной из важнейших проблем распределения прибыли как до перехода на рыночные отношения, так и в условиях их развития является оптимальное соотношение доли прибыли, ак-кумулируемой в доходах бюджета и распоряжении


хозяйствующих субъек-тов. Предприятие вправе решать на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязатель-ных платежей и отчислений, Таким образом, возникает необходимость в четкой системе распределе-ния прибыли прежде всего на стадии, предшествующей образованию чистой прибыли, т.е. прибыли, остающейся в распоряжении предприятия Финансы: Учебное пособие/ Под ред. Ковалевой А.М М.:


Финансы и статистика, 1998 В процессе распределения чистой прибыли предприятие вправе само-стоятельно определить способ распределения прибыли. Распределение чистой прибыли может быть осуществлено посредством образования специальных фондов: фонда накопления, фонда потребления и резервного фонда либо непосредственным её распределением по отдель-ным направлениям. В первом случае предприятие должно составить сметы расходования фондов потребления и накопления в виде дополнения к фи-нансовому плану.


Во втором случае распределение прибыли отражается не-посредственно в финансовом плане Финансы: Учебник для ВУЗов/ Под ред. Дробозиной Л.А. -М.: Финансы, 1999 Налоговая политика При разработке наиболее выгодного для фирмы варианта рационализа-ции налогообложения целесообразно в полной мере учитывать необходи-мость адаптации к непостоянству законодательства и регламентирующих до-кументов, а также учета ужесточения налогового контроля.


Оптимизация на-логообложения может быть определена как сравнение различных вариан-тов деловой активности и использование ресурсов в целях определения наиболее низкого уровня возникающих налоговых обязательств. Налоговая оптимизация основывается на изучении действующих законов и инструкций и на разъяснениях налоговых законов, а также на анализе нало-говой политики, проводимой правительством. Процесс налоговой оптимизации обычно проходит ряд этапов.


Первый - определение наиболее выгодного с налоговой точки зрения мес-та нахождения организации, ее руководящих органов, основных производст-венных и коммерческих подразделений и т.п. Второй этап - выбор правовой формы организации, ее структуры с уче-том специфики деятельности. Третий этап - наиболее эффективное использование возможностей на-логового законодательства, налоговых льгот при оценке облагаемого дохода и исчисления налоговых обязательств.


Четвертый этап - выявление путей самого разумного использования оборотных средств, размещения полученной прибыли и других накоплений, определение оптимальных форм и методов самой рационализации. Главная цель налоговой рационализации - расчет вариантов прямых и косвенных налогов, налогов с оборота по результатам деятельности приме-нительно к конкретной сделке в зависимости от различных правовых форм ее реализации. Здесь следует учитывать, что речь идет не о минимально возможном уровне налогообложения,


а о разработке системы сбалансированных нало-говых отчислений Уткин Э.А. Финансовый менеджмент: Учебник для ВУЗов М.: Зеркало, 1998 Политика в области ценных бумаг Совокупность инвестиций предприятий в ценные бумаги образует порт-фель ценных бумаг или инвестиционный портфель Павлова Л.Н. Финансы предприятий: Учебник М.: Финансы, «ЮНИТИ»,


1998 Арсенал методов формирования портфеля достаточно обширен; наи-большим авторитетом в настоящее время пользуется теория инвестиционно-го портфеля Уильяма Шарпа и Гарри Марковица. Основные принципы, изло-женные в этой теории, следующие. Во-первых, успех инвестиций в основном зависит от правильного распре-деления средств по типам активов. Проведённые западными специалистами эксперименты показали, что прибыль определяется: · на 94% выбором


типа используемых инвестиционных инструментов (ак-ции крупных компаний, краткосрочные казначейские векселя, долгосроч-ные облигации и др.); · на 4% выбором конкретных ценных бумаг заданного типа; · на 2% оценкой момента закупки ценных бумаг. Данный феномен объясняется тем, что бумаги одного типа сильно корре-лируют, т.е. если какая-то отрасль испытывает спад, то убыток инвестора не очень зависит от того, преобладают в его портфеле бумаги той или иной компании. Во-вторых, риск инвестиций в определённый тип ценных бумаг


определя-ется вероятностью отклонения прибыли от ожидаемого значения. Прогнози-руемое значение прибыли можно определить на основе обработки статисти-ческих данных о динамике прибыли от инвестиций в эти бумаги в прошлом, а риск - как среднеквадратическое отклонение от ожидаемой прибыли. В-третьих, ожидаемая доходность и риск инвестиционного портфеля могут меняться путем варьирования его структурой. Существуют различные про-граммы, позволяющие конструировать желаемую пропорцию активов


раз-личных типов, например, минимизирующую риск при заданном уровне ожи-даемой прибыли или максимизирующую прибыль при заданном уровне риска и др. В-четвёртых, все оценки, используемые при составлении инвестиционного портфеля, носят вероятностный характер. Конструирование портфеля в со-ответствии с требованиями классической теории возможно лишь при нали-чии ряда факторов: сформировавшегося рынка ценных бумаг, определённого периода его функционирования, статистики рынка и др.


Формирование инвестиционного портфеля осуществляется в несколько этапов: · формулирование целей его создания и определение их приоритетности, в частности, регулярное получение дивидендов или рост стоимости акти-вов, задание уровней риска, минимальной прибыли, отклонения от ожи-даемой прибыли и т.п.; · выбор финансовой компании (это может быть отечественная или зару-бежная фирма; при принятии решения можно использовать ряд критери-ев: репутация фирмы, её доступность, виды предлагаемый фирмой порт-фелей, их


доходность, виды используемых инвестиционных инструментов и т.п.); · выбор банка, который будет вести инвестиционный счёт. Одним из важнейших понятий в теории портфельных инвестиций является понятие эффективного портфеля, под которым понимается портфель, обеспечивающий максимальную доходность при некотором заданном уровне риска или минимальный риск при заданном уровне доходности. Алгоритм оп-ределения множества эффективных портфелей был разработан


Г.Марковицем в 50-е годы как составная часть теории портфеля. Сделанные им разра-ботки были настолько фундаментальными, что, по свидетельству известных специалистов в области портфельных инвестиций Э.Элтона и М.Грубера, исследования в этой области в последующие сорок лет сводились в основ-ном к разработке методов применения базовых идей и концепций теории Марковица Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом.


Выбор инвестиций. Анализ отчетности. -М.: Финансы и статистика, 2000 Внешнеэкономическая деятельность Внешнеэкономическая деятельность фирмы - это одна из сфер её хозяй-ственной деятельности, связанная с выходом на внешние рынки и функцио-нированием на внешних рынках. Направления, формы, методы внешнеэкономической деятельности зави-сят от вида предпринимательства фирмы - производственного, коммерче-ского, финансового или сочетания видов предпринимательства.


Внешнеэкономическая деятельность включает следующие основные на-правления: · выход на внешний рынок; · экспортно-импортные поставки товаров, услуг и капитала; · валютно-финансовые и кредитные операции; · создание и участие в деятельности совместных предприятий; · международный маркетинг; · мониторинг национальной экономической политики и экономики микро хо-зяйственных связей. Стратегия внешнеэкономической деятельности подразумевает внима-тельное рассмотрение всех альтернативных


вариантов в сфере внешнеэко-номической деятельности, относящихся к долгосрочным целям и их обосно-вание для принятия тех или иных решений. Стратегия, устанавливающая общие рамки внешнеэкономической дея-тельности, всегда необходима, даже если возникают трудности при её осу-ществлении. Успех в достижении долгосрочных целей внешнеэкономической деятельности фирмы зависит от влияния как внешних, так и внутренних фак-торов, которые необходимо тщательно рассматривать при разработке стра-


тегии. Внешние факторы можно представить тремя блоками факторов, оказы-вающих влияние на долгосрочные цели внешнеэкономической деятельности фирмы и, следовательно, требующих их учёта при выборе стратегии. Они следующие: 1) Национальная внешнеэкономическая политика; 2) Международные экономические отношения и тенденции в мировых эко-номических связях; 3) Факторы рынков страны - стратегического поля деятельности фирмы.


Внешние факторы фирма не может изменить, их необходимо знать, ана-лизировать и учитывать при принятии решений. В отличие от внешних, внутренние факторы зависят от фирмы, они зало-жены в её организационной структуре, структуре управления, профессиона-лизме персонала, работающего на фирме. К внутренним факторам относятся: · организационная структура фирмы; · гибкость системы управления внешнеэкономической деятельностью; · организация международного маркетинга; · принципы деятельности менеджеров в сфере внешнеэкономической


дея-тельности; · качество и быстрота получения информации, имеющей отношение к внешнеэкономической деятельности; · создание побудительных мотивов для персонала, занятого в сфере внешнеэкономической деятельности фирмы. Таким образом, внутренние факторы формируются стратегическим потен-циалом фирмы Экономическая стратегия фирмы: Учебное пособие/ Под ред. Градова А.П Спб.: Специальная литература, 1999 Оптимизация безналичных расчетов


Финансовая служба влияет на выбор форм расчетов исходя из задач ус-корения платежей, минимизации нежелательной задолженности, воздейст-вия на поставщиков при нарушении условий контрактов. Выбор формы расчетов определяется видом товара, спросом и его пред-ложением, характером хозяйственных связей между контрагентами сделки, способом транспортировки грузов, финансовым положением контрагентов. Этот выбор также определяется соотношением во времени поставки товара и оплаты за него.


В результате при оптимальном выборе форма расчетов в договоре будет выполнять еще и функцию правового средства обеспечения обязательства. При осуществлении безналичных расчетов допускаются следующие фор-мы расчетов: расчеты по инкассо, расчеты платежными поручениями, чека-ми, требованиями-поручениями, по аккредитиву, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота


Павлова Л.Н. Финансы предприятий: Учебник М.: Финансы, «ЮНИТИ», 1998 Ценовая политика Конкретные возможности ценообразования в значительной степени пре-допределяют финансовую политику фирмы. Цена является объектом энер-гичной конкуренции, результаты которой во многом предопределяют и фи-нансовые итоги рыночной деятельности. Цена - представляет собой экономическую категорию, означающую сумму денег, за которую продавец хочет


продать, а покупатель готов купить товар. Цена определенного количества товара составляет его стоимость, отсюда цена - денежная стоимость товара. Когда единица конкретного товара обме-нивается на определенное количество другого товара, это последнее стано-вится товарной ценой данного товара. Цена - сложная экономическая категория. В ней фокусируются практиче-ски все основные экономические отношения в обществе. Прежде всего это относится к производству и реализации товаров, формированию их


стоимо-сти, а также к созданию, распределению и использованию денежных накоп-лений. Цена опосредствует все товарно-денежные отношения. Ценообразование - процесс формирования цен на товары и услуги. Ха-рактерны две основные системы ценообразования: рыночное ценообразова-ние, функционирующее на базе взаимодействия спроса и предложения, и централизованное государственное ценообразование - формирование


цен государственными организациями. При этом в рамках затратного ценооб-разования в основу формирования цены закладываются издержки производ-ства и обращения. Цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Это до сих пор характерно для бедных стран, а также среди неимущих групп населения применительно к товарам первой необходимости. Но в последнее время на покупательском выборе энергичнее стали отражаться


ценовые факторы, в частности, стимулирование сбыта, организация распределения товаров и услуг для клиентуры различного покупательского уровня. Ценовая политика в маркетинге заключается в установлении таких цен, которые удовлетворяли бы не только продавцов, но и покупателей произво-димых благ. На процесс ценообразования влияет множество факторов. Маркетинговые цели и издержки фирмы являются лишь приблизительными ориентирами для определения цен


на товары и услуги. Прежде чем установить окончательную цену, фирма учитывает также степень государственного регулирования, уро-вень и динамику спроса, характер конкуренции, потребности оптовых и роз-ничных торговцев, которые продают товар конечному потребителю. Процесс формирования рыночных цен на товары включает ряд этапов: · постановку задач ценообразования; · определение спроса; · оценку издержек; · проведение анализа цен и товаров конкурентов; · выбор метода установления цен; · определение окончательной цены и правил


ее будущих изменений; · учет мер государственного регулирования цен. Установление цены на товар - процесс, состоящий из ряда этапов. Фир-ма: · тщательно определяет цели своего маркетинга, такие как обеспечение выживаемости, максимизации текущей прибыли, завоевания лидерства по показателям доли рынка или качества товара; · делает для себя оценку спроса, свидетельствующую о вероятных количе-ствах товара, которые реально продать на рынке в


течение конкретного отрезка времени по ценам разного уровня. Чем не эластичнее спрос, тем выше может быть цена, предлагаемая фирмой; · рассчитывает, как изменяется сумма ее издержек при различных уровнях производства; · изучает цены конкурентов для использования их в качестве базы при це-новом позиционировании собственного товара; · выбирает для себя один из многих методов ценообразования, прежде всего: «средние издержки плюс прибыль», анализ безубыточности и обеспечение


целевой прибыли; установление цены на основе ощущаемой покупателями ценности товара; на основе уровня текущих цен и т.д.; · устанавливает окончательную цену на товар с учетом ее наиболее полно-го психологического восприятия и с обязательной проверкой, что цена эта соответствует практикуемой фирмой политике цен, будет благоприятно воспринята дистрибьюторами и дилерами, собственным торговым персо-налом фирмы, конкурентами, поставщиками и государственными органа-ми Уткин Э.


А. Финансовый менеджмент: Учебник для ВУЗов М.: Зеркало, 1998 Доходы и поступления; расходы и отчисления средств Одно из направлений управления финансами предприятия - это эффек-тивное управление потоками денежных средств. Полная оценка финансового состояния предприятия невозможна без анализа потоков денежных средств. Одна из задач управления потоками денежных средств заключается в выяв-лении взаимосвязи между этими


потоками и прибылью, т.е. является ли по-лученная прибыль результатом эффективных потоков денежных средств или это результат каких-либо других факторов. Существуют такие понятия, как «движение денежных средств» и «поток денежных средств». Под движением денежных средств понимаются все валовые денежные поступления и платежи предприятия. Поток денежных средств связан с конкретным периодом времени и представляет собой разницу между всеми поступившими и выплаченными предприятиями денежными средствами за этот период.


Движение денег является первоосновной, в результате чего возникают финансы, т.е. финансовые отношения, денежные фонды, денеж-ные потоки. В мировой практике поток денежных средств обозначается понятием «кэш фло» (cash flow), хотя буквальный перевод (с англ.) этого термина - поток наличности. Денежный поток, в котором оттоки превышают притоки, называ-ется «негативный кэш фло» (negative cash flow), в обратном случае - это «позитивный кэш фло» (positive cash flow).


Применяется также понятие «дисконтированный, или приведенный денеж-ный поток - кэш фло» (discounted cash flow, или present value cash flow). Сло-во «дисконт» (discount) означает «скидка», следовательно, «дисконтирова-ние» означает «приведение будущих денежных потоков в сопоставимый вид с настоящим временем» Финансы: Учебное пособие/ Под ред. Ковалевой А.М М.: Финансы и статистика, 1998 Управление денежными потоками является одним из важнейших направ-лений деятельности


финансового менеджера. Оно включает в себя расчёт времени обращения денежных средств (финансовый цикл), анализ денежно-го потока, его прогнозирование, определение оптимального уровня денежных средств, составление бюджетов денежных средств и т.п. Взаимоотношения с бюджетом Расходы бюджета осуществляются с помощью бюджетного финансиро-вания - предоставления денежных средств юридическим и физическим ли-цам на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.


Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах и характеризуется специфическими формами представления средств. Принципы бюджетного финансирования играют важную роль в организа-ции рациональной системы бюджетного финансирования. К ним относятся: · получение максимального эффекта от использования бюджетных ресур-сов; · целевой характер использования бюджетных ресурсов; · предоставление бюджетных средств в меру выполнения производствен-ных и других показателей деятельности с учетом использования


ранее отпущенных средств; · безвозвратность и бесплатность основной части бюджетных ассигнова-ний. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации предостав-ление бюджетных средств осуществляется в следующих формах: · ассигнований на содержание бюджетных учреждений; · средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам; · трансфертов населению; · ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых


на другие уровни власти;



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.